Какое сословие составляло основную базу русского просвещенного абсолютизма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое сословие составляло основную базу русского просвещенного абсолютизма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Одним из важных событий эпохи просвещённого абсолютизма Екатерины II стало создание ею Уложенной комиссии, выборного совещательного органа, лишённого при этом реальной власти. Комиссия задумывалась, как доступная для всех сословий, но на деле почти половину мест в ней получили дворяне (752 места, около 46% от общего их числа), 49 мест – нерусское население, 43 места – казачество, 41 место – однодворные крестьяне, 22 места – черносошные крестьяне. Дворцовые и помещичьи крепостные крестьяне в Уложенной комиссии представлены не были вовсе, как и украинское, и прибалтийское крестьянство.

Тесты на тему «Абсолютизм в России и его кризисное состояние 1762-1801 гг.»

  • Укрепление и модернизация самодержавия. Власть императоров окончательно стала абсолютной, никогда до Екатерины II в Российской империи самодержцы не были НАСТОЛЬКО влиятельны. Фактически императрица сосредоточила в своих руках все сто процентов власти.
  • Усилилось крепостничество. В эпоху правления Екатерины II крестьянство было угнетено так, как никогда до и никогда после. Как ни парадоксально, именно в эти годы впервые был поднят вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.
  • Положение городского населения улучшилось. Его хозяйственная деятельность активизировалась, а уровень жизни в целом вырос.

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Открытое государство. Европеизация России. Вторая половина XVIII в. — сложный и противоречивый период в русской истории. В начале века утвердился абсолютизм — высший этап развития феодального общества. Россия стала крупной европейской державой, имеющей неоспоримые успехи в экономике, военной области, торговле. Она стала привлекательной для иностранных инвестиций, в Россию хлынул поток переселенцев из Европы- мастеровых, призванных поселиться на русских территориях. Начали формироваться капиталистические отношения, но они не развивались активно, так как этому препятствовал абсолютизм. Укрепилось положение дворянства, и усилилась эксплуатация крестьян. Абсолютизм, стремившийся сохранить существующий строй, тормозил развитие страны и в социально-экономической, и в культурной области. В этот период обострились противоречия между купечеством и дворянством, увеличилось число крестьянских волнений. Вплотную встал вопрос о реформах. Все эти противоречия и связанные с ними вопросы пришлось решать Екатерине II.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой

  • Вконтакте
  • Сайт

Стоит отметить, что Екатерина II окончательно отказалась от политики «просвещённого абсолютизма» после начала Великой Французской революции (1789-1799 гг.). Это произошло, однако, в самом конце её правления. Поэтому весь период её царствования можно условно разделить на «просвещённый абсолютизм» и реакционную политику.

Революция во Франция показала Екатерине II опасность идей просвещения для внутреннего состояния страны.

Была ужесточена цензура, закрылись вольные типографии. Издатель Н.И. Новиков, выступавший в журнале «Трутень» против крепостного права и обличавший всевластие помещиков, был заточён в Шлиссельбургскую крепость. Писатель А.Н. Радищев за своё сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь. Эти меры свидетельствовали об отказе Екатерины II под конец своего правления от политики «просвещённого абсолютизма».

В целом следует сказать, что политика «просвещённого абсолютизма» привела к усилению абсолютизма в центре и на местах, к окончательному оформлению сословного строя и к новым раннекапиталистическим элементам в экономике.

1775 г.

Упразднение Запорожской Сечи

Сечь была причислена к Новороссийской губернии, а казачье войско входило в единую систему.

1775 г.

Губернская реформа

Проводилась в несколько этапов, закрепив новую систему административно-территориального деления. Генерал-губернаторы на местах получили неограниченную власть. Выделена в самостоятельную судебную власть. Выборные должности – дворянству.

1775 г.

Свобода предпринимательской деятельности

Освобождение купечества от податного налога, возможность заниматься кустарным промыслом без специальных разрешений и т. д.

1782 г.

Полицейская реформа

Определение функций полиции в учреждениях и городах. Выстраивание вертикали власти.

1783 г.

Указ о вольных типографиях

Формальная отмена цензуры.

1785 г.

Жалованная грамота дворянскому сословию

Отмена обязательной военной службы, налогов и т. д. Признание дворянства высшим сословием.

1785 г.

Грамота на права и выгоды городам

Введение основ самоуправления и выборных органов. Разделение горожан на 6 разрядов в соответствии с имущественным и социальным статусом.

1786 г.

Организация Главных и Малых народных училищ

В дальнейшем они будут преобразованы в гимназии и уездные училища.

Декларируемые либеральные принципы и идеи остались нереализованными из-за массы противоречий, что привело к разочарованию общества в возможности самодержавия в реформаторской деятельности. Политика просвещённого абсолютизма дала старт появлению в обществе радикальных революционных идей.

Непоследовательность, самонадеянность и необдуманность реформ проигрывали той мощи буржуазных революций, которые сумели ликвидировать устаревшие феодальные порядки.


Используемая литература:

  1. С. Я. Карп. Просвещённый абсолютизм. / Большая российская энциклопедия. – Электрон. текстовые дан. – БРЭ 2005-2019.
  2. Шубин А. В. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. / История России для студентов технических вузов.

Изменения, которые постигли общество в результате реформ, были направлены не только на государственный строй, но и на развитие отдельной личности. Они охватывали область экономики, административные и судейские вопросы, образование, церковь, сословные отношения и быт низших слоев. Однако законы по-прежнему принимались монархом и его министрами. Основные мероприятия политики просвещенного абсолютизма состояли в следующем:

Изначально характеристики просвещенного абсолютизма предполагали, что монарх имеет не только безраздельные права, но и обязанности перед народом, которым он правит. Эту философию с восторгом приняли наиболее просвещенные и передовые дворяне и государи.

Однако на деле, как только дело доходило до обязанностей и ограничений для монарших особ, все заигрывания с философами сразу прекращались. Роль «доброго короля» не устраивала правителей. Для них это было прежде всего стремление к абсолютной централизованной власти. Допускались некоторые уступки дворянству, купцам и низшим классам.

Примеры проведения реформ в европейских странах приведены в таблице

Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.

Новая политическая концепция, прежде всего, отвечала требованиям зарождающихся национальных государств и их буржуазии. Государствам нужны был грамотные люди, а еще нужно было создавать крупные армии и флот, что требовало развития производства.

Основные признаки:

  • совершенствование управления с помощью аппарата государственных чиновников;
  • уничтожение системы вассалитета, крупные феодалы становятся подданными монарха;
  • появление крупных армий с высокой ролью артиллерии;
  • возникновение прослойки капиталистов и зажиточных крестьян, заинтересованных в сильной власти короля;
  • защита внутреннего рынка от иностранных товаров пошлинами, исчезновение внутренних таможен, поддержка отечественных производителей.

Политика просвещенного абсолютизма

В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.

Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.

Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.

Екатерина Алексеевна по происхождению была немкой Софией Августой. Она не принадлежала к царской династии Романовых, а была дочерью германского князя. В молодости она вышла замуж за будущего российского императора Петра III и только тогда переехала в Санкт-Петербург.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 имел именно европейские корни, связанные с ее происхождением. Она получила современное западное образование. Ее вкусы и интересы были гораздо вольнодумнее, чем у петербургской консервативной аристократии. В то же время София Августа прекрасно срослась с той средой, в которой ей пришлось жить согласно новому статусу. Она приняла православие (в крещении получила имя Екатерины Алексеевны), а также безупречно выучила русский язык.

В отличие от других российских венценосцев Екатерина, придя к власти, уже имела четкую политическую программу преобразований страны. Это были идеи просвещенного абсолютизма, подчерпнутые ею из книг великих мыслителей той эпохи – Вольтера, Монтескье и т. д. Эти французские философы в своих напечатанных трудах призывали менять общество эволюционным путем, без потрясений и революций.

Благодаря своему образованию, кругу чтения и переписке с французскими мыслителями Екатерина II была прекрасно осведомлена о том, что нужно делать, чтобы улучшить жизнь в России. Страна, доставшаяся ей после дворцового переворота, кардинально отличалась от утопической картины свободного государства. Здесь царило крепостное право, между сословиями зияла огромная пропасть, а крестьянство было поголовно безграмотным.

Непосредственно Екатерина II не участвовала в работе созванной ею Уложенной комиссии. Тем не менее политика просвещенного абсолютизма императрицы сказалась на решениях, принимавшихся на тех важных заседаниях. Еще накануне созыва комиссии Екатерина составила так называемый Наказ. В этом документе были собраны все наставления государыни, которые касались готовившейся кодификации и переформатирования законодательства.

Екатерина писала и редактирована Наказ на протяжении двух лет. Первый вариант документа был на французском языке. Это свидетельствует о том, что непосредственным источником его вдохновения были труды французских философов, пропагандировавших просвещенный абсолютизм в Европе.

2.1.3 «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя

Во введении Наказа Екатерина напрямую обращалась к чиновникам, работавшим в Уложенной комиссии. Императрица рассуждала о том, что новые законы должны были учесть интересы всех жителей страны, таким образом обеспечив всеобщее благоденствие. Екатерина в качестве наглядного примера апеллировала к христианству. Она считала, что в Евангелии и Новом Завете уже были даны наброски идеального общества, которое можно было бы построить на земле с помощью справедливых законов.

Таким образом, в своем вступительном слове Екатерина продемонстрировала, что такое идея просвещенного абсолютизма. Но это были общие слова о желаемом результате. В последующих главах Наказа императрица предлагала конкретные решения.

В начале основной части документа она зафиксировала самые фундаментальные и важные принципы государственного управления, которые должны были остаться незыблемыми в любых обстоятельствах. В первую очередь подчеркивалась монументальность власти самодержца.

Единственным правителем в России был монарх. Ни один другой государственный институт или орган не мог претендовать на верховенство в стране. Кроме того, никто не мог оспаривать решения императора или императрицы.

В то же время Россия провозглашалась европейской державой. Екатерина хотела подчеркнуть связь своей страны с западными соседями, от которых она и получила свою политическую систему. Иначе говоря, реформы просвещенного абсолютизма должны были стать чем-то схожим с крещением Руси Владимиром Святославовичем, когда на религиозном и идеологическом уровне наша страна стала составной частью европейской цивилизации.

Монарх не мог править в одиночку. Ему должны были помогать различные государственные учреждения, главным из которых Екатерина считала Сенат. Этот орган вместе с коллегиями мог предлагать решения по реформам законодательства, ставшего устаревшим или вредным для жителей страны. В эпоху дворцовых переворотов значимость Сената была сведена к нулю. Теперь новая императрица возрождала этот институт.

Для Екатерины понятие вольности ограничивалось законом. То есть гражданин мог делать все, что ему угодно, в рамках того пространства, которое давали ему нормы, принятые на государственном уровне. Императрица считала, что положение вещей, когда крестьянин хотел равняться на барина и т. д., могло быть гибельным для России.

В своем Наказе Екатерина упомянула о «народном умствовании». Этот термин был синонимом современного слова «менталитет». Новые российские законы должны были ориентироваться на те нормы, которые были приняты в обществе среди обычных жителей. Иначе говоря, они не должны были противоречить менталитету крестьянства, мещан и т. д.

В этом и была сущность просвещенного абсолютизма. Екатерина желала модернизировать самодержавие, сделать его более гибким по отношению к собственным гражданам, при этом не меняя основных норм государства. Когда много лет спустя в России зародилось народовольческое движение, студенты-революционеры стали «ходить в народ» — путешествовать по деревням и распространять там собственные прокламации о необходимости свержения самодержавия. Итог таких акций, как правило, был печален. Народовольцев хватали сами крестьяне и сдавали их жандармам. Подобные примеры хорошо демонстрируют важность менталитета – того, что Екатерина назвала «народным умствованием».

Согласно Наказу все российское население делилось на три сословия. Дворянство служило государству, крестьяне возделывали землю, торговцы торговали и приносили стране богатство. Такой была картина российского общества, которая представлялась Екатерине II.

Разумеется, самым привилегированным было дворянство. Этот порядок вещей подтвердился несколько позднее, когда Екатерина даровала Жалованную грамоту, в которой закреплялись все права помещиков. В то же время в Наказе императрица советовала членам Уложенной комиссии разработать законы, которые бы защищали крестьян от произвола их хозяев. К сожалению, это были только общие слова, а когда в Поволжье вспыхнуло пугачевское восстание, идея о правах сельчан стала пугалом и жупелом для императрицы.

Особенности просвещенного абсолютизма заключались во внимательном отношении государства к «третьему сословию». Если взглянуть на этот термин шире обычного, то в его рамки можно включить не только купцов, но и всех тех, кто не относился к помещикам или крестьянам. Иначе говоря, это была разнообразная интеллигенция – писатели, художники, ученые, а также свободные ремесленники, мастера и т. д.

Абсолютизм – это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха.

Отличается отсутствием сословно-представительских органов, что полностью нивелирует влияние различных слоев общества на принятие властных решений. Имеет четкую социальную опору, например, европейские монархии делали ставку на дворян, обеспечивая их привилегиями.

Философы называли этот момент «общественным договором».

подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти.

2.

3. 4. Рис. 1. Портрет Ж.Ж. Руссо. Скульптор Ж.А. Гудон 1778 год.

Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства.

Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд.

В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.

Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу.

На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета.

Уже в следующем, 1762 году случился государственный переворот.

Армия выбрала Екатерину II, которая после получения короны не особенно церемонилась со своим мужем. В отличие от других российских венценосцев Екатерина, придя к власти, уже имела четкую политическую программу преобразований страны. Это были идеи просвещенного абсолютизма, подчерпнутые ею из книг великих мыслителей той эпохи – Вольтера, Монтескье и т.

д. Эти французские философы в своих напечатанных трудах призывали менять общество эволюционным путем, без потрясений и революций.

Политика просвещенного абсолютизма предполагала введение нового современного законодательства, которое бы учитывало интересы всех членов общества. Именно поэтому Вольтер считал, что изменения должны были идти сверху. Только государство могло по собственной инициативе обеспечить всеобщее счастье в стране.

Опора на закон как на главную меру всех вещей тоже была не случайной.

в форме “Наказа” созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в “Наказе” торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти — не та, “чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления — это огромность государственного “пространства”: “Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства”.

Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

Просвещённый абсолютизм Екатерины II

Однако сам созыв 45Уложенной комиссии как сословно-представительного совещания ока- зался ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма». Выборы депутатов в Уложенную комиссию проходили весной 1767 г.

Более 45% депутатов были потомственные и личные дворяне. Осталь- ную массу депутатов составляли выборные представители от городских жителей, государственных крестьян, мелких служащих, казаков, инород- цев. Всего в Комиссии было 565 депутатов.

Они должны были привезти с собой наказы от своих избирателей с изложением их нужд и пожеланий.

От обширной массы крепостных крестьян не было представителей, и го- лос ее не был слышен в комиссиях. Законодательная Комиссия была торжественно открыта в Москве в Грановитой палате 30 июня 1767 г.

На общем собрании Комиссии был заслушан «Большой наказ» (Наказ императрицы), а потом читались и обсуждались частные наказы.

Работа Комиссии закончилась в дек.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Поэтому теория разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их независимости друг от друга могла, по мысли просветителей, обеспечить совершенное общественное устройство.

Отсюда получается, что просвещённый абсолютизм — это политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.[7, стр.98] Эпохе просвещенного абсолютизма была присуща определенная идеология, в которых выдялеются характерные черты: идея равенства всех людей, государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных; именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

Она приняла православие (в крещении получила имя Екатерины Алексеевны), а также безупречно выучила русский язык.

Формально жена наследника не имела никаких прав на власть. Но это не мешало Екатерине быть амбициозной и обладать государственным складом ума.

Ее идеология просвещенного абсолютизма сформировалась именно в молодости, когда она еще не занимала престол.

Роль карателей, поставленных во главе воинских команд, вооруженных, помимо огнестрельного оружия, еще и артиллерией, была поручена сначала А. А. Вяземскому, а затем А. И. Бибикову.

Одновременно с решением судьбы наследия императрица начала с того, с чего начинали ее предшественницы, — с приведения органов власти в соответствие со своими вкусами и потребностями.

Ей нетрудно было это сделать, ибо воспитатель наследника Н. И. Панин предложил проект реформы Сената и создания нового учреждения — Императорского совета. Смысл его предложения состоял в разделении Сената на шесть департаментов, каждый из которых должен ведать определенными сферами управления: юстицией, военно-морскими делами, промышленностью и т.

д. С реализацией проекта исчезнет возможность уклоняться от обсуждения дел, прятаться за спину более активных сенаторов, ибо в каждом департаменте будет присутствовать 5—6 человек; реформа должна была повысить производительность труда и ускорить решение дел. Императрица утвердила этот проект Н.

Методы исследования, используемые в курсовой работе: изучение специальной литературы по выбранной теме; анализ периода просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Эпоху просвещенного абсолютизма в России совпадает со временем царствования Екатерины II. Данную мысль о государстве с просвещенным монархом, называют способным преобразованием общественной жизни на новых, разумных началах, получившие широкое распространение в XVIII веке. Французские просветители М.Ф.

Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж.

Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития.

Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте

18. Общественный строй России в период просвещенного абсолютизма

законодательство Петровской эпохиг) Соборное уложение 1649 г.д) труды Д.

Дидрое) материалы Уложенной комиссии Елизаветы Петровныж) «О преступлениях и наказаниях» Ч.

Беккариаз) труды Ж. МельеОтметьте государственных деятелей, занимавшихся реформами образования в правление Екатерины II:а) И.И. Бецкойб) Г.А. Потемкинв) Г.Г.

Орловг) Ф.И. Янкович де Мириевод) А.А. Безбородькое) К.Г. Разумовскийж) П.И. Шуваловз) П.В. Завадовскийи) С.И.

ШешковскийОтметьте цифрой 1 события русско-турецкой войны 1768-1774 гг., 2 – войны 1787-1791 гг.:а) Чесменское сражениеб) битва при Фокшанахв) взятие Измаилаг) захват Крыма русскими войскамид) битва у р.Рымнике) битва при Калугеж) вступление Швеции в войну с Россиейз) битва у м.

Калиакрияи) Ясский мирк) Кучук-Кайнарджийский мир5. Отметьте черты народного восстания под предводительством Е.И.

Пугачева:а) участие в движении нерусских народовб) исключительно

Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи Основные положения: Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).

В этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные правители “сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.

Есть основания считать, что Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. “Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, — вот принцип, от которого я отправляюсь, — писала она еще до воцарения. — .Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов.

”. В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа” созванной Комиссии о сочинении нового Уложения.

В качестве исходных положений в “Наказе” торжественно декларировались идеи естественного права

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые монархами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности правителя. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не королями, а просвещённым дворянством и министрами.

Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764—1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Что есть абсолютизм? В чистом виде – самодержавие, верховенство единой власти. Однако, самодержавие – цельный период в истории государства Российского. Абсолютизм же выделяется в нем одной из вех развития данного периода. Формой правления, как одной из ступеней становления монархии, при которой власть в государстве сконцентрирована в руках единственного человека – монарха, и является абсолютизм. При этом монарх действует через чиновничий аппарат для реализации своей власти. Как считал А.Я.Аврех, историк, специализирующийся на дореволюционном периоде Российского государства, абсолютизм в России являет собой противоборство между европейским абсолютизмом и деспотизмом Азии. С его точки зрения, абсолютизм России протестует против порядка, где воля тирана единственна и неоспорима.

Существует две точки зрения об основном рычаге становления абсолютизма. В первом случае – это непосредственно государство, потребности его и возможности. В другом случае – воздействие иностранных государств. Также, в качестве основного фактора рассматривались изменения в обществе: возросшая численность купечества, значимость дворянства, что в конечном итоге обостряла борьбу классов. Немаловажным фактором считали и рост промышленности.
Основными предпосылками становления абсолютизма можно назвать следующие:
— активизация внешней политики и возросшие финансовые потребности страны;
— развитие общества происходит медленными темпами;
— активное развитие капиталистических отношений и, как следствие, формирование баланса между буржуазией и дворянами;
— общее стремление к благополучию страны и населения в целом;
— развитие коммерческих связей;
— борьба классов, требовавшая действенной политики государства;
— внешнее воздействие: для «выживания» на фоне других государств Россия была практически вынуждена приспосабливаться к именно такой форме правления;

— стабильная позиция правящей династии;
— военная направленность;
— внушительный экономический базис;
— была самым «доработанным» в мире.
Государственный механизм и процедура развития

Царь: остается верховным правителем во второй половине 17 века. Его исключительные права еще более расширяются ввиду перераспределения властных прав. Земские соборы еще созываются, однако уже вскоре эта ветвь власти теряет свою силу и все его задачи и привилегии сосредотачиваются в руках монарха.
Боярская дума: пока остается оперативным органов, но превращается постепенно в аппаратный ввиду многочисленности и социальных различий (как результат этот орган ликвидировал царь Петр I). Естественно, что власть переходит к царю как к монополисту власти среди прочих высших институтов.
Приказная система: в настоящий период терпит разрушение. Петр I пытается реанимировать обстановку, создавая еще больше чинов. Однако, этот прием терпит поражение. Впоследствии, на смену приказной приходит коллегиальная система.
Местное управление: концентрируется управление в городах. Возрастает значение воеводы.

Окончательное формирование сословий.
— Дворянство. Окончательное оформление земельных прав собственности согласно Указу 1714 года, когда все виды землевладения были уравнены. Основной целью единонаследия было избавление от дробления дворянских земельных владений. В данном случае недвижимое имущество переходило: при наличии завещания – к одному сыну, при отсутствии – к старшему, при отсутствии сыновей у дворянина – к дочерям.
Важный элемент — табель о рангах, согласно которому все должности в государстве были разбиты на 14 рангов. На дворянскую службу поступали в 15 лет.
— Духовенство. С начала 18 века большинство владений церкви было конфисковано, так как с целью управления создается монастырский приказ. После создания коллегии церковных дел церковь полностью подчинилась государству.
— Мещанство. В соответствии с регламентом главной магистрации все горожане делились на регулярных и нерегулярных (рабочие и прислуга). К регулярным в свою очередь относились гильдия буржуазии и гильдия торговцев, ремесленников.
— Крестьянство. К описываемому моменту истории холопство и крестьянство слились. Основными группами крестьян были: монастырские, помещичьи, пассосеонные, а также дворцовые и государственные, которые были освобождены от уплаты подати.

  1. Организационно-правовые основы становления и развития органов дознания в России (к 300-летию образования полиции России): моно­графия. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России,2018. — 180 с., 2018
  2. Модернизация государства, власти, права и общества: человеческое измерение: коллективная монография / под общ. ред. К.А. Ишекова; РПА Минюста России, Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал). — М.: РПА Минюста России,2014. — 292 с., 2014
  3. §1.4 Психологические особенности формирования профессионально-личностной компетентности менеджера коммерческой организации
  4. 3.1. Формирование стратегии развития системы персональных финансов
  5. Алгоритм формирования тремерной рабочей сцены при использовании нескольких оптико-электронных датчиков
  6. Метод формирования тремерной рабочей сцены при использовании нескольких оптико-электронных датчиков
  7. 2. Принципы административного процесса
  8. 1.Сущность административного процесса
  9. ХАЛЫН АННА ЮРЬЕВНА. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЕТА НА ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону — 2014, 2014
  10. Белковец Л. П., Белковец В. В.. История государства и права России. Курс лекций. — Новоси­бирск: Новосибирское книжное издательство,2000. – 216с., 2000
  11. Тема 13. Административный процесс
  12. 3.3 Исследование процесса спекания алюмокомпозитов системы А1- 3масс.%М-1масс.%Си с наномодификаторами
  13. Шестаков Ю.А.. История государства и права России: учебное пособие. – М.,2018. — 310 с., 2018
  14. История государства и права России. Лекция, 2019
  15. 3.4 Исследование процесса спарк-плазменного спекания порошковых алюмокомпозитов системы Л1-3масс.%М-1масс.%Си с наномодификаторами
  1. 11. Государственно – правовые и социальные преобразования Екатерины 2. «Просвещенный абсолютизм». «Золотой век русского дворянства».
  2. 14) Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм. (14)
  3. Золотой век русской культуры.
  4. Глава 17 «ЗОЛОТОЙ ВЕК» АНТОНИНОВ (96-192 ГГ.)
  5. Глава 12 «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  6. § 1. «Золотой век» Римской империи; время первых Антони­нов.
  7. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА ПРИ АВГУСТЕ. ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  8. Состояние государства при Августе. Золотой век римской литературы
  9. 20. Внутренняя политика эпохи «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.
  10. 16) Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.
  11. 57. Внутренняя политика Екатерины 2. Работа Уложенной комиссии.
  12. 20. Внутренняя политика России во второй половине ХVIII в. “Просвещенный абсолютизм” Екатерины II. Крестьянская война 1773-1775 гг.
  13. 26. Внутренняя политика Екатерины II после восстания под предводительством Пугачёва.
  14. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II Внутренняя политика

Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.

Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.