Смежные права понятие субъекты содержание и защита

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смежные права понятие субъекты содержание и защита». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Срок действия исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющего это право патента исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и при условии соблюдения требований, установленных настоящим Кодексом, составляет:

двадцать лет — для изобретений;

десять лет — для полезных моделей;

пятнадцать лет — для промышленных образцов.

На изобретения, полезные модели и промышленные образ­цы в качестве охранных документов выдаются патенты. Патент на изобретение действует в течение 20 лет, на промышленный образец — 15 лет, на полезную модель — 10 лет, считая с даты поступления заявки в федеральный орган по интеллектуальной собственности. Указанные сроки действия патента могут быть продлены: на полезную модель — на 3 года; на промышленный образец — на 10 лет. По общему правилу срок действия патен­та на изобретение продлению не подлежит, за исключением патента на изобретение, относящееся к лекарственному сред­ству, пестициду или агрохимикату, срок действия которого мо­жет быть продлен не более чем на пять лет.

Охранные документы удостоверяют приоритет, авторство и исключительные права на использование указанных объектов,

Для получения охранных документов в федеральный орган по интеллектуальной собственности должен быть представлен пред­усмотренный законодательством набор документов (заявка).

Заявка подвергается двум видам экспертизы: формальной экспертизе и экспертизе по существу. В ходе формальной экс­пертизы проверяются наличие необходимых документов, соблю­дение предъявляемых требований к ним и рассматривается во­прос о том, относится ли заявленное предложение к объектам, которым предоставляется охрана. При экспертизе по существу проверяется наличие условий патентоспособности заявленного

изобретения или промышленного образца. Заявка на полезную модель подвергается только формальной экспертизе.

Отказ в выдаче патента может быть обжалован в палату по патентным спорам, а также в суд.

Патенты удостоверяют приоритет, авторство и исключительные права на использование указанных объектов. Органом, выдающим указанные охранные документы, является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам).

Для получения охранных документов в федеральную службу должен быть представлен предусмотренный Патентным законом РФ набор документов, который называется заявкой.

Документы, представленные на получение патента на изобретение или промышленный образец, проходят 2 вида экспертизы: формальную экспертизу и экспертизу по существу. При получении патента на полезную модель необходима только формальная экспертиза.

В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов, соблюдение установленных требований к ним и рассматривается вопрос о том, относится ли заявленное предложение к объектам, которым предоставляется охрана.

При проведении экспертизы по существу проводится проверка наличия условий патентоспособности заявленного изобретения или промышленного образца. В ходе проведения экспертизы по существу Федеральная служба вправе запросить у заявителя дополнительные материалы.

Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам утверждено Правительством Российской Федерации от 16 июня 2004 г. Российская газета. 2004. N 132

    1. Защита прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы.

    Под изобретением понимается новое, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое техническое решение задачи в любой отрасли общественно полезной деятельности.

    Условия патентоспособности изобретения, т.е. предоставления ему правовой охраны, определены в Патентном законе РФ.

    Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение является новым, если оно не известно имеющимся в мире техническим решениям на дату поступления заявки. Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно не известно специалисту из уровня техники.

    При этом уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.

    При установлении новизны изобретения в уровень техники включаются при условии их более раннего приоритета все поданные в РФ другими лицами заявки на изобретения и полезные модели (кроме отозванных), а также запатентованные в РФ изобретения и полезные модели.

    Изобретение промышленно применимо, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

    Объектами изобретения могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

    Определение понятия «смежные права» отсутствует в международных договорах. В национальном законодательстве такие определения обычно имеются.

    Например, в действовавшем ранее Законе Российской Федерации авторском праве и смежных правах» установлено, что смежные права — это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабель-вещания.

    • Исполнители;
    • наследники исполнителей;
    • работодатели исполнителей;
    • правопреемники тех или иных юридических лиц;
    • иные правообладатели объектов смежных прав.

    Исполнители — это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на Музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом.

    Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1313(1) относит к исполнителям режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров.

    Производители фонограмм — это лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или иных звуков.

    В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо международно признанного термина «производитель» (producer) ошибочно используется термин «изготовитель».

    Дело в том, что изготовить можно несколько экземпляров фонограмм, а произвести — неограниченное количество.

    Организации вещания — это организации радиовещания, эфирного, кабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого вещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты авторского права или смежных прав или использующие передачи других лиц или организаций.

    Производители инвестиционных баз данных — это лица, которые обеспечивают существенные инвестиции в создание баз данных.

    Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смежных прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:

    • объективность существования объекта;
    • правомерность использования иных охраняемых объектов.

    Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия творческого характера, поскольку большинство объектов смежных прав не считаются результатом творческого труда, за исключением исполнений.

    Однако и для исполнений это условие никак не влияет на охраноспособность, поскольку любое свое действо любой исполнитель считает творчеством.

    Несмотря на то что исполнения имеют очень давнюю историю, творческий характер исполнительской деятельности на международном уровне признан лишь в 1996 г. в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.

    Рассмотрим кратко условия охраноспособности объектов смежных прав.

    1. Условие объективности существования объекта означает действительное существование объекта смежных прав в некоторый момент времени.

    Эта объективность отличается от объективности объектов авторского права, которые должны быть доступны публике без посредничества автора в любой момент времени.

    Объекты смежных прав могут существовать в некоторый момент времени в том или ином месте.

    Например, «живые» исполнения существуют лишь в определенном временном интервале, как и передачи вещательных организаций и базы данных в компьютерных сетях.

    Однако любые исполнения, вещательные передачи, базы данных могут быть записаны на материальные носители и стать доступными публике в любой момент времени, подобно объектам авторского права.

    2. Условие правомерности использования иных охраняемых объектов имеет такой же смысл, как и для тех объектов авторского права, которые создаются с использованием других произведений.

    Если для объектов авторского права это условие важно лишь для некоторых видов произведений, то для объектов смежных прав — это необходимое условие правоспособности, поскольку в большинстве случаев смежные права являются вторичными, связанными или смежными по отношению к авторскому праву.

    Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и охраняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав.

    Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответствующих субъектов.

    Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зависит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как авторского права, так и смежных прав.

    Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объектов авторского права, то условия возникновения смежных прав производителей фонограмм, организаций вешания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполнений.

    Таким образом:

    • исполнитель может обладать смежными правами при условии соблюдения исключительного права на исполняемое произведение;
    • производитель фонограммы может обладать смежными правами на фонограмму только при получении разрешения авторов и исполнителей для включения в фонограмму исполнений произведений;
    • организация вещания обязана получить разрешение авторов, исполнителей, производителей фонограмм, производителей иных объектов (аудиовизуальных, мультимедийных произведений и т. д.) для того, чтобы иметь право включить их в свою передачу;
    • производитель инвестиционной базы данных обязан получить разрешения правообладателей любых охраняемых объектов, включаемых в ?азу данных.

    Смежные права: понятие, субъекты, содержание, защита

    В соответствии с международными нормами и положениями национального законодательства сфера действия смежных прав подчиняется принципу территориальности смежных прав и принципу национального режима в отношении субъектов этих прав.

    Национальный режим смежных прав предоставляет зарубежным субъектам смежных прав такие же права, какие предоставляются национальным субъектам права.

    Этот принцип сформулирован как в ст. 3 Соглашения ТРИ ПС, так и в ст. 4 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.

    Территориальность смежных прав означает, что законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами.

    Необходимо отметить, что в определении сферы действия смежных прав в законодательстве об авторском праве и смежных правах стран с переходной экономикой нет полного единства.

    Приведенные ниже нормы относятся в основном к Российской Федерации.

    Сфера действия смежных прав исполнителей.

    Смежные права могут принадлежать исполнителям, если они являются гражданами Российской Федерации.

    Национальный режим распространяется на зарубежных исполнителей только в том случае, если исполнение:

    • имеет место на территории страны;
    • включено в охраняемую фонограмму;
    • содержится в охраняемых передачах организаций вещания.

    Сфера действия исключительных прав производителей фонограмм.

    Смежные права производителей фонограмм могут охраняться, если:

    • они являются гражданами Российской Федерации или российскими юридическими лицами;
    • фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;
    • в иных случаях, предусмотренных международными договорами, членами которых является Российская Федерация.

    Сфера действия исключительных прав организаций вещания.

    Смежные права организаций вещания могут охраняться при выполнении двух условий:

    • организация вещания имеет официальное местонахождение на территории страны;
    • передачи организации вещания осуществляются с передатчиков, расположенных на территории страны.

    Другими словами, могут охраняться любые передачи организаций вещания, если они передаются с территории страны.

    Сфера действия исключительных прав производителей баз данных.

    В соответствии с Директивой Европейского союза «О правовой охране баз данных» права на инвестиционные базы данных распространяются на их производителей, которые являются гражданами страны Союза и имеют постоянное местожительство на ее территории.

    Это право распространяется и на компании и фирмы, созданные и зарегистрированные в соответствии с законами страны Союза.

    Аналогичные положения установлены в ст. 1336 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Доступ к материалам электронной базы данных может осуществляться различным образом, поэтому сфера действия прав может также различаться.

    Если база данных воплощена на материальном носителе, то сфера действия прав производителя базы данных должна соответствовать принципам действия прав на произведения литературы, науки и искусства (см. § 2.9).

    Если база данных размещена в компьютерной сети, то для применения Принципа национального режима на производителя базы данных она должна быть размещена на серверах, расположенных на территории соответствующей страны.

    Это требование не всегда легко выполнить и установить, поскольку граждане страны могут воспользоваться услугами «хостинга» (размещением сайта) в иных странах.

    Сфера действия исключительных прав публикаторов.

    Соответствующая сфера очерчена в ст. 1341 Гражданского кодекса Российской Федерации и фактически совпадает со сферой действия исключительного права на произведения, установленные Бернской конвенцией (см. § 2.9).

    В раннем законодательстве Российской Федерации об авторском праве и смежных правах отсутствовало понятие «служебный объект смежных прав», хотя такие объекты широко распространены.

    В ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены положения о служебных исполнениях отсылкой на ст. 1295 в отношении служебных произведений (см. § 2.10).

    Из всех субъектов смежных прав личное неимущественное право признано за исполнителем, поэтому служебными могут быть лишь исполнения, поэтому определением понятия «служебный объект смежных прав» может быть следующее.

    Служебный объект смежных прав — это исполнение, которое создано исполнителем или исполнителями в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.

    Существует множество исполнений, в создании которых участвуют ?Члены труппы, сценического или театрального коллектива.

    К служебным исполнениям обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения о служебных произведениях (литературы, науки и искусства (так сделано и в ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации):

    1. Личное неимущественное право на служебное исполнение принадлежит исполнителю (исполнителям).

    2. Исключительные права на служебное исполнение принадлежат работодателю, если договором с исполнителем (исполнителями) не предусмотрено иное.

    3. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения имеет право на дополнительное вознаграждение. Данное положение может действовать только в том случае, если исключительное право принадлежит работодателю и не передано исполнителю (исполнителям).

    Кроме того, право на дополнительное вознаграждение возникает только в том случае, если служебное исполнение используется каким-либо лицом, которое и выплачивает это вознаграждение.

    4. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения не вправе препятствовать его обнародованию работодателем.

    Несмотря на то что многие исполнения создаются одним исполнителем, существует множество совместных исполнений, созданных многими исполнителями.

    Подобно совместным произведениям, существуют совместные делимые и неделимые исполнения.

    Неделимое совместное исполнение — это исполнение, которое представляет собой одно неразрывное целое.

    В неделимом совместном участвуют все исполнители.

    Например, при выступлении на концерте члены группы выступают с общим номером, который и является совместным исполнением.

    Делимое совместное исполнение — это исполнение, которое представляет собой совокупность нескольких частей, имеющих самостоятельное значение.

    Например, весь концерт, состоящий из отдельных номеров, может рассматриваться как совместное делимое исполнение.

    К правовому режиму совместных исполнений обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения о совместных произведениях (так сделано и в ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они не являются служебными:

    1. Личное неимущественное и исключительное право на совместное исполнение принадлежат исполнителям.

    2. Каждый из исполнителей совместного делимого исполнения вправе использовать созданную им часть по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

    3. Право на использование исполнения в целом принадлежит исполнителям совместно, а их взаимоотношения определяются соглашением между ними.

    4. Для неразрывных совместных исполнений ни один из исполнителей не вправе без достаточных на то оснований запретить использование исполнения.

    5. Признаются исполнителями лица, внесшие творческий вклад в создание исполнения.

    И ст. 1313 Гражданского кодекса Российской Федерации такими лица-признаются режиссер — постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного зрелищного представления) и дирижер.

    6. Не признаются исполнителями лица, не внесшие творческого вклада создание исполнения, а оказавшие исполнителям только материальную, организационную, техническую и иную помощь и содействие.

    Данное положение иногда прямо не формулируется в законодательстве, поскольку исполнителем может быть только лицо, творческим трудом которого создано исполнение (или его часть).

    Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

    Ст.1255 Гражданского кодекса

    Автор имеет следующие виды прав:

    • исключительное право на произведение;
    • право авторства и право автора на имя;
    • право на неприкосновенность и обнародование произведения.

    В отличие от авторских, смежные права являются правом исполнителя.

    Права, смежные с авторскими защищаются следующими правовыми нормами:

    • Международная конвенция об охране прав исполнителей и вещательных организаций (Римская конвенция);
    • Соглашение ТРИПС;
    • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ);
    • Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция);
    • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция);
    • Гражданский Кодекс РФ (Часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006).

    78.Смежные права: понятие, субъекты, содержание, защита.

    Самым распространённым случаем смежного права становится то, с чем сталкивается каждый день человек, который смотрит телевизор или телеэфиры в интернете. Например, рекламы. Как правило, в рекламных роликах используется чужая музыка. То есть когда-то она была написана автором, а сейчас стала народным достоянием или используемая песня записана в новой обработке. В рекламе кофе Tchibo была использована известная песня Sunny (Bonny-M), а в рекламе Jacobs monarch Millicano — Runaway (Del Shannon).

    Всё, что вещается по радио, является объектом смежных прав. Например, прозвучавшие песни, новостные блоки, реклама и т.д. Смежные права возникают и у радиоведущих, если они в прямом эфире, например, поют или рассказывают анекдот. Запись такого анекдота нельзя транслировать другими лицами.

    Пародист, исполняющий роль известного человека, тоже становится таким правообладателем. Например, Максим Галкин пародирует известных политиков (Черномырдина, Ельцина) или звёзд шоу-бизнеса (Джигурда, Билан и т.д.). В момент исполнения возникают права, смежные с авторскими. Любое использование видео или аудиозаписи такого концерта становится нарушением смежного права.

    Гражданский кодекс устанавливает порядок охраны исключительного права. Часть 4 кодекса установила следующий порядок исчисления срока действия:

    • на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю;
    • на фонограмму действует в течение всей жизни производителя фонограммы и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись;
    • на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю;
    • исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения её создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом её создания; срок возобновляется при каждом обновлении базы данных;
    • исключительное право публикатора на произведение (к которому приравнивается программа для ЭВМ) возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

    Однако если исполнитель подвергся репрессиям, но позже реабилитирован (посмертно), то срок действия права автоматически продлевается. В таких случаях 50 лет начинают отсчитываться с января-месяца следующего года после реабилитации. Такое же автоматическое продление касается тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или стали её участниками. В таких случаях к 50 годам прибавляется ещё 4 года.

    То же самое касается фонограмм. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет, то право охраняется законом 50 лет. А отсчёт этого срока действия начинается также с 1 января года, следующего за годом обнародования.

    После того как срок прав прекратилось, объекты смежного права приобретают статус общественного достояния. Но это при условии, если срок авторства тоже истёк.

    1. исполнения и постановки;

    2. фонограммы;

    3. сообщения передач;

    4. базы данных;

    5. публикации.

    1.​ Исключительное право – возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

    2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам – исполнителям или режиссерам-постановщикам.

    3.​ Иные – права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

    Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

    1.​ Технические методы защиты смежных прав

    Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

    Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

    Всё о смежных правах: что является объектом и субъектом, нормы и законы

    Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

    Нести уголовную ответственность придется:

    ​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

    ​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

    ​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

    в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

    Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

    Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

    За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

    Включает в себя предъявление требований:

    ​ о признании права;

    ​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

    ​ о возмещении убытков;

    ​ об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

    ​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

    ​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

    1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

    2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

    3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

    1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

    Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

    -на четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

    -в случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя — 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

    Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

    Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого — в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

    2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

    Объекты авторского права и смежного права

    Возникновение смежных прав можно отнести к послевоенному периоду (Первая мировая война). В этот период развивались новые технологии, способствующие появлению кино, радио, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет. Смежные права – один из видов интеллектуальной собственности, при котором правовой охраной обеспечиваются определенные объекты (ГК РФ, ст. 1304).

    Выделяют следующие объекты смежных прав:

    • Исполнительская деятельность певцов, музыкантов, режиссеров, актеров, дирижеров и прочих исполнителей.
    • Фонограммы любых звуков, даже не являющихся авторским произведением, например запись пения птиц или народной песни; передачи кабельного или эфирного телевидения.
    • Произведения литературы, музыки или науки после их опубликования.
    • Базы данных.

    Исходя из этого, можно выделить следующие субъекты, чья деятельность защищается законодательством РФ:

    • Исполнители (певцы, актеры, музыканты).
    • Производители фонограмм.
    • Компании, осуществляющие эфирное или кабельное вещание.
    • Издатели художественной, научной и прочей литературы.
    • Создатели баз данных (под эту категорию попадают производители любого компьютерного софта).

    Смежное право тесно связано с произведениями авторского права, которые в будущем используют, перерабатывают либо осуществляют с ними какие-то действия. Образующиеся отношения выступают смежными с авторскими, то есть напрямую связанными с объектами авторского права, которые были созданы ранее. Поэтому регистрировать объекты смежного права или соблюдать какие-либо другие формальности не нужно.

    Если в процессе создания любого объекта авторского права у автора образуются как имущественные, так и личные неимущественные права, в таком случае для объектов смежных прав личные неимущественные права далеко не всегда характерны.

    В Законодательстве Российской Федерации о смежных правах обязательное проставление знака охраны смежных прав на объектах авторского права не предусматривается. И все же правообладатель смежных прав имеет право на использование знака охраны смежных прав с целью оповещения 3-х лиц о собственных правах и предотвращения их нарушения.

    Замечание 1

    Если знак охраны отсутствует, то это не лишает обладателя смежного права возможности его защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Но если юридический факт случается в стране, являющейся участником Женевской конвенции об охране интересов изготовителей фонограмм от противозаконного воспроизводства их фонограмм 1971-го г., тогда защита права в случае отсутствия знака охраны затрудняется. Ведь согласно этой Конвенции требуется исполнение конкретных формальностей, которые обеспечивают охрану интересов изготовителей фонограмм.

    Вывод 1

    Таким образом, все допустимые копии фонограммы, получившие распространение среди публики, либо их упаковки должны обладать всеми 3 элементами знака охраны. Если по копии или упаковке нельзя установить производителя, его правопреемника либо обладателя лицензии посредством упоминания его ФИО, марки либо иного соответствующего обозначения, тогда надпись должна содержать еще фамилию производителя, его правопреемника либо обладателя исключительного лицензионного разрешения (статья 5 Конвенции).

    Вот почему знак охраны лучше поставить, особенно если объект планируется распространять не только на территории Российской Федерации. Ведь согласно международным соглашениям в государствах, в которых для появления прав существуют конкретные формальности типа депонирования экземпляров, регистрации и т.д., они признаются выполненными иностранными авторами (другими субъектами) в случае, если стоит знак охраны. По отношению к передачам вещательных организаций какого-то определенного знака охраны нет.

    Определение 2

    Публикатор является гражданином, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, ранее необнародованное и перешедшее в общественное достояние согласно статье 1282 Гражданского Кодекса Российской Федерации либо находившееся в общественном достоянии в виду его не охраноспособности в соответствии с нормами авторского права.

    Главное, чтоб произведения, которые обнародовал публикатор согласно статье 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации, могли признаваться охраноспособными.

    Публикатор обладает следующими правами:

    1. исключительным правом на обнародованное им произведение;
    2. правом на указание собственного имени на экземплярах обнародованного произведения, а также других случаях его применения, в т.ч. в случае перевода либо другой переработки произведения.

    Имя публикатора можно размещать на экземплярах обнародованных произведений. Право на указание собственного имени может реализовываться публикатором также в других случаях применения этого произведения, к примеру, при его переработке (переводе на иностранный язык).

    Определение 3

    Исключительным правом публикатора на обнародованное им произведение выступает право разрешения или осуществления использования произведения (к примеру, его перевод либо другая переработка).

    В случае обнародования произведения после смерти автора публикатор должен принимать во внимание волю последнего, которая выражается им в письменной форме (завещание, письмо, дневник и т.п.).

    Для того чтоб публикатор признал исключительное право на обнародованное произведение, не важен факт его обнародования в переводе либо в виде другой переработки. Главное – это сам факт опубликования. Если публикатор вдобавок к опубликованию также и перевел произведение, тогда авторские права признаются за автором перевода независимо от признания прав публикатора.

    Замечание 5

    Правообладатель обладает правом использования произведения на свое усмотрение любым не противозаконным способом.

    Публикатор на протяжении срока действия собственного исключительного права на произведение имеет право вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения при условии, что это не искажает замысел автора, не нарушает целостность восприятия произведения и не противоречит авторской воле, конкретно выраженной им в письменном виде.

    Исключительное право публикатора распространяется на произведение:

    1. обнародованное на территории российского государства вне зависимости от гражданства публикатора;
    2. обнародованное за границей Российской Федерации ее гражданином;
    3. обнародованное за границей территории России иностранным гражданином либо лицом, не имеющим гражданство. Этот пункт выполняется, если законодательство иностранной страны, в которой обнародовано произведение, предоставляет охрану исключительному праву публикатора на ее территории, который является гражданином России. Данный принцип определяется в международном частном праве в качестве принципа взаимности;
    4. в других случаях, предусматриваемых международными соглашениями Российской Федерации.

    Прекращается исключительное право публикатора на произведение в досрочном порядке в судебном органе после подачи иска заинтересованного лица, если при применении произведения правообладатель нарушил требования Гражданского Кодекса Российской Федерации по охране авторства, имени автора либо неприкосновенности произведения (статья 1342 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

    Под смежное право попадает исполнение музыкального произведения. При этом смежное право появляется у исполнителя. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 1317 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнитель по общим правилам имеет право решать, будет ли изготовленная запись подлежать распространению, и если да, то кем, в какой форме, на протяжении какого срока и на территории какого государства.

    Право исполнителя признается и действует вне зависимости от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Но в случае если исполнение проводилось без согласования с авторами музыкального произведения, тогда реализовать появившиеся у исполнителя интеллектуальные права он не сумеет.

    Исполнитель обладает интеллектуальными правами:

    • исключительным правом на исполнение и личные неимущественные права;
    • правом авторства;
    • правом на имя;
    • правом на неприкосновенность исполнения.
    Определение 4

    Под исключительным правом на исполнение понимается право применения исполнения либо постановки во всякой форме, право реализовывать либо разрешать производить действия, предусматриваемые в пункте 2 статьи 1317 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также получать вознаграждение за каждый тип использования.

    Замечание 6

    Эти права можно передавать по договору иным лицам или по наследству.

    Исключительное право на исполнение не подлежит распространению на воспроизведение, сообщение в эфир либо по кабелю, а также публичное воспроизведение записи исполнения в ситуациях, когда эта запись производилась по разрешению исполнителя, а ее воспроизведение, трансляция в эфире либо по кабелю или публичное исполнение осуществляется с теми же целями, для которых получено разрешение исполнителя на запись исполнения.

    Если с исполнителем заключается договор по поводу создания аудиовизуального произведения, тогда разрешение исполнителя на применение исполнения в составе аудиовизуального произведения подразумевается. Разрешение исполнителя на отдельное применение звука либо изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении, должно напрямую выражаться в соглашении.

    Если исполнение используется лицом, которое не является его исполнителем, тогда реализовывать собственные права он обязан при соблюдении прав авторов исполняемых произведений.

    Замечание 7

    После истечения срока действия исключительного права на исполнение данное право становится общественным достоянием.

    Статья 36. Субъекты смежных прав

    Несмотря на то что создание звукозаписи не считается формой искусства, от ее качества будет зависеть провал либо успех исполнителя. Это особенно актуально для певцов. Для них важно, чтобы их голос не был на фонограмме хуже, чем при реальном исполнении. Производитель записи может сам или разрешать другим воспроизводить, переделывать, осуществлять прочую обработку, сдавать в прокат, продавать, импортировать ее экземпляры. В данном случае стоит отметить, что проданные и воспроизведенные с ведома создателя фонограммы далее распространяются без выплаты ему вознаграждения и без его ведома. Если говорить о прокате, то использование записи в данной форме всегда находится в ведении производителя, вне зависимости от того, кто будет выступать в качестве собственников экземпляров.

    Фонограмма может быть опубликована в коммерческих целях без ведома владельцев смежных прав. Однако в этом случае им должно выплачиваться вознаграждение. Если для продажи записи было получено согласие и производителя, и исполнителя, то основания для ее дальнейшего широкого воспроизведения в коммерческих целях отсутствуют. В этом порядке осуществляется передача ее по кабелю или в эфир. Также на этом основании выполняется и публичное ее исполнение в дальнейшем.

    • Исключительные права. Объекты, защита, передача исключительных прав
    • Объекты и субъекты авторского права
    • Авторские права: регистрация. Как зарегистрировать авторское право
    • Нарушение авторских и смежных прав. Защита авторских и смежных прав
    • Защита авторских прав и интеллектуальной собственности. Гражданский кодекс Российской Федерации
    • Субъекты инвестиционной деятельности. Частный инвестор
    • Уступка прав требования долга. Образец уступки прав требования

    Представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении. Публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ АВП в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Посредством исполнения произведение становится доступный третьим лицам. При публичном исполнении происходит использование произведения. Исполнение как объект смежного права возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит процесс возникновения этого объекта. В литературе неоднократно ставился вопрос о возможности рассматривать исполнение как производное произведение, которое является объектом авторского права.

    Требования к исполнению (чтобы получить правовую охрану):

    1) Охраняется не всякое исполнение, а то которое является результатом творческого труда;

    2) Форма существования исполнения должна позволять воспроизвести его и распространять с помощью технических средств. Каждое исполнение произведения будет порождать новое исполнение, а значит и новый объект правовой охраны.

    32.3. Смежные права: понятие, субъекты, содержание, защита

    Автором исполнения признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или др. — играет роль, читает, декламирует, поет, играет на муз инструменте), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. СП на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих СП на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

    Признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного ИФ признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

    Изготовителю фонограммы принадлежат:

    1) исключительное право на фонограмму;

    2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

    3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

    4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения.

    ИФ осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

    Исключительное право на фонограмму:

    Использовать фонограмму любым не противоречащим закону способом.

    Использованием фонограммы считается:

    1) публичное исполнение;

    2) сообщение в эфир;

    3) сообщение по кабелю;

    4) доведение фонограммы до всеобщего сведения;

    5) воспроизведение;

    6) распространение фонограммы;

    7) импорт;

    8) прокат;

    9) переработка фонограммы.

    Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму. ИП на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы – 50 лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи. К наследникам и другим правопреемникам ИП переходит в пределах оставшейся части сроков.

    ИП на фонограмму действует на территории РФ, когда:

    1) изготовитель фонограммы является гражданином РФ или российским юридическим лицом;

    2) фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ;

    3) в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

    Признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений).

    ИП на сообщение радио- или телепередач. Использованием считается:

    1) запись сообщения радио- или телепередачи;

    2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи;

    3) распространение сообщения радио- или телепередачи;

    4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

    5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

    6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

    ИП право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю. К правопреемникам переходит в пределах оставшейся части срока.

    Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

    Изготовителю базы данных принадлежат:

    • Исключительное право изготовителя базы данных;
    • право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

    ИП: Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит ИП извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. ИБД может распоряжаться указанным ИП. Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.

    Использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

    ИП возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания.

    ИП ИБД действует на территории РФ в случаях, когда:

    1) изготовитель базы данных является гражданином РФ или российским юридическим лицом;

    2) изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин РФ или российское юридическое лицо.

    Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами статьи 1259 настоящего Кодекса.

    Защита смежных прав: актуальные способы

    Смежные права принято делить на три основных категории: право на исполнение, право на фонограмму, а также право на трансляцию телепередачи либо радиопередачи.

    Этот вид интеллектуального права, как и многие другие отрасли, появился благодаря техническому прогрессу.

    Развитие звукозаписывающих технологий, радио, телевидения создало новую нишу общественных отношений, которая требовала собственного правового регулирования.

    С определенного момента исполнение произведений перестало быть одноразовым, появилась техническая возможность их ретрансляции. При этом огромное значение стали иметь формат и качество повтора выступлений артиста.

    • порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи.
    • Создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе (но не обязан).
    • использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре.
    • В качестве знака охраны смежных прав принят предусмотренный Римской конвенцией знак, состоящий из трех элементов.
    • ۷ латинской буквы «R» в окружности: ®;
    • ۷ имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;
    • ۷ года возникновения смежных прав.

    Знак охраны смежных прав помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре.

    Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежных прав возможности их защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания своих законных прав при их нарушении.

    2. Сроки действия смежных прав.

    Сроки действия смежных прав в ст. 43 Закона «Об АП и СП» существенно сужены. Смежные права действуют, по общему правилу, с соответствующего момента их возникновения в течение 50 лет следующим образом:

    1. ۷ права исполнителей — с даты первого исполнения или постановки;
    2. ۷права производителей фонограмм — с первого опубликования фонограммы и ее первой записи, если она не была опубликована;
    3. ۷ права организаций эфирного и кабельного вещания — с первой передачи в эфир или по кабелю.

    К физическим лицам — наследникам (а в отношении юридических лиц правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходят право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и право на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков. Очень важно для РФ отметить следующее положение о смежных правах. Так как ранее смежные права на территории РФ не охранялись, то принципиальное значение имеет вопрос о том, с какого момента права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания стали охраняться законом.

    На территории РФ права исполнителей и создателей звукозаписей охранялись с 3 августа 1992 года, когда вступили в действие Основы гражданского законодательства 1991 г.

    Права организаций эфирного вещания на созданные ими аудио- и телепередачи признавались законодательством, которое действовало и до 3 августа 1992 года. Однако если ранее они рассматривались как авторские права юридических лиц, передающих в эфир эти передачи (ст.

    486 ГК РСФСР 1964 г.), то с момента вступления в силу Закона «Об АП и СП» они стали охраняться как смежные права, при условии, что не истек 50-летний срок с момента их правомерного обнародования или с момента создания, если они не были обнародованы.

    Таким образом, нормам Закона «Об АП и СП», касающимся охраны смежных прав, в соответствии с общим правилом не придается обратная сила.

    Личные неимущественные права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

    Срок охраны прав тех исполнителей, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней, увеличивается на 4 года. 2.

    Смежные права принято делить на три основных категории: право на исполнение, право на фонограмму, а также право на трансляцию телепередачи либо радиопередачи.

    Этот вид интеллектуального права, как и многие другие отрасли, появился благодаря техническому прогрессу.

    Развитие звукозаписывающих технологий, радио, телевидения создало новую нишу общественных отношений, которая требовала собственного правового регулирования.

    С определенного момента исполнение произведений перестало быть одноразовым, появилась техническая возможность их ретрансляции. При этом огромное значение стали иметь формат и качество повтора выступлений артиста.

    Существенным моментом является значительное увеличение аудитории, которая получает доступ к продуктам интеллектуальной деятельности. С этого момента лица – обладатели смежного права – стали во многом определять, как именно потребители будут воспринимать тот или иной объект творчества.

    Смежные права тесно связаны с авторскими, поскольку призваны защитить тех лиц, которые помогают авторам произведений распространять собственное творчество. Ведь продукт интеллектуальной деятельности необходимо не только создать, но и грамотно представить широким массам. Механизм распространения произведения получил огромное значение в определении уровня его популярности.

    Выделяют следующие объекты смежных прав:

    • Исполнительская деятельность певцов, музыкантов, режиссеров, актеров, дирижеров и прочих исполнителей.
    • Фонограммы любых звуков, даже не являющихся авторским произведением, например запись пения птиц или народной песни; передачи кабельного или эфирного телевидения.
    • Произведения литературы, музыки или науки после их опубликования.
    • Базы данных.

    Исходя из этого, можно выделить следующие субъекты, чья деятельность защищается законодательством РФ:

    • Исполнители (певцы, актеры, музыканты).
    • Производители фонограмм.
    • Компании, осуществляющие эфирное или кабельное вещание.
    • Издатели художественной, научной и прочей литературы.
    • Создатели баз данных (под эту категорию попадают производители любого компьютерного софта).

    Постановка и исполнение, как объект смежного права представляет собой создание визуального образа результата деятельности автора, в том числе и с использованием технических средств.

    Например, написанная книга. Автор передает права режиссеру-постановщику. Последний вместе со своей группой готовит сценарий, а затем снимает кинофильм, либо ставит спектакль. Также примером могут быть стихи. Поэт написал их, композитор переложил на музыку, а певец исполнил. То есть в обоих случаях имеет место постановка и исполнение в рамках смежных прав.

    Смежное право: понятие, объекты

    Написать комментарий

        Смежные права — значит сходные с авторскими, иными словами, правовой режим смежных прав сходен с правовым режимом авторского права. Следует отметить, что многие объекты смежных прав делают объекты авторского права доступными для восприятия третьими лицами, поэтому они, как правило, тесно связаны с авторскими правами, что обусловливает определение объема смежных прав с учетом объема авторских прав во избежание возможных коллизий прав. В литературе неоднократно отмечалось, что возникновению смежных прав в значительной степени способствовал технический прогресс, а именно: изобретение Эдисоном фонографа, братьями Люмьер — кинематографа, Герцем и Маркони — радио Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ/ под ред. В.В. Погуляева. — ЗАО Юстицинформ, 2008. С. 59.. Как указывает Е.А. Дедова, «с развитием новых технологий очевидным стал тот факт, что законодательство об авторском праве не способно в полной мере урегулировать отношения, которые, отчасти напоминая авторские, все же обладают спецификой, требующий их выделения в самостоятельную группу» Дедова Е.А. Понятие и развитие правового регулирования смежных прав. // Законодательство. — 2006. — № 11. — С. 67..

        Как было отмечено выше, к субъектам авторского права относятся непосредственно участники взаимоотношений, связанных с его реализацией. При этом следует отделять субъектов АП как отрасли юридических взаимоотношений, в которую входят как непосредственно авторы произведений и правообладатели, так и контролирующие организации, надзорные органы и суды, от субъектов конкретных АП, под которыми подразумеваются осуществляющие данные права лица.

        В целом, к субъектам авторских прав обычно относится две категории лиц:

        1. Автор произведения. Вне зависимости от того, обладает ли автор исключительным правом на произведение, или нет, он имеет целый ряд присущих только ему прав. При этом субъектом неотчуждаемых и отчуждаемых АП может быть, как одно лицо, так и группа лиц, находящихся в соавторстве.
        2. Правообладатель. Под правообладателем подразумевается лицо, имеющее исключительные права на произведение. Таковые права действуют в течение ограниченного времени и могут передаваться от автора в полной или частичной мере третьим лицам.

        Кроме этих двух основных категорий также можно выделить в отдельные категории субъектов АП общество – оно является субъектом при переходе произведения в общественное достояние, и лицензиата. Лицензиат может реализовывать часть исключительных прав на произведение, устанавливаемую условиями лицензионного договора соответственно положениям Гражданского кодекса РФ.

        Понятие субъективного смежного права. Субъективное смежное право — это право конкретного лица, необходимое ему для охраны интересов, возникающих в связи с созданием объекта смежного права и с использованием этого объекта обществом. Субъективные права на результаты исполнительской деятельности, звукозаписи и записи изображения, передачи эфирного и кабельного вещания имеют исключительный характер.

        Понятие исключительного характера субъективного смежного права.

        Под исключительным характером субъективного смежного права понимают то, что:

        а) только сам обладатель этого права может решать вопрос об его существовании;

        б) закон запрещает третьим лицам использовать объект смежного права без согласия его правообладателя.

        Стало быть, признак исключительности смежного права означает принадлежность этого права только его обладателю и никому другому.

        Положения, касающиеся исключительности смежных прав:

        а) все субъективные смежные права в силу их природы являются исключительными;

        б) исключительное право на результат деятельности субъекта смежного права представляет собой имущественную ценность (его правообладатель может перевести это право в денежное выражение и включить его в стоимость своего имущества);

        в) закон предусматривает случаи, в которых денежная оценка исключительного права обязательна, а стоимость его включается в стоимость имущества правообладателя смежного права.

        г) исключительное право на результат деятельности субъекта смежного права существует независимо от права собственности на объект смежного права, в котором такой результат выражен.

        Понятие производителя фонограммы. Под производителем фонограммы понимается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

        Понятие фонограммы. Под фонограммой понимается любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков (ст. 4 Закона). Звукозаписью будет признаваться как аналоговая запись звука (например, запись на грампластинку), так и цифровая запись. При этом тип носителя не важен.

        Носителем могут быть:

        — грампластинка;

        — магнитный носитель;

        — оптический носитель;

        — любой другой носитель, который может появиться в будущем.

        Основные положения о правах производителя фонограммы:

        а) права на фонограмму порождает факт первой фиксации звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения;

        б) действующее законодательство не предусматривает предоставление производителю фонограммы каких-либо личных неимущественных прав, так как изготовление фонограммы носит только технический характер;

        в) за производителем фонограммы признаются лишь имущественные права: исключительное право на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы (п. 1 ст. 38 Закона);

        г) исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия (п. 2 ст. 38 Закона):

        — воспроизводить фонограмму;

        — переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;

        — распространять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать их в прокат и т.д.;

        — импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

        — сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

        Каждое из перечисленных действий, в свою очередь, является правом. Рассмотрим эти права.

        Право осуществлять или разрешать осуществлять воспроизведение фонограммы зависит от того, что зафиксировано на фонограмме и от условий записи:

        — если фонограмма содержит не охраняемое законом исполнение или какие-либо природные или иные звуки, право производителя фонограммы на воспроизведение звукозаписи носит не ограниченный характер;

        — если фонограмма представляет собой запись исполнения, произведенную с согласия исполнителя, право производителя фонограммы на ее воспроизведение ограничивается целями, для которых было получено согласие исполнителя при производстве записи исполнения;

        — если право производителя фонограммы на ее воспроизведение ограничено целями, для которых было получено согласие исполнителя при производстве записи исполнения, то для воспроизведения фонограммы в других целях ее производитель должен получить согласие исполнителя, исполнение которого зафиксировано на фонограмме.

        Право переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму. Переделка или переработка фонограммы означает:

        — внесение изменений в ее звучание путем усиления или приглушения отдельных звуков, изменения ритма и т.п. с помощью технических средств;

        — изъятие из фонограммы отдельных частей или внесение дополнительных звуков;

        — соединение двух или более фонограмм в одну общую (например, исполнение стихов накладывается на запись музыки).

        Осуществлять перечисленное можно лишь с согласия производителя фонограммы. До начала использования фонограммы в переработанном виде и автор записанного на фонограмму произведения, и исполнитель произведения должны дать производителю фонограммы свое согласие на переработку.

        Право распространять экземпляры фонограммы. Это право означает право продавать, сдавать их в прокат и т.д. Распространение экземпляров фонограммы, изданных с соблюдением прав авторов й исполнителей произведений, записанных на фонограмме, осуществляется производителем фонограммы самостоятельно.

        В случае сдачи экземпляров фонограммы в прокат ее производитель обязан часть собранного им вознаграждения за это передать исполнителю (пп. 5 п. 2 ст. 37 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

        Вопрос 14. Смежные права: понятие, объекты, субъекты

        Понятие организации эфирного вещания. Под такой организацией понимаются радио, телестудия, а также иная организация, занимающаяся распространением звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи.

        Понятие организации кабельного вещания. Под такой организацией понимается радио, телестудия, а также иная организация, сообщающая произведения, фонограммы исполнения, постановки для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств.

        Передача организации эфирного или кабельного вещания — это передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией (ст. 4 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Как правило, она представляет собой результат организационных, финансовых и технических усилий работников организаций, направленных на создание информационных блоков, адресованных определенной аудитории зрителей или слушателей.

        Организация эфирного или кабельного вещания имеет следующие исключительные права (п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Закона):

        — право использовать передачу в любой форме;

        — право давать разрешение на использование передачи;

        — право на получение вознаграждения за предоставление разрешения на использование передачи.

        Исключительное право давать разрешение на использование передачи означает право организации эфирного или кабельного вещания разрешать осуществлять следующие действия:

        а) одновременно передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания (право организации эфирного вещания — пп. 1 п. 2 ст. 40 Закона) или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организацией кабельного вещания (право организации кабельного вещания — пп. 1 п. 2 ст. 41 Закона). Важным в этом праве является возможность осуществления ретрансляции одновременно с первой организацией вещания;

        б) сообщать передачу эфирного вещания для всеобщего сведения по кабелю (право организации эфирного вещания — пп. 2 п. 2 ст. 49 Закона) или передавать передачу кабельного вещания в эфир (право организации кабельного вещания — пп. 2 п. 2 ст. 41 Закона). Согласие на такую передачу дает правообладатель во всех случаях;

        в) записывать передачу (право организации эфирного вещания указано в пп. 3 п. 2 ст. 40 Закона; право организации кабельного вещания — в п. 3 п. 2 ст. 41 Закона). Запись передачи эфирного или кабельного вещания может вести к возникновению нового объекта охраны: аудио, видеопроизведения или фонограммы. Разумеется, последующее использование такой записи требует согласия правообладателя;

        г) воспроизводить запись передачи (право организации эфирного вещания указано в пп. 4 п. 2 ст. 40 Закона; право организации кабельного вещания — в пп. 4 п. 2 ст. 41 Закона).

        Экземпляры записи передачи, изготовленные путем воспроизведения, могут использоваться следующим образом:

        — распространением (в том числе путем продажи и сдачи в прокат, трансляции по кабельным сетям);

        — для составления новых передач; и другим образом;

        д) сообщать записанную передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом (право организации эфирного вещания — пп. 5 п. 2 ст. 40 Закона; право организации кабельного вещания — пп. 5 п. 2 ст. 41 Закона).

        Указанные правила распространяются на записи передач с целью их использования в местах, в которых со зрителей или слушателей взимается особая плата за просмотр или прослушивание передач организаций вещания (концертных залах, клубах, кинотеатрах, видеосалонах).

        Целью обзора или репортажа является:

        а) информирование публики о происходящих событиях, поэтому приведение указанных выше отрывков безвозмездно справедливо;

        б) обучения или научного исследования (эта формулировка совпадает со ст. 15 Римской конвенции);

        в) цитирования небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что оно осуществляется в информационных целях.

        Использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях для передачи в эфир или по кабелю, возможно только при соблюдении правил, изложенных в ст. 39 названного Закона «Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя».

        Допускается (п. 2 ст. 42 Закона):

        а) использование передачи в эфир или по кабелю и ее записи в личных целях без согласия исполнителя, организации эфирного или кабельного вещания;

        б) воспроизведение фонограммы в личных целях при условии выплаты вознаграждения ее производителю в соответствии со ст. 26 названного Закона.

        2018-10-01

        1. Понятие и источники авторского права

        1.Понятие авторского права

      • ИСКИ
        • Гражданские споры
          • Сделки
        • Наследственные споры
        • Трудовые споры
        • Жилищные споры
        • Семейные споры
          • Брак
          • Алименты
          • Дети
      • ЗАЯВЛЕНИЯ
        • Особое производство
        • Судебный приказ
      • ХОДАТАЙСТВА
        • Восстановление срока
        • Судебные расходы
        • Ходатайства в ходе исполнения
        • Ходатайства по экспертизам

        Авторское право — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

        Предмет авторского права — отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

        Авторское право сочетает в себе диспозитивно-императивные методы регулирования правоотношений.


        Похожие записи:

      • Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован.