Повышение пенсионного возраста в 2021 РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение пенсионного возраста в 2021 РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Дата рождения Пенсионный возраст, лет Период выхода на пенсию
женщины мужчины женщины мужчины
01.01-30.06.1962 01.01-30.06.1957 55,5 60,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1962 01.07-31.12.1957 56 61 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1963 01.01-30.06.1958 56,5 61,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1963 01.07-31.12.1958 57 62 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1964 01.01-30.06.1959 57,5 62,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1964 и младше 01.07-31.12.1959 и младше 58 63 01.07-31.12.2022

Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии. Так, если, мужчина, родившийся в октябре 1957 года и имеющий право выйти в заслуженный отпуск в октябре 2018 по достижении 61 года, изъявит желание оформить пенсионное пособие позднее, например, в марте 2019 года, то и сделать это он сможет уже лишь по достижении возраста 61 год и 6 месяцев, а именно, в апреле 2019, так как 1 января 2019 пенсионный возраст будет увеличен на полгода.

В Беларуси повысят пенсионный возраст: на сколько и когда

В 2021 году также увеличат минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.

Минимальный страховой стаж растет по той же схеме, что и пенсионный возраст: на полгода каждый год, пока не будет составлять 20 лет (это произойдет в 2025 году). В 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015 — с 10 до 15, а с 2016 начал повышаться каждый год на полгода.

Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 129,06 рубля.

Напомним, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).

В Беларуси снова повысят пенсионный возраст и страховой стаж

По данным Министерства труда и социальной защиты, различные виды пенсий получают около 2,5 млн человек. Если учесть, что численность населения Беларуси на 1 января 2021 года составила 9 349 645 человек, то значит, что пенсионерами считаются 26,7 % населения Беларуси.

Когда повышают пенсии?

Как поясняют в Минсоцзащиты, перерасчет осуществляется в двух случаях. Во-первых, в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения и на основании указов Президента. А во-вторых, если изменяется бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, а значит и минимальная трудовая пенсия, социальная пенсия, надбавки и повышений к ним, доплаты к пенсиям лиц старше 75 лет.

Напомним, с 1 сентября пенсии по сравнению с августом вырастут на 6,3%.

Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту. В их число включают пенсии по возрасту на общих основаниях, досрочные пенсии по возрасту по условиям труда или по социальным основаниям. Кроме того, к трудовым относятся пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Трудовые пенсии назначаются тем, кто в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности подлежал государственному социальному страхованию и уплачивал обязательные страховые взносы. Вот почему зарплаты в конвертах могут негативно отразиться на начислении пенсионных пособий.

Обязательное условие для назначения трудовой пенсии по возрасту и трудовой пенсии за выслугу лет – стаж работы. И непременно с уплатой обязательных страховых взносов во внебюджетный фонд соцзащиты населения. Это так называемый страховой стаж.

Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требовалось: в 2016 году – 15,5 года страхового стажа; в 2021 году – 18 лет. С 2022 года необходим страховой стаж 18,5 года. В 2023 году понадобится 19 лет, в 2024 году – 19,5 года. С 2025 года и в последующие годы — 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту требуется 5 лет страхового стажа. Однако необходимо выполнить и другие условия, предусмотренные законодательством. Такая пенсия назначается: родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам, лицам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста были инвалидами I и (или) II группы не менее 21 года.

  • женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, имеющим общий стаж не менее 20 лет;
  • лицам, имеющим продолжительный общий стаж: мужчины – не менее 40 лет, женщины – 35 лет;
  • лицам, которые не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми, проходили военную службу (или службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам закона о пенсионном обеспечении для военнослужащих. При этом у них должен быть общий стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
  • лицам, которые более 10 лет являются инвалидами I или II группы, страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (например, в 2021 году – это 18 лет) снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности.

С 1 января 2021 года мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам 60 лет, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Размер такой пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.

Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.

Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.

доплата неработающим гражданам:

  • в возрасте 75 — 79 лет – 53,15 рубля
  • в возрасте 80 лет и старше – 70,87 рубля

надбавка на уход:

  • инвалидам 1 группы – 70,87 рубля
  • лицам в возрасте старше 80 лет (кроме инвалидов 1 группы) 35,44 рубля

Повышение инвалидам и участникам войны, почетным донорам и некоторым другим категориям граждан составит от 28,35 рубля до 354,35 рубля.

Суммарный размер выплат в виде возрастной доплаты и надбавки на уход к пенсии лицам в возрасте 80 лет и старше составляет 106,31 рубля.

Пенсия по возрасту в Беларуси – регулярное государственное денежное обеспечение, которое начинает действовать после достижения пенсионного возраста и после накопления достаточного трудового стажа. Размер пенсий по возрасту зависит от размера заработной платы пенсионера в трудоспособный период.

Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

  • 2016 год – 60 лет и 55 лет:
  • 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
  • 2018 год – 61 год и 56 лет;
  • 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
  • 2020 год – 62 года и 57 лет;
  • 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
  • 2022 год – 63 года и 58 лет.

С 1 января 2017 года возраст от 60 для мужчин и от 55 лет для женщин постепенно повышается. Каждый год прибавляется 6 месяцев к пенсионному лимиту. Остановится рост в 2022 году, когда возраст составит 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. В 2021 году действуют такие возрастные ограничения – 62 года 6 месяцев для мужчин и 57 лет 6 месяцев для женщин.

В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:

Эксперты считают, что это будет не последнее повышение пенсионного возраста в Беларуси. По их мнению, уже с 2023-го начнется второй этап реформы. Скорее всего, он коснется только женщин, ведь по данным Минздрава, в среднем женщины у нас живут до 78 лет, а мужчины — всего до 64 лет. Соответственно, и пенсии для женщин выплачивают куда дольше, что оказывается существенным фактором для нашей экономики. К слову, в правительстве вариант увеличить пенсионный возраст для женщин до 60 лет рассматривали еще при разработке действующей пенсионной реформы, но в итоге от него отказались.

Напомним, сейчас более четверти жителей Беларуси — пожилые люди, а на 100 работающих приходится 61 пенсионер. А по прогнозам, через 30 лет число последних и вовсе может превысить все экономически активное население. Поэтому Беларусь, как и многие другие страны, столкнувшиеся с подобным риском, стали повышать пенсионный возраст. Например, реформа в соседней России продлится девять лет: к 2028-му возраст выхода на пенсию для мужчин там увеличится с 60 до 65 лет, а для женщин — с 55 до 60. А в стране долгожителей — Японии — изменения растянули аж на 25 лет, они закончатся к 2025 году. За это время пенсию отсрочат всего на 5 лет: на заслуженный отдых японцы обоих полов станут выходить в 65. Многие страны сейчас находятся в процессе реформы, увеличивая время выхода на пенсию в среднем на 1 — 6 месяцев в год.

– Реформирование пенсионной системы можно проводить в двух направлениях, — объясняет социолог Елена Артеменко. – Первое направление – это количественные изменения, которые не влияют на общий принцип работы пенсионной системы. Например, повышение пенсионного возраста, изменение требований к стажу, изменение размера пенсионных выплат и т.д. Но при этом нужно понимать, что повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин могут решить проблему дефицита ФСЗН в краткосрочной перспективе, но демографическая ситуация такова, что скоро работники не смогут обеспечивать пенсионеров, и нужно менять общий принцип — вводить накопительную часть. Поэтому второе направление — это изменение принципов аккумулирования и распределения средств. Накопительная часть может формироваться из отчислений предприятий на конкретных сотрудников (а не в общий фонд, из которого обеспечиваются пенсии нынешних пенсионеров) и из собственных отчислений сотрудников. Но для того чтобы развивать систему собственных пенсионных накоплений, нужен высокий уровень доверия к финансовым институтам. В нынешней политической и экономической ситуации сложно ожидать, что подобные меры могут быть быстро и безболезненно внедрены, потому что доверие в обществе низкое.

В Беларуси пенсия состоит лишь из минимальной части государства, а разговоры о введении обязательных дополнительных пенсионных накоплений ведутся долгие годы. В декабре премьер-министр Беларуси Роман Головченко анонсировал «переформатирование пенсионной системы»:

Важно: для того чтобы вам пересчитали стаж и выплатили повышенную пенсию в январе, нужно обратиться с заявлением в свой отдел ФСЗН с паспортом и трудовой книжкой уже в декабре этого года. Иначе перерасчет произойдет только на следующий месяц после подачи заявления. Автоматически перерасчет не производят.

Ранее Минфин предлагал сделать накопительное пенсионное страхование «добровольно-принудительным». Но, по словам замминистра труда Валерия Ковалькова, если вводить обязательную накопительную пенсию, то придется увеличить и отчисления в Фонд соцзащиты, поскольку фонд уже для текущих выплат вынужден привлекать средства республиканского бюджета. На повышение взносов не согласятся наниматели, работники тоже к этому не готовы.

Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.

Они же больше остальных склонны к тому, чтобы самостоятельно делать сбережения, готовы и хотят взять больше ответственности за себя и обеспечить себе комфортную жизнь на пенсии. Эта группа населения достаточно существенная, и давать ей возможность реализовать свои стремления — логичный путь эволюции пенсионной системы Беларуси. Предпосылки для развития добровольной накопительной части в плане готовности населения есть, — делает вывод Глеб Шиманович. — Именно развитие добровольного пенсионного страхования кажется мне самым важным с точки зрения долгосрочной перспективы, и он тоже включает в себя достаточно много элементов: например, развитие фондового рынка, возможностей для инвестирования.

Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.

Повышать или не повышать — это решение, скажем так, и демографическое, и политическое. Пока вопрос о повышении возраста не стоит, не идет. У нас повышение пенсионного возраста, то, что уже прописано в законодательстве, заканчивается в 2022 году. То обстоятельство, что мы начали повышать пенсионный возраст, оно позволило сохранить нам численность пенсионеров без ее резкого увеличения, как прогнозировалось, если бы мы пенсионный возраст не повысили, — сообщил Валерий Ковальков.

Пенсионный возраст и стаж, условия для многодетных – что изменилось с 1 января?

Однако будет ли этот срок окончательный – пока не ясно. Ранее белорусские власти обсуждали вариант, что повышение пенсионного возраста продлится и после 2022 года, но только для женщин. Кроме того, с рекомендациями еще больше повысить возраст при выходе на пенсию выступил и Международный валютный фонд (МВФ).

Кстати, с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии, хотя это новшество на стадии обсуждения не поддерживали профильные министерства. А вот по учебе в вузе и декретному отпуску (их включение в страховой стаж также обсуждалось наряду со службой в армии), власти изменения не приняли.

В страховой страж теперь входит только то время, когда сам человек был трудоустроен, и работодатель платил за него страховые взносы в Фонд социальной защиты. Если в 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, то с 1 января 2021 года он увеличится на полгода – до 18 лет.

Изменения коснутся и людей с инвалидностью. С 2021 года инвалидам I и II группы, у которых инвалидность более десяти лет, снизят требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности). Инвалидам с детства на пять лет снизят требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).

Помимо того, что с 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, также увеличится минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей (для некоторых из них это может стать проблемой) и для людей с инвалидностью.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам — 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается. Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

С 1 января в Беларуси в очередной раз увеличили возраст выхода на пенсию. Теперь для мужчин он составляет 62,5 года, для женщин — 57,5 лет. Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Повышение пенсионного возраста вряд ли стало для многих сюрпризом. Он постепенно растет до 2022 года и достигнет 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Что же касается страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии, то он будет повышаться до 2025 года и в итоге достигнет 20 лет и для мужчин, и для женщин.

Такие шаги нужны для уменьшения дефицита в средствах. При этом выплате в размере до 40% от текущей заработной платы гарантировано сохранят показатели. Рекомендовано сделать выбор в пользу накопительных систем, которые считаются более современными. Это позволит финансировать пенсионеров, которые доживают до возраста 80 лет и больше. Из государственного бюджета выплачивают пособия, предназначенные для других граждан. При этом они и сами по желанию могут принимать участие в своём материальном обеспечении. Продолжение работы тоже положительно влияет на взаимодействие с контролирующими органами.

Распределительная система выплат и активы граждан контролируются Правительством Республики Беларусь. Социальные гарантии разрабатываются для улучшения материального положения пенсионеров разной группы. 57 и 62 года для женщин и мужчин – стандартный возраст выхода на отдых на текущее время. Но есть и другие особенности в этом направлении, с которыми лучше ознакомиться заранее. Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году тоже продолжает меняться.

Специальные условия создают инвалидам и многодетным матерям, но каждый такой случай заслуживает индивидуального рассмотрения. То же самое касается и граждан, которые не попадают ни под одну из категорий, указанных выше. У них выход на пенсию в РБ рассматривается индивидуально.

  • уход на пенсию на пять лет раньше (тогда перечисляют досрочные выплаты. После достижения стандартного возраста переходят к общей системе компенсаций);
  • продолжение работы с особыми условиями (это увеличивает размер выплат, положенных гражданину спустя некоторое время. Но будет применяться та же система накоплений, зависящая от участия в программе самого пенсионера);
  • повышение заработной платы, когда от профессиональной пенсии вовсе отказываются (категория работника и профессия определят, сколько получит тот или иной участник системы. Это и есть основная методика расчёта пенсии в Белоруссии).

Сейчас больше всего смотрят на вознаграждение за труд, которое работнику перечисляли на протяжении последних 25 лет. Учитываются и меньшие периоды, если возникает необходимость. Например, с 1994 года считают время, если работник выходит на отдых в текущем году, а ранее выполнял свои обязанности без перерыва.

Для матерей, которые родили минимум четверых детей и воспитали их до 8-летнего возраста, указом предусмотрена еще одна гарантия: страховой стаж для назначения им пенсии по возрасту снизился до 10 лет. То есть с начала года таким мамам будет назначаться пенсия при наличии десяти лет страхового стажа, а не восемнадцати, как раньше. А вот требование к общему стажу остается прежним – 20 лет. С 1 января 2021 года в Гродненской области назначили пять таких пенсий.

С вопросами о назначении трудовой пенсии по возрасту либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обратиться с заявлением и пакетом документов в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

– Размер такой пенсии будет зависеть от выработанного страхового стажа: от 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 процентов этого бюджета за 19 лет (дополнительно по 3 процента за каждый полный год). Например, за 19 лет работы с уплатой взносов пенсия по возрасту при неполном страховом стаже увеличится в 1,5 раза по отношению к социальной пенсии. В то же время условие по возрасту назначения пенсии для данной категории граждан остается прежним. Как и социальная, пенсия по возрасту при неполном страховом стаже будет назначаться мужчинам по достижении 65 лет, а женщинам – 60 лет. С 1 января 2021 года в Гродненской области такие пенсии назначены уже 103 гражданам, – добавила Алина Воронюк.

Родителям детей с инвалидностью

Согласно действующему законодательству, матерям и отцам, которые воспитывали детей-инвалидов не менее 8 лет до достижения ими совершеннолетия, полагается ряд социальных льгот: досрочный выход на пенсию, стаж с обязательной уплатой страховых взносов для назначения им трудовой пенсии составляет 5 лет.

– Женщина, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, благодаря указу имеет право на пенсию по случаю потери кормильца за умершего мужа. Ранее таким правом в подобной ситуации пользовались неработающие женщины. Принятая мера позволит уравнять социальные гарантии для женщин, осуществляющих уход за ребенком, независимо от их статуса, – рассказала Алина Воронюк.

Во втором полугодии в стране был принят ряд важных документов, позволяющих социально уязвимым категориям граждан чувствовать себя более защищенными. Ряд новшеств касается назначения пенсий. С нового года изменения в законодательстве вступают в силу. Заместитель Министра труда и соцзащиты Валерий Ковальков разъяснил корреспонденту «Р», в чем эти новшества и кого конкретно они коснутся.

С 1 января увеличивается предельный период ухода за детьми, засчитываемый в общий стаж для назначения трудовой пенсии. Раньше он составлял 9 лет, теперь – 12. С учетом этой нормы матерям четверых и более детей периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет.

Новая пенсия будет выше социальной. Ее размер зависит от страхового стажа и будет составлять от 73 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100 процентов этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3 процента).

– С 1 января 2021 года вводится новый вид пенсии – трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже, – сообщил Валерий Ковальков. – Она предназначена для тех, у кого есть страховой стаж 10 и более лет, но его недостаточно для трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях при полном страховом стаже (в 2021 году это 18 лет).

В 2022 году повышается пенсионный возраст. Как будут начислять пенсии в Беларуси

Трудовые пенсии повысятся в Беларуси с 1 сентября текущего года в связи с ростом средней зарплаты по стране. В целом они вырастут на 7%. Деньги будут выделяться из внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН).

Напомним, в последний раз размер трудовых пенсий повышался в республике 1 декабря 2020 года – тогда они увеличились на 6%.

Средняя пенсия по возрасту сейчас составляет 512,78 рубля, минимальная пенсия с доплатой – 276,36 рубля.

Данным словосочетанием обозначается количество лет, которое необходимо для того, чтобы получить право выйти на отдых, но при этом получать выплаты от государства. В 2016-м году президент Белоруссии подписал указ по поводу того, что возраст должен постепенно увеличиваться.

В соответствии с документом пенсионный возраст ежегодно повышается на шесть месяцев. И реформа продлится до 2022 год, пока не достигнет 58 лет для женщин и 63 – для мужчин. Реформа, направленная на рост пенсионного возраста, была принято не случайно, потому что эти манипуляции дают возможность увеличивать пенсии в Беларуси, иначе в государственном бюджете просто не хватит средств на выполнение данного социального обязательства.

На сегодняшний день в стране проживает больше 2 000 000 пенсионеров по возрасту, а есть ещё инвалидные выплаты, пенсионные выплаты связанные с потерей кормилица и так далее, поэтому выход на пенсию в РБ является тем вопросом, который актуален для большого количества людей..

Указ президента также предусматривает увеличение возрастного ценза для льготных пенсий – льготные трудовые выплаты увеличиваются на шесть лет, а пенсии за выслугу лет – на три года.

В 2020-м году президент подписал законопроект по поводу того, чтобы увеличить уровень социальной поддержки для некоторых граждан. В соответствии с документом многодетные матери – здесь речь идёт о том, что они должны родить четверых детей и пребывать в декретном отпуске, могут рассчитывать на то, что в их трудовую деятельность будет учтён стаж до 12 лет в общем исчислении. При этом трудовая пенсия может быть назначена при наличии общего стажа – 20 лет и с учётом страхового стажа не менее 10 лет. Есть специальная методика расчета пенсии в Беларуси и именно ее необходимо принимать во внимание.

Помимо того, что важно знать о том, каким будет пенсионный возраст в РБ 2021 года, стоит уделить внимание еще и тому, что есть способы увеличения пенсионных выплат (на будущее).

Наиболее очевидным способом для того, чтобы увеличить пенсионные выплаты, которые сегодня не так уж высокие, является параллельная работа с получением пенсии. Нужно сказать, что по статистике так поступает каждый четвёртый пенсионер в стране. И в этом есть определённые преимущества, но и минусы тоже есть, потому что взносы в Фонд социальной защиты платить надо и на будущую пенсию в данном случае они никакого влияния не оказывают.

Есть ещё один вариант, который менее популярен, можно написать необходимое заявление и официально отказаться от получения пенсии, продолжая трудовую деятельность. Такая нехитрая манипуляция позволит наработать дополнительный стаж и заработать премию. За первый год такой работы пенсионные выплаты вырастут на 6 % от зарплаты, за второй – на восемь, и за третий – на 10. Через пять лет работы в таком режиме пенсионные выплаты вырастут примерно на 1.8 раза.

Первый вариант более подходит тем, у кого имеется страховой стаж, а также есть высокий пенсионный коэффициент, но второй больше подходит для тех, у кого коэффициент небольшой.

Главное условие для получения трудовой пенсии в Беларуси – наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН в течение 18 лет. Но это пока: в 2022 году этот показатель вырастет до 18 лет и 6 месяцев. Простыми словами, если у вас есть зеленая пластиковая карточка соцстраха, и вы официально отработали более 18 лет, пенсию вы непременно получите.

Важно: ежегодно страховой стаж повышается, также на полгода. Так, в 2023-м он составит 19 лет, тогда как в 2024-м – 19,5 лет. Завершится реформа по стажу в 2025 году – к тому моменту отработать придется как минимум 20 лет.

На 2022 год запланировано очередное повышение пенсионного возраста, которое началось в 2017 году. Со следующего года этот показатель составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин, сообщается на сайте Минтруда.

В этом году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

Ранее чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но речь шла только о женщинах. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — говорила ранее министр труда Ирина Костевич.

Напомним, в бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в том числе Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.

Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.

Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.

Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

До 2022 года родившиеся во втором полугодии будут выходить на пенсию позже своих одногодков, родившихся в первом полугодии.

Решение президента о поэтапном повышении пенсионного возраста вызвало в обществе немало вопросов, касающихся практических аспектов выхода на пенсию — исчисления трудового стажа, определения размера пенсии и тому подобного.

13 апреля на сайтах информационного агентства БЕЛТА и Министерства труда и соцзащиты прошла онлайн-конференция с участием специалистов, которые дали ответы на наиболее актуальные из «пенсионных» вопросов, волнующих сегодня белорусов.

Эксперты Международного валютного фонда считают целесообразной дальнейшую реформу пенсионной системы в Беларуси.

Рекомендация исходит из доклада МВФ о демографической ситуации в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Причина – в низкой рождаемости и миграции. Согласно документу, население в регионе в ближайшие 30 лет может сократиться, что еще больше углубит экономический кризис. Проблема дефицита средств в пенсионном фонде не исчезнет, а количество пенсионеров может превысить число всего экономически активного населения.

«Беларусь значительно выиграет, если увеличит участие пожилых работников даже без повышения пенсионного возраста. Реформа пенсионного возраста, скорее всего, потребуется большинству стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Однако особенно она была бы полезна в Беларуси, Молдове, России, Турции и Украине, как с точки зрения предложения рабочей силы, так и для обеспечения фискальной устойчивости», – считают в МВФ.

МВФ еще в 2016 году рекомендовал белорусским властям продолжить пенсионные реформы, чтобы ликвидировать пенсионный разрыв после 2022 года.

Пенсионный возраст для женщин и мужчин начали повышать с 2017 года ежегодно на шесть месяцев. В 2022 году белорусские мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины – у 58. Большинству белорусов эти изменения не нравятся.

В этом году в июне Александр Лукашенко поручил чиновникам проанализировать эффективность пенсионной системы.

В 2023 году может начаться новый этап повышения пенсионного возраста.

Начиная с прошлого года, пенсионный возраст в Беларуси ежегодно повышается. Этот процесс должен завершиться в 2022 году, когда женщины начнут выходить на пенсию в 58 лет, а мужчины — в 63 года. При этом после 2022 года пенсионный возраст женщин и мужчин могут уравнять. Государство уже рассматривает такой сценарий.

Международный валютный фонд советует властям Беларуси повысить пенсионный возраст и взяться за занятость тех, кто старше 55 лет. Иначе сокращение рабочей силы заметно повлияет на нашу экономику. FINANCE.TUT.BY расспросил чиновников и депутатов о том, что они думают о дальнейшем повышении пенсионного возраста. Тем более что президент недавно поручил чиновникам оценить эффективность пенсионной реформы.

Глава ЦИК Лидия Ермошина уверена, что повышение пенсионного возраста — это неизбежность.

— Мне 66 лет, и я еще работаю. Так что я считаю, что рабочий возраст до 65 лет — это вполне реально и уже применяется большинством наших соседей, по крайней мере европейских, — говорит Лидия Ермошина. — Возьмем, например, страны Балтии, которые пошли в Евросоюз. Повысился пенсионный возраст и в США: был 66 — уже 68. Растет продолжительность жизни, улучшается медицина, люди дольше остаются в трудоспособном состоянии. При этом ухудшается демография, становится меньше тех, кто может работать и обеспечивать пенсионеров. Конечно, повышение пенсионного возраста — это неизбежность, к которой мы тоже придем. Все зависит от того, когда.

По мнению Лидии Ермошиной, к повышению пенсионного возраста нужно подойти дифференцировано.

— Во-первых, я бы сделала пенсионный возраст не таким высоким для женщин, которые родили и воспитали троих детей. А может, даже двоих, с учетом нашей демографической ситуации. В конце концов, мы должны стимулировать рождаемость, и у людей должны быть какие-то дополнительные льготы, — объясняет Лидия Ермошина. — Во-вторых, я бы сократила пенсионный возраст по многим рабочим специальностям. Одно дело работать в кабинете, а другое — на стройке. Поэтому, если люди работают, например, на стройке или на других тяжелых физических работах, пусть это предусматривает какой-то особый стаж, потому что иначе они просто могут не дожить до этой пенсии.

Глава ЦИК также отмечает, что в Беларуси все еще сохраняется очень большая разница между мужским и женским пенсионным возрастом. Поэтому начать стоило бы с их уравнивания, чтобы женщины «психологически к этому привыкли».

— Наверное, это просто советские взгляды, что мужчины крепче, дольше живут и дольше могут проработать, — считает Лидия Ермошина. — Но жизнь опровергла все: у нас женщины крепче и живут дольше. Хотя, конечно, все зависит от того, какую работу они выполняют. Поэтому, думаю, пенсионный возраст должен быть одинаков. И если идти к дальнейшему повышению, то идти одновременно. Но при тех исключениях, о которых я уже говорила: это прежде всего наличие и воспитание детей и физическая работа.

— Просто так повышать пенсионный возраст в Беларуси не имеет смысла, — полагает депутат Анна Канопацкая. — Нам необходима структурная концептуальная реформа пенсионной системы. К сожалению, наши власти сегодня просто поднимают пенсионный возраст, ничего не предлагая дополнительно. На мой взгляд, нужен переход на накопительную систему. Человек должен понимать: если он сегодня платит отчисления в Фонд соцзащиты, значит, он получает и пенсию ровно в том размере, на который накопил. А не так как сегодня: платишь ты в Фонд 100 рублей или 1000 — пенсии практически равные. Кроме того, должны быть и иные возможности накоплений: страхование дополнительной пенсии, различные инвестиционные фонды, облигации, акции, даже те же банковские вклады. Поэтому, с одной стороны, нужна реформа самой пенсионной системы, а с другой стороны, реформа пенсионной системы невозможна без других структурных экономических реформ. Те проблемы, которые сегодня есть у Фонда соцзащиты, простым повышением пенсионного возраста не решить.

Тем не менее Анна Канопацкая уверена, что даже при переходе на накопительную систему без повышения пенсионного возраста все равно не обойтись.

— Но это должно быть в разумных пределах, — говорит Анна Канопацкая. — Невозможно представить, чтобы тот же водитель сидел за рулем автобуса в 70 лет. Но, с другой стороны, понятно, что здоровые силовики или военные с повышенной пенсией в 40 лет — это тоже ненормально. Поэтому нужно не просто повышать пенсионный возраст для работяг с завода, а проводить структурную реформу пенсионной системы, вместе с реформированием армии, МВД, чтобы те же работники МВД платили взносы в Фонд соцзащиты. Здесь все взаимосвязано.

Депутат Ольга Политико считает, что спешить со следующим повышением пенсионного возраста не нужно.

— Мы не так давно повысили пенсионный возраст, полностью этот процесс завершится в 2022 году. Сначала нужно проанализировать результаты уже принятых решений, все продумать и просчитать, спрогнозировать возможные последствия и только после этого предпринимать следующие шаги, — говорит Ольга Политико. — А пока стоит изучать те причины, по которым идет отток рабочей силы, в том числе за границу, и устранять эти причины. Не надо забывать о скрытой безработице и теневой экономике. А еще — шире использовать возможности тех, кто уже достиг пенсионного возраста, в том числе давать возможность желающим получать новую профессию. Также следует шире вовлекать в трудовую деятельность людей с ограниченными возможностями. Надо комплексно решать проблему нехватки трудовых ресурсов.

В Беларуси повысится пенсионный возраст и страховой стаж

При назначении выплат учитываются:

  • количество лет;
  • выработка страхового стажа;
  • дата обращения.

Страховой стаж (минимальный) — это время, в течение которого начислялись обязательные взносы в ФСЗН (фонд соцзащиты населения). В текущем 2020 году он составляет 17,5 лет и каждые двенадцать месяцев будет увеличиваться на полгода, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.

  • В Белкоопсоюзе рассказали, сколько можно заработать на продаже грибов и ягод
  • Не допустить банкротства Молодечненского завода металлоконструкций попробуют до июля 2026 года
  • Меньше БЕЛАЗов, но больше телевизоров. Что и в каком количестве производили в Беларуси в 2020 году
  • Двум рыбхозам Минской области разрешили не погашать кредит
  • Средняя зарплата за июль в Минской области достигла почти 1,5 тысячи рублей
  • Семеро детей погибли во время удара ВС США в Кабуле
  • Иностранцы нелегально продавали сигареты на строительных площадках
  • Рейсы по маршруту Слуцк — Копыль организуют ко Дню письменности
  • Кому в Слуцке готовы платить почти 2000 рублей? Изучили предлагаемые вакансии
  • Ко Дню белорусской письменности по ТВ покажут киноленты по произведениям отечественных писателей
  • Из-за личной неприязни двое минчан подожгли авто жителя пристоличья — возбуждено уголовное дело
  • Это нужно живым. Под Логойском почтили память расстрелянных мирных граждан
  • Чемпионы рождаются на Плисе, Или как воспитывают звездных спортсменов в Жодино
  • Фотофакт – в банкоматах появились купюры в 200 рублей
  • Основную транзитную дорогу в Беларуси вблизи Борисовского района на час перекроют 31 августа
  • Технологии
  • Хобби и стиль
  • Происшествия
  • Общество
  • Образование
  • Новости партнеров
  • Недвижимость
  • Мультимедиа МЛЫН.BY
  • Люди
  • Это интересно
  • Здоровье
  • Еда
  • Диалог с властью
  • Дела житейские
  • В мире
  • Афиша
  • минимальной и социальной песни;
  • надбавок, доплат и повышений к пенсии;
  • пособий женщинам, которые своевременно встали на учет в медучреждение (до 12 недель беременности);
  • единовременных пособий, связанных с рождением ребенка;
  • пособий для тех, кто воспитывает ребенка-инвалида;
  • пособий на детей в возрасте 3-18 лет во время воспитания малыша до 3 лет;
  • пособий для осуществляющих уход за инвалидом 1-й группы или гражданами, достигшими 80 лет.

Однако данное повышение не относится к трудовым пенсиям, так как их на их величину влияет изменение размера средней зарплаты сотрудников по республике.

С 1 февраля обновят данные по белорусам, не занятым в экономике. Те граждане, которые попадут в базу и располагают собственным жильем, будут оплачивать коммуналку ЖКХ исходя из полных тарифов.

Базу с нетрудоустроенными ежеквартально обновляют. Если гражданину необходимо представить в соответствующие органы документы о работе/учебе за рубежом, успеть это нужно в определенное число, то есть до 21.04, 21.07, 21.10, 21.01. К слову, в конце 2020-го А. Г. Лукашенко в рамках совещания по экономике дал распоряжение подключить милицию для поиска рабочих мест, если это понадобится.

В начала нынешнего года повышены тарифы на ТО и капремонт, домофоны, вывоз мусора, газо-, водо- и электроснабжение. В феврале уже каждый житель сможет заметить изменения по оплате коммуналки.

Отмечалось, что увеличение обслуживания коммунальных услуг будет осуществляться в 2 этапа. Запланировано очередное повышение на июнь. Для малоимущих граждан предусмотрены субсидии. Подобной господдержкой в 2020-м воспользовалось около 20,5 тыс. семей.

  • Ивацевичи
  • Береза
  • Ганцевичи
  • Пинск
  • Дрогичин
  • Темы
    • Авто
    • Детский мир
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • История
    • Культура
    • Лайфхаки (полезные советы)
    • Мой питомец
    • Мужской клуб
    • О женском
    • Печальное
    • Политика
    • Сад-Огород
    • Советы по дому
    • Спорт
    • Спросить юриста
    • Технологии
    • Цены
    • Экономика
  • События
    • Новости региона
    • Происшествия
    • Полезно знать
  • Места
  • Люди
  • Каталог
    • Ивацевичи
    • Береза
  • Реклама

Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно. Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

Европейские страны и Соединенные Штаты Америки к 2060 году планируют повысить пенсионный возраст до 70 лет, а Германия собирается провести соответствующие реформы в ближайшее время. Сегодня самый высокий пенсионный возраст в Финляндии (62-68 лет как для мужчин, так и для женщин), Швеции (61-67 лет на сегодняшний момент, но премьер-министр активно выступает за повышение пенсионного возраста до 75 лет), Польше (65-67 лет), Исландии (67 лет), Дании (65-67), Израиле (67 лет), Германии (65-67).
Указ президента На основании указа Президента Республики Беларусь, на протяжении следующих шести лет (с 2017 по 2022 гг.) будут проходить крупные преобразования в пенсионной сфере. Ежегодно, начиная с января 2017 года, возраст выхода на пенсию будет возрастать на полгода.
К началу 2022 года пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 – для мужчин.

  • Возраст пенсионеров Беларуси
  • Таблица возраста пенсионеров Беларуси
  • Будет ли повышение?
  • Законы

Пенсионная система Беларуси имеет единую государственную структуру, на основании которой устанавливаются правила назначения пенсионных выплат. Но в каком возрасте, в соответствии с государственными нормами, жители Беларуси могут получать пенсионные отчисления? И планируется ли повышение возраста выхода на пенсию? С этими вопросами будем разбираться в данном материале. Возраст пенсионеров Беларуси С 2017 года в Беларуси впервые подняли возраст пенсионеров на три года. То есть мужчины смогут оформить пенсионные отчисления в возрасте 63 лет, а женщины – в 58 лет.

  • генерал-полковники — в 60.

Также читайте: произойдёт ли увеличение военных пенсий в Беларуси в 2016 году? Достигших предельного служебного возраста силовиков могут оставить служить (при хорошем здоровье и необходимости) на пятилетний срок, затем его могут продлить на столько же — такое решение будут принимать:

  1. Для званий до подполковника (включительно) — непосредственные руководители ведомств.
  2. Для полковников и старших званий — лично Лукашенко.

Общемировая тенденция В свое время Министерство труда РБ выразило мысль, что многие страны с начала двадцать первого века в целях сокращения пенсионного давления на экономику постоянно повышают количество лет для выхода на пенсию. Между тем, в Беларуси рост пенсионного возраста в 2017 г.
произойдет впервые со времени образования страны и даст возможность подойти к среднемировому уровню.

В подавляющем числе государств в наше время возраст выхода на пенсию составляет 60-65 лет, причем нередко он общий и для мужчин, и для женщин. В Беларуси же мужчины имеют право выйти на заслуженный отдых на пять лет позже, чем женщины, тогда как мужчины, по статистике, живут меньше.

Повышение возраста выхода на пенсию в Белоруссии будет происходить для обоих полов.
Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год. Стоит отдельно отметить, что возраст для выхода на пенсию будет определяться не только годом рождения, но и датой обращения в соответствующий орган за оформлением пенсии.

Так, если, мужчина, родившийся в октябре 1957 года и имеющий право выйти в заслуженный отпуск в октябре 2018 по достижении 61 года, изъявит желание оформить пенсионное пособие позднее, например, в марте 2019 года, то и сделать это он сможет уже лишь по достижении возраста 61 год и 6 месяцев, а именно, в апреле 2019, так как 1 января 2019 пенсионный возраст будет увеличен на полгода. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 2354000 пенсионеров, причем за 2015 год их количество возросло почти на сорок тысяч.

Основная причина данного увеличения – возросло количество пенсионеров (к концу 2016 – 2,5 миллиона человек). По итогу внесенных изменений, органы власти смогут сократить расходы бюджетных средств на 20% как минимум до 2023 года.

Таблица возраста пенсионеров Беларуси Для того чтобы граждане Беларуси могли проще ориентироваться в новом законопроекте по изменению пенсионного возраста, предлагаем гражданам пенсионного возраста следующую таблицу: Дата рождения потенциального пенсионера Период оформления пенсионных выплат Срок получения пенсии Женщины Мужчины Женщина Мужчина До 30.06.1962 До 30.06.1957 55 лет 6 месяцев 60 лет 6 месяцев С 01.07.2017 С 01.07.1962 С 01.07.1957 56 лет 61 год С 01.07. 2018 До 30.06.1963 До 30.06. 1958 56 лет 6 месяцев 61 год 6 месяцев С 01.07.2019 С 01.07.1963 С 01.07.1958 57 лет 62 года С 01.07.2020 До 30.06.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *