Чем отличается следственный комитет от следственного управления МВД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается следственный комитет от следственного управления МВД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:

  • Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
  • Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
  • Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
  • Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
  • Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
  • Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
  • Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
  • Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
  • Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
  • Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
  • Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.

Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?

Чем занимается следственный комитет? Основные задачи и принципы деятельности

Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:

  1. Главой над всеми структурами следственного комитета является Председатель Следственного комитета. Он дает указания всем нижестоящим работникам, которые должны неукоснительно выполняться. Далее распоряжения доводятся до следователей.
  2. Свои полномочия Следственный комитет должен осуществлять независимо от органов государственной власти или местного самоуправления. А также не могут оказывать влияние на работу СК различные общественные организации и объединения.
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы работа сотрудников следственных органов велась в одном направлении, но при этом она не должна нарушать права и свободу человека.
  4. Обо всех результатах работы Следственного комитета должно быть доложено в федеральные органы государственной власти.

Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.

Следственный комитет имеет право рассматривать любое дело о преступлениях, которые предусмотрены действующим законодательством, ранее уже рассматривались в прокуратуре или в СК. Если задать вопрос, чем занимается следственный комитет РБ, например, то можно перечислить те же самые дела:

  • Убийства.
  • Изнасилования.
  • Умышленное причинение вреда здоровью человека, которое закончилось летальным исходом.
  • Похищение человека.
  • Преступные деяния, которые совершаются лицами с особым правовым статусом, к ним относятся работники внутренних органов, судьи, адвокаты, депутаты, должностные лица.
  • Налоговые преступления.

Всем ясно, что то, чем занимается Следственный комитет при прокуратуре очень важно, поэтому за такую работу необходимо поощрять. Как правило, работники различных отраслей получают заслуженные награды в дни своих профессиональных праздников. У работников СК такие также имеются, каждый год сотрудники праздную две главные даты:

  • 25 июля. В этот день всех отличившихся сотрудников Следственного комитета благодарят за отвагу и награждают за их нелегкий труд.
  • 19 октября. Это профессиональный праздник сотрудников подразделений криминалистики.

Но именно в свои рабочие будни сотрудники Следственного комитета делают важную работу.

  • Статья 151 УПК РФ: порядок рассмотрения сообщения о преступлении
  • Прокуратура — это государственное учреждение, осуществляющее надзор за исполнением законов. Структура и полномочия прокуратуры
  • Основные функции прокуратуры РФ
  • Дознаватель — это … Определение, функции и обязанности
  • Органы социального партнерства. Основные принципы и задачи социального партнерства
  • Основные принципы стандартизации. Цели, методы и принципы стандартизации
  • Следственно-оперативная группа: состав, сотрудники, деятельность

Следственный комитет – это орган власти на государственном уровне. На основе законодательства РФ он имеет полномочия в сфере судопроизводства, а также другие права, которые предусмотрены федеральными законами. Большое количество задач удалось решить благодаря сотрудникам данного управления. Чем занимается следственный комитет, какие цели и задачи поставлены перед его сотрудниками? На эти вопросы постараемся ответить в нашей статье.

Орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:

  • Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
  • Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
  • Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
  • Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
  • Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств в сфере судопроизводства.
  • Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
  • Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
  • Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
  • Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
  • Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
  • Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.

Чем занимается следственный комитет и на каких принципах основана деятельность данной организации?

Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:

  1. Главой над всеми структурами следственного комитета является Председатель Следственного комитета. Он дает указания всем нижестоящим работникам, которые должны неукоснительно выполняться. Далее распоряжения доводятся до следователей.
  2. Свои полномочия Следственный комитет должен осуществлять независимо от органов государственной власти или местного самоуправления. А также не могут оказывать влияние на работу СК различные общественные организации и объединения.
  3. Нужно сделать все возможное, чтобы работа сотрудников следственных органов велась в одном направлении, но при этом она не должна нарушать права и свободу человека.
  4. Обо всех результатах работы Следственного комитета должно быть доложено в федеральные органы государственной власти.

Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.

Если человек принял решение заниматься следственной деятельностью и работать в следственном комитете, то он должен понимать, что к каждому сотруднику предъявляются особые требования. Среди профессиональных и личных качества можно отметить следующие:

  • Отличное знание законодательной базы.
  • Широкий кругозор.
  • Свободное владение юридическим языком.
  • Ответственное отношение к своему делу.
  • Стрессоустойчивость.
  • Умение работать с информацией и выделять из нее главное.
  • Дисциплинированность.
  • Умение налаживать контакт с людьми.
  • Вежливость.
  • Трудолюбие.
  • Самоотверженная преданность своему делу.

Но имеется также то, на что работник СК не имеет права:

  • Сотруднику нельзя входить в политическое объединение, выдвигать свою кандидатуру на выборную должность и заниматься общественной деятельностью.
  • Совмещать работу в СК с другими видами деятельности.
  • Входить в состав органов управления на территории государства.

Но чем занимается следователь следственного комитета, какие полномочия на него возложены?

В состав центрального аппарата следственного комитета входит много структур, не только главных управлений, но и второстепенных:

  • Следственное управление.
  • Организационно-инспекторское управление.
  • Управление криминалистики.
  • Управление обеспечения деятельности.
  • Следственные управления по федеральным округам.
  • Управление процессуального контроля над расследованием особо важных дел в федеральных округах.
  • Военное следственное управление.

Каждый день на территории страны совершается много преступлений, многие из них мелкие и раскрываются сразу по горячим следам. Но есть и такие, которые возмущают все общество и требуют особого подхода к расследованию. Чем занимается Следственный комитет МВД? Ответ прост: самыми резонансными и запутанными делами. В последнее время были раскрыты такие преступления:

Общая информация

Компетенция правоохранительных органов 

Следственный комитет России

Полиция

Суд

Общий надзор в прокуратуре

Территориальность: в какой конкретно отдел правоохранительного органа обращаться?

Если вы стали жертвой или свидетелем правонарушения, крайне важно определить компетентный государственный орган, уполномоченный принимать решения по вашей проблеме.

Конечно, если вы обратитесь не по адресу, ваше обращение не должно быть оставлено без внимания и в течение 7 дней со дня регистрации (в случае, если вы заявляете о преступлении – 3 дней) будет передано в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу.

Однако подача заявления сразу же в компетентный орган имеет очевидные преимущества ( см. инструкцию “Как и куда подать заявление о преступлении”).

Если ваше заявление содержит информацию о совершении условно «бытового» административного правонарушения, такое заявление в большинстве ситуаций подается в полицию (подробнее см. ст. 28.3 КоАП РФ). В пределах своих полномочий возбуждать производство по делу об административном правонарушении может также прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ).

Более того, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Иными словами, по вашему заявлению прокурор может возбудить любое дело об административном правонарушении (см.

инструкцию “Как писать заявление в полицию”).

Следственный комитет это полиция

1) причинение вреда здоровью различной тяжести;

2) преступления против собственности (кражи, мошенничество, грабеж, хищения и другие);

3) хулиганство;

4) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации технических средств;

5) наряду с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) расследует дела, связанные с изготовлением и распространением наркотиков.

Территориальная подследственность по уголовным делам определяется, как правило, местом совершения деяния, содержащего признаки преступления (ст.152 УК РФ).

Значит заявление нужно нести в соответствующий орган, работающий на территории, на которой совершено преступление.

Территориальная подследственность по делам об административных правонарушениях также определяется местом совершения правонарушения.

В случае если вы подаете заявление о преступлении, существует определенная подследственность среди правоохранительных органов, предусмотренная ст.151 УПК РФ (см. – компетенция).

Если место совершения административного правонарушения или преступления входит в границы подследственности одного отдела полиции, а заявление подано на территории другого отдела, то все имеющиеся материалы после регистрации передаются в нужный орган. Одновременно принимаются необходимые меры для того чтобы сохранить следы правонарушения или преступления.

Примеры:

  1. Вы обратились в отдел полиции с заявлением, в котором сообщили, что сотрудник ГИБДД потребовал от вас взятку в размере 1000 рублей. В таком случае полиция обязана принять и зарегистрировать ваше заявление, однако в течение 3 дней оно будет перенаправлено в Следственный комитет России.

  2. Предположим, вы проживаете в Центральном районе Петербурга. Выйдя из офиса, где вы работаете, расположенного в Невском районе, вы обнаружили, что лобовое стекло на вашем автомобиле разбито.

    Если вы обратитесь с сообщением об этом в Центральный отдел полиции, который расположен рядом с вашим домом, такое заявление полиция обязана будет зарегистрировать и перенаправить в Невский отдел полиции, так как именно там было совершено правонарушение.

Совет

Большая часть преступлений, с которыми сталкиваются граждане в быту, расследуется сотрудниками полиции. Поэтому в случае, если у вас что-то украли, вашего родственника похитили или вашему здоровью причинили вред – обращайтесь в отдел полиции.

При этом куда важнее оперативно обратиться в любой ближайший отдел, чтобы преступника задержали по «горячим» следам, чем искать правильную подследственность.

Важно: единственным исключением является статья 286 УК РФ – превышение должностных полномочий в случае, если вы подозреваете в совершении преступления полицейского. В такой ситуации необходимо обращаться непосредственно в Следственный комитет России.

Задачами ведомства являются:

  • расследование подследственных преступлений (убийство, принуждение к изъятию органов человека для трансплантации, похищение человека, клевета в отношении судьи, прокурора, судебного пристава, все тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и прочее) максимально оперативно и качественно;
  • надзор за деятельностью следователей СК;
  • защита прав и свобод граждан, обеспечение законного порядка приема, регистрации, проверки сообщений о преступлении;
  • совершенствование нормативной базы в сфере деятельности (например, внесение предложений по изменению каких-либо положений кодексов, законов).

При выполнении возложенных задач сотрудники ведомства руководствуются Конституцией Российской Федерации и иными правовыми документами.

Одно из дел СК РФ:

Ведомством осуществляется следующая деятельность:

  1. принимаются, регистрируются и проверяются сообщения о преступлениях;
  2. проводится расследование с принятием окончательного процессуального решения (о прекращении уголовного дела, о предъявлении обвинения и направлении дела в суд, прочее);
  3. готовит и вносит проекты законов по вопросам деятельности;
  4. контролирует работу следователей;
  5. анализирует практику применения нормативных документов в области уголовного судопроизводства (с этой целью обычно собирает сведения из территориальных подразделений СК);
  6. организует кадровую работу (прием, увольнение сотрудников, обучение, повышение квалификации);
  7. взаимодействует со СМИ (информирует о своей работе общественность, например, о ходе расследования уголовного дела или об обстоятельствах задержания подозреваемого);
  8. проводит прием граждан, рассматривает их обращения (в том числе жалобы на следователей региональных подразделений);
  9. представляет и защищает интересы СК, например, в суде.

При осуществлении деятельности сотрудники ведомства могут:

  • запрашивать и получать бесплатно нужные сведения;
  • участвовать в создании баз данных по сфере деятельности;
  • вести криминалистические учеты, базы данных и использовать их в работе;
  • в случае необходимости привлекать к сотрудничеству специалистов, ученых.

При этом Следственный комитет имеет право издавать собственные нормативные документы.

Рис. 1. Председатель СК России.

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять …

Что должен знать следователь следственного комитета?

Порой людям этой профессии приходится проявлять и актерские способности. Профессия следователя предполагает наличие высшего юридического образования. Для осуществления своей деятельности он должен знать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, криминалистику, психологию общения, логику.

Записки русского путешественника

Следователь прокуратуры в среднем зарабатывает 35 000 руб., однако эта сумма может быть больше при наличии определенных профессиональных заслуг. Хороший специалист в Москве может получать 65 000 руб.

Какие вопросы решает следственный комитет?

Основной задачей следственных органов СК России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) к подследственности следователей СК России.

гражданин не может быть принят на гражданскую службу (для Следственного комитета – на службу в систему Следственного комитета), а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением …

Какие должности есть в Следственном комитете?

В центральном аппарате Следственного комитета Российской Федерации:

  • начальник отдела;
  • заместитель начальника отдела;
  • начальник отдела в главном управлении;
  • начальник отдела в управлении;
  • заместитель начальника отдела в главном управлении;
  • заместитель начальника отдела в управлении;
  • референт;

14 дек. 2012 г.

Следственный комитет — тоже государственный орган, основной задачей которого является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Комитет имеет право проводить предварительное расследование.

В следственном комитете предусмотрена воинская служба, и его сотрудники могут носить боевое оружие. Помимо военной, в рядах следственного комитета, проходят правоохранительную и государственную службу. Кто на какой службе, определяет должность.

Основные функции следственного комитета:

  • проведение проверки сообщений о преступлениях, предварительных расследований и экспертиз;
  • обобщение практики применения законодательных актов;
  • разработка и законодательных актов, требующих решения Президента и Правительства;
  • проведение правовой экспертизы проектов законодательных актов по поручениям Президента;
  • образование и проведение экспертных комиссий и советов;
  • представление в судах интересов следственного комитета;
  • участие в формировании бюджета РФ:
  • взаимодействие с государственными органами иностранных государств, международными организациями и средствами массовой информации;
  • работа с обращениями граждан.

Следственный комитет имеет четкую структуру. Он состоит из:

  • главных следственных управлений, обычных следственных управлений и отделов, приравненных к управлениям в субъектах РФ;
  • межрайонных и обычных следственных отделов;
  • отделений районов и городов.

Итак: следственный комитет и объединяющая прокуроров структура — это военизированные организации, занимающиеся охраной правопорядка. На первый взгляд, они похожи.

Сравнивать следственный комитет и другие правоохранительные структуры некорректно. В полной мере это относится и к сравнению с прокуратурой — это две отдельные организации, и разница между ними огромна.

Сравнивать их — это как сравнивать бригаду лесорубов и бригаду скорой помощи: название одинаковое, обе бригады состоят из людей, на этом сходства заканчиваются, во всем остальном эти коллективы отличаются.

Примерно так и у прокуратуры с СК — есть что-то отдаленно похожее, но, в целом, разница между организациями огромна. Главным отличием, конечно, является функциональное предназначение комитета и прокуратуры, остальные отличия проистекают из этого.

Определение 2

Следственный комитет РФ — федеральная централизованная система, сосредотачивающая следственные органы и учреждения, функционирующая на базе подчинения нижестоящих глав вышестоящим руководителям и Председателю СК РФ.

Начал функционировать 15.01.2011. Военная организация, одним из прав которой является приобретение боевого оружия. Отделение СК РФ от Прокуратуры РФ было нацелено на независимость следствия при формировании уголовных дел.

Отличие следственного департамента МВД от следственного комитета рф.

Определение 3

Служба в Следственном комитете РФ — федеральная государственная служба.

Другими словами, следователи и иные должностные лица СК страны считаются федеральными муниципальными служащими, исполняющими прямые обязанности по замещаемой должности федеральной госслужбы с учетом индивидуальностей, предусмотренных законодательством о Следственном комитете РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Вывод 1

Это означает, что на служащих органов СК РФ, куда входит и главное следственное управление, распространено трудовое законодательство (с учетом специфичности службы).

Прием сотрудников в Следственный комитет РФ осуществляется на основании соответствующих законов и положений о государственных служащих. В СК РФ могут быть приняты только резиденты РФ.

Исключительные случаи — пополнение штата следователей местных, городских следственных отделов и следственных филиалов. Здесь на должности СК могут назначаться лица, окончившие 3 курса университета по юридической специальности.

На отдельные должности федеральной госслужбы в СК РФ могут принять и без высшего юридического образования. В этом случае у кандидата должно быть иное в/о, которое будет соответствовать замещаемой должности.

Не имеющим право поступать на госслужбу в СК РФ относятся граждане:

  • недееспособные, ограниченно дееспособные;
  • осужденные за преступления;
  • имевшие судимость, которая снята или же погашена;
  • в отношении которых исполняется уголовное преследование;
  • уголовное преследование прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, в связи с инициативным раскаянием и т.п.;
  • отказавшиеся предоставить должную информацию,
  • препятствующие предоставлению информации;
  • имеющие заболевание, ограничивающее выполнение служебных обязанностей;
  • находящиеся в родственных связях с сотрудниками СК РФ;
  • лишенные гражданства РФ;
  • иностранцы, кроме случаев с международными контрактами;
  • предоставившие недостоверные сведения о себе, родственниках при поступлении на следственную службу.

Граждане, с высшим юридическим образованием, которое получили по договорам о мотивированном обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), должны пройти службу в следственных органах или же учреждениях комитета по соответствующей специализации не менее 5 лет.

Определение 4

Главным нормативным правовым актом, упорядочивающий организацию, работу следственного органа, считается Закон о Следственном комитете РФ.

Данный закон регулирует задачи, функции, работу Следственного комитета РФ, вопросы его системной организации, прочие вопросы.

Определение 5

Нормативные акты Следственного комитета РФ — состояние о Следственном комитете РФ, устанавливающий предписания для Закона о СК РФ и перечень должностей в Следственном комитете РФ, определяющий систему должностей и званий.

Значимый правовой смысл содержит Кодекс этики и казенного поведения федеральных муниципальных служащих Следственного комитета РФ, который одобрил Председатель Следственного комитета.

В данный нормативный документ интегрированы главные основы и критерии поведения муниципальных служащих, рекомендательные критерии их поведения, вопросы, связанные с возложением ответственности за несоблюдение надлежащих правил.

Ведущими задачами Следственного комитета РФ (в границах предоставленных ему полномочий) считаются:

  • оперативное, всестороннее, абсолютное, беспристрастное (качественное) расследование злодеяний (соответственно последовательности, конкретной УПК РФ);
  • обеспечение соблюдения прав и свобод человека, законности регистрации, проверок, возбуждении уголовных дел, производстве подготовительного расследования;
  • воплощение внутриведомственного процессуального контроля над работой по расследованию преступлений;
  • выявление и пресечение действий, которые могут способствовать совершению преступлений;
  • содействие международному сотрудничеству;
  • разработка системы (мер, действий), с помощью которой будет реализовываться уголовно-процессуальная политика;
  • роль в правотворческой работе и улучшение УПК;
  • обеспечение взаимодействия (координация на разных уровнях) с другими, поддерживающими правопорядок органами;
  • информационно-статистическая работа, подотчетность ведомств перед Президентом РФ.

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Чем отличается мвд от Следственного комитета?

  • Приёмная Председателя Следственного комитета Российской Федерации
  • Прямая линия телефонной связи граждан с руководителем следственного управления
  • Интернет-приемная
  • Порядок рассмотрения обращений и приема граждан
  • График приема граждан
  • Подследственность
  • Схема проезда
  • Общероссийский день приема граждан

15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре РФ был выделен из системы надзорных органов в самостоятельную структуру. А учреждён он был в соответствии с Указом Президента РФ от 1 августа 2007 года N 1004. Согласно тексту Указа, новая структура создавалась в целях совершенствования государственного управления в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и призвана стать важнейшим институтом государственности, обеспечивающим безопасность личности и общества.

О том, как работает одна из ключевых правоохранительных структур региона, как отстаивает интересы государства и граждан, рассказал в интервью руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области генерал-майор юстиции Липатов Олег Игоревич.

— Олег Игоревич, 5 лет – серьёзный срок. Можно уже подвести определенные итоги и ответить на вопрос: насколько оправданным было реформирование правоохранительной системы?

Срок действительно серьезный. Реформирование обусловлено, в том числе и тем, что Россия приняла на себя определенные международные обязательства, в соответствии с которыми следствие и надзор не могут быть сосредоточены в одном органе. На протяжении длительного времени обсуждался вопрос о создании единого, независимого следственного органа. Первый этап его формирования состоялся 7 сентября 2007 года, а 15 января 2011 года он получил свое логическое завершение как единый следственный орган. Теперь остается объединить в нем все следствие, которое существует в Российской Федерации. Это решение вполне оправданно, при том, что подлежат корректировке полномочия других органов, в том числе, надзорных и судебных. Лишь в этом случае можно будет говорить о полном соответствии, взаимодействии и т.д. Пока реформированию подверглось только следствие. Другие органы не реформируются, за исключением полиции. Но и в данном конкретном случае можно вести речь скорее о корректировке устройства. Результат будет достигнут только при наличии правильной реформы органов внутренних дел, прокуратуры и судебных органов.

Представитель СКР Владимир Маркин возразил: за прошлый год Следственным комитетом было возбуждено 37 тыс. дел по экономическим преступлениям, в суд ушло 19 тыс.; за 9 месяцев этого года 32 тыс. уголовных дел возбуждено, в суд ушло уже 15,5 тыс. «То есть по нашим уголовным делам в принципе картина другая», — заявил он радиостанции «Вести-FM». Подразумевая тем самым, что критика президента обращена в основном не СКР, а следственным департаментам других ведомств.

Однако прокурорам дан приказ ставить заслон перед особо рьяными следователями. «У прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже от поддержки обвинения в суде», — подсказал Владимир Путин. Дважды просить Юрия Чайку не надо — у него с руководителем СКР Александром Бастрыкиным исторически напряженные отношения, и, надо полагать, перечисленные Путиным инструменты он сейчас постарается как следует заточить и начистить.

С другой стороны, президент намекнул, что и у Александра Бастрыкина может появиться почва для претензий в адрес Юрия Чайки. «Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадет в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. Прошу Генеральную прокуратуру, правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобную информацию», — сказал он. Как раз перед посланием Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнародовал расследование сомнительного бизнеса подчиненных и сыновей генпрокурора, буквально переполненное конфликтами интересов.

Немаловажную роль в назначении, впрочем, наверняка сыграл и тот факт, что Бастрыкин был комсоргом группы на юрфаке ЛГУ, в которой учился Владимир Путин.

Как поссорились Юрий Яковлевич с Александром Ивановичем

[2]

Генеральному прокурору Юрию Чайке, естественно, не могло понравиться то, что его работу признали неэффективной. К тому же с самых первых дней наблюдатели заговорили о том, что статус «при прокуратуре» для СК временный, а в скором времени оно вырастет в отдельную структуру наподобие американского ФБР. Еще перед созданием новой структуры следователи, чтобы они не перешли в новую структуру, активно переводились в помощники прокуроров, на что обращал внимание Александр Бастрыкин. Он жаловался и на то, что из прокуратуры не спешат передавать следователям уголовные дела.

Хотя на словах оба руководителя заверяли, что мешать друг другу не будут, на практике получалось иначе. Критиковать СКП Юрий Чайка начал сразу же. В феврале 2008-го он заявил, что из 11 тыс. материалов проверок, направленных прокурорами в том числе в СКП, дела были возбуждены лишь в 2,7 тыс. случаев, а раньше их возбуждали десятками тысяч. Зато увеличилось и количество уголовных дел, которые прокуроры стали возвращать следователям для доработки. Среди них затем оказалось и дело о первом подрыве «Невского экспресса» — первое дело для Александра Бастрыкина в новом качестве, работу по которому сам он оценивал высоко (правда, первых подозреваемых пришлось отпустить). За полгода Генпрокуратура дважды проводила широкую проверку СКП, специально выискивая нарушения, так что Бастрыкин даже жаловался на тенденциозный характер проверки, которая носит провокационный характер и нацелена на поиск компромата.

Уже в марте 2008-го Юрий Чайка попросил вернуть Генпрокуратуре право возбуждать уголовные дела. Качество предварительного расследования, по его мнению, стремительно ухудшилось. Например, из-за того что следователи не были обязаны соглашаться с жалобами прокуроров. «Прокурорами выявлено почти 30 тыс. нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67 тыс. постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел. » — говорил Юрий Чайка на заседании коллегии Генпрокуратуры в 2009-м.

Александр Бастрыкин не оставался в долгу, рассказывая о том, как плохо было организовано следствие до появления СК. «Мы встречали возмутительные случаи, когда серийные дела об убийствах детей прятались. А тогда ведь следствие было не у нас. Какова методика упрятывания таких серийных преступлений, вы знаете? Очень простая. Идет серия по городу, но ее в серию не объединяют. Дела распихиваются в районные прокуратуры и там благополучно хоронятся», — говорил он в одном из интервью.

Два ведомства регулярно входили в клинчи по поводу резонансных дел. СКП был создан в сентябре 2007 года, а уже в октябре, то есть через месяц, наступило время первого громкого конфликта. Он был связан с делом генерала ФСКН Александра Бульбова: Генпрокуратура потребовала освободить его из-под стражи, но безуспешно. В дальнейшем ведомство Юрия Чайки продолжало заступаться за Бульбова, уже более успешно (в итоге генерал получил 3 года условно за мошенничество).

Потом было дело заместителя министра финансов Сергея Сторчака — Генпрокуратура также отменяла постановления СКП о возбуждении уголовных дел против него и возвращала дела на доследование. Александр Бастрыкин очень старался, но в итоге чиновника пришлось освободить, а затем прекратить преследование «за отсутствием состава преступления». В деле об убийстве журналиста «Новой газеты» Анны Политковской присяжные признали обвиняемых невиновными, и следователи с прокурорами обвинили в провале друг друга: Александр Бастрыкин заявил, что прокуроры не смогли поддержать обвинение в суде, а Юрий Чайка — что недостатки были в работе следствия. Генпрокурор запрещал главе СКП возбуждать дело в отношении жены своего заместителя Александра Буксмана Ирины Буксман. Следователи подозревали, что он, еще будучи главой Мосрегистрации, незаконным образом способствовал прохождению своей супруги в нотариусы. Ей, правда, пришлось сложить с себя полномочия.

Надзорное ведомство любопытным образом засветилось и в деле экс-главы ГСУ СКП Дмитрия Довгия. Хотя его отстранил от должности сам Александр Бастрыкин после рапортов подчиненных Довгия, на суде и в интервью СМИ Дмитрий Довгий рассказывал, что неоднократно жаловался в Генпрокуратуру на незаконные распоряжения Бастрыкина по делам как раз Бульбова и Сторчака. Впрочем, защищать Довгия ведомство Юрия Чайки не решилось.

Руководитель СКП тем временем весьма удачно делал ставку на громкие дела, даже несмотря на то что многие из них в итоге разваливались, и планомерно добивался самостоятельности для своего ведомства. Это произошло в 2010 году — Дмитрий Медведев подписал указ о создании Следственного комитета Российской Федерации. Ему перешли все здания и имущество СКП.

  1. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
  2. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
  3. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.
  4. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект); Юрайт — М., 2014. — 885 c.
  5. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

Прокуратура проверяет на соответствие законодательству все правовые акты, издаваемые такими формированиями. Органов дознания, следствия, розыска и применения мер принудительного характера. То есть прокуратура контролирует все органы охраны правопорядка, включая следственный комитет.

Что должен знать следователь следственного комитета?

Порой людям этой профессии приходится проявлять и актерские способности. Профессия следователя предполагает наличие высшего юридического образования. Для осуществления своей деятельности он должен знать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, криминалистику, психологию общения, логику.

Больше всех зарабатывают сотрудники Следственного Комитета — 45500 руб. ($684). Оплата труда зависит от занимаемой должности: начальник СК в Москве – 83000 ($1247);

Кто такой следователь и что он делает?

Следователь — это юрист, который занимается расследованием преступлений: уголовных, экономических, политических.

Чтобы ответить на многочисленные вопросы, связанные с организацией работы ключевого звена российского судопроизводства, Институт проблем правоприменения провел опрос самой массовой категории следователей — занятых в системе МВД — в трех регионах РФ, получив в общей сложности 681 заполненную анкету, а кроме того, провел ряд глубинных интервью. Сопоставив полученные данные с показаниями статистики, можно пролить свет на внутреннюю кухню представителей этой уникальной профессии.

Если говорить о даре предвидения приговора, свойственном нашим следователям, то, видимо, его секрет коренится в двух вещах. Во-первых, правоохранительная система в РФ устроена таким образом, что работает с очень простыми и очевидными делами. Именно поэтому на душу населения у нас преступность оказывается ниже, чем в Германии. Что происходит с мало-мальски сложными делами? Они либо отфильтровываются на предварительной стадии еще полицией, которая отказывается возбуждать уголовное дело, начинать серьезное разбирательство, не находя состава преступления, либо становятся «глухарями». «Глухарь» — это дело, в котором точно не найдут никакого подозреваемого (по самым разным причинам). Если следователь видит, что от дела никуда не деться, а до подозреваемого не добраться, то он тяжело вздыхает и начинает набивать его самыми разными бумагами (протоколами, освидетельствованиями и прочим), чтобы имитировать активность. Со временем, как он знает, это дело просто уйдет в архив.

Посмотрим на статистику: 30 процентов составов преступлений (это даже не статьи УК, а отдельные части статей, образующие пресловутые «составы») дают 90 процентов российской преступности. Что это за составы? Самые элементарные из существующих: кражи, грабежи, мошенничества — наиболее популярная троица. Все остальные составы преступлений, которых насчитываются сотни, российское следствие предпочитает либо не замечать, либо преобразовывать во что-то простое.

Эта особенность, кстати, вполне проявилась в громком деле против Алексея Навального: эксперты, за дебатами которых я следил, за голову хватались, увидев вменяемый ему состав преступления,— по их мнению, следствие просто не справилось с делом, сведя все к родному и понятному мошенничеству. Иллюстрация красноречивая: получив сложное дело, следователь либо не будет им заниматься, либо постарается свести его к простой растрате.

Вторая составляющая «предвидения» — это ставка на слабого обвиняемого. Если обратиться к структуре преступности, выяснится, что 60 процентов осуждаемых в РФ — это безработные, еще 20 процентов — это люди, занимающиеся физическим и ручным трудом, и только 20 процентов — представители всего остального населения. Когда мы из последних 20 процентов уберем молодежь, числящуюся студентами, то увидим совсем небольшой уровень привлечения к уголовной ответственности тех, кто не входит в потенциально маргинализированные классы. Между тем эта картина не соответствует мировой практике: умные и обеспеченные повсюду тоже совершают преступления — просто не такие, как низкоресурсные группы населения. Однако, заметим, у нас 30 процентов населения имеют высшее образование, но среди привлекаемых к уголовной ответственности диплом о высшем образовании есть только у 5 процентов.

Соответственно российский следователь, как правило, имеет дело с очень простым, очевидным преступлением и со слабым обвиняемым, у которого мало социальных связей, плохой адвокат, нет богатых родственников и так далее,— словом, с человеком, на которого легко надавить (поэтому почти все обвиняемые признают на стадии следствия свою вину) и который не будет сопротивляться, когда его осудят. В общем, открывая дело, они затевают беспроигрышную игру.

Со статусными подозреваемыми вся система предпочитает не связываться. Еще оперативник постарается такого подозреваемого обелить, потом ему подыграет следователь… Пожалуй, есть один вид преступлений, где эта логика не очень срабатывает,— это уголовные дела, открываемые по результатам нарушения правил дорожного движения, повлекшего тяжкие последствия. Следователи, которые специализируются на ДТП, проще общаются со статусными подозреваемыми. Но надо сказать, что в таких делах всегда очевиднее доказательная база: скажем, велика роль технической экспертизы, которая, как правило, однозначна.

Почему следователь работает так, а не иначе? Не стоит сразу объяснять все коррумпированностью и злонамеренностью. О чем нужно говорить в первую очередь, так это о проблеме перегрузки и о показателях эффективности.

Дело в том, что следователь в России очень сильно перегружен ненужной работой. Если он начнет вникать в сложные дела, то обвалит все свои индивидуальные показатели или ему придется найти еще 10 часов в сутках, чтобы выдать на-гора, что полагается. Русская традиция требует оформления огромного количества бумаг по очень простым преступлениям.

Возьмем элементарный кейс: человек под видеокамерой своровал товар из магазина. Казалось бы, доказательство налицо, чего здесь копать? Однако следователю, чтобы передать это дело в суд, нужно собрать 150-200-страничную доказательную базу. Предположим, что он будет упорядочивать материалы дела хронологически. Тогда получится, что сначала в папку ляжет выписка из книги учета сообщений о преступлениях, потом рапорты двух полицейских, которые первыми прибыли на место. Далее туда попадут: протокол осмотра места происшествия, рапорт членов следственно-оперативной группы, протокол изъятия вещественного доказательства — видеозаписи. Следом лягут повестки, направленные свидетелям, протокол опроса свидетелей, протокол осмотра вещественного доказательства в присутствии понятых, экспертиза вещественного доказательства, протокол задержания и допроса подозреваемого, постановление об избрании меры пресечения. Наконец, будут подшиты: постановление суда, если человека заключили под стражу, актирование всего того, что обвиняемый украл, направление в экспертное учреждение для установления стоимости украденного, постановление о направлении запроса в магазин для уточнения отпускных цен украденного, сам запрос и ответ на него… И это в случае самого рационального ведения дела. В завершение всех бумаг (список которых можно продолжить — но жаль журнальных полос) будет еще 10-15 страниц текста с подробным обвинительным заключением, которое потом после небольшой редакции превратится в приговор суда. Если вы когда-нибудь сталкивались с оформлением большого числа бюрократических документов, то можете понять, почему следователю хочется максимально упростить себе работу. Ведь средняя нагрузка на него — два дела в месяц.

Вообще-то законодательством предусмотрена позиция «помощника следователя», который должен брать на себя оформление документов, но в реальных штатных расписаниях эта позиция отсутствует. Впрочем, даже приставив к каждому следователю по помощнику, проблемы не решить. Нужно радикально упрощать процедуру: более половины дел, которые проходят через наше следствие, совершенно очевидные. Скажем, у нас закрепилась практика не вызывать свидетелей в суд (отчасти потому, что преступность выявляется в маргинализированных слоях), но это серьезно перегружает следователя: вместо того чтобы тут же в суде опросить всех и принять решение, требуется собирать тонны формализованной макулатуры.

Очень серьезно сказываются на работе следствия и принятые в ведомстве показатели эффективности. Насмотревшись детективов, человек со стороны может подумать, что самый очевидный показатель эффективности — это количество раскрытых дел. Не тут-то было. Формально следователь руководит расследованием, но, как показывает практика, если дело ляжет на полку мертвым грузом, никто его ругать не будет — всем понятно, что за сложные случаи лучше не браться. Жалобы следователей на то, что их гоняют за нераскрытие дел, я слышал лишь однажды, и то в известном контексте: один респондент рассказывал, что в соседнем районе появился сумасшедший начальник — требует раскрываемости!

Реально же берутся в расчет только два показателя. Первый — количественный: сколько дел направлено в суд. Соответственно чем больше, тем лучше. Второй сами следователи называют качественным, хотя в нем речь прямо идет о том же количестве — количестве отмененных процессуальных решений. Здесь все наоборот: чем меньше — тем лучше. В пределе отмененные решения — это оправдания и реабилитации, но поскольку их число ничтожно мало, то учитываются также возвраты дел прокурором, отмена постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела прокуратурой и так далее.

Вот и получается: чтобы «качество следствия» признавалось высоким, нужен пресловутый «дар предвидения», то есть весь комплекс мер, направленных на то, чтобы дела были предсказуемыми и решения однозначными.

Какие мотивы приводят людей в эту профессию?

В ходе опроса мы выяснили, что часть (весьма небольшая, правда) соглашается на эту работу из романтических побуждений — бороться с преступностью, как в кино (как правило, такой «трек» свойствен выпускникам гражданских юрфаков, у которых ранее в окружении никто не работал ни в следствии, ни в правоохранительных органах). Ощутимая доля следователей (до 40 процентов) приходит в профессию, продолжая дело семьи. Но все-таки чаще всего сказывается другой резон — понятный человеческий расчет.

Если мы выедем за пределы МКАДа, то поймем, что сегодня у следователя в России вполне приличная зарплата — 30-40 тысяч рублей. По меркам райцентра (заметим, у нас половина населения живет в городах с численностью до 100 тысяч человек), это уже хорошо. Плюс следователь рано выходит на пенсию. Если молодой человек поступил в ведомственный вуз, у него сразу идет стаж — считай, с 17 лет. Ему остается еще 15 лет проработать по профилю, и все — пенсия с 37 лет. Она небольшая, но, в общем, симпатичная — 12-15 тысяч рублей. При этом в отличие от судей, которым запрещено заниматься чем-либо после прекращения своей профессиональной деятельности, следователи могут делать что хотят,— идти в бизнес, становиться чиновниками, переквалифицироваться в адвокаты. Это второй важный плюс. Конечно, работа связана с перегрузкой, но она уважаемая, понятная и не слишком пыльная. Социальные гарантии делают эту профессию крайне привлекательной для женщин, поэтому они составляют более 70 процентов всего следственного корпуса МВД. Впрочем, карьеру быстрее делают мужчины: среди руководителей женщин и мужчин почти равное количество.

В последние годы наметилась тенденция: все больше следователей получают образование в ведомственных вузах (многие из них заочно). Отчасти это объясняется преимуществом начисления стажа, о котором говорилось выше, но еще и некоторым повышением престижа самой профессии. Раньше большинство ребят, закончивших ведомственный вуз, всеми правдами и неправдами старались увильнуть от предусмотренной работы на государство — в следствии и зарплаты были ниже, чем в адвокатуре, и перспектив никаких. Сейчас — на общем фоне просевшего рынка труда — поднявшиеся зарплаты следователей выглядят получше, и выпускники строят карьеру по специальности. Это в целом хорошо, если бы не качество образования, которое дают ведомственные вузы. Все-таки большинство экспертов сходятся во мнении, что юридическая подготовка там оставляет желать лучшего.

Российский следователь, как правило, имеет дело с очень простым, очевидным преступлением и со слабым обвиняемым, у которого мало социальных связей, плохой адвокат, нет богатых родственников,— словом, с человеком, на которого легко надавить

Завершая социальный портрет нашего типичного следователя, стоит заметить, что это менее замкнутая и более разговорчивая профессиональная группа, чем, скажем, оперативные работники. Следователь мало чем отличается от учителя — такой же образованный бюджетник. Разумеется, на какие-то темы представители этой профессии предпочитают не говорить: о коррупции, насилии в ведомстве. Причем не только с респондентами, но и с малознакомыми коллегами: несколько раз я оказывался в кулуарах мероприятий, где собирались исключительно следователи, и замечал, как аккуратно они обходят все чувствительные темы. Так что эти люди умеют не только говорить, но и молчать.

Интересный вопрос: есть ли у следователей своя «белая кость»? Предположительно, ею могли бы оказаться сотрудники самого Следственного комитета, который как раз берется вести все сложные дела: по особо тяжким преступлениям (убийства, изнасилования), связанные с коррупционными, экономическими, налоговыми скандалами, а также дела, возбуждаемые в отношении спецсубъектов — депутатов, судей, сотрудников полиции и так далее. Прокуратура, которая сохраняет координирующую роль над всем следствием, как правило, передает Следственному комитету и все мало-мальски громкие и резонансные дела. К сожалению, у нас пока нет опросных данных по этому ведомству, но статистическая информация хорошо известна. И она не слишком утешительна: скажем, нагрузка на следователя СК РФ такая же, как на следователя МВД, при этом сами дела сложнее и требуют более тщательной проработки. Неудивительно, что, по последним данным, в СК РФ гигантская текучка: до половины его сотрудников имеет опыт работы менее трех лет (для сравнения: средний стаж следователя в МВД — 10 лет). Соответственно люди не успевают приобрести должную квалификацию, что, кстати, сказывается на качестве ведения многих дел, в том числе важных и резонансных. Мы имеем все основания говорить, что в ряде регионов следователь МВД в среднем имеет больший опыт и лучшую квалификацию, чем следователь СК РФ, как это ни парадоксально.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Научиться работе следователя можно, но так им на самом деле не стать. Следователь — это без преувеличения образ жизни. Многие молодые парни и девушки мечтают стать им, вероятно, ещё и потому что различные сериалы на нашем ТВ рисуют увлекательные истории о том, как легко раскрываются и расследуются преступления.

Реальность же настоящей работы чаще разительно отличается от придуманных сценаристами сказок. Будни реального, не киношного, следователя сложны и не привлекательны на вид, временами даже наполнены иными забавными эпизодами, но никогда они — не легки и не скучны.

Когда я пришла на службу в СК, а это было лет 10 тому назад, была ещё прокуратура. Мы проходили простые тесты, предъявляли документы об образовании, проходили собеседование с представителями руководства — и готово.

Сейчас соискатели на должность следователя проходят полиграф и должны обладать глубокими знаниями уголовно-процессуального законодательства, вплоть до новейших изменений пленумов Верховного и Конституционного Судов.

В МВД принцип приёма на работу практически такой же, только у них требуется ещё и наличие медицинского заключения, в котором намного больше пунктов, чем в заключении для СК. В ФСБ отбор строжайший ещё на стадии поступления в специализированный институт.

Чем отличаются следователи полиции от следователей Следственного комитета РФ?

Сразу скажу, что до начала карьерного роста “доживают” не все. Многие в первые же дни такой работы понимают, что это не их путь. Уходят. Те, кто остаются, могут достичь значительных высот. Сначала я была следователем, полгода трудилась без званий, показывая свои способности и профпригодность.

Через полгода каждого вновь принятого на работу ожидает аттестация: смотрят показатели, задают вопросы по работе. Если всё хорошо, то аттестуют, и вы — уже лейтенант юстиции. Звания в последующем присваиваются через определенный срок и называются “очередными”.

Даже не знаю, чего больше, думаю, что поровну. Из плюсов:

  • Стабильная зарплата.
  • Соцпакет.
  • Возможность карьерного роста.
  • Служение государству.

Из минусов:

  • Зависимость от сроков.
  • Стрессы.
  • Минимум свободного времени.
  • Ненормированный рабочий день.
  • Работа в выходные и праздники.

Юридическое. Разница между дознавателем и следователем. — пост пикабушника prof.Voland. Комментариев — 38, сохранений — 6.

С органами ФСБ намного сложнее, без профильного образования (пограничный институт или институт ФСБ) в следователи вряд ли возьмут.

В районном отделе полиции работает в среднем 250 сотрудников, распределённых по нескольким структурным подразделениям. Перечислю здесь основные подразделения и должности.

Они состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810–1819 годах — Министерства полиции).

Дознавателями в полиции в большинстве случаев являются оперуполномоченные и участковые инспекторы, которые делают наиболее «грязную» работу.

Должностной оклад и оклад по званию у простого опера и простого следака в МВД одинаков, всё зависит от надбавок. СК зарплата начисляется по другому…

В результате в России большинство простых людей и даже юристов о работе полиции не знают почти ничего. Немногие внятные источники информации — несколько исследований, проведённых Институтом проблем правоприменения.

Ну, как минимум, потому, что кроме как в случае ДТП с летальным исходом, с трупами следствие МВД не работает, также как и с насильниками, извращенцами, педофилами и прочей нечистью. Хотя бы по этой причине в комитете выше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.