Возмещение коммунальных услуг по договору аренды бюджетному учреждению

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение коммунальных услуг по договору аренды бюджетному учреждению». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Возникает вопрос о порядке проведения данных услуг как ­у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете.

В этой связи интересно мнение Минфина России, обнародованное в недавно вышедшем письме ФНС России от 23.04.2007 г. № ШТ-6-03/340@ о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения ­указанные расходы не включаются.

Так, в письме Минфина России от 03.03.2006 г. № 03-04-15/52 изложена позиция по применению НДС в отношении сумм, перечисленных арендатором арендодателю в порядке компенсации расходов арендодателя по оплате электроэнергии. В нем в частности сказано, что у арендодателя нет оснований относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии в рамках данных договоров к операциям по реализации товаров для целей налогообложения НДС. Поэтому данные операции объектом налогообложения НДС не являются, счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются.

Данное утверждение Минфин России основывает на подпункте 1 пунк­та 1 статьи 146 Налогового кодекса, из которого вытекает, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав на территории Российской Федерации.

Кроме того, отмечается, что согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Абонентом в данном случае является лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий энергию.

Арендодатель не является для арендатора энергоснабжающей организацией, так как сам в качестве абонента получает электроэнергию (постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 06.04.2000 г. № 7349/99).

На основании вышеизложенного отмечается, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и не получает счета-фактуры по потребляемой им электроэнергии, поэтому право на вычет сумм НДС, перечисленных им арендодателю в составе сумм компенсаций, у него отсутствует.

Но и у арендодателя возникают сложности в учете НДС по коммунальным услугам. Минфин, ссылаясь на нормы статьи 170 Налогового кодекса, отмечает, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых НДС, к вычету не принимаются. Следовательно, у арендодателя не подлежат вычету суммы НДС по электроэнергии, предъявляемые ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором.

Возмещение коммунальных услуг арендатором бюджетному учреждению

В письме от 24.03.2007 г. № 03-07-15/39 Минфин России в своих рассуждениях пошел еще дальше, распространив вышеизложенную точку зрения о применении НДС и в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате не только на электроэнергию, но и на все коммунальные услуги, услуги связи, а также услуги по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются.

Однако совершенно иную точку зрения по данному вопросу высказывает УФНС России по Московской области в своем письме от 03.02.2005 г. № 21-27/28632 (далее – письмо УФНС по МО). Она основывается на том, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Из этого делается вывод, что денежные средства, полученные арендодателем от арендатора в виде компенсации стоимости коммунальных платежей (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и т.д.), в части, потребляемой арендаторами, подлежат обложению НДС. Следовательно, суммы НДС, уплаченные арендодателями поставщикам коммунальных услуг, в том числе в части, потребляемой арендаторами, принимаются к вычету у арендодателя на основании статей 169, 171, 172 Налогового кодекса. Арендатор также может принять НДС к вычету по указанным (компенсируемым арендодателю) расходам только на основании счетов-фактур.

Однако в более позднем письме ФНС России от 29.12.2005 г. № 03-4-03/2299/28@ «О порядке применения ставки 0 процентов по НДС» говорится, что у арендодателя в данной ситуации отсутствуют основания для выставления соответствующих счетов-фактур, а у арендатора – право на возмещение сумм НДС.

На сегодняшний день налоговые органы отказываются высказывать и комментировать свою точку зрения по данному вопросу.

Читателям следует обратить внимание на последнее письмо Минфина России от 19.06.2007 г. № 03-11-04/2/166.

В нем рассматривается ситуация, когда, в соответствии с условиями договора аренды, стоимость услуг связи арендатором оплачивается сверх арендной платы. Минфин России поясняет, что сумму компенсации арендодатель должен учесть как полученный доход при определении объекта налогообложения по налогу. А оплату услуг телефонной связи принимать в расходы.

Несмотря на то что письмо направлено арендодателям, находящимся на упрощенной системе налогообложения, выводы Минфина России строятся на статьях главы 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». А именно – статьи 249, затрагивающей понятие доходов, и статьи 259, ­регламентирующей расходы.

Поэтому налогоплательщику, находящемуся на общем режиме ­налогообложения, необходимо его учитывать.

  • Свежие
  • Посещаемые

Коммунальные услуги в учете арендодателя

Начало 2018 года ознаменовалось в бухгалтерской среде серией нововведений.

Во-первых, с 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный стандарт «Аренда»*(1). Поэтому, начиная с текущего года все отношения, связанные с арендой, отражаются в бухгалтерском учете согласно данному нормативному правовому акту. А также, в целях методологического сопровождения Федерального стандарта «Аренда», Минфином РФ были разработаны Методические рекомендации по его применению *(2).

Во-вторых, с 1 января 2018 года Приказом Минфина России от 27 декабря 2017 г. № 255н были внесены изменения в раздел V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ*(3), касающийся порядка применения кодов КОСГУ.

В-третьих, в Инструкцию № 157н*(4) и Инструкции по применению планов счетов бюджетного учета*(5) и бухгалтерского учета бюджетных*(6) и автономных*(7) учреждений были внесены изменения, применяющиеся при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, начиная с 2018 года.

Исходя из названной нормативной базы и будем разбираться, как арендодателю учесть возмещение коммунальных платежей арендатором в 2018 году.

Напомним, что арендная плата — это плата за пользование арендованным имуществом, порядок, условия и сроки внесения которой устанавливаются договором аренды (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

  • определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
  • установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
  • предоставления арендатором определенных услуг;
  • передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
  • возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Причем в этой же статье отмечено, что стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Стоит отметить, что арендная плата, как правило, определяется исходя из занимаемой площади арендуемого здания (помещения), его износа, местонахождения и иных факторов, влияющих на ее установление.

Размер арендной платы по договору аренды государственного (муниципального) имущества определяется по результатам проведения торгов. При этом в целях определения стартовой цены (цены предложения) арендной платы в отношении имущества, собственниками которого являются субъекты РФ или муниципальное образование, разрабатываются различные методики расчета арендной платы. Рассмотрим некоторые из таких методик и выясним, включаются ли согласно их положениям в расчет арендной платы суммы, возмещаемые арендаторами за пользование коммунальными услугами.

Так, согласно п. 1 Методики расчета арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности г. Москвы, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 861-ПП, установлено, что стоимость коммунальных и эксплуатационных услуг оплачивается арендатором по отдельным договорам и в расчет арендной платы не включается.

Денежные средства, поступающие от арендаторов в возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, являются средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Возникают вопросы: на какие счета поступают указанные средства, зачисляются ли указанные средства в доход бюджета, если арендуемое имущество закреплено за казенным учреждением, являются ли такие средства собственными доходами бюджетных (автономных) учреждений, если они выступают арендодателями (балансодержателями) имущества?

Рассмотрим на примерах порядок начисления и поступления в бухгалтерском учете доходов в виде возмещения арендаторами коммунальных расходов, а также отражения сумм налога на прибыль с указанных доходов.

Пример 1. Казенное учреждение предоставляет имущество в аренду. Согласно договору аренды помимо арендной платы арендатор обязан возместить коммунальные расходы, произведенные казенным учреждением в отношении арендуемого помещения, в сумме 10 000 руб. Порядок, условия и сроки возмещения таких расходов установлены отдельным договором на возмещение расходов, заключенным между казенным учреждением и арендатором.

Цель аренды – получение собственником стабильного дохода от сдачи своего имущества. Арендатор — лицо, приобретающее вещь, —реализует свое стремление к ее использованию. По итогу, выгоду получают обе стороны.

ГК РФ в главе 34 определяет отдельные виды аренды. Предлагается ее классификация по отдельным критериям :

Аренда
Срок Тип Изменения в праве собственности Объект договора
Краткосрочная;
длительная
Лизинг;
прокат;
аренда:
• транспорта,
• зданий, сооружений,
• имущественного комплекса
Без выкупа,
с выкупом
Оборудование;
ТС;
Предприятия;
здания и сооружения

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

Частные лица или предприятия, осуществляя коммерческую деятельность, нуждаются в недвижимости. Объекты разные, помещение зависит от вида и категории бизнеса.

Собственники помещений инициируют их сдачу в аренду. Покупка недвижимости с целью сдачи ее в аренду – выгодная инвестиционная сделка. Недвижимость приносит доход.

Суть аренды состоит в том, что собственники предлагают разные помещения (по площади, назначению), а арендаторы берут их в наем, пользуясь объектами и оплачивая их. Выгода, по сути, у обеих сторон: одни получают деньги за пользование своим имуществом, а вторые – приобретают права владения и распоряжения недвижимостью на временной основе.

Главное – соблюдать правило о соразмерности платежей арендуемому имуществу. При расчете в натуральной форме можно установить периодичность оплаты раз в квартал или в месяц.

Если оплата происходит при помощи оказания арендатором комплекса услуг наймодателю, то в договоре обязательно прописываются следующие пункты:

  • объем оказанных услуг;
  • место;
  • сроки;
  • стоимость в денежном эквиваленте.

Отражение в договоре пункта о возмещении коммунальных услуг без добавления их в плату – наиболее предпочтительный вариант. Например, можно отразить, что арендная плата будет состоять из 2-х частей. Первая часть – твердая, фиксированная сумма, она не меняется. Вторая часть – зависит от набора оказываемых услуг, сезонности (например, в расходе той же электроэнергии).

По ст. 614, п.2 и 3 участники арендного правоотношения предусматривают в соглашении твердый размер оплаты. Она отражает постоянную часть. Она фиксированная, включает плату за пользование помещением или иным имуществом арендодателя.

На практике, постоянная часть определяется посредством умножения ставки найма на площадь помещения в квадратных метрах.

Специалисты рекомендуют составлять договор о возмещении затрат между юридическими лицами. Это отдельное соглашение на возмещение коммунальных услуг. В нем необходимо учесть ряд нюансов:

  1. Счет на оплату услуг со стороны ресурсоснабжающей организации выставляется владельцу помещения. Соответственно, наймодателю, который обязан заблаговременно предупредить арендатора о текущих платежах.
  2. Соглашение оформляется письменно, в 2-х экз. Один – наймодателю, второй – арендатору, с подписями обоих участников.
  3. В соглашение нужно включить пункт о возможности индексации возмещения. И это необходимо из-за нередкого повышения коммунальных тарифов.

Новшества в учете коммунальных расходов

Если в договоре предусматривается постоянная и переменная составляющая арендных платежей, письмо ФНС РФ № ШС-22-3/86 решает вопрос с исчислением НДС.

Арендодатель обязан выставить счет-фактуру не позже 5 дней со дня, когда была оказана услуга. Ее считают последним днем месяца. Налоговая база определяется по сумме арендной платы, которая состоит из двух частей: постоянной и дополнительной. Арендодатель вправе использовать налоговые вычеты входного НДС.

Напомним, что арендные правоотношения между бюджетным учреждением – арендодателем и юридическим или физическим лицом – арендатором должны быть оформлены соответствующим договором аренды (о том, как его составить, мы рассказывали в «Особенности аренды недвижимого имущества государственной и коммунальной собственности»).

Типовой договор аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержден приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774 (далее – Приказ № 1774, Типовой договор № 1774).

33.1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Большинство организаций осуществляют свою деятельность в арендованных помещениях. Для того чтобы нормально эксплуатировать помещения, арендаторы пользуются электроэнергией, холодной и горячей водой, теплом, газом, т.е. коммунальными услугами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ). Перечень предоставляемых коммунальных услуг устанавливается в каждом конкретном случае в договоре аренды.

Таким образом, при получении имущества в аренду у арендатора возникает обязанность не только своевременно и в полном объеме вносить арендную плату, но и оплачивать коммунальные услуги, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Как правило, арендаторы производят уплату коммунальных услуг не поставщикам этих услуг, а своим арендодателям, компенсируя тем самым их расходы на «коммуналку».

Это связано с тем, что в большинстве случаев договоры с поставщиками коммунальных услуг (энергоснабжающими и газоснабжающими организациями, организациями водопроводно-канализационного хозяйства и другими, далее — коммунальные службы) заключают арендодатели, являющиеся собственниками передаваемых в аренду помещений.

Таким образом, арендодатель «передает» арендатору расходы по оплате коммунальных услуг (в части арендуемых помещений), не являясь поставщиком этих услуг.

Важно учесть, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.

2002 N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»). Поэтому договор, в котором в качестве арендной платы предусмотрена только оплата коммунальных услуг, может быть признан незаключенным (п.

1 ст. 654 ГК РФ).

Что касается расчетов за коммунальные услуги, то арендатор по согласованию с арендодателем может оплачивать «коммуналку» либо в составе арендной платы, либо отдельно от нее.

Возможность включения коммунальных платежей в состав арендной платы установлена гражданским законодательством (ст. 614 ГК РФ).

Рассмотрим два способа такого включения.

33.1.1. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ

33.1.1.1. АРЕНДНАЯ ПЛАТА С УЧЕТОМ «КОММУНАЛКИ» — ФИКСИРОВАННАЯ

При таком способе сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг в договоре отдельно не выделяется.

Например, организации «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключили договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. В договоре предусмотрено, что ежемесячная арендная плата составляет 42 952 руб. (в том числе НДС 6552 руб.) и включает стоимость коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения).

Отметим, что данный способ в некоторых случаях может быть не выгоден, и вот почему. Фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.

Поэтому на практике организации предпочитают использовать второй способ.

33.1.1.2. АРЕНДНАЯ ПЛАТА — ФИКСИРОВАННАЯ, «КОММУНАЛКА» — ПЕРЕМЕННАЯ

  • При таком способе размер арендной платы в договоре складывается из двух частей:
  • — фиксированный (основной) платеж;
  • — переменный (дополнительный) платеж.

Фиксированный (основной) платеж — это собственно плата за площадь арендуемых помещений (здания), т.е. плата за аренду. Переменная (дополнительная) часть арендной платы представляет собой расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде.

Например, между организациями «Гамма» (арендодатель) и «Омега» (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. Условиями договора предусмотрено, что арендатор ежемесячно уплачивает арендную плату в размере 33 400 руб.

(фиксированный платеж) и сумму, эквивалентную стоимости коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения), потребленных арендатором (переменный платеж).

Указанная сумма определяется на основании счета, выставляемого арендодателем с приложением копий счетов коммунальных служб.

При использовании второго способа переменная часть, т.е.

стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг, что исключает экономические потери как у арендодателя, так и у арендатора. При этом положения п. 3 ст.

614 ГК РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются (дополнительно об этом см. п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

33.1.2. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ ОТДЕЛЬНО ОТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ

Отдельно от арендной платы «коммуналка» оплачивается путем компенсации (возмещения) расходов, понесенных арендодателем, либо путем оформления посреднических отношений, когда арендодатель выступает в роли посредника между комм��нальными службами и арендатором по расчетам за коммунальные услуги.

33.1.2.1. КОМПЕНСАЦИЯ КОММУНАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Вправе ли арендодатель установить один счетчик на все здание и распределять расходы пропорционально между арендаторами. Может ли арендатор без согласия собственника помещения заключить договор энергоснабжения. Есть ли смысл арендатору заключать агентский договор с собственником для компенсации коммунальных расходов

При заключении договора аренды стоит уделить особое внимание формированию арендной платы.

Обычная практика, когда арендодатель включает в плату за пользование имуществом стоимость дополнительных услуг (например, по уборке территории) или выделяет отдельно из платы за объект аренды оплату коммунальных услуг.

Как правило, арендатор не задается вопросом о правомерности выделения в договоре из основной платы за пользование арендуемым помещением отдельно оплату коммунальных услуг.

Тем не менее с помощью закрепления в договоре подобной конструкции арендодатель имеет возможность варьировать стоимость аренды и увеличивать ее по своему усмотрению.

Безусловно, арендодателю это дает дополнительные преимущества, однако права арендатора при этом ущемляются. Кроме того, нередки случаи, когда при заключении договора арендодатель включает в стоимость договора общую для всех арендаторов плату за коммунальные услуги.

Это не совсем справедливо, учитывая, что разные арендаторы занимают разные площади в здании, имеют различное число сотрудников и по-разному потребляют электрическую, тепловую энергию и другие ресурсы.

На сегодняшний день в практике выработалось несколько схем, которые арендатор может использовать для того, чтобы избежать навязанной ему обязанности оплачивать услуги арендодателя.

Коммуналка в налоговом учете арендатора и арендодателя

В отличие от эксплуатационных расходов стоимость коммунальных услуг почти всегда одинакова, поскольку тарифы на них выставляют монопольные коммунальные службы. Состав коммунальных услуг всегда одинаков — это электричество, вода и теплоэнергия.

Размер их потребления удается регулировать с помощью персональных счетчиков, фиксирующих потребление ресурсов. Но на деле выясняется, что их установка производится не везде.

Арендодатель может поставить один счетчик на все здание, а расходы распределять между арендаторами пропорционально площади занимаемого помещения. Однако даже при равных площадях двух соседей-арендаторов, энергопотребление каждого из них будет отличаться в разы.

Или, к примеру, два соседних бизнес-центра примерно одинаковой площади могут отличаться энергопотреблением в силу каких-то архитектурных решений здания, таких как панорамное остекление, стеклянная крыша, пол и другого рода сложные конструкции.

При подписании договора аренды арендатор может столкнуться и с практикой установления лимитов на пользование водой и электроэнергией, за превышение которых на арендатора могут быть возложены штрафы по размеру, превышающему стоимость потребленного лимита (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 № 06АП-5251/2010).

Для офисных и торговых центров характерно деление коммунальных платежей еще на две составляющие. Это оплата непосредственно за потребленные арендатором услуги и компенсация арендодателю части стоимости общих коммунальных услуг в здании (отопление общих площадей, водоснабжение и канализация туалетных комнат и проч.).

Включать оплату этих услуг в постоянную часть арендной платы (базовая ставка аренды) или прописывать отдельным пунктом договора — как правило, выбор собственника, который зависит от его политики в сфере налогообложения и удобства учета.

Само законодательство не содержит прямых положений, которые позволяли бы признавать обязанность по оплате коммунальных услуг по умолчанию элементом обязанности арендатора по внесению арендной платы (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.

2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»; далее — Информационное письмо № 66).

В большинстве своем арендодатели хотели бы получать единый платеж, включающий как эксплуатационные, так и коммунальные расходы, чтобы иметь возможность самостоятельно планировать свою деятельность.

И если для арендатора помещения площадью не более 200 м2 не имеет особого значения, выведены ли коммунальные услуги отдельной строкой расходов или включены в арендную ставку, то для арендаторов больших арендных площадей за коммунальные услуги набирается довольно значительная сумма, что вызывает массу вопросов относительно ее составляющих.

Несмотря на широкую распространенность арендных отношений и довольно узкую судебную практику в области оптимизации порядка оплаты и экономии эксплуатационных расходов, у сторон договора аренды возникают отнюдь не простые вопросы, например, как предусмотреть порядок компенсации коммунальных и эксплуатационных платежей по обслуживанию арендованного помещения.

Сегодня судебная практика в основном ставит своей задачей определение способа организации расчетов в целях извлечения прибыли, обложения сумм НДС или применения налоговых вычетов сторонами договора аренды. Тем не менее возможно возникновение спорных ситуаций по поводу порядка оплаты коммунальных и эксплуатационных платежей, на которые стоит обратить внимание как арендатору, так и арендодателю.

Арендаторы нежилых помещений наряду с другими жильцами дома также пользуются всем набором коммунальных услуг: светом, горячей и холодной водой, водоотводом и канализацией. Это основной перечень коммунальных услуг, без которых существование любой фирмы или коммерческой компании просто немыслимы.

Но наряду с оплатой самого найма помещения, любому арендатору необходимо дополнительно вносить оплату за фактическое потребление всех поставляемых ресурсов жизнеобеспечения. Как же оплачиваются коммунальные платежи при аренде нежилого помещения?

Чтобы вода, электроэнергия, отопление помещений или водоотвод поставлялись бесперебойно, все потребители этих ресурсов обязаны вовремя вносить платежи. Ответственность за оплату лежит на собственнике помещения, то есть арендодателе.

Исходя из устоявшейся практики, наниматели компенсируют затраты на уплату коммунальных услуг из части оплаты на наем нежилого помещения своему арендодателю, поскольку все договоры поставки заключаются только с истинным собственником недвижимости, но никак не с арендаторами.

Оговоренные договорными обязательствами сторон суммы не могут заменить собой саму арендную оплату, это только часть основных платежей.

Вносить денежные средства можно двумя путями:

  • Вместе с основными погашениями за наем нежилого помещения.
  • По отдельному обоюдному соглашению сторонами сделки.

Если стороны договорились об оплате в составе основных поступлений за наем помещений, то здесь будет действовать фиксированная сумма за весь период действия договора. Но этот вариант, скорее всего, будет невыгоден арендодателю, поскольку ставки за пользование коммунальными услугами обычно имеют тенденцию к повышению.

Но существуют и другие договоренности: плата составляет фактически выставляемую управляющей компанией сумму, отображенной в платежной квитанции.

Здесь соглашение будет состоять из двух разных частей:

  • Собственно из условий, прав и обязанностей сторон по договору аренды, с фиксированной ставкой оплаты за наем нежилого помещения.
  • Другой части, в которой будут оговариваться условия оплаты коммунальных услуг.
  1. Используя арендуемое помещение наниматель, обязан содержать его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, и нести соответствующие расходы.
  2. Естественно, без потребления различных коммунальных услуг это невозможно, а поскольку собственником помещения является арендодатель, то и счета по оплате поставленных услуг приходится оплачивать ему.
  3. Даже исходя из простой логики, арендатор обязан нести соответствующую долю расходов по коммунальным платежам.
  4. Именно для того, чтобы не возникало никаких разногласий по этому поводу и разработан такой тщательный подход к оформлению способа и формы оплаты компенсации этих затрат.

Сначала следует уточнить, о каком коммунальном обслуживании вообще идет речь. Оплата потребляемых услуг ЖКХ – важнейшая статья затрат для любого владельца (правообладателя) недвижимости.

Коммунальные расходы ежемесячно оплачиваются пользователем помещения.

Получателями этих платежей являются предприятия ЖКХ – организации, поставляющие ресурсы и предоставляющие услуги, без которых ведение быта и эксплуатация помещений не представляются возможными.

Если стороны решили регламентировать оплату коммунальных услуг, оформив дополнительное соглашение к главному арендному договору, при составлении такого приложения обязательно учитываются следующие моменты:

  1. Если имеется текущая задолженность по оплате ЖКХ-услуг, арендатора следует вовремя предупредить об этом, поскольку предприятия ЖКХ указывают в счетах имя собственника объекта, выступающего арендодателем.
  2. К оформлению данной бумаги применяются общие требования. Составляется письменно, содержит существенные условия. Не допускаются помарки, ошибки, исправления. Всегда подписывается обеими сторонами. Заполняется в двух одинаковых экземплярах.
  3. Предусматривается требование об индексации суммы оплаты (возмещения) на тот случай, если тарифы поставщиков энергоносителей (ресурсов) будут меняться.

Специалисты рекомендуют оформлять условие о возмещении коммунальных затрат дополнительным соглашением – отдельно от главного арендного договора. Такая практика считается наиболее целесообразной, поскольку она позволяет сторонам подробно изложить все требования, регламентирующие погашение обязательств по ЖКХ-услугам.

В заключаемом соглашении стороны могут предусмотреть любой порядок оплаты (возмещения) коммунальных издержек:

  • арендатор самостоятельно оплачивает выставленные счета, а соответствующие банковские квитанции (чеки) предоставляет арендодателю для надлежащей отчетности;
  • арендодатель лично погашает обязательства перед предприятиями ЖКХ, получая от арендатора необходимые денежные суммы.

Чтобы достоверно определить (обосновать) сумму выплачиваемого возмещения, арендатор может применять следующие доступные методы:

  • выводить сумму по фактическим данным счетчиков (учетных приборов);
  • руководствоваться постоянной величиной надлежащих затрат, определенной сообразно общей площади арендованного помещения;
  • практиковать смешанный подход. Одна часть совершаемых платежей выражается фиксированной суммой, а другая часть – плавающей величиной, зависящей от реального объема потребления.

Общепринятая структура соглашения об оплате (возмещении) арендатором услуг ЖКХ выглядит следующим образом:

  1. Конкретизация предмета заключенного соглашения – оплата арендатором определенных услуг ЖКХ за конкретный период эксплуатации арендованного помещения. При этом конкретизируется список оплачиваемых услуг.
  2. Для каждой из сторон прописываются обязанности и права.
  3. Стоимость возмещаемых услуг, порядок её определения.
  4. Сроки и способы совершения обусловленных платежей.
  5. Возможные санкции за несоблюдение сторонами оговоренных условий.
  6. Порядок урегулирования споров.
  7. Условия и процедура прекращения данного соглашения.

Недвижимость / Аренда и найм / Возмещение коммунальных услуг арендатором 16517 Последние изменения: январь, 2019 года

Возмещение коммунальных услуг арендатором – законная перспектива, которая может быть оформлена сторонами арендных правоотношений в виде отдельного документа или наряду с основным договором, опосредующим реализацию недвижимого имущества.

Бюджетное учреждение — арендодатель оплачивает указанные услуги перечислением средств на расчетные счета поставщиков услуг со своего лицевого счета получателя средств бюджета и со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, пропорционально произведенным фактическим расходам.

Тем не менее многие бухгалтеры рассматривают возмещение расходов в качестве бюджетной деятельности с целью уклонения от уплаты налогов.

1 ст. 346.

15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются соответственно исходя из положений ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст.

Возмещение коммунальных платежей арендаторами

Чтобы облегчить себе жизнь можно прописать все расходы в обоюдно согласованном договоре об аренде помещения или включить в стоимость аренды. Но если этого не произошло то нужно действовать следующим образом.

По закону 611 Гражданского Кодекса Российской Федерации имущество, которое находится в помещение также сдаётся в аренду арендатору. Его сдача должна происходить вместе со всеми документами на это имущество.

Если стороны решили регламентировать оплату коммунальных услуг, оформив дополнительное соглашение к главному арендному договору, при составлении такого приложения обязательно учитываются следующие моменты:

  1. Если имеется текущая задолженность по оплате ЖКХ-услуг, арендатора следует вовремя предупредить об этом, поскольку предприятия ЖКХ указывают в счетах имя собственника объекта, выступающего арендодателем.
  2. К оформлению данной бумаги применяются общие требования. Составляется письменно, содержит существенные условия. Не допускаются помарки, ошибки, исправления. Всегда подписывается обеими сторонами. Заполняется в двух одинаковых экземплярах.
  3. Предусматривается требование об индексации суммы оплаты (возмещения) на тот случай, если тарифы поставщиков энергоносителей (ресурсов) будут меняться.

Специалисты рекомендуют оформлять условие о возмещении коммунальных затрат дополнительным соглашением – отдельно от главного арендного договора. Такая практика считается наиболее целесообразной, поскольку она позволяет сторонам подробно изложить все требования, регламентирующие погашение обязательств по ЖКХ-услугам.

В заключаемом соглашении стороны могут предусмотреть любой порядок оплаты (возмещения) коммунальных издержек:

  • арендатор самостоятельно оплачивает выставленные счета, а соответствующие банковские квитанции (чеки) предоставляет арендодателю для надлежащей отчетности;
  • арендодатель лично погашает обязательства перед предприятиями ЖКХ, получая от арендатора необходимые денежные суммы.

Чтобы достоверно определить (обосновать) сумму выплачиваемого возмещения, арендатор может применять следующие доступные методы:

  • выводить сумму по фактическим данным счетчиков (учетных приборов);
  • руководствоваться постоянной величиной надлежащих затрат, определенной сообразно общей площади арендованного помещения;
  • практиковать смешанный подход. Одна часть совершаемых платежей выражается фиксированной суммой, а другая часть – плавающей величиной, зависящей от реального объема потребления.

Современный бизнес сложился как определённый спектр правовых отношений, при этом возмещение коммунальных услуг по договору аренды составляет его существенную часть. Не все предприятия, организации и учреждения располагают собственными помещениями, что особенно характерно для малого и среднего бизнеса, а также для общественных организаций.

Договоры аренды являются востребованной формой отношений, позволяющей юридическим лицам получать в пользование нежилые помещения для производственной, коммерческой и общественной деятельности.

По договору аренды одна сторона обязуется передать другой во временное владение и пользование за ежемесячную плату определенное имущество. Регулируются данные правоотношения гражданским законодательством. Однако оно никаким образом не затрагивает вопрос обязательного включения в ежемесячный платеж коммунальных услуг.

По этой причине в действие вступает важный гражданский принцип свободы заключения договора. Его суть состоит в том, что стороны самостоятельно вправе определить, каким именно путем наниматель будет обеспечиваться услугами коммунальных служб. На практике возможны следующие варианты:

  • он компенсирует арендодателю коммунальные расходы по отдельно выставляемой платежной квитанции;
  • он возмещает стоимость указанных платежей в составе ежемесячной платы;
  • стороны подписывают особое соглашение, называемое агентским. В соответствии с его условиями сдающий помещение в аренду считается представителем арендатора перед организациями, которые поставляют услуги. Данный способ лучше всего подходит, если в обязанность обеих сторон входит оплата НДС;
  • арендатор также может самостоятельно подписывать соглашения на оказание коммунальных услуг с их поставщиками.

Последний вариант возможен только в тех случаях, когда есть возможность установить индивидуальные приборы учета. Если же говорить о водоотведении, уборке прилегающей территории, то это не представляется реальным по вполне объективным причинам.

Вот образец формулировки компенсации коммунальных платежей, которую можно включить в письменное соглашение об аренде: «Ежемесячная плата за помещение составляет 25 тысяч рублей (с учетом НДС).

Помимо арендной платы Арендатор обязан возместить Арендодателю стоимость коммунальных услуг, то есть водоснабжения, водоотведения, уборки прилегающей территории, отопления, организации вывоза мусора и электроэнергии.

Для этого Арендодатель ежемесячно выставляет счета в виде платежных квитанций.»

В бюджетных учреждениях порядок возмещения коммунальных расходов ничем не отличается. Они также оплачивают свет, воду и прочее самостоятельно, а арендаторы впоследствии компенсируют затраты. Они либо учитываются в составе ежемесячной платы, либо идут отдельно от нее. В последнем случае стоимость определяется по выставленным счетам.

Стоит обратить внимание и на то, каким именно образом рассчитывается величина платежа за оказанные услуги. Так, это может происходить путем:

  • снятия показания со счетчиков, если они имеются в помещении;
  • потребляемая энергия определяется, исходя из мощности оборудования компании и времени его работы;
  • фактическая потребляемая сумма исчисляется по площади арендуемого помещения.

Избранный вариант обязательно должен быть закреплен в подписываемом соглашении об аренде.

Интересным является и принципиальный вопрос по поводу обложения оказанных услуг налогом на добавленную стоимость.

По стандартному правилу, это необходимо делать по отношению к реализации товаров (а также работ и услуг) за определенную плату на территории нашего государства. Однако нужно понимать, что сам арендодатель никаких услуг непосредственно арендатору не оказывает, он является лишь посредником.

Из этого следует, что когда арендодатель получает компенсацию за предоставление коммунальных услуг от арендатора в виде денежных средств, объект, облагаемый НДС, не возникает. Не должна выставляться и счет-фактура. Это все происходит, если в договоре аренды четко и однозначно отмечено, что расходы по предоставлению коммунальных услуг не входят в ежемесячную плату.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Бывают случаи, когда организация снимает помещение у физического лица. В таком случае возникает закономерный вопрос: должен ли будет человек платить НДФЛ в бюджет, если компания перечисляет помимо ежемесячной арендной платы и суммы за оказанные коммунальные услуги.

Позиция налоговых органов, а также арбитражного суда по этому поводу одинакова. В соответствии с ней, как доход будут учитываться только те платежи, которые не основываются на фактических показаниях счетчиков и не зависят от реального потребления.

Связано это с тем, что указанные расходы арендатор несет исключительно в своих целях, поэтому и платеж физическому лицу никак не связан с получением им выгоды. При этом все начисления должны подтверждаться соответствующими квитанциями коммунальных служб.

Возможные варианты приведены в таблице.

Условие договора Возникает ли налогооблагаемый доход
Арендатор сам заключает договоры со снабжающими организациями и рассчитывается с ними за коммунальные услуги без участия арендодателя (вариант 1) Нет
Арендодатель оказывает арендатору посреднические услуги по приобретению и оплате для него коммунальных услуг за вознаграждение.Такая форма расчетов может быть отражена: Договор арендодателя со снабжающей организацией заключен:

По договору аренды одна сторона (арендодатель) передает другой стороне (арендатору) имущество за вознаграждение во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). При этом перехода права собственности на это имущество к арендатору не происходит, за исключением случаев, когда договором предусмотрено право выкупа.

Если договором не предусмотрена плата за пользование имуществом, то такой договор признается договором ссуды (безвозмездного пользования имуществом). Данный вид правоотношений регулируется нормами главы 36 ГК РФ.

Нормы, относящиеся к договору аренды, применяются в этом случае лишь частично.

Арендодателем по договору аренды может быть собственник имущества либо иной законный владелец, которого сам собственник или закон уполномочил сдавать это имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). Таким образом, лицо, имеющее доверенность от имени собственника на право сдачи имущества в аренду, может быть арендодателем.

Арендатором может быть любой дееспособный гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Закон позволяет заключать договор аренды и в устной форме, однако в большинстве случаев используется письменная форма, поскольку она позволяет подробнее согласовать все условия договора и исключает многие разногласия сторон в процессе его исполнения.

Компенсация коммунальных услуг по договору аренды

Договор аренды подлежит обязательной государственной регистрации, если объектом аренды является недвижимое имущество или предприятие (п. 2 ст. 609,

ст. 658 ГК РФ).

Из этого правила есть исключения. Так, например, не подлежат государственной регистрации заключенные на срок менее одного года (п. 2 ст. 651 ГК РФ,

п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РФ):

  • договоры аренды и субаренды земельных участков;
  • договоры аренды зданий или сооружений.

Относительно договоров аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа закон также оговаривает, что они не подлежат государственной регистрации (ст. 633, 643 ГК РФ).

В гражданском законодательстве не решен вопрос о том, нужно ли регистрировать договор аренды нежилого помещения.

С одной стороны, все нежилые помещения являются частью зданий и сооружений, а с другой – они прямо не перечислены наряду с этими объектами.

33.1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Большинство организаций осуществляют свою деятельность в арендованных помещениях. Для того чтобы нормально эксплуатировать помещения, арендаторы пользуются электроэнергией, холодной и горячей водой, теплом, газом, т.е. коммунальными услугами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ). Перечень предоставляемых коммунальных услуг устанавливается в каждом конкретном случае в договоре аренды.

Таким образом, при получении имущества в аренду у арендатора возникает обязанность не только своевременно и в полном объеме вносить арендную плату, но и оплачивать коммунальные услуги, если иное не установлено законом или договором (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Как правило, арендаторы производят уплату коммунальных услуг не поставщикам этих услуг, а своим арендодателям, компенсируя тем самым их расходы на “коммуналку”.

Это связано с тем, что в большинстве случаев договоры с поставщиками коммунальных услуг (энергоснабжающими и газоснабжающими организациями, организациями водопроводно-канализационного хозяйства и другими, далее – коммунальные службы) заключают арендодатели, являющиеся собственниками передаваемых в аренду помещений.

Таким образом, арендодатель “передает” арендатору расходы по оплате коммунальных услуг (в части арендуемых помещений), не являясь поставщиком этих услуг.

Важно учесть, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.

2002 N 66 “Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой”). Поэтому договор, в котором в качестве арендной платы предусмотрена только оплата коммунальных услуг, может быть признан незаключенным (п.

1 ст. 654 ГК РФ).

Что касается расчетов за коммунальные услуги, то арендатор по согласованию с арендодателем может оплачивать “коммуналку” либо в составе арендной платы, либо отдельно от нее.

Возможность включения коммунальных платежей в состав арендной платы установлена гражданским законодательством (ст. 614 ГК РФ).

Рассмотрим два способа такого включения.

33.1.1. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ

33.1.1.1. АРЕНДНАЯ ПЛАТА С УЧЕТОМ “КОММУНАЛКИ” – ФИКСИРОВАННАЯ

При таком способе сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг в договоре отдельно не выделяется.

Например, организации “Гамма” (арендодатель) и “Омега” (арендатор) заключили договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. В договоре предусмотрено, что ежемесячная арендная плата составляет 42 952 руб. (в том числе НДС 6552 руб.) и включает стоимость коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения).

Отметим, что данный способ в некоторых случаях может быть не выгоден, и вот почему. Фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.

Поэтому на практике организации предпочитают использовать второй способ.

33.1.1.2. АРЕНДНАЯ ПЛАТА – ФИКСИРОВАННАЯ, “КОММУНАЛКА” – ПЕРЕМЕННАЯ

  • При таком способе размер арендной платы в договоре складывается из двух частей:
  • – фиксированный (основной) платеж;
  • – переменный (дополнительный) платеж.

Фиксированный (основной) платеж – это собственно плата за площадь арендуемых помещений (здания), т.е. плата за аренду. Переменная (дополнительная) часть арендной платы представляет собой расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде.

Например, между организациями “Гамма” (арендодатель) и “Омега” (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений общей площадью 200 кв. м. Условиями договора предусмотрено, что арендатор ежемесячно уплачивает арендную плату в размере 33 400 руб.

(фиксированный платеж) и сумму, эквивалентную стоимости коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, энергоснабжения), потребленных арендатором (переменный платеж).

Указанная сумма определяется на основании счета, выставляемого арендодателем с приложением копий счетов коммунальных служб.

При использовании второго способа переменная часть, т.е.

стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг, что исключает экономические потери как у арендодателя, так и у арендатора. При этом положения п. 3 ст.

614 ГК РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются (дополнительно об этом см. п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66).

33.1.2. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ ОТДЕЛЬНО ОТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ

Отдельно от арендной платы “коммуналка” оплачивается путем компенсации (возмещения) расходов, понесенных арендодателем, либо путем оформления посреднических отношений, когда арендодатель выступает в роли посредни��а между коммунальными службами и арендатором по расчетам за коммунальные услуги.

33.1.2.1. КОМПЕНСАЦИЯ КОММУНАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Коммунальные расходы при аренде нежилого помещения.

Поэтому договор, в котором в качестве арендной платы предусмотрена только оплата коммунальных услуг, может быть признан незаключенным (п. 1 ст. 654 ГК РФ). Что касается расчетов за коммунальные услуги, то арендатор по согласованию с арендодателем может оплачивать “коммуналку” либо в составе арендной платы, либо отдельно от нее.

Возможность включения коммунальных платежей в состав арендной платы установлена гражданским законодательством (ст.

614 ГК РФ). Рассмотрим два способа такого включения. 33.1.1. КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ ОПЛАЧИВАЮТСЯ В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ 33.1.1.1. АРЕНДНАЯ ПЛАТА С УЧЕТОМ “КОММУНАЛКИ” – ФИКСИРОВАННАЯ При таком способе сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде.

Стоимость коммунальных услуг в договоре отдельно не выделяется.

Государственной регистрации подлежат договора аренды зданий и сооружений, заключенные на срок не менее года и только с момента государственной регистрации договор аренды считается заключенным.

«О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений»

Срок, на который заключается договор аренды, должен быть определен договором (ст. 610 ГК РФ). При аренде нежилых помещений немало вопросов у налогоплательщиков возникает по поводу отражения в бухгалтерском и налоговом учете коммунальных платежей.

Чтобы вода, электроэнергия, отопление помещений или водоотвод поставлялись бесперебойно, все потребители этих ресурсов обязаны вовремя вносить платежи. Ответственность за оплату лежит на собственнике помещения, то есть арендодателе.

Исходя из устоявшейся практики, наниматели компенсируют затраты на уплату коммунальных услуг из части оплаты на наем нежилого помещения своему арендодателю, поскольку все договоры поставки заключаются только с истинным собственником недвижимости, но никак не с арендаторами.

[Наименование организации-арендатора], именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [устава, положения, доверенности], с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили договор о нижеследующем:

1.8. Расходы Арендодателя по оплате коммунальных услуг, связанных с эксплуатацией помещения и подлежащих компенсации в указанных в п. 1.6. настоящего договора частях, включают в себя как расходы по оплате цены таких услуг, так и расходы по оплате сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к оплате Арендодателю коммунальными службами.

. 2 N -22-3/86@ . , . . 2 , – , – . . . 2 , ( ) , ( – ). – , , .

, N -22-3/86@ , :

  • ;
  • .

. , , , . -, , , . “” , , , .

06.09.2005 N 07-05-06/234.

-, . , “” , ?

27.12.2007 N 03-03-06/1/895 , . , . , , .

2. “” “”. 23 600 . ( 3600 .). , “” , . , , , . , – .

2011 . 8260 . ( 1260 .), 3540 . , 4720 . – . 2011 . “” :

  • – , : ” 2011 . – 23 600 ., 3600 .” ” 2011 . – 4720 ., “, ;
  • – 2011 . 23 600 . ( 3600 .).

2011 . 3600 ., “” 540 . (3540 . : 118 x 18). – 20 000 ., – 4720 ., – 7720 . (8260 . – 1260 . + 4720 . : 118 x 18).

, , .

2011 . “” 3600 ., – 20 000 ., – 4000 . (4720 . – 720 .). “” , , .

, “” , .

. . 1 N -22-3/86@. . – , – .

2, 2 2 – , , .

3. 2. , . , – .

2011 . “” :

  • – , : ” 2011 . – 23 600 . ( 3600 .)” ” 2011 . – 4720 . ( 720 .)”. ;
  • – 2011 . 23 600 . ( 3600 .) 4720 . ( 720 .).

2011 . 4320 . (3600 . + 720 .), “” 1260 . – 20 000 . – 4000 . (4720 . – 720 .), – 7000 . (8260 . – 1260 .).

2011 . “” , – 3600 . – 720 . – 20 000 . – 4000 .

“” , , .

25.02.2009 N 12664/08 10.03.2009 N 6219/08. , . 1 N -22-3/86@.

, , , , ( , ).

-, , . . – “” .

. , , ( , , ).

“” , , – . , ( ), . .

. , ( ) , , . “” , .

. , , – – 23.11.2009 N 17-7511/2008 , – 28.04.2010 N 45-8185/2009, 12.10.2010 N -40/11806-10, 16.12.2009 N -40/14059-09, – 24.08.2010 N 56-44025/2009, – 27.04.2010 N 32-24396/2007-12/363-2009-58/218, 20.11.2009 N 53-6624/2008, 03.09.2009 N 09-12322/2008 .

25.03.2010 N -3098/10 .

. . 2 . 3 N -22-3/86@. , ( ), . . , , .

. 6 17.11.2004 N 85 , , , . , . – ? , – 26.10.2009 N 03-10350/2007, “” . , . , (), , , . .

. – , (. . 999 1008 ). () , , .

, (. . 991 1006 ). – (. 1 . 156 ). , , , (. 51 52 ).

, , ( ) ( ) , .

. . , .

, , – -, . – -. – -, .

, – , 04.02.2010 N -22-3/85@. -, – , 1 -, -, . 2, 2 2 , .

. – . – – , . – 07.02.2011 N 03-07-09/04.

, – , – .

– – . , , -, , , , . 2 . 171 . 1 . 172 .

4. “” “”. – 25 960 . ( 3960 .). , , “” , “” . 9440 . ( 1440 .). 2011 . 16 520 . ( 2520 .). , , – 10 620 . ( 1620 .), .

2011 . -: , . “” .

( ) 5400 . (3960 . + 1440 .), “” , , 900 . (2520 . – 1620 .). “” 30 000 . (25 960 . – 3960 . + 9440 . – 1440 .), – 5000 . (16 520 . – 10 620 . – 900 .).

“” , 7020 . (3960 . + 1620 . + 1440 .), 39 000 . (30 000 . + 10 620 . – 1620 .).

Реализация услуг по предоставлению имущества в аренду у арендодателя признается объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, установленных договором (п. 1 ст. 154, ст. 105.3 НК РФ). В данном случае вся сумма арендной платы является оплатой услуг арендодателя по предоставлению имущества в аренду. Поэтому арендодатель должен исчислить НДС с полной суммы арендной платы. На всю сумму арендной платы нужно выставить арендатору счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). При этом в зависимости от условий договора арендная плата может включать в себя основную (постоянную) часть, которая складывается из стоимости переданной в аренду площади, и дополнительную (переменную) часть, состоящую в том числе из компенсации арендатором стоимости коммунальных услуг. В этом случае арендодатель вправе указать в счете-фактуре единую стоимость услуги либо заполнить две строки с указанием отдельно постоянной и переменной частей. Такие разъяснения даны ФНС России в пункте 1 письма от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России).

Суммы входного НДС, относящегося к коммунальным услугам в составе арендной платы, арендодатель может принять к вычету, так как их приобретение относится к деятельности, облагаемой НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86). При этом должны быть соблюдены все необходимые условия для принятия НДС к вычету. Такую же позицию высказали некоторые суды (см., например, определение ВАС РФ от 26 августа 2009 г. № ВАС-10032/09, постановления ФАС Центрального округа от 29 мая 2009 г. № А23-3029/2008А-14-202, Северо-Кавказского округа от 21 декабря 2009 г. № А63-8994/2004-С4-9).

Пример отражения арендодателем в бухучете и при расчете налога на прибыль расходов по коммунальным услугам. Сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации. Стоимость коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы

ЗАО «Альфа» в январе сдало в аренду помещение в принадлежащем ему здании. Сдача имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации.

В соответствии с заключенным договором арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных платежей в составе арендной платы.

В феврале общая стоимость коммунальных платежей по зданию, принадлежащему «Альфе», составила 12 000 руб. (в т. ч. НДС – 1830 руб.). Из них на арендованное помещение приходится 3300 руб. (в т. ч. НДС – 503 руб.) (эту сумму арендатор компенсирует в составе арендной платы).

В бухучете организации сделаны следующие записи.

В феврале:

Дебет 26 Кредит 76
– 7373 руб. ((12 000 руб. – 1830 руб.) – (3300 руб. – 503 руб.)) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендодателя;

Дебет 91-2 Кредит 76
– 2797 руб. (3300 руб. – 503 руб.) – включена в расходы стоимость коммунальных услуг, приходящаяся на арендатора;

Дебет 19 Кредит 76
– 1830 руб. – отражен входной НДС по коммунальным платежам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1830 руб. – принят к вычету входной НДС со стоимости коммунальных услуг.

Организация применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно.

При расчете налога на прибыль за февраль бухгалтер «Альфы» включил в состав расходов 10 170 руб., из них:

  • в состав внереализационных расходов 2797 руб. (коммунальные услуги, потребленные арендатором);
  • в состав материальных расходов 7373 руб. (коммунальные услуги, потребленные арендодателем).

Ситуация: вправе ли арендодатель перевыставлять арендатору счета-фактуры на коммунальные услуги, расходы на которые тот ему компенсирует? Договоры со снабжающими организациями заключены напрямую с арендодателем.

Нет, не вправе.

Официальная позиция контролирующих ведомств состоит в том, что в данной ситуации арендодатель не может перевыставлять арендатору счета-фактуры на стоимость услуг, оказанных арендодателю снабжающими организациями (письма Минфина России от 10 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/86, от 14 мая 2008 г. № 03-03-06/2/51 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86, от 23 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/340). В обоснование своей точки зрения они приводят следующие аргументы.

Арендодатель – это абонент, который получает электро- и теплоэнергию, воду от снабжающей организации. А так как он выступает в качестве абонента, то сам не может быть снабжающей организацией для арендатора (постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 г. № 7349/99, определение ВАС РФ от 29 января 2008 г. № 18186/07, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 января 2009 г. № Ф04-7965/2008(20062-А46-25)). Кроме того, в счетах-фактурах, выставленных арендодателю, в тарифы на коммунальные услуги уже включен НДС, который арендодатель уплатил коммунальным службам. Поэтому начисление НДС на стоимость услуг, уже включающих налог, противоречит налоговому законодательству (определение ВАС РФ от 16 февраля 2007 г. № 560/07).

Значит, арендодатель не вправе рассматривать для целей НДС компенсацию расходов по коммунальным услугам как реализацию и не может выставлять счета-фактуры. Поэтому арендодателю нельзя начислить НДС на компенсируемую стоимость услуг, а арендатору – принять входной НДС по этой сумме к вычету.

Совет: есть аргументы, позволяющие арендодателю перевыставлять арендатору счета-фактуры за коммунальные услуги. Они заключаются в следующем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.