Использование земель сельскохозяйственного назначения не по назначению

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование земель сельскохозяйственного назначения не по назначению». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Чем грозит использование земельных участков не по назначению?

      • Недвижимость. Земля. Строительство
      • Инфраструктура и объекты недвижимости

      Нецелевое использование земель: нарушения и их последствия

      Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

      Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

      Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

      К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

      Комментарий юриста

      Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

      — Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

      На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

      Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.

      Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

      Комментарий юриста

      Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

      — В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

      Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

      Какие штрафы грозят владельцам земельных участков

      Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

      Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

      Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

      Комментарий юриста

      Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

      — Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

      Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

      В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Правительство Российской Федерации постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2230).

      Председатель Правительства
      Российской Федерации
      М. МИШУСТИН

      УТВЕРЖДЕНЫ
      постановлением Правительства
      Российской Федерации
      от 18 сентября 2020 г. N 1482

      Корневищевые — пырей ползучий, хвощ полевой, колосняк ветвистый (острец), свинорой пальчатый, сорго алеппское (гумай), сныть обыкновенная, лютик ползучий, борщевик Сосновского, тысячелистник обыкновенный, пижма обыкновенная, мята полевая, чина клубненосная, тростник южный.

      Корнеотпрысковые — осот полевой, бодяк полевой, все виды молочая, горчак розовый, вьюнок полевой (березка), латуки — татарский и компасный.

      Стержнекорневые — одуванчик лекарственный, полынь обыкновенная.

      Использование земель сельскохозяйственного назначения

      Заразиха ветвистая, подсолнечниковая и египетская

      Бузинник пазушный (ива многолетняя) (Iva axillaris Pursh.)

      Ипомея плющевидная (Ipomoea hederacea L.)

      Ипомея ямчатая (Ipomoea lacunosa L.)

      Паслен каролинский (Solanum carolinense L.)

      Паслен линейнолистный (Solanum elaeagnifolium Cav.)

      Подсолнечник реснитчатый (Helianthus ciliaris DC.)

      Стриги (все виды) (Striga spp.)

      Ценхрус малоцветковый (Cenchrus pauciflorus Benth.)

      Череда волосистая (Bidens pilosa L.)

      Амброзия многолетняя (Ambrosia psilostachya DC.)

      Амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.)

      Амброзия трехраздельная (Ambrosia trifida L.)

      Горчак ползучий (Acroptilon repens DC.)

      Паслен колючий (Solanum rostratum Dun.)

      Паслен трехцветковый (Solanum triflorum Nutt.)

      Повилики (Cuscuta spp.)

      Прострел (подснежник, сон-трава, Pulsatilla)

      Горицвет весенний (адонис весенний, стародубка, Adonis vemalis) Ломонос (княжик сибирский, Atragene sibirica)

      Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

      Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

      В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

      • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
      • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
      • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

      Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

      • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
      • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
      • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

      Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

      Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники участков вправе:

      • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
      • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
      • проводить надлежащие мелиоративные работы.

      Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

      Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

      • использовать участки согласно назначению;
      • не причинять вреда природе;
      • сохранять межевые, геодезические знаки;
      • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
      • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
      • уплачивать земельный налог или арендную плату;
      • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
      • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

      Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

      • привлечения собственника к административной ответственности;
      • подтверждения обязательства компенсировать вред;
      • принудительного изъятия участка.

      Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

      Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

      Если земля сельскохозяйственного назначения не используется.

      Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:

      • отчуждение активов;
      • отказ от права собственности;
      • гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
      • прекращение права на иных основаниях.

      В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:

      • вследствие отчуждения;
      • при отказе от права собственности;
      • в результате принудительного изъятия.

      Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

      Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).

      Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

      Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

      • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
      • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
      • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
      • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
      • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
      • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
      • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

      Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

      • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
      • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

      Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

      Законодатель предусмотрел два вида санкций за неиспользование земельного участка (штраф, принудительное изъятие). Они применяются последовательно. Процедура может разниться в зависимости от того, кто именно (собственник, арендатор, пользователь) не использует землю. Порядок действий уполномоченного органа власти:

      • Инициация проверки целевого использования земельного участка.

      О грядущем мероприятии собственник уведомляется письмом. Периодичность плановых проверок может быть отображена в договоре. Это не мешает контролирующей госструктуре проводить внеплановые проверки.

      • Установление факта неиспользования/ненадлежащего использования.

      Проверки проводятся комиссией. В случае неиспользования участка представители органа власти отображают в акте площадь неиспользуемой части участка, отсутствие признаков обработки почв или проведения строительных работ, запущенность участка.

      В случае ненадлежащего использования указываются признаки незаконного изменения целевого использования. Среди прочего чиновники должны установить срок, на протяжении которого участок не используется или используется в непредусмотренных целей.

      Собственник участка вправе присутствовать при обследовании участка (о времени и месте проведения мероприятий он узнает из уведомления), давать устные и письменные пояснения. Среди прочего он вправе ссылаться на объективные причины неиспользования участка, подтверждать свои действия, направленные на его освоение. Неявка землепользователя не препятствует составлению акта.

      • Отсылка собственнику претензии о нарушении регламента землепользования.

      Правообладатель может отреагировать на такую претензию: явится в компетентный орган с доказательствами проведения работ по освоению, составить официальное обращение с объяснениями причин своего бездействия, возразить против будто бы нецелевого использования.

      • При наличии оснований составляется постановление, землепользователю вменяется штраф.

      Стоит учесть, что ст. 8.8 КоАП РФ предполагает возможность применения административной ответственности только за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и участков под застройку.

      • Ответные действия правообладателя.

      Постановление об административном правонарушении можно обжаловать в суд. Обжаловать претензию о нарушении регламента землепользования как отдельный документ нет смысла. Если изложенные в ней сведения соответствуют действительности, их следует выполнить. Если нет, то следует дождаться обращения компетентного органа в суд.

      • Только невыполнение собственником предписаний об устранении нарушений признается основанием для обращения госоргана в суд с иском об изъятии участка.

      Факт подачи иска не означает, что участок непременно будет изъят. Судебная практика показала, что обязательным основанием изъятия участка признается именно неисполнения предписаний контролирующего органа касательно использования участка.

      Суды отказывают компетентным органам в исках об изъятии в связи с неиспользованием, если выясняется, что:

      • ответчик провел или организовал проведение работ по освоению участка и понес соответствующие расходы;
      • есть объективные обстоятельства, препятствующие освоению и использованию участка (например, предыдущий землепользователь не привел участок в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению);
      • ответчик допустил неправомерное бездействие, однако впоследствии выполнил предписания контролирующего органа касательно устранения фактов неиспользования участка.

      Неиспользованию участков может сопутствовать ситуация, когда собственник участка неизвестен, он отказался от права собственности. В этом случае муниципалитет не изымает участок, а ставит его на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйственного (ст. 225 ГК РФ).

      Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

      Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

      Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

      • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
      • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
      • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.

      Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

      Это особенно актуально в отношении земель, требующих рекультивации, проведения мелиоративных мероприятий.

      Ввиду наличия существенной разницы в климатических условиях и традиционных способах обработки сельскохозяйственных угодий перечень признаков неиспользования сельскохозяйственных земель по целевому назначению устанавливаются на уровне регионального законодательства.

      Ввиду своих агроэкологических свойств данной категории пустовать не должны. По этой причине ст. 6 вышеназванного Закона РФ № 101-ФЗ предписывает органам, инициировавшим изъятие сельскохозяйственных земель в кратчайшие сроки организовывать их предпродажную подготовку и реализацию с публичных торгов. Начальной стоимостью лота может быть кадастровая или рыночная определенная экспертом-оценщиком стоимость участка.

      Конституция США. Самым старшим из подписавших Конституцию стал Бенджамин Франклин. На момент подписания документа ему был 81 год. Самым младшим был 26-летний Джонатан Дэйтон из Нью-Джерси.

      Если земля сельскохозяйственного назначения не используется

      На законодательном уровне за каждым конкретным участком закрепляется одна из существующих категорий – именно она определяет то, какие действия возможны к осуществлению при эксплуатации конкретного надела.

      К примеру, если юридическая фирма арендовала земельный участок для использования его в качестве базы для занятия сельским хозяйством (при соответствующем назначении надела), а фактически организовывает на нем строительство каких-либо сооружений, такое действие является грубым нарушением как прав собственника надела, так и законодательных актов РФ.

      По новым нормам исчисления штрафных санкций, которые накладываются за незаконную эксплуатацию земель, основным параметром, на основании какого определяется сумма взыскания, является кадастровая стоимость надела, поврежденного действиями лица или организации.

      При использовании надела не по назначению предполагаются следующие взыскания:

      • для граждан – от 0,5 до 1% от величины установленной стоимости, но не менее 10 000 рублей;
      • представители организаций – от 1 до 1,5%, но не меньше 20 000 рублей;
      • для юрлиц – от 1,5 до 2% от значения стоимости, но не меньше, чем 100 000 рублей.

      Одним из видов незаконных действий с участками является их самозахват. Ответственность за такие действия предусматривается согласно Статьи 7.1 КоАП. Кроме непосредственного самозахвата данной статьей предусмотрена ответственность за эксплуатацию земель без надлежащих документов (основания для выполнения каких-либо действий с ней), отсутствие документальных разрешений на производимые работы.

      Нарушением не будет являться действие по использованию надела, в процессе которого физическое или юридическое лицо не должно было оформлять документацию относительно использованного надела.

      К самовольному занятию (самозахвату) могут относиться следующие действия:

      • осуществление действий по застройке участка, не принадлежащего самому застройщику, в случае, если у него отсутствуют разрешительные документы на выполнение таких действий;
      • самовольное изменение границ участка путем прибавления к ним других земель, при этом, если на чужой территории также осуществляется постройка стационарного типа или возводятся какие-то временные конструкции. Стоит отметить, что при изъятии участков у лиц или организаций материальный ущерб им не возмещается, поскольку такие действия изначально не являлись законными.

      Отдельно выделяется несение ответственности за получение земель сельскохозяйственного назначения и дальнейшее отсутствие действий по их непосредственному использованию (выращивание культур). Кроме такого нарушения могут также привлекаться к административной ответственности лица, которые не выполняют следующие взятые на себя обязательства при получении земельных участков:

      • проведение действий по рекультивации земли;
      • улучшение свойств участка (ее грунта);
      • защита от вредных насекомых и уничтожение сорняков;
      • скос сена.

      Землеустройство — совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональную организацию территории административно-территориальных единиц, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под воздействием общественно-производственных отношений и развития производительных сил.

      Важно! Целевое назначение земель определяют проекты землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов.

      Целевое назначение земельного участка — это использование земельного участка по назначению, определенному на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке.

      Категория земли: как определить и что можно построить

      Для правильного выбора участка, нужно разобраться, для чего предназначен каждый вид земельного участка. Для физических лиц интерес составляют земли, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, а также земли для жилищного и общественного строительства.

      К этому виду относятся земли, которые отводятся гражданам для ведения фермерского и крестьянского хозяйства, а также различных видов сельскохозяйственной деятельности. Сельскохозяйственные предприятия могут вести на этих землях товарное сельскохозяйственное производство. Если предприятие не является сельскохозяйственным, то на землях сельскохозяйственного назначения они могут вести только подсобное хозяйство.

      Чаще всего земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения садоводства. Купив земельный участок недалеко от города, многие граждане используют его для ведения собственного хозяйства, садоводства, огородничества и другой сельскохозяйственной деятельности.

      В этот вид земель входят земли, расположенные в городской черте или населенных пунктов. Целевое назначение земель этих земель — частное строительство, строительство общественных объектов. На них можно строить дом, предназначенный для круглогодичного проживания, который должен отвечать строительным, пожарным и санитарным нормам. Строительство капитальных домов осуществляется на основании проекта и после получения соответствующих разрешений.

      Существуют различные варианты создания проекта, наиболее популярными являются типовые и индивидуальные проекты.

      По окончанию строительства дом должен пройти инвентаризацию, а затем должен быть сдан в эксплуатацию. Строительство загородного дома – процесс долгий и ответственный. Поэтому многие застройщики нанимают для этого строительные бригады.

      Для каждого участка земли государством установлена цель его использования, и пользоваться этим участком не по назначению нельзя. Нельзя построить на своем приусадебном участке магазин, а на землях сельхозназначения — многоквартирный дом.

      Изменение вида разрешенного использования земельного участка применяется, например, чтобы:

      • заработать на перепродаже (земли населенных пунктов оцениваются намного дороже земель сельхозназначения);
      • организовать на своем подсобном участке производственное предприятие или торговую точку;
      • построить многоквартирный дом на участке, который предназначен для ведения подсобного хозяйства;
      • застроить участок сельхозназначения жилыми домами.

      Если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по назначению, можно оказаться привлеченным к административной ответственности.

      Получите совет юриста за 15 минут!

      Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности по инициативе их собственников осуществляется:

      • сельским, поселковым, городским советом, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта;
      • районной госадминистрацией или Советом Министров АР Крым, если земельный участок расположен за пределами населенных пунктов;
      • областной госадминистрацией, если земельный участок не входит в территорию района или райгосадминистрация не создана.

      Для этого собственник земли должен обратиться в местные органы власти, которые занимаются землеотведением и получить их согласие. Процедура изменения целевого назначения – процесс длительный и сложный, похожий на приватизацию земли, но имеющий свои особенности.

      Смена целевого назначения состоит из следующих этапов:

      1. Обращение с ходатайством (заявлением) собственника земельного участка в сельский, поселковый или городской совет, либо в районную государственную администрацию в зависимости от месторасположения участка.
      2. Рассмотрение вышеперечисленными структурами ходатайства и одобрение либо же обоснованный отказ на изменение целевого назначения.
      3. Подготовка проекта отвода земельного участка.
      4. Согласование проекта отвода с районным (городским) органом земельных ресурсов, природоохранным и санитарно-эпидемиологическим органами, органом градостроительства, архитектуры и охраны культурного наследия.
      5. Землеустроительная экспертиза проекта отвода.
      6. Рассмотрение местными советами или районной госадминистрацией проекта отвода земельного участка и принятие решения об изменении его целевого назначения.

      Порядок изменения целевого назначения земельного участка государственной или коммунальной собственности также предусмотрен ст. 20 ЗК и мало отличается от порядка, касающегося земли частной собственности.

      Так же заказывается и согласовывается проект отвода, принимается решение об его утверждении и изменении целевого назначения и так же вносятся сведения в ГЗК. Однако инициировать изменение целевого назначения государственной или коммунальной земли вправе землепользователь (лицо, владеющее участком на праве постоянного пользования, или арендатор).

      Для этого ему необходимо получить разрешение от соответствующего органа власти (того, который принимал решение о передаче этого участка в пользование) на разработку проекта отвода земельного участка, целевое назначение которого планируется изменить.

      Для получения разрешения землепользователь должен направить в соответствующий орган заявление (ходатайство).

      Важно! Например, если ФХ арендует государственную землю с целевым назначением «для ведения фермерского хозяйства» и планирует изменить его на «для ведения товарного сельхозпроизводства», то заявление следует подавать в территориальный орган Госземагентства.

      При этом фактически происходит разделение земли на два отдельных участка с разным целевым назначением, по каждому такому участку разрабатывается соответствующая техническая документация и на каждую часть земельного участка разрабатывается свой проект отвода (ст. 56 Закона от 22.05.03 г. № 858-IV). Это касается как земель частной, так и государственной или коммунальной собственности.

      Разные статусы участков: правовые последствия

      Размеры штрафов за нецелевое использование земли зависят от ее кадастровой стоимости.

      Категории нарушителей Размеры штрафов (проценты от кадастровой стоимости и минимальные суммы)
      Юридические лица 1,5–2 %, 100 000 р.
      Должностные лица 1–1,5 %, 20 000 р.
      Физические лица 0,5–1 %, 10 000 р.

      Если кадастровая стоимость не установлена, назначаются следующие штрафы.

      Юридические лица 100–200 тыс. р.
      Должностные лица 20–50 тыс. р.
      Физические лица 5–10 тыс. р.

      После истечения установленного срока проводится повторная проверка. Если все в порядке, нарушения признаются устраненными. В противном случае наказание за нецелевое использование земли ужесточается.

      Юридические лица 200–400 тыс. р.
      Должностные лица 100–200 тыс. р.
      Физические лица 20–50 тыс. р.

      При этом все вопросы начинают решаться через суд.

      Обратите внимание! Если в течение установленного срока собственник не успевает устранить нарушения, но активно этим занимается, у него есть право на отсрочку повторной проверки. Для ее получения необходимо подать заявление и приложить к нему перечень выполненных и оставшихся работ с указанием ориентировочного срока завершения проекта.

      Изъятие земли за нецелевое использование — это крайняя мера. Собственник может полностью утратить право распоряжаться земельным участком по причинам:

      • использования земли не по целевому назначению в течение 3 и более лет;
      • умышленной порчи территории;
      • сильного снижения плодородия;
      • серьезного загрязнения окружающей среды;
      • регулярной неуплаты налогов;
      • и пр.

      Вопросы об изъятии земель решаются только через суд.

      Согласно Статье 77 Земельного Кодекса РФ, к данной категории относятся земли, которые располагаются за пределами какого-либо населенного пункта и предназначаются для сельскохозяйственных нужд.

      Законодательно выделяются следующие категории земель сельхозназначения:

      • сельскохозяйственные;
      • несельскохозяйственные.

      Хотя на первый взгляд кажется, что вышеупомянутые разновидности угодий имеют противоположное назначение, все они подчинены общей цели – обеспечению необходимых для сельскохозяйственного производства условий. Все действия, которые можно выполнять с этими угодьями, регламентирует Закон об обороте земель сельхозназначения.

      К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

      Сельхозугодья — это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

      • с искусственным поливом,
      • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
      • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

      В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на:

      • пашни,
      • сенокос,
      • пастбища и т.д.

      К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83.

      Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов:

      • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
      • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
      • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

      Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

      Защитные лесополосы создаются:

      • на садоводческих и дачных хозяйствах,
      • вокруг полей,
      • вдоль автомобильных и железных дорог.

      Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

      Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель. При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

      • водоемы искусственного происхождения,
      • водоемы естественного происхождения.

      Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

      1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
      2. создание личных либо фермерских хозяйств,
      3. выращивания овощных, плодовых культур,
      4. создание дачных товариществ,
      5. выращивание и разведение животных и рыб,
      6. научно-исследовательская деятельность.

      Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

      До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать здесь.

      Изъятие участка, который не используется по целевому назначению

      Например, собственник имеет участок, который

      • относится к категории земель – земли населенных пунктов,
      • имеет вид разрешенного использования – ведение ЛПХ.

      Исходя из этих 2-х параметров, установим обязанности собственника по целевому использованию земельного участка.

      Для этого в Классификаторе видов разрешенного использования найдем описание приусадебного участка ЛПХ.

      В частности собственник земельного участка под ЛПХ может:

      • разместить на участке жилой дом,
      • осуществлять производство сельскохозяйственной продукции,
      • разместить на приусадебном участке гараж и иные вспомогательные сооружения,
      • содержать на участке сельскохозяйственных животных.

      Таким образом, собственник земельного участка под ЛПХ обязан использовать землю только для вышеуказанных целей.

      В этом состоит обязанность собственника земли использовать участок по целевому назначению.

      Однако 1-ая обязанность не ограничивается только соблюдением целевого назначения земли.

      Сроки освоения земельных участков устанавливают в договорах.

      Чаще всего сроки освоения участков затрагивают случаи коммерческого использования земли. Но возможны и другие варианты.

      Таким образом, если в договоре, на основании которого получен участок, установлены сроки освоения, то собственник обязан их соблюдать.

      Если собственник земельного участка не соблюдает сроки освоения, то договор могут расторгнуть.

      При расторжении договора земельный собственник или арендатор потеряет участок.

      5-ая обязанность.

      Обязанность уплаты земельного налога также несут те, кто имеет участок:

      • на праве постоянного (бессрочного) пользования,
      • на праве пожизненного наследуемого владения.

      Арендатор земельного участка земельный налог не платит.

      Для арендатора плата за землю установлена в виде арендной платы.

      На сайте ФНС есть калькулятор по земельному налогу.

      Первый из них – это принцип экономической обоснованности.

      Суть его в следующем.

      Арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка. Учитываются категории земель, к которой отнесен земельный участок, вид его разрешенного использования, и другие факторы.

      Другими словами, чиновники не могут с потолка брать арендную плату.

      Таким образом, целесообразно проверить соответствие порядка, установленного местной администрацией вышеуказанным Основным принципам.

      Если есть противоречие, то следует обжаловать в суде, установленный местной администрацией порядок определения арендной платы.

      Единый сервис или портал, на котором можно узнать размер арендной платы по конкретному району, мне не встречался.

      6-ая обязанность.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.