Виды государственной социальной помощи в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды государственной социальной помощи в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вид документа: Закон Принявший орган: Министерство финансов РФ Номер документа: 178 Дата: 17.07.1999

17 июля 1999 года N 178-ФЗ


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Принят Государственной Думой

25 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации

2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ

Главной задачей государства является создание равноправных условий для всех граждан страны. Если люди в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно себя обеспечить, то им оказывается поддержка со стороны административного сектора. Производятся материальные выплаты в виде компенсаций, пособий, субсидий либо помощь предоставляется в натуральном виде.

Население на законодательном уровне застраховано. Всем без исключения оказывается неотложная помощь. Пенсионерам и инвалидам со стороны здравоохранения предоставляются услуги по трём направлениям:

  1. Социально ориентированные включают информирование льготников о назначении возможных преференций. В этот список попадает процедура оформления опекунства и поручительства. Также оказывается содействие в решении бытовых вопросов.
  2. Медико-ориентированный спектр услуг носит узконаправленный характер. Льготнику в силу его физической способности проводится обследование на дому или в стенах медицинского учреждения. Под эти задачи выделяется персонал.
  3. Смешанные.

За назначением помощи заявителю необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты по месту проживания либо написать заявление и подкрепить его документами, подтверждающими низкий уровень доходов (справка с работы о заработной плате), в МФЦ.

Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, после чего в адрес заявителя направляется письмо с информацией о назначении льготы или оказании адресной социальной помощи.

Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи

Защита младшего поколения государством может осуществляться в трех направлениях:

  • в обществе детей;
  • в семье;
  • в сферах образования и воспитания.

Данный вид защиты определяет защиту необходимых для выживания человека потребностей, без существования которых невозможно поддерживать психическое и физическое здоровье ребенка. После этого стоит обязательность обеспечения безопасности человека на социальном, экономическом и физическом уровнях. Также закон гласит, что абсолютно каждый ребенок может претендовать на развитие своих творческих способностей.

Со всеми правами детей можно ознакомиться в Семейном Кодексе Российской Федерации.

Государством чаще всего оказывается помощью людям двух категорий:

  1. Малоимущим гражданам и семьям. Состав семьи здесь не имеет особого значения на факт выплаты.
  2. Гражданам, которые попали в трудные жизненные ситуации, связанными с угрозой их жизни и здоровью. Сюда относятся выявление смертельного заболевания, необходимость покупки дорогостоящего аппарата или медицинских лекарств, появление чрезвычайной ситуации, которая привела человека к огромным материальным потерям (пожар, наводнение и так далее).

Социальная помощь назначается отделением соцзащиты, которое отвечает за этот территориальный участок. Также учитывается и временное пребывание человека на территории, относящейся к данному отделу социальной защиты. Для того, чтобы дело пошло в обработку, заявление необходимо подать в МФЦ или орган, который отвечает за обеспечение помощи людям.

ГСП пособия представляют собой безвозмездные денежные выплаты людям, перечисляемые единоразово или ежемесячно при наличии особых обстоятельств, требующих от человека решения вопроса финансового характера путем сбора документов и оформления этого вида поддержки от государства.

Они выделяются из федерального или регионального бюджета. Платежи этого вида имеют некоторые особенности:

  • предполагают целевое расходование;
  • никогда не выплачиваются частными лицами, только государственными учреждениями, компетентными для проведения этой процедуры;
  • механизм и способы перевода регламентированы нормативно-правовыми актами на одном из двух уровней власти – региональном или федеральном;
  • выплаты производятся с какой-либо периодичностью или носят разовый характер;
  • для расчета большую роль играет средний доход человека либо законодательством установлена конкретная сумма;
  • необходимы основания для назначения, заявитель должен реально нуждаться в материальной помощи, что обычно подтверждается документально.

ВНИМАНИЕ! На назначение пособий влияют такие факторы, как состояние здоровья гражданина, наличие у него травм, заболеваний, индивидуальная жизненная ситуация или обстоятельства, которые нарушают его жизнедеятельность, отсутствие работы, беременность, нуждаемость в жилье, социальный статус.

Натуральная форма предполагает выдачу нуждающимся гражданам вещей, одежды, обуви, продуктовых наборов, предметов гигиены, медикаментозных средств. Факт нуждаемости подтверждается создавшейся у человека ситуацией, с которой он самостоятельно не может справиться. Например, вследствие отсутствия работы, у многодетной семьи маленький доход, но им требуется одежда, продукты питания, остальные необходимые атрибуты жизнедеятельности.

СПРАВКА! Практически в каждом городе организованы пункты, где людям бесплатно отдают вещи с учетом нуждаемости.

Виды государственной социальной помощи

Этот вид поддержки применяется на практике не на постоянной основе. Он реализуется при возникновении вооруженных конфликтов, войн, природных катаклизмов, стихийных бедствий, катастроф, когда в государстве экономически сложные времена. Если в стране не наблюдается таких обстоятельств, помощь подобного рода может оказываться и другим странам по их просьбе в случае налаженных отношений между территориями. Практически всегда в качества объектов помощи выступают вещи, медицинское оборудование, медикаменты, продукты питания, одежда, обувь.

Предоставление гуманитарных поставок регламентируется Порядком оказания гуманитарной помощи в РФ, которое утверждено Постановление Правительства, действующим с 04.12.1999 года, под номером 1335.

Инвалиды с учетом ФЗ под номером 181, изданным 24 ноября 1999 года, обеспечиваются:

  • лекарственными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, питанием для детей-инвалидов согласно их показаниям;
  • путевки в оздоровительные учреждения и проезд бесплатно до места лечения;
  • проезд на ж/д транспорте бесплатно;
  • пенсионное обеспечение ежемесячно;
  • бесплатные реабилитационные мероприятия в специализированных центрах;
  • предоставление жилья;
  • обслуживание на дому.

Каждый регион вправе дополнять или признавать утратившими силу пункты предоставления льгот, поэтому в отдельных территориях социальных услуг больше, в других – меньше.

В эти учреждения пожилые люди направляются, если не обслуживают себя, признаны недееспособными. У многих из них не имеется жилплощади, где они могли бы проживать. Они нуждаются в постоянном стороннем уходе, что не всегда реализуемо родственниками. В таких организациях для престарелых предусмотрен весь спектр услуг: медицинских, социальных, досуговых, правовых, культурных. Их потребности удовлетворяются людьми, которые имеют специальное образование и квалификацию.

Система оказания государственной помощи в РФ разработана, действует на высоком уровне, рассчитана на поддержание всех категорий граждан, которые в ней нуждаются.

Существует натуральная форма социальной поддержки, она подразумевает выделение гражданам не денег, а необходимых для жизни вещей (продуктов или одежды, лекарств). К выделению подобной помощи администрация вынуждена прибегнуть в случае нехватки денег в бюджете.

Соцпомощь может быть в виде гуманитарной формы. Эта форма подразумевает предоставление воды, продуктов, медицинских препаратов. Обусловлена такая помощь тяжелой ситуацией граждан на региональном уровне или на уровне страны. Она может поступать как из органов РФ, так и из других стран.

Виды государственной социальной помощи подразделяются на несколько категорий:

  • социальное пособие;
  • субсидии;
  • компенсации.

Государственная социальная помощь: как получить, сроки предоставления

Субсидия отличается от пособия тем, что она выделяется на конкретное направление. По своему желанию люди уже не смогут потратить выделенные денежные средства, т.к. деньги поступают не гражданам, а на счет организации согласно договору.

Возврат денег за уже оплаченную услугу. Т.е. гражданин, оформивший компенсацию за коммунальные услуги, оплачивает их в полном размере, а в течение месяца какая-то сумма ему возвращается на указанный счет.

Выделение денег на этот вид соцпомощи конкретно определен в законодательстве, завышать или занижать определенную сумму в отдельно взятом регионе не могут, иначе это будет считаться нарушением закона.

Многие полагают, что соцпомощь от Государства можно получить лишь очень узкому кругу лиц. С вопросом, кому положена соцпомощь, можно обратиться к закону РФ. Опираясь на него, можно сделать вывод, что соцподдержка предоставляется гражданам, семьям, находящимся в нелегкой жизненной ситуации.

На помощь от Государства могут рассчитывать:

  • участники Великой Отечественной Войны;
  • инвалиды войны;
  • ветераны боевых действий (конкретнее прописано в Федеральном законе «О ветеранах»);
  • определенные лица, имеющие прямое отношение к Великой Отечественной Войне, а также члены их семей;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • малоимущие граждане и семьи.

Виды государственной помощи больше всего развиты в плане соцзащиты детей, семьи, пожилых людей и инвалидов.

Такая защита направлена на создание оптимальных условий для ребенка в среде обитания, в сфере его образования и семейных отношениях.

Современная жизнь позволяет ребенку чувствовать себя защищенным во многих отношениях, благодаря законодательству. Гарантии, которые предоставляет Государство всем детям:

  • бесплатная медицинская помощь (профилактика, обследования, лечение);
  • бесплатное образование в школе и школьных кружках;
  • бесплатное высшее образование на конкурсной основе;
  • трудоустройство с 15 лет (в трудовом кодексе перечислены часы, условия труда и оплата для несовершеннолетних);
  • в случае сложной жизненной ситуации, существует помощь в реабилитации и адаптации ребенка к нормальной жизни.

После оформления всех документов человек-инвалид (вне зависимости от возраста) получает государственную пенсию.
Виды оказания государственной социальной помощи в виде пенсий:

  1. Трудовая по инвалидности. Выплачивается в том случае, если человек в своей жизни официально проработал какой-то срок (даже один рабочий день по трудовой книжке также будет учитываться), после чего получил инвалидность.
  2. Государственная по инвалидности. Эту пенсию получают инвалиды, имеющие отношение к ВОВ, космонавты, жертвы техногенных катастроф.
  3. Социальная по инвалидности. Инвалиды 1-3 групп и дети-инвалиды получают именно эту разновидность пенсии.

Российское законодательство помогает в бесплатной выдаче необходимых лекарственных средств, а также в предоставлении санитарно-курортного лечения. Но здесь есть свой нюанс: безработные инвалиды третьей группы оплачивают оговоренную часть стоимости медикаментов, назначенных врачом.

Одиноким инвалидам или инвалидам с минимальным доходом, могут предложить и такие услуги: уборка квартиры, поход за продуктами, помощь в юридических аспектах и многое другое. Социальная помощь, оказываемая инвалидам, предоставляется бесплатно или она оплачивается частично человеком, получающим услуги.

Виды государственной социальной помощи в Российской Федерации

  • 10.08.2021 г. Кузнецова предлагает распространить опыт создания социальных гостиниц на регионы

    Опыт создания социальной гостиницы «Добрый дом» нужно распространять в регионах России, в первую очередь, имеющих федеральные клиники, считает уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова.

  • 27.05.2021 г. Эксперты оценили предложение по мерам соцподдержки в соответствии с доходами

    Принцип адресности при назначении мер социальной поддержки присутствовать должен, но владение тем или иным имуществом — не всегда показатель, что человек не нуждается в помощи государства.

  • 05.04.2021 г. На какие выплаты от государства может рассчитывать любой россиянин?

    Государство предлагает различные льготы и выплаты не только малоимущим гражданам, но другим категориям. Расскажем, какие выплаты и льготы могут получить россияне независимо от уровня дохода.

  • Ежемесячные денежные выплаты
  • Материнский семейный капитал
  • Государственные социальные пособия
  • Ежемесячные выплаты на детей
  • Государственные стипендии
  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
  • Социальные пенсии
  • Ежемесячные доплаты к пенсии
  • Ежегодные денежные выплаты
  • Единовременные денежные выплаты
  • Социальные субсидии
  • Компенсационные выплаты
  • Региональный материнский капитал
  • Организация отдыха и оздоровления детей
  • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Обеспечение жильем граждан за счет бюджетных средств
  • Набор социальных услуг
  • Предоставление земельного участка гражданам
  • Налоговые льготы родителям на детей
  • Социальные льготы ветеранам
  • Социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Социальные льготы инвалидам
  • Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Социальные льготы гражданам, имеющим особые заслуги и выдающиеся достижения
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
  • Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска
  • Налоговые льготы пожилым гражданам (пенсионерам)

Государственная социальная помощь в 2021 году

  • 29.08.2021 г. Больше 30 миллионов пенсионеров получат выплаты в конце следующей недели

    Около 30,7 миллиона россиян, которым пенсия приходит на карту, получат единовременную выплату 10 тысяч рублей в конце следующей недели. Еще 12,7 миллиона человек начнут ее получать с 3 сентября. Все будет организованно, оперативно, удобно и без лишней бюрократии. Об этом заявил глава Минтруда России Антон Котяков в ходе совещания партии «Единая Россия».

  • 29.08.2021 г. «Взлетная полоса» дала возможность 95 сиротам поступить в вузы

    Первый проект ОНФ «Взлетная полоса» закончился тем, что в нем приняли участие 450 детей-сирот из одиннадцати регионов страны, 95 детей поступили в лучшие федеральные вузы (30 человек в Москве и Санкт-Петербурге), 355 — в колледжи. Идея конкурса — подготовить через систему дистанционного обучения…

  • 28.08.2021 г. В ПФР разъяснили, кому положена ежемесячная денежная выплата

    Отдельные категории россиян имеют право на ежемесячную выплату. В большинстве случаев для ее получения гражданин должен подать заявление, напомнили в отделении Пенсионного фонда России по Челябинской области.

Сегодня в продаже:

  • Комплексная поддержка молодой семьи: учебно-методическое пособие для студентов вузовИздательство: Владос. Год: 2008. Серия: Учебное пособие для ВУЗов.

    В учебном пособии содержится подробная характеристика молодой семьи, рассматриваются проблемы, возникающие в ней, раскрываются направления комплексной поддержки молодой семьи, представлены теоретические и методологические подходы к работе с молодыми семьями. Приложение содержит материал из опыта работы социальных служб и центров для молодых семей, а также приведены тесты, опросники, использующиеся…

  • Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. ФГОСИздательство: Учитель. Год: 2019. Серия: Управление современной школой.

    Проблема «трудных» учащихся — одна из психолого-педагогических проблем современного образования, требующая решения и построения воспитательной системы в соответствии с ФГОС. Материал пособия раскрывает это важное направление деятельности педагогического коллектива — работу с детьми группы риска: дается характеристика понятий…

Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам

Нормативно-правовую базу регулирования отношений по предоставлению государственной социальной помощи составляют следующие основные федеральные законы:

  1. Закон о государственной социальной помощи;
  2. Закон о прожиточном минимуме;
  3. Закон о потребительской корзине;
  4. от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Основу нормативно-правовой базы по вопросам социального обслуживания составляет целый ряд законов специфической направленности. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения включает правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, по социальной защите инвалидов, по предоставлению натуральных видов обеспечения отдельным категориям граждан и их социальной поддержке.

В числе основных законов можно назвать следующие федеральные законы:

  1. Закон об основах социального обслуживания населения;
  2. Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  3. Закон о социальной защите инвалидов;
  4. Закон о социальной поддержке детей-сирот.

Указанный перечень не исчерпывает всех законов, которые содержат положения, устанавливающие меры социальной защиты и социальной поддержки для различных категорий граждан. Нередко такие законы в своем наименовании содержат обозначение категории граждан, которым предоставляются меры социальной защиты и социальной поддержки.

В узком смысле слова термин «социальное обслуживание» характеризует определенную область социального обеспечения, в рамках которой учреждениями социального обслуживания предоставляются натуральные виды обеспечения (социальные услуги).

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Приведенное определение социального обслуживания содержит несколько ключевых понятий (социальные службы, социальные услуги, трудная жизненная ситуация ), которые раскрываются в Законе об основах социального обслуживания населения (табл. 12.2).

Одним из важнейших принципов социального обслуживания является принцип приоритета предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Обеспечению прав детей посвящены специальные федеральные законы:

  1. Закон об основных гарантиях прав ребенка;
  2. Закон о социальной поддержке детей-сирот;
  3. от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей».

Кроме того, права детей регулируются целым рядом ранее рассмотренных законов, посвященных предоставлению различных видов социального обеспечения.

Наиболее нуждающимися в мерах социальной поддержки являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Законом о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены разные категории детей и лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии:

  • дети-сироты;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя.

Эти категории различаются по возрастному критерию и в зависимости от обстоятельств, в связи с которыми указанные лица остались без попечения родителей (табл. 12.6). Так, при определении категории детей, оставшихся без попечения родителей, указан целый ряд причин и обстоятельств, по которым дети остаются без попечения родителей:

  • во-первых, в число этих случаев включены особые обстоятельства (например, такие, как признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими и др.);
  • во-вторых, причиной оставления детей без попечения родителей могут быть обстоятельства, связанные с виновными действиями родителей (например, лишение их родительских прав; отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и т. п.).

Государственная социальная помощь. Социальное обслуживание

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  • инвалиды войны и участники ВОВ;

  • ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 «Ветераны боевых действий» Федерального закона «О ветеранах»;

  • инвалиды;

  • дети-инвалиды.

Статья 6.1 «Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

В состав предоставляемого указанным категориям граждан набора социальных услуг (НСУ) включаются следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При этом граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право:

  • на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте,

  • а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет:

  • 18 дней,

  • для детей-инвалидов — 21 день,

  • а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга — от 24 до 42 дней.

Статья 6.2 «Набор социальных услуг» Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Учет права граждан на получение указанных социальных услуг осуществляется по месту их жительства с даты установления им ежемесячной денежной выплаты.

Постановление Правления ПФ РФ от 19.08.2019 № 414п (ред. от 23.09.2020) «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ»

Периодом предоставления гражданам таких социальных услуг (НСУ):

  • является календарный год;

  • в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года;

  • в случае утраты права на получение социальных услуг, периодом предоставления социальных услуг является период с 1 января до даты утраты права на получение социальных услуг.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг (НСУ), может отказаться от их получения обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату:

  • непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ,

  • через МФЦ «Мои документы» или

  • иным способом, в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый Портал Госуслуг.

Допускается отказ от получения набора социальных услуг (НСУ):

  • полностью,

  • отказ от получения одной из социальных услуг и

  • отказ от получения 2-х любых социальных услуг.

Можно до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг:

  • на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и

  • по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг.

Узнать о своем праве на получение государственной социальной помощи можно воспользовавшись Федеральным регистром лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержит в себе следующую основную информацию:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

  • ФИО, а также фамилия, которая была у гражданина при рождении;

  • дата рождения;

  • пол;

  • адрес места жительства;

  • серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

  • дата включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

  • категория, к которой относится гражданин;

  • реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории.

Ведет Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, Пенсионный фонд РФ.

Получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ могут быть:

  • малоимущие семьи,

  • малоимущие одиноко проживающие граждане и

  • иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Федеральный закон №178-ФЗ от 17 июля 1999 г.

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливает Федеральный закон «О государственной социальной помощи».

Согласно ст. 3 указанного Закона государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • • адресного использования бюджетных средств;
  • • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • • снижения уровня социального неравенства;
  • • повышения доходов населения.

Статья 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определяет круг лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  • 1) инвалиды войны;
  • 2) участники Великой Отечественной войны;
  • 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в поди. 1—4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»;
  • 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • 5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • 8) инвалиды;
  • 9) дети-инвалиды.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
17 июля 1999 года
N 178-ФЗ

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается – безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

Во-первых: безвозмездность выплаты пособий.

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

Во-вторых: то, что они выплачивается в фиксированных законом размерах.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

В-третьих: они являются материальной поддержкой граждан;

Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

В-четвертых: выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;

В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижения уровня социального неравенства;
  • повышения доходов населения.

К ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;
  • разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории РФ государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;
  • установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.

Виды оказания государственной социальной помощи:

  • денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте рФ.

Государственная социальная помощь назначается:

  • решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина;
  • на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов.

Натуральная государственная социальная помощь в России

Главным принципом данного вида помощи является своевременная и верная оценка ситуации и выявление граждан, нуждающихся в помощи со стороны правительства, а также индивидуальность и адресность всех программ.

Для того, чтобы достичь желаемого результата, государство включает три приема:

  • общий анализ материального благополучия граждан (или целых семей), требующих социальную помощь;
  • статистические признаки, которые показывают степень нуждаемости в денежных средствах;
  • создание условий для самоадресования.

Социальная помощь оказывается исключительным гражданам, именно в этом заключается и реализуется принцип адресности. В первую очередь, оценивая состояние финансовой проблемы граждан, необходимо уделить внимание прожиточному минимуму. Так, первым делом сравнивается данный показатель с показателем доходов обратившихся лиц и семей.

Государством чаще всего оказывается помощью людям двух категорий:

[2]

  1. Малоимущим гражданам и семьям. Состав семьи здесь не имеет особого значения на факт выплаты.
  2. Гражданам, которые попали в трудные жизненные ситуации, связанными с угрозой их жизни и здоровью. Сюда относятся выявление смертельного заболевания, необходимость покупки дорогостоящего аппарата или медицинских лекарств, появление чрезвычайной ситуации, которая привела человека к огромным материальным потерям (пожар, наводнение и так далее).

Для того, чтобы получить помощь от государства, вам необходимо будет подготовить некоторые документы. В основном это письменное заявление и подтверждения о составе семьи заявителя в органы социальной защиты по месту проживания или регистрации.

Если вы обращаетесь за помощью по причине наступления трудных жизненных ситуаций, вам стоит позаботиться и о сборе бумаг, которые смогут доказать вашу сложившуюся ситуацию. Причиной финансовых проблем может послужить смерть одного из членов семьи, доход которого был основным (если без этого ваши общие семейные доходы не превышают размер прожиточного минимума на каждого члена семьи), лишение дома или квартиры вследствие неблагоприятных погодных условий, катастроф и так далее.

Государство создает разные виды социальной поддержки, чтобы помочь гражданам РФ выжить в трудных для них жизненных ситуациях. Данная помощь выделяется, исходя из необходимых предпочтений семьи. Обратившемуся может быть выделена денежная сумма или определенные товары и услуги, медицинские аппараты, медикаменты и другие необходимые принадлежности. Главное, при обращении за помощью в соцзащиту, — предоставить все необходимые бумаги, не утаив никаких важные вещей, чтобы не получить отказ.

Согласно действующим законам, адресная социальная помощь – это материальная поддержка граждан, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума. Не каждый гражданин может получить ее, поэтому необходимо понимать, что требуется для ее оформления. Только после обращения в соответствующие бюджетные структуры с требуемыми документами можно оформить это пособие. Более подробно об этом читайте в специальной статье.

  1. Коробов, А.В. Лекарственные и ядовитые растения в ветеринарии. Гриф УМО ВУЗов России / А.В. Коробов. — М.: Лань, 2007. — 139 c.
  2. Миловидова Болезни цветочных растени в томской области / Миловидова, Л.С; Соколовская, Т.В. — М.: Томск: Томский университет, 1976. — 557 c.
  3. Лучшие рефераты по биологии. — М.: Феникс, 2002. — 352 c.

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;

  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

  • безработные;

  • чернобыльцы;

  • инвалиды;

  • дети сироты;

  • многодетные семьи;

  • малообеспеченные граждане;

  • матери-одиночки;

  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;

  • инфицированные ВИЧ.

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;

  • предоставление услуг по социальному страхованию;

  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.