Соглашение об изъятии земельного участка форма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соглашение об изъятии земельного участка форма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Решение Верховного суда: Определение N 307-КГ17-248, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация статьи 30 Закона №108-ФЗ срок, и принимая во внимание положения Закона №108-ФЗ, которые не предусматривают направление кадастровых паспортов и отчетов, пришли к выводу об отсутствии в действиях агентства нарушения положений названного закона, а также статей 56.8 и 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, о которых указывало товарищество. При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации…
  • Решение Верховного суда: Определение N 308-ЭС17-3200, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация доказательством по делу, а также учитывая, что общество не доказало более высокую рыночную стоимость спорного земельного участка, суд руководствуясь статьями 279, 281, 282 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьями 49, 56.8, пунктами 2, 4, 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», исковые требования удовлетворил…
  • Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС17-4875, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация указанного дела приняты обеспечительные меры в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении спорных участков, суд пришел к выводу, что уполномоченный орган исполнительной власти был лишен возможности выполнить требования, предусмотренные статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, и, руководствуясь статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении требования о признания незаконным бездействия агентства по выкупу земельного участка…

Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. ст. 279-281 ГК РФ, ст. 49, главы 7.1 ЗК РФ

Соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд

[ место заключения соглашения ]

[ число, месяц, год ]

[ Наименование органа местного самоуправления ] в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], именуемый в дальнейшем «Орган местного самоуправления», с одной стороны и

[ фамилия, имя, отчество правообладателя полностью ], [ число, месяц, год ] года рождения, именуемый(ая) в дальнейшем «Правообладатель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Орган местного самоуправления на основании [ наименование и реквизиты правового акта, в соответствии с которым производится изъятие земельного участка ] (далее — решение об изъятии) изымает у Правообладателя земельный участок площадью [ значение ] кв. м, кадастровый номер [ значение ], находящийся по адресу: [ вписать нужное ], и предоставляет возмещение за изымаемый земельный участок в соответствии с условиями настоящего соглашения.

1.2. Изымаемый земельный участок принадлежит Правообладателю на праве собственности на основании [ указать правоустанавливающий документ и его реквизиты ], что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права [ серия, N ], выданным [ число, месяц, год, наименование выдавшего органа ].

Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.

Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.

Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.

Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.

Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.

Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

В предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса России случаях принадлежащий частному лицу земельный участок может быть изъят для публичных нужд. Основанием для таких действий может послужить необходимость прокладки трубопровода, натяжения линий электропередач, размещения автотрассы или иного общественного значимого объекта именно в месте нахождения частного участка.

Инициатор изъятия, будь то государство или территориальная община, обязаны возместить правообладателям не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Они рассчитываются по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 262 от 07.05.03 г.

Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости. В случаях, когда в собственности одного лица пребывают несколько объектов (например: два смежных участка, жилой дом, гараж на фундаменте, стационарные коровник и свинарник), договор заключается в отношении каждого из них.

Ключевой особенностью соглашений подобного рода является наделение публичного образования возможностью понуждения частного собственника к заключению сделки. В гражданском праве действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Возможность принуждения к заключению сделок (ст. 445 ГК РФ) обычно касается субъектов властных полномочий, монополистов и коммерческих компаний, предлагающих свои услуги неопределенному кругу лиц. Принуждение физических лиц к заключению сделок для отечественной правовой системы в целом не характерно.

Согласно ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд содержит следующую информацию:

К числу существенных условий соглашения об изъятии недвижимости относят:

  • выкупную цену объектов, принадлежащих гражданам или организациям;
  • размер убытков, подлежащих возмещению землевладельцам, землепользователям, сервитутодержателям, арендаторам;
  • рыночная стоимость предоставляемого имущества взамен изымаемого (если такое предоставление оговорено соглашением).

Продавцом или лицом, недвижимость которого отчуждается по решению суда, может выступать частный собственник (физическое, юридическое лицо). Применительно к земле участником договора может быть гражданин, которому участок принадлежит на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.

В случаях, когда объекты муниципальной собственности необходимы государству или наоборот, речь обычно идет не о принудительном изъятии, а о заключении публичных договоров. Примечательно, что Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель государственной собственности муниципалитету.

Передача муниципальных земель государству может быть только платной.

Покупателем по гражданской сделке или приобретателем по вердикту суда выступает публичное образование в лице соответствующего органа власти. Если участок изымается в пользу государства, решение об изъятии принимает орган, уполномоченный Правительством РФ.

В качестве примера можно привести Постановление №1527 от 31.12.15 «Об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд РФ в целях строительства линейных объектов федерального значения на территории Таманского полуострова». В их числе Минкомсвязи, Минэнерго, Федеральное дорожное агентство, Федеральным агентство железнодорожного транспорта.

Органы, уполномоченные изымать недвижимость в региональную собственность, устанавливаются региональными властями; в пользу территориальной общины – соответствующим муниципалитетом.

[Земельный кодекс] [Глава VII.1]

1. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит:

  • 1) наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии недвижимости;
  • 2) кадастровые номера земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а при отсутствии условных номеров иное описание этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства;
  • 3) цель изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;
  • 4) реквизиты решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • 5) права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии недвижимости;
  • 6) срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости;
  • 7) размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости;
  • 8) указание на сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), изъятие которых в соответствии с решением об изъятии не осуществляется, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок;
  • 9) указание на сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении земельного участка, подлежащего изъятию, и в соответствии с решением об изъятии подлежат сохранению;
  • 10) технические условия и сроки осуществления реконструкции инженерных сооружений в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, принадлежащих правообладателям таких земельных участков с учётом ограничений в части включения технических условий, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи.

2. Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.

3. При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

4. В случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, в соглашении об изъятии недвижимости указываются:

  • 1) кадастровые номера земельных участков, передаваемых или предоставляемых взамен изымаемых земельных участков;
  • 2) рыночная стоимость земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых на праве собственности взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • 3) рыночная стоимость иных прав, на которых предоставляются земельные участки взамен изымаемых земельных участков;
  • 4) срок передачи объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • 5) разница между размером возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. Размер возмещения уменьшается на величину, равную рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых в собственность взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, или рыночной стоимости иных прав, на которых предоставляются земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.

Земельный надел в качестве объекта гражданских правоотношений может принадлежать любому субъекту: физическому либо юридическому лицу. Владея им, каждый собственник имеет право самостоятельно решать судьбу участка. Прекращение права собственности происходит по следующим причинам:

  • отчуждение надела;
  • изъятие, когда происходит выкуп в интересах страны;
  • принудительное изъятие.

Казалось бы, гарантированное право на землю может быть ограничено, если изъять земельный участок требуется для государственных или муниципальных интересов. Можно ли изъять любой объект и как подобный процесс происходит, разберём далее.

Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд

Изымать землю согласно нормативам возможно при исключительной необходимости. Основаниями, когда владелец может лишиться такого имущества, служат:

  • реализация РФ международных соглашений;
  • строительство, реконструкция объектов государственного либо муниципального значения, при условии, что иных вариантов застройки не предусмотрено;
  • иные условия, прописанные в нормативах.

К объектам федерального либо муниципального значения относят объекты энергетики, оборонные, транспортные, линейные объекты, трассы и др. В последнюю категорию входят основания, оговорённые в отдельных нормативах. К примеру, в ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году», в ФЗ «О недрах», в Жилищном кодексе.

В ГК прописано, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд (либо федеральных) происходит строго по правилам, указанным в ЗК. При этом есть оговорка, что если владелец надела не соглашается заключать добровольное соглашение, изъятие земельного участка происходит в принудительном порядке.

Заключая вышеупомянутое соглашение, собственнику выплачивают денежное возмещение. Сама процедура проходит в несколько этапов:

  • предупреждение землевладельца;
  • принятие мер по изъятию надела;
  • заключение соглашения;
  • переход прав и их регистрация.

При изъятии земельного участка для муниципальных, а также земельного участка для государственных интересов подаётся соответствующее ходатайство. В подобной бумаге указывается, для государственных нужд какого характера потребовался надел. Вручить ходатайство, в котором прописана госнужда, можно лично, по почте либо направив документ в электронном виде.

Постановление насчёт изымаемого участка выносится в течение 2-х месяцев. Оно содержит в себе следующие сведения:

  • в чём заключалась нужда подобной процедуры;
  • указание хозяина объекта;
  • размер надела и его кадастровый номер.

На протяжении недельного срока в уполномоченные органы должно быть направлено соответствующее уведомление о том, что такое лицо больше не владеет наделом.

Подобный вид изъятия также предполагает, что должна произойти процедура возмещения денежных средств за отобранный объект. Компенсация предусматривается исключительно для официальных владельцев.

Изъятие земельных участков может проходить и не по причине большой потребности в этом объекте, а в том случае, когда земля используется не по назначению. Как известно, есть определённое количество видов земель (сельскохозяйственного назначения, населённых пунктов, лесного, водного фонда и т.д.). Эксплуатировать их нужно строго по назначению. Использование не по назначению либо вовсе не использование надела может привести к его изъятию.

Изъятие объектов недвижимого имущества

Выкуп для государственных потребностей наделов происходит с компенсацией его стоимости. Независимо от того, государственный или муниципальный преследуется интерес, проводить оценку вправе исключительно уполномоченная инстанция. При расчёте выплачиваемой суммы учитываются:

  • рыночная стоимость надела;
  • цена объектов, которые находятся на участке;
  • упущенная выгода.

Добровольная процедура предполагает заключения соглашения между сторонами. Чтобы найти правообладателей уполномоченные органы производят следующие действия:

  • размещаю объявления на районных стендах;
  • публикуют подобную информацию на своём сайте;
  • делают запросы в Росреестр.

После того как хозяева найдены, подготавливается вся необходимая документация для оформления перехода права собственности, а владельцем выплачивается компенсация.


[Наименование суда, в который подается заявление]

Истец: [наименование органа местного самоуправления/

уполномоченного органа исполнительной власти]

адрес: [___________] телефон: [___________] адрес электронной почты: [___________]

если заявление подается представителем:

Представитель истца: [наименование представителя] адрес: [___________] телефон: [___________] адрес электронной почты: [___________]

Ответчик: [Ф. И. О., дата и место рождения] место жительства [___________] место работы: [___________]

идентификатор [СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, ОГРНИП, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства]

[номера телефонов, факсов]

адрес электронной почты [___________]

Мы уверены, что профессионализм и опыт – это залог удачного разрешения любых конфликтных ситуаций в судебных и до судебных разбирательствах.

Для представления Ваших интересов у нас работают юристы и адвокаты, у которых юридический опыт более 10 лет, и они готовы Вам помогать по различным отраслям права и отстаивать Ваши права в различных инстанциях не смотря на сложность поставленных задач.


Мы уверены, что наша команда юристов и адвокатов «Правовед-Плюс», делает правое дело, и мы всегда честны перед нашими клиентами, дорожим своей репутацией и всегда готовы прийти на помощь в любой жизненной ситуации, в которой требуется знания и умения в юридической сфере высококвалифицированных специалистов. Обращайтесь, будем рады Вам помочь.

Опря Владимир ЛеонидовичРуководитель ЮК «Правовед-Плюс», практикующий юрист в области гражданского и административного права

    Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

    1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
    2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
    • объект атомной энергетики;
    • объект энергетической системы;
    • оборонный объект;
    • транспортный объект;
    • линейный объект;
    • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
    1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:

    Ст. № 15

    ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2021 году»

    П.10, ст. № 32

    Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ

    П.9,10, ст. № 95

    Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ

    Ст. № 25.2

    Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2021 – 1 «О недрах»

    Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

    Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

    Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

    Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

    При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

    Изъятие земли происходит в три этапа:

    1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
    2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
    3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

    Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

    1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
    2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
    3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

    Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

    • на основании их собственной инициативы;
    • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

    Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

    1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
    2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
    • исполнения международного соглашения;
    • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
    1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

    Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

    1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
    2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
    3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо электронного документа по интернету.

    В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

    • указание на причину для подобного изъятия;
    • указание на собственника, у которого изъята земля;
    • указание размера земли и номера по кадастру.

    В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

    Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
    Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

    Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

    Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

    Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

    Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

    Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

    Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

    Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

      • Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

      Все документы >>>

      • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442

        «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

      • Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)

        «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»

      • Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)

        «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

      Все документы >>>

      • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)

        «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

      • Распоряжение Правительства РФ от 24.08.2021 N 2338-р

        «О реализации инвестиционного проекта «Создание театрально-образовательного и музейного комплекса в г. Владивостоке»»

      • Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2021 N 1152-р (ред. от 21.07.2021)

        «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации»

      Все документы >>>

      • Письмо Росреестра от 29.06.2021 N 13/1-00271/21

        «О рассмотрении обращения»

      • Методические рекомендации по подготовке документов для организации и проведения аукционов на право заключения договоров развития застроенной территории, договоров комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления

        (утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ»)

      • Решение Правления Госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ от 29.09.2020 N 1013, протокол N 1013

        «О Методических рекомендациях о порядке расчета суммы финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в части предоставления субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры развития застроенных территорий и (или) договоры комплексного развития территорий, и об условиях и порядке принятия органами местного самоуправления, субъектами Российской Федерации решений о предоставлении указанных

      Все документы >>>

      В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015 года содержатся следующие разъяснения:

      Предварительное и равноценное возмещение за изымаемый земельный участок как за счет бюджета, так и за счет организаций

      До 1 апреля 2015 г. при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 1 апреля 2015 г. необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 ГК РФ, пункты 1, 2 статьи 56.4, пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ).

      В большинстве случаев изъятие земли у собственника происходит на добровольной основе. Для этого орган, принявший решение, предлагает собственнику заключить соглашение, которое предусматривает денежную компенсацию.

      При расчете размера компенсации учитывается:

      • рыночная стоимость самого участка;
      • стоимость недвижимости, расположенной на данном участке;
      • размер упущенной выгоды, т.е. убытков, которые возникли у собственника в связи с невозможностью исполнить перед третьими лицами ранее принятые на себя обязательства.

      При определении размера компенсации учету не подлежат объекты имущества и их улучшения, расположенные на земельном участке, подлежащем изъятию, и не соответствующие установленному виду использования земли, а также стоимость объектов, возведение которых было начато правообладателем после получения им уведомления о начале процедуры изъятия.

      Размер компенсации определяется за 60 дней до начала процедуры.

      Порядок изъятия земельного участка

      Соглашение, представляет из себя документ, который подтверждает факт отчуждения земельного участка, собственником которого является юридическое либо физическое лицо, в пользу государственных или муниципальных структур, и заключается между муниципальными либо федеральными органами власти и собственником (правообладателем) изымаемого земельного участка и возведенных на ней строений.

      Соглашение составляется письменно и содержит в себе следующую информацию:

      1. наименование лиц, являющихся сторонами сделки;
      2. кадастровый либо условный номера земельного участка;
      3. цель изъятия участка;
      4. реквизиты принятого решения, а именно: дата принятия решения, наименование органа, принявшего решение, регистрационный номер решения, место и дата публикации принятого решения;
      5. перечень прав, которые возникают либо прекращаются в связи с изъятием;
      6. срок передачи изымаемого имущества, который не может быть более шести месяцев со дня прекращения правомочий прежнего правообладателя;
      7. размер и порядок выплаты выкупной стоимости;
      8. перечень размещенных на участке строений и сооружений;
      9. перечень сервитутов, если таковые имеют место быть и необходимы.

      Соглашение подлежит обязательной регистрации в соответствии с нормами гражданского права, применяемых к регистрации сделок.

      В случае если собственник более 90 календарных дней со дня получения соглашения не подписывает предлагаемый документ, орган, принявший такое решение, может обратиться в суд для принудительного изъятия земельного участка.

      Иск об изъятии земельного участка составляется в письменном виде и содержит в себе:

      • информацию о заявителе;
      • данные об участке;
      • цель изъятия.

      Данный вид документа служит основанием для принятия судом дальнейшего решения по изъятию заявленного земельного участка. Совместно с иском заявителем должна быть представлена техническая документация на землю.

      Основаниями для признания изъятия земельного участка незаконным являются:

      1. нарушение принципов гласности, открытости и прозрачности совершаемой сделки, предусмотренных действующими нормами гражданского права;
      2. наличие одного или нескольких альтернативных вариантов, которые позволяют сохранить земельный участок в собственности правообладателя;
      3. изъятие преследует коммерческие цели узкого круга лиц;
      4. изъятие происходит в объемах, не соответствующих нуждам муниципальных либо государственных органов власти;
      5. усматривается злоупотребление правом и нарушение прав собственника земельного участка;
      6. процедурные нарушения.

      При наличии вышеперечисленных фактов правообладатель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании принятого решения незаконным. Наш адвокат Вам в этом поможет. Звоните уже сегодня!!!

      г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

      остановка транспорта Гагарина

      Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

      Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

      Троллейбус: 20, 6, 7, 19

      Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

      Важнейшая практика по ст. 22 ЗК РФ

      Важнейшая практика по ст. 23 ЗК РФ

      Важнейшая практика по ст. 27 ЗК РФ

      Важнейшая практика по ст. 65 ЗК РФ

      Важнейшая практика по ст. 85 ЗК РФ

      Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости

      Путеводитель. Что нужно знать об аренде земли (КонсультантПлюс, 2020)

      Путеводитель по договорной работе. Аренда. Общие положения. Рекомендации по заключению договора

      Для Граждан:

      • Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
      • Общайтесь с юристами в чате.
      • Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
      • Получайте полезный контент.

      Для Юристов:

      • Общайтесь с авторами вопросов в чате.
      • Дополнительный заработок.
      • Отвечайте на вопросы на форуме.
      • Ведите собственную страницу.
      • Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.

      Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

      Все вопросы касаемо использования земельных участков, в частности, их целевого назначения, регулируются ст.7 Земельного кодекса РФ. Согласно закону, земли бывают:

      • из водного фонда;
      • из лесного фонда;
      • из резервного фонда (запасные);
      • объектами, относящимися к охраняемым территориям;
      • из промышленного фонда;
      • земли сельскохозяйственного назначения;
      • земли населенных пунктов.

      Право пользования земельным участком определено в ст. 42 ЗК РФ, в которой отмечено, что собственники могут использования земельный надел только по целевому назначению, не подлежащему самовольному изменению (данные о земельном участке четко прописываются в кадастровом паспорте и свидетельстве о государственной регистрации). Нарушение законодательства влечет за собой штрафные санкции, в соответствии со ст.8.8 КоАП.

      Отдельные статьи земельного законодательства регулируют порядок изъятия земельного участка у владельца или собственника. Так, реквизиция участка происходит в соответствии со ст.51 и ст.66 ЗК РФ, выкуп участка для нужд государства или муниципалитета регулируется ст. 49 ЗК РФ, выкуп земли ввиду его нецелевого использования – статьями 284-285 ГК РФ.

      В 2021 году для принудительного изъятия земельного надела из собственности гражданина, требуется учитывать положения ЗК РФ. Важно отметить, что в указанный акт в 2021 году были внесены основные коррективы, касающиеся рассматриваемого направления деятельности. Они проявились в том, что была введена отдельная глава под номером 7.1. Принятие такого решения связывает с тем, что государственные органы приняли решение относительно соединения знаний, появляющихся при обустройстве Новой Москвы. Кроме того, здесь же делается отметка относительно проведения игр в Сочи.

      Порядок реализации указанной процедуры говорят о том, что принимать во внимание следует положения ст. 49 ЗК РФ. Однако, сделать это можно при наличии исключительной необходимости.

      ВНИМАНИЕ !!! Основаниями выступает то, что выполняются условия, прописанные в соглашении международного уровня. Кроме того, когда государству требуется построить или произвести реконструкцию важных объектов. Это относится к тому, что имеет важное значение не только для федерального органа, но и регионального.

      Главное условие в рассматриваемой ситуации – отсутствие ведения деятельности по застройке территории, работ, связанных с реконструкцией такого объекта, который имеет взаимосвязь с атомной энергетикой, оборонной деятельностью государства, транспортом и линейной сферой. Кроме того, могут возводиться трассы региональной и муниципальной направленности.

      Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

      Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.

      Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия.

      Изъятие земельного участка в 2021 году государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды.

      Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

      Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:

      • для выполнения обязательств по международному праву;
      • для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
      • для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
      • при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
      • для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
      • по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.

      В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.

      Правом на подачу заявления обладают такие организации, отнесенные к государственной власти, исполнители по соглашениям международного типа. Также подобная возможность имеется у предприятий государственной значимости, чтобы разместить на таком участке объекты, несущие в себе значимость для государства в целом и отдельно взятого региона.

      Предусматривается возможность подать заявление на изъятие одного или нескольких наделов. Обязательным условием выступает то, чтобы в заявлении было указание на цель изъятия. Подача акт производится тем, кто его составляет, сделать это можно при использовании почтовых услуг или личным обращением, направлением акта на электронную почту.

      Земельный участок может быть конфискован на основании вынесенного судебного приговора за совершение преступления. Порядок конфискации имущества определен ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ.

      Конфискации подлежит только тот земельный участок, который принадлежит непосредственно лицу, в отношении которого вынесено наказание.

      В случае конфискации земельного участка бывший собственник не получает права на получение компенсации, и в дальнейшем его имущество реализуется .
      Земельный участок не может быть конфискован:

      • если на территории земли располагается жилой дом или хозпостройки, не подлежащие конфискации;
      • если данная земля является объектом ведения подсобных и сельскохозяйственных работ.

      Земельный кодекс РФ

      Принят Государственной Думой 19 декабря 2014 года

      Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

      Статья 1

      Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

      Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.