Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за просрочку 2 НДФЛ в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Поскольку справка о доходах не является налоговой декларацией, за ее непредставление не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ.
По аналогичной причине из-за непредставления 2-НДФЛ не могут приостанавливаться операции налогоплательщика по счетам в банке (gостановления ФАС Московского округа от 10.01.2008 № КА-А40/12282-07, от 14.02.2008 № КА-А40/235-08).
Какова ответственность за непредставление 2-НДФЛ
Несвоевременная сдача налоговых деклараций грозит привлечению к ответственности не только организации, но и должностных лиц.
Декларацию предоставляют в ФНС, вместе с уплатой соответсвующего налога, к ним относятся:
годовой налог на прибыль;
НДС;
транспортный налог;
налог на имущество;
акцизы;
водный налог;
единый налог при УСН;
ЕСХН;
земельный налог;
налог на игорный бизнес.
В отдельных случаях организация может подать единую упрощённую декларацию.
Вид наказания
Последствия
Основание
Штраф для организации
С организации взыскивают 5% от суммы налога, который не выплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 руб. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам.
ст. 119 НК
Ответственность должностных лиц
Предупреждение от 300 рублей до 500 рублей
ст. 15.5 КоАП
Дополнительное последствие
Блокировка счёта по истечении 10 рабочих дней со дня срока подачи декларации или расчёта
подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК
Вид наказания
Последствия
Основание
Штраф для организации
1000 рублей за каждый полный или неполный месяц, со дня для подачи справки 6-НДФЛ
п. 1.2 ст. 126 НК
Ответственность должностных лиц
от 300 до 500 рублей
ст. 15.6 КоАП
Дополнительное последствие
Несдача справки ведёт к блокировке банковского счёта, если со дня срока предоставления 6-НДФЛ прошло 10 рабочих дней
п. 3.2 ст. 76 НК
Вид наказания
Последствия
Основание
Штраф для организации
За непредоставление формы организация заплатит 5% от суммы взноса, который не был уплачен в срок. Максимум — 30 процентов от этой суммы, но не меньше 1000 рублей. Сумма штрафа рассчитывается за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации или расчёта по взносам
п. 1 ст. 26.30 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ
Ответственность должностных лиц
Предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей
ч. 2 ст. 15.33 КоАП
Для подтверждения ОКВЭД в ФСС необходимо предоставить следующие документы:
справку, подтверждающую основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
заявление, подтверждающее основной вид экономической деятельности страхователя по обязательному страхованию от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
пояснительную записку к отчётности — не относится к малым предприятиям и ИП.
Вид наказания
Последствия
Основание
Штраф для организации
нет
Ответственность должностных лиц
нет
Дополнительное последствие
За несданный документ ФСС устанавливает тот тариф, который предусмотрен для деятельности с максимально высоким классом профессионального риска
п. 13 Правил, утв. постановлением Правительства от 01.12.2005 № 713
Вид наказания
Последствия
Основание
Штраф для организации
Несвоевременная сдача формы, искажённые или неверно переданные сведения — 500 рублей за каждое застрахованное физлицо. Если в формах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ допущена ошибка, на исправление даётся 5 рабочих дней с момента получения протокола от ПФР. С компании могут взыскать от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, если сотруднику не выдана выписка из СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в течение:
пяти календарных дней с момента обращения за документом;
трёх календарных дней при выходе на пенсию;
в день увольнения.
Вид наказания
Последствия
Основание
Штрафы для организации
Несвоевременная сдача декларации — от 20 тыс. до 80 тыс. рублей
ст. 8.5 КоАП
Ответственность должностных лиц
Несвоевременная сдача декларации — от 3 тыс. до 6 тыс. рублей
Вид наказания
Последствия
Основание
Штрафы для организации
Компания заплатит 200 рублей за каждый несданный в срок отчёт. Организации, которым необходимо сдать отчётность в ГИР БО — от 3000 до 5000 рублей
п. 1 ст. 126 НК ст. 19.7 КоАП
Ответственность должностных лиц
От 300 до 500 рублей за каждый несданный документ
ст. 15.6 КоАП ст. 19.7 КоАП
Дополнительное последствие
ИФНС не вправе блокировать банковский счёт за несданный бухгалтерский отчёт
письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25590; письмо ФНС от 16.11.2012 № АС-4-2/19309; письмо Минфина от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.
Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:
отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.
Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.
В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Форма 6-НДФЛ претерпела следующие изменения.
В состав 6-НДФЛ с 2021 года входит справка о доходах и суммах налога физического лица. С 2021 года отдельно сдавать 2-НДФЛ не нужно.
Поменяны местами разделы 1 и 2: начиная с 2021 года, в отчёте сначала указывают сроки перечисления и суммы НДФЛ, а затем — обобщённую информацию по налогу.
Оба раздела дополнены полями для указания КБК по НДФЛ. С 2021 года вводится прогрессивная шкала по налогу на доходы физических лиц. Поэтому в отчёте 6-НДФЛ для каждой ставки будут заполняться отдельные разделы.
Во втором разделе с 2021 года выделяются не только доходы в виде дивидендов, но и доходы по трудовым договорам, и доходы по договорам ГПХ.
Есть и другие нововведения. В частности — правила уточнения сведений:
если нужно уточнить расчёт, 6-НДФЛ сдаётся без приложений (т.е. без справок о доходах и суммах налога физических лиц);
если изменяется справка о доходах, то представить её нужно вместе с расчётом;
если нужно сообщить сведения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, их представляют в составе Расчёта в виде Справки. Для этого в документ добавлен раздел «Сумма дохода, с которого не удержан налог налоговым агентом, и сумма неудержанного налога».
Форма справки, которую выдают работнику, в целом осталась прежней. Но и тут есть новшества. В частности, изменена нумерация разделов, дополнен раздел о вычетах и появился новый раздел для включения сведений о невозможности удержать налог.
• ст. 123 – санкция; • ст. 226 – особенности расчета налога предприятиями и ИП с персоналом; • ст. 228 – правила отчисления подоходного налога; • ст. 75 – пени.
Постановление Пленума ВАС 2013-го года № 57 – особенности удержания и перечисления налога
Письма Минфина:
• № 03-02-07/1/8500; • № 03-04-05/7472 (п. 1).
Что изменилось в отчётности по НДФЛ с 2021 года
Согласно со ст. 226 НК РФ обязаны исчислять, удерживать у физического лица (налогоплательщика) и уплачивать в бюджет определённую сумму налога следующие контрагенты:
организации, зарегистрированные в Российской Федерации;
предприниматели (обязаны уплачивать как за себя лично, так и за наёмных работников);
практикующие частным образом нотариусы;
адвокаты, организовавшие частные адвокатские кабинеты или консультации;
обособленные подразделения компаний, головные офисы которых зарегистрированы в иностранных государствах, но подразделения расположены на территории Российской Федерации.
Контрагенты в обязательном порядке производят исчисление налога, затем производится удержание и уплата налога в бюджет, т.е. налогоплательщик (работник) даже не получает исчисленную сумму на руки.
В Российской Федерации (ст. 224 НК РФ) принят единый налог на заработную плату налоговых резидентов и составляет 13% (в данной статье не рассматриваются иные ставки НДФЛ). Уплата налога происходит следующим образом:
Процедура
Комментарий
Исчисление НДФЛ
13% от дохода работника
Определение налогового вычета
· стандартный (ст. 218 НК РФ)
· социальный (ст. 219 НК РФ)
· имущественный (ст. 220 НК РФ)
Удержание НДФЛ
Удержание производится при фактической выплате заработной платы
Перечисление удержанного налога в бюджет
Перечисление производится не позднее дня, следующего за днём выплаты заработной платы (для отпускных и пособия по больничному – последний день месяца, в котором выплачены отпускные или больничное пособие работнику)
Пример:
В ООО «АБВ» сотрудникам заработная плата выплачивается 2 раза в месяц – 10 и 25 числа. Зарплата за март выплачена 25 марта и 10 апреля. Налог в бюджет необходимо перечислить не позднее 11 апреля, т.к. уплата налога на доходы физических лиц производится за тот календарный месяц, за который была выплачена заработная плата.
Снижение штрафа за неуплату НДФЛ возможно при наличии ходатайства о снижении штрафа со стороны налогоплательщика или налогового агента. Отправить ходатайство необходимо в течение месяца с момента:
получения акта от налоговых органов о выявленном правонарушении;
получения акта выездной или камеральной проверки, где выявлены нарушения в налогообложении по НДФЛ.
В ходатайстве необходимо мотивировать нарушение по уплате НДФЛ или предоставления налоговой декларации. Таким обоснованием могут выступать:
отсутствие умышленного правонарушения;
материальные трудности;
личные обстоятельства, препятствующие своевременной сдаче декларации и уплаты НДФЛ;
действия непреодолимой силы: стихийное бедствие и т.д.
Наличие смягчающих обстоятельств может привести к смягчению наказания.
Можем ли мы быть уверены, что ходатайство позволит смягчить наказание?
Ответ: Уверенным в этом быть нельзя, но надеяться на смягчение наказания со стороны ИФНС вполне возможно.
Могут ли ИФНС назначить штраф не юридическому лицу, а физическому?
Ответ: Штраф будет назначен в зависимости от объекта, нарушившего налоговое законодательство.
Согласно Федеральному закону от 17.06.2019 № 147-ФЗ, эти выплаты касаются отдельных видов доходов:
оплата работодателем стоимости проезда до места проведения отпуска на территории России для сотрудников, работающих или проживающих в районах Крайнего Севера;
компенсационные выплаты медработникам до 1 млн руб.;
доходы, полученные инвалидами или детьми-инвалидами, а также суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых лицам, ухаживающим за ними;
доходы, полученные в рамках социальной поддержки;
выплаты почетным донорам.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения (ОП), ставят на учет в налоговых инспекциях по месту нахождения каждого подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). В этом случае перечислять НДФЛ и представлять справки 2-НДФЛ нужно по месту учета каждого такого ОП.
Если обособленные подразделения находятся на территории одного муниципалитета — города или района, но подведомственны разным налоговым инспекциям, то встать на учет можно по месту нахождения одного из таких подразделений по выбору фирмы.
Если головная фирма расположена в одном муниципалитете, а ее «обособленцы» – в другом, то организация может выбрать одну инспекцию в муниципальном образовании, куда будет сдавать отчетность по всем ОП.
Налоговые нарушения: на какие суммы накажут ИП в 2021 году
Поле «Код по ОКТМО»
.
Организации указывают код ОКТМО по месту нахождения (нахождения обособленного подразделения). ИП указывают код ОКТМО по месту жительства.
Если код вашей компании состоит из 8 цифр, тогда при заполнении справки 2-НДФЛ, вместо последних трёх символов необходимо поставить прочерки.
Узнать код ОКТМО можно при помощи этого сервиса.
Поле «Телефон»
. Указывается контактный номер телефона, по которому с вами могут связаться работники налоговой инспекции (например, «+74950001122»).
Поле «ИНН»
Поле «ИНН в Российской Федерации». Указывается ИНН сотрудника (при отсутствии ИНН данное поле не заполняется).
Поле «ИНН в стране гражданства». Указывается ИНН (или его аналог) иностранного сотрудника.
Поля «Фамилия», «Имя» и «Отчество». Указывается полностью без сокращений фамилия, имя и отчество (при наличии) сотрудника в соответствии с документом, удостоверяющим личность.
Поле «Статус налогоплательщика»:
Если сотрудник является налоговым резидентом РФ
(пробыл на территории России 183 и более календарных дней), то необходимо указать статус 1 , а в разделе 3 написать ставку 13%.
Если сотрудник не является налоговым резидентом РФ
(пробыл на территории России менее 183 календарных дней), то необходимо указать статус 2 , а в разделе 3 написать ставку 30%.
Кроме того,для иностранных работников предусмотрены следующие статусы:
«3» – высококвалифицированный специалист;
«4» – участник Государственной программы по переселению в РФ;
«5» – беженцы и получившие временное убежище в РФ;
«6» – трудовая деятельность на основе патента.
Поле «Дата рождения». Указывается дата рождения сотрудника (например, 10.05.1975).
Поле «Гражданство (код страны)». Для граждан России необходимо указывать код «643»
. Узнать коды других стран можно при помощи этого классификатора.
Поле «Код документа, удостоверяющего личность». В этом поле необходимо указать код документа удостоверяющего личность сотрудника. Для российских паспортов это код «21»
.
В разделе 4 отражают стандартные, социальные, имущественные налоговые вычеты, которые предоставлялись сотруднику в минувшем году.
Поле «Код вычета»
. Каждому типу вычета соответствует определенный код.
Узнать коды вычетов вы можете на этой странице.
Поле «Сумма вычета»
. Указываются суммы вычетов, соответствующие указанному коду.
Число заполненных строк в данном поле зависит от количества видов налоговых вычетов, которые были предоставлены работнику.
Уведомление, подтверждающее право на социальный и имущественный вычет.
Для получения налогового вычета через работодателя, сотруднику необходимо получить в ИФНС специальное уведомление и предоставить его по месту трудоустройства.
Данные этого уведомления (номер, дата и код ИФНС) отражаются в справке 2-НДФЛ.
Примечание
: возможность получения социального вычета через работодателя появилась в 2021 году.
В случаях, когда вы выплатили кому-либо из своих работников доход, но не смогли удержать НДФЛ из этого дохода и не перечислили его в бюджет, вам предстоит сообщить об этом в инспекцию. Срок — до 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода.
Сообщают об этом в инспекцию по установленной форме — в виде справки 2-НДФЛ, в которой проставляют признак «2». В ней указывают сумму дохода, с которого не удержан налог, и сумму неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Кстати, кроме налоговиков об этих доходах надо уведомить и налогоплательщиков – физлиц, которым были выплачены доходы.
С 2021 года справки с признаком «1» и «2» подают в один и тот же срок — до 1 марта (в 2021 году — до 2 марта). Таким образом, по всем справкам 2-НДФЛ организации отчитываются в один срок.
Физическому лицу придется заплатить не удержанный с него работодателем налог самостоятельно не позднее 1 декабря. Инспекция пришлет ему налоговое уведомление, поэтому декларацию 3-НДФЛ ему подавать не придется (пп. 4 п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).
Пример заполнения справки 2-НДФЛ
Читать далее…
Образец справки 2-НДФЛ для сотрудника в 2021 году
Первый вариант – это опоздание.
Если первое апреля прошло, а вы не сдавали справки в налоговую инспекцию (они принимаются ИФНС согласно приложенному реестру), приготовьтесь заплатить штраф.
Если ваши справки не прошли входной контроль по какой-либо причине (неважно в бумажном или электронном виде вы отчитываетесь перед налоговой) и исправить документы в срок не остается времени, то эти справки 2-НДФЛ также будут считаться не предоставленными.
При входном контроле проверяется заполнение всех обязательных полей документа
По результатам проверки выдается на руки или отправляется через оператора электронного документооборота протокол, с указанием не принятых справок и ошибок, обнаруженных в них.
Второй вариант – это, собственно, ошибки.
Аббревиатура НДФЛ расшифровывается довольно просто – налог на доходы с физических лиц. То есть из справки, оформленной по форме 2-НДФЛ, можно узнать всю информацию о доходах конкретного физического лица.
Типовая справка обязательно должна содержать следующие разделы:
полную информацию о работодателе, являющимся налоговым агентом (все реквизиты, официальное наименование);
все данные касательно работника (фамилия, имя и отчество, а также иные данные, необходимые для отчетности);
доход, облагаемый ставкой, величина которой составляет 13% (подоходный налог);
различного рода вычеты, маркируемые соответствующим цифровым кодом;
вся сумма получаемых физическим лицом доходов, на которые составляет справка.
Согласно действующему законодательству, предоставлять отчетность в налоговые органы необходимо в строго установленные сроки.
Согласно п. 1 ст. №126 НК РФ (ред. от 2 сентября 2010 года) налоговый агент несет как налоговую, так и административно-уголовную ответственность за несвоевременную отчетность.
Согласно действующему законодательству, все налоговые агенты, обязанные представлять справку 2-НДФЛ и осуществлять иную бухгалтерскую отчетность, несут ответственность согласно законодательству РФ.
Налагается денежный штраф, если были выявлены нарушения следующего рода:
справки предоставлены не по всем физическим лицам, которым была выплачена заработная плата;
справки по какой-либо причине не были предоставлены вовсе.
При выявлении нарушений подобного рода, возникших по вине должностного лица, налоговые органы руководствуются п. 1 ст. №15.6 КоАП РФ.
Согласно этому пункту, с виновного лица взыскивается штраф. Размер его может варьироваться в довольно широких пределах, в зависимости от последствий, а также иных обстоятельств, предшествующих нарушению законодательства.
При нарушении сроков подачи справки 2-НДФЛ в налоговые органы предприятие обязано выплатить штраф. Размер его устанавливается законодательством Российской Федерации – ст. №15.6 КоАП.
Размер штрафа привязан к юридическому статусу лица или организации, не соблюдающей сроки подачи сведений, необходимых для налогового контроля за коммерческой деятельностью, получаемыми доходами:
В судебной практике нередко возникают прецеденты, когда в непредставлении отчетности по НДФЛ признается виновным не гражданское или должностное лицо, а налоговый агент.
В таком случае налоговики руководствуются п. 1 ст. №126 НК РФ. С каждого дня просрочки начисляется штраф, величина которого составляет 200 руб. До 02.11. 10 г. величина такого штрафа была несколько меньше – 50 руб./день.
Каждая организация и ИП, имеющие в своем штате работников, должны исполнять обязанности налогового агента и удерживать с выплачиваемого дохода работника налог, а затем перечислять его в бюджет. При этом следует помнить, что существует перечень доходов, освобожденных от обложения НДФЛ. К ним относят различные пособия (кроме больничных) и компенсационные выплаты. То есть налогообложению не подлежат следующие виды выплат:
в связи с увольнением, кроме компенсации за неиспользованный отпуск;
связанные с командировочными расходами.
Но для определенных командировочных расходов устанавливаются ограничения на возможность принятия к учету полностью. К примеру, от налогообложения освобождены суточные в размере до 700 рублей для поездок по РФ и до 2500 рублей для поездок за границу.
В зависимости от того, какой статус у работника, для него предусматриваются следующие налоговые ставки:
для резидентов РФ – 13% и 35%;
для нерезидентов – 13%, 15% и 30%.
13% ставка налога используется
35% ставка налога используется
Для всех доходов, связанных с исполнением трудовых функций (включая отпускные) и выплачиваемые работодателем
Для доходов предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ вместо налога на прибыль
В случае получения дохода от реализации некоторых видов имущества
При получении дивидендов
В случае уплаты выигрыша, сумма которого превышает 4000 рублей
В случае получения экономической выгоды при экономии на процентах
Для доходов по процентам по вкладам
При нарушении сроков подачи справки 2-НДФЛ в налоговые органы предприятие обязано выплатить штраф. Размер его устанавливается законодательством Российской Федерации – ст. №15.6 КоАП.
Размер штрафа привязан к юридическому статусу лица или организации, не соблюдающей сроки подачи сведений, необходимых для налогового контроля за коммерческой деятельностью, получаемыми доходами:
Описание ситуации
Нормативное обоснование
На граждан накладывается штраф, размер которого может составлять сумму от 100 до 300 руб.
ст. №15.6 п.1 КоАП
С должностных лиц взыскивается штраф, размер которого составляет от 300 до 500 руб.
ст. №15.6 п.1 КоАП
На должностные лица, работающие в органах власти или местного самоуправления, дипломатических представительствах, консульствах, налагается штраф в размере от 500 до 1000 руб.
ст. №15.6 п.2 КоАП
а юристов и адвокатов распространяется действие отдельного нормативного акта – штраф для них также составляет 500-1000 руб
ст. №15.6 п.1 КоАП
В судебной практике нередко возникают прецеденты, когда в непредставлении отчетности по НДФЛ признается виновным не гражданское или должностное лицо, а налоговый агент.
В таком случае налоговики руководствуются п. 1 ст. №126 НК РФ. С каждого дня просрочки начисляется штраф, величина которого составляет 200 руб. До 02.11. 10 г. величина такого штрафа была несколько меньше – 50 руб./день.
Если же по какой-либо причине налоговому агенту или иному лицу, обязанному представлять справку 2-НДФЛ в налоговые органы, не удалось сделать это вовремя, необходимо выплатить штраф в установленном законодательством размере.
После того, как организация получает письменное уведомление о начисленном штрафе, следует перечислить всю необходимую сумму в бюджет, воспользовавшись обозначенным КБК в полученном письме.
Данный код бюджетной классификации выглядит следующим образом: 182 1 16 03010 01 6000 140.
Оплачивать штрафы желательно уже после того, как налоговым агентом в соответствующие налоговые органы была представлена справка 2-НДФЛ.
Инспекция установила, что по состоянию на 10 и 11 апреля организация не представила первичные сведения о доходах физических лиц в количестве 2000 справок. В связи с этим было вынесено решение о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 400 000 руб. (2000 шт. × 200 руб.).
Суд решил, что налоговый орган при назначении штрафа не установил обстоятельства, смягчающие вину работодателя, в то время как они имели место. Прежде всего, это несоразмерность наложенных санкций последствиям правонарушения, а также значительный объем документов.
Организация пояснила, что с помощью программного обеспечения 30 марта загрузила в систему оператора все сведения, сформировав их в пять файлов.
При этом она не получила документального отказа в принятии документов ни от оператора, ни от инспекции и была уверена, что направила все необходимые документы в налоговый орган в полном объеме и в установленный срок.
Таким образом, несвоевременная передача сведений по форме 2-НДФЛ была совершена организацией по неосторожности.
Кроме того, инспекция не привела доказательств, что непредставление документов повлекло значимые неблагоприятные экономические последствия для бюджета. Налог в бюджет был уплачен.
Судьи пришли к выводу о несоответствии размера штрафа причиненному вреду и снизили его в 20 раз – до 20 000 руб. (постановление ФАС Московского округа от 31.03.2014 по делу № А40-103842/13).
При создании отчета надо внимательно заполнять данные, перед подачей в налоговую следует самостоятельно сверять контрольные соответствия и соизмерять показатели с другими отчетными формами.
Если в справке недостоверную информацию обнаружит инспектор, к контрагенту применят санкции в сумме 500 рублей, это отражено в статье 126.1 пункт 1.
Если юр лицо самостоятельно обнаружит неточность и представит в налоговую инспекцию “уточненку”, штраф в таком случае применен не будет к пункту 2 той же статьи.
Помните, что есть ряд моментов, когда снижается размер наказания: это технические ошибки, которые произошли не умышленно. Для применения этой нормы влияет отсутствие задолженности у контрагента перед казной по другим налогам, а также пересмотр наказания и деловая репутация организации.
Нормативные акты не разъясняют, за какие неточности к субъекту хозяйствования применяются санкции. Если подходить формально, то это ошибки в сумме заработка или подоходного налога, и погрешности в телефоне юр лица или адресе регистрации сотрудника, а также за несвоевременную выдачу справки. Аналогичная ситуация и с указанием некорректных сокращений в бланке 2 НДФЛ.
Фискальные службы опубликовали письмо БС 3-11-590, где разъяснили правомерность взыскания штрафа за отчет 2 НДФЛ к статье 126.1 за неверно указанный ИНН сотрудника.
Признается недостоверной следующая информация, представленная в 2 НДФЛ:
Реквизиты, которые указаны в декларации 2 некорректно и не соответствуют действительности;
ошибки при формировании сведений;
неправильная финансовая информация в отношении начисленных доходов, применяемых ставок, вычетов, кодов;
ошибки в исчислении подоходного налога.
Материальное наказание за 2 НДФЛ в виде штрафа за несдачу отчета будет применено к контрагенту в следующих случаях:
Если декларации 2 НДФЛ представлены в фискальные органы не в отношении сотрудников;
если представитель юр лица, ответственный за формирование сведений, не подал справку 2 НДФЛ.
Если нарушения выявлены ИМНС, применят штраф за ошибки, на величину суммы влияют сложившиеся обстоятельства.
Отчеты в ИФНС по форме 2-НДФЛ подают в такие сроки:
До 1 апреля года, следующего за отчетным, если с доходов сотрудника был удержан подоходный налог.
До 1 марта года, следующего за отчетным, если с доходов сотрудника НДФЛ не был удержан.
Нарушать эти сроки запрещено.
Согласно НК РФ ст. 126 п. 1, если отчетность 2-НДФЛ сдана несвоевременно, предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый документ.
Стоит учесть, что за несвоевременное предоставление или за непредоставление отчета по заявлению ФНС России суд может привлечь нарушителя к административной ответственности:
в размере 100-300 руб. — для физических лиц;
в размере 300-500 руб. — для должностных лиц (руководителей, их заместителей и других).
Поэтому не стоит пренебрегать правилами, указанными в законодательстве РФ,
Если налоговый агент предоставил неправдивые сведения в отчете или были допущены ошибки при его заполнении, предусмотрены штрафные санкции. Это прописано в НК Российской Федерации в ст. 126.1 п. 1.
Штраф за неправильную 2-НДФЛ составляет 500 руб.
Его удастся избежать, если налоговый агент вовремя заметит ошибку в справке и предоставит корректирующий отчет. Сделать это нужно до даты, которая считается последней для сдачи отчетности.
Штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в 2021 году
Работодатели представляют в отделение ФНС заполненную форму 6-НДФЛ в сроки, установленные законом, согласно п. 2 ст. 230 НК РФ:
за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом;
за год – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (этот срок введен с 2019 года).
Непредставлением отчета считается не только отсутствие у фискалов заполненной формы в установленный законом срок, но и ее задержка хотя бы на один день. Если инспектор не получил вовремя сведения по налогоплательщикам от их налоговых агентов, то он вправе применить санкции в любой момент. Если отчет сдан с опозданием, ждите сообщение о штрафе в течение 10 дней.
Заполнять форму нужно внимательно и аккуратно, не допуская неточностей и проводя правильные расчеты. Любая ошибка может повлечь за собой финансовое наказание. Существуют также нарушения, не относящиеся к непредоставлению отчета. Это:
Недостоверные сведения, указанные при заполнении формы. За них не выпишут штраф, если успеть исправить ошибки самостоятельно, сдав уточненную 6-НДФЛ до того, как неточности заметит инспектор (п. 2 ст. 126.1 НК РФ).
Неправильный вид предоставления отчетности. Таким считается случай, если работодатель, имеющий 10 и более наемных сотрудников за отчетный период, принес в инспекцию заполненные бланки 6-НДФЛ на бумаге. По закону сделать это он должен в электронном виде.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) оплачивает работодатель.
К обязательным денежным отчислениям в казну державы выделяют такие:
на землю;
транспортный;
на имущество.
Каждый житель страны, который официально владеет недвижимой собственностью, обязан уплатить имущественный взнос. Для этого он обращается в Федеральную Налоговую Службу (ФНС) и на него регистрируется личный кабинет. Также открывается счет, на который он будет перечислять финансы. Уведомляют человека письменно, отправляя информацию почтой по месту регистрации.
В случае не обращения человека в государственные органы, ему сообщаться о начислении налогов не будут.
ИП, ООО и юридические лица вносят такие взносы:
НДФЛ на каждого сотрудника;
со всех поступлений;
на добавленную стоимость;
на транспорт;
земельный;
страховые взносы.
Штрафные санкции за уклонение от обязательной платы в пользу державы в этом году не увеличится, однако, контроль со стороны госслужбы останется строгим.
Юридическая ответственность лиц любого вида деятельности значительно отличается между собой. Зависит это от различного размера взносов, которые они вносят.
Налоговый Кодекс определяет такие понятия «неуплаты налогов»:
отказ от внесения суммы в полном объеме;
сдача отчета позже оговоренной даты;
частичная оплата;
ошибочный расчет платежа (самостоятельный);
уменьшение базовых ставок.
административная — в этом случае человек вынужден будет погасить задолженность и размер выставленной пени за неуплату налогов;
уголовная — применяется крайне редко, предусматривает лишение свободы за систематические уклонения от закона и при отказе от перечисления финансов в больших объемах;
налоговая — начисляются пени, штрафные санкции.
Виды ответственности за уклонение от уплаты налогов зависит от типа нарушения и оттого, кто его совершил.