Права и обязанности родителей в детском саду 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности родителей в детском саду 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Консультация для родителей «Права и обязанности родителей по ФГОС»

За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.

Оказание первой помощи при работе с детьми и подростками. Охрана здоровья несовершеннолетних

36 часов (1 неделя)

Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.

Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.

Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.

Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.

Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.

Права и обязанности родителей в сфере образования ребёнка

Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.

Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.

Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.

Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?

Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.

Нет.

По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.

В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.

Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:

Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.

Ст. 65. Осуществление родительских прав:

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:

В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.

Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.

Ст. 68. Защита родительских прав:

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье:

  • воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
  • воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;
  • отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) проходят срочную военную службу, альтернативную службу;
  • оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей (мать (мачеха) или отец (отчим)) в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством. Справочно: Обязательное условие — чтобы трудоспособный отец в полной семье или родитель в неполной семье работали в Республике Беларусь или были заняты в предшествующем году не менее 6 месяцев, а также работали (были заняты) на момент обращения за пособием.

Срок подачи заявления для назначении пособия: Пособие назначается со дня возникновения правапри обращении до истечения 6 месяцев со дня его возникновения. В случае пропуска 6 месячного срока, пособие назначается с даты подачи заявления.

Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, фактически осуществляющие уход за ним, если они:

  • неработающие либо работающие на условиях неполного рабочего времени;
  • получающие пенсию либо ежемесячную страховую выплату от «Белгосстраха»;
  • являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующую деятельность приостановленную в порядке, установленном законодательством;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком — инвалидом или другими детьми до достижения или возраста 3 лет, или академическом отпуске.

Льготы семьям с детьми-инвалидами:

  • Одному из родителей, в семье которого воспитывается ребенок-инвалид, предоставляется по его желанию дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования;
  • Предоставляется право на возможное оказание малообеспеченным гражданам государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного или единовременного социальных пособий;
  • Возможность оказания материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения и всевозможную гуманитарную, психологическую, юридическую помощь, услуги няни;
  • Право на досрочную пенсию родителям детей — инвалидов. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь « О пенсионном обеспечении» матери, воспитывавшие детей- инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью.

Прием документов осуществляется по заявительному принципу.

Что нужно знать воспитателю о своих правах? Отвечаем на популярные вопросы

1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание и развитие ребенка. Будучи по своей правовой природе личным неимущественным правом, оно не может переходить по наследству. Одновременно это и обязанность родителей.

Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей, которое предусмотрено и в международных соглашениях. Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции РФ (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.

Функции по воспитанию осуществляют не только родители, но в силу своих должностных обязанностей и другие лица. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) такие функции осуществляют педагогические, социальные работники, психологи и другие подобного рода специалисты.

Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК РФ (см. комментарий к нему), родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

Большие полномочия в реализации процесса воспитания предоставлены законодательству субъектов Федерации. В частности, согласно п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Право (и соответственно обязанность) по воспитанию своих детей у родителей прекращается в следующих случаях:

по достижении детьми совершеннолетия;

вступления несовершеннолетних детей в брак;

эмансипации;

усыновления детей;

лишения родительских прав;

смерти и объявления гражданина умершим.

  • Решение Верховного суда: Определение N 4-КГ13-36, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п.1 ст. 63 СК РФ в редакции, действовавшей на момент подачи заявления). Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 58-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор Согласно пункту 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-354, Апелляционная коллегия, апелляция Воронежа, как по месту жительства ее матери, так и по месту жительства заявителя — отца ребенка, а также исключают возможность оформления на ребенка двух медицинских карт. Такие положения нарушают его права и законные интересы, предусмотренные пунктом 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы ребенка, гарантированные частями 1 и 2 статьи 38, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации…
  1. Пункты данного документа основываются на ФГОС дошкольного образования, утвержденного Минобрнауки (пр. №1155). В задачи инструкции входит предоставление информации, затрагивающей должностные права и обязанности, сферу ответственности и характер взаимодействия младшего воспитателя с прочими сотрудниками.
  2. Прием младшего воспитателя на работу и последующее увольнение осуществляются заведующим ДОУ.
  3. Младший воспитатель обязывается иметь среднее профобразование или среднее (полное) общее образование и профподготовку в сфере образования и педагогики. Требования к опыту работы отсутствуют.
  4. Младший воспитатель должен подчиняться заведующему ДОУ, а также следовать указаниям заведующего хозяйственной частью предприятия, медицинского работника и воспитателей группы.
  5. Правовую основу профессиональной деятельности младшего воспитателя составляют следующие документы:
    • Конституция РФ;
    • ФЗ «Об образовании в РФ»;
    • образовательные программы дошкольного образования;
    • правила и нормативы, касающиеся техники безопасности действий при ЧП;
    • СанПиН 2.4.1.3049-13;
    • Федеральные госстандарты дошкольного образования;
    • устав и локальные акты ДОУ;
    • ПВТР, утвержденные в учреждении;
    • приказы, выпускаемые руководителем;
    • трудовой договор.
  6. Младший воспитатель обязывается иметь исчерпывающие знания, касающиеся:
    • законов РФ и прочих документов, регулирующих действия воспитателей;
    • базовых понятий психологической, педагогической, физиологической наук, а также особенностей оказания детям помощи при наличии угрозы для жизни;
    • теоретического и практического разделов воспитательской деятельности;
    • способов убедительной аргументации своей точки зрения, а также установки контакта с детьми и их родителями;
    • правил, распространяющихся на уход за детьми и охрану их здоровья;
    • санитарных нормативов ухода за комнатами и периодической обработки принадлежностей;
    • правил внутреннего трудового распорядка, принятых в ДОУ.
  7. Младший воспитатель обязывается ознакомиться с должностной инструкцией младшего воспитателя ДОУ, правилами, соблюдаемыми при эвакуации, а также правилами по охране труда. Он должен завершить обучение и уметь применять навыки оказания доврачебной помощи.

К числу должностных задач, стоящих перед младшим воспитателем, относятся следующие:

  • организация ежедневной активности, которая обеспечивает социализацию детям, под руководством воспитателей ДОУ;
  • помощь воспитателям ДОУ, организующих занятия для воспитанников с учетом образовательной программы;
  • задействование в предотвращении девиантного поведения и вредных привычек у детей;
  • отслеживание соблюдения воспитанниками режима дня, принимающего во внимание их возраст;
  • контроль помещений и оборудования ДОУ на предмет соответствия санитарным нормативам, включающий в себя влажную уборку, чистку ковров, обработку столовых приборов и санузлов;
  • обеспечение безопасности воспитанников на период их нахождения в детском саду;
  • помощь детям, пытающимся освоить навыки самостоятельного обслуживания (при учете возрастных особенностей);
  • помощь в организации труда, имеющего общественно значимую направленность, среди старших воспитанников;
  • ознакомление детей с нормами поведения за столом во время приема пищи, развитие представлений о гигиене и культуре питания;
  • общение с родителями детей с целью передачи информации, затрагивающей компетенцию младшего воспитателя;
  • помощь детям в надевании и снимании предметов одежды;
  • обеспечение детей чистыми полотенцами и кипяченой водой;
  • принятие участия в проведении мероприятий, направленных на закаливание и оздоровление организма;
  • присмотр за детьми на протяжении тихого часа – в том случае, если воспитателю необходимо отлучиться;
  • прибытие на работу заранее (за десять минут до начала официального рабочего дня);
  • сохранение порядка на собственном рабочем месте, а также бережное пользование имуществом ДОУ;
  • прохождение периодических медкомиссий согласно плану, созданному руководителем.

Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

  1. Понести наказание младший воспитатель может в следующих ситуациях:
    • некорректное исполнение или отказ от исполнения своих прямых обязанностей, перечисленных в данном документе;
    • нарушение УК или ГК, действующих на территории России, во время рабочего процесса;
    • причинение вреда имуществу, принадлежащему ДОУ (в пределах ГК и ТК РФ).
  2. При нарушении сотрудником одного из вышеуказанный пунктов, его ожидает дисциплинарное взыскание (согласно 192 ст. ТК РФ).
  3. В случае применения насильственных методов при воспитании детей или совершении действий аморального характера, младший воспитатель может быть уволен (согласно ТЗ и ФЗ «Об образовании»). При этом освобождение от занимаемой должности не будет считаться дисциплинарным взысканием.
  4. Причинение ущерба ДОУ или его воспитанникам в процессе некорректного осуществления профессиональной деятельности, сотрудник несет ответственность материального характера (согласно ГЗ и ТЗ).

Коммуникация младшего воспитателя подразумевает следующие действия:

  • присутствие на совещаниях, целью которых является обсуждение тем, связанных с воспитанием детей;
  • передача информации заведующему учреждением, касающейся слабых сторон воспитательного процесса, которые следует улучшить;
  • ознакомление заведующего с идеями, которые позволили бы усовершенствовать данный процесс и решить проблему;
  • своевременное ознакомление с приказами, а также прохождение инструктажа с последующей распиской;
  • обсуждение вопросов, касающихся сферы деятельности младшего воспитателя с административными работниками, воспитателями и прочим персоналом учреждения;
  • быстрое информирование работников ДОУ и городских служб о ЧП, происходящих на территории учреждения и угрожающих жизням людей.

Должностная инструкция – это документ, который четко очерчивает рамки рабочего процесса и специфику обязанностей, закрепляемых за тем или иным сотрудником. Он соединяет в себе несколько полезных функций:

  • приводит список обязательных требований, закрепленных за конкретной должностью. В этот пункт входят такие факторы, как образование, подготовка и опыт работы в аналогичной сфере;
  • дает исчерпывающее представление об обязанностях работника. Помимо их перечисления, приводится информация об общем объеме работы и ее частях, за которые сотрудник отвечает;
  • указывает на те проступки, за последствия которых сотрудник может понести ответственность – как административную, так и уголовную (в зависимости от степени тяжести нарушения).

Кстати! Особую значимость должностная инструкция приобретает во время судебных разбирательств, когда работодатель и сотрудник имеют претензии друг к другу. Четко прописанный документ позволяет определить, признавать ли сотрудника виновным или нет.

В верхнем правом углу документа место отводится для руководителя организации (в конкретном случае – для заведующего). Среди данных, которые должны быть отражены в этой части, числятся:

  • занимаемая должность;
  • наименование ДОУ;
  • Ф.И.О.;
  • подпись и расшифровка.

Первый раздел инструкции посвящается общим вопросам, таким как оповещение сотрудника о системе рабочей иерархии и предоставление общих сведений о законодательной базе документа. Указывается лицо, которому младший воспитатель обязывается подчинятся, и которое производит прием на работу и последующее увольнение – заведующий ДОУ.

Далее идет ознакомление с минимальными требованиями к квалификации работника. В рассматриваемом случае детский сад соглашается взять соискателя без опыта работы, однако наличие у него теоретических знаний в сфере педагогики является обязательным пунктом.

В завершении приводятся все документально закрепленные акты, которые регулируют права как сотрудника, так и работодателя. К числу этих документов относятся как Федеральные законы, так и локальные правила, выработанные в конкретной организации.

  • воспитания, образования и развития ребенка по ФГОС
  • тщательный присмотр за вверенным ему ребенком, в том числе отслеживание состояния здоровья и контроль за ним в течение дня
  • наблюдение за ребенком в адаптационный период
  • изучение индивидуальных особенностей и склонностей ребенка
  • кормить ребенка особой домашней едой, если ребенок в этом нуждается
  • создание условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности вашего ребенка
  • организацию досугов и праздников

Глава 12. Права и обязанности родителей (ст. 61 — 79)

  • дожидаться вас, пока вы доедете с работы и заберете ребенка (после окончания смены с воспитателя снимается вся ответственность за безопасность ребенка)
  • пойти вам навстречу и пустить в сад ребенка с симптомами болезни — насморком, кашлем, температурой
  • давать какие-либо лекарства и даже витамины ребенку: он даже не имеет права хранить лекарства в детском саду (они могут быть только в аптечке медработника)
  • отдавать ребенка братьям и сестрам, которые не достигли 16 лет
  • отдавать ребенка родственникам, если это не согласовано заранее в письменном виде

Родители (законные представители) являются первыми педагогами, которые обязаны:

  • заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте;
  • выполнять Устав ДОУ;
  • соблюдать условия договора между ДОУ и родителями (законными представителями);
  • информировать ДОУ об отсутствии ребенка в случае болезни или по иным причинам (в трехдневный срок).

Родители (законные представители) ребенка имеют право:

С момента рождения ребенок становится носителем субъективных прав. Они изложены, например, в ст. 18 Гражданского кодекса.

Граждане РФ с рождения имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут избирать место жительства, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, участвовать в обязательствах (заключать договоры, быть акционерами и т.д.), могут иметь авторские права и др.

Правоспособность человека прекращается с его смертью.

Права малолетних предусмотрены ст. 26 и 28 Гражданского кодекса. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не могут быть самостоятельными участниками крупных сделок. Для этого им нужны представители – родители, опекуны или усыновители. То есть ребенок не может распоряжаться недвижимостью, автомобилем, дорогой аппаратурой и бытовой техникой.

Несовершеннолетние 14–18 лет совершают крупные сделки с письменного согласия представителей. Сделки будут действительны также при последующем письменном одобрении представителей.

При этом малолетние начиная с 6 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки – купить еду, тетради и учебники. Приобретаемая вещь должна удовлетворять каждодневные потребности ребенка в пище, одежде, обучении и т.п.

Без участия взрослых можно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или госрегистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом. То есть речь идет о мелких покупках, подарках, обмене. Также самостоятельно несовершеннолетний может вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут родители. Это значит, что если ребенок причинил вред, то пострадавший обратится в суд с иском к родителям. Компенсация будет выплачена из их заработной платы или взыскание будет обращено на их имущество.

Права, обязанности и ответственность родителей

Нет возможности отправиться с ребенком к родственникам или в оздоровительный лагерь? Сейчас практически все перевозчики предлагают услугу сопровождения несовершеннолетнего во время поездки или перелета. Компания-перевозчик возьмет на себя ответственность за безопасное путешествие ребенка. Однако вам откажут в сопровождении ребенка, если ему меньше 5 лет.

Заказать услугу может только родитель или опекун. То есть дядя или тетя, дедушка или бабушка не смогут воспользоваться таким сервисом.

Для путешествий за границу понадобится нотариально заверенное разрешение от каждого родителя. Если супруги в разводе, достаточно будет разрешения только одного родителя.

Летом 2019 г. в Москве прошли не согласованные с властями митинги в поддержку незарегистрированных кандидатов на выборы в Мосгордуму. В акциях приняли участие две семьи – Петр и Елена Хомских с дочерьми, Ольга и Дмитрий Проказовы с годовалым сыном. Позже прокуратура обратилась в суд с иском к супругам о лишении их родительских прав. Ведомство посчитало, что дети находились в опасности. Однако суды приняли решение не лишать супругов родительских прав.

Попробуем разобраться в ситуации. В данном случае не было вовлечения детей в участие в митинге – они оказались там с родителями по малолетству. Наказывать родителей за то, что они берут на собрание ребенка, – нельзя. Однако они могут понести ответственность в случае, если участие малолетнего ребенка в таком собрании сопровождалось опасностью для его здоровья и жизни.

Другое дело – привлечение к участию в несанкционированных митингах несовершеннолетних. За это для граждан предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., или обязательных работ на срок от 20 до 100 часов, или ареста на срок до 15 суток1.

Можно привести и другие примеры, когда ребенок оказался в опасности, за что родителей могли лишить или даже лишили родительских прав. Довольно часто встречается ситуация, когда дети пришли с родителями в ресторан. Взрослые заказали алкоголь, и впоследствии их поведение вынудило соседей по столикам вызвать полицию, несмотря на нежелание персонала ресторана вмешиваться в ситуацию. Один из подобных случаев закончился составлением протокола. После этого родителей с детьми посадили в такси, и те поехали домой. После инцидента органы опеки начали работу с семьей. Позже они вмешались в ситуацию, когда те же родители пытались выгнать детей 5 и 13 лет из дома, потому что те не давали им спокойно отмечать какое-то событие. Это стало поводом для лишения их родительских прав в отношении старшего ребенка и для ограничения прав в отношении младшего.

Чаще всего, если семья привлекла внимание полиции, то велика вероятность, что она окажется на особом контроле у органов опеки. Если действия родителей в дальнейшем создадут опасность для жизни и здоровья детей, то их могут лишить родительских прав.

29 октября 2019 г. вступили в силу поправки в Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию2. С этой даты не разрешается пускать на зрелищные мероприятия детей младше 18 лет, если там доступна информация, запрещенная для распространения среди несовершеннолетних. К такой информации относятся, например, изображение или описание насилия. То есть перед покупкой билетов на фильм, спектакль или концерт родителям следует обратить внимание, на какую категорию зрителей рассчитано мероприятие: «0+», «6+», «12+», «16+», «18+». Ребенка не пустят на мероприятие для взрослых даже с родителями.

К слову, благодаря этим же поправкам родители могут рассчитывать на то, что информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, не будет продаваться на расстоянии менее чем 100 м от школ, садов и других детских организаций. Хотя тут нужно сделать оговорку: регионы вправе уменьшить это расстояние, но не более чем на 50 м.

28 апреля 2009 г. были внесены изменения в Закон об основных гарантиях прав ребенка3. Поправками введен детский комендантский час: ребенку запрещено появляться без сопровождения взрослых на улице в ночное время суток. В большинстве регионов России детям до 16 лет можно находиться на улице одним до 22:00. Если ребенок старше, гулять разрешено до 23:00.

Однако местные власти в любом из регионов имеют право: изменять время начала и окончания действия «недетского часа»; отменять его по случаю всероссийского или муниципального праздника, организованного администрацией округа; вносить корректировки, касающиеся возраста несовершеннолетних; определять список запрещенных для посещения детьми мест. Например, в Башкирии подросткам разрешено появляться на улице без взрослых до 00:00.

Несоблюдение ребенком режима комендантского часа считается неисполнением родителями обязанностей по воспитанию детей – ст. 5.35 КоАП РФ. Если ребенок при этом совершил противоправные деяния, наказание для него или его родителей может последовать по статьям Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса.

На родителей ребенка-нарушителя будет наложен штраф. Его размер в зависимости от нарушения и серьезности последствий может составить как 300 руб., так и 50 тыс. руб. Например, подросток, будучи пьян, оказался за рулем автомобиля и протаранил несколько машин. Родителям был присужден штраф в размере 30 тыс. руб.

Но наказание не может назначаться матери и отцу, не проживающим вместе с ребенком после развода или лишенным родительских прав, поскольку в их обязанности воспитание детей не входит. Исключение составят случаи, когда ребенок был временно передан им на законном основании.

Для младенцев в садиках действуют ясли, в которые их можно отдать, начиная с двухмесячного возраста. Такую возможность предусматривает ст.67 ч.1 Федерального Закона об образовании. Конечно, не в каждом детсадовском учреждении существуют подобные группы, и даже при их наличии могут закончиться свободные места. Именно из-за их дефицита сегодня во многих субъектах РФ под ясли специально возводятся отдельные постройки на территории детсадов. Если матери нужно срочно выйти из декрета, при отсутствии описанных препятствий она сможет это сделать, поручив уход за малышом специалистам.

Для этого надо подать письменное заявление и ожидать решения. В нем нужно написать, что вы желаете отправить малыша в ясли как можно раньше, тогда он попадет в них при появлении свободного места.

Большинство российских родителей отдают детей в садик в трехлетнем возрасте, хотя законодательством такое ограничение не предусмотрено. Такая статистика объясняется тем, что декретный отпуск длится только 3 года. По истечении этого срока работодатель вправе уволить отсутствующего родителя, что вынуждает того возвращаться к выполнению рабочих обязанностей. Но не в каждой семье готовы или стремятся целиком израсходовать отведенный законом срок, вот почему услуги яслей широко востребованы.

В ясли малыша примут вне зависимости от того, приучен ли он уже к горшку, находится на грудном вскармливании или прикорме. В первом случае матерям разрешается посещать ребенка для кормления во время рабочих перерывов, а своевременной сменой подгузников займется няня.

Права и обязанности участников образовательного процесса

Согласно ст. 258 Трудового Кодекса, трудоустроенные матери вправе покидать рабочее место для грудного вскармливания младенца, притом без снижения заработной платы за период отсутствия. Право на паузы в исполнении должностных обязанностей закреплено за всеми работающими мамами, чьим детям еще не исполнилось 1,5 года, но, чтобы воспользоваться им, сначала надо написать заявление на имя руководства компании.

По ТК РФ перерывы предоставляются через каждые 3 ч, а длиться они обязаны не менее получаса (для мам 2-х грудных детей этот срок возрастает до 1 ч), причем их разрешается объединять для удобства в один перерыв. Таким образом, при стандартном трудовом дне длительностью 8 часов сотрудница вправе сделать не менее 2-х перерывов. При желании можно приступать к работе на 1 ч позже или покидать ее на 1 ч позже, либо делать пролонгированный обеденный перерыв.

Оплата перерывов осуществляется исходя из средней величины оклада за годовой период, а также с учетом размера премии за тот же срок.

Женщина вправе делать подобные паузы на работе, даже если ребенок посещает детсад и питается там. Работодатель обязан предоставлять ей это право без сокращения оклада и не может контролировать, как сотрудница потратит выделенное время.

Согласно ст.67 ч.3 Федерального Закона об образовании в РФ провозглашена доступность образовательных услуг для всех жителей страны, вне зависимости от их гражданства, уровня доходов и места жительства. Эта общедоступность обязана носить и территориальный характер, то есть нельзя вынуждать родителей отвозить ребенка в садик, расположенный на значительном расстоянии от дома.

Действующим законодательством предусмотрено, что места в детсадовских учреждениях должны распределяться между теми, кто живет поблизости, однако в реальности этому принципу не всегда следуют из-за отсутствия свободных мест. Также в саду могут отказать, если ребенок не прописан в конкретном месте. Такой отказ противозаконен, но иногда возможен.

В подобных случаях нельзя отчаиваться, напротив, надо отстаивать законные права. Часто достаточно побеседовать с администрацией госучреждения, чтобы решить проблему, но может потребоваться и судебное разбирательство.

В иске следует указать, что отказ в приеме ребенка необоснован, т.к. отсутствие прописки не может служить причиной, а образовательные услуги должны быть доступны всем россиянам, поэтому вы просите суд восстановить справедливость. Перечисленные доводы выглядят убедительно, поэтому решение, скорее всего, будет вынесено в вашу пользу даже при отсутствии регистрации по месту жительства.

При наличии нескольких дошкольников в семье ради удобства многие предпочитали отправлять их в один садик, но не всегда это было возможно, поэтому в 2019 г. такое право было закреплено на юридическом уровне. Согласно ст.56 ч.2 Семейного Кодекса и ст.67 ч.3.1 ФЗ об образовании каждый ребенок, если его братик или сестренка посещают конкретное госучреждение, получает приоритет при зачислении. Такая правовая норма избавила родителей от необходимости искать обходные пути и налаживать контакт с детсадовской администрацией.

В результате ребенок продвинется в очереди на зачисление на первые места, опередив тех, кто оформлял заявку раньше. Эта льгота действует на общефедеральном уровне, т.е. во всех регионах и населенных пунктах страны.

Чтобы воспользоваться этим правом, необходимо известить администрацию при записи в детсад. Родителям дошкольников обычно доступно несколько детсадов на выбор, но один можно обозначить как приоритетный, если его уже посещает старший из детей.

Как правило, распределение мест в садике происходит с соблюдением очереди, формирующейся на основе даты подачи заявлений. Вот почему многие родители стремятся оформить заявление вскоре после появления малыша на свет, чтобы гарантированно закрепить за ним место.

Однако законодательство предусматривает несколько категорий льготников, установленных рядом президентских указов (№431 п.1 пп.«б», №1157 п.1) и федеральных законов (№3-ФЗ ст.46 ч.6, №76-ФЗ ст.19 п.6, №283-ФЗ ст.3 ч.14, №403-ФЗ ст.35 ч.25, №1244-1 ст.14, ст.15, ст.17, №2202-1 ст.44 ч.5, №3132-1 ст.19 п.3). Эти документы устанавливают три льготных формы получения места в детсаду: внеочередное, первоочередное и преимущественное. Первыми получают места именно эти категории, в указанном порядке. Распределение оставшихся мест осуществляется согласно очереди.

Рассмотрим эти категории по отдельности:

  • внеочередное право имеют: сотрудники органов прокуратуры и Следкома, судейский корпус, пострадавшие при аварии на ЧАЭС и ее ликвидаторы;
  • первоочередным правом наделяются: военные, сотрудники полиции, пожарные, работники ФСИН и ФТС, судебные приставы, многодетные семьи, инвалиды, а также родители детей с ограниченными возможностями;
  • преимущественное право получают: братья и сестры записанных в конкретный садик детей.

В подтверждение законности своих требований льготники должны предоставить соответствующие документы.

Все российские дети по Конституции (ст.43 п.2) наделены правом на бесплатное получение дошкольного образования. Следовательно, место в садике обязаны предоставить, но нигде не уточняется, с какого возраста. Большинство матерей, ушедших в декретный отпуск, нуждаются в этом по достижении ребенком 3-х лет, т.к. вынуждены вернуться на рабочее место. Вот почему президент России озаботился этим вопросом и приказал гарантировать к 2021 г. общедоступность дошкольного образования детям, не достигшим 3-х лет.

Если декрет подходит к концу, но свободного места нет, пора его потребовать. Это можно сделать, даже если ребенку не исполнилось 3 года. По закону на администрацию ложится обязанность по выделению места, причем госучреждение должно располагать поблизости от места жительства. При отказе следует идти в суд, таким же образом надо поступить, если вымогают плату за зачисление.

В ряде субъектов РФ предусмотрена выплата денежной компенсации при невозможности найти место в садике. На общегосударственном уровне подобных компенсационных выплат не установлено, поэтому о праве на нее можно узнать в отделе соцзащиты. К примеру, жителям Архангельской области ежемесячно выплачивают 2076 руб. при вынужденном непосещении детсада ребенком 1,5-6 лет. Однако здесь имеется ограничение: общий семейный доход обязан быть ниже 1,5 прожиточных минимумов.

Невзирая на обязательную бесплатность дошкольного образования на всей территории РФ, плату за посещение детсадовских учреждений все-таки взимают, поскольку помимо образовательных услуг там также предоставляют уход и питание. Ежемесячный платеж может достигать нескольких тысяч рублей.

Но в соответствии со ст.65 ФЗ об образовании, семья может рассчитывать на частичную компенсацию этой суммы. Величина компенсационной выплаты сильно варьируется в разных регионах, однако на общефедеральном уровне действует минимально допустимый процент от ежемесячного платежа:

  • 20% — на 1-го малыша;
  • 50% — на 2-го малыша;
  • 70% — на 3-го малыша и последующих.

Обязательные компенсационные выплаты предусмотрены не для всех желающих, а только для малоимущих, многодетных и других уязвимых категорий населения. Список нуждающихся определяется на региональном уровне, поэтому в разных субъектах он различается.

Данный документ был принят ООН, причем он является далеко не единственным нормативным актом, в котором затронута тема «Права ребенка». Страны Европы уделяют существенное внимание проблеме защиты дошкольников, понимая, что в таком возрасте самостоятельно они постоять за себя неспособны. В любом цивилизованном государстве существуют свои собственные нормативные документы, в которых перечисляются права ребенка (в детском саду, в частности).

В нашей стране существует Семейный кодекс, кроме того, функционирует Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Эти документы являются основополагающими для социальных работников, которые отслеживают благополучие семей. Права ребенка в ДОУ защищены Законом «Об образовании». Есть и административные документы, инструкции, в которых они также прописаны. Подобные нормативные акты прописывают все права ребенка в ДОУ, родители должны внимательно ознакомиться с ними и при необходимости защищать, основываясь на этих законах, своих малышей.

Если суд принимает решение об удовлетворении требования истца, вы должны получить исполнительный лист и решение суда на руки.

Другой способ – направить просьбу в суд о передаче исполнительных документов непосредственно в службу судебных приставов. Согласно Закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. (ч. 1, 3 ст. 30, ст. 33) и ГПК РФ (ч. 1 ст. 428) вы можете обратиться в службу судебных приставов по месту нахождения должника с исполнительным листом и заявлением о возбуждении исполнительного производства.

Предыдущая запись Каким санитарным требованиям должны отвечать игрушки для детей — нормы безопасности

Следующая запись Как восстановить родительские права?

Российская действительность такова, что запись в детский сад часто начинается сразу после рождения малыша, но попасть в учреждение ребенок может только по достижении трехлетнего возраста. Причиной стало повышение рождаемости, а также закрытие во времена разрушения СССР многих ДОУ. Для решения проблемы, связанной с нехваткой мест, в наши дни строятся новые сады, но полного ее устранения пока не ожидается.

Защитим семью — защитим детей

Российские дети с самого рождения обладают индивидуальными правами. Право на жизнь, уважение, имя, качественное медицинское обслуживание и другие важнейшие гарантии устанавливаются законами как неотъемлемые признаки существования личности сразу после рождения. Кроме этого, дети пользуются важными социальными правами, которые дают возможность развиваться:

  • получение образования;
  • гарантия возможности развития (физического и умственного);
  • соблюдение равноправия между всеми детьми (нельзя выделять лучших);
  • безопасность пребывания на территории;
  • право на качественное и полноценное питание;
  • защищенность от всех форм насилия и грубого неправомерного поведения воспитателей по отношению к ребенку.

Определение «жестокое обращение» предполагает побои, сексуальное, эмоциональное либо физическое насилие (например, крики, оскорбления, унижения). В детских садах нарушения подобного плана происходят довольно часто, причем воспитатели считают нормальным кричать на детей, называть их некрасивыми словами, отвесить оплеуху. Если вы узнали, что нарушаются права ребенка (примеры таких ситуаций встречаются нередко), то есть к малышу применялось какое-либо насилие, переводите его в другое дошкольное учреждение.

Именно родители могут и должны следить за тем, чтобы права их детей в дошкольных образовательных учреждениях не нарушались. При выборе детского сада мамы и папы обязаны проверить уровень квалификации воспитателей, к которым они поведут своих чад. Если малыш после первого визита в садик дома капризничает, отказывается спать, плачет без причины, то ощущение дискомфорта налицо. Родители должны пристально понаблюдать за малышом, если через 3-4 дня его поведение не меняется, повышается нервозность, поговорите с воспитателями. Если после разговора ничего не меняется, и малыш отказывается идти в детский сад, ищите для него другое дошкольное учреждение.

При установлении факта нарушения прав детей со стороны воспитателя или иных сотрудников дошкольного учреждения родители могут требовать привлечения их к ответственности. Защищать их права можно на нескольких уровнях:

  1. Обратившись к заведующему дошкольного учреждения.
  2. Подав заявление в правоохранительные органы.
  3. Написав письменное обращение в органы опеки и попечительства.

В заявлении следует изложить возникшую проблему. Когда вопрос решается на внутреннем уровне, достаточно просто жалобы, а вот при подаче заявления в правоохранительные органы не обойтись без уточнения деталей. К тому же потребуются доказательства совершенного противоправного действия.

Родители обязаны своевременно реагировать на выявленные нарушения и применять все возможные меры для защиты своих несовершеннолетних чад. Для этого они должны прибегать исключительно к законным мерам.

Для корректного отображения сайта обновите Ваш браузер!

Принято на Общем родительском Заведующая МДОУ № 1

собрании «___»___________ 20___ года р.п. Красный Октябрь

«____»____________ 20___ года

ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском комитете
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области»

1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность родительского комитета МДОУ № р.п. Красный Октябрь (МДОУ), являющегося органом самоуправления дошкольного образовательного учреждения.

1.2. Положение о родительском комитете принимается на общем родительском собрании МДОУ, утверждается и вводится в действие приказом по МДОУ. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся в том же порядке.

Положение о родительском комитете

Положение о родительском комитете

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В качестве добровольной общественной организации в ГДОУ д/с №85 (далее по тексту — ДОУ) действуют групповые и общесадовский Родительские комитеты.

1.2. Они содействуют объединению усилий семьи и детского сада в деле развития, обучения и воспитания детей, оказывают помощь в определении и защите социально не защищённых воспитанников.

1.3. Родительский комитет создается по инициативе педагогического коллектива ДОУ , родителей (законных представителей) воспитанников.

Елена Ахтямова
Родительский комитет как общественный орган управления ДОУ

В последнее время очень большое внимание уделяется государственно-общественному управлению в образовательных учреждениях. Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций. Общественные органы управления наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов. Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В решении данной задачи большая роль отводится родительскому комитету учреждения.

Важным моментом при проведении подготовки и обучения является проведение инструктажей по охране труда в школе по разработанным программам вводного, первичного на рабочем месте, повторного и целевого инструктажей по охране труда для работников образовательного учреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.