Движение пешехода по проезжей части при наличии тротуара

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Движение пешехода по проезжей части при наличии тротуара». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Теперь обсудим правила, связанные с движением пешеходов по дороге:

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

Итак, пешеход должен выбрать для движения (в порядке убывания):

  1. Тротуар, пешеходную дорожку, велопешеходную дорожку.
  2. Обочину.
  3. Велосипедную дорожку или край проезжей части.

ПДД для пешеходов и велосипедистов

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

При этом на одной стороне дороги не может быть одновременно тротуара и обочины. Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает к дороге на одном уровне с ней. Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой.

Например, если сбоку от проезжей части начинается углубление (канава), то обочины на такой дороге нет.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

Обратите внимание, правила разрешают особый режим движения для лиц, переносящих громоздкие вещи, а также находящихся в инвалидных колясках.

Они могут по собственной инициативе вместо движения по тротуару выбрать проезжую часть.

Тем не менее, это право, а не обязанность. Т.е. даже если громоздкий предмет создает помехи другим пешеходам, выходить с ним на проезжую часть Вы не обязаны.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Обратите внимание, пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе (по левой части проезжей части). Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе (по правому краю проезжей части).

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно надеть специальный желтый жилет, который обычно используют дорожные рабочие. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 — 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь световозвращатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено.

Тем не менее светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость, поэтому рекомендую пешеходам постоянно их использовать. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Пешеходом в соответствии с Правилами дорожного движения называется человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. К пешеходам также приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Пешеходы (независимо от наличия или отсутствия у них водительского удостоверения) обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, дорожных знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков.

Обучение Правилам дорожного движения и основам безопасного поведения на дорогах проводится в образовательных учреждениях, начиная с дошкольного возраста. Госавтоинспекция, со своей стороны, принимает активное участие в этом процессе, обеспечивает образовательные учреждения необходимыми методическими пособиями, плакатами, световозвращающими элементами и т.д.

Обязанностям пешеходов посвящен раздел 4 Правил дорожного движения, в котором предусмотрены практически все ситуации, которые могут возникнуть в процессе их передвижения по дорогам и прилегающим к ним территориям.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В современном мире порой больше удивляешься, когда кто-то идёт по улице без наушников в ушах, чем с ними. С этим стоит смириться. Тем не менее погружение в какой бы то ни было контент снижает внимательность, а это может обернуться визитом к травматологу в лучшем случае.

Обязанности, права и ответственность пешеходов указаны в правилах дорожного движения, которые периодически обновляются. В них вносят поправки и изменения. Для того чтобы их подробнее рассмотреть, разберемся, кто же такой пешеход. Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на проезжей части, но не производящее на ней работы.

К ним также относятся следующие категории граждан:

  • передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя;
  • ведущие (именно не едущие) велосипед, мопед, мотоцикл;
  • везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Первоочередным правом вышеуказанных лиц является возможность двигаться по дорожному покрытию в соответствии с правилами ПДД. Также пешеход имеет преимущественное право на пересечение нерегулируемых перекрестков, а также на зеленый сигнал светофора на регулируемых. Человеку нужно помнить: в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия он может соглашаться либо не соглашаться с выдвинутыми ему обвинениями со стороны сотрудников ДПС, а также высказывать свое мнение. Если по каким-либо причинам участник не считает верными доводы сотрудников власти, можно не подписывать составленный ими протокол.

Для перехода существуют наземные, подземные и надземные переходы. Они являются наиболее безопасными. Стоит помнить, что владельцы велосипедов должны пересекать дорогу пешком. Если ни одного из вышеуказанных переходов нет, то пеший участник дорожного движения может пересечь дорогу на перекрестке по линиям тротуара или обочине. Если и этого условия не предусмотрено, то перейти на другую сторону под прямым углом можно на участке, где нет ограждений и приближающихся машин.

В темноте или в условиях плохой видимости следует иметь на одежде светоотражающие элементы. Если их не будет, человека не оштрафуют, но светоотражатели помогут водителям увидеть идущего, а также повысят шансы сохранить здоровье, а в некоторых случаях и жизнь пешеходу.

Немаловажным является и правило, которое заключается в том, что переходящий дорогу должен убедиться, что водители уступают движение. Бывают случаи (например, погодные условия в виде гололеда, мокрого асфальта после дождя), когда тормозной путь увеличивается, и водителю транспорта нужно больше времени, чтобы пропустить человека. Об этом тоже стоит помнить ради своей безопасности.

На данном перекрестке нужно двигаться строго на зеленый сигнал светофора. Если пешеход не успевает перейти всю зебру на разрешающий свет, необходимо дождаться следующего, остановившись на линии разметки, которая разделяет полосы движения. Передвижение вдоль линии разметки или «зебры», когда горят желтый или красный сигналы светофора, категорически запрещено.

На нерегулируемом пешеходном переходе приоритет отдан пешеходам, то есть человек может переходить по зебре в любой момент, а водитель обязан тут же остановиться. Также устанавливают «лежачие полицейские», чтобы водители снижали скорость. Они необходимы для создания безопасности; часто их можно увидеть вблизи школ, детских садов, где повышенный риск того, что дети и подростки могут создать аварийную ситуацию.

Если в пределах видимости нет зебры, ПДД для пешеходов разрешают перемещаться на другую сторону в любом безопасном месте дороги строго перпендикулярно ее краю.

При этом запрещается переходить не по пешеходному переходу, если на ней находится четыре и больше полос движения.

В случае необходимости перейти дорогу и отсутствия на ней пешеходного перехода, человеку следует дойти до следующего перекрестка. При этом двигаться нужно строго по линии тротуара или обочины, осматриваясь по сторонам, чтобы убедиться в том, что приближающиеся водители снижают скорость.

Водители осуществляют посадку и высадку пассажиров на остановках. Когда место посадки на общественный транспорт не оборудовано специальной площадкой, выходить разрешено только после полной остановки. В обязательном порядке нужно знать, что запрещается бежать с противоположной стороны дороги к общественному транспорту.

Если есть необходимость после выхода из автобуса перейти на другую сторону, пешеход должен обойти транспортное средство сзади. Следует помнить, что лучше переходить дорогу после того, как автосредство уедет. Наиболее безопасный вариант — пересечь дорогу по пешеходному переходу или на перекрестке. Нежелательно двигаться поперек дороги в местах, где стоящий транспорт мешает хорошему обзору.

Периодически на дорогах можно увидеть регулировщика. Так часто бывает в праздничные дни и первого сентября.

Рассмотрим их основные жесты:

  • руки вытянуты в стороны или опущены: если пешеход находится со стороны левого и правого бока, то разрешается переходить проезжую часть, если же он со стороны груди и спины, движение запрещается;

  • правая рука вытянута вперед: пешим гражданам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;

  • рука поднята вверх: движение всех людей запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил дорожного движения.

Регулировщик также может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.

В жилых зонах пешеходы имеют преимущественное право передвигаться перед водителями. Двигаться можно как по тротуарам, так и по всей ширине зоны.

Водителям стоит помнить следующие запреты при движении в жилой зоне:

  • движение со скоростью выше 20 км/ч;
  • сквозное движение;
  • учебная езда;
  • стоянка с включенным двигателем.

Как заставить муниципалов сделать тротуары в моем районе?

Игнорирование правил может повлечь не только административную, но и уголовную, и гражданскую ответственность.

Административная ответственность налагается в следующих случаях:

  1. Угроза создания помех или неудобств ТС и пешим гражданам при отсутствии пострадавших. При таком исходе выписывается письменное предупреждение или штраф, который составляет 500 р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.29 Административного кодекса.
  2. Создание помех без серьезных последствий. Полагается штраф в размере 1 тыс. р. в соответствии с ч. 1 ст. 12.30 Административного кодекса.
  3. При наличии пострадавших с лёгкой или средней степенью вреда здоровью сумма штрафа варьируется от 1,5 до 2 тыс. р. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП).

Уголовная ответственность налагается, если:

  1. Неподобающее поведение на дороге спровоцировало тяжелые увечья у третьих лиц. Наказанием в этом случае может выступать ограничение свободы действий сроком до 3 лет, арест на 4 месяца, принудительная отработка или заключение на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 268 Уголовного кодекса).
  2. Нарушитель стал виновником гибели одного человека. Наказание: отработка или заключение на срок до 4 лет (ч. 2 ст. 268 Уголовного кодекса).
  3. Нарушитель стал виновником гибели двух и более человек. Наказание: он должен отработать до 5 лет или сесть в тюрьму на срок до 7 лет (ч. 3 ст. 268 Уголовного кодекса).

Гражданская ответственность подразумевает материальную компенсацию в случае, если пешеход стал виновником опасной ситуации и, как следствие, порчи имущества в результате нарушений правил ДД.

Человек может совершать движение вдоль края дороги, если в радиусе видимости не наблюдается более безопасного варианта. При этом пешеход должен идти строго по стороне встречных машин.

Обратное правило работает для водителей двухколесного транспорта, а также инвалидов-колясочников. Чтобы не противоречить правилам, они должны идти в сторону попутных автомобилей.

Если речь идет о подконтрольном перекрестке, перейти его не составит труда, достаточно ориентироваться на сигналы дорожного регулировщика или цвет светофорного сигнала.

Если вообще никаких ориентиров нет, перейти проезжую часть в такой зоне очень трудно.

Дорогу можно переходить только под углом 90 градусов, перпендикулярно дороге. Пешеход должен двигаться быстрым шагом, но не бегом, предварительно убедившись, что с обеих сторон нет быстро приближающихся машин. Автолюбители должны вовремя заметить пешехода и сбавить скорость.

Переходить дорогу при пересечении дорожных полос нельзя в следующих случаях:

  • если слева или справа находится поворот дороги;
  • присутствует помеха для обзора автолюбителей;
  • отсутствует разделительная полоса (на широкополосных дорогах).

В темное время суток граждане должны придерживаться общих правил, однако сотрудники ГИБДД дают дополнительные рекомендации. Ночью и зимой крайне важно носить на верхней одежде, обуви или сумке светоотражающие элементы, которые сделают пешехода видимым для человека за рулем.

Люди с ограниченными возможностями, а также их сопровождающие могут передвигаться как по выделенным площадкам (тротуары, велодорожки и обочины), так и рядом с активным движением. Причем по дороге они могут перемещаться не только когда поблизости нет безопасной альтернативы, но и если инвалидное кресло мешает людям в пешеходной зоне.

Вдоль дороги граждане на креслах-каталках должны двигаться только в одну с автомобилями сторону.

По правилам я должна двигаться рядом с проезжей частью навстречу автомобилям. Но что делать, если я оказалась со стороны попутного движения и мне нужно в ту же сторону? Никаких переходов и знаков поблизости нет.

Ответ: В первую очередь вы должны перейти дорогу. Если разметки и других ориентиров не видно, вы можете пересечь проезжую часть в любом месте. Необходимо сделать это под прямым углом, чтобы водители машин увидели вас и сбавили скорость. Сохраняйте быстрый темп ходьбы, но ни в коем случае не бегите. После того как вы перешли дорогу, можете двигаться в нужную вам сторону по правилам.

Если нет велосипедной дорожки, где я должен ехать?

Ответ: По правилам ДД по тротуару и другим пешеходным зонам вы можете передвигаться, только спешившись. Совершать езду вы можете по краю проезжей части дороги в одну с автомобилями сторону. При этом вы не должны без крайней необходимости выезжать на дорогу и создавать помехи для движущихся автомобилей.

Пешеходы — наименее защищенная категория участников дорожного движения. Среди пострадавших во всех ДТП доля пешеходов составляет около 40% (в городах — до 60%).
Основным способом обеспечения безопасности пешеходов является разделение в пространстве и во времени транспортных и пешеходных потоков в местах их пересечения. С этой целью для пешеходов выделяют специальные пути движения — тротуары, пешеходные дорожки, пешеходные переходы.
В местах интенсивного движения пешеходов в целях принудительного снижения скорости транспортных средств сооружают искусственные неровности (так называемые «лежачие полицейские»),
В интересах пешеходов в Правила включены требования как к водителям, так и к пешеходам, взаимное соблюдение которых обеспечивает безопасное «сосуществование» этих категорий участников движения.
Данный раздел содержит основные положения, касающиеся поведения пешеходов в процессе дорожного движения. За нарушение этих положений наступает административная ответственность пешеходов — предупреждение или штраф в размере от 0,1 до 0,3 МРОТ (ч. 1 ст. 122 КоАП), а те же нарушения, совершенные в состоянии опьянения, влекут штраф от одного до двух МРОТ (ч. 3 статьи 122 КоАП).
Правила регламентируют порядок движения пешеходов как вдоль дороги (пункты 4.1 и 4.2), так поперек (пункты 4.3—4.8 Правил).

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Основными путями пешеходного движения вдоль проезжей части, как это следует из данного пункта Правил, являются тротуары и пешеходные дорожки, и только при их отсутствии допускается использовать обочины.
Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также перевозящие или переносящие громоздкие предметы, могут отступить от этих требований и даже при наличии тротуара и обочины двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам и обочинам создает помехи пешеходам.
Поскольку появление людей на проезжей части всегда опасно, то указанная категория участников движения должна воспользоваться таким правом лишь в крайнем случае.
Использование пешеходами велосипедной дорожки допустимо, когда нет возможности двигаться по тротуару, пешеходной дорожке или обочине (из-за их отсутствия либо по иным причинам — ремонт, неудовлетворительное состояние и т.п.). При этом приоритет в движении принадлежит велосипедистам. Правила разрешают в этих случаях передвигаться и по проезжей части — в один ряд по краю. В связи с тем, что дорога может иметь две проезжие части с противоположным направлением движения транспортных средств, отделенные друг от друга разделительной полосой, Правила уточняют, что движение пешеходов может осуществляться только по внешнему, т.е. примыкающему к тротуару или обочине (а не к разделительной полосе) краю проезжей части.

ПДД устанавливают правила передвижения для пеших людей и чётко определяют, что пешеход должен идти по по дороге против движения транспорта, то есть по левой стороне. Однако, ПДД не содержат требования к передвижению людей по тротуарам.

Вне проезжей части, граждане могут передвигаться по любой стороне. Относительно тротуаров также нет каких-то особых требований.

Если имеется велосипедная дорожка, но нет тротуара, то пешеход может идти по ней, но тут также есть свои ограничения. Прямого указания относительно стороны передвижения нет, но пешеходы не должны мешать велосипедам, соответственно, передвигаются с краю.

При отсутствии тротуара и обочины пешеход должен двигаться против движения транспорта, то есть, по левой стороне. Если есть обочина, то идти можно по ней по направлению движения.

Если на дороге расположено одностороннее движение, то идти по ней можно только в крайнем случае. Передвигаться можно будет по любой стороне, но обязательно с самого края.

16. Пешеход имеет право:

16.1. передвигаться по дорогам в соответствии с настоящими Правилами;

16.2. на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу,также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

17. Пешеход обязан:

17.1. двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине.

В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.

При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами;

17.2. переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, — по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода — на перекрестке по линии тротуаров или обочин);

17.3. при отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом (элементами).

Границы пешеходной дорожки обозначаются отдельным дорожным знаком. Соответственно, зона действия этого знака ограничивается лишь наличием дороги для движения транспорта. На пешеходной дорожке человек может чувствовать себя спокойно, так как автомобилям строго воспрещается на нее заезжать и парковаться. Только велосипедисты могут передвигаться на ней, помимо пешеходов.

Разметка велопешеходной дорожки подразумевает передвижение велосипедистов в центре и пешеходов по бокам. Далеко не все пешеходы соблюдают подобные правила. Такие дорожки часто можно увидеть в общественных местах: парках и т. д. Они рассчитаны на небольшие скоростные мощности и ритм движения и разграничивают место для прогулки вело любителей и обычных людей.

При создании помех для движения иных пешеходов, данная категория участников дорожного движения имеет полное право передвигаться вдоль проезжей части. Обратите внимание, что к ней относятся лица, передвигающиеся на инвалидной коляске без мотора. При это какой бы ни был груз, в принудительном порядке идти по именно дороге, по которой движется транспорт, вы не обязаны, так как это все-таки увеличивает риск для вашего здоровья.

Основным правилом, помимо максимальной приближенности к обочине, является движение с левой стороны дороги навстречу движущемуся автотранспорту. Исключения составляют водители велосипедов, мотоциклов, мопедов и передвигающиеся на инвалидных колясках без двигателя. Они должны передвигаться вдоль дороги по ходу движения транспортных средств.

Вечером и ночью видимость на дороге резку ухудшается. Поэтому правилами рекомендуется (а в некоторых моментах — обязывается) ношение пешеходами светоотражающих элементов одежды. В черте населенного пункта исполнение этого правила носит рекомендательный характер. Вне их носить специальный жилет, которые носят работники дороги или отдельных вещей, дополнительно крепящихся на одежду. За нарушение этого правила на пешехода может быть наложен штраф сотрудником полиции.

Памятка о правилах дорожного движения для пешеходов

Пешеходу можно ходить по краю проезжей части, если:

  • Он передвигается в инвалидной коляске и мешает другим пешеходам;

  • либо переносит вещи, которые мешают другим пешеходам;

  • дорога не оборудована тротуаром, обочиной или дорожкой для пешеходов.

Если пешеходный переход регулируется (на нем стоит светофор или регулировщик), то переходите:

  • На зеленый сигнал специального светофора для пешеходов;

  • на красный сигнал светофора для автомобилей.

Важно!

Желтый мигающий светофор на пешеходных переходах — не регулирует движение, а только предупреждает водителей об опасности. Точно такое же значение имеет и обычный светофор, если он выключен и показывает только желтый мигающий сигнал. Для пересечения дороги в таких местах следует руководствоваться правилами движения по нерегулируемым переходам.

В этом случае нужно обращать внимание только на регулировщика, вне зависимости от сигналов светофора. Жесты регулировщика и их значения прописаны в п. 6.10 ПДД.

Согласно Правилам переходить дорогу можно, когда:

  • Регулировщик стоит к вам боком, а его руки опущены;

  • вы находитесь за спиной регулировщика, а его правая рука вытянута вперед;

  • регулировщик свободным жестом указывает вам, что можно переходить.

Если пешеход, нарушая ПДД, создал помехи движению автомобилей (например, пересекая улицу вне пешеходного перехода или на красный свет), его ждет наказание в 1000 руб.

Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ

Основные правила дорожного движения для пешеходов

Нет, наши камеры пока что не умеют распознавать людей по лицам (как в Китае) и фиксируют только нарушения ПДД, совершенные водителями.

Важно!

Несмотря на то что ответственность пешеходов за нарушение правил дорожного движения прописана в КоАП, на деле их штрафуют очень редко. Однако это не означает, что можно не соблюдать ПДД. Помните, что незнание или пренебрежение правилами дорожного движения в конце концов приведет вас под колеса автомобиля. Ваша безопасность и безопасность людей вокруг вас напрямую зависит от того, насколько четко вы будете следовать правилам.

Пешеход, как и любой другой участник дорожного движения, имеет право оспорить штраф, если он с ним не согласен. Для этого следует в течение 10 дней с получения постановления о нарушении направить жалобу:

  • В районный суд либо;

  • на имя начальника инспектора ГИБДД, который вынес постановление.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ

Подробно о том, как составить жалобу и подать ее в суд, читайте здесь.

Согласно законодательным актам пешеходами считаются все лица, которые участвуют в дорожном движении вне управления транспортным средством, включая велосипедистов и мотоциклистов. Причём разнообразные дорожные рабочие, одетые в специальные светоотражающие жилеты во время исполнения своих трудовых поручений, считаются исключением.

В привычном своде ПДД правам и обязанностям пешеходов посвящена отдельная глава. Именно она регулирует движение лиц управления машиной при пересечении дороги и нахождении вблизи проезжей части.

Например, права пешеходов тоже чётко регламентированы правилами дорожного движения. В список допустимых мер включено:

  • приоритет в пересечении пути с активным движением вдоль специально обозначенных линий;
  • переход через проезжую часть, железнодорожные пути, улицы (перпендикулярно противоположной стороне) при условии, что нет помех со сторон;
  • требование от вышестоящих органов обеспечения безопасного передвижения в местах активного транспортного сообщения.

С другой стороны, основополагающей задачей граждан также является и соблюдение правил, которые предписывают следующие обязанности для граждан без авто:

  • ходьба строго по пешеходным/велосипедным дорожкам или обочине;
  • пересечение проезжей части в строго отведенных местах (переходах или подземному пути, на сигнал светофора или регулировщика);
  • отказ от пересечения дороги при приближении кареты скорой помощи или пожарного/полицейского автомобиля;
  • ждать маршрутный транспорт только в специально отведённых для этих целей местах (остановках).

Непременно стоит учитывать отдельные главы свода ПДД за 2020 год, которые посвящены лицам с какими-то ограничениями. Там условия передвижения немного отличатся от стандартного перечня, но тоже учитывают интересы россиян, которые передвигаются пешком.

Хорошо заметно, что пешеходы наравне с водителями также наделены определёнными обязанностями и правами, которые периодически дают им некоторое преимущество перед другими. Пешеход имеет преимущество над водителем на нерегулируемом переходе: независимо от того, начал ли человек своё движение или почти преодолел упомянутую зону, автолюбителю следует остановиться и пропустить гражданина.

Заодно пешеход имеет право вовсе изменить направление своего движения посередине дороги, а водителю в свою очередь нужно быстро среагировать на этот маневр и прекратить движение ещё на полпути. А когда человек идёт по тротуару вблизи перехода, хозяин транспортного средства уже не обязан тормозить.

Более сложная ситуация описывается в разделе №14, где рассмотрены действия водителя перед регулируемым переходом, когда ему горит зелёный свет, а пешеход до сих пор не закончил переходить проезжую часть. Здесь шофёру необходимо дождаться, когда пешеход закончит свой путь и только после этого возобновлять привычный маршрут.

Зато перемещаясь по крайней линии трассы, пешеходы обязаны двигаться навстречу транспортному потоку (левая сторона). Только если там уже передвигаются другие особы с неполноценными физическими возможностями в колясках для инвалидов и те, кто ведут рядом с собой скутер, мотоцикл и другой двухколёсный транспорт, то движение можно сменить на правую сторону относительно дороги.

По какой стороне проезжей части идти пешеходу по ПДД?

Изначально пешеходная дорожка представлена, как расположенное вне пределов трассы сооружение, которое необходимо для ходьбы за пределами населённого пункта или внутри него, выделенное с помощью знака 4.5.1.

Данное обозначение располагается непосредственно в передней части дороги, где по умолчанию вводится ограничение для машин. А вот действие его продолжается сразу после места фиксации. По факту отменяет данный запрет только знак 4.5.2 «Конец пешеходной дорожки».

Иногда в качестве данного участка используется поверхность искусственного сооружения, но чаще это просто фрагмент поверхности земли возле центральной дороги. Также следует различать тротуар и дорожку для пешеходов: последняя предназначена для тех лиц, кто передвигается пешком и отмечена специальным знаком.

Принципиально не стоит путать велопешеходную дорожку с обычным велосипедным аналогом. Поскольку первая необходима одновременно для движения, как велосипедистов, так и пешеходов, когда как вторая — исключительно для велосипедистов. Отличить их тоже довольно легко: велосипедная дорожка помечается знаком 4.4.1, а смешанный вид уже с пешеходной функцией – знаками 4.5.2 — 4.5.7.

В первую очередь нужно запомнить, что пешеходам разрешено идти по велосипедной дорожке лишь в ситуации, когда нет тротуара, обочины или отдельные пути для пешеходов. Даже те люди, которые ведут инвалидные (или передвигаются на них), детские коляски или катаются на роликах, не могут находиться на велосипедных дорожках при наличии тротуара – это очень опасно.

Теоретически пешеход обязан постоянно находиться на тротуаре, пешеходной зоне или иному участку, специально выделенному для подобного формата передвижения (п. 4.1 ПДД). Но на деле реализовать такую схему получается редко. Иногда вообще отсутствуют участки, когда гражданин имеет право свободно идти, не мешая другим. Поэтому дополнительно введены особые оговорки передвижения именно по проезжей части (там, где обычно ездят машины):

  1. Если зона для пеших лиц отсутствует, нужно идти по обочине (вдоль края дороги, за разметкой, где нет автомобилей).
  2. Если обочина также отсутствует, другие люди имеют возможность двигаться в привычном темпе просто вдоль проезжей трассы.
  3. В случае, если человек катит велосипед или мопед, он может следовать аналогично потоку (правило дублируется и для инвалидов).

Обобщая все рекомендации, гражданин должен без особых преград идти по дороге, но главное требование здесь заключается в том, чтобы не создавать дополнительных проблем своей траекторией остальным проезжающим машинам и водителям.

Лицам с неполноценными физическими возможностями, которые не имеют возможности полноценно ходить, а вынуждены перемещаться на инвалидных средствах без двигателя, разрешается двигаться по краю дороги. Аналогичные права параллельно предоставлены тем людям, которые перевозят большие предметы на двухколёсном транспорте или несущим габаритные предметы, вещи в руках.

Гипотетически это отнюдь не обязательное требование, а только запасной вариант для разгрузки затруднённого движения по тротуару. Но при желании все упомянутые лица с габаритным грузом могут перемещаться по территории тротуара, и это не будет являться нарушением.

Согласно предписанию пункта 4.1 ПДД, разрешается идти исключительно по пешеходной дорожке, оборудованному тротуару. Если его нет, возможна ходьба по дорожке, предназначенной для велотранспорта.

Допускается перемещение вдоль полотна по пригодной обочине и кромке твёрдого дорожного покрытия, если первая имеет ненадлежащее состояние. Тогда необходимо перемещаться в один ряд навстречу транспорту, то есть слева. Кстати, езда на велосипеде разрешена только в направлении, совпадающем с движением потока, то же правило действует, если человек ведёт средство вручную.

Второй важный пункт ПДД – 4.3. Согласно ему, пешеходам можно перемещаться на другую сторону строго по пешеходному переходу, оборудованному знаком 5.19.1 либо нарисованной «зеброй». Если таковой отсутствует в зоне прямой видимости, допускается пересечение на перекрёстке по воображаемой линии обочины либо тротуара.

Пешеходный переход – целенаправленно отведённый сектор полотна дороги, который предназначен для перемещения на противоположную сторону, а также инженерное сооружение, оборудованное с этой же целью, над покрытием или под ним.

Движение пешехода по проезжей части на перекрёстках в населённом пункте также регулируется ПДД. Знать и применять их крайне важно для безопасности.

Во-первых, нельзя создавать помехи для передвижения транспорта, выходить на дорогу из-за стоящего крупногабаритного автомобиля, который ограничивает обзор. Сначала необходимо убедиться, что нет приближающихся автомобилей.

Во-вторых, на основании пункта 4.8 ПДД, ожидать автобус или другое маршрутное средство нельзя вне возвышающейся над уровнем покрытия площадки для посадки. Если таковая отсутствует, стоять необходимо на обочине, тротуаре, покидать который запрещено до момента подъезда и окончания движения транспорта. При выходе из него нужно незамедлительно покинуть полотно.

Запрещается обходить автобус сзади, а трамвай – спереди.

Кроме того, нельзя:

  • допускать выход ребёнка на дорожное полотно без сопровождения взрослого;
  • вне перехода пересекать дорогу, снабжённую разделительной полосой либо состоящую из четырёх и более полос для езды в каждом направлении;
  • переходить полотно там, где имеется защитный забор;
  • медлить, задерживаться на дороге, если иное не грозит непосредственной опасностью;
  • идти по автомагистрали.
  • вести группу или класс детей вне отведённых для этого мест, в тёмное время суток, без сопровождающих взрослых.

То, по какой стороне дороги должен идти пешеход в населённом пункте, определяется направлением потока машин. Как уже говорилось ранее, разрешено идти навстречу автомобилям по краю полотна, если отсутствует оборудованный тротуар. К сожалению, такое явление часто имеет место в нашей стране.

Человек, идущий по нерегулируемому пешеходному переходу, обладает преимуществом перед движущимся транспортом. Водитель обязан остановить средство и пропустить его. В случае если во время пересечения загорелся разрешающий сигнал для автотранспорта, пешеход имеет право закончить переход.

Лицо, идущее к остановившемуся в положенном месте автобусу или иному средству со стороны дверей, также обладает приоритетом: водители обязаны пропустить его. В любом месте дороги, даже вне обозначенного знаками и разметкой перехода, имеют преимущество слепые пешеходы, которые подают водителям сигнал с помощью белой трости. Люди, переносящие либо везущие габаритный груз, вправе перемещаться по краю дорожного полотна, не создавая помех своими действиями.

Основная законодательная норма, применяемая в подавляющем большинстве случаев на практике к пешеходам – статья 12.29 КоАП РФ. Первая часть регламентирует движение пешехода по обочине, тротуару и проезжей части дороги, то есть соблюдение ПДД. Второй частью предусмотрены санкции для лиц, передвигающихся на велосипеде. Третья часть обозначает ответственность таких участников дорожного движения, находящихся в состоянии любого опьянения.

95% протоколов об административных правонарушениях составляется ежегодно именно по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ. При этом гражданам, впервые совершившим проступок, чаще всего назначается наказание в виде предупреждения.

Такое постановление вступает в законную силу на одиннадцатый день после вручения его копии привлекаемому субъекту. В течение одного года после этого человек, на основании ст. 4.6 КоАП РФ, считается привлекавшимся к административной ответственности. То есть, если в этот промежуток времени он повторно нарушит Правила дорожного движения, его ждёт более суровое наказание: штраф 500 рублей.

Многие руководители считают, что только в школе учат обязанности пешеходов и инструктируют как ходить по улицам, забывая об ответственности за своих сотрудников которые выполняя работу могут из-за их нарушения быть травмированы:

  • курьер несёт документы компании клиенту и попадает под колёса велосипедиста;
  • бухгалтер идёт в налоговую и травмируется автомобилем;
  • случаев может быть много.

Необходимо учитывать, что вводный инструктаж по БДД для водителей проводится сразу после заключения трудового договора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.