Изъятие имущества в административном праве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие имущества в административном праве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

1 — 2. В процессе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства, осмотра помещений и территорий нередко возникает необходимость изъятия обнаруженных доказательств. В силу этого лица, уполномоченные проводить процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.7, 27.8 и 27.9 КоАП РФ, вправе также осуществить изъятие вещей и документов.

3. КоАП РФ особо регулирует изъятие водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота. Целью такого изъятия является не собирание доказательств по делу об административном правонарушении, а обеспечение исполнения наказания о лишении специального права, если такое наказание будет назначено. Следует отметить, что с 1 января 2008 г. часть 3 настоящей статьи будет применяться в новой редакции, в которой будут определены срок, на который выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида, срок, по который действие временного разрешения может быть продлено.

4 — 9. Изъятие вещей и документов оформляется одним из следующих способов:

— делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения;

— делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании;

— составляется отдельный протокол об изъятии вещей и документов.

Факт изъятия водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота в соответствии с ч. 5 ст. 27.10 Кодекса отражается в протоколе об административном правонарушении или с 1 января 2008 г. еще и в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

10. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с послед. изм.).

11. Данный порядок установлен Положением о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 694). В соответствии с данным Положением к изъятым вещам, подвергающимся быстрой порче, относятся:

вещи с ограниченным сроком годности, если этот срок истекает либо есть основания полагать, что срок истечет к моменту вступления постановления об административном правонарушении в законную силу и вещи будут непригодны для реализации;

вещи, требующие для сохранения своих товарных и потребительских качеств и обеспечения безопасности специальных температурных режимов или иных условий хранения, соблюдение которых затруднено или издержки по обеспечению которых соизмеримы со стоимостью изъятых вещей.

Решение о сдаче изъятых вещей для реализации принимается органом исполнительной власти, уполномоченным изымать орудия совершения или предметы административного правонарушения, после осмотра изъятых вещей и проверки их качества (включая проверку безопасности) в установленном порядке органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом на пищевые продукты должны иметься документы, удостоверяющие их качество и безопасность, и документы изготовителя (поставщика), на продукты должна быть нанесена маркировка, содержащая сведения, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о принятом решении, после чего изъятые вещи сдаются Российскому фонду федерального имущества для реализации.

Изъятые вещи подлежат оценке представителем уполномоченного органа исполнительной власти и при необходимости экспертом, обладающим правом проведения оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Оценка изъятых вещей производится исходя из их рыночной стоимости.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о проведении их оценки, и ему предоставляется право присутствовать при этой оценке.

Сдача Фонду изъятых вещей для реализации производится уполномоченным органом исполнительной власти и оформляется актом приема-передачи, в котором указываются их характеристики. К акту приема-передачи прилагаются необходимые документы.

Реализация изъятых вещей осуществляется Фондом. Фонд вправе привлекать к реализации изъятых вещей отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц, с которыми заключается соответствующий договор.

В целях обеспечения сохранности изъятых вещей, возмещения убытков в случае их утраты (гибели), недостачи или повреждения уполномоченный орган исполнительной власти или Фонд может заключать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, договоры имущественного страхования изъятых вещей. Привлечение страховых организаций производится на конкурсной основе.

Уполномоченный орган исполнительной власти и Фонд в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, связанных с реализацией изъятых вещей, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реализация изъятых вещей осуществляется с учетом срока их годности и использования по назначению.

Средства, полученные от реализации изъятых вещей, перечисляются Фондом на открытый в установленном порядке счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти. Одновременно Фонд направляет в уполномоченный орган исполнительной власти отчет о реализации изъятых вещей и связанных с этим расходах.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Статья 27.10 КоАП РФ. Изъятие вещей и документов

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С 1997 г. конфискация имущества являлась разновидностью наказания, предусматриваемого Уголовным кодексом за особо тяжкие преступления, а также совершенные из корыстных побуждений. Примером тому является печально известное раскулачивание зажиточных крестьян, лишаемых всех земель, орудий производства и насильственно переселяемых в удаленные районы области.

Однако в 2003 г. конфискация была исключена из системы наказаний и в настоящее время действует как дополнительная мера уголовно-правового характера. Изменения, касающиеся правовой природы и вопросов применения конфискации имущества, заключаются в следующем:

  1. Конфискуется не любое имущество, как это было раньше, а его конкретные виды, перечисленные в ст. 104.1 УК.
  2. Собственность может изыматься не только в пользу государства, но и потерпевшего.
  3. Данная мера применяется при совершении противоправных деяний, упомянутых в ст. 104.1 УК, а не является наказанием, предусмотренным определенной статьей Уголовного кодекса.

Согласно ст. 104.1 УК, конфискация применяется по отношению к имуществу:

  1. Полученному в результате неправомерных действий.
  2. Незаконно переправленному через границу РФ и государств, входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС.
  3. Преобразованному из незаконно добытых средств, в том числе — денег, ценных вещей. Например, дом, купленный на средства, полученные от незаконного оборота наркотических веществ (подробнее о статье за распространение и хранение, читайте тут)
  4. Предназначенному для осуществления террористической деятельности — денежным средствам, вооружению, плакатам и оборудованию.
  5. С помощью которого было совершено преступление — орудию или средствам.

Конфискацию имущества УК РФ предполагает по отношению к материальным объектам. Например, при нарушении прав на результаты интеллектуального труда будут конфискованы его материальные продукты.

Если похищенное имущество или принесенная им прибыль были присоединены к законно приобретенной собственности, изъятию подлежит та часть, которая соответствует присвоенному имуществу (ч. 2 ст. 104.1 УК).

Как указывает ст. 446 ГПК, человека нельзя лишать:

  • единственного жилого помещения, если у него нет других мест для проживания, и земли под ним;
  • мебели, плиты, посуды и других насущно необходимых предметов обихода;
  • принадлежащих детям одежды, игрушек и других вещей;
  • топлива, используемого для приготовления пищи и обогрева помещения;
  • семян, предназначенных для засевания;
  • домашней скотины и птицы, служащих единственным источником пропитания. В этом случае полная конфискация имущества означает гибель ответчика и его семьи;
  • оборудования и инструментов, необходимых для заработка, если судом не был наложен запрет на осуществление данной трудовой деятельности;
  • денежных средств в размере прожиточного минимума;
  • детского пособия, пенсии и других социальных выплат.

Также не может быть изъято имущество, принадлежащее супругу должника. Доказательством того, что конфискуемая собственность не находится во владении ответчика, могут служить:

  • товарные чеки;
  • гарантийные талоны;
  • другие документы, идентифицирующие личность владельца;
  • показания свидетелей.

Конфискация имущества в уголовном и административном праве РФ

Имущество изымается при совершении определенных преступлений, квалифицируемых по 74 статьям УК, список которых приведен в ст. 104.1 УК и не подлежит расширению. Перечень включает преступления, касающиеся:
Обратите вниманиеСоглано законодательству,за разглашение персональных данных может грозит штраф либо тюремное заключение до 4-х лет. А в особо тяжких случаях (например, наступление тяжких последствий для несовершеннолетнего, которые могут выражаться в психическом расстройстве или причинении вреда здоровью), срок заключени я может быть увеличен до 5-ти лет. Подробнее читайте в этой статье

  • Производственной деятельности:
    1. изготовления и продажи товаров без маркировки (ст. 171.1);
    2. организация незаконной игорной деятельности (УК РФ ст. 171.2);
    3. отмывания денег, добытых незаконным путем (ст. 174);
    4. легализации имущества, полученных посредством преступных действий (ст. 174.1);
    5. разглашения конфиденциальной информации коммерческих организаций, банков и налоговых учреждений (ст. 183);
    6. фальсификация результатов конкурса или соревнования (ч.ч. 3 и 4 ст. 184).
  • Финансового оборота:
    1. использования поддельных банкнот и ценных бумаг (ст. 186);
    2. оборота платежных средств (ст. 187);
    3. экспорта деталей оружия и военной техники (ст. 189);
    4. заготовления древесины (ст. 191.1);
    5. взятки (ч. 5–8 ст. 204).
  • Экстремистской деятельности:
    1. совершения террористический действий (ст. 205);
    2. пособничество в совершении преступления террора (ст. 205.1);
    3. склонения к совершению террористического акта, в том числе, на интернет-ресурсах (ст. 205.2);
    4. взятия заложника (ст.ст. 205.3, 205.4, 205.5, 206);
  • Преступных сообществ:
    1. создания незаконного вооруженного объединения или нахождения в его составе (ст. 208);
    2. бандитской деятельности (ст. 209);
    3. создания преступной группы и вступления в нее (ст. 212);
    4. массовых беспорядков (ст. 212);
    5. ношения и оборота оружия и боеприпасов (ст. 222);
    6. нападений на морские суда (ст. 227).
  • Наркотических веществ:
    1. сбыта (ст. 228.1);
    2. незаконного оборота (ч. 2 ст. 228.2);
    3. производства и продажи прекурсоров (ст. 228.4);
    4. хищения (ст. 229);
    5. выращивания конопли, марихуаны и других наркосодержащих растений (ст. 231);
    6. организации притона (ст. 232);
    7. продажи сильнодействующих средств и ядов (ст. 234);
    8. изготовления лекарств (ст. 235.1);
    9. других.
  • Другие.

Закон о конфискации имущества в выражении ст. 235 ГК предусматривает случаи добровольного и принудительного отчуждения собственности, стоимость которой может быть возмещена или же нет. Именно принудительную и безвозмездную конфискацию данная статья определяет для:

  • имущества, служащего возмещением обязательств, принятых владельцем;
  • контрабандных товаров;
  • незаконных денежных переводов в банки других государств;
  • наркотических веществ, предназначенных для незаконного употребления;
  • орудия административного правонарушения, которое производится без судебного постановления, но может быть оспорено ответчиком (ст. 3.7 КоАП);
  • другого имущества.

Конфискация имущества предусмотрена, как один из видов наказания в уголовном и в административном праве.

Начиная с 1997 года, почти на протяжении семи лет, конфискация имущества в России входила в Уголовный кодекс в качестве наказания за особо тяжкие и корыстные деяния. Затем её убрали на время из уголовного законодательства. Но через три года вернули обратно.

Изъятие имущества обвиняемых используется и в административном праве. Сегодня довольно часто можно столкнуться с конфискацией имущества за долги, применяемой к заемщику, не возвращающему банку взятые в долг деньги.

При этом приставы-исполнители на основании судебного решения забирают у человека в размере, способном покрыть долг банку:

  1. Драгоценности.
  2. Деньги.
  3. Автомобили и другие виды транспорта.
  4. Предметы роскоши.
  5. Средства бытовой техники.
  6. Объекты недвижимости.

Отобранное имущество может быть возвращено обвиняемому, если он в течение пяти дней сможет погасить задолженность по кредиту!

Если человек этого не сделал, его вещи будут проданы, а деньги, которые получены от их продажи, пойдут на уплату кредитных долгов ответчика.

Уголовное законодательство назначает изъятие у осужденного в соответствии со статьёй 104 части 1 Уголовного кодекса РФ следующего имущества:

  1. Денежных средств и других предметов, вещей, которыми человек овладел в результате совершенных преступлений.
  2. Предметов, незаконно переправленных через границу государства.
  3. Всех видов доходов, которые были получены от реализации преступно добытого имущества.
  4. Денежных и любых других средств, с помощью которых финансируются террористические и иные преступные организации.
  5. Средств, предметов, орудий, находящихся в собственности обвиняемого, посредством которых он совершал преступления.

Имущество конфискуется не при всех видах уголовных преступлений. Конфискация имущества в уголовном праве делается в случае, если речь идет об убийствах, о торговле людьми, о похищениях, о деятельности террористов и фальшивомонетчиков, о коррупции и торговле наркотиками, о проституции и некоторых других уголовно наказуемых деяниях.

Административная конфискация по 235 статье гражданского кодекса РФ не предусматривает наличие вердикта суда. Чаще всего конфискация имущества в административном праве касается таможенного законодательства, переводов активов за границу, оборота наркотиков.

Когда имеются предусмотренные законом случаи, имущество изымается безо всякого постановления суда. Но это касается не всего нажитого преступным путем имущества, а только орудий, с помощью которых обвиняемый совершал преступления.

Данная конфискация имущества в РФ может быть оспорена ответчиком через суд!

На основании 104 статьи порядок конфискации имущества выполняется следующий:

  1. Имущетсво конфискуется только в том объеме, который имеется в исполнительном листе.
  2. Вначале на изъятое имущество налагается арест.
  3. Затем, после снятия ареста, оно переходит в собственность государственных органов.
  4. Получивший имущество государственный орган может воспользоваться правом взыскателя.
  5. Отказаться от передаваемого имущества госструктура не может.
  6. Перед тем, как приступать к реализации исполнительного документа, должнику предоставляется время (пять дней), чтобы отфильтровать от изымаемого то имущество, которое не может быть изъято.
  7. Сама процедура изъятия делается по закону о конфискации имущества с обязательным оформление акта и описи имущества и при участии понятых.
  8. Исключение составляют денежные счета, вклады, кредитные средства. К ним применяется особый порядок.
  9. Судебный пристав отправляет в банк, где у осужденного есть вклады, запрос с текстом постановления об изъятии и с указанием реквизитов, на которые следует перевести конфискуемые средства осужденного.
  10. Если у человека изымаются также ценные бумаги, постановление высылается лицу, которое осуществляет контроль этих денежных документов. Ему же направляются указания, куда конфискованные бумаги следует переправить.

Имущество, подлежащее конфискации, включает в свой перечень:

  • движимое имущество – денежные средства, предметы роскоши, драгоценности, бытовая техника и иное имущество, которые было получено в результате совершения преступного деяния, ведения террористической деятельности, незаконного переправления через границу;
  • недвижимое имущество – объекты жилой и коммерческой недвижимости, включая земельные участки, квартиры, дома и другое.

Не могут быть конфискованы объекты недвижимости, являющиеся единственным жильем для лица, совершившего преступление, и членов его семьи. Земельный участок не может быть конфискован, если на нем располагается дом, являющийся единственным местом для проживания виновного лица и членов его семьи. В иных случаях земля отчуждается в общем порядке и в дальнейшем реализуется на торгах.

Если на одного из супругов налагается мера наказания с конфискацией имущества, он отвечает всем своим имуществом, в частности, долей, которая ему принадлежала бы при разделе. В случае недостаточности средств для уплаты задолженности в полном объеме, конфискация, как мера наказания, обращается на имущество второго супруга. Согласно ст. 45 Семейного кодекса РФ оба супруга несут солидарную ответственность имуществом каждого.

Комментируемая ст. 3.7 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде конфискации орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Часть 1 ст. 3.7 КоАП РФ предусматривает, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей.

Конфискация назначается судьей.

Из положений ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения судья в постановлении по делу об административном правонарушении, арбитражный суд по делу о привлечении к административной ответственности должны разрешить вопрос о том, в собственность Российской Федерации либо в собственность субъекта Российской Федерации будет обращена конфискуемая вещь.

Положение ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ распространяется и на орудия совершения или предметы административного правонарушения, являющиеся культурными ценностями, под которыми понимаются, в том числе произведения культуры и искусства, результаты научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы и уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. N 3612-1, «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)).

КоАП РФ не допускает возможности лишения имущества лица, производство по делу в отношении которого прекращено.

Исключением являются лишь положения ч. 3 ст. 3.7 Кодекса КоАП РФ, предусматривающие, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

а) подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

б) изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Постановлении от 26.12.2012 N 45-АД12-9, при решении вопроса о допустимости изъятия на основании ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, находящегося в противоправном владении, следует учитывать, что незаконное использование той или иной вещи по своей юридической природе отличается от незаконного владения таким имуществом. Использование имущества с нарушением требований законодательства Российской Федерации само по себе не означает, что это имущество находится в противоправном владении лица, в том числе когда его действия образуют объективную сторону состава какого-либо административного правонарушения. Таким образом, изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях, лишь в связи с тем, что оно используется ими с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция являются самостоятельным (особым) предметом государственного контроля. Правовые основы производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ).

За невыполнение сформулированных в Законе N 171-ФЗ требований к осуществлению производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также к потреблению (распитию) алкогольной продукции ст. ст. 14.16, 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.19, ч. ч. 3 и 4 ст. 15.12, ст. ст. 15.13, 20.20, 20.22 КоАП РФ прямо предусмотрена административная ответственность физических лиц, должностных и юридических лиц.

Кроме того, в случае нарушения положений Закона N 171-ФЗ указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1, ст. 14.2, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения установлена в качестве санкции за совершение всех административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, за исключением ст. 15.13 КоАП РФ.

Помимо конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных), основного технологического оборудования, автомобильного транспорта, являющихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, по указанным делам суды осуществляют изъятие названных вещей и иного имущества, связанного с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение на основании части 3 статьи 3.7 КоАП РФ.

Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Под досмотром вещей, находящихся при физическом лице, понимается обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Сущность досмотра вещей состоит в принудительном обследовании вещей, товаров, ручной клади, багажа, груза и другого имущества гражданина со вскрытием тары, упаковок, замков (в отличие от осмотра, который проводится визуально, без вскрытия тары, упаковок, замков). Под личным досмотром следует понимать принудительное обследование тела человека и его одежды для обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, а также установления их личности.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится в случаях: когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения; при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах; когда очевидцы прямо указывают на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение; когда имеются показания технических средств контроля и в некоторых других случаях.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, уполномоченными производить доставление и административное задержание. Это сотрудники: органов внутренних дел (милиции); ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел; органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органов Российской транспортной инспекции; органов автомобильного транспорта; органов морского транспорта; органов внутреннего водного транспорта; органов государственной инспекции по маломерным судам; органов железнодорожного транспорта; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации; органов единой системы организации воздушного движения РФ; военной автомобильной инспекции; органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства; таможенных органов; внутренних войск Министерства внутренних дел РФ; пограничных органов и пограничных войск, иных войск (сил), исполняющих обязанности по охране Государственной границы РФ; органов уголовно-исполнительной системы.

Досмотру должно предшествовать предложение должностного лица, уполномоченного произвести досмотр, лицу, в отношении которого имеются данные о совершении им административного правонарушения, предъявить документы, подтверждающие его личность, а также документы или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения.

Как уже отмечалось в § 1 настоящей главы, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении отличаются по своему назначению от личного досмотра и досмотра вещей как административно-предупредительных мер, целью которых является предупреждение возможных правонарушений. Досмотр как административно-предупредительная мера осуществляется лицами, указанными в соответствующих федеральных законах.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ туда посторонних граждан и отвечающих правилам санитарии и гигиены.

При осуществлении личного досмотра необходимо обеспечить защиту безопасности досматриваемого лица, его здоровья, чести и достоинства. Ни в коем случае нельзя разглашать сведения, ставшие известными должностным лицам при осуществлении личного досмотра, которые компрометируют досмотренное лицо. Эти требования вытекают из положений ст. 2, 21, 23 Конституции РФ, определяющих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, что достоинство личности охраняется государством и каждый имеет право на личную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это прежде всего сотрудники органов, которые, согласно положениям гл. 23 КоАП РФ, вправе рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, а также должностные лица указанных в ч. 2 ст. 28.3 Кодекса федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов.

К числу лиц, которые вправе произвести осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, следует отнести должностных лиц: органов внутренних дел (милиции); органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; налоговых органов; таможенных органов; пограничных органов и пограничных войск; органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда; органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; органов рыбоохраны; органов государственного горного и промышленного надзора; многих других федеральных органов исполнительной власти.

В частности, в целях выполнения возложенных на милицию обязанностей сотрудникам милиции предоставляется право при наличии данных о влекущем административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности, в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества и др.

Осмотру должно предшествовать предложение должностного лица, уполномоченного произвести осмотр, законному представителю юридического лица или иному сотруднику, являющемуся в этот момент старшим в данной организации, индивидуальному предпринимателю (а в его отсутствие работнику, выполняющему функции старшего) предъявить документы, подтверждающие его личность и должностное положение, а также документы или вещи, другие предметы, служащие орудием или непосредственным объектом правонарушения.

КоАП РФ определено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых (ст. 27.8). Термин «представитель» юридического лица или индивидуального предпринимателя в данном контексте явно неудачный, ибо в соответствии со ст. 25.5 представителем значится участник производства по делу об административном правонарушении, который оказывает юридическую помощь потерпевшему, в том числе потерпевшему юридическому лицу.

Видимо, в данном случае под представителем законодатель имел в виду какого-либо сотрудника юридического лица или работника индивидуального предпринимателя. Думается, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов должен осуществляться в присутствии законного представителя юридического лица или иного сотрудника, исполняющего в этот момент роль старшего в данной организации (или наделенного соответствующими полномочиями), индивидуального предпринимателя, а в его отсутствие — работника, выполняющего функции старшего.

Согласно ст. 27.8 КоАП РФ об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе. И в этом контексте термин «представитель» юридического лица или индивидуального предпринимателя неудачен. Видимо, в протоколе должны быть указаны сведения о законном представителе юридического лица или ином сотруднике организации, присутствовавшем при осмотре, сведения об индивидуальном предпринимателе или ином присутствовавшем при осмотре работнике.

Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъятие вещей, явившихся орудиями совершения, или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении. Такие вещи и документы могут быть обнаружены на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества.

Изъятие указанных вещей и документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении физического или юридического лица возможности пользоваться и распоряжаться этими вещами и документами. Изъятие вещей и документов осуществляется в целях пресечения административного правонарушения и обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления. В ряде случаев изъятие документов необходимо для установления личности лица, совершившего противоправное деяние.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, производится лицами, имеющими право осуществлять доставление и административное задержание, а также всеми иными должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это: сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; сотрудники других федеральных органов исполнительной власти. Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и иного его имущества, осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это прежде всего сотрудники органов, которые вправе рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, а также должностные лица указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов. Изъятие таких вещей и документов также производится в присутствии двух понятых.

Допустимость изъятия имущества по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определена в постановлениях Конституционного Суда РФ. В этих постановлениях прямо указывается, что до вынесения судебного решения административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вправе изымать у нарушителей вещи и документы, поскольку подобная мера не является санкцией за совершенное правонарушение и не связана с лишением имущества. Вместе с тем Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в силу ч. 3 ст. 35 Конституции РФ только с вынесения судебного решения конфискация (как и возмездное изъятие) может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.

Подчеркнем, что вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются на время, до принятия по этому делу решения. После рассмотрения этого дела, в зависимости от назначенного наказания, орудия совершения и предметы административного правонарушения либо конфискуются, либо реализуются (при возмездном изъятии), либо изымаются из оборота и подлежат передаче в соответствующие организации (или уничтожению), либо возвращаются законному владельцу, а при его неустановлении передаются в собственность государства.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах. Однако документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством передаются заинтересованным лицам.

КоАП РФ предусматривает в ряде случаев необходимость отстранения лица, управляющего транспортным средством, от управления им. При этом под отстранением от управления транспортным средством следует понимать запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство приводится в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа от замка зажигания, в освобождении лицом места водителя (судоводителя) в транспортном средстве и т. д.

Судоводители подлежат отстранению от управления транспортным средством, если имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения.

Водители автомототранспортных средств подлежат отстранению от управления транспортным средством в случаях, если:

  1. в отношении них имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;
  2. они не имеют права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишены этого права;
  3. не имеют при себе документов на право управления транспортным средством, регистрационных документов на транспортное средство, документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца;
  4. управляют транспортными средствами, которые имеют заведомо неисправные тормозную систему (за исключением стояночного тормоза), рулевое управление или сцепное устройство в составе поезда.

В случае управления транспортным средством водителем, не имеющим права на управление, он отстраняется от управления и в тех случаях, когда вообще не имеет права на управление транспортными средствами, и в тех случаях, когда имеющееся у него водительское удостоверение не позволяет управлять транспортным средством данной категории.

Лицо подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

Отстраненное от управления транспортным средством лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Такими достаточными данными являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Для того чтобы отстранить водителя от управления и направить на медицинское освидетельствование, достаточно также заявления граждан или признания самого водителя об употреблении им спиртных напитков.

При этом важно уяснить, что под управлением следует понимать выполнение водителем своих функций только во время движения транспортного средства. Наличие перечисленных факторов, когда водитель находится в транспортном средстве, стоящем в гараже, на парковке, стоянке, при выполнении водителем ремонтных работ не может являться основанием для направления его на освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида. Такими лицами являются сотрудники милиции, в том числе ГИБДД, должностные лица органов рыбоохраны, морского транспорта, внутреннего водного транспорта, государственной инспекции по маломерным судам (в части отстранения от управления судоводителей), работники предприятий, учреждений и организаций, ответственные за эксплуатацию транспортных средств.

Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Внесение соответствующих записей в протокол об административном правонарушении или в иные имеющиеся по делу протоколы (например, в протокол об административном задержании) взамен составления самостоятельного протокола об отстранении водителя от управления, направлении его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не допускается.

В протоколе указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания данного протокола в нем делается соответствующая запись.

Факт опьянения должен устанавливаться только медицинским освидетельствованием на состояние опьянения. Порядок такого освидетельствования и оформления его результатов установлен Правительством РФ.

Прекращение права собственности

Следует отметить, что действующее административное законодательство не определяет точный временной срок, необходимый для производства изъятия вещей и документов. Один из отечественных специалистов в сфере административного процесса А.С. Дугенец предлагает закрепить в законодательном порядке положение о том, что рассматриваемое изъятие должно осуществляться «немедленно» [1]. Можно признать высказанную автором точку зрения отчасти справедливой: установление и последующее закрепление законодателем конкретного временного срока, необходимого для эффективного совершения рассматриваемых действий процессуального характера, будет способствовать координации практической деятельности и исключению их необоснованного затягивания.

Высказанное А.С. Дугенец мнение разделяет Н.В. Косарева, предлагающая внести в ч. 9 ст. 27.10 КоАП РФ положение, которое регламентирует осуществление процедуры изъятия до вступления в законную силу соответствующего постановления по делу о совершенном административном правонарушении [2].

После проведения содержательного толкования изъятия вещей и документов как административной меры обеспечения можно сделать предположение о том, что посредством действия, закрепленного нормой ст. 27.10 КоАП РФ, могут быть подвергнуты аресту исключительно те товары, транспортные средства и вещи, которые выступают в качестве орудий или предметов, послуживших для совершения административного правонарушения.

В основе процедуры изъятия вещей и документов лежит составление подробной описи соответствующих товаров, средств транспортного назначения и вещей иного характера с последующим уведомлением лица, в отношении которого осуществлено применение рассматриваемой административной меры обеспечения, или его законного представителя о том, что ему запрещено распоряжаться (в ряде случаев – и осуществлять непосредственное пользование) ими [3].

Наряду с вышесказанным, иногда кажется сомнительной необходимость применения процедуры изъятия каких-либо вещей, документов и прочих предметов. Например: в случае с изъятием водительского удостоверения цель применения рассматриваемой административной меры обеспечения не достигается, поскольку гражданин имеет полное право, в соответствии с нормой п. 3 ст. 27.10 КоАП РФ, управлять собственным транспортным средством на основании выданного соответствующими органами государственной власти разрешения, носящего временный характер. Получается, что водитель, даже лишившись водительских прав, все равно продолжает осуществлять практическое управление транспортным средством до того момента, пока не будет вынесено постановление, свидетельствующее о лишении его права управления транспортным средством.

Исходя из сложившейся противоречивой ситуации, думается, что необходимо в законодательном порядке внести соответствующие изменения в КоАП РФ, запрещающие гражданину управлять транспортным средством на основании временного разрешения при изъятом водительском удостоверении в целях недопущения (исключения) совершения в будущем с его стороны противоправных действий или административных правонарушений.

Литература:

1. Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М.: ВНИИ МВД России, 2003. – C. 60.

2. Косарева, Н.В. Сроки применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Российская юстиция. – 2012. – № 5. – C. 23.

3. Любимов, А.А., Филимонова, О.Г. Правовые особенности применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в отношении имущества (на примере Тюменской области) // Ростовский научный журнал. – 2017. – Выпуск № 9. – С. 86–87.

Конфискация – принудительное изъятие имущества у его собственника в пользу другого лица без возможности его возврата.

Чем отличается конфискация в СССР от конфискации в современной России? Прежде всего, формой. В Советском Союзе и до 2003 года конфискация выступала уголовным наказанием за совершение особо тяжких преступлений, а также совершенные преступления из корыстных побуждений, а после внесения поправок в документы с 2003 она стала мерой уголовного характера, которая в большей степени несет функцию восстановления справедливости.

В первом случае изымалось все имущество граждан (знаменитое «раскулачивание»), а сегодня конфисковывают только то имущество, которое предусмотрено в рамках закона. Если до 2003 года имущество конфисковывалось исключительно в пользу государства, то после внесения изменений в закон, оно может быть изъято и в пользу пострадавших лиц.

Понятие конфискации регулируется сразу несколькими отраслями права: Уголовное право, Административное право, Гражданское право. Сам процесс конфискации в основании своем должен иметь судебное решение (статья 35 Конституции РФ).

Конфисковать имущество возможно только по решению суда на основе закона о конфискации имущества. Конфискация проводиться судебными приставами на основании исполнительного листа и строго в объеме там указанном. На имущество гражданина накладывается арест, имущество передается на хранение ответственному лицу на основании описи и акта приема. Документы составляются в присутствии понятых, судебного пристава, должника. Составленные документы в срок до 5 дней направляются лицу, у которого проводилась конфискация, для того чтобы он мог обозначить имущество, которое не может быть изъято. На практике процесс описывания и изъятия имущества может проводиться до нескольких недель.

Конфискация денежных средств, вкладов и счетов происходит в ином порядке. Судебные приставы направляют в финансовое учреждение запрос, в котором имеются размещенные денежные средства ответчика в виде счетов, депозитов или вкладов. В запросе указывается постановление об изъятии размещенных денежных средств ответчика и реквизиты счетов для их переводов.

Таким образом, конфискация на сегодняшний день выступает как мера уголовного характера и представляет собой изъятие имущества из собственности одного гражданина в пользу другого гражданина или государство. Согласно УК РФ имеется 74 уголовных статей, которые влекут за собой применение такой уголовной меры как конфискация имущества. Кроме того конфискация может быть проведена в административном порядке без решения суда в случаях изъятия имущества для компенсации невыполненных обязательств владельца, контрабандных товаров, денежных средств, нелегально переведенных на заграничные счета, орудий совершения преступлений, наркотических средств, предназначенных для употребления.

На территории разных государств конфискация материальных ценностей может рассматриваться по двум направлениям

  1. Мера уголовно-правового характера (актуально для России).
  2. Наказание за совершение уголовного преступления (например, Украина).

В России конфискация как уголовное наказание, применялось с середины 17 века и ранее использовалась только в отношении политических преступников. 1885 – вид ответственности отменен, 1917 – восстановлен, 2003 – исключение меры ответственности из УК РФ, 2006 – восстановление конфискации, но только как меры уголовно-правового характера.

Основаниями для применения меры в современном уголовном праве являются:

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Имущество изымается при совершении определенных преступлений, квалифицируемых по 74 статьям УК, список которых приведен в ст. 104.1 УК и не подлежит расширению. Перечень включает преступления, касающиеся:

Обратите вниманиеСоглано законодательству,за разглашение персональных данных может грозит штраф либо тюремное заключение до 4-х лет. А в особо тяжких случаях (например, наступление тяжких последствий для несовершеннолетнего, которые могут выражаться в психическом расстройстве или причинении вреда здоровью), срок заключени я может быть увеличен до 5-ти лет. Подробнее читайте в этой статье

  • Производственной деятельности:
      изготовления и продажи товаров без маркировки;
  • организация незаконной игорной деятельности;
  • отмывания денег, добытых незаконным путем;
  • легализации имущества, полученных посредством преступных действий;
  • разглашения конфиденциальной информации коммерческих организаций, банков и налоговых учреждений;
  • фальсификация результатов конкурса или соревнования.
  • Финансового оборота:
      использования поддельных банкнот и ценных бумаг;
  • оборота платежных средств;
  • экспорта деталей оружия и военной техники;
  • заготовления древесины;
  • взятки.
  • Экстремистской деятельности:
      совершения террористический действий;
  • пособничество в совершении преступления террора;
  • склонения к совершению террористического акта, в том числе, на интернет-ресурсах;
  • взятия заложника;
  • Преступных сообществ:
      создания незаконного вооруженного объединения или нахождения в его составе;
  • бандитской деятельности;
  • создания преступной группы и вступления в нее;
  • массовых беспорядков;
  • ношения и оборота оружия и боеприпасов;
  • нападений на морские суда.
  • Наркотических веществ:
      сбыта;
  • незаконного оборота;
  • производства и продажи прекурсоров;
  • хищения;
  • выращивания конопли, марихуаны и других наркосодержащих растений;
  • организации притона;
  • продажи сильнодействующих средств и ядов;
  • изготовления лекарств;
  • других.
  • Другие.

Так же прочтите: Образец написания жалобы в прокуратуру на отказ в возбуждении уголовного дела

Закон о конфискации имущества в выражении ст. 235 ГК предусматривает случаи добровольного и принудительного отчуждения собственности, стоимость которой может быть возмещена или же нет. Именно принудительную и безвозмездную конфискацию данная статья определяет для:

  • имущества, служащего возмещением обязательств, принятых владельцем;
  • контрабандных товаров;
  • незаконных денежных переводов в банки других государств;
  • наркотических веществ, предназначенных для незаконного употребления;
  • орудия административного правонарушения, которое производится без судебного постановления, но может быть оспорено ответчиком (ст. 3.7 КоАП);
  • другого имущества.

В Российском законодательстве сегодня не предусмотрено полной конфискации. Это значит, что имущество изымается частично, с учетом источника приобретения и цели дальнейшего использования. Принято различать четыре группы ценностей, подлежащих конфискации (ч. 1 ст. 104.1 УК РФ):

  1. Любая собственность, материальные блага, приобретенные в результате совершения преступления. Это касается и обстоятельств, при которых полученное незаконным путем имущество, было уже преобразовано. Применимо только при назначении наказания за следующие преступления согласно Уголовному кодексу, направленные против:
      жизни и здоровья (ч. 2 ст. 105, ч. 2-4 ст. 111);
  2. свободы личности (ч. 2 ст. 126, 127.1, 127.2);
  3. избирательных прав (ч. 2 ст. 141, 141.1, ч. 2 ст. 142);
  4. трудовых прав (ст. 145.1 – исключительно при условии совершения деяния из корысти);
  5. авторских прав (ст. 146, 147);
  6. семьи, детей (ст. 153-155, только если мотив корыстный);
  7. нормальной экономической деятельности (ст. 171.1, 171.2, 171.3, 171.4, 174, 174.1, 183, ч. 3 и 4 ст. 184, 186, 187, 189, 191.1);
  8. интересов службы в частных организациях (ст. 201.1, ч. 5-8 ст. 204);
  9. безопасности общества (связанные с терроризмом, бандитизмом, орг. преступностью – ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227);
  10. здоровья нации (в сфере незаконного обращения наркотиков, психотропов, сильнодействующих веществ, ядов и т. д. – ст. 228.1, ч. 2 ст. 228.2, 228.4, 229, 231, 234, 235.1, 238.1);
  11. нравственности (ст. 240, 241, 242, 242.1);
  12. экологии (ст. 258.1);
  13. безопасности государства (ст. 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1-282.3, 283.1);
  14. госслужбы (ст. 285, 285.4, 290);
  15. правосудия (ст. 295, 307-309);
  16. порядка управления (ч. 5, 6 ст. 327.1, 327.2);
  17. безопасности человечества (ст. 355, ч. 3 ст. 359, 361);
  18. законного перемещения через границу России или таможенную границу государства (200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ).

Исключение – все виды собственности и доходы от нее, которые подлежат возращению собственникам, у которых они были незаконно изъяты преступниками.

  1. Все ценности, в которые было преобразовано имущество, указанное выше, прибыль и доходы полученные от него.
  2. Ценности и денежные активы, предназначенные для финансирования экстремистов, терроризма, оргпреступности или незаконных вооруженных формирований.
  3. Предметы, с помощью которых виновный совершил преступное деяние, использовались для достижения преступного результата (оборудование, приспособления, орудия и прочие средства). Перечень статей, по которым эти вещи могут быть конфискованы неограничен, то есть в доход государства могут обращаться предметы, использованные для совершения любого преступления. Например, это могут быть деньги, переданные в качестве взятки или коммерческого подкупа.

Конфискация имущества является частью законного порядка возмещения причиненного вреда в пользу пострадавших лиц в результате совершения правонарушений. Материальный вред, который был причинен лицам в результате неправомерных действий, в отношении имущественных прав физических и юридических лиц, причиненный материальному имуществу граждан, должен возмещаться в полном объеме лицами, которые нанесли данный вред.

Конфискация имущества и последующее возмещение причиненного материального вреда будет невозможно, если обвиняемое лицо докажет факт своей невиновности в отношении данного дела. Возмещению подлежит также весь вред, который причинен лицам физическими увечьями, повреждениями здоровья и угрозой жизни, также подлежит возмещению в законном порядке.

Материальный и моральный ущерб всем лицам, которые пострадали в результате совершения иными лицами уголовных правонарушений, подлежит компенсации. Финансовое возмещение осуществляется из государственных финансовых активов, которые были приобретены в материальные федеральные хранилища в результате конфискации у правонарушителей имущества, приобретенного незаконным путем.

Размер материальных убытков, которые подлежат возмещению в пользу пострадавшего лица от уголовного правонарушения, определяется с учетом реальной стоимости утраченного ценного или недвижимого имущества. Имущество оценивается в момент рассмотрения дела в судебных органах или же при выполнении ряда восстановительных работ, необходимых для реконструкции поврежденного имущества.

  1. Суд выносит приговор.
  2. Составляется исполнительный лист и направляется судебным приставам.
  3. На собственность накладывается арест.
  4. Составляется акт приема и акт описи имущества (в присутствии понятных, а также пристава и должника).
  5. Акт приема и описи направляют должнику в течение 5-ти дней, чтобы он указал на собственность, не подлежащую отчуждению.
  6. Имущество передается в распоряжение государственных органов.

Порядок конфискации имущества судебными приставами описан кратко, чтобы вы представляли последовательность действий.

На практике все регламентируется сроками, процедура растягивается на 2-5 недель.

Краткие итоги специально для тех, кому лень читать весь материал:

  1. Конфискация имущества в уголовном праве РФ с 2003 года не рассматривается как наказание, а считается мерой уголовно-правового характера.
  2. УК содержит перечисление 74 преступлений, за которые предусматривается конфискация. Конфискация предусматривается за терроризм, призыв к террористической деятельности (в том числе и с использованием сети «Интернет»), отмывание денег, вовлечение/принуждение к проституции, оборот наркотических средств, взяточничество и другие преступления.
  3. Статья 104.1 УК РФ содержит 4 категории имущества, которое может подлежать конфискации.
  4. Перечень имущества, не подлежащего конфискации, находится в ст. 446 ГПК (но все зависит от особенностей совершенного противозаконного деяния).
  5. Имущество может передаваться потерпевшему или же в собственность государства.
  6. Порядок и процедура конфискации регулируются в ГПК, основанием является судебный акт. Исключением являются так называемые «таможенные преступления» (ввоз незадекларированного товара и другие). В таком случае конфискацию вправе осуществлять и сотрудник таможенной службы без решения суда.

В статье мы разобрали основные моменты, связанные с конфискацией имущества в уголовном праве РФ. В УК 2021 года конфискация как мера уголовно-правового воздействия предусмотрена за 74 вида преступлений. Помните, что окончательное решение принимает суд, он же определяет правовое положение вещей.

Конфискация имущества – вид наказания, применяемый по решению суда по отношению к нарушителям, состоящий в передаче на безвозмездном основании государству имущества в различных объемах.

Изъятие в качестве санкции за нарушение требует решения суда на законных основаниях в качестве адекватной меры наказания за совершенное преступление.

Применяется в уголовной практике, гражданском, административном, таможенном законодательстве. Статья 243 ГКРФ определяет особенности, понятие, основания, виды и порядок конфискации имущества.

Закон о конфискации имущества применяется для изъятия:

  • ценного имущества, полученного в ходе совершения противоправного деяния;
  • денежных средств, которые были получены в ходе преступной деятельности;
  • иного имущества, которое нарушитель получил в результате преступления, и доходы, от данного имущества;
  • денежных знаков и имущества, которое предназначено для финансирования преступной и террористической деятельности;
  • орудий совершения преступления;
  • имущества, которое было передано другому лицу, при условии, что данное лицо имело информацию о том, как получено это имущество.

Применение конфискации осуществляется только на основании решения суда в результате совершения определенным лицом правонарушения. Предметы, которые изымаются в государственную собственность – это имущество, полученное в ходе преступной деятельности или для финансирования преступлений, терроризма. Понятие конфискации распространяется на предметы материального мира. Если дело касается интеллектуальной собственности, изымается носитель.

Изъятие материального имущества, согласно нормам права, является одной из форм прекращения прав собственности на данные вещи. В рамках гражданского законодательства конфискация имущества рассматривается как санкция гражданско-правового характера. Конфискация назначается судебным органом на веских основаниях.

Происходит конфискация только на основании решения суда. Полная конфискация осуществляется только по закону, если данная мера адекватна совершенному преступлению.

В перечень предметов, которые подлежат конфискации, входят:

  • деньги и ценное имущество, которое было получено в ходе преступной деятельности;
  • имущество, которое предназначено для обеспечения террористической деятельности;
  • доходы от имущества, которое получено в результате преступления;
  • имущество, полученное при совершении преступления, и переданное другому лицу конфискуется у этого лица при условии, что данное лицо знало об источнике такого имущества;
  • драгоценности, предметы роскоши, антиквариат;
  • орудия совершения противоправных действий.

В некоторых случаях, по решению суда, применяется конфискация денежной суммы взамен имущества.

Нельзя конфисковать:

  • жилую недвижимость, если это единственное жилье лица;
  • земельные участки, если они соответствуют особенностям, указанным в положениях закона. Конфискация земельного участка возможна только по нормам закона с учетом особенностей дела;
  • предметы индивидуального использования;
  • предметы обихода;
  • вещи, которые необходимы для профессиональной деятельности должника;
  • транспорт, если он необходим инвалиду для передвижений;
  • продукты питания;
  • деньги до определенной суммы;
  • призы и награды;
  • семена для посева.

Проблемы конфискации имущества могут касаться видов имущества, которое подлежит изъятию, и особенностей процедуры в каждом конкретном случае.

Как проводится конфискация и изъятие имущества?

Предметом изъятия выступает материальное имущество. Только вещи материального мира можно изъять из собственности и использования.

К предметам конфискации могут относиться движимые вещи и недвижимое имущество нарушителя, если иное не предусмотрено нормами права.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

В законодательстве Российской Федерации существует перечень имущества, которое нельзя конфисковать. Список:

  • жилое помещение, признанное единственным, а также земля под объектом;
  • необходимые предметы обихода, например, мебель, посуда;
  • детская одежда, а также игрушки другие вещи;
  • топливо, используемое для приготовления пищи и обогрева;
  • семена;
  • скот и птица, служащие источником дохода и питания. Но такой источник питания должен быть единственным;
  • предметы труда, если нет запрета суда по деятельности;
  • денежные средства в 1 прожиточный минимум;
  • детское пособие, пенсия или иная соцвыплата.

Важно! Собственность супруга не конфискуется. Исключением являются случаи общих преступлений.

При необходимости потребуется доказывать, что предметы или объекты не принадлежат подсудимому. Это можно сделать с помощью любых документов, которые позволяют идентифицировать личность владельца. Также разрешено использование свидетельских показаний.

Под конфискацией имущества понимается его принудительное и безвозмездное изъятие у владельца, совершившего определенное правонарушение. Данная процедура осуществляется в пользу государства или потерпевшего и регулируется Гражданским, Административным и Уголовным правом, в частности, ст.ст. 235, 243 ГК и 104.1 УК . Если применение меры подразумевает прекращение права собственности, оно требует обязательного наличия соответствующего судебного решения (ч. 3 ст. 35 Конституции ).

  1. Полученному в результате неправомерных действий.
  2. Незаконно переправленному через границу РФ и государств, входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС.
  3. Преобразованному из незаконно добытых средств, в том числе — денег, ценных вещей. Например, дом, купленный на средства, полученные от незаконного оборота наркотических веществ (подробнее о статье за распространение и хранение, читайте тут)
  4. Предназначенному для осуществления террористической деятельности — денежным средствам, вооружению, плакатам и оборудованию.
  5. С помощью которого было совершено преступление — орудию или средствам.

Если похищенное имущество или принесенная им прибыль были присоединены к законно приобретенной собственности, изъятию подлежит та часть, которая соответствует присвоенному имуществу (ч. 2 ст. 104.1 УК ).

Также преступник может передать полученную незаконным путем собственность третьему лицу или организации. В этом случае имущество будет изъято, если новый владелец знал или должен был знать о способе его получения (ч. 3 ст. 104.1 УК ). Если же конфисковать собственность, присвоенную преступником, невозможно, допускается изъятие ее денежного эквивалента.

  • единственного жилого помещения, если у него нет других мест для проживания, и земли под ним;
  • мебели, плиты, посуды и других насущно необходимых предметов обихода;
  • принадлежащих детям одежды, игрушек и других вещей;
  • топлива, используемого для приготовления пищи и обогрева помещения;
  • семян, предназначенных для засевания;
  • домашней скотины и птицы, служащих единственным источником пропитания. В этом случае полная конфискация имущества означает гибель ответчика и его семьи;
  • оборудования и инструментов, необходимых для заработка, если судом не был наложен запрет на осуществление данной трудовой деятельности;
  • денежных средств в размере прожиточного минимума;
  • детского пособия, пенсии и других социальных выплат.

Также не может быть изъято имущество, принадлежащее супругу должника. Доказательством того, что конфискуемая собственность не находится во владении ответчика, могут служить:

  • товарные чеки;
  • гарантийные талоны;
  • другие документы, идентифицирующие личность владельца;
  • показания свидетелей.
  • Производственной деятельности:
    1. изготовления и продажи товаров без маркировки (ст. 171.1 );
    2. организация незаконной игорной деятельности (УК РФ ст. 171.2 );
    3. отмывания денег, добытых незаконным путем (ст. 174 );
    4. легализации имущества, полученных посредством преступных действий (ст. 174.1 );
    5. разглашения конфиденциальной информации коммерческих организаций, банков и налоговых учреждений (ст. 183 );
    6. фальсификация результатов конкурса или соревнования (ч.ч. 3 и 4 ст. 184 ).
  • Финансового оборота:
    1. использования поддельных банкнот и ценных бумаг (ст. 186 );
    2. оборота платежных средств (ст. 187 );
    3. экспорта деталей оружия и военной техники (ст. 189 );
    4. заготовления древесины (ст. 191.1 );
    5. взятки (ч. 5–8 ст. 204 ).
  • Экстремистской деятельности:
    1. совершения террористический действий (ст. 205 );
    2. пособничество в совершении преступления террора (ст. 205.1 );
    3. склонения к совершению террористического акта, в том числе, на интернет-ресурсах (ст. 205.2 );
    4. взятия заложника (ст.ст. 205.3, 205.4, 205.5, 206 );
  • Преступных сообществ:
    1. создания незаконного вооруженного объединения или нахождения в его составе (ст. 208 );
    2. бандитской деятельности (ст. 209 );
    3. создания преступной группы и вступления в нее (ст. 212 );
    4. массовых беспорядков (ст. 212 );
    5. ношения и оборота оружия и боеприпасов (ст. 222 );
    6. нападений на морские суда (ст. 227 ).
  • Наркотических веществ:
    1. сбыта (ст. 228.1 );
    2. незаконного оборота (ч. 2 ст. 228.2 );
    3. производства и продажи прекурсоров (ст. 228.4 );
    4. хищения (ст. 229 );
    5. выращивания конопли, марихуаны и других наркосодержащих растений (ст. 231 );
    6. организации притона (ст. 232 );
    7. продажи сильнодействующих средств и ядов (ст. 234 );
    8. изготовления лекарств (ст. 235.1 );
    9. других.
  • Другие.
  • имущества, служащего возмещением обязательств, принятых владельцем;
  • контрабандных товаров;
  • незаконных денежных переводов в банки других государств;
  • наркотических веществ, предназначенных для незаконного употребления;
  • орудия административного правонарушения, которое производится без судебного постановления, но может быть оспорено ответчиком (ст. 3.7 КоАП );
  • другого имущества.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.