Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей усыновление удочерение детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей усыновление удочерение детей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).

Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Данная таблица описывает возможность избрания той или иной формы семейного устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей в зависимости от причины, по которой ребёнок остался без родительского попечения, описаны возможности документального оформления таких причин. Отражены также необходимые юридические действия в отношении ребёнка.

Следует учесть, что в случае, если указана возможность передачи ребёнка под опеку, то применимы все формы опеки, включая собственно опеку, опеку по договору о приёмной или патронатной семье, а также попечительство.

В организацию для детей, оставшихся без попечения родителей ребёнок может быть передан лишь в случае, если невозможно передать его в семью.

Написать комментарий

      Оформление опеки и попечительства возможно в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии усыновителей. При этом сестры несовершеннолетнего подопечного, равно как и братья, бабушки, дедушки, имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Опека устанавливается над детьми от рождения до 14 лет. Попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ).

      Не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):

      • лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
      • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
      • лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
      • бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
      • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
      • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
      • лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых нельзя принять ребенка под опеку (попечительство);
      • лица, не прошедшие подготовку к опекунству или попечительству (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
      • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами этого государства и не состоящие в браке.

      Устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей: как, куда, почему?

      Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем (ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 145 СК РФ; ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»; п. 4(1) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423).

      Усыновление возможно в отношении детей, единственный родитель или оба родителя которых, в частности, умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, неизвестны. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 1 ст. 127 СК РФ).

      Не могут стать усыновителями (п. 1, 3 ст. 127 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью):

      • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
      • супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
      • лица, лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
      • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;
      • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
      • лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка;
      • лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают такие лица (за исключением отчима (мачехи) ребенка);
      • лица, не имеющие постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ;
      • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
      • лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка;
      • лица, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным выше;
      • лица, не прошедшие психолого-педагогической и правовой подготовки в соответствии с предусмотренным законом порядком (за исключением близких родственников ребенка, его отчима (мачехи), а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
      • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

      Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, по общему правилу, должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.), указанная разница в возрасте может быть сокращена при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124, п. 4 ст. 127, п. 1 ст. 128 СК РФ); п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

      Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).

      Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).

      Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

      Законодатель предусматривает помещение ребенка в организацию для сирот только в том случае, если в течение 30 дней отсутствует подходящий кандидат. Помещение в организацию осуществляется на временной основе.

      Даже после вынесения постановления о помещении под надзор специалисты отдела опеки и региональный оператор не должны прекращать семейное устройство ребенка.

      Порядок оформления в организацию для сирот:

      1. Получение отказов от родственников несовершеннолетнего (если родные ведут асоциальный образ жизни, то составляется соответствующий акт).
      2. Оформление личного дела на ребенка.
      3. Вынесение постановления органа местного самоуправления о помещении под надзор.
      4. Помещение ребенка в организацию.
      5. Вынесение приказа о зачислении в воспитанники.

      Несовершеннолетний может проживать в организации до 23 лет (если получает образование в средней школе в очной форме). В остальных случаях воспитанники распределяются по учреждениям среднего и высшего образования.

      При нахождении в учреждении воспитанник находится на полном государственном обеспечении. Если он является получателем пенсии по инвалидности или потере кормильца, то средства зачисляются на его личный счет.

      Обязанности опекуна исполняет руководитель организации. Но он не имеет право распоряжаться имуществом несовершеннолетнего и пользоваться его деньгами.

      Образовательные льготы для сирот:

      1. Обеспечение местом в детский сад вне очереди.
      2. Бесплатное питание в детском саду и школе.
      3. Прохождение подготовительных курсов при поступлении в ВУЗ на бесплатной основе.
      4. Бесплатное обучение в СУЗ.
      5. Выплата ежегодного пособия на учебную литературу.
      6. Выплата компенсации на одежду и мягкий инвентарь при окончании учебного заведения.
      7. Выплата единовременного пособия при окончании учебного заведения – 500 р.
      8. Право на бесплатный проезд в период обучения.

      Дети-сироты имею право на следующие виды медицинского обслуживания на бесплатной основе:

      • медицинская помощь;
      • высокотехнологичная медицинская помощь;
      • ежегодная диспансеризация;
      • оздоровление (включая санаторно-курортное лечение);
      • медицинские осмотры.

      Несовершеннолетние имеют право на санаторно-курортное лечение. Причем оплачивается не только путевка, но и доставка до места отдыха и обратно. В случае самостоятельного приобретения путевки, стоимость и проезд может быть компенсирован по заявлению замещающего родителя.

      Если ребенок или его кровные родители не имеют в собственности жилого помещения, то несовершеннолетний имеет право на постановку на учет с целью получения жилья.

      Порядок предоставления жилплощади устанавливается региональным законодательством.

      Но в целом по стране порядок аналогичный:

      1. Сбор документов об отсутствии жилья в собственности (по достижению ребенком 14 лет).
      2. Направление заявления о постановки на учет в орган местного самоуправления.
      3. Получение приказа о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
      4. Подача заявления о выдаче жилья (по достижению 18 лет).
      5. Постановка на очередь.

      Как показывает практика, квартира не выдается немедленно, по достижению совершеннолетия. В РФ существует очередь на обеспечение жильем сирот. Поэтому лицу, из числа детей-сирот, придется подождать от 5 до 7 лет. Квартира выдается по договору социального найма. Через 5 лет ее можно приватизировать.

      В большинстве случаев, когда родители временно не могут самостоятельно осуществлять воспитание ребенка, они передают его родственникам или иным близким ему людям, а при отсутствии такой возможности в государственные учреждения. Но не редко возникают и такие обстоятельства, когда ребенок остается без родительского попечения на длительное время, либо вообще его утрачивает. Такая ситуация возможна как по вине родителя (например, при лишении его родительских прав, уклонении от воспитания, отказе взять ребенка из родильного дома, осуждении к лишению свободы), так и при отсутствии его вины (в силу смерти родителя, признания его недееспособным, болезни).

      В этих случаях функции по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, по их учету, защите прав и интересов, а также выбору форм устройства осуществляют органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Иными словами, запрещено предпринимать целенаправленные действия по поиску, учету и устройству на воспитание таких детей другими лицами, кроме органов опеки и попечительства. Однако это не означает, что при обнаружении ребенка, оставшегося без родительского попечения, можно не принимать меры по оказанию ему помощи и обеспечению его безопасности.

      Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

      Для установления опеки (попечительства) над ребенком необходимо решение органа опеки и попечительства о назначении конкретного лица опекуном (попечителем) ребенка. Для этого должны быть соблюдены установленные законом условия и порядок (гл. 20 СК РФ и ст. ст. 31-40 ГК РФ).

      К материальным условиям относятся:

      -опекуном (попечителем) может быть только совершеннолетний дееспособный гражданин. В связи с этим, а также с учетом целей опеки (попечительства), ими не могут быть:

      • несовершеннолетние, даже в случае приобретения ими полной дееспособности в результате вступления в брак или эмансипации, поскольку п. 1 ст. 146 СК РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть опекуном (попечителем);
      • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
      • лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
      • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;
      • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
      • лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень таких заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542;
      • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, хотя данные заболевания названы в Перечне заболеваний, при наличии которых гражданин не может взять ребенка под опеку (попечительство).

      В качестве опекунов (попечителей), как правило, выступают родственники и знакомые, которые взяли на воспитание ребенка.

      Подопечным ребенком может быть только несовершеннолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей либо имеющий несовершеннолетнего родителя в возрасте до 16 лет. При этом опека устанавливается над ребенком, не достигшим возраста 14 лет, а попечительство v над ребенком в возрасте от 14 до 18 лет.

      Согласие и желание лиц, указанных в законе, на установление опеки (попечительства). Согласно п. 3 ст. 35 ГК РФ опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия, поскольку, во-первых, свои обязанности он выполняет безвозмездно, а, во-вторых, невозможно заставить человека против его воли воспитывать ребенка.

      При назначении опекуна (попечителя) должно учитываться желание подопечного ребенка, если это возможно. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен. До достижения этого возраста ребенок может выразить свое мнение, если способен его сформулировать.

      Назначение опекунов и попечителей осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки (попечительства). При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту его жительства. Например, если ребенок находится не по месту своего постоянного жительства, а проживает у лица, желающего установить опеку (попечительство).

      Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

      Как пишет Л. Ю. Михеева, На самом деле в подавляющем большинстве случаев инициатором в назначении опеки или попечительства выступает то лицо, которое желало бы взять на себя заботу о не полностью дееспособном гражданине. В практике деятельности органов опеки и попечительства распространена процедура, при которой назначение опекуна (попечителя) производится при наличии заявления от этого лица. Это связано с объективными причинами. У органа опеки и попечительства, как правило, нет возможности выбирать между различными кандидатурами. Задача упомянутого органа — лишь проверить соответствие личности заявителя требованиям закона.

      При назначении ребенку опекуна (попечителя) орган опеки устанавливает наличие необходимых условий для этого, а также учитывает личные качества ребенка и заявителя, способность его к выполнению опекунских обязанностей, отношения между опекуном (попечителем) и ребенком (наличие родственной или иной семейной связи), отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя). Данные факты устанавливаются на основе характеристик с места работы и жительства, запросов у органов внутренних дел о наличии или отсутствии судимости у заявителя и др.

      Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами.

      Семейные правоотношения между ребенком и опекуном (попечителем) возникают со дня вынесения решения органа опеки о назначении конкретного лица опекуном (попечителем) данного ребенка. Опекуну (попечителю) выдается соответствующее удостоверение, и необходимые документы подопечного (свидетельство о рождении, выписка из истории развития ребенка о состоянии здоровья, документ об образовании, документы о родителях, справка о наличии и местонахождении братьев и сестер, опись имущества, принадлежащего ребенку, копия решения суда о взыскании алиментов, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банк��вском учреждении и др.).

      Дети, которые не имеют родительского попечения, требуют пристального государственного внимания. Проявляя свою забочу через органы опеки и попечительства, государство проводит работу по:

      • обнаружению таких детей;
      • их учету;
      • избранию формы устройства;
      • контролю действующих условий жизни ребенка.

      Выявление детей, требующих устройства в результате отсутствия попечения родителей осуществляется с помощью учебных и медицинских заведений, граждан. Таких детей ставят на учет, после чего в их отношении избирается форма устройства. Форма устройства детей, оставшихся без попечения, определяется государственным органом индивидуально, в зависимости от физических возможностей ребенка, его возраста, медицинских показателей, наличия родственников и личностных качеств.

      Обязанностью любого гражданина, чья профессиональная деятельность имеет связь с детьми, является сообщение о фактах существования детей без родительского попечения. Воспитатели, учителя, медицинские работники, служащие правоохранительных органов, а также простые граждане являются носителями обязанности по сообщению опекунским органам об обнаружении беспризорных детей.

      Их выявление влечет за собой необходимость определения места проживания ребенка и его посещения с целью обследования в течение трех дней с момента обнаружения беспризорника. Результаты обследования отражаются в специальном акте.

      В тех случаях, когда фиксируется факт полного отсутствия родительского попечения, органы опеки обязаны защитить интересы ребенка, до момента разрешения вопроса о его передаче на воспитание в соответствующие детские учреждения.

      Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, является превентивной мерой в процессе увеличения количества беспризорных несовершеннолетних, что имеет особую общественную и государственную важность.

      Обязанность по сообщению фактов обнаружения беспризорных детей возложена каждого отдельного гражданина, в особенности тех, чья сфера деятельности связана с детьми (учителей, медиков, правоохранительные органы).

      Лица, которые сокрыли информацию о беспризорном ребенке, в том числе и руководители образовательных заведений, медицинских учреждений, органов социального обеспечения, могут быть понести наказание за неисполнение своих обязанностей, что определено ст. 122 СК.

      Каждый ребенок, который лишен родительского воспитания, подлежит постановке на учет. В тех случаях, когда опека со стороны родителей полностью отсутствует, опекунские органы обязаны разрешить вопрос об определении ребенка в учреждение для детей, не имеющих родителей.

      Выявление беспризорного ребенка является первой стадией в работе с ним. В обязанность органа опеки входит функция по определению его места проживания и исследования его на предмет наличия достаточных жилищных условий, общения с родителями несовершеннолетнего и установления причин неисполнения родительских обязанностей.

      Защищая интересы ребенка, государственные органы обязаны отразить проблемного несовершеннолетнего в учетной документации, а также, при отсутствии возможности оставить его с родителями, определить детское учреждение, в которое последний может быть помещен.

      Отсутствие родительского попечения ставит под вопрос защиту интересов несовершеннолетнего, делает невозможным его нормальное воспитание, обучение и существование в семье, что влечет ряд социальных последствий негативного характера.

      Любая информация, полученная органами опеки о фактах обнаружения беспризорных детей, подлежит незамедлительной проверке. Такие дети должны быть не только выявлены, но и учтены.

      Государство проводит учет детей, не имеющих родительского попечения. Правила проведения учетных мероприятий определен СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

      Законодательные нормы по учету детей, не имеющих родительской опеки, определяют 3-дневный срок, в течении которого орган опеки обязан обследовать условия проживания ребенка, зафиксировать сведения о родителях, не исполняющих свои обязанности, провести регистрацию ребенка в журнале информации о первичном учете таких детей.

      Дети, которым требуется помещения в специализированные детские учреждения, до момента определения такого места, находятся под защитой органов опеки, которые обеспечивают их права и интересы. Устройство детей оставшихся без попечения родителей, осуществляется в такие учреждения, которые отвечают физическим, психологическим, возрастным потребностям ребенка.

      Государственные услуги населению

      Первым этапом защиты детей, не имеющих родительского попечения, со стороны государства, является их выявление и постановка на учет.

      Государственные органы опеки осуществляют такой учет путем фиксации данных о ребенке в банке детей, чьи родители не осуществляют возложенных на них обязанностей.

      Первоисточником сведений, отражаемых в «Банке», являются результаты обследования, которые были получены в результате посещения места жительства ребенка.

      Порядок проведения учета беспризорников определен законодательно. В основу такого порядка легли нормы СК и ФЗ «О государственном банке данных о детях…».

      Основная цель, с которой проводится учет детей, оставшихся без родительского попечения, заключается в дальнейшей работе с такими несовершеннолетними. Централизованный учет позволяет определять общую численность детей, нуждающихся в помещении в детские учреждения определенной специализации, защищать их интересы.

      Процесс устройства ребенка находится в прямой зависимости от формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

      Дети, которые не имеют родителей, могут быть усыновлены, что означает их принятие семью в качестве кровных детей. Такая процедура проводится в судебном порядке, а основанием для усыновления выступает судебное решение.

      Усыновление является бессрочным. Такой юридический факт порождает взаимные права родителей и ребенка.

      Опека и попечительство над детьми устанавливается на основании приказа соответствующего органа. Таким образом, ребенок передается в семью на правах воспитанника. Опека прекращается с наступлением 14-летия, а попечительство с даты совершеннолетия опекаемого.

      На основании договора, ребенок может быть передан на воспитание в приемную семью. Приемные родители становятся законными представителями ребенка. Договор является срочным, дата его окончания определяется приемными родителями и органами опеки.

      Формы устройства детей оставшихся без попечения родителей включают в себя передачу ребенка на воспитание и проживание в специализированные детские учреждения.

      Усыновления относится к наиболее длительной и процессуально усложненной процедуре устройства ребенка в семью. Процессуальный акт, дающий право на усыновление, является основанием для передачи ребенка новым родителям, в качестве кровного.

      Судебная процедура позволяет установить готовность и способность новых родителей к воспитанию ребенка, его обеспечению и образованию.

      Практика показывает, что в большом количестве случаев, усыновлению предшествует установление опеки над несовершеннолетним.

      После того, как ребенок передан новым родителям, органы опеки не прекращают работу с ним, на протяжении нескольких лет они контролируют его проживание в семье, при полном сокрытии тайны усыновления. Проверки проводятся через 6 месяцев после усыновления, через год и еще на протяжении двух лет, по одному разу. Необходимость в более пристальном контроле за семьей является основанием для более частых посещений ребенка государственными органами.

      Любая передача ребенка органами опеки на воспитание сопровождается исполнением контрольных функций, что является еще одним проявлением защиты несовершеннолетних со стороны государства.

      Дети, не имеющие родителей, могут передаваться на воспитание в специализированные детские учреждения, и осуществляется с учетом возраста ребенка, его физического и умственного развития, медицинских показателей.

      Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

      Вопросы и ответы юристов

      Информация о Курганском городском отделе

      Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст. 122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.

      В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:

      • дисциплинарная;
      • административная;
      • уголовная.

      Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:

      • было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
      • само поставило его в опасное положение.

      В случае небрежного или недобросовестного отношения к работе служащий может быть наказан за халатность, т.е. если он не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом свои должностные функции (ст. 293 УК РФ). Обвинить его можно только, если в результате бездействия наступили вредные последствия.

      Если должностные лица неправильно осуществляют выявление и учет детей, нарушают сроки сообщения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, руководство юридического лица, в котором пребывают такие малыши может быть привлечено к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ.

      Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

      Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

      Малыш может быть устроен в одной из следующих форм:

      • усыновлен;
      • оформлен под опеку (попечительство);
      • передан в приемную семью;
      • зачислен в специализированную организацию, оказывающую услуги воспитания и образования (к примеру, лечебное учреждение, соцзащита, детдом семейного типа и др.).

      Этот список открытого характера: возможно устройство детей и в иных формах (абз. 2 п. 1 ст. 123 СК РФ).

      Статья 123 СК РФ. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

      Законодательством определен список обстоятельств, по которым ребенок признается утратившим родительскую опеку. К ним относятся такие случаи с родителями:

      • ограничение или полное лишение родителей прав на малыша;
      • невыполнение воспитательной деятельности или отказ от обеспечения защищенности прав и интересов детей;
      • наступление недееспособности;
      • заболевание;
      • долгое отсутствие;
      • смерть и др. (ст. 121 СК РФ).

      Данные факты должны иметь документальное подтверждение. Поводы, по которым несовершеннолетние остаются без родительской опеки являются основаниями для устройства их государством на попечение. Они выясняются в отношении каждого родителя.

      Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.

      ) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст.

      122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.

      Организация или гражданин, нашедшие несовершеннолетнего, обязаны информировать о произошедшем событии ОВД или орган опеки по месту обнаружения малыша в течение 2-х суток.

      Дети, оказавшиеся без попечения родных, помещаются в различные учреждения, органы и организации:

      • ОВД;
      • медицинские учреждения;
      • воспитательные и образовательные организации;
      • органы и учреждения социальной защиты и др.

      О произведении регистрации найденного несовершеннолетнего они обязаны заявлять в срок до 7 суток со дня обнаружения малыша.

      В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:

      • дисциплинарная;
      • административная;
      • уголовная.

      Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:

      • было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
      • само поставило его в опасное положение.

      Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

      Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

      • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
      • анкетой;
      • заключением органа опеки и попечительства, подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

      Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям.

      Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении.

      В случае отказа ему выдается направление к следующему.

      Следует отличать понятие сиротства и отсутствия родительского попечения:

      • сироты – несовершеннолетние лица, у которых в силу различных обстоятельств умерли или погибли родители;
      • дети без попечения – несовершеннолетние лица, чье биологические родители могут выполнять родительские функции по причине:
      • лишения родительских прав;
      • устойчивого, длительного расстройства здоровья;
      • признания их недееспособными;
      • отбывающих наказание в исправительных учреждениях за совершение уголовных преступлений;
      • уклонения от исполнения обязанностей по воспитанию;
      • признания безвестно отсутствующими или умершими по решению суда;

      Ключевая разница между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в том, что у детей-сирот погибли биологические родители. У детей, оставшихся без попечения в родители живы, либо признаны умершими по решению суда, однако по ряду определенных в законе причин не могут или не желают выполнять обязанностей родителей.

      Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

      Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.

      Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.

      Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей).

      Для усыновления детей, находящихся в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме приемных родителей.

      Для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, необходимо согласие в письменной форме руководителей данных учреждений.

      Суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении без согласия опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети.

      Для вынесения судебного решения об усыновлении требуется согласие супруга(и) усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов. Согласие супруга на усыновление ребенка не требуется, если супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно (при этом к заявлению на усыновление должен быть приложен документ, подтверждающий все эти обстоятельства либо указаны доказательства, подтверждающие эти факты).

      Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей,

      За усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия.

      По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной — по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них.

      При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя).

      Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия, за исключением случаев, когда до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем.

      Об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.

      Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения.

      Изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается только при усыновлении ребенка в возрасте до года. По причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего одного года и старше.

      Об изменениях даты и (или) места рождения усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.

      По просьбе усыновителей суд может принять решение о записи усыновителей в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка.

      Для совершения такой записи в отношении усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие, за исключением случаев, когда ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем.

      О необходимости производства такой записи указывается в решении суда об усыновлении ребенка.

      Суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.

      Перечень оснований, для признания ребенка, оставшимся без родительского попечения, регламентирован Приказом Минобра России от 2015 года № 101.

      Порядок признания ребенка, оставшимся без попечения:

      1. Выявление факта отсутствия родительского попечения.
      2. Документальное подтверждение этого факта.
      3. Вынесение постановления районной администрации о присвоении статуса.

      Основания для присвоения статуса ребенка, оставшегося без попечения матери и отца:

      • оформление матерью в роддоме письменного согласия на усыновления;
      • в документах ребенка отсутствуют сведения о родителях;
      • суд признал, что последние 6 месяцев родители не живут с детьми без уважительных причин;
      • родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
      • мать или отец признаны безвестно отсутствующими;
      • несовершеннолетний признан подкинутым или брошенным;
      • родители отбывают наказание в местах лишения свободы;
      • мать и отец проходят принудительную госпитализацию в психиатрическом стационаре;
      • родители умерли или признаны умершими;
      • мать и отец находятся в розыске и их местонахождения не установлено;
      • суд отменил решение об усыновлении;
      • отдел опеки вынес постановление об отобрании несовершеннолетнего у родителей.

      Данный факт должен быть документально подтвержден в отношении матери и отца или единственного родителя.

      Порядок выявления ребенка, без родительского попечения устанавливается ст. 122 СК РФ.

      Он включает:

      1. Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
      2. Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
      3. Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
      4. Составление акта обследования.
      5. В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
      6. Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
      7. В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.

      Обязанностью по сообщению в районный отдел опеки о ребенке, оставшемся без родителей, наделяются все граждане (ст. 122 СК РФ).

      В соответствии с законом от 1999 года № 120 дополнительные обязанности возлагаются на органы профилактики безнадзорности и беспризорности детей.

      К ним относятся:

      • медицинские работники;
      • сотрудники образовательных учреждений;
      • специалисты социальных служб;
      • сотрудники полиции.

      Любой гражданин, который узнал о факте отсутствия родительского попечения, должен немедленно сообщить в районный отдел опеки по месту выявления.

      Порядок действий специалистов отдела опеки установлен ст. 122 СК РФ:

      1. В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
      2. В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
      3. В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
      4. В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
      5. Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.

      В 2019 году закон не предусматривает ответственность для отдела опеки в случае несвоевременного реагирования на сигнал.

      В 2019 году учет детей ведется сразу на 3 уровнях:

      1. Муниципальный уровень – районный отдел опеки.
      2. Уровень субъекта РФ – региональный оператор.
      3. Уровень РФ – федеральный оператор.

      Общий порядок предоставления сведений в государственный банк данных о детях-сиротах регулируется ФЗ от 2001 года № 44. Однако каждый регион самостоятельно разрабатывает административные регламенты по оказанию государственной услуги кандидатам в опекуны.

      Определить порядок действий, необходимый для устройства ребенка, не имеющего родительского попечения, можно исходя из формы, в рамках которой он передается на воспитание в новую семью.

      При усыновлении, подразумевающим принятие детей в семью на правах кровных, потребуется прохождение судебной процедуры, результатом которой станет решение суда об усыновлении. Дата вступления решения суда в силу является день, с которого у ребенка появляются новые родители, а у родителей – круг прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего. Усыновление не имеет сроков, что говорит о продолжении существования взаимных прав и обязанностей, определенных законодателем среди родителей и их детей.

      Установление опеки или попечительства, являющееся принятием ребенка на воспитание в семью, осуществляется на основании приказа органа опеки и попечительства. Основное предназначение такой формы устройства ребенка относится к защите прав и интересов ребенка, без порождения родительских правоотношений. Такой вид устройства является срочным. Опека прекращается с момента наступления 14-летия ребенка, а попечительство датой совершеннолетия.

      Договорную основу имеет устройство детей оставшихся без попечения родителей в виде передачи на воспитание в приемные семьи. Права, возникающие у приемных родителей, не ограничиваются только полномочиями опекуна или попечителя.

      Такие лица являются законными представителями несовершеннолетнего. Передача ребенка происходит на основании договора, который подписывается между приемными родителями или отдельным гражданином и органами опеки. Срок действия такого договора устанавливается соглашением обеих сторон.

      Наиболее и длительной и процессуально сложной формой устройства ребенка является усыновлением. Дети, являющиеся сиротами, передаются в семью в порядке усыновительной процедуры, в качестве кровного ребенка. Такая передача порождает у усыновивших весь спектр прав и обязанностей родителя, а у ребенка те права и обязанности, которые присущи родным детям.

      Усыновление происходит в судебном порядке. В некоторых случаях, мнение ребенка о своем усыновлении, может быть принято судом во внимание. Судебное решение об усыновлении дает возможность новым родителям изменить личные данные ребенка: его имя, отчество, фамилию.

      В большинстве случаев, процедуре усыновления предшествует опека или попечительство над ребенком.

      После того, как усыновленный ребенок передан на воспитание усыновителям, орган опеки и попечительства контролируют жизнь ребенка в новой семье, при обязательном соблюдении тайны усыновления.

      Такие проверки осуществляются по истечении 6 месяцев, со дня передачи ребенка, через год и на протяжении последующих двух лет, по одному разу в год. При наличии необходимости, такие обследования могут быть продолжены.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.