Закон о защите животных 2021 в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о защите животных 2021 в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 1560 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 7138).

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Включенные в план проведения плановых проверок на 2021 год проверки в рамках государственного надзора в области обращения с животными, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

14. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.

15. Контрольные (надзорные) органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относят объекты контроля, предусмотренные пунктами 9 и 11 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее — категории риска):

чрезвычайно высокий риск;

высокий риск;

значительный риск;

средний риск;

умеренный риск;

низкий риск.

18. Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска:

а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в год;

б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 2 года;

в) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 3 года;

г) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 4 года;

д) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится одно из контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 43 настоящего Положения, с периодичностью один раз в 5 лет.

19. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит.

20. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, и подлежит публичному обсуждению

21. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказами (распоряжениями) руководителей контрольных (надзорных) органов и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

22. В случае наличия у контрольных (надзорных) органов сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольные (надзорные) органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее — предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

23. Контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения в тот контрольный (надзорный) орган или его территориальное подразделение, которым объявлено предостережение.

24. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностными лицами контрольных (надзорных) органов в течение 30 дней со дня его получения. После чего контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.

25. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольных (надзорных) органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.

26. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.

27. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);

разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);

порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.

28. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным пунктом 27 настоящего Положения, в случае поступления обращения в письменной форме.

29. В случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольных (надзорных) органов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом указанных органов.

30. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

40. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.

41. В целях фиксации должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) (далее — инспектор), и лицами, обладающими специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольным (надзорным) органам, в том числе при применении технических средств, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий (далее — специалисты), доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспекторами и специалистами самостоятельно.

В обязательном порядке инспектором и специалистом для доказательства нарушений обязательных требований используется фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств в случаях:

проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;

если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;

проведения досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;

проведения выездной проверки.

При досмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.

Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки производится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.

Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

42. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:

в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;

при наличии обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия (при представлении подтверждающих документов).

Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольными (надзорными) органами на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.

Впервые законопроект об изменениях требований к владельцам животных был представлен в Госдуме в далеком 2010 году. В 2011 году прошло первое прочтение законопроекта, а следующее было назначено на 2017 год. За семь лет в проекте появилось 300 правок, и только в декабре 2018 года закон был принят во втором чтении.

По словам правозащитников, столь длительный срок принятия закона был обусловлен тем, что власть столкнулась с оппозицией в виде представителей крупных фирм по производству питания для питомцев, препаратов для эвтаназии и даже охотников. Суть претензии состояла в том, что указанные группы лиц всячески противостояли полному запрету на территории Российской Федерации притравочных станций. В ходе дискуссий компромисс все же был достигнут и закон вступил в действие с учетом требований всех сторон дискуссии.

За нарушение правил гуманного обращения и использования животных нарушитель может понести административную или даже уголовную ответственность. Также будут существовать государственные и общественные комиссии, которые будут следить за выполнением закона, однако они будут иметь разные полномочия.

Отныне у владельца, который был замечен в негуманном обращении со своим питомцем, могут изъять любимца.

Также органы контроля должны иметь постоянный беспрепятственный доступ к животным, они имеют право собирать доказательства (в том числе фото- и видеоматериалы), если обнаружат нарушение статей федерального закона. В дальнейшем собранные материалы будут передаваться в органы контроля, после чего нарушителю будет выдвигаться обвинение.

Изначально одной из причин изменения старой статьи о жестоком обращении с животными был тот факт, что из-за узкого спектра предусмотренных нарушений привлечь нарушителя к ответственности было достаточно сложно. Сейчас же закон предусматривает наказание за все возможные проявления негуманности и жестокости, что должно позитивно повлиять на культуру общения с домашними любимцами в России.

Нужно ли регистрировать и чипировать кошку/собаку, живущую в квартире?

Инициатива обязательного чипирования так и не была принята. Сама по себе данная процедура – это самый современный способ регистрации питомца, который в случае необходимости поможет в кратчайшие сроки найти хозяину потерявшуюся собаку или кошку. Исходя из этого, хоть данный метод регистрации и не стал обязательным, чипирование все же лучше провести в целях безопасности.

Собака, гулявшая без поводка, но с хозяином, повредила автомобиль, который стоял в неположенном месте. Кто виноват?

Выгул собак должен осуществляться в специальном месте. По пути на площадку владелец должен обеспечивать безопасность своему питомцу, при этом заботясь о безопасности здоровья и имущества окружающих. Собака должна находиться на поводке, а крупные и потенциально опасные породы – в намордниках. Соответственно, виноват хозяин животного.

Что будет за неубранные после собаки биологические отходы?

Закон об ответственном обращении с животными предусматривает несение административной, уголовной и иных видов ответственности за нарушение его статей. Однако, в данный момент, конкретного наказания за нарушения обязательства уборки отходов нет.

Какие животные входят в список домашних по закону?

Со списком животных-компаньонов и потенциально опасных собак можно ознакомиться в приложениях №1, 2. Не могут быть домашними питомцами представители дикой фауны, потенциально опасные для здоровья и жизни окружающих. Все животные, которые были заведены до 1 января 2021 года, будут считаться домашними, даже если попадут в категорию запрещенных.

В целом, данное нововведение должно положительно отразиться на культуре поведения россиян со своими питомцами. Хотя закон очень долго находился в стадии разработки и корректировки, даже сейчас в нем есть спорные вопросы, по поводу которых продолжает дискутировать общественность.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ, от 21.07.2007 N 191-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 10.12.2010 N 356-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 13.07.2015 N 243-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 23.04.2018 N 101-ФЗ, от 27.12.2018 N 524-ФЗ, от 02.08.2019 N 297-ФЗ, от 27.12.2019 N 447-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 13.07.2020 N 194-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 02.07.2021 N 338-ФЗ)

Под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются:

реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию (далее по тексту — федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 10.12.2010 N 356-ФЗ)

подготовка специалистов в области ветеринарии, производство препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Абзац. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств;

осуществление федерального государственного ветеринарного контроля (надзора). (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.12.2019 N 447-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее — федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора), и подведомственные ему территориальные органы и организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее — федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственные им организации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и специалисты в области ветеринарии. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 27.12.2018 N 524-ФЗ)

Продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.

Организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований. (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 524-ФЗ)

Вакцины, другие средства защиты животных от болезней допускаются к производству, внедрению и применению на основании заключения Всероссийского государственного научно-исследовательского института контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов о соответствии нормативно-технической документации на эти средства действующим ветеринарным правилам.

Производство вакцин, других средств защиты животных от болезней организуется с учетом указанного требования и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Порядок назначения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, форма рецептурных бланков на лекарственные препараты для ветеринарного применения, порядок оформления указанных рецептурных бланков, их учета и хранения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 297-ФЗ)

С 2021 года в России вступили в силу новые правила по содержанию КРС и свиней

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.

Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от обязанности возместить ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Если международным договором с участием Российской Федерации по вопросам животноводства, ветеринарии, импорта и экспорта животных и продуктов животноводства установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России.

14 мая 1993 года.

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Права, если есть домашние животные

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

В российском правовом поле положение животных специфично. С одной стороны, статьей 137 Гражданского кодекса питомцы приравнены к имуществу граждан, и с этой точки зрения собственник может «распоряжаться» ими по собственному усмотрению. Может продать или подарить. Может отдать в приют. Может выгуливать или нет. Имеет право содержать в квартире, доме или в будке во дворе.

Но с другой стороны, в обращении с питомцами есть правила, которые закреплены законом. И согласно этим нормам, владелец обязан:

  • соблюдать принципы гуманности по отношению к своей живой «собственности»;
  • обеспечить кошке, собаке или другому существу надлежащий уход;
  • контролировать их поведение, особенно в местах присутствия других людей;
  • следить за тем, чтобы из-за активности питомца права и интересы других граждан не были нарушены.

Диктовать человеку, как именно он должен вести себя в отношении питомца, закон не может. Однако есть нормы, которые закрепляют запреты в части негуманного отношения к живым существам. До недавних пор эти нормы регулировались только Уголовным кодексом. Статья 245 УК рассматривала понятие жестокого обращения с животными и ответственность за него. Сегодня законодательная база в этом направлении расширена.

«В 2018 году в России принят Закон об ответственном обращении с животными, комментирует адвокат Екатерина Антонова. С его вступлением в силу понятие жестокого обращения с животными стало более расширенным, чем предусматривалось ранее Уголовным кодексом».

Налог на домашних животных в России в 2021 году с 1 июля

«Административную ответственность в этой сфере устанавливают региональные кодексы, отмечает адвокат Екатерина Антонова. Так, в Краснодарском крае в 2003 году был принят кодекс «Об административных правонарушениях», в котором предусмотрена соответствующая статья. Привлечь к ответственности по ней могут человека, который жестоко обращался с животным с целью причинения ему боли и страданий, а также из хулиганских или корыстных побуждений».

Если действия человека привели к гибели животного или его увечью, ответственный может быть подвергнут уголовному наказанию. Согласно статье 245 Уголовного кодекса, на виновного могут наложить штраф или принудить к выполнению обязательных исправительных работ. Самая серьезная мера наказания лишение свободы. По этой статье УК РФ можно отправиться за решетку на срок до 5 лет.

«Значение имеет, умышленно или нет были совершены преступные действия, продолжает Екатерина Антонова. Обвинению нужно установить хотя бы один из мотивов. Это могут быть хулиганские или корыстные побуждения, а также желание причинить боль и страдания животному».

Президент организации «Русская гильдия кинологов» Николай Захаров в разговоре с «Известиями» отметил, что на первом этапе государство должно дать возможность гражданам делать маркировку питомцам на добровольной основе.

— Нужно сформировать положительный имидж данного процесса. Иначе население увидит в маркировке желание государства обложить владельцев животных налогом, и получится крайне негативный эффект — бойкотирование и выкидывание животных на улицу. К бойкотированию однозначно присоединятся владельцы приютов и зоозащитники, так как маркировка — путь к прозрачному учету и прямая угроза их доходам, — пояснил эксперт.

Закон защищает не только животных, но и людей — от чужих питомцев, а также предписывает ряд правил для выгула:

  • запрещается натравливать животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны;

  • «опасных» диких животных нельзя содержать в квартирах. Правда, конкретного списка таких зверей пока нет, и непонятно, попадут ли в него, к примеру, змеи, еноты и хорьки, которых сейчас заводят люди наравне с собаками и черепахами;

  • устанавливаются правила выгула животных: они не должны бесконтрольно передвигаться по проезжей части, в лифтах, подъездах домов, во дворах, на детских и спортивных площадках. Гулять с питомцем можно только там, где это разрешено местными властями. «Потенциально опасных собак» нельзя выгуливать без намордника и поводка независимо от места прогулки, если только она не находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу собаки. Также владелец животного обязан убрать за своим питомцем.

Бездомных животных после отлова должны передавать в приют. Разработана схема «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат в прежнее место обитания» с неснимаемой меткой (под ним может пониматься электронный чип). Сам процесс отлова и выпуска на прежнее место обитания будут снимать на видео.

Животных, которые уже получили отметку о том, что у них есть хозяин, но по каким-то причинам снова оказались на улице, отлавливать нельзя. Их должны возвращать владельцу.

Ограничения накладываются и на владельцев приютов. В Кирове существует практика, когда зоозащитники берут к себе домой на передержку десятки бездомных животных. Но теперь в квартирах такие «приюты» будут запрещены. Однако требования к приютам в законе пока не прописаны. Впоследствии депутаты планируют принять соответствующий подзаконный акт. Соответственно, пока непонятно, где в Кирове официально можно будет содержать бездомных животных.

Наказания за нарушения в законе не перечислены. Вероятно, в будущем будут приниматься поправки в кодексы об административной и уголовной ответственности. Известно лишь, что контролировать его соблюдение будут не только чиновники и правоохранители, но и общественники.

Зоозащитники смогут получить официальный статус общественных инспекторов и соответствующие удостоверения и права: фиксировать правонарушения на фото и видео, заниматься просветительской деятельностью, осуществлять общественный контроль за приютами. Информацию они будут передавать властям.

Однако основные функции по надзору за соблюдением закона лягут на всё-таки на государственные органы власти. Они получат множество полномочий вплоть до возможности изымать животных у владельцев питомцев — нарушителей закона.

Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ

Помимо того, что в законе не прописана ответственность за нарушения, в нём есть ещё множество пробелов. Непонятно, какие породы собак относятся к «потенциально опасным» и каких диких зверей нельзя держать в квартире. Нет перечня и самих домашних животных, так что разграничить их с дикими, находящимися в неволе, пока что сложно.

Остаются вопросы к передвижным зоопаркам — тем, которые перевозят зверей из города в город и держат их в клетках на колёсах: о них в законе нет никакой информации.

Появилось ограничение на количество кошек и собак в квартире, но определённого лимита по их количеству закон не устанавливает. Вопрос будет решаться исходя из «возможности владельца обеспечить питомцам условия, соответствующие ветеринарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам».

  • Охотничий клуб бывшего спецназовца ФСБ попросил у вице-премьера Хлопонина разрешение на отстрел пятерых баранов из Красной книги. «В интересах науки»
  • Минприроды утвердило список животных для внесения в Красную книгу. Там нет редких видов, на которые можно охотиться

«Медуза», я с тобой

Ольга Корелина

Законопроект начал действовать с 1 января 2019 года. Кроме положений о выгуле потенциально опасных пород собак. Они вступили в силу с января 2021 г. В настоящее время разработан проект правительственного постановления с перечнем потенциально опасных собак, в который вошли 12 собачьих пород и метисы. Среди прочих в списке: американский бандог, акбаш, амбульдог, бразильский бульдог, булли Кутта, бэндог, алапахский чистокровный бульдог (отто), волко-собачьи гибриды и волкособы, гуль доги, питбульмастифы и «северокавказские собаки». А также метисы перечисленных пород. Указанное постановление вынесено на общественное обсуждение.

В конце июля 2019 г. Правительством РФ был утвержден список потенциально опасных пород собак. В него вошли: американский бандог, акбаш, амбульдог, бразильский бульдог, бульдог алапахский чистокровный (отто), булли кутта, бэндог, волко-собачьи гибриды, волкособ (гибрид волка), питбульмастиф, гуль дог, северокавказская собака, а также их метисы, в генетике которых присутствуют качества агрессии и силы. Указанный список сформирован с учетом предложений Союза общественных кинологических организаций.

С 1.01.2020 г. выгул собак обозначенных пород без намордника и поводка повсеместно запрещен. Исключение — ситуации, когда питомец находится на огороженной территории своего хозяина. При этом о наличии собаки, которая может быть опасна для людей и других животных, необходимо сообщать на предупреждающей табличке при входе на территорию.

Запрещается
  • стравливать животных между собой и устраивать бои;
  • содержать в домашних условиях диких животных;
  • выгуливать собак на территориях, не предназначенных для этих целей;
  • выводить бойцовых собак на улицу без намордника;
  • скармливать хищникам других живых животных в общественных местах;
  • выгонять питомцев на улицу: только передача в питомник либо новому владельцу;
  • устраивать зоопарки контактного типа в торгово-развлекательных комплексах;
  • держать зверей в барах, ресторанах и других заведениях общепита.
Необходимо
  • контролировать репродуктивную функцию, чтобы избежать появления нежелательного приплода;
  • осуществлять надлежащий уход и своевременное прохождение ветеринарных обследований;
  • относится к домашним и диким питомцам как к живым существам, способным испытывать боль и страдания;
  • обнаружив на улице домашнее животное, передавать его владельцу либо в приют;
  • убирать продукты жизнедеятельности, если выгул питомца осуществляется на улице.

Этот вопрос беспокоит многих заводчиков домашних животных. В частности, разговоры про обязательное чипирование кошек и собак велись уже давно. Эта норма выносилась на рассмотрение ещё в 2011 году, однако, правозащитники предлагали ввести добровольное чипирование. Закон, который был принят 19 декабря 2018 года, не содержит пункта о добровольном либо обязательном вживлении микрочипа.

Проведение таких боёв получило широкое распространение в республиках Северного Кавказа, но начиная с 1 января, подобные мероприятия окажутся под запретом. В частности, согласно нормам принятого закона, запрещается устраивать любые зрелищные мероприятия, в результате которых животное может получить серьёзные травмы или погибнуть.

Кроме этого, нельзя натравливать животных на человека и других представителей животного мира, за исключением случаев, когда это не противоречит нормам служебного собаководства и необходимой самообороны.

  1. От владельцев требуют «исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при переходе через дорогу, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов и их дворах, на детских и спортивных площадках»;
  2. Убирать продукты жизнедеятельности в общественных местах тоже придется!
  3. Нельзя выгуливать животных «вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления», однако не сказано, что делать, если таких мест не выделено.

«Для нас, зоозащитников и людей, которым небезразлична судьба животных, – огромный плюс в принятии такого закона. И главное, пожалуй, в том, что теперь государство возьмет на себя ответственность за жизни и судьбы животных. Не в буквальном смысле, конечно, а детально пропишет все нюансы, начнет обращать внимание на данный вопрос, регулировать все законодательно, выделять средства на организацию приютов, проверять их работу, — рассказывает Ирина Бутакова, волонтер группы помощи бездомным животным «ЖиВи». — Закон уже принят, он вступит в силу по истечении десяти дней с момента опубликования. Мы думаем, что это будет январь. И после праздников начнется уже активная работа. На местные органы власти возложена большая ответственность, нужно определиться, где будут находиться приюты, как содержаться. Подобные вопросы власти города решают вместе с зоозащитниками, волонтерами, и мы всегда готовы к диалогу и помощи».

Идентификации подлежат кошки и собаки, лошади, ослы, мулы и лошаки, крупный рогатый скот (зебу, буйволы, яки), олени, верблюды, свиньи, мелкий рогатый скот (овцы и козы), домашняя птица (куры, утки, гуси, индейки, цесарки, перепела, страусы), пушные звери (лисицы, соболя, норки, хорьки, песцы, енотовидные собаки, нутрии) и кролики, пчелы, рыбы и другие водные животные.

Россиян хотят обязать регистрировать своих питомцев

Регистрировать животных должны владельцы в государственных ветеринарных учреждениях с помощью оформления ветеринарного паспорта. Кроме того, собак и кошек необходимо вакцинировать против бешенства и прочих инфекционных заболеваний.

Собак и кошек необходимо зарегистрировать в течение семи рабочих дней со дня их приобретения. Щенки и котята должны быть зарегистрированы по достижении трехмесячного возраста. При смене владельцев новым хозяевам также дается семь дней для перерегистрации.

Также Путин потребовал от Генеральной прокуратуры проверить, как органы исполнительной власти всех уровней и организации исполняют требования законов в области ответственного обращения с животными. Отмечается, что эту задачу необходимо выполнить до 1 сентября. Ответственным назначен генпрокурор Игорь Краснов.

Для «обеспечения безопасности граждан, соблюдения принципов гуманности при обращении с животными и с учетом ранее данных поручений» Путин также указал правительству РФ вместе с региональными властями «обеспечить рассмотрение вопроса финансового обеспечения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов РФ возникающих при реализации законодательства в области ответственного обращения с животными».

Данные поручения даны по результатам проверки исполнения законодательства и решений президента по вопросам формирования в обществе ответственного отношения к животным.

  1. Змеи (Serpentes):
    1. королевская кобра (Ophiophagus hannah),
    2. ошейниковая кобра (Hemachatus haemachatus),
    3. все виды:
      1. настоящих кобр (Naja),
      2. ложных кобр Гюнтера (Pseudonaja),
      3. щитковых кобр (Aspidelaps),
      4. древесных кобр (Pseudohaje),
      5. пустынных кобр (Walterinnesia),
      6. мамб (Dendroaspis),
      7. тайпанов (Oxyuranus),
    4. морские змеи (Hydrophiinae),
    5. бумсланг (“древесный уж”) (Dispholidus typus),
    6. все виды винных змей (Thelotornis),
    7. питоны (Pythonidae) – длина которых превышает 4 м,
    8. ложноногие (Boidae) – длина которых превышает 4 м,
    9. цепочная гадюка (Daboia russelli),
    10. тигровый гремучник (Crotalus tigris),
    11. песчаная эфа (Echis carinatus),
    12. габонская гадюка (Bitis gabonica).
  2. Ящерицы (Lacertilia):
    1. ядозубы (Helodermatidae),
    2. комодский варан (Varanus komodoensis).
  3. Крокодилы (Crocodilia).
  4. Черепахи (Testudines):
    1. трехкоготные мягкотелые черепахи (Trionychidae),
    2. каймановые черепахи (Chelydridae) – с размером карапакса более 30 см.
  1. Бесхвостные земноводные:
    1. ужасный листолаз (Phyllobates terribilis),
    2. ядовитая квакша (Trachycephalus venulosus),
    3. бразильский гребнистоголов (Aparasphenodon brunoi),
    4. щитоголовая квакша (Corythomantis greeningi).
  1. Скорпионы (Scorpiones):
    1. желтый толстохвостый скорпион (Androctonus australis),
    2. толстохвостый скорпион (Androctonus crassicauda),
    3. плюющийся черный толстохвостый скорпион (Parabuthus transvaalicus),
    4. желтый скорпион (Leiurus quinquestriatus),
    5. полосатый древесный скорпион (Centruroides vittatus),
    6. древесный скорпион Дуранго (Centruroides suffusus),
    7. бразильский желтый скорпион (Tityus serrulatus),
    8. индийский красный скорпион (Hottentotta tamulus),
    9. обыкновенный желтый скорпион (Buthus occitanus);
    10. гемискорпион лептурус (Hemiscorpius lepturus),
    11. гемискорпион акантоцеркус (Hemiscorpius acanthocercus).
  2. Пауки (Araneae):
    1. черная вдова (Latrodectus mactans),
    2. каракурт (Latrodectus tredecimguttatus),
    3. все виды бродячих пауков (Phoneutria),
    4. все виды атраксов (Atrax),
    5. все виды миссулен (Missulena),
    6. все виды тарантулов (Lycosa),
    7. все виды пауков-отшельников (Loxosceles),
    8. все виды шестиглазых песочных пауков (Sicarius).
  1. Кивиобразные (Apterygiformes).
  2. Страусообразные (Struthioniformes) – африканский страус (Struthio camelus).
  3. Казуарообразные или австралийские страусы (Casuariiformes).
  4. Нандуобразные (Rheiformes).
  5. Пеликанообразные (Pelecaniformes) – пеликановые (Pelecanidae).
  6. Фламингообразные (Phoenicopteriformes).
  7. Пингвинообразные (Sphenisciformes).
  8. Журавлеобразные (Gruiformes):
    1. журавлиные (Gruidae),
    2. дрофиные (Otididae).
  9. Соколообразные (Falconiformes).
  10. Совообразные (Strigiformes) – все виды филинов (Bubo).
  1. Хвостоколообразные (Myliobatiformes):
    1. орляковые скаты (Myliobatidae),
    2. скаты-хвостоколы (Dasyatidae).
  2. Электрические скаты (Torpediniformes) – электрические скаты (Torpedinidae).
  3. Кархаридные акулы (Carcharhiniformes):
    1. серые акулы или кархариновые (Carcharhinidae),
    2. молотоголовые акулы (Sphyrnidae).
  1. Скорпенообразные (Scorpaeniformes):
    1. морские окуни (Sebastes) – особи более 1,5 м,
    2. морские дракончики (Trachinidae),
    3. все виды обыкновенных звездочетов (Uranoscopus).
  2. Угреобразные (Anguilliformes):
    1. муреновые (Muraenidae),
    2. конгер (Conger conger).
  3. Гимнотообразные (Gymnotiformes) – электрический угорь (Electrophorus electricus).

В России за жестокое обращение с животными предусмотрена лишь уголовная ответственность по статье 245 Уголовного кодекса РФ. По ней максимальное наказание составляет до пяти лет лишения свободы. Также предусмотрен штраф в размере до 80 тыс. рублей, а в случае отягчающих обстоятельств — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или исправительные работы.

Однако чтобы живодера осудили по 245 статье УК РФ, дело должно получить широкое освещение в СМИ, рассказала Полит.ру президент Центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова. Одно из таких дел — убийство беспородного кобеля по кличке Мальчик, который жил на станции метро «Менделеевская». После серии статей в СМИ, посвященной убийству Мальчика, виновная в гибели пса москвичка Юлианна Романова была осуждена, а в 2007 году собаке установили памятник и назвали его «Сочувствие». Однако таких историй немного. Статистика по правоприменению статьи 245 УК РФ практически «нулевая» — несколько осужденных в год.

«Есть субъективный фактор — правоохранители зачастую не считают жестокое обращение с животными серьезным преступлением, — пояснил Полит.ру вице-президент Московского общества защиты животных Кирилл Горячев. — Существуют и объективные причины, которые связаны, прежде всего, с методологией расследования дел по жестокому обращению с животными. Правоохранительные органы не знают, как собирать доказательную базу по таким делам. Нет методических материалов о том, как их расследовать».

В самом начале нового федерального закона сказано, что он не распространяется на водные биологические ресурсы, аквакультуру, охоту и охотничьи ресурсы, а также сельскохозяйственных и лабораторных животных.

Другими словами, ловить рыбу, забивать скот или проводить опыты будет по-прежнему разрешено без последствий. Даже более того, притравочные станции для охотников тоже не попадают под запрет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.