Программа проведения радиационного контроля образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа проведения радиационного контроля образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ. ПЕРСОНАЛ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУ 2.6.1.3015-12

1. Разработаны Федеральным бюджетным учреждением науки «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева» (Барковский А.Н., Голиков В.Ю., Кайдановский Г.Н., Кальницкий С.А.).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 19 апреля 2012 г.

3. Введены в действие с момента утверждения.

3. Вводятся взамен МУ 2.6.1.2118-06 «Организация и проведение индивидуального дозиметрического контроля. Персонал медицинских учреждений».

В электронном документе нумерация пунктов соответствует официальному источнику.

1.1. Настоящие Методические указания (далее — МУ) являются документом, развивающим основные положения СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» (далее — НРБ-99/2009) и СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (далее — ОСПОРБ 99/2010) в форме требований к методам контроля внешнего облучения медицинского персонала.

1.2. Настоящие МУ предназначены для администрации медицинских организаций, органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, служб радиационной безопасности (радиационного контроля), организаций, аккредитованных в установленном порядке на право проведения радиационного контроля.

1.3. МУ распространяются на методы определения индивидуальных эффективных и эквивалентных доз внешнего облучения медицинского персонала и организацию соответствующего контроля в медицинских организациях Российской Федерации.

1.4. В целях обеспечения единства методических подходов к дозиметрическому контролю внешнего облучения и реализации Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан (далее — ЕСКИД) настоящие МУ устанавливают:

— номенклатуру дозиметрических величин для контроля внешнего облучения медицинского персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения;

— требования и принципы организации дозиметрического контроля внешнего облучения медицинского персонала;

— процедуру интерпретации результатов измерения, учет и представление их контролирующим и заинтересованным организациям;

— общие требования к методам определения дозиметрических величин и средствам измерения.

2.1. Контроль профессионального облучения является одной из основных частей системы обеспечения радиационной безопасности персонала. Целью контроля является достоверное определение доз облучения персонала для установления соответствия условий труда требованиям НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010 и подтверждения того, что радиационная безопасность персонала обеспечена должным образом, а техногенный источник излучения находится под контролем.

2.2. Контроль профессионального облучения заключается в определении индивидуальных эффективных доз внешнего облучения персонала и/или индивидуальных эквивалентных доз облучения отдельных органов и тканей. Под индивидуальной дозой здесь понимается доза (эффективная или эквивалентная доза в органе или ткани в зависимости от контекста), которая была бы получена стандартным работником, если бы он находился в тех же производственных условиях и выполнял те же работы с источником, что и данный индивид. Значение индивидуальной дозы приписывается индивиду по результатам дозиметрического контроля.

Приложение N 2. Пример оформления программы радиационной защиты

5.1. НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010 предписывают выражать дозы облучения персонала в единицах нормируемых величин, являющихся мерой ущерба от воздействия излучения на человека (эффективная доза, эквивалентная доза облучения органа или ткани). Эти величины не являются непосредственно измеримыми. В настоящих МУ для соблюдения указанных требований НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010 используются операционные величины, однозначно определяемые через физические характеристики поля излучения. Результаты измерений операционных величин принимаются в качестве разумно консервативной оценки соответствующих нормируемых величин.

5.2. Операционной величиной для контроля радиационной обстановки в рабочих помещениях и на рабочих местах в целях ГДК является мощность амбиентного эквивалента дозы, H*(d). Рекомендуемая единица мощности амбиентного эквивалента дозы — мкЗв/ч. Значение параметра d (мм), определяющего требования к приборам дозиметрического контроля, зависит от того, какую нормируемую величину определяют при проведении дозиметрического контроля. Соответствие между нормируемыми и операционными величинами, используемыми при проведении ГДК, представлено в Таблице 5.1.

Таблица 5.1. Соответствие между нормируемыми и операционными величинами при проведении ГДК

6.1. Определение индивидуальных годовых эффективных доз является задачей интерпретации результатов измерений, выполняемых при проведении ГДК или ИДК в течение периода контроля.

Для целей контроля профессионального облучения период контроля определяется как промежуток времени:

— между последовательными измерениями характеристик радиационной обстановки в рабочем помещении (на рабочих местах) при проведении ГДК; либо

— между последовательными измерениями индивидуальных доз облучения работника при проведении ИДК.

Рекомендуется следующая периодичность контроля:

— измерение мощностей доз на рабочих местах проводить 1 раз в год;

— индивидуальный дозиметрический контроль персонала — ежеквартально;

— индивидуальный дозиметрический контроль женщин в возрасте до 45 лет — ежеквартально, а в случае выявления беременности и принятия женщиной решения о сохранении беременности, женщина переводится на работу, не связанную с ИИИ, контроль прерывается, а дозиметры направляются на измерение.

6.2. Индивидуальная годовая эффективная доза Е облучения работника, а также индивидуальная годовая эквивалентная доза облучения органа или ткани работника Н_т равны суммам соответствующих индивидуальных доз, приписанных работнику по результатам дозиметрического контроля за периоды контроля, проводившегося в течение календарного года.

6.3. ГДК внешнего облучения заключается в определении значений годовой эффективной дозы внешнего облучения путем измерений операционных величин с помощью дозиметров внешнего излучения. В заранее установленном перечне рабочих мест персонала (Приложение 11 СанПиН 2.6.1.1192-03) контролируется такая операционная величина, как мощность амбиентного эквивалента дозы Н*.

Измерения мощности амбиентного эквивалента дозы Н*(10) (далее Н*) на рабочих местах персонала группы Б должны проводиться при стандартных значениях анодного напряжения (см. таблицу 6.1 СанПиН 2.6.1.1192-03), значении силы анодного тока не менее 2 мА и наличии дополнительных фильтров — 2 мм Al и 2 мм Cu для рентгенодиагностических и рентгенотерапевтических аппаратов, соответственно. Эти измерения проводятся на уровне 1 м от пола (Приложение 11 СанПиН 2.6.1. 1192-03).

По результатам измерений стандартизованное значение мощности эффективной дозы Е(ст) оценивают согласно выражению:

1. Настоящие Правила проведения радиационного контроля (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 402 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения органами государственных доходов радиационного контроля.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) источники ионизирующего излучения – радиоактивные вещества, аппараты или устройства, содержащие радиоактивные вещества, а также электрофизические аппараты или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;

2) мощность дозы – доза излучения за единицу времени (секунду, минуту, час);

3) упаковка – упаковочный комплект с его радиоактивным содержимым в представленном для перевозки виде, имеющий знаки радиационной опасности;

4) радиационная авария – нарушение пределов безопасной эксплуатации объекта использования атомной энергии, при котором произошел выход радиоактивных продуктов и/или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом нормальной эксплуатации границы, которые могли привести или привели к облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды выше установленных норм;

5) радиационный контроль – проверка уровня ионизирующего излучения, исходящего из товаров и/или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), и сравнение его с естественным фоном в целях обеспечения безопасности для населения и окружающей среды;

6) радиоактивные вещества (далее – РВ) – любые материалы природного или техногенного происхождения в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды;

7) уполномоченное должностное лицо – должностное лицо органов государственных доходов, прошедшее обучение по осуществлению радиационного контроля и не имеющее медицинских противопоказаний.

3. Радиационный контроль товаров и транспортных средств – один из видов таможенного контроля, проводимый в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС, который осуществляется в целях радиационной безопасности населения на таможенной территории ЕАЭС и Республики Казахстан в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Республики Казахстан, соблюдения международного режима нераспространения ядерного оружия и ядерных материалов, предотвращения нарушений требований Кодекса при перемещении в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС радиоактивных веществ, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем мощности эквивалентной дозы гамма-излучения, плотности потока нейтронных, альфа-, бета-излучений (далее – ионизирующее излучение).

4. Для проведения радиационного контроля органы государственных доходов используют стационарные и переносные системы радиационного контроля РВ, адаптированные к местности зоны деятельности органа государственных доходов.

В ходе проведения радиационного контроля могут использоваться технические средства таможенного контроля в соответствии со статьей 428 Кодекса.

33. Первичный радиационный контроль товаров и багажа, перемещаемых физическими лицами, осуществляется с использованием АСРК РВ (пешеходный), а при ее отсутствии или неисправности – переносной аппаратуры радиационного контроля.

34. В случае срабатывании АСРК РВ или переносной аппаратуры радиационного контроля при перемещении товара и/или багажа физическим лицом, проводятся следующие мероприятия:

устный опрос физического лица о наличии в его товаре и/или багаже источника ионизирующего излучения, о прохождении им курса лечения радиофармацевтическими препаратами, о проведении ему операции на сердце, связанной с установкой кардиостимулирующих аппаратов;

проверка товара и/или багажа с использованием переносной аппаратуры радиационного контроля;

проверка наличия у физического лица медицинских документов, подтверждающих проведение указанных медицинских процедур;

измерение мощности эквивалентной дозы по всей поверхности тела и в области больного органа физического лица (щитовидная железа, печень, сердце) с помощью переносного дозиметра.

35. В случае отсутствия медицинских документов или не соответствия сведений, указанных в медицинских документах с результатами измерений, с разрешения соответствующего должностного лица органа государственных доходов проводится личный таможенный досмотр физического лица в соответствии с требованиями Кодекса.

По результатам радиационного контроля и личного таможенного досмотра принимается одно из следующих решений:

о пропуске физического лица и багажа через таможенную границу ЕАЭС;

о запрете въезда физического лица и багажа на таможенную территорию ЕАЭС либо о запрете выезда физического лица и багажа с таможенной территории ЕАЭС;

о передаче физического лица, багажа и материалов в отношении физического лица в правоохранительный или специальный орган для принятия мер в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» или Уголовным кодексом Республики Казахстан от 3 июля 2014 года.

Программа радиационного контроля.

42. В случае выявления радиационной аварии, уполномоченными должностными лицами определяется периметр безопасности в 100 мкЗв/час, и осуществляются безотлагательные меры:

ограждается зона местонахождения опасного объекта с мощностью дозы по периметру 2 мкЗв/час;

по периметру огражденной зоны вывешиваются знаки радиационной опасности, видимых с расстояния не менее 3 метров;

удаляются лица, находящиеся в зоне и по периметру ограждения;

совместно с лицами, сопровождающими объект (если таковые имеются) проводятся мероприятия по безопасной перевозке радиоактивных материалов, согласно требованиям Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и перечня опасных грузов, допускаемых к перевозке автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 460 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 11779), Правил транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 февраля 2016 года № 75 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13586) и Правил транспортировки ядерных материалов, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 февраля 2016 года № 76 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 13587);

информируются пограничная служба, органы здравоохранения, атомной энергетики, внутренних дел, а также органы местного самоуправления;

принимаются иные меры, необходимые для обеспечения радиационной безопасности.

43. По каждому факту нарушений при перемещении РВ и товаров с повышенным уровнем дозы излучения в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС территориальный орган государственных доходов после анализа информации в течение суток передает информацию соответствующему структурному подразделению Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (в виде специального сообщения на электронный адрес с последующим направлением по Единой системе электронного документооборота).

44. Сведения о состоянии АСРК РВ и мерах, принятых при обнаружении перемещений в пунктах пропуска и иных местах перемещения через таможенную границу ЕАЭС РВ и товаров с повышенным уровнем дозы излучения, территориальные органы государственных доходов в порядке отчетности ежемесячно направляют в соответствующее структурное подразделение Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.

Приложение 1
к Правилам проведения
радиационного контроля
Форма

№ п/п

Наименование оборудования, по которому зафиксировано срабатывание

Тип тревоги (ложная/ подтвержденная)

Дата, время срабатывания

Тип канала, по которому произошло срабатывание

Уровень естественного фона

Обследуемый объект (транспортное средство, железнодорожный вагон, почтово-багажное отправление и тому подобное)

Наименование товара (количество мест, тип упаковки, код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза)

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжение таблицы

Получатель (страна назначения)

Принятые меры в соответствии с этапами радиационного контроля

Дополнительно примененные системы радиационного контроля делящихся радиоактивных веществ

Установлено по результатам контроля

Предоставленные документы

Принятое решение

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) специалиста, производившего отработку по срабатыванию

Примечание

10

11

12

13

14

15

16

17

Приложение 2
к Правилам проведения
радиационного контроля
Форма

«___»___________ 202____ года

Департамент государственных доходов __________________________ таможенный пост__________________

Нами,____________________________________________________________
проведен дополнительный радиационный контроль:__________________________
в отношении ___________________________________________________________
Отправитель ___________________________________________________________
Получатель ____________________________________________________________
Дополнительный радиационный контроль проводился на основании: ___________
_______________________________________________________________________
При дополнительном радиационном контроле использовались переносные аппаратуры радиационного контроля:
_______________________________________________________________________
(наименование, тип, инвентарный номер, дата и номер свидетельства о поверке)
По результатам дополнительного радиационного контроля установлено следующее:
Естественный фон местности составил _____________________________ мкЗв/час.
Уровень радиационного фона на поверхности объекта ________________________
_______________________________________________________________________
___________________________________________________ ____________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)
___________________________________________________ ____________________
(Должность, фамилия, имя, отчество) (при его наличии) (подпись, личная номерная печать)

Приложение 3
к Правилам проведения
радиационного контроля
Форма

Учебный план составлен в соответствии с актуальными профессиональными и образовательными стандартами. Он включает следующие темы:

  • Общие сведения о радиоактивности;
  • Методы радиационного контроля;
  • Объекты радиационного контроля;
  • Средства и способы измерения источников ионизирующего излучения;
  • Нормы радиационной безопасности;
  • Радиационный контроль металлолома;
  • Радиационный контроль промышленных и гражданских зданий и сооружений.

Для освоения программы слушателям предоставляются электронные учебники, которые размещены в их Личных кабинетах на сайте Академии.

  • Дистанционный формат;
  • Свободный график и сжатые сроки;
  • Стандартизированная программа;
  • Консультации;
  • Доступная цена.

Получаемые документы

Обучение радиационному контролю заканчивается онлайн-тестом, и по результатам аттестационной проверочной работы выдается диплом установленного образца о прохождении переподготовки.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

за реализацию Порядка

(подпись, должность, фамилия,

инициалы, контактные телефоны)

[Общая часть]

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий Порядок организации и проведения производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности (далее – Порядок) является локальным правовым актом (наименование организации) (далее – ЛПА) и определяет систему и порядок проведения производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения (далее – ИИИ).

1.2. Настоящий Порядок разработан на основании требований (перечень НПА, ТНПА и ЛПА).

1.3. Администрация обязана обеспечить надлежащее техническое обеспечение всех рабочих мест и создать условия работы, соответствующие требованиям нормативных правовых актов (далее – НПА), стандартов, норм и правил по радиационной безопасности, действие которых распространяется на (наименование организации). Администрация также обязывается обеспечить проведение производственного контроля за радиационной безопасностью.

1.4. Требования настоящего Порядка распространяются на должностных лиц, ответственных за производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности и за радиационную безопасность в структурных подразделениях организации.

1.5. Ответственные лица в своей деятельности руководствуются НПА, в т.ч. обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (далее – ТНПА), правилами и нормами по охране труда и радиационной безопасности, государственными и отраслевыми стандартами, техническими условиями, другими нормативными, техническими и эксплуатационными документами, настоящим Порядком и должностными инструкциями.

1.6. Лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе временно приостановить проведение работ с ИИИ до устранения выявленных ими нарушений норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности.

1.7. Необходимые изменения и дополнения в Порядок вносятся не реже одного раза в три года или при введении новых НПА, а также пересмотре ранее действовавших правил, норм по охране груда и радиационной безопасности, при изменении вида деятельности, технологии и т.д.

2.1. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности включает комплекс мер организационного, контролирующего, технического и информационного характера, направленных на ограничение облучения лиц из категорий «персонал» и «население» и повышение противоаварийной устойчивости объектов.

2.2. Производственный радиационный контроль на объектах – часть системы производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности, основанной на получении необходимой достоверной информации о состоянии радиационной обстановки в организации в целом, а также на данных радиационного (радиометрического и дозиметрического) контроля.

2.3. В настоящем Порядке используются следующие термины: (перечень терминов со ссылками на НПА, ТНПА и ЛПА).

3.1. Целями производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности в организации являются:

  • обеспечение соблюдения требований НПА, ТНПА и ЛПА;
  • обеспечение безопасности при воздействии радиационных и нерадиационных факторов:
  • получение информации о дозах облучения персонала и населения для последующего анализа и проведения необходимых мероприятий по уменьшению дозовых нагрузок;
  • оценка достаточности осуществляемых мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и определение возможных дополнительных мероприятий с целью достижения необходимого уровня радиационной безопасности;
  • формирование и поддержание культуры безопасности у персонала организации.

3.2. Задачами производственного контроля выступают контроль за:

  • соблюдением требований радиационной безопасности, установленных НПА, ТНПА и ЛПА;
  • соблюдением технологической дисциплины при эксплуатации радиационных устройств и веществ;
  • своевременным проведением испытаний и технических освидетельствований радиационных устройств, ремонтом и проверкой средств измерений;
  • порядком обучения, проведения инструктажей и проверки знаний по вопросам радиационной безопасности.

[Основная часть]

2.1. Производственный контроль предусматривает систему контроля за состоянием условий обеспечения радиационной безопасности и ответственностью должностных лиц за обеспечение радиационной безопасности в организации.

2.2. Производственный контроль ведется путем участия представителей администрации, должностных и ответственных лиц в проверках состояния условий обеспечения радиационной безопасности на объектах организации.

2.3. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности в организации осуществляют назначенные приказом по учреждению ответственные лица, прошедшие обучение и проверку знаний по вопросам радиационной безопасности.

2.4. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности в организации несет (должность, фамилия, инициалы).

Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля за обеспечение радиационной безопасности на объектах организации несут:

  • должностное лицо, отвечающее за проведение производственного контроля – (должность, фамилия, инициалы);
  • ответственные за радиационную безопасность лица в пределах должностных обязанностей – (должности, фамилии, инициалы).

2.5. Руководитель организации:

  • осуществляет контроль за обеспечением радиационной безопасности в объеме требований, установленных должностными обязанностями, лично участвуя в проверках состояния условий обеспечения радиационной безопасности на объектах организации, а также путем делегирования ответственности должностным лицам и специалистам, указанным в приказе о назначении;
  • ежегодно заслушивает отчеты лиц, ответственных за обеспечение радиационной безопасности, организацию и осуществление производственного контроля за радиационной безопасностью в организации;
  • ежегодно утверждает Порядок организации и проведения производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности в организации, план проведения производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности на объектах и планы радиационного дозиметрического контроля, мероприятий по защите персонала (и населения) от радиационной аварии, а также контролирует их выполнение;
  • утверждает радиационно-гигиенический паспорт организации;
  • обеспечивает наличие в организации официально изданных санитарных правил и норм, аттестованных методов и методик контроля и другой документации;
  • обеспечивает выполнение заключений, постановлений и предписаний должностных лиц, уполномоченных государственных органов, осуществляющих управление, надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;
  • принимает меры дисциплинарного воздействия и материального стимулирования к должностным и ответственным лицам, персоналу, эксплуатирующему ИИИ;
  • организует медицинские осмотры, профессиональную подготовку и аттестацию должностных лиц и работников.

2.6. Заместитель руководителя организации, ответственный за производственный контроль за радиационной безопасностью:

  • разрабатывает план производственного контроля за радиационной безопасностью, согласовывает его с органами госсаннадзора (госатомнадзора) и осуществляет мероприятия по обеспечению радиационной безопасности в организации согласно плану;
  • составляет и представляет для утверждения в установленном порядке планы проведения радиационного дозиметрического контроля и радиационно-гигиенические паспорта;
  • проводит оценку состояния радиационной безопасности в организации;
  • организует, руководит и контролирует работу ответственного за радиационную безопасность;
  • регулярно, не менее двух раз в год, принимает участие в проверках состояния обеспечения требований радиационной безопасности на объектах организации;
  • докладывает руководителю о результатах проверок состояния обеспечения радиационной безопасности;
  • при выявлении нарушений радиационной безопасности на объектах принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущении их возникновения, при необходимости приостанавливает либо прекращает работу; о принятых мерах по устранению нарушений не позднее пяти дней после проверки предоставляет информацию в органы госсаннадзора (госатомнадзора);
  • организует обучение и проверку знаний руководителей, специалистов и персонала по вопросам радиационной безопасности, принимает участие в работе постоянно действующей экзаменационной комиссии;
  • контролирует соблюдение порядка получения, хранения, использования, передачи ИИИ, а также прекращения работ с ними;
  • организует и контролирует готовность подразделений к проведению работ по ликвидации радиационных аварий, руководит работой персонала и аварийно-спасательного формирования при ликвидации;
  • организует выполнение заключений, постановлений и предписаний должностных лиц, уполномоченных государственных органов управления, надзора и контроля:
  • при отсутствии назначенного лица, ответственного за радиационную безопасность, может выполнять его функции с передачей ряда обязанностей руководителю объекта, ответственному за безопасную эксплуатацию радиационных устройств, и специалисту по охране труда.

4.1. Ответственные за обеспечение радиационной безопасности в организации планируют и выполняют необходимые мероприятия, оценивают их эффективность.

4.2. До начала работ с ИИИ администрация:

  • определяет и утверждает список лиц, отнесенных к категории «персонал»;
  • назначает лицо, уполномоченное пользователем ИИИ на осуществление контроля за обеспечением радиационной безопасности;
  • назначает лиц, ответственных за радиационный контроль, учет, хранение и выдачу ИИИ, организацию сбора, хранения и сдачу радиоактивных отходов;
  • назначает лиц, ответственных за техническое состояние ИИИ;
  • создает комиссию по проверке знаний персонала в области обеспечения радиационной безопасности.

4.3. Ответственные за обеспечение радиационной безопасности оценивают состояние радиационной безопасности новой продукции, веществ, а также новых (модернизированных, реконструированных) установок, технологических процессов и производств, включающих ИИИ, выполняют комплекс мер по обеспечению радиационной безопасности, направленных на поддержание ИИИ, устройств и установок в технически исправном состоянии.

Ответственные за обеспечение радиационной безопасности обеспечивают разработку контрольных уровней воздействия радиационного фактора на объекте и в зоне наблюдения, устанавливаемых для оперативного радиационного контроля, с целью закрепления достигнутого уровня безопасности, обеспечения дальнейшего снижения облучения персонала и населения, загрязнения окружающей среды.

4.4. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности в организации включает[2]:

  • организацию и проведение радиационного контроля;
  • организацию и осуществление контроля эксплуатационных параметров оборудования с периодичностью, указанной в технической документации на аппаратуру и соответствующих стандартах;
  • участие в разработке технических заданий на проектирование и реконструкцию объектов с ИИИ;
  • контроль за проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов с ИИИ;
  • организацию и выполнение мероприятий по техническому совершенствованию службы (отдела, отделения, группы) радиационной защиты, в т.ч. коррекцию заявок на оборудование и расходные материалы;
  • контроль за профессиональной подготовкой и переподготовкой лиц, входящих в категорию «персонал»;
  • контроль за нерадиационными факторами.

4.5. Методами и процедурами проведения производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности в организации являются: (наименования методов и процедур, их исполнители).

4.6. В организации разрабатываются и ведутся следующие документы[3]:

  • приказ об организации производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности в организации и назначении ответственных лиц (указывается ответственный – разработчик документа);
  • план проведения производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности (то же);
  • акт оценки результатов производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности (то же);
  • план мероприятий по защите персонала и населения от радиационной аварии и ее последствий (то же);
  • контрольные уровни облучения персонала (то же);
  • карточки учета индивидуальных доз облучения персонала (то же);
  • журналы инструктажа по охране труда и радиационной безопасности (то же);
  • приходно-расходный журнал учета ИИИ (то же);
  • акт инвентаризации ИИИ за истекший год (то же);
  • должностные инструкции, определяющие обязанности персонала (то же);
  • инструкции по радиационной безопасности на радиационных объектах (то же);
  • инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях (то же).

Программа производственного радиационного контроля

5.1. К нештатным (аварийным) ситуациям на объектах относятся: (возможные аварийные ситуации).

В случае возникновения нештатных (аварийных) ситуаций персонал действует в соответствии с инструкцией по ликвидации аварий.

5.2. В организации установлен следующий порядок устранения нарушений, выявленных по результатам производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности: (выявленные нарушения, мероприятия по их устранению, сроки, исполнители).

[Приложения]

Приложение 1

Лист ознакомления[4]


п/п

Инициалы (инициал собственного имени) и фамилия

Должность

Подпись

Дата ознакомления

Приложение 2

Лист регистрации изменений (дополнений)[5]


п/п

Номера листов (страниц)

Всего листов

Номер документа, которым внесено изменение и (или) дополнение

Дата документа, которым внесено изменение и (или) дополнение

замененных

Новых

аннулированных

Приложение 3

Лист ознакомления с изменениями (дополнениями)[6]


п/п

Инициалы (инициал собственного имени) и фамилия

Должность

Подпись

Дата ознакомления

К статье «»

Форма 1

  • Аттестация рабочих мест
  • Услуги по экологии
  • Сертификация в Беларуси и Минске

Рассматриваемый документ – это внутренний документ предприятия, содержащий основные положения и мероприятия в рамках данного вида контроля, сведения о распределении ответственности за его организацию между штатными сотрудниками, перечень необходимых для исполнения требований санитарного законодательства, утвержденные формы по учету и отчетности предприятия в области обеспечения радиационной безопасности.

Для штатных специалистов рассматриваемый документ является руководством по оказанию практической помощи в вопросах организации деятельности объекта. Она предусматривает:

  • порядок организации производственного контроля в области обеспечения радиационной безопасности,
  • безопасную работу применяемого оборудования,
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм поступления ионизирующего излучения в окружающую среду,
  • исполнение требований действующего законодательства.

Ответственность наступает в случае неисполнения законодательных требований по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и подлежит наказанию в соответствии со статьей 6.3 КоАП в размере 20 тысяч рублей, но может грозить и более серьезной мерой, выражающейся в приостановлении деятельности предприятия на срок до трех месяцев.

Образец производственного радиационного контроля

Межрегиональный учебный центр предоставляет возможность получить необходимую квалификацию в следующих форматах:

  • традиционное очное обучение в наших классах;
  • дистанционное обучение при помощи электронной базы материалов, онлайн тестов и так далее;
  • индивидуальные условия для организаций, нуждающихся в обучении целой группы сотрудников.

Выбор подходящего формата полностью зависит от возможности прерывать рабочую деятельность. Если вы не можете регулярно посещать занятия в нашем учебном центре, вам стоит обратить внимание на дистанционное обучение радиационному контролю лома металлов.

УТВЕРЖДАЮ Руководитель ИЛЦ (ИЛ)
« « года
М.П.

Реквизиты испытательного лабораторного центра или лаборатории

Протокол радиационного контроля

от « » г.
1. Наименование измерения: дозиметрический контроль партии металлолома, загруженные на транспортные средства
2. Акт измерения N
Ф.И.О., должность, проводившего измерения, код отдела
3. Цель измерения
4. Объект, где производились измерения
5. Фактический адрес
6. Юридическое лицо (наименование и юридический адрес)
7. НД на методику измерения
8. Дополнительные сведения Вид металлолома: ТС (N): Партия (тонн):
9. Средства измерения
Наименование средства Номер Свидетельство о поверке Погрешность
измерения номер дата
Лицо, ответственное за оформление данного протокола:
подпись
Общее количество страниц 2 страница 1

Программа обучения

Разработанная программа включает в себя следующие тематические модули:

  • основные теоретические сведения о радиоактивных веществах;
  • ключевые положения нормативно законодательной базы;
  • показатели радиоактивного загрязнения металлолома;
  • системы производственного радиационного контроля;
  • ведение сопроводительной документации и так далее.

Уточнить необходимые сведения об обучении радиационному контролю металлолома, цены, сроки и другие детали можно по указанным номерам телефона.



ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

РАДИАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ МЕТАЛЛОЛОМА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАДИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ МЕТАЛЛОЛОМА

1. Область применения.

1.1. Настоящая Методика проведения радиологических исследований металлолома, загруженного в железнодорожный вагон, либо партии (далее Методика) разработана в соответствии с требованиями санитарных правил «;Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома. СанПиН 2.6.1.993-00»;, Методических указаний 2.6.1.1087-02 «Радиационный контроль металлолома» в целях выявления в металлоломе локальных источников ионизирующего излучения и/или радиоактивного загрязнения.

1.2. Методика устанавливает общий порядок организации и проведения радиационного контроля:

  • металлолома, загруженного в железнодорожный вагон для транспортировки и реализации.
  • партии металлолома — отдельно расположенное количество металлолома, подготовленное к загрузке в транспортное средство и предназначенное к реализации;

1.3. Методика предназначена для использования филиалами ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту».

1.4. Методика не предназначена для радиационного контроля загрязненного радионуклидами металлолома, который образуется в результате утилизации элементов конструкций и технологического оборудования, имеющих радиоактивное загрязнение по условиям эксплуатации (при выводе из эксплуатации ядерных энергетических установок, судов с атомными энергетическими установками, атомных электростанций и т.п.).

Протокол радиационного контроля (рекомендуемый образец заполнения)

В результате выброса радиоактивных веществ происходит загрязнение радионуклидами приземного слоя воздуха и подстилающей поверхности. При этом в общем случае возможна реализация следующих путей облучения населения:

1. В результате загрязнения воздуха:

— ингаляционный путь облучения, т.е. внутреннее облучение от поступления радионуклидов в организм человека через органы дыхания (П1);

— внешнее облучение фотонами и заряженными частицами (П2);

2. В результате загрязнения подстилающей поверхности:

— внешнее облучение от следа радиоактивных выпадений на поверхность земли (П3);

— ингаляционный путь облучения в результате вторичного подъема выпавших радионуклидов (дефляции) (П4);

— пероральный путь облучения, т.е. внутреннее облучение от поступления радионуклидов при потреблении питьевой воды из источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, использующих воду поверхностных водоемов, а также при потреблении продуктов питания, загрязненных в данной местности вследствие выбросов (П5);

— внутреннее облучение при потреблении питьевой воды, из источников водоснабжения, использующих подземные воды, загрязненные в результате миграции радионуклидов из поверхностного слоя почвы (П8).

Поскольку путь облучения П8 может реализовываться также и вследствие миграции радионуклидов из мест хранения (захоронения) РАО и в некоторых других случаях, он будет подробно рассмотрен в разделе 6.2.4. В настоящем разделе представлена последовательность действий, позволяющая сделать выбор критических территорий и объектов контроля для каждого из потенциальных путей облучения П1¸П5. Следует подчеркнуть, что в общем случае при наличии нескольких источников выброса, различающихся по условиям и нуклидному составу выброса, критические территории для каждого из путей облучения могут быть различными.

Рекомендуемая последовательность включает в себя следующие этапы.

Оценки воздействия на окружающую среду и население непрерывных выбросов радиационного объекта.

6.2.1.1 По результатам анализа сведений об источниках выброса (п. 6.1.2.1) устанавливают перечень радионуклидов, выбрасываемых в атмосферный воздух, химическую форму веществ, в виде которых эти радионуклиды поступают в окружающую среду, и дисперсный состав выбрасываемых аэрозолей. Элементный состав выброса, дисперсный состав выбрасываемых аэрозолей и химическую форму радионуклидов следует принимать во внимание при последующих оценках их миграционной способности в окружающей среде, а также в ряде случаев при определении дозовых коэффициентов.

6.2.1.2 По результатам анализа сведений об источниках выброса и топографических данных (п. 6.1.1.2) наносят на карты ЗН изоплеты:

— расчетных ожидаемых годовых эффективных доз внутреннего облучения населения от ингаляционного поступления радионуклидов, выбрасываемых всеми источниками радиационного объекта;

— расчетных ожидаемых годовых эффективных доз внешнего облучения населения от нахождения в облаке выброса, создаваемом всеми источниками радиационного объекта;

— расчетных ожидаемых годовых эффективных доз внешнего облучения населения от нахождения на следе выпадений, создаваемом выбросами всех источников радиационного объекта;

— расчетных годовых отложений отдельно для каждого радионуклида, выбрасываемого всеми источниками радиационного объекта;

— среднегодовых величин приземных концентраций отдельно для каждого радионуклида, выбрасываемого всеми источниками радиационного объекта.

Для удобства последующего анализа рекомендуется составить, как минимум пять карт территории ЗН. На одну из них наносят изоплеты ожидаемых годовых эффективных доз внутреннего облучения населения от ингаляционного поступления радионуклидов, на другую — ожидаемых годовых эффективных доз внешнего облучения населения от нахождения в облаке выброса, на третью — ожидаемых годовых эффективных доз внешнего облучения населения от нахождения на следе выпадений, на четвертую — изоплеты годовых отложений, и, наконец, на последнюю — изоплеты среднегодовых величин приземных концентраций.

Следует отметить, что в случае, когда в выбросе присутствуют более трех радионуклидов, анализ двух последних карт значительно осложняется. Как уже упоминалось выше, для его упрощения более удобно проводить расчет величин отложений на подстилающую поверхность и приземных концентраций, объединяя, если это возможно, радионуклиды в группы. Такое объединение возможно, например, в случае выброса аэрозоля или газа, содержащего несколько изотопов одного химического элемента.

Целью расширенных исследований воздействия радиационного объекта на окружающую среду является получение возможно более полной информации для последующего уточнения характера этого воздействия и определения оптимального объема радиационного контроля. В соответствии с этим при проведении расширенных исследований для некоторых источников воздействия следует предусмотреть сезонные наблюдения, т.е. такие, которые охватывали бы все времена года. Следовательно, общая продолжительность этапа расширенных исследований должна составлять не менее 1 года. Однако для получения надежных показателей желательно, чтобы данные исследования продолжались в течение 2 лет подряд.

Для проведения расширенных исследований необходимо разработать программу, при составлении которой нужно решить следующие задачи:

1. Определить перечень объектов для расширенных исследований.

2. Составить перечень определяемых радионуклидов.

3. Разработать схему размещения контрольных точек.

4. Определить места расположения фоновых точек для каждого из объектов исследований.

5. Определить способы расширенных исследований, т.е. процедуры установления величин контролируемых и наблюдаемых параметров (непосредственные измерения, отбор проб и т.п.) и периодичность контроля.

6. Выбрать методы анализа отобранных проб.

Схема размещения контрольных точек разрабатывается на основании предварительной характеристики радиационного объекта с учетом возможного влияния его предыдущей деятельности. Схема должна позволить осуществить расширенные исследования воздействия на окружающую среду каждого из источников — выбросов радионуклидов в атмосферный воздух, сбросов в поверхностные водоемы и мест хранения (захоронения) РАО. Схема также должна позволить оценить по результатам расширенных исследований значимость всех путей облучения, связанных с каждым из источников воздействия. Для сопоставимости получаемых результатов рекомендуется каждый раз отбирать пробы и проводить измерения в одних и тех же местах. С этой целью после выбора местоположения контрольных точек и определения способов контроля рекомендуется предпринять объезд выбранных мест, во время которого окончательно определить привязки к местным ориентирам и составить описания каждой из точек. Такой подход позволит расположить точки контроля в местах с наиболее характерными условиями местности и исключить пробоотбор (измерения) там, где это сделать невозможно (из-за наличия домов, строений, отсутствия электропитания и т.п.) или нецелесообразно вследствие несоблюдения требований, предъявляемых к характеру местности, обусловленных выбранным способом контроля.

В общем случае, при наличии всех типов источников контрольные точки рекомендуется располагать следующим образом.

6.3.3.1. Размещение точек контроля за дозами внутреннего облучения от ингаляционного поступления радионуклидов.

Последовательность и принципы выбора критических территорий для случая, когда загрязнение воздуха происходит вследствие выбросов радионуклидов (путь облучения П1), приведены в п. 6.2.1.4 раздела 6.2.1. При этом, как уже отмечалось, возможно существование двух групп критических территорий.

1. В случае, когда в качестве критических территорий выбраны НП и ЭО, точки контроля рекомендуется располагать:

— в критическом ЭО — не менее 1 точки контроля;

— в критическом НП — в зависимости от его численности:

при численности менее 5000 человек — не менее 1 точки контроля;

при численности от 5000 до 10000 человек — не менее 2 точек контроля;

Анализ текущей информации, получаемой при проведении расширенных исследований, должен быть направлен в первую очередь на проверку:

— правильности выбранной схемы размещения контрольных точек;

— обоснованности выбора местоположения фоновых территорий;

— обоснованности перечня контролируемых радионуклидов;

— целесообразности используемых способов и периодичности контроля.

В частности, для уточнения критических территорий для путей облучения П1¸П3 рекомендуется по мере поступления информации сравнивать показания индикаторных устройств, размещенных в контрольных точках и на других территориях. С этой же целью рекомендуется также сопоставлять данные, получаемые с помощью передвижных постов с величинами приземных концентраций, полученными на стационарных постах.

В необходимых случаях в программу расширенных исследований следует внести соответствующие изменения.

Протокол радиационного контроля

Независимо от вида объектов и свойств контролируемой среды, основным требованиям к отбираемым пробам является их представительность, т.е. способность отражать свойства данной среды в данный период времени. Известно, что с представительностью проб связана погрешность (неопределенность) распространения результатов измерений в контрольных точках на объект контроля в целом. При этом строгий количественный расчет данной погрешности весьма осложнен, если вообще возможен. Более распространен метод экспертных оценок.

Соблюдение требования представительности пробы в общем случае обеспечивается правильным выбором мест размещения, количества точек контроля и его периодичности, а также корректным применением способов пробоотбора. Последнее обстоятельство зависит главным образом от вида контролируемого объекта, свойств контролируемых нуклидов и задачи, решаемой при контроле за данным объектом. Ниже в соответствующих разделах рассмотрены некоторые наиболее распространенные приемы и способы отбора представительных проб.

7.2.1 Средства измерений (СИ), используемые для РКОС, должны иметь сертификат об одобрении типа СИ Госстандарта РФ и должны быть внесены в государственный реестр СИ РФ.

7.2.2 Применяемые СИ должны в установленном порядке проходить поверку в организации, аккредитованной Госстандартом РФ в данной области деятельности.

8 Практические аспекты проведения радиационного контроля

В настоящей главе приведены рекомендации по практическому осуществлению отбора проб объектов окружающей среды, по размещению на местности пробоотборных устройств и измерительных приборов. Рассматриваются также различные технические приемы, используемые при пробоотборе. Обсуждаемые в главе способы и технические приемы рекомендуются для применения, как при проведении контроля, так и при осуществлении мониторинга загрязнения окружающей среды, поэтому при дальнейшем изложении, если не указано иное, под понятием контроль понимается как контроль, так и мониторинг окружающей среды.

Целью данной главы является унификация способов, используемых при РКОС, для получения сопоставимых и воспроизводимых результатов контроля. Излагаемые ниже способы и технические приемы отбора проб объектов окружающей среды рекомендуются применять до издания специальных нормативных документов, регламентирующих пробоотбор этих объектов для целей радиационного контроля и мониторинга.

Статья 11. Производственный контроль за соблюдением
требований промышленной безопасности
1. Организация, эксплуатирующая опасный
производственный объект, обязана организовывать и
осуществлять производственный контроль за соблюдением
требований промышленной безопасности в соответствии с
требованиями, устанавливаемыми Правительством
Российской Федерации.
2. Сведения об организации производственного контроля за
соблюдением требований промышленной безопасности и о
работниках, уполномоченных на его осуществление,
представляются в федеральный орган исполнительной
власти в области промышленной безопасности, или в его
территориальный орган (пункт в редакции, введенной в
действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ).

2.4 Общие требования к радиационному контролю
2.4.1. Радиационный контроль является частью
производственного контроля и должен охватывать все
основные виды воздействия ионизирующего излучения на
человека.
2.4.2. Целью радиационного контроля является получение
информации об индивидуальных и коллективных дозах
облучения персонала, пациентов и населения, а также
показателях, характеризующих радиационную обстановку.

2.4.3. Объектами радиационного контроля являются:
— персонал групп А и Б при воздействии на них ионизирующего
излучения в производственных условиях;
— пациенты при выполнении медицинских
рентгенорадиологических процедур;
— население при воздействии на него природных и техногенных
источников излучения;
— среда обитания человека.
2.4.4. Программа радиационного контроля в организации, где
планируется обращение с источниками излучения,
разрабатывается на стадии проектирования. В проекте
радиационного объекта должны быть определены виды, объем и
порядок проведения контроля, перечень технических средств и
штат работников, необходимых для его осуществления.
Виды и объём радиационного контроля могут уточняться в
зависимости от конкретной радиационной обстановки в данной
организации и на прилегающей территории.

Программа радиационного контроля на предприятии образец 2021

2.4.5. В зависимости от объема и характера работ, радиационный
контроль осуществляется службой радиационной безопасности
или лицом, ответственным за радиационный контроль,
прошедшим специальную подготовку.
2.4.6. Администрация радиационного объекта разрабатывает и
утверждает программу радиационного контроля с учетом
особенностей и условий, выполняемых работ.

2.4.7. Радиационный контроль организаций и территорий
предусматривает проведение контроля и учета индивидуальных
доз облучения работников (персонала) и населения. Контроль и
учет доз облучения персонала и населения должен проводиться с
учетом требований Единой государственной системы контроля и
учета индивидуальных доз облучения населения (далее — ЕСКИД).
2.4.8. Результаты радиационного контроля используются для
оценки радиационной обстановки, установления контрольных
уровней, разработки мероприятий по снижению доз облучения и
оценки их эффективности.

2.5.1. Администрация радиационного объекта несет
ответственность за радиационную безопасность и должна
обеспечивать:
— получение санитарно-эпидемиологического заключения на
выпускаемую продукцию, содержащую источники
излучения примечание: в наших случаях на вид
деятельности;
— разработку контрольных уровней воздействия
радиационных факторов в организации и санитарнозащитной зоне, а также инструкций по радиационной
безопасности и инструкций по действиям персонала при
радиационных авариях;
— установление перечня лиц, относящихся к персоналу групп А и
Б;

— создание условий работы с источниками излучения,
соответствующих настоящим Правилам;
— планирование и осуществление мероприятий по
обеспечению и совершенствованию радиационной
безопасности в организации;
— систематический контроль радиационной обстановки
на рабочих местах, в помещениях, на территории
организации, в санитарно-защитной зоне и в зоне
наблюдения, а также за выбросом и сбросом
радиоактивных веществ;
— контроль и учет индивидуальных доз облучения
персонала;
— информирование персонала об уровнях излучения на
рабочих местах и об индивидуальных дозах облучения;

— подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения
радиационной безопасности руководителей и
исполнителей работ, специалистов служб радиационной
безопасности, других лиц, постоянно или временно
выполняющих работы с источниками излучения;
— проведение инструктажа и проверку знаний персонала
в области радиационной безопасности;
— проведение предварительных (при поступлении на
работу) и периодических медицинских осмотров
персонала;
— ежегодное в установленные сроки представление
заполненного радиационно-гигиенического паспорта
организации. Примечание: форм ДОЗ-1, ДОЗ-2,ДОЗ-3;

МУ 2.6.1.1982-05 Проведение радиационного контроля в рентгеновских кабинетах.

Ионизирующее излучение (Радиация) для человека является одним из самых опасных видов излучений, оно приводит в будущем к ужасным и неизбежным последствиям – заболеванию и смерти.

Проводить измерение уровней радиации может только специальное оборудование и приборы, внесенные в Государственный реестр средств измерений, которые имеют действующие свидетельства о поверке.

Источником радиации могут быть: измерители, датчики, промышленные микроскопы, рентгеновские досмотровые аппараты и медицинская техника. Именно поэтому обязательно производить замеры в таких местах, как поликлиники и больницы, где проводятся различные обследования с помощью медицинской аппаратуры. Можно и необходимо измерять значение радиационного фона в общественных местах, где для безопасности людей стоят досмотровые аппараты, на фабриках, заводах и научных учреждениях, где используются рентгеновские аппараты промышленного назначения и для проведения различных научных исследований.

Такие измерения выполняют аккредитованные лаборатории государственного значения — это территориальные Федеральные бюджетные учреждения здравоохранения (ФБУЗы) и негосударственного значения — это любые сторонние аккредитованные испытательные лаборатории. Данные лаборатории проходят аккредитацию в Росаккредитации, но важно помнить, что перед заключением договора необходимо ознакомиться с областью аккредитации данной организации, т.к. она может не соответствовать вашим требованиям.

Многие ошибочно полагают, что достаточно одного раза при вводе в эксплуатацию аппаратов.

На всех предприятиях, где имеются ИИИ перед началом деятельности разрабатывается программа производственного контроля за радиационной безопасностью при использовании рентгеновской аппаратуры (№ 52-ФЗ от 30.03.99, ОСПОРБ-99, НРБ-99, СП 1.1.1058-01). Эта программа устанавливает систему РК и регламентирует права и обязанности лица, осуществляющего производственный контроль за радиационной безопасностью на всем предприятии.

В данной программе обязательно прописывается, что в рамках производственного контроля измерения радиационного контроля должны проводиться в плановом порядке не реже 1 раз в год или в случае необходимости (к примеру, ремонт оборудования, содержащего ИИИ, радиационная авария на предприятии или другая нештатная ситуация).

Также при любой смене условий эксплуатации оборудования необходимо заново проводить замеры и оформлять новый протокол РК.

К смене условий эксплуатации относятся как перенос аппарата по новому адресу, так и не значительный сдвиг в рамках прежнего помещения.

В медицинских учреждениях согласно МУ 2.6.1.1982-05, где в п.3.1 радиационный контроль также проводится перед оформлением или переоформлением технического паспорта. Дозиметрический контроль помещений должен проводиться не реже одного раза в 2 года по требованиям СанПиН 2.6.1.1192-03
В рамках года проводится индивидуальный дозиметрический контроль персонала, работающего c техногенными ИИИ при помощи индивидуальных дозиметров.

Показатели снимаются каждый квартал и на их основании выдаются Протоколы установленного образца для последующей ежегодной отчетности перед Роспотребнадзором.

Наша организация обладает полной материально-технической базой для организации проведения радиационного контроля, наши специалисты имеют огромный опыт работы в данной сфере.

Обращение к нам даст ответы на все возникшие вопросы и переложит их решение на плечи наших специалистов!

Программа радиационного контроля на предприятии разрабатывается в соответствии с действующими экологическими нормативами. Этот документ составляется с учётом особенности деятельности конкретного объекта, при его разработке учитываются действующие нормативы природоохранного и санитарного законодательства. Заниматься подготовкой программы должен штатный эколог предприятия, а если такой должности нет, руководитель может обратиться за помощью в сторонние специализированные организации.

Программа РК на производственном объекте включает в себя следующие обязательные разделы:

  • Общая информация о деятельности хозяйствующего субъекта, особенностях и направлении его работы.
  • Список нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятия и организацию на нем радиационного контроля.
  • Список ответственных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению контроля.
  • Перечень опасных факторов, которые могут представлять угрозу для рабочего персонала предприятия, а также для жителей прилегающих к нему территорий.
  • Контролируемые показатели на объекте. Указывается периодичность проводимых контрольных мероприятий.
  • Мероприятия, направленные на обеспечение безопасной работы объекта и предотвращение аварийных ситуаций.

Программа проведения производственного радиационного контроля предполагает своевременное выполнение запланированных мероприятий для обеспечения безопасной работы объекта. Все работы должны проводиться в полном объеме, ответственные лица должны контролировать соблюдение нормативов и своевременно заполнять отчетную документацию.

Основными целями проверки условий радиационной защиты работников производственных организаций являются:

  • гарантирование защиты человека от опасных и вредных воздействий;
  • неукоснительное исполнение норм и правил для исключения воздействия объектов производства;
  • санитарно-противоэпидемическая профилактика;
  • налаживание контроля за исполнением всех мероприятий.

Проверка проводится на основании созданной работодателем до её начала программы производственного контроля (ППК). В ней расписаны действия которые предстоит выполнить. Состав зависит от характера деятельности предприятия. Примером могут служить медицинский осмотр для работников вредных производств и гигиеническая подготовка работников пищевой промышленности.

Для выполнения проверки радиационных условий производственных предприятий применяющих дефектоскопию с использованием рентгеновских лучей предусмотрены следующие мероприятия:

  • Из-за условий производства контроль исполняется службой отвечающей за радиационную безопасность или подготовленным работником, отвечающим за её контроль. Количественный состав службы рассчитывается исходя из числа имеющихся смен и опасных в плане радиации процессов где необходимо проведение плановых проверок.
  • Программа проведения производственного радиационного контроля, расписанная и утвержденная руководством, содержит список и описание действий, время и цикличность выполнения контрольных мероприятий. Там находится информация о правилах регистрации и передачи результатов органам, осуществляющим надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой.
  • В перечень мероприятий при проверке производственных радиационных условий входят:
  • При любом изменении режима работы аппаратов с рентгеновским излучением или ежеквартально проводится замер уровня излучения вокруг рабочих мест;
  • У работников, относящихся к группе А регулярно индивидуально проводится замер дозы излучения;
  • Замер при работе с мобильными рентген аппаратами;
  • Замер в защитных камерах в которых находятся стационарные рентген аппараты;
  • Один раз в три месяца проверяется защита от радиации аппаратуры оснащенной местными защитными конструкциями, светящихся экранов и технологических проёмов;
  • В случае превышения величины излучения на поверхностях защищающих конструкций следует немедленно выправить дефект и произвести замер ещё раз.
  • На основании результатов проверки неподвижных защитных конструкций заполняется протокол в 3-х экземплярах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.