Отличие уголовной ответственности от административной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие уголовной ответственности от административной ответственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Субъект. Административное правонарушение может совершить как физическое, так и юридическое лицо, уголовное преступление – только дееспособное физическое лицо.
  2. Орган, ведущий процесс. Привлекать к административной ответственности может большое количество субъектов, в то время как к уголовной – только суд.
  3. Тяжесть содеянного. Правонарушение, в отличие от преступления не несёт большой опасности для общества, в связи с чем процесс в значительной степени упрощён. Разделение по составам осуществляется с помощью соответствующих кодексов.
  4. Наказание. За уголовное преступление предусмотрена более строгая ответственность, нежели за административное правонарушение.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

В чем отличие административной и уголовной ответственности за нанесение побоев?

Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.

Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.

Состав же предусматривает наличие четырех элементов:

  • объекта,
  • объективной стороны,
  • субъекта,
  • субъективной стороны.

Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.). Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо). Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность).

За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • конфискация орудия нарушения;
  • лишение права;
  • арест;
  • выдворение;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • запрет на посещение массовых мероприятий.

Виды составов административных правонарушений указаны в особенной части КоАП РФ — разделе II.

Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.

В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:

  1. Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
  2. Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
  3. В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
  4. Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
  5. Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т. д.) и отсутствие категорий правонарушений.
  6. Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
  7. Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
  8. Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
  9. По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
  10. По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
  11. Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
  12. Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
  13. Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
  14. УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
  15. Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.

ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

Несмотря на существенные различия, административная и уголовная ответственность имеют сходные черты:

  1. И административная ответственность, и уголовная налагаются на лиц, совершивших противоправные деяния, за которые соответствующим кодексом предусмотрена ответственность.
  2. Оба вида ответственности основаны на применении мер государственного принуждения.
  3. Некоторые виды наказаний совпадают по своей сути (например, штраф как мера денежной ответственности, не совпадают лишь его размеры).
  4. Как в уголовном, так и в административном праве существуют смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
  5. Как по УК РФ, так и по КоАП РФ предусмотрены сроки давности привлечения к ответственности.
  6. Как в УК РФ, так и в КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение наказаний (например, за неуплату административного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ).
  7. В обоих случаях для производства по делу необходимо его возбуждение, при наличии на то оснований оно подлежит прекращению (то есть существуют основания освобождения от ответственности).
  8. Как в УК РФ, так и в КоАП РФ возможно признание преступления или нарушения малозначительным, хотя суть понятия «малозначительность» в уголовном и административном праве не совпадает.

***

Таким образом, административная и уголовная ответственность имеют как сходства, так и различия. Однако сравнивать их имеет смысл только исходя из теоретического интереса, т. к. это разные процедуры, урегулированные различными законодательными актами и преследующие разные цели.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Энциклопедия решений. Соотношение административной и уголовной ответственности

    Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.

    В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:

    1. Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
    2. Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
    3. В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
    4. Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
    5. Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т. д.) и отсутствие категорий правонарушений.
    6. Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
    7. Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
    8. Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
    9. По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
    10. По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
    11. Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
    12. Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
    13. Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
    14. УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
    15. Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.

    ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

    Административное правонарушение (проступок) – противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Признаками административного правонарушения, являются: общественная вредность, противоправность, виновность и административная наказуемость.

    Административная ответственность отмежевывается от уголовной по следующим критериям:

    1. Уголовная ответственность наступает исключительно по решениям судебных органов. Решение о применении административной ответственности принимаются многочисленными органам мы управления, которые наделены правами непосредственного применения к виновным в совершении правонарушений соответствующих административных взысканий (вв 218 – 244-15. КУоАПпАП).
    2. Санкции и ограничения прав, применяемые к правонарушителям при привлечении к уголовной ответственности более строгие, чем при административной ответственности.
    3. К уголовной ответственности могут быть привлечены граждане Украины или иностранные граждане, лица без гражданства, вменяемые лица, достигшие возраста уголовной ответственности, а за отдельные преступления – от 14-ти до 16-ти лет (ч.2 ст22. УК). К административной ответственности могут быть привлечены, помимо уже перечисленных, также юридические лица и несовершеннолетние, достигшие 16 лет.
    4. Нормативными основаниями применения уголовной ответственности являются нормы Уголовного кодекса Украины, административной – нормы. КоАП и другими законодательными актами, устанавливающих административную ответственность. Фактическими основаниями являются: в административной ответственности факт совершения проступка (состав административного проступка) в уголовном – конкретный состав преступления, который имеет большую общественную опасность.
    5. Процедурой и скоростью применения санкций к правонарушителям. Это можно объяснить тем, что административные проступки по сравнению с уголовными преступлениями легко устанавливаются, не требуют проведения предварительного следствия, судебного рассмотрения.

    Можно выделить следующие признаки административного правонарушения:

    1. Противоправность – это ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но также и охраняется правом.
    2. Антиобщественный характер – это посягательство самого разного рода, например, на интересы государства и общества в целом или же на интересы какого-то отдельного гражданина. Обобщённый перечень таких интересов зафиксирован в статье об административных правонарушениях и конкретизируется в каждом отдельном случае в содержащихся в нём правовых нормах;
    3. Деяние – это акт осознанного (волевого) поведения, может быть противозаконным действием (например, переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (например, неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя).
    4. Виновность – это подобная уголовному праву конструкция поведения с конкретным умыслом и же с неосторожностью.

    Важно понятие наказуемости, при которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

    Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

    • административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, а это означает, что она устанавливается как законом, так и подзаконными актами, или же их нормами об административных правонарушениях, а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права;
    • назначается только за административные проступки;
    • субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;также субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
    • за административные проступки предусмотрены административные взыскания;
    • административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц, например: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и другими;
    • административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц – правонарушителей;
    • если применяется административное взыскание, то это не влечет за собой судимости и последующего увольнения с места работы;
    • меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

    За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

    Получите совет юриста за 15 минут!

    Отличия уголовной ответственности от административной

    Особенности административной ответственности:

    • законность – порядок привлечения к ответу за деяния имеет законную основу;
    • определение вины в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения;
    • ответственность только за проступки субъекта;
    • справедливое наказание, соизмеримое с виной;
    • целесообразность;
    • гуманизм – наказание не применяется для унижения личности;
    • презумпция невиновности – правонарушитель считается невиновным до того момента, пока не будет доказано обратное;
    • наказание должно быть своевременным и приведено в исполнение в самые короткие сроки.

    Юридический вид ответственности обладает рядом особенностей, а именно:

    • имеет признаки юридической ответственности и принуждения административного;
    • четко определенная нормативная законодательная база;
    • попадает под воздействие института административного права в совокупности с нормами;
    • выступает как последствие правонарушения;
    • меры административной ответственности распространяются на физических и юридических лиц;
    • реализация происходит посредством взысканий и наказаний;
    • действует наказание путем наложения его на виновного в проступке через суды, должностных лиц и исполнительные власти;
    • не влечет за собой наказание в виде увольнения с места работы и судимости;
    • зачастую носит внесудебную процедуру привлечения к ответственности.

    Наказанием может служить материальное, моральное, организационное лишение.

    1. Система административного права Украины: предмет, субъекты
    2. Административное правонарушение: состав, виды, примеры, признаки
    3. Административная ответственность
    4. Порядок наложения административного взыскания
    5. Административный процесс

    Административное право регулирует отношения, связанные с государственным управлением.

    Административное право состоит из двух частей:

    • Общая часть включает нормы, имеющие общий характер и характерные для всей системы государственного управления, для всех его отраслей и сфер. То есть нормы, которые закрепляют: основные принципы осуществления государственного управления; административно-правовой статус субъектов административного права; формы и методы осуществления управленческой деятельности; ответственность за совершение административных правонарушений; порядок административно-процессуальной деятельности; порядок обеспечения законности в государственном управлении.
    • Особенная часть конкретизирует нормы Общей части, исходя из специфических условий их применения, например, в пределах определенной области государственного управления.

    Субъекты административного права — это физические и юридические лица, наделенные определенным объемом прав и обязанностей в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализующие функции исполнительной власти.

    К субъектам административного права относятся:

    граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы;

    — объединения граждан;

    — Президент Украины;

    — органы исполнительной власти;

    — органы местного самоуправления.

    Административное правонарушение (проступок) — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Признаками административного правонарушения, являются: общественная вредность, противоправность, виновность и административная наказуемость.

    В Кодексе Украины об административных правонарушениях административные проступки сгруппированы в разделы в зависимости от сферы, в которой они совершаются, или вида отношений, на которые они посягают:

    • административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения;
    • административные правонарушения, посягающие на собственность;
    • административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры;
    • административные правонарушения в промышленности, строительстве и в сфере использования топливно-энергетических ресурсов;
    • административные правонарушения в сельском хозяйстве;
    • нарушение ветеринарно-санитарных правил;
    • административные правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи;
    • административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства;
    • административные правонарушения в области торговли, общественного питания, сферы услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности;
    • административные правонарушения в области стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации;
    • административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
    • административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления.

    Административные правонарушения устанавливаются не только КУоАП. Так, например, Таможенным кодексом предусмотрена ответственность за отдельные виды административных правонарушений, не включенные в КУоАП — за нарушение таможенных правил и процедур.

    Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

    К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административное правонарушение относятся:

    • чистосердечное раскаяние виновного;
    • предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
    • совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • совершение правонарушения несовершеннолетним;
    • совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

    Орган или должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства, не указанные в законе.

    В свою очередь, обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

    • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
    • повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
    • вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
    • совершение правонарушения группой лиц;
    • совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
    • совершение правонарушения в состоянии опьянения.

    Вместе с тем, орган или должностное лицо, который накладывает административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

    При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение отдельно. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

    Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в подведомственны суду. В таком случае, взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его обнаружения.

    Административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее одного года со дня его совершения. Административное взыскание за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 164 — 14 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение законодательства о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства), может быть наложено в течение трех месяцев со дня обнаружения, но не позднее двух лет со дня его совершения.

    В случае отказа в возбуждении уголовного дела или закрытия уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его закрытии.

    Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

    Привлечение виновного к административной ответственности и наложение на него административного взыскания, не освобождает его от обязанности возместить ущерб, если таковой был причинен его проступком. Административная комиссия, исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает двух необлагаемых минимумов доходов граждан, а суд — независимо от размера ущерба.

    Если ущерб причинен несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет и имеющим самостоятельный заработок, а сумма ущерба не превышает одного необлагаемого минимума доходов граждан, судья имеет право возложить на несовершеннолетнего возмещение причиненного ущерба или обязать своим трудом устранить его.

    В остальных случаях вопрос о возмещении имущественного вреда, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

    Понятие «административный процесс» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле административный процесс — это установленный законом порядок рассмотрения и решения индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления, судами (общей юрисдикции или специально созданными) или специально уполномоченными на то органами (должностными лицами). В узком понимании административный процесс рассматривается как производство по делам об административных правонарушениях и применение к правонарушителям административных взысканий.

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

    1) административными комиссиями при исполнительных комитетах сельских, поселковых, городских советов;

    2) исполнительными комитетами (а в населенных пунктах, где не создано исполнительных комитетов, — исполнительными органами, исполняющими их полномочия) сельских, поселковых, городских советов и их должностными лицами

    4) районными, районными в городе, городскими или районными судами (судьями), а в случаях, предусмотренных КУоАП,- местными административными и хозяйственными судами, апелляционными судами, Верховным Судом;

    5) органами Национальной полиции, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то Кодексом об административных правонарушениях.

    295 грн. у місяць

    Онлайн бухгалтерія

    для ФОП і малого бізнесу

    перші 30 днів безкоштовно!

    более 30 онлайн-сервисов!

    Ставка — от 0.01%

    Срок — до 180 дней

    Сумма — до 20 000 грн.

    Я уже отметила, что преступления являются действиями, предусматривающими для виновного лица строгое наказание. Здесь важно правильно квалифицировать совершенное деяние и определить, к какой группе оно относится. С учетом того, о каком незаконном проступке идет речь, мера ответственности может быть следующей:

    Правонарушения (административная ответственность) Преступления (уголовная ответственность)
    С учетом того, что тяжесть последствий и мера опасности для общества минимальна, в качестве наказания может быть избрана такая мера, как:
    • штраф;
    • исправительные работы;
    • кратковременный арест.
    • заключение на определенный срок;
    • штрафы;
    • исправительные или принудительные работы.

    Описанная характеристика позволяет сделать выводы, что уголовная ответственность является более серьезным наказанием для виновного лица.

    В конце заметки стоит сделать несколько коротких выводов по теме статьи:

    1. Ответственность уголовного и административного характера являются разными понятиями, и наказания в рамках каждого действуют разные.
    2. Уголовная ответственность действует при совершении преступления, а административная – за правонарушение.
    3. В результате привлечения к уголовной ответственности у гражданина появляется судимость, которую снять крайне сложно, а в случае с «административкой» таких последствий нет.

    Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.

    В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:

    ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

    В силу ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, которое содержит все элементы состава преступления. Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, в силу которой таковым признается виновное общественно опасное действие или бездействие, запрещенное особенной часть УК РФ. Например, ст. 105 УК РФ запрещает убийство, поэтому оно признается преступлением.

    Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.

    Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.

    Состав же предусматривает наличие четырех элементов:

    • объекта,
    • объективной стороны,
    • субъекта,
    • субъективной стороны.

    Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.). Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо). Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность).

    За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:

    • предупреждение;
    • штраф;
    • конфискация орудия нарушения;
    • лишение права;
    • арест;
    • выдворение;
    • дисквалификация;
    • приостановление деятельности;
    • обязательные работы;
    • запрет на посещение массовых мероприятий.

    Виды составов административных правонарушений указаны в особенной части КоАП РФ — разделе II.

    1. ее общие положения и принципы;

    Административная ответственность применяется к гражданам и юридическим лицам, которые не соблюдают предписания, установленные в законе.

    В литературе под административной ответственностью принято понимать применение мер государственного принуждения за виновное нарушение норм административного права, лицами, вступающими в управленческие общественные отношения. Выражается в виде административных санкций.

    Административная ответственность является ответной мерой на нарушение лицом правил поведения, установленных в обществе, и выражается в наступлении неблагоприятных последствий для правонарушителя.

    Чтобы понять сущность административной ответственности необходимо выделить, присущие ей признаки:

    1. Это мера государственного принуждения, выражающаяся в наложении на виновного отдельных видов наказаний, установленных КоАП РФ.
    2. Административная ответственность применяется в сфере государственного управления, например, образования¸ здравоохранения, в области внутренних дел, юстиции.
    3. В результате применения административных санкций, у правонарушителя не возникает судимости.
    4. Административная ответственность не связывается с соподчиненностью субъектов административно-правовых отношений.
    5. Применяется в том случае, если есть прямое указание на это в федеральном или региональном законе.

    В законодательстве предусмотрены случаи, когда совершая отдельные противоправные действия, виновный освобождается от административной ответственности.

    К таковым относятся следующие ситуации:

    1. Крайняя необходимость, представляющая собой действия лица направленные на устранение опасности, которая может угрожать личности, обществу, государству, имуществу, если эта опасность не могла быть устранима иным образом. Деяние будет иметь признаки крайней необходимости, если будет причинен меньший вред, чем предотвращенный.
    2. Малозначительность правонарушения. Означает, что вред причиненный правонарушителем не несет в себе той опасности, о которой говорится в диспозиции статьи. Например, мелкое хищение на сумму менее ста рублей.
    3. Невменяемость лица, совершившего административный проступок. Это ситуация когда, лицо не могло осознавать происходящее и отдавать отчет своим действиям в результате психического заболевания.

    Безусловно, административная ответственность является более мягким наказанием, так как совершаемое правонарушение влечет меньшую общественную опасность, нежели преступление.

    В административном кодексе содержится ряд составов, которые имеют схожесть с уголовным законом, например, порча земли, нарушение правил охоты.

    В этом случае квалификация состава правонарушения или преступления возлагается на правоприменительные органы, которые учитывают характер совершенного деяния, его последствия, квалифицирующие признаки, закрепленные диспозицией статьи.

    Разница в ответственности можно заметить на примере санкций, например, суммы штрафа, условия отбывания ареста и его сроки.

    Также совершая правонарушение впервые, к лицу может быть применено предупреждение, чего нет в уголовном законе.

    После отбывания уголовных наказаний, для лица в дальнейшем возникают трудности с реализацией некоторых прав, например, невозможности поступить на отдельные должности государственной службы, в правоохранительные органы.

    Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.

    В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:

    1. Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
    2. Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
    3. В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
    4. Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
    5. Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т. д.) и отсутствие категорий правонарушений.
    6. Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
    7. Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
    8. Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
    9. По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
    10. По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
    11. Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
    12. Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
    13. Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
    14. УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
    15. Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.

    ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

    Когда человек совершает преступление, то он преступает норму уголовного закона. За проступки нарушителя на законодательном уровне полагается серьезное наказание. В Уголовном кодексе нарушения выделены как отдельная область взаимоотношений общества.

    Преступление относится к тяжелым нарушениям, если оно посягает на такие сферы жизни:

    • установленные общественные правоотношения;
    • свобода человека и его личные права;
    • собственность государства, организаций или физического лица;
    • область государственного управления;
    • конституционный строй государства.

    Преступность имеет множество классификаций, к основным параметрам из которых относится степень опасности обществу.

    Например, убийство представляет большую опасность для общества, чем кража или клевета. Соответственно и наказание за убийство будет суровей.

    То же воровство может происходить различными способами. Тайная кража несет меньшую опасность, так как происходит без контакта с владельцем имущества, причиняя только материальный и моральный вред. В случае с открытым хищением имущества, происходит грабеж, который имеет угрозу нанесения вреда здоровью и жизни человека.

    Хотя у преступления одна квалификация — хищение, но способы исполнения у него разные, что приводит к разной степени общественной опасности, и мера наказания также будет отличаться.

    Основным критерием, разделяющим нарушением права и преступление, является опасность для окружающих людей и общества. В Уголовном кодексе отталкиваются от тяжести поступка и степени тяжести последствий от установленной нормы.

    После установления степени опасности для общества, проводится определение нормы закона, которую виновное лицо нарушило, путем установления дополнительных критериев, это:

    • наличие умысла (совершено случайно или специально);
    • уровень участия подозреваемого (прямое или посредственное);
    • область правоотношений, сфера права.

    Общественную опасность законодатель разделил на два уровня:

    1. Высокая. Если преступление относится к уголовно-правовой сфере.
    2. Низкая. Если нарушение закона относится к административно-правовой области.

    В ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса России содержится список действий и бездействий человека из этих двух сфер права. Там же указана ответственность, которую будет нести виновное лицо.

    административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и в силу этого по ряду признаков имеет много общего с другими видами ответственности. Вместе с тем, административная ответственность обладает рядом характерных черт и признаков, которые позволяют отграничить административную ответственность от других видов юридической ответственности.

    Административная ответственность имеет ряд особенностей: 1. Она не менее сурова (nghiem trong), чем уголовная, и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется. Хотя здесь необходимо оговориться, что правовые последствия наложения административного взыскания все-таки имеются и определены законодателем во временном интервале в один год.

    2. Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного особого взыскания — не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного. 3. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.

    3. составы административных правонарушений;

    Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:

    • Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
    • За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
    • Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
    • Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.

    Порядок привлечения к административной ответственности установлен КоАП РФ. В силу ч. 1 ст. 2.

    1 данного кодекса административным правонарушением признается обладающее признаками противоправности и виновности деяние, за которое КоАП РФ и региональными законами предусмотрена административная ответственность.

    Субъектами ответственности при этом могут быть физические, юридические и должностные лица. Виновными они признаются только при наличии в их деянии состава нарушения.

    Состав же предусматривает наличие четырех элементов:

    • объекта,
    • объективной стороны,
    • субъекта,
    • субъективной стороны.

    Объект — это то, на что направлено нарушение (собственность, здоровье, основы государственного управления и т. д.).

    Объективная сторона — это внешнее выражение нарушения (время, место, способ его совершения и т. д.). Субъект — это лицо, совершившее нарушение (физическое, должностное или юридическое лицо).

    Субъективная сторона — психическое отношение к правонарушению (умысел, неосторожность).

    За совершение административных нарушений возможны следующие виды наказаний:

    • предупреждение;
    • штраф;
    • конфискация орудия нарушения;
    • лишение права;
    • арест;
    • выдворение;
    • дисквалификация;
    • приостановление деятельности;
    • обязательные работы;
    • запрет на посещение массовых мероприятий.

    Виды составов административных правонарушений указаны в особенной части КоАП РФ — разделе II.

    Яркий пример, это Дорожно-транспортное происшествие.

    Если оно не повлекло за собой серьёзных последствий, как летальный исход или тяжкие телесные повреждения, то виновное лицо будет рассматриваться как административный правонарушитель, а значит отвечать перед законом согласно статьям КоАП РФ. Если при ДТП погиб хотя бы один человек, действия виновного лица уже будут рассматриваться как преступление, то есть квалифицироваться по нормам уголовного законодательства.

    Основной критерий, который проходит как разделительная черта между преступлением и нарушением права — это тяжесть проступка вместе со степенью тяжести последствий от нарушения установленной нормы права, а вот уже эти два критерия выводятся из главного, первичного принципа всего правового регулирования – опасность для общества (окружающих людей).

    Так, причинение телесных повреждений может повлечь и административную, и уголовную ответственность: в зависимости от тяжести наступивших последствий.

    То же самое касается кражи, умышленного уничтожения или повреждения имущества, а также других составов правонарушений.

    К уголовной ответственности можно привлечь только физическое лицо (дееспособный субъект старше 14 лет), а к административной – ещё и юридическое лицо.

    Впрочем, между данными видами воздействия на субъекты правоотношений есть и целый ряд сходств. И административный, и уголовный процесс предполагают состязательность.

    Однако первый может проводиться широким перечнем государственных органов (от судов до налоговых инспекторов), второй – лишь судами.

    Решения первой инстанции можно обжаловать в надзорном и кассационном порядке, но сроки для осуществления данного права существенно разнятся.

    Законом предусматривается и такая мера, как восстановление нарушенного права, а также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени (например, при нарушении сроков внесения квартплаты). Например: Карпова Р.О. без уважительной причины не производила оплату жилищно-коммунальных услуг в течение нескольких лет, ей будет начислена пеня.

    Дисциплинарная ответственность применяется за совершение дисциплинарного проступка — виновное и противоправное поведение лица, допустившего нарушение трудовой, служебной, воинской дисциплины. В отличие от административной ответственности она налагается должностным лицом, которому правонарушитель подчинен по службе.

    Важно

    Если деяния в законе обезличены, то есть не обозначены лица, которые могут признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности.

    Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники, также субъектами такого правонарушения могут быть признаны как должностные лица, так и организация в целом.

    Коллективные образования не всегда являются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица.

    Люди, не вникающие в тонкости такой науки, как юриспруденция, могут не осознавать, что есть существенная разница между такими словами, как преступление и правонарушение. Однако разница есть, и она очень весомая. Так, чем отличается административная ответственность от уголовной?

    Нарушение нормы административного права, подразумевает под собой определённый поступок, который имеет такие последствия, как беспокойство общественного порядка.

    Эта меньшая из проблем современного общества.

    К таким неправомерным действиям обычно относят: нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, управление ТС (транспортным средством) без водительского удостоверения или страхового полиса, превышение скоростного режима на автомобильной дороге, управление транспортом без пристёгнутого ремня безопасности.

    Если говорить об общих характеристиках, то они включают в себя:

    • пренебрежительное отношение к предписаниям или запретам государства;
    • причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в незначительных или средних размерах;
    • игнорирование юридических запретов полностью или частично.

    Законодателем разработана определённая нормативная база, которая относится к разделу административного права. Когда гражданин совершает поступок, который противоречит установленной норме, его действия, расцениваются как правонарушение.

    Вред, который причиняется такими поступками, может быть направлен как на отдельных граждан, так и на все общество. При таких случаях, нарушитель представляет минимальную опасность для окружающих или общества.

    Все проступки, действия и бездействия, которые относятся к такому виду нарушений, перечислены в Кодексе об Административной ответственности РФ. Здесь же закреплены меры воздействия, которые могут быть применены к виновному лицу.

    Стоит заметить, что меры государственного наказания, указанные в этом кодексе сравнительно мягкие. Они включают:

    1. Денежные штрафы (материальное взыскание).
    2. Общественные работы.
    3. Административный арест на небольшой промежуток времени.

    Особенное внимание, следует обратить на то, что административный арест не влечёт за собой последующее наличие судимости и погашается за сравнительно короткий срок. Тут, привлечение к ответственности допускается с того момента, как лицо достигло возраста 14 лет.

    Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:

    • Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
    • За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
    • Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
    • Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.

    Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.

    Каждое из понятий таких нарушений, имеет под собой основополагающую функцию:

    • защитить общественный порядок внутри государства;
    • регулировать правовое взаимодействие между гражданами и государственными органами;
    • предотвратить противоправные действия в будущем.

    Доказанность совершения такого проступка, уже достаточное основание для применения к лицу наказания предусмотренного нормами права.

    Сфера государственных наказаний предполагает равные условия и принципы для всех, но здесь есть несколько исключений из общих правил.

    Первое исключение касается юридических лиц (организаций). При разной тяжести совершённого проступка, организация может быть привлечена как к административной, так и к уголовной ответственности.

    Исключением здесь является тот факт, что первый вид наказания может быть наложен на саму организацию или её должностных лиц. Для уголовного права это правило не действует. К этому виду ответственности можно привлечь только должное лицо, а не саму фирму.

    Однотипные нарушения с разным составом или, если говорить точнее, степенью тяжести. К таким видам проступков относят: хищение, хулиганство, дисциплинарный проступок.

    В первых двух случаях играет роль масштаба совершённого деяния: мелкое хулиганство – административное наказание, а средних или крупных размеров – уголовное наказание; мелкое хищение даже не станет поводом для возбуждения дела, зато при крупных размерах оно будет рассматриваться исходя из того, кем оно совершено, а особенно, каким способом.

    Есть еще такое нарушение, как дисциплинарный проступок.

    Он относится к нормам трудового права, а значит, лицо будет нести наказание в соответствии с Трудовым Кодексом РФ.

    Опять же, если речь идёт о должностных лицах или серьёзных последствиях такого действия, он уже может рассматриваться, как административный состав.

    На данный момент, между экспертами имеется спор – является ли повторное нарушение норм административной сферы основанием для его квалификации как преступление или же только частью характеристики личности виновника.

    Законодатель занял позицию, что при такой ситуации, повторный поступок уже необходимо рассматривать как преступление и подвергать наказанию из области уголовного права.

    Яркий пример: управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.

    Если изначально лицо только лишали права управления на несколько лет, то теперь уже предусматривается и другое наказание — лишение свободы.

    Хотя ранее, до внесения таких изменений, судебная практика знала абсурдные примеры, когда одно и то же лицо, при многократном наказании по данной статье в общей сложности имело срок на 8-10 лет без права управлять ТС.

    Таким образом, можно сказать, что исключениями из стандартных положений являются:

    1. Юридические лица и совершённые ими нарушения (могут квалифицироваться разными областями права).
    2. Такие поступки, как хулиганство (зависят от тяжести последствий, будут рассматриваться той или иной областью права).
    3. Действия водителя, приведшие к ДТП (в зависимости от тяжести причинённого в итоге вреда здоровью, квалификация этого деяния также может рассматриваться по-разному).

    При этом стоит помнить, что юриспруденция не проработана досконально. Постоянно какие-то акты дополняются, меняются или вовсе прекращают своё действие в связи с происходящими судебными прецедентами и практикой.

    За налоговые правонарушения бухгалтер тоже несет административную ответственность.

    Самая распространенная статья, по которой наказывают бухгалтеров, — ст. 15.5 КоАП РФ, за нарушение сроков сдачи налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам. Также бухгалтеров штрафуют по ст. 15.6 КоАП РФ — за отказ представлять в налоговую документы или сведения, необходимые для налогового контроля.

    Обзор «налоговых» штрафов из КоАП РФ также смотрите в таблице ниже.

    ТК РФ делит дисциплинарную ответственность на замечание, выговор и увольнение (ст. 192). Все эти меры применимы ко всем сотрудникам организации.

    Кроме этого, у работодателя есть дополнительное основание для разрыва трудовых отношений с бухгалтером — непрофессионализм бухгалтера, повлекший ущерб.

    Вот как это звучит на языке закона:

    «Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в связи с принятием необоснованного решения главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации» (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

    За ошибки в работе бухгалтер несет материальную ответственность. Таковая возникает только за прямой действительный ущерб, который возникает у работодателя по ошибке бухгалтера. И если ошибки приводят к реальному уменьшению имущества или денежных средств работодателя, то бухгалтер обязан возместить работодателю причиненный ущерб (ст. 238 ТК РФ).

    В то же время бухгалтер как наемный работник не несет материальную ответственность за налоговые правонарушения. В письме от 22.08.2014 № 03-04-06/42105 Минфин разъяснял, что административный штраф, уплаченный по вине работника, — это ущерб работодателя и работодатель вправе требовать с работника возмещения. Но на самом деле штраф работодателя за налоговые правонарушения, совершенные по вине бухгалтера, нельзя рассматривать как ущерб работодателя. Штраф — это мера ответственности за ненадлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей. На стороне налогоплательщика выступает сама организация, а не бухгалтер.

    Вся ответственность за нарушение, например, сроков сдачи налоговых деклараций и уплаты налогов несет сам работодатель. Бухгалтер не обязан возмещать работодателю штрафы за совершение налоговых правонарушений (см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 № 33-13062/2019).

    Пример.

    Бухгалтер ошибочно начислил и выплатил зарплату сотруднику в завышенном размере. В итоге у работодателя возник ущерб.

    Взыскать ущерб с бухгалтера, не превышающий средний месячный заработок работника, получится по распоряжению работодателя, а в других случаях — только через суд.

    Если с бухгалтером не подписали соглашение о полной материальной ответственности, причиненный ущерб он будет возмещать в пределах месячной зарплаты бухгалтера (ст. 241 ТК РФ).

    Чтобы взыскать ущерб в полном объеме, с бухгалтером подписывают договор о полной материальной ответственности.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.