К признакам понятия политический режим относится -ятся

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «К признакам понятия политический режим относится -ятся». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Антидемократический режим — политический режим, для которого характерно отсут­ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ких принципов управления, политического плюрализма. В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Политический режим: понятие и признаки.

Политический режим — это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть. Понятие включает в себя:

  • степень участия граждан в принятии управленческих решений государством;
  • характер формирования политических институтов;
  • объем политических свобод;
  • мобильность элит (закрытые или открытые);
  • правовой статус личности.

Режим правления — это динамическая (изменяющаяся) сторона политической системы. На основе режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.

Схожие формы правления способны порождать различные политические режимы.Разберемся, какие факторы их формируют.

Прежде чем разбираться с понятием и видами режимов власти, нужно понять, какие факторы способствуют их формированию. Например:

  • уровень сформированности политической культуры;
  • характер политического сознания людей;
  • преобладающий тип политического поведения;
  • степень развитости общественно-политических традиций;
  • особенности политической элиты;
  • интенсивность политических процессов;
  • преобладающий тип легитимности власти (харизматический, традиционный и рационально-легальный).

Главный критерий выделения типов политических режимов — совокупность прав и свобод, которые предоставляются населению государством.

В учебниках по обществознанию встречаются различные типологии политических режимов. Приведем наиболее общепринятую:

  • Демократический — государственная власть создается и действует по принципу подчинения меньшей части населения большей.
  • Авторитарный — во главе власти находится одно лицо, государственная власть осуществляется по его произволу, мнение большинства населения не учитывается.
  • Тоталитарный — абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, подчинение человека власти и господствующей идеологии.
  • Переходный — временный режим, формируется вследствие революции или политического переворота.
  • Чрезвычайный — временный режим, формируется при стихийных бедствиях природного или техногенного характера.

Рассмотрим три основных вида режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический, а также их подвиды.

Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает себя имеющим право на власть.

Это промежуточное звено между тоталитаризмом и демократией. Для авторитаризма характерна неограниченная власть государственного аппарата с элементами принудительных и силовых способов влияния на социальные процессы. В тоже время возможна частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

Признаки авторитарного политического режима:

  • централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;
  • значительное ограничение политических прав и свобод граждан;
  • отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • имитация многопартийности;
  • формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера;
  • силовые структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т. е. используются исключительно в политических целях;
  • командные и административные методы государственного управления, при этом отсутствуют насильственные рычаги давления.

Авторитарное правление может проявляться в таких формах, как:

  • Прямое военное правление — для этой формы характерен захват политической власти группой высших офицеров (которые для этого используют армию). Например: «черные полковники» в Греции в середине XX в.
  • Теократическое правление — при этой форме государство возглавляет элитарное духовенство. Обычно такое правление формируется на основе харизмы духовного лидера, который и становится главой государства. Например: Иран во времена аятоллы Хомейни.
  • Монархическое самодержавие — власть в государстве концентрируется в руках монарха, который обладает всеми властными полномочиями, в том числе законодательными и исполнительными. Например, режимы абсолютной монархии.
  • Режим личной власти — это крайняя форма авторитаризма, которая предполагает захват власти и ее удержание одним лицом. Например: власть генерала Пиночета в Чили.

Преимущества авторитарного политического режима: общественный порядок, политическая стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач.

Недостатки: жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Чтобы вам было легче сравнить и запомнить ключевые признаки политических режимов государства, мы собрали их в таблицу.

Признак

Тоталитаризм

Авторитаризм

Демократия

Участие граждан в выборах органов власти

отсутствует либо имеет формальный характер

ограниченное с допуском отдельных категорий

полное через свободные выборы

Гарантии прав и свобод

отсутствуют

существуют частично

присутствуют полностью

Особенности политического лидерства

харизматический правитель с неограниченными полномочиями

сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов

глава государства избирается гражданами на демократических выборах

Степень верховенства закона

все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен

неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя

полное верховенство закона, правовое государство

Учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений

не учитываются

учитываются у отдельных категорий

учитываются и выполняются властью

Политический плюрализм

отсутствует

ограничен

существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом

Многопартийность

отсутствует

имеет формальный характер

присутствует

Место СМИ

подчинены и контролируются государством

формально свободны, но реально связаны с государством

независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные

Политический режим — это комплекс методов и средств, посредством которых реализуется политическая власть.

Понятие включает степень участия граждан в принятии управленческих решений государством, характер формирования политических институтов, объем политических свобод, мобильность элит (закрытие или открытые), а также правовой статус личности.

Выступает динамической (изменяющейся) стороной политической системы. На основе существующего режима складывается политический климат и возникают суждения по поводу характера организации политического устройства в государстве.

Политологи выделяют совокупность элементов, характеризующих формы проявления тоталитаризма, авторитаризма и демократии.

Представленная таблица политических режимов включает ключевые признаки, которые позволяют сравнить их друг с другом.

Признак Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
участие граждан в выборах органов власти отсутствует либо имеет откровенно формальный характер ограниченное с допуском отдельных категорий полное через свободные выборы
гарантии прав и свобод отсутствуют существуют частично присутствуют полностью
особенности политического лидерства харизматический правитель с неограниченными полномочиями сильный лидер с большой властью, если избирается, то набирает подавляющее большинство голосов глава государства избирается гражданами на демократических выборах
степень верховенства закона все зависит от мнения правителя, закон зачастую вторичен неполная, в ряде сфер (особенно политической) преобладает мнение правителя полное верховенство закона, правовое государство
учет интересов меньшинства в процессе принятия управленческих решений не учитываются учитываются у отдельных категорий учитываются и выполняются властью
политический плюрализм отсутствует ограничен существует в отношении любых политических сил, не запрещенных законом
многопартийность отсутствует имеет формальный характер присутствует
место СМИ подчинены и контролируются государством формально свободны, но реально связаны с государством независимы от государства, выражают различные мнения, в том числе оппозиционные

Правоведение для чайников — 16. Политические режимы

В литературе встречается множество градаций политических режимов, однако акцент делается на трех основных видах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Каждый из видов в свою очередь можно условно разделить на подвиды.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Как правило, власть реализуется в закрытом режиме одним человеком либо узкой группой лиц, посредством распространения единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.

Ключевым инструментом осуществления власти является террор, который может перерастать в геноцид.

Признаки тоталитарного политического режима:

  • тотальный контроль государства над обществом;
  • всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства;
  • концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация общественной жизни;
  • однопартийность, отсутствие оппозиции;
  • единая идеология общественно-социальной сферы общества;
  • стандартизация политической, общественной и духовной жизни;
  • идеологизация;

Подвидами тоталитаризма являются коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитаризм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть.

Данный политический режим является своего рода промежуточным звеном между тоталитаризмом и демократией. Для него по-прежнему характерна неограниченная власть государственного аппарата, основанная на жестких, принудительных и часто силовых методах влияния на социальные процессы в обществе. В тоже время имеют место быть частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

Признаки авторитарного политического режима:

  • централизация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;
  • значительное ограничение политических прав и свобод граждан;
  • отсутствие четкого разграничения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • имитация многопартийности;
  • формирование органов власти производится в соответствии с личными симпатиями политического лидера;
  • «силовые» структуры имеют опосредованное отношение к обществу, т.е. используются исключительно в политических целях;
  • командные и административные методы государственного управления, одновременно отсутствуют насильственные рычаги давления.

Авторитарный политический режим имеет как свои плюсы, так и минусы. К первым можно отнести общественный порядок, политическую стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач, что, безусловно, важно в условиях экстремальных ситуаций. К недостаткам относится жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Рассмотренные типы политических режимов являются самыми распространенными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые ученые отмечают также гибридные формы политических режимов. Их особенностью является сращивание элементов демократического и авторитарного режимов. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократии происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Написать комментарий

      Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим.

      Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

      • режим слияния властей — абсолютная монархия;
      • режим разделения властей — президентская республика;
      • режим сотрудничества властей — парламентская республика.

      Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур[3].

      К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами[3].

      Контрольная работа по обществознанию по теме»Политическая сфера» 9 класс

      В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

      Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

      Основная статья: Авторитаризм

      Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

      Существует два определения авторитаризма:

      • социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
      • социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

      Основная статья: Деспотизм

      Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии[источник не указан 1279 дней]. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях [источник не указан 1279 дней].

      Основная статья: Тоталитаризм

      Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

      Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

      Признаки тоталитаризма:

      • тотальный государственный контроль над обществом;
      • всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
      • система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
      • политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
      • господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
      • идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
      • унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
      • ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
      • ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

      В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

      Основная статья: Анархия

      Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

      Политический режим: понятие и признаки

      Также выделяются и другие политические режимы:

      • аристократия,
      • военная диктатура,
      • демократура (диктократия, диктабланда),
      • диктатура,
      • меритократия,
      • клептократия,
      • корпоратократия,
      • охлократия,
      • плутократия,
      • посттоталитаризм,
      • тимократия,
      • тирания,
      • фашизм,
      • феодализм.

      В современной англоязычной традиции термины политическая система и политический режим могут использоваться как синонимы, а в русскоязычной традиции режим — всё-таки более подвижное и непродолжительное состояние политической системы[26]. Кроме того, если речь идёт о форме правления (англ. system of government), то более подвижной и непродолжительной в англоязычной политологической традиции будет считаться уже «система»: например, переход от парламентской системы к президентской в демократическом государстве не означает отказа от демократического политического режима[2].

      Слово «режим» может употребляться в публицистике для указания на конкретное правительство или политического лидера — например, «режим Тэтчер» или «режим Назарбаева», причём, к примеру, в английском языке такое словоупотребление будет носить скорее отрицательную коннотацию и подчеркивать жесткий («авторитарный») лидерский стиль государственного деятеля (как в случае с Тэтчер), либо напрямую подразумевая отличительные особенности какого-то режима как авторитарного[27]. В таком случае о привязке к какой-то определенной академической традиции определения этого понятия речи, как правило, не идёт.

      Попытки типологизировать способы управления политическим сообществом предпринимались на протяжении долгого времени. Стоит заметить, что ни понятия политического режима (особенно наделенного современными атрибутами), ни чёткого различия между формами правления и политическими режимами до формирования соответствующего политологического категорийного аппарата в XIX-XX веках не существовало — однако, учитывая интеллектуальную историю таких понятий как «демократия», «автократия» и т.д., о появившихся на протяжении истории политической мысли типологиях «форм правления» уместно говорить как о предтече современного разговора о политических режимах.

      Современные типологии

      Индексы демократии, использующие подход к типологии политических режимов как к непрерывному спектру:

      • Polity IV
      • Freedom House
      • Economist Intelligence Unit
      • VDem

      Основная статья: Демократия

      Демократия (др.-греч. δημοκρατία «народовла́стие» от δῆμος «народ» + κράτος «власть») — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, а власть осуществляется по воле народа и в его интересах. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

      Основная статья: Гибридный режим

      Гибридный режим, или демократура — тип особого политического режима, в котором присутствуют признаки демократического и авторитарного режимов и обеспечивается возможность ненаказуемого несоблюдения, нарушения или игнорирования интересов большинства. Большинство гибридных режимов имеют внешние атрибуты демократии (парламенты, избираемый президент, конституция и т. д.), однако на деле политический плюрализм, свобода слова и сменяемость власти ограничены или отсутствуют вовсе, при этом часть гибридных режимов более склоняются к демократическому, а часть — к авторитарному. К гибридным режимам относят Алжир, Мьянма, Ирак, Киргизия, Таиланд, Бруней, Зимбабве, Марокко, Россия, Казахстан, Никарагуа и некоторые другие страны. Некоторые исследователи также отмечают режим Франсиско Франко в Испании как гибридный, особенно на поздней стадии его существования. Существуют также конкурентные авторитарные режимы. Примером конкурентного авторитарного режима можно назвать современную Турцию.

      Основная статья: Авторитаризм

      Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

      Существует два определения авторитаризма:

      • социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;
      • социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

      Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

      Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. И на самом деле, если цепь правовых предписаний перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувства индивида, его психологические импульсы станут тем последним звеном, которое напрямую соприкасается с конкретным поведением, таким образом определяет его. Действительно, право не сможет регулировать поведение по-другому, только через интеллектуально-психологическую сферу человека.

      Чтобы разобраться с этим явлением детально, его нужно сначала разбить на составляющие, а потом объединить по смыслу. Начнем с более простого – режим. В переводе с французского слово означает «управление». Оно требует обязательного присутствия прилагательного, характеризующего вид данного действия. Следовательно, вторая часть понятия – политический, дает определение управления, каким образом оно осуществляется. Раскрыть эту половину выражения намного сложнее.

      Само слово «политика» в переводе с древнегреческого означает государственную деятельность. Но существует другая трактовка, которая тоже основывается на греческом языке и подразумевает искусство управления с учетом множества интересов. Предполагается, что это слово в греческом языке сложилось из двух: «поли» – множество и «тикос» – интерес.

      Данная трактовка устарела, и политика сегодня не учитывает интересы большинства, а создает его мнение. Это инструмент в руках государственных деятелей, с помощью которого формируется сознание людей. Нужно понимать, что все науки, изучающие закономерности и системы внутри общества, постоянно трансформируются в связи с социальными изменениями. Но в историческом плане складываются определенные типы социальных, политических отношений, которые берутся за основу при изучении современных процессов.

      Либеральный называется еще полудемократическим, потому что похож по методам формирования государственной власти на демократический режим. Главным отличием является стертая грань между властными структурами. При таком режиме первостепенными считаются интересы государства. Этому принципу подвластны все политические процессы.

      Авторитарный

      Авторитарный использует антидемократические методы управления государством. У власти находится ограниченный круг людей, называемых диктаторами, потому что они диктуют свою волю народу. Все государственные структуры подчинены диктаторам. Информационные источники находятся под жесткой цензурой. Неповиновение и противодействие властям жестко пресекается силовыми структурами.

      Тоталитарный основан на идеологическом абсолютизме. Государственную политику проводит одна-единственная партия. Вся общественная, экономическая деятельность проводится по идеологическим постулатам и подчинена государственным интересам. Для тоталитаризма присуща милитаризация страны, полное подчинение всех государственных структур партийной верхушке. Такой порядок вещей необходим для централизованного контроля и выполнения административных распоряжений вышестоящих органов во всех сферах жизнедеятельности человека.

      Ранее в юридической литературе для характеристики третьего элемента в понятии формы государства употреблялся термин «политический режим». Однако постепенно утверждается взгляд, что политический режим — широкое понятие, которое выходит за пределы только формы государства, характеризует политическую систему общества в целом.

      Государственно-правовой режим — это элемент формы государства,

      характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.

      Г осударственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социальнополитической и экономической сферах государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

      Чаще всего в юридической науке выделяются два основных типа режимов — демократический и антидемократический.

      Демократический политический режим характеризуется следующими основными признаками;

      — основным источником власти в демократическом государстве являются граждане. Статья 3 Конституции России закрепляет положение, в соответствии с которым «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»;

      — в демократическом государстве признается идеологическое многообразие. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции РФ),

      — демократический политический режим в качестве предпосылки и признака предполагает формирование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политическую организацию, относительно независимую от государства. Независимость гражданского общества особенно ярко проявляется в сфере экономических отношений, в рамках которых устанавливается паритет (равенство) частной и государственной собственности и допускается свободная конкуренция частного предпринимательства и государственного сектора экономики;

      — в условиях демократического политического режима интересы человека должны подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в обществе. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 55 ) «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

      — государственное признание неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод человека, которые государство не имеет права изъять

      или ограничить ни при каких обстоятельствах. В соответствии с Конституцией РФ к абсолютным правам относятся: право на гражданство (ст. 6), право на достоинство личности (ст. 20), право на правосудие (ст. 47) и др.;

      — наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т. д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть. В частности, ст. 31 Конституции РФ определяет, что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

      Г оворя о положительных и отрицательных аспектах того или иного режима, следует иметь в виду, что демократический режим не всегда является предпочтительным (особенно если речь идет о конкретно-исторических условиях развития того или иного государства). Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты.

      При характеристике современных антидемократических режимов обычно выделяются тоталитарные и авторитарные политические режимы.

      Тоталитарный политический режим характеризуется следующими отличительными чертами:

      — государство полностью подчиняет себе общество (осуществляется тотальный контроль государства над обществом). Права и свободы индивидов являются вторичными по отношению к государственным интересам;

      — в основе тоталитарного режима лежит единая государственная идеология, насильственно навязываемая всему обществу. В тоталитарном государстве невозможны идейный и политический плюрализм и, следовательно, не допускаются любые формы официальной оппозиции установившемуся режиму;

      — управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практически полная монополия государства в вопросах ирования и руководства процессом экономического развития;

      — государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер. Правомерным поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда — знаменитый тезис: «Кто не работает — тот не ест»);

      — тоталитаризм, как правило, характеризуется всеохватывающей милитаризацией общественной жизни. Социальная организация строится по принципу военизированной системы;

      — в качестве методов государственного управления широко используются административное и судебное давление, а в ряде случаев и открытые государственные репрессии.

      Возможно выделение разновидностей тоталитарных режимов: левый тоталитаризм (социализм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

      Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

      Согласно одной точке зрения, понятия политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

      По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

      Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично (см. схему 14).

      Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

      Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию «стиль государственного управления», но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления — реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем (Г.В. Атаманчук).

      Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

      Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

      Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

      степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

      соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

      характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

      положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

      место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

      тип политического поведения; характер политического лидерства;

      доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

      политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

      меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

      В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

      Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

      Политический режим – это структура политической системы, которая предопределяет взаимоотношения гражданина и власти, их взаимные права и обязанности, формирование политической иерархии. Основные черты режима во многом определяются национальными, религиозными, культурными, историческими и социальными особенностями страны. Поэтому каждое государство имеет свою индивидуальную структуру власти, которой свойственны сходные черты с другими странами, а также различия.

      Прежде чем перейти к рассмотрению определенных видов, определим более конкретно смысл понятия политического режима. По большому счету, он представляет собой совокупность методов и способов управления страной, регуляции процессов, проходящих в ней. Это система власти, воспроизводимая рядом органов и структур.

      Власть и политический режим – практически неразделимые понятия, а для рядового обывателя зачастую и вовсе тождественные. Следует отметить, что сведение данных явлений воедино не совсем верно – они скорее входят одно в другое, образуя сложную систему отношений.

      Политические режимы и их виды – тема особенно интересная, если рассматривать ее в разрезе компаративистики. Именно так ярче всего просматривается разница между взглядами и системами. Так, если демократия является стремлением к абсолютной власти народа, о тоталитаризме такого сказать совершенно нельзя.

      Само название данного режима говорит о его особенности, ведь его корень – totalis — означает «весь, целый». Уже из этого можно понять, что ни о какой свободе народного волеизъявления речи быть не может.

      Тоталитарный политический режим предполагает полный контроль жизни не только всего народа, но и каждой отдельной личности. Это глобальное насаждение правил и норм поведения, требование поддержки определенных взглядов вне зависимости от личностных предпочтений. Любой плюрализм, будь он политическим или идеологическим, в данном случае попросту невозможен. Неугодные же правительству акты устраняются в данном случае методами насильственными и жестокими.

      Согласно обществознанию авторитаризму присущи ряд характеристик, которые отличают его от других политических систем:

      • отсутствуют институты влияния гражданином на политическую иерархию. Вся полнота власти сосредотачивается в руках одной личности или группы (монарх, военные, религиозная организация или другие);
      • поддержание власти производится посредством карательных структур, а не убеждением граждан;
      • преследование политического инакомыслия. При этом возможна многопартийность, наличие общественных организаций и других структур. Однако, каково бы их количество ни было, реальное влияние отсутствует;
      • формирование иерархии государственных органов происходит путем принятия решения узким кругом лиц или по праву наследования. При приобретении или потере власти возможно применение военных или силовых структур;
      • относительная свобода в неполитических областях, однако власть задает стратегический вектор развития.

      К авторитаризму относятся системы: жестко-авторитарная, умеренная, либеральная, популистская, национал — патриотическая.

      19. Понятие и классификация функций российского государства

      Понятие «тоталитаризм» характеризуется определенными особенностями, которыми отличается от авторитаризма и демократии. Кратко характерные черты:

      • наличие массовой организации, обычно партия, которая формирует идеологию, властные структуры и программу развития. Интересы партии и государства могут преобладать над законами. Формируется система «партия-государство», когда ключевые должности занимают исключительно партийные функционеры;
      • командно-административная экономика, при которой осуществляется жесткий контроль всей хозяйственной деятельности населения. Производитель обязан работать согласно плану, какие бы потребности ни испытывал потребитель;
      • интересы и ценности правящей организации (партии) преобладают над прочими ценностями и интересами. Вся жизнедеятельность общества контролируется и регламентируется;
      • единая идеология не терпит инакомыслия. Всё потоки информации находятся под цензурой. Формируется фанатично настроенное общество;
      • развитая система полицейских и судебных структур, которые проводят контроль и наказание по политическим мотивам. А также распространены репрессии.

      Как уже говорилось ранее, политический режим СССР 30-х годов полностью вписывался в концепцию тоталитаризма. Абсолютное господство власти над народом, нивелирование личности, существование запретов на определенные темы и даже их обсуждение.

      О стремлении к тоталитарному режиму говорит и существовавшее на тот момент огромное количество карательных структур и организаций. В этот период наблюдалось абсолютное подавление любого инакомыслия (большая часть заключенных была отправлена на Колыму именно по 58-й статье).

      В СМИ и литературе действовала очень жесткая цензура, основным критерием которой было соответствие идеалам действующей власти. Тоталитарный режим действовал на территории СССР в полном объеме до 50-х годов прошлого века, а рудименты его обнаруживались вплоть до 80-х.

      Существует несколько типов политических режимов, которые можно рассматривать как элемент определенной формы государства.

      Для тоталитарного режима характерен абсолютный контроль государства надо всеми сферами социальной жизни, полное подчинение человека господствующей идеологии и политической власти.

      Характерные черты тоталитаризма:

      • высокая концентрация власти;
      • однопартийность;
      • «разрастание» аппарата власти, проникновение во все сферы жизни общества;
      • полный контроль за СМИ, монополия власти на информацию;
      • монополия государства на использование любых средств вооруженной борьбы;
      • наличие системы всеобщего контроля за поведением людей;
      • принцип тотального режима – «запрещено все, кроме того, что приказано властью».

      Авторитарный режим — это такое государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет диктатура одного лица или группы лиц. Государственный контроль не распространяется на внеполитические сферы жизни: экономику, религию, культуру и т.д. Как правило, авторитарный режим возникает в странах, где наблюдаются длительные политические и экономические кризисы, преодоление которых демократическими средствами уже невозможно.

      Важнейшей характеристикой политического режима является стабильность общественного порядка, которая позволяет добиваться роста управляемости общественными процессами. Политические институты являются своеобразным закреплением социальных отношений и норм, они призваны упорядочить общественные связи, поэтому достижение политической стабильности приобретает особую значимость в деятельности режима.

      О стабильности власти можно судить при сравнении разных политических систем, или с политическим режимом, существовавшем в государстве ранее. Политические режимы могут быть стабильными, среднестабильными и крайне нестабильными. Каждый из этих режимов обладает собственными механизмами управления обществом, способностью к развитию и самосохранению, имеет ресурсы и резервы для регулирования общественных порядков.

      Стабильность политического режима — это сложное явление, которое включает такие параметры, как: установление гражданского порядка; сохранение системы правления; обеспечение эффективности (надежности) управления; сохранение легитимности. В общем виде стабильность политического режима — это определенный характер политичесских процессов, степень адаптации к социальным изменениям, баланс и достигнутое равновесие политических сил, характер уравновешенности отношений элит.

      К критериям стабильности относятся: срок нахождения у власти; партии, входящие в законодательные органы; раздробленность сил в парламенте; степень многопартийности и т.д. Средства, используемые для достижения стабильности, могут лежать в широком диапазоне: от поощрения политической активности до применения насильственных методов.

      Этот тип характеризуется монополией на власть одной партии, лица, института. В отличие от предыдущего вида, авторитаризм не имеет единой для всех идеологии. Граждане не подвергаются репрессиям только из-за того, что являются противниками режима. Можно не поддерживать существующую систему власти, ее достаточно просто терпеть.

      При этом виде отмечается разная регламентация разных аспектов жизни. Характерна намеренная деполитизация масс. Это значит, что они мало знают о политической обстановке в стране, практически не принимают в решении вопросов участия.

      Если при тоталитаризме центр власти – одна партия, при авторитаризме самой высшей ценностью признается государство. Среди людей сохраняются и поддерживаются классовые, сословные и другие различия.

      К главным признакам относится:

      • запрет на работу оппозиции;
      • централизованная монистическая структура власти;
      • сохранение ограниченного плюрализма;
      • отсутствие возможности ненасильственной смены правящих структур;
      • использование структур для удержания власти.

      В обществе считается, что авторитарный режим всегда подразумевает использование жестких систем политического правления, который применяет принудительные и силовые методы регулирования любых процессов. Поэтому важными политическими институтами являются силовые органы и любые средства обеспечения политической стабильности.

      20. Характеристика основных внутренних функций российского государства

      Политический режим (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

      Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

      Словосочетание «политический режим» появилось в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 — 160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

      Термином не является по причине разнообразия мнений исследователей и учёных.

      В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

      Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

      В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система, которое считается более значимым, чем политический режим.

      Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой».

      Критики такого подхода отмечают, что политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов.

      В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти.

      Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

      В современной науке сложились две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая — с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

      Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти.

      При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режимоказывается частью категориального аппарата конституционного права.

      В рамках институционального подхода складывается разница между терминамиполитический режим и государственный режим.

      Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

      • режим слияния властей — абсолютная монархия;
      • режим разделения властей — президентская республика;
      • режим сотрудничества властей — парламентская республика.

      Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур.

      К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы.

      По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе.

      Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами.

      В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют тем, которые предписаны конституционными актами.

      При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится.

      Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

      Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

      Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер:

      Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

      В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

      политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

      Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

      1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов
      2. Народ является единственно легитимным источником власти
      3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

      Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

      Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей.

      До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству.

      В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.

      Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы.

      Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, некоторые левые движения полагают, что реализация права принятия политических решений требует обеспечения социальных прав и низкого уровня социально-экономического неравенства.

      Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии.

      К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения, рост социального неравенства.

      Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии и соблюдения прав человека, частично должен быть в сфере влияния международного сообщества.

      Демократия имеет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время.

      В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10000 человек, а женщины, неграждане и рабы не имели политических прав.

      Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию.

      Платон в восьмой книге «Государства» утверждает, что избыточная демократия неминуемо влечёт за собой тиранию. По Платону, демократия — это власть завистливых бедняков.

      Аристотель рассматривал демократию как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно данного большинства. Он считал демократию одним из трех искаженных политических режимов.

      Подобно тому, как тирания является искажением монархии, олигархия искажением аристократии, так и демократия является искажением политии (республики, согласно переводу Цицерона).

      В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления сыграли концепции религиозного, естественного и обычного права как ограничений произвола власти.

      Большое значение имело распространение практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий.

      Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательных собраний.

      Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданских правах и политическом равенстве. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтами демократического правления.

      Во многих странах демократия также стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права. В странах с коммунистическими режимами провозглашалась идея народовластия, в структуру которого входили классовое единство и преимущественно государственная собственность на средства производства.

      До XX века демократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения по критерию имущественного ценза, расовых, гендерных и национальных признаков, в то время как остальные были фактически исключены из процесса принятия политических решений.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.