Отчет в центр занятости в 2021 о вакансиях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет в центр занятости в 2021 о вакансиях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для защиты от безработицы в период распространения коронавирусной инфекции Правительство издало Временные правила, которое регулирует регистрацию граждан в качестве безработных и назначение пособий в повышенном размере.

Этот документ предусматривает проверку данных самой службой занятости при дистанционном обращении.

Для этого специалисты ЦЗ получили право запрашивать необходимую информацию у пенсионного фонда и работодателей, а работодатели — новые сроки отчетности в ЦЗН:

  • Форму СЗВ-ТД надо предоставлять в ПФР на следующий рабочий день после увольнения;
  • отчет с информацией на основании приказа Минтруда № 152 предоставляется в СЗ еженедельно.

В письменной форме работодатель должен сообщить в органы занятости информацию о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства.

Важно!

Срок сдачи — три рабочих дня после принятия соответствующего решения.

Также в письменном виде работодатели сообщают о принятом решении:

  • ИП — о прекращение деятельности;
  • о ликвидации организации;
  • сокращении численности/ штата сотрудников и расторжении трудовых договоров.

В сообщении указываются должность, профессия, специальность и квалификационные требования к ней, условия оплаты труда каждого сотрудника. Сведения подаются до начала проведения мероприятий по ликвидации или прекращения деятельности, сокращения численности:

  • ИП — не позднее чем за две недели;
  • организации — не позднее чем за два месяца;
  • если решение о сокращении грозит массовым увольнением, информацию необходимо предоставить не позднее чем за три месяца до начала.

О том, как заполнить коронавирусный отчет в центр занятости, читайте в нашей статье.

  1. Какую информацию нужно подавать в центр занятости
  2. Отчетность о вакансиях
  3. Отчетность о высвобождении работников
  4. Отчетность о принятых работниках
  5. Штрафные санкции за несвоевременное представление или непредставление отчетности

Напомню, что законодательство требует от работодателя предоставления в центр занятости следующей информации:

  • о наличии вакансий;
  • о запланированном высвобождении работников;
  • о принятых работниках.

Однако до настоящего времени нет отдельных подзаконных нормативно-правовых актов для исполнения этой нормы по новому закону. Но, согласно п. 5 Заключительных и переходных положений Закона «О занятости населения»: «До приведения законодательства Украины в соответствие с Законом «О занятости населения» законы и другие нормативно-правовые акты следует применять в части, не противоречащей настоящему Закону». То есть, нужно подавать отчетность, по старым формам, а именно:

  • № 3-ПН «Отчет о наличии вакансий»;
  • № 4-ПН (плановая) «Отчет о запланированном высвобождении работников»;
  • № 4-ПН (фактическая) «Отчет о фактическом высвобождении работников;
  • № 5-ПН «Отчет о принятых сотрудниках».

№ 3-ПН «Отчет о наличии вакансий». Данную форму отчетности составляют лишь при наличии вакансий. Сроков представления такой отчетности не установлено, но исходя из самого отчета, понятно, что дата его заполнения должна совпадать с датой возникновения вакансии.

Из личного опыта могу сказать, что с данным отчетом возникают некоторые сложности у работодателей. Так, работники центра занятости просят сдавать этот отчет хотя бы за день до того, как вы приняли на работу сотрудника, так как без вакансии принять человека вы не можете. Но проблема в том, что когда вы подаете отчет по форме 3-ПН, вас автоматически вносят в базу центра занятости и в течение 30-ти дней вам изо дня в день звонят люди и спрашивают о вакансиях, которые вы предоставили центру занятости, несмотря на то, что вы уже подали отчет о принятых сотрудниках и фактически закрыли данные вакансии. На мои вопросы в центр занятости специалисты не смогли внятно ответить, почему до сих пор вакансии открыты, пока я не обратилась к начальнику центра занятости. Она сказала, что только по моей просьбе закроет данные вакансии, но это неправильно, и в дальнейшем посоветовала мне перед приемом на работу человека приехать с ним в центр занятости для того, чтобы его поставили на учет, а уже после этого ему дадут направление к нам на предприятие и вакансия автоматически закроется.

По моему мнению, таким образом, центр занятости пытается сделать себе план по трудоустройству безработных, а работодателю создает лишнюю головную боль.

№ 4-ПН (плановая) «Отчет о запланированном высвобождении работников» — его подают не позднее, чем за 2 месяца до высвобождения работников;

№ 4-ПН (фактическая) «Отчет о фактическом высвобождении работников» — подают в 10-дневный срок после высвобождения работников.

Согласно п. 4 ч. ст. 50 Закона «О занятости населения» работодатель обязан за два месяца до высвобождения работников подавать в центр занятости информацию о массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия.

Но в тоже время в ч. 1 ст. 48 Закона «О занятости населения» сказано, что массовым высвобождением по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации юридического лица) является однократное или в течение:

  1. одного месяца:
    • высвобождение 10 и более работников на предприятии с численностью от 20 до 100 работников;
    • высвобождение 10 и более процентов работников на предприятии с численностью от 101 до 300 сотрудников:
  2. трех месяцев — высвобождение 20 и более процентов работников на предприятии независимо от численности работников.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что с 1 января 2013 года работодатели должны подавать отчеты в центр занятости в случае, когда они увольняют сотрудников:

  1. по основаниям, указанным в п. 4 ч. ст. 50 Закона «О занятости населения», и в количестве, которое предусмотрено ч. 1 ст. 48 этого же Закона;
  2. в случае ликвидации предприятия (независимо от количества увольняемых сотрудников).

Если высвобождение сотрудников не подпадает под данные критерии, то работодатели имеют право не подавать данную форму отчетности.

Новые отчеты в службу занятости в 2021

По старому Закону «О занятости населения» № 803 работодатели должны были отчитываться о принятых работниках. Новый Закон «О занятости населения» не содержит такой обязанности, однако, несмотря на это подавать такую ​​отчетность в 2013 году все же придется, так как это требование прописано в пп. 2 п. 2 ст. 35 Закона «О страховании от безработицы». Для реализации этой нормы утверждена форма № 5-ПН «Отчет о принятых работниках».

Подавать сведенья о принятых работниках нужно не позднее 10 календарных дней со дня приема сотрудника на работу (первого рабочего дня работника). Если последний день этого срока придется на выходной, праздничный или другой нерабочий день, днем ​​окончания срока подачи отчета будет первый за ним рабочий день.

Также в абз. 3 пп. 2 ч. 2 ст. 35 Закона «О страховании от безработицы» предусмотрено, что с 2013 года работодатели обязаны подавать в центры занятости сведения о размере заработной платы и использовании рабочего времени работников, но в связи с тем, что до сих пор не утвердили ни формы такой отчетности, ни порядка ее представления, данный отчет не подается.

Виды и размеры наказаний за несвоевременное представление или не предоставление отчетности зависят от того, какую именно форму отчетности работодатель не подал в центр занятости.

№ 3-ПН «Отчет о наличии вакансий» – ответственность не предусмотрена, так как, ни Закон «О занятости населения», ни другой нормативно-правовой акт не предусматривают применение финансовых или административных санкций к работодателю или должностным лицам, виновным в непредставлении отчетности;

№ 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников», № 4-ПН (факт) «Отчет о фактическом высвобождении работников» – предусмотрен штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения. В 2013 году — это 4588 гривен;

№ 5-ПН «Отчет о принятых работниках» – предусмотрен штраф в размере от 8 до 15 НМДГ, то есть от 136 до 255 гривен; если нарушение происходит повторно в течение года, то штраф увеличивается от 10 до 20 НМДГ, то есть от 170 до 340 гривен.

Таким образом, законодательством установлена ​​ответственность только за непредставление центрам занятости информации о приеме на работу работников и о запланированном и фактическом высвобождении работников. Представление информации о вакансиях хотя и предусмотрено ч. 4 ст. 20 Закона «О занятости населения», но невыполнение этой обязанности никакой ответственности не влечет.

Также, хотелось бы, сделать акцент на том, какие льготы для работодателей предусматривает новый Закон «О занятости населения».

Во-первых: если работодатель в течение 12 календарных месяцев обеспечивал новые рабочие места, трудоустраивал на них работников и в течение этого периода ежемесячно выплачивал им заработную плату в размере не менее трех минимальных заработных плат, то в течение следующего года ему, при условии сохранения уровня заработной платы, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере 50 % суммы начисленного единого взноса за соответствующее лицо за месяц, в котором он оплачен. Однако в случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель теряет право на компенсацию.

Во-вторых: если работодатель берет на работу сотрудников, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда, или работников, которым предоставлен статус безработного, по направлению из центра занятости, сроком не менее чем на два года, то ему ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого социального взноса за соответствующее лицо за месяц, в котором он оплачен.

В-третьих: предусмотрено, что работодатель, который создает новые рабочие места в приоритетных видах экономической деятельности и трудоустраивает на них безработных сроком не менее чем на два года, в течение первого года получит ежемесячную компенсацию в размере минимального страхового взноса.

Но хочу заметить, что в случае если вы приняли на работу сотрудника по направлению из центра занятости и уволили его по инициативе работодателя раньше чем через 2 года, государство потребует обратно всю сумму компенсации, поэтому следует быть осторожным при выборе сотрудника.

Государство принятием данного Закона «О занятости населения» пытается облегчить жизнь безработным, но как это будет выглядеть на практике, покажет время, а пока создается все больше головной боли и проблем для работодателей. Сдаются никому не нужные формы отчетности и при этом тратится бесценное время впустую.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

О новой форме отчетности Роструд сообщил в письме от 25.07.2018 № 858-ПР.

Согласно письму, Роструд поручает органам занятости проводить периодический мониторинг численности людей предпенсионного возраста. То есть тех людей, которые выйдут на пенсию в следующем отчетном году.

В форме нужно указывать сведения о сотрудниках:

  • мужчинах 1960 — 1963 годов рождения;
  • женщинах 1965 — 1968 годов рождения.

На законодательном уровне форма не утверждена. В письме Роструда предложена рекомендуемая форма отчетности.

Отчетность в центр занятости: старые формы по новому Закону

Письмо Роструда носит рекомендательный характер. К тому же текст письма обращен к региональным ЦЗН. Работодатели имеют полное право не составлять и не отправлять данную отчетность в ЦЗН.

Если работодатель решит отчитаться, порядок сдачи отчетности в 2020 году лучше уточнить в региональной службе занятости.

В своем письме Роструд приводит рекомендуемую форму отчетности (форма № 1). Подойдет ли этот бланк для сбора данных, рекомендуем узнать в своем ЦЗН.

Сроки сдачи отчетности в ЦЗН

Отчет в центр занятости по пенсионерам — ежеквартальный. Центр занятости должен отчитаться перед Рострудом до 15 числа.

Работодателю рекомендуется уточнять срок отправки отчета по форме № 1 в своем центре занятости. Региональные органы самостоятельно устанавливают сроки сдачи. Как правило, до 3 или 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Получить дистанционно

  • Описание услуги

Чтобы встать на учет в качестве безработного, нужно обратиться в центр занятости населения (ЦЗН) по месту своей прописки или в том регионе, где хотите устроиться на работу.

С апреля 2020 г. граждане могут подать заявление через Портал госуслуг, не приезжая в ЦЗН. Упрощенный порядок пока действует до 31 марта 2021 г., но, вероятно, он будет продлен. Кроме того, соискатели могут встать на учет через портал «Работа в России», однако для подачи заявления также потребуется регистрация в ЕСИА. В последних двух случаях документы сканируются и направляются в формате pdf.

Независимо от способа подачи заявления рассматривается оно 11 дней.

Для постановки на учет службе занятости потребуются:

  • паспорт;
  • диплом, сертификат или другой документ, подтверждающий получение образования и квалификацию;
  • трудовая книжка;
  • справка о среднем заработке (если вы уволились меньше года назад);
  • реквизиты банковского счета (почтового отделения) для перечисления пособия.

Важно: в связи с пандемией коронавируса порядок работы органов службы занятости может быть изменен. Так, предоставление государственных услуг в центрах занятости населения Московской области приостановлено, за исключением очного приема граждан по предварительной записи, осуществленной посредством официальных сайтов в Интернете через ресурс «Обратная связь», телефонов и электронной почты (подп. 2.1 п. 2 Распоряжения Минсоцразвития МО от 13 ноября 2020 г. № 21РВ-179).

Закон предусматривает, что безработными не могут быть признаны:

  • граждане младше 16 лет;
  • пенсионеры по старости или выслуге лет;
  • ИП, нотариусы, адвокаты, самозанятые;
  • студенты-очники;
  • учредители коммерческих компаний;
  • граждане, уже работающие по трудовому договору;
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
  • осужденные, которым назначены исправительные работы;
  • военнослужащие, а также те, кто проходит службу в иных органах (правоохранительные, МЧС и т.д.);
  • граждане, выполняющие иную оплачиваемую работу, в том числе по гражданско-правовым договорам;
  • члены крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей.

Если вы относитесь к одной из перечисленных категорий, в постановке на учет будет отказано. При отказе в признании безработным орган службы занятости обязан уведомить вас письменно (под подпись) или по почте в течение суток со дня принятия такого решения. В решении должно быть указано основание, в связи с которым оно принято. Отказ в признании безработным можно обжаловать.

Конкретных сроков действующее законодательство не устанавливает. ЦЗН в течение 10 дней с момента подачи заявления ищет подходящие вакансии. Если трудоустроить гражданина не получается, его регистрируют как безработного. Предельный период, в течение которого можно состоять на учете, не установлен. Хотя каждый месяц статус безработного «перерегистрируется» (эту процедуру можно пройти онлайн). Однако пособие может выплачиваться только год. То есть можно состоять на учете несколько лет, но деньги служба занятости платить не будет.

Статья 4 Закона № 1032-1 устанавливает, что подходящей является работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места».

Критерий доступности рассчитывается службой занятости конкретного субъекта на основании решения муниципального органа. Так, для Ивановской области это полтора часа в одну сторону, а если прямого маршрута общественного транспорта нет – 5 км. В Тюмени подходящей считается работа, если она в двух часах езды от места жительства. Таким образом, чтобы сказать, является ли работа неподходящей из-за ее удаленности, необходимо анализировать акты, регулирующие этот вопрос в вашем регионе.

Что касается требований по зарплате, то согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 заработная плата не может быть меньше среднего вознаграждения, которое получал работник. Однако эта же норма гласит, что данное правило не применяется, если человеку платили больше прожиточного минимума.

Конституционный Суд в 2015 г. признал положения ч. 4 ст. 4 Закона № 1032-1 законными. А в 2021 г. МРОТ превысил размер прожиточного минимума – с января МРОТ составляет 12 792 руб. (утвержден Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ). При этом ни один работодатель не вправе выплачивать зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Таким образом, ЦЗН вправе предлагать любую вакансию по специальности, независимо от зарплаты на прежнем месте работы.

Если гражданин своевременно является в службу занятости (с 2020 г. отчеты направляются онлайн, без поездок в ЦЗН), снять его с учета не могут. Ему продолжат предлагать работу.

При этом разовая неявка на собеседование к работодателю влечет уменьшение пособия на 25%. А отказ от двух вакансий ведет к приостановлению выплаты пособия на месяц. Но это касается только подходящих вакансий. Если центр занятости предлагает гражданину работу, которая не соответствует его квалификации или расположена слишком далеко от дома, он может отказываться сколько угодно раз без правовых последний. Причем ЦЗН не вправе предлагать одну и ту же вакансию дважды. Если же работа была подходящей, то для сохранения выплаты необходимо, чтобы работодатель предоставил письменный отказ в найме гражданина.

Изменения в законе о занятости – 2021: как повысились требования к работодателям

Отчетность по форме № 3-ПН может быть первичной или уточняющей. Один из вариантов работодатель указывает при заполнении формы.

Первичная отчетность представляется в целях информирования о наличии спроса на рабочую силу (вакансий).

Уточняющая отчетность представляется в случае необходимости для замены первичной и содержит уточнение характеристик вакансии: условий труда, размера заработной платы, требований к претенденту и т. п. В то же время, не могут быть изменены данные о количестве вакансий и название должности/профессии.

В форме № 4-ПН нужно заполнять только один раздел. В нем указывается:

  • в графе А – порядковый номер записи. В запись с отдельным порядковым номером включаются данные о количестве запланированных к высвобождению работников, по которым данные о наименовании профессии (должности), дате приказа о предупреждении о высвобождении работников и дате запланированного высвобождения, отраженные в графах 1, 3, 4, полностью сходятся. В противном случае данные о запланированном высвобождении работников отражаются в записях под другими порядковыми номерами;
  • в графе 1 – наименование должности/профессии (должно соответствовать действующему КП);
  • в графе 2 – количество работников, которых предусматривается высвободить;
  • в графе 3 – дата приказа, которым были предупреждены работники о запланированном высвобождении;
  • в графе 4 – дата запланированного высвобождения работников.

Кроме того, в конце бланка следует выбрать один из вариантов предусмотренного высвобождения работников, проставив соответствующую отметку: единовременно (или в течение одного месяца) или в течение трех месяцев.

Форма подписывается руководителем (собственником) предприятия (учреждения, организации), указывается фамилия, инициалы и дата составления отчета.

Пример заполнения формы № 4-ПН приведен в образце 2.

В случае непредставления работодателем в центр занятости отчета по форме № 4­ПН за два месяца до массового высвобождения работников или в случае нарушения установленного порядка его представления в соответствии с ч. 6 ст. 53 Закона № 5067 взимается штраф в четырехкратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения (с сентября 2020 года это 20 000 грн).

Уважаемые клиенты Службы занятости! Обращаем ваше внимание! С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года года №2393, регламентирующее изменения размеров величин пособия по безработице на 2021 год и порядка их начисления.

Ссылка для ознакомления

Вопрос

Ответ

Кто рассчитывает «трудовую» квоту и подает Отчет?

Рассчитывать квоту и подавать Отчет о ее выполнении обязаны юрлица с численностью штатных работников 8 человек и более. Численность работников рассчитываете по показателю СКШР (среднеучетное количество штатных работников) за 2019 год.

Отчет о работниках в центр занятости населения

Закон № 1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. В статье 25 закона прописано, какая отчетность в центр занятости в 2020 году подается организациями. Работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

  • о вакантных должностях (ежемесячно);
  • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
  • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
  • о введении неполного рабочего дня или недели (в течение 3 дней). Учтите: если по соглашению между работником и работодателем установлен режим неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ), уведомлять органы службы занятости населения об этом не требуется (подробнее — в письме Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1);
  • о банкротстве или ликвидации организации (за 2 месяца);
  • о приостановке производства (в течение 3 дней).

По п. 3 ст. 25 закона о занятости, сведения о потребности в работниках в центр занятости передавать следует ежемесячно. Понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которая утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.02.2019 № 90н (приложение № 10).

Обратите внимание: единая дата передачи сведений не утверждена, поэтому ориентироваться следует на те числа, которые прописаны в региональном законодательстве. В Ростовской области подают отчет в ЦЗН до 5 числа ежемесячно (постановление правительства Ростовской области от 25.09.2014 № 646), а для организаций Краснодарского края предусмотрен срок не позднее 28-го числа текущего месяца (постановление главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004 № 258).

Обычно региональными властями уточняется не только срок сдачи, но и форма сведений о вакансиях в центр занятости, хотя чаще всего она стандартная и состоит из двух разделов. В первом прописывают данные о работодателе, во втором — характеристики вакансии и требования к соискателям, а именно:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

В соответствии с п. 2 ст. 25 закона № 1032-1, организация обязана уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к постановлению правительства РФ от 05.02.1993 № 99. В бланке указывают такую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения установлены тем же постановлением правительства. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
    • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
    • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
    • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом региональные власти вправе устанавливать дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся. Такие условия прописывают в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Обязанность готовить отчет по инвалидам в центр занятости возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4% от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьирует от 35 до 100 человек, квота не превышает 3% (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Квоты на прием инвалидов установлены статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ. А, требование сдавать отчетность — пунктом 3 статьи 25 Закона № 1032-1.

Квоты установлены не для всех компаний. Они должны соблюдаться в компаниях с численностью не менее 35 работников.

Компании, в которых численность работников превышает 100 человек, обязаны соблюдать квоты по приему на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.

Для компаний, где численность работников составляет не менее 35 и не более 100 человек, квота на прием инвалидов может устанавливаться местными властями в размере не выше 3 % от среднесписочной численности работников.

Таблица. Размер квот на прием инвалидов
Для кого установлена квота Среднесписочная численность Квота
Организации и ИП с работниками От 35 до 100 работников Не более 3%
Более 100 работников От 2 до 4%

Отчетность о приеме на работу инвалидов по квотам сдается в службу занятости ежемесячно.

Конкретные сроки отчетности устанавливают региональные власти. Единого для всех дня сдачи отчетности не установлено.

Единой для всех формы отчетности также нет. Поэтому форму, установленную в конкретном регионе нужно искать на сайте региональной службы занятости.

По общим правилам в отчете о квотировании рабочих мест для инвалидов указывают:

  • общее число сотрудников-инвалидов;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных в организации мест для инвалидов;
  • количество вакантных мест для людей с ограниченными возможностями;
  • информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения рабочих местах.

Работодатели должны представлять сведения о занятости и в 2021 году

Отчитываться о наличии свободных вакансий должны все работодатели.

Требование предоставлять отчет в центр занятости установлено пунктом 3 статьи 25 Закона № 1032-1.

Этот отчет, как и отчет о по квотированию рабочих мест для инвалидов, сдается ежемесячно.

Форма отчетности о вакансиях утверждена в Приложении № 10 к приказу Минтруда от 19.02.2019 № 90н.

Отчет содержит:

  • сведения о работодателе;
  • наименование вакантной должности;
  • условия, характер, режим работы;
  • размер зарплаты;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

Организация, планирующая сокращение, за два месяца до этого, одновременно с уведомлением работников, обязана подать в центр занятости уведомление о сокращении штата.

Если планируется массовое сокращения штата, сведения об этом нужно подать в центр занятости за три месяца до начала сокращений.

Форма сведений утверждена в дана в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99.

Сведения заполняются о каждом работнике, нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество;
  • образование;
  • профессию или специальность;
  • квалификацию;
  • размер и условия оплаты труда.

Сообщать о введении режима неполного рабочего времени в органы службы занятости работодатели обязаны с 2009 года.

Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Единой длят всех, установленной формы этого отчета нет. Центры занятости вправе разработать свои формы. Обычно отчет включает в себя следующие данные:

  • дату введения режима неполного рабочего времени;
  • период, на который он вводится;
  • причину;
  • численность работников, которых затронет этот режим.

К отчету нужно приложить копию приказа о введении на предприятии режима неполного рабочего времени.

Кроме того, организациям (кроме МСП) сведения о неполной занятости работников нужно ежемесячно представлять в органы статистики по форме статистического наблюдения № П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников» с указаниями по ее заполнению утверждена приказом Росстата от 25.12.2008 г. № 325 (изменения к данной форме утверждены приказом Росстата от 13.03.2009 г. № 42). Срок ­предоставления – ­не позднее 3-го числа после отчетного месяца.

Центры занятости регионов России вправе запрашивать у работодателей отчетность по охране труда.

Как правило, отчет предусматривает наличие сведений о:

  • наличии либо отсутствии производственного травматизма;
  • проведении инструктажа и обучения работников;
  • проведении спецоценки условий труда;
  • обеспечении работников средствами индивидуальной защиты;
  • наличии в организации санитарно-бытовых помещений;
  • иных сведений.

№ 3-ПН «Отчет о наличии вакансий». Данную форму отчетности составляют лишь при наличии вакансий. Сроков представления такой отчетности не установлено, но исходя из самого отчета, понятно, что дата его заполнения должна совпадать с датой возникновения вакансии.

Из личного опыта могу сказать, что с данным отчетом возникают некоторые сложности у работодателей. Так, работники центра занятости просят сдавать этот отчет хотя бы за день до того, как вы приняли на работу сотрудника, так как без вакансии принять человека вы не можете. Но проблема в том, что когда вы подаете отчет по форме 3-ПН, вас автоматически вносят в базу центра занятости и в течение 30-ти дней вам изо дня в день звонят люди и спрашивают о вакансиях, которые вы предоставили центру занятости, несмотря на то, что вы уже подали отчет о принятых сотрудниках и фактически закрыли данные вакансии. На мои вопросы в центр занятости специалисты не смогли внятно ответить, почему до сих пор вакансии открыты, пока я не обратилась к начальнику центра занятости. Она сказала, что только по моей просьбе закроет данные вакансии, но это неправильно, и в дальнейшем посоветовала мне перед приемом на работу человека приехать с ним в центр занятости для того, чтобы его поставили на учет, а уже после этого ему дадут направление к нам на предприятие и вакансия автоматически закроется.

По моему мнению, таким образом, центр занятости пытается сделать себе план по трудоустройству безработных, а работодателю создает лишнюю головную боль.

№ 4-ПН (плановая) «Отчет о запланированном высвобождении работников» — его подают не позднее, чем за 2 месяца до высвобождения работников;

№ 4-ПН (фактическая) «Отчет о фактическом высвобождении работников» — подают в 10-дневный срок после высвобождения работников.

Согласно п. 4 ч. ст. 50 Закона «О занятости населения» работодатель обязан за два месяца до высвобождения работников подавать в центр занятости информацию о массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия.

Но в тоже время в ч. 1 ст. 48 Закона «О занятости населения» сказано, что массовым высвобождением по инициативе работодателя (кроме случая ликвидации юридического лица) является однократное или в течение:

• одного месяца:

– высвобождение 10 и более работников на предприятии с численностью от 20 до 100 работников;
– высвобождение 10 и более процентов работников на предприятии с численностью от 101 до 300 сотрудников:

• трех месяцев — высвобождение 20 и более процентов работников на предприятии независимо от численности работников.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что с 1 января 2013 года работодатели должны подавать отчеты в центр занятости в случае, когда они увольняют сотрудников:

– по основаниям, указанным в п. 4 ч. ст. 50 Закона «О занятости населения», и в количестве, которое предусмотрено ч. 1 ст. 48 этого же Закона;
– в случае ликвидации предприятия (независимо от количества увольняемых сотрудников).

Если высвобождение сотрудников не подпадает под данные критерии, то работодатели имеют право не подавать данную форму отчетности.

По старому Закону «О занятости населения» № 803 работодатели должны были отчитываться о принятых работниках. Новый Закон «О занятости населения» не содержит такой обязанности, однако, несмотря на это подавать такую отчетность в 2013 году все же придется, так как это требование прописано в пп. 2 п. 2 ст. 35 Закона «О страховании от безработицы». Для реализации этой нормы утверждена форма № 5-ПН «Отчет о принятых работниках».

Подавать сведенья о принятых работниках нужно не позднее 10 календарных дней со дня приема сотрудника на работу (первого рабочего дня работника). Если последний день этого срока придется на выходной, праздничный или другой нерабочий день, днем окончания срока подачи отчета будет первый за ним рабочий день.

Также в абз. 3 пп. 2 ч. 2 ст. 35 Закона «О страховании от безработицы» предусмотрено, что с 2013 года работодатели обязаны подавать в центры занятости сведения о размере заработной платы и использовании рабочего времени работников, но в связи с тем, что до сих пор не утвердили ни формы такой отчетности, ни порядка ее представления, данный отчет не подается.

  • Компенсація за невикористану додаткову соціальну відпустку: роз’яснення від Мінекономіки
  • Роботодавці тепер можуть переглянути статус опрацювання сканопій трудових книжок
  • В Україні з’явиться новий святковий вихідний день — проєкт
  • Виплати заборгованості із заробітної плати у випадку неплатоспроможності роботодавця: законопроєкт Мінекономіки
  • Затверджено нові протиепідемічні заходи у закладах освіти на період карантину
  • Результати профнавчання державним службовцям буде враховано: Уряд затвердив відповідне рішення

города Севастополя

Это сотрудник центра занятости, который обеспечивает организацию предоставления услуг людям, которые ищут работу, зарегистрированным безработным, осуществляет их сопровождение для дальнейшего трудоустройства.

Как отмечает начальник отдела коммуникаций Государственного центра занятости Ирина Полищук, на период карантина упрощена процедура подачи документов в центры занятости. Человеку лишь нужно заполнить два заявления – о предоставлении статуса безработного и назначении пособия по безработице.

  1. на электронную почту центра занятости, который человек избрал, чтобы там обслуживаться (собственноручно или же скачать, распечатать, заполнить, а дальше – сфотографировать или отсканировать и отправить);
  2. собственноручно заполненные заявления положить в ящик для приема корреспонденции, размещенный в центре занятости.

Впоследствии, карьерный советник свяжется с соискателем работы телефоном, если нужно будет уточнить информацию.

В то же время, с 24 апреля появилась возможность зарегистрироваться в Центре занятости через онлайн-портал государственных услуг «Действие».

Денис Головин поясняет, что при обращении на биржу труда у человека может и не быть трудовой книжки. Человека все равно поставят на «биржу труда», если он в этом нуждается. Другой вопрос, что от записи в трудовой зависит размер выплат. Например, если работник уволен «по статье» (нарушение внутреннего распорядка и т. п.), Он получит меньше денег чем если уволят из-за возобновления на работе того, кто ранее выполнял эту работу.

  • люди, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших регистрации в службе занятости, имеют страховой стаж менее 6 месяцев или уволены с последнего места работы по негативным причинам (например, за прогул);
  • молодежь, которая закончила или прекратила обучение в среднем и высшем учебном заведении, уволилась со срочной военной службы и не нуждается в содействии в трудоустройстве на первое рабочее место;
  • внутренне перемещенные лица, которые документально не могут подтвердить периоды своей занятости.
  • Последние
  • Популярные

Новые отчеты в службу занятости с апреля 2020 года

Формы отчетности в сфере трудоустройства утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420 (далее – Приказ № 420). Представлять их следовало и ранее, но с внесением изменений Законом Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI в Закон Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III “Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы” (далее – Закон № 1533) ужесточены требования по представлению сведений, установленных законодательством. В частности, ст. 38 данного Закона изложена в новой редакции, п. 1 которой предусматривает, что работодатель несет ответственность за несвоевременное представление или непредставление сведений, указанных в Законе № 1533, в том числе сведений о принятых на работу и уволенных работниках.

В п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона № 1533 дано определение понятия работодатель – “это собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, а также физические лица, использующие наемный труд”. Другими словами, физические лица – предприниматели в понимании Закона № 1533 считаются работодателями, если они используют труд наемных работников.

Требования о представлении отчетности в центр занятости предусмотрены и ч. 4 ст. 20 Закона Украины от 01.03.91 г. № 803-XII “О занятости населения”. Данной статьей предусмотрено, что предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности обязаны подавать центрам занятости по месту регистрации в десятидневный срок в полном объеме административные сведения обо всех принятых работниках в порядке, установленном законодательством. Форма отчетности утверждена Приказом № 420 и называется “Звіт про прийнятих працівників” (форма № 5-ПН).

Предприниматели в общем порядке
должны отчитываться перед центром занятости
по форме № 5-ПН о принятых работниках.

Следует отметить, что в действующем законодательстве не предусмотрены исключения ни для каких категорий работодателей – отчет по форме № 5-ПН должны представлять все работодатели обо всех работниках, принятых на условиях трудового договора, независимо от того, находится работник в штате или является внештатным работником. Сведения необходимо подавать также на тех работников, которые трудоустроены из числа безработных с предоставлением дотации на создание рабочих мест и на оплачиваемые общественные работы. Отчет составляется ежедекадно с 1-го по 10-е, с 11-го по 21-е и с 21-го по последнее число месяца и представляется не позднее 3-го дня после окончания отчетной даты, соответственно не позднее 13, 23 и 3-го числа месяца. Отчет подается только в том случае, если в отчетной декаде были приняты работники. В отчете указывается информация о принятых работниках, а именно: фамилия, имя, отчество, идентификационный номер, адрес местожительства, наименование профессии, код профессии согласно Классификатору профессий и др.

Ниже приведен пример составления данной формы отчетности.

В самой форме отчета в перечне лиц, которые должны его представлять, предприниматели не упоминаются, тем не менее при регистрации трудовых договоров в центре занятости рекомендуем заполнить такой отчет. Это избавит от необходимости еще раз тратить время на посещение центра занятости и отслеживания сроков представления отчета. А самое главное – центр занятости не сможет привлечь к административной ответственности.

Итак, поскольку предприниматели являются работодателями, то они в общем порядке ежедекадно обязаны представлять отчетность по форме № 5-ПН, если в соответствующей декаде принят на работу новый работник.

Обращаем внимание: лица, предоставляющие услуги по договорам гражданско-правового характера, не относятся к категории наемных работников, поэтому работодателям (в том числе предпринимателям) подавать отчетность в службу занятости о таких лицах как принятых на работу не нужно.

Приказом № 420 утверждена не только форма отчетности по принятым работникам, но и другие. Среди них еще две формы, которые предприниматели обязаны представлять. Это “Звіт про заплановане вивільнення працівників” (форма № 4-ПН (план)) и “Звіт про фактичне ви­вільнення працівників” (форма № 4-ПН (факт))*.

Данные формы отчетности представляются предпринимателем в том случае, если предполагается увольнение работников по п. 1. ч. 1 ст. 40 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ). Этот пункт предусматривает увольнение работника по инициативе работодателя в связи с сокращением штата или численности работающих, ликвидацией (прекращением предпринимательской деятельности), реорганизацией (со сменой вида деятельности, например вместо торговли, предприниматель будет заниматься автоперевозками) и др.

Отчеты по форме № 4-ПН (план) и
№ 4-ПН (факт) представляются в случае увольнения
работников по сокращению или прекращения
предпринимательской деятельности.

В данном случае работодатель должен в письменной форме за два месяца до даты увольнения письменно уведомить работников, которых планирует уволить, и в этот же срок направить отчет по форме № 4-ПН (план), в котором указываются сроки и причина увольнения работников. После увольнения работников отчет по форме № 4-ПН (факт) представляется в течение 10 дней после даты увольнения. Этот отчет также можно оформить в день расторжения договора с наемным работником. За непредставление этих форм отчетности также предусмотрен административный штраф.

Если предприниматель договорится со своими работниками и они согласятся уволиться по собственному желанию (ст. 38 КЗоТ) или по соглашению сторон ((п. 1 ст. 36 КЗоТ), то подавать такие отчеты не нужно.

Приказом № 420 утверждена еще одна форма отчетности “Звіт про наявність вакансій” (форма № 3-ПН). Ее должны представлять предприятия ежемесячно, если у них есть вакансии (п. 4 ст. 20 Закона № 803). Поскольку у предпринимателей нет штатного расписания и наемных работников и он принимает на работу при необходимости, то ему не нужно представлять данную форму отчетности.

— Сегодня работу найти очень трудно. Сколько людей претендует на одну вакансию?

— По состоянию на 7 апреля 2021 года, количество зарегистрированных в Государственной службе занятости безработных составляло 429 тыс. человек. К примеру, еще месяц назад, 5 марта, на учете в службе находилось почти 487 тысяч безработных граждан.

На 1 апреля количество актуальных вакансий в нашей базе данных составляло 77 тыс. единиц. Таким образом, существенным остается дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. В среднем по Украине на одно свободное рабочее место претендуют 6 безработных (на 1 апреля 2020 года — 5 человек).

Согласно статистическим данным службы занятости, наибольшее несоответствие спроса на рабочую силу и ее предложения в профессионально-квалификационном разрезе наблюдалась среди служащих и руководителей — на 1 вакансию претендовало 17 человек, технических служащих — девять, как и работников сферы торговли и услуг.

Количество претендентов значительно превышает количество вакансий во всех регионах, видах экономической деятельности и профессионально-квалификационных группах.

— Кому труднее всего найти работу?

— Наибольшее влияние карантина испытывают сферы гостиничного и ресторанного бизнеса, питания, развлечений. Поэтому сейчас официанты, бармены, повара, бариста, горничные сталкиваются с трудностями трудоустройства.

— В каких сферах есть вакансии и сколько готовы платить работодатели востребованным специалистам?

— Всего с начала года работодатели подали в базу почти 245 тысяч вакансий.

К началу апреля больше всего вакансий предлагается:

  • в сельском хозяйстве — 24% от общего количества вакансий (тракторист, водитель, рабочий по комплексному обслуживанию сельскохозяйственного производства; рабочий на лесокультурных работах; агроном, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, подсобный рабочий);
  • в перерабатывающей промышленности — 17% от всех вакансий (швея, слесарь-ремонтник, водитель, укладчик-упаковщик, комплектовщик проводов, подсобный рабочий,);
  • в сфере торговли — 11% (продавец продовольственных и непродовольственных товаров, продавец-консультант, кассир, водитель, грузчик).

На начало апреля средний размер зарплаты в вакансиях составил 8 тыс. грн.

Отметим, что в базе данных Государственной службы занятости есть вакансии с относительно высокой зарплатой. Например, для водителей троллейбуса — 25 тыс. грн; для швеи, провизора, электрогазосварщика, слесаря-ремонтника, инженера-конструктора, технолога — 20 тыс. грн; для машиниста экскаватора, воспитателя — 15 тыс. гривен.

Однако подчеркиваем, что это данные, которыми оперирует Государственная служба занятости. Некоторые работодатели осуществляют подбор персонала самостоятельно, создавая подразделение рекрутинга внутри своих организации, некоторые доверяет поиск частным агентствам, базам вакансий поисковых сайтах.

— По вашей информации, в какой из областей наблюдается наиболее сложная ситуация с трудоустройством?

— Сейчас это Черкасская область, где на 1 вакансию претендуют 14 безработных. В Черновицкой — 12, Тернопольской — 9, Черниговской — 9. Несколько лучше ситуация в Киеве, здесь на 1 вакансию претендуют двое безработных.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.