Договор материальной ответственности водителя образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор материальной ответственности водителя образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Не со всеми сотрудниками, управляющими автомобилем, допускается заключить контракт о полном материальном обязательстве. Случаи, когда наступает материальная ответственность водителя в полной мере:

  • умышленное причинение убытков;
  • причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинение убытков в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Таким образом, даже факт признания работника виновником ДТП и вынесения соответствующего постановления не является основанием для взыскания с него ущерба в полном размере. Если же материальная ответственность водителя грузового автомобиля установлена и подтверждена, взыскать потери разрешается в месячный срок со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненные работодателю убытки, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется только судом.

Как оформить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Непосредственно водители в нем не упоминаются, однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.

Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):

  1. Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
  2. Умышленное нанесение вреда.
  3. Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
  4. Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
  5. Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
  6. Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.

При составлении договора мат. ответственности водителя за автомобиль компания может воспользоваться любым образцом либо разработать собственную форму. Особое внимание стоит уделить описанию конкретных случаев, при которых наступает материальная ответственность. Документ обычно содержит такую информацию:

  1. Дата и место подписания, ФИО водителя и название компании, а также ФИО сотрудника, который действует от ее лица.
  2. Прямое утверждение о том, что водитель принимает на себя полную материальную ответственность за автомобиль.
  3. Уточнение обязанностей в связи с принятием ответственности. Это обеспечение безопасной езды, неукоснительное соблюдении ПДД, обязанность предвидеть дорожную обстановку в том числе и в сложных погодных условиях. Также водитель не может оставлять машину без присмотра даже на короткое время, должен всегда включать сигнализацию, блокировать двери во время движения, следить за ее техническим состоянием, регулярно заполнять соответствующую документацию.
  4. В документе также указывают, что водитель не может нести ответственности, если инцидент возник не по его вине. Вина может быть связана как с действиями, так и с бездействием. Причем деяния могут совершаться как с умыслом, так и без умысла (по невнимательности). Наличие вины определяется в ходе внутреннего расследования в компании, может быть признано водителем или не признано. Однако в любом случае вина порождает наступление ответственности, если водителю не удастся доказать обратное в суде.
  5. Заключительные положения и подписи сторон, расшифровки подписей (фамилия, инициалы), дата, печать организации.

При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.

Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора. Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:

— форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);

— когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.

Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда.

До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:

— установить причину, величину убытка от действий виновного (ст. 246, ст. 247 ТК РФ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;

— запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.

Взыскание с виновного суммы причиненных убытков в размере не более среднемесячного заработка осуществляется на основании приказа руководства, составленного в течение месяца со дня определения размера убытка (ст. 248 ТК РФ).

Если водитель передумал исполнять условия соглашения о полной матответственности, работодатель вправе обратиться в суд для возмещения убытков.

В случае отсутствия вины в причиненном ущербе взыскивать с сотрудника ущерб работодатель не вправе (ст. 233 ТК РФ).

При составлении документа, который определяет ответственность водителя при возникновении форс-мажорных ситуаций, необходимо опираться на статью № 232 ТК РФ. Договор о матответственности состоит из следующих частей:

  1. Преамбула содержит информацию о сторонах, месте и дате подписания.
  2. Основная часть (определение обязанностей сторон).
  3. Метод определения суммы нанесённого вреда и порядок взыскания.
  4. Исключающие обстоятельства (отсутствие доказанности вины, условия, при которых сохранность груза не зависит от шофёра).
  5. Подписи сторон и печать организации.

ВАЖНО!Рекомендуется серьезно подходить к составлению соглашения во избежание возникновения споров между сторонами. Чем подробнее будут продуманы и описаны его положения, тем меньше будет трудностей при решении конфликтов и взыскании средств.

Законодательством не установлена форма договора между работодателем и подчиненным. Можно использовать собственно разработанный бланк, но при условии закрепления его формы в локальных актах предприятия.

Договор об ответственности работника разрешается заполнять в письменном или печатном виде, но подписи сторон всегда ставятся вручную.

Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.

В соответствии с ТК РФ, письменное соглашение о полной матответственности заключается, если:

  • сотруднику есть 18 лет;
  • трудовые обязанности связаны с денежными, товарными ценностями;
  • должность (выполняемая работа) сотрудника поименована в «Перечне должностей и работ, в отношении которых может применяться полная материальная ответственность» (Постановление Минтруда от 31.12.2002 № 85).

Должность водителя в Перечне отсутствует. Однако в нем есть должность водителя-инкассатора и экспедитора.

Следовательно, договор о полной материальной ответственности за автомобиль может быть заключен только при совмещении функций по управлению транспортным средством с функциями инкассатора (водители-инкассаторы) или по доставке грузов (водители-экспедиторы). Образец такого солашения вы найдете ниже.

Говоря о данной должности, мы имеем в виду совмещение двух профессий: водителя и экспедитора. Следовательно, договор с водителем экспедитором о материальной ответственности может быть заключен только в части исполнения функций экспедитора.

Призвать работника к ответу можно будет только в случае причинения ущерба сопровождаемому экспедитором грузу, кроме случаев:

  • форс-мажора, в том числе в силу обстоятельств непреодолимой силы (обычно случаи прописываются в договоре о полной матответственности);
  • когда работодатель или сторона, вверяющая груз, не обеспечили условия для хранения груза, др.

Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.

До принятия решения о наложении взыскания работодатель должен:

  • установить причину, величину убытка от действий виновного (ст. 246, 247 ТК РФ), исходя из цен, существующих на рынке на день обнаружения фактов о причиненном вреде;
  • запросить письменное объяснение о причинах возникновения ущерба. В случае отказа дать объяснения, составить акт.

Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

Если с Вами все-таки заключили такое соглашение, то обратите внимание на практику рассмотрения дел в данной сфере. Так, например, гражданин, с которым был заключен такой договор, значился в должности водителя-экспедитора. В то время, как он развозил товар, у машины случилось возгорание двигателя. Впоследствии, конечно, установили, что данная поломка была обоснованна лишь неправильной эксплуатацией транспортного средства водителем. Но из-за наличия договора, работодатель взыскал с лица весь понесенный ущерб, включающий затраты по ремонту авто. И что вы думаете, сказал по этому поводу суд? Было разъяснено, что в данном конкретном случае гражданин совмещал как бы две должности: водитель и экспедитор. При этом, вторая профессия значится в списке занятий, которые предполагают заключение соглашения, а вот первая- такого не предполагает. А это значит, что обязательства должны охватывать лишь должность экспедитора, а не водителя. Что еще раз доказывает положение, гласящее, что автомобиль не может являться предметом договора о полной материальной ответственности.

Очевидно, что перевозчик заинтересован в возмещении нанесенного ему вреда полностью. Заключая трудовой договор и договор о материальной ответственности с водителем, работодатель, как правило, стремится сформулировать его положения соответствующим образом. Однако вопрос этот в правовом поле до конца не отрегулирован.

Вначале определим, что сама по себе должность водителя не подразумевает полной материальной ответственности. Правительственным постановлением № 823 от 14/11/02, постановлением Минтруда № 85 от 31/12/02 установлен перечень должностей и работ, при которых законно заключение договоров о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, установлены их типовые формы. В перечне водители не упомянуты. Следовательно, речь по общему правилу идет о возмещении ущерба в ограниченном размере.

В то же время перечень позволяет заключать такие договоры с экспедиторами (инкассаторами), лицами, занимающимися перевозкой ценностей, груза. Этим часто пользуются наниматели, заключая договор с одним и тем же работником, как с экспедитором, так и с водителем.

Может иметь место договор «перевозчик-водитель», с учетом положений ст. 241 ТК РФ, где средний заработок водителя за месяц указывается как граница материальной ответственности работника по умолчанию.

Находят применение и договоры о коллективной ответственности водителей. Они действуют, если ущерб нанимателю налицо, а определить вину одного из работников достоверно нельзя. Такой документ имеет смысл, например, если два водителя трудятся на одном автомобиле в одну смену. Здесь возникает уже общая ответственность, вступают в действие положения ТК РФ о коллективной ответственности, что учитывается судом. В ст. 245 ТК РФ говорится о группе лиц, на которую ложится материальная ответственность в полном объеме за недостачу ценностей, принадлежавших нанимателю.

В договор материальной ответственности с водителем включается обычно не только обязанность доставить груз от точки до точки, но и ремонт при необходимости, заправка, контроль загрузки и выгрузки ценностей, товара.

Кроме того, могут включаться такие условия:

  • обязанность следить за распределением груза при погрузке (но это условие не снимает полностью ответственность с грузоотправителя, производящего погрузку, согласно ст. 37 Устава автомобильного транспорта ФЗ № 259 от 08/11/07);
  • обязанность следить за грузом в кузове с точки зрения соблюдения ПДД;
  • обязанность принимать груз по накладной, пересчитывать его, проверять качество и целостность тары, упаковки;
  • обязанность оформления недостачи и порчи при их обнаружении;
  • наличие униформы (халата) и медицинской книжки.

Здесь речь идет об элементах договора транспортной экспедиции перевозчика, а водитель принимает на себя обязанности экспедитора, так как является представителем перевозчика. Именно такие контракты чаще всего имеют место.

Основной вопрос при утрате или порче груза и для перевозчика, и для водителя состоит в объеме материальной ответственности. Ее наличие определяется договором, но величину, как правило, определяет суд. Поскольку профессия в соответствующих документах Правительства и Минтруда отсутствует, полностью отвечать водитель за груз не может. Многие суды придерживаются такой точки зрения.

К примеру, Омский областной суд (аппеляционное определение судебной коллегии по гражданским делам, д. № 33-897/2019 от 28/02/019 г.) при рассмотрении вопроса о привлечении водителя, допустившего аварию служебного автомобиля, к материальной ответственности в полном объеме такую возможность исключил.

При этом отмечено, что:

  • договоры о полной материальной ответственности за автомобили сами по себе незаконны, поскольку автомобиль — это средство для перевозки груза, не являющееся транспортируемой материальной ценностью;
  • привлечение водителя к полной материальной ответственности как работника, осуществляющего транспортировку материальных ценностей, незаконно.

Суд установил, что водитель обязан компенсировать ущерб только в размере среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Такое положение дел сохраняется, даже если работник ранее взял на себя обязательства полностью возместить ущерб (ст. 248 ТК РФ), а затем изменил свое решение. Подобный подход определяется тем, что работник считается более слабой стороной в трудовых отношениях, по сравнению с работодателем.

Кроме того, водитель может отвечать лишь за реальный ущерб, а не за упущенную выгоду работодателя.

Существенный вопрос – время, за которое определяется средний заработок водителя (момент причинения ущерба, обнаружения или взыскания). Поскольку в законодательстве и разъяснительных документах четких указаний нет, суды принимают различные точки зрения, например:

  • на день судебного решения (Суд. уч. № 1 г. Северодвинск, д. № 2-1512);
  • на день причинения ущерба (Архангельский облсуд, суд. уч. № 2 Холмогорского района д. № 2-450).

В некоторых случаях материальный ущерб может взыскиваться по суду с водителей полностью:

  1. Водитель не находился на работе, но причинил ущерб нанимателю, например, похитив автомобиль (ст. 243 ТК РФ, ч. 1-8).
  2. Водитель совершил административный проступок и причинил ущерб (ст. 243 ТК РФ ч. 1-6).
  3. Водителем причинен ущерб как результат преступных действий. Данное обстоятельство установлено судебным приговором (ст. 243 ТК РФ ч. 1-5).
  4. Водитель был пьян, когда причинил ущерб. Речь идет об алкогольном и любом ином виде опьянения (ст. 243 ТК РФ ч. 1-4).
  5. Вред имуществу со стороны водителя умышленный, и работодатель доказал этот факт. Если доказательств умысла нет, полностью взыскивать ущерб нельзя (ст. 243 ТК РФ ч. 1-3).
  6. Ценности были переданы водителю по разовому документу, который он подписал. Установлен факт недостачи таких ценностей. Подобные случаи бывают, если водителю, а не другому работнику, сопровождающему груз, по доверенности передается имущество. Существенный нюанс: передача должна быть разовой и срочной (ст. 243 ТК РФ ч. 1-2).

По каждому приведенному случаю в РФ существует обширная судебная практика. В одних случаях судьи принимают сторону водителя, а в других – нанимателя.

Компания не может просто так забрать деньги у сотрудника, даже если гендиректор и десять свидетелей уверены, что курьер Иван разнес пол-офиса. Понадобится расследование, доказательства вины Ивана и гора документов.

Если сотрудник готов платить, документы всё равно нужны. В понедельник Иван винится и платит за мебель, а в пятницу находит юриста, который подает в суд на работодателя. Если у работодателя нет документов, его ждет штраф и выплата компенсации Ивану.

Расследование и сбор доказательств зависят от должности сотрудника и какая у него ответственность — полная или ограниченная. Я рассказываю об общих правилах, которые подходят для всех.

Как обязать водителя отвечать за автомобиль материально?

Существует множество вариантов типовых договоров о материальной ответственности водителя за автомобиль. Они составляются, поскольку на них есть постоянный спрос. Ни вреда, ни пользы от заключения данного договора не будет.

Работодатель не сможет взыскать в директивном порядке с водителя полную стоимость причиненного ущерба, поскольку для этого потребовалось бы предварительное заключение договора о полной материальной ответственности.

Но с водителем подобные виды договоров не заключаются, поскольку Постановление Министерства Труда РФ от 31.12.2002 за номером 85 дает исчерпывающий перечень работников, с которых может быть взыскана 100-процентная сумма причиненного ущерба. Водителей в этом перечне нет.

Договор о полной материальной ответственности может быть заключен с водителем-экспедитором, но только в отношении вверенного ему товара, а не автомобиля.

Если говорить о стандартном договоре материальной ответственности, то в соответствии со ст. 241 ТК РФ взыскать с водителя можно будет лишь сумму, не превышающую его среднемесячный заработок.

Что же касается взыскания ущерба за поврежденный в результате неправомерных действий водителя автомобиль, то обязанность возмещения уже лежит на водителе в соответствии с положениями Гражданского кодекса. И начисляться ущерб будет не в соответствии с пунктами договора, а в соответствии с положениями закона.

Смысл договора – в фиксировании взаимных обязательств участников соглашения. При этом сами обязательства не должны противоречить закону. То есть заключить с водителем договор о полной материальной ответственности за автомобиль работодатель не может в силу причин, изложенных выше.

Хотя в заключении стандартного договора материальной ответственности смысла также не очень много, но он не будет противоречить действующему законодательству РФ.

Кроме того, данный договор не лишит работодателя возможности взыскать с работника полную стоимость ущерба в случае, если автомобиль будет поврежден в результате неправомерных действий водителя, что напрямую предусматривает ст. 243 ТК РФ.

В случае нанесения сотрудником ущерба работодателю необходимо определить размер ущерба и степень вины сотрудника. Для этого нужно:

  1. Оформит комиссией акт поврежденного имущества, провести инвентаризацию перевозимых ценностей.
  2. Создать комиссию для расследования инцидента.
  3. Провести расследование.
  4. Запросить с работника объяснительную.
  5. Составить итоговый акт по итогам расследования с выводами о сумме убытков и рекомендациями по их взысканию с сотрудника.

На основании переданного акта руководитель выносит решение о взыскании ущерба в пределах среднего заработка. Сумму выше средней зарплаты за месяц можно взыскать только в судебном порядке. Вместе с тем, это не лишает водителя права добровольно возместить полную сумму ущерба. В этом случае между ним и работодателем заключают соответствующее письменное соглашение.

Ниже приведен образец приказа о материальной ответственности водителя для примера.

Могут ли привлечь водителей к материальной ответственности? Этот вопрос заботит как работодателей, так и лиц, которые будут работать водителями. Ответ на него заинтересованные лица найдут в данной статье.

Екатерина Скрипкина,
эксперт по вопросам оплаты труда

Давайте определимся, когда может возникнуть необходимость привлечения водителей к материальной ответственности. Вопрос о материальной ответственности встанет, если будут выявлены факты, связанные с:

— порчей вверенного водителю транспортного средства;

— недостачей товарно-материальных ценностей, доставку которых осуществлял водитель;

— другие факты, которые могут быть расценены работодателем как причинение вреда предприятию со стороны водителя. В этой связи возникает вопрос о материальной ответственности водителей.

При выполнении каких условий наступает материальная ответственность?

К материальной ответственности могут быть привлечены все работники, с которыми заключен трудовой договор, в том числе и водители. Однако это возможно только при одновременном выполнении ряда условий. Перечислим их:

— ущерб причинен вследствие нарушения возложенных на работника трудовых обязанностей, определенных законодательством, коллективным, трудовым договором, другими локальными нормативными и индивидуальными актами (ч. 1 ст. 130 КЗоТ). Обратите внимание: невыполнение незаконно возложенных на работника трудовых обязанностей не может быть основанием для привлечения работника к материальной ответственности;

— наличие вины работника (ч. 2 ст. 130 КЗоТ). При этом под виной понимают психическое отношение лица к совершаемому действию или бездействию, его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности;

— доказан факт нанесения прямого действительного ущерба (ч. 2 ст. 130 КЗоТ). Учтите: работник не несет материальную ответственность за не полученную предприятием прибыль;

— ущерб не относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска (ч. 4 ст. 130 КЗоТ);

— работник, причинивший ущерб, не находился в состоянии крайней необходимости (ч. 4 ст. 130 КЗоТ);

— собственник или уполномоченный им орган создал работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности порученного ему имущества (ч. 1 ст. 131 КЗоТ).

Привлечь водителя к материальной ответственности работодатель имеет право независимо от того, привлекался ли он к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Размер материальной ответственности, к которой могут привлечь водителей

Равно как и других работников предприятия, при одновременном выполнении условий, перечисленных в предыдущем разделе, водителей могут привлечь к ограниченной материальной ответственности. Что значит ограниченная материальная ответственность, спросите вы. Согласно трудовому законодательству материальная ответственность работника:

— во-первых, ограничивается размером среднемесячного заработка работника;

— во-вторых, не должна превышать полного размера причиненного ущерба.

Размер причиненного предприятию, учреждению, организации ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных бухгалтерского учета, исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа согласно установленным нормам (ч. 1 ст. 1353 КЗоТ). При определении размера ущерба от разворовывания, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей следует руководствоваться Порядком № 116.

Таким образом, если размер ущерба, причиненного водителем, превышает его средний заработок, то водитель возмещает причиненный вред только в пределах своего среднемесячного заработка.

Если же размер ущерба меньше среднемесячного заработка, то он будет нести материальную ответственность в размере причиненного ущерба.

Порядок оформления договора о полной материальной ответственности водителя

Далее разберемся, в каких случаях и кому понадобится образец договора материальной ответственности водителя экспедитора — его заключение с экспедитором правомерно и даже обязательно, если:

  • должность сотрудника включена в указанный перечень;
  • он допущен к обращению с материальными ценностями.

Такая должность, как водитель, не содержится в упомянутом перечне, в нем есть только указание на инкассатора. Таким образом, соглашение, предусматривающее, что управляющий транспортным средством отвечает полностью за вред, причиненный автомобилю, по своей сути не соответствует законодательству и даже в случае его заключения признается незаконным, что соответствует судебной практике.

Соглашение о полной матответственности с представителями этой профессии может быть заключено тогда, когда управление автомобилем совмещается с обязанностями по распоряжению материальными ценностями. Например, лицо, управляющее автомобилем, является еще и инкассатором, экспедитором или занимается не только транспортировкой ценностей на грузовом автомобиле, но и их выдачей, хранением, учетом.

Однако надо учесть, что отвечает сотрудник за груз, а не за грузовой транспорт. Это означает, что договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль или легковой (это неважно) не имеет силы, даже если происходит подобное совмещение.

Почему это так, обосновано выше: такой профессии в перечне, утвержденном правительством, не содержится. При причинении вреда грузовому транспорту полностью возмещать вред водитель не обязан — это риск нанявшей его компании. Исключение: работник спровоцировал ДТП намеренно в результате преступного умысла.

Типовая форма соглашения утверждена постановлением Минтруда №85 от 31.12.2002. Использование ее желательно, так как некоторые проверяющие органы (например, трудовая инспекция) настоятельно рекомендуют такой образец.

Договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности можно скачать, образец представлен ниже. Обязательные реквизиты стандартны: наименования и данные сторон, время и место заключения. На полную матответственность указывается отдельно.

  1. Договор о материальной ответственности водителя грузового автомобиля.скачать
  2. Договор с водителем о полной материальной ответственности.скачать
  3. Договор об ответственности за автомобиль.скачать

Материальная ответственность водителей при перевозке грузов

Важно! Заключение договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, используемый названным лицом для выполнения своих трудовых обязанностей, не представляется правомерным даже в том случае, когда сотрудник совмещает в одном лице профессию водителя и экспедитора (т. е. является лицом, с которым теоретически может быть заключен рассматриваемый договор).

Если автомобиль получил повреждения во время выполнения водителем или водителем-экспедитором своих трудовых функций, применение мер полной матответственности по отношению к нему недопустимо по следующим основаниям (см. апелляционное определение Ростовского облсуда от 14.05.2015 по делу № 33-6963/2015):

  • полная матответственность экспедитора распространяется на вверенные ему ТМЦ, к коим используемое для выполнения трудовых обязанностей транспортное средство не относится;
  • профессия водителя не указана в Перечне.

Обратите внимание! В регламентированных ст. 243 ТК РФ случаях водитель может быть привлечен к полной матответственности (например, за попадание в ДТП в состоянии алкогольного опьянения и т. д.).

Формирование соглашения о финансовой ответственности в отношении водителя, который исполняет свои трудовые обязательства при использовании авто фирмы, является незаконным. Это также касается ситуаций, когда данный гражданин занимает должность водителя-экспедитора.

В ситуации, когда во время исполнения возложенных на лицо обязанностей машина получает повреждения, применить к человеку полную материальную ответственность не получится. Данное правило относится не только к тем, кто занимает должность водителя, но и водителя-экспедитора. Прописаны такие положения в апелляционном определении Ростовского областного суда от 2015 года по делу № 33-6963/2015.

Причина невозможности установления таких мер кроется в том, что ответственность действует только в отношении тех объектов, которые вверены гражданину. К такому имуществу не может относиться средство передвижения, при использовании которого лицо исполняет свои обязанности на работе.

Также основанием для невозможности привлечения к такой ответственности выступает отсутствие должности в списке, закрепленном Правительством РФ. Стоит отметить, что в ситуациях, описанных в трудовом законодательстве, к данному сотруднику могут применяться меры полной материальной ответственности.

Законодатель указывает на то, что возможность заключить соглашение о 100%-ной ответственности с сотрудниками удастся при соблюдении нескольких условий. В том числе учитывается, чтобы гражданин находился в совершеннолетнем возрасте и осуществлял фактическое обслуживание вверенных ему ценностей. Данные правила прописаны в постановлении Минтруда от 2002 года.

Однако, в таком списке нет водителей авто. По этой причине составить указанный договор с ними не удастся. По данному вопросу сложилась обширная практика судебных органов. Она указывает на то, что на сотрудника возлагаются функции, связанные с управлением авто. По этой причине средство передвижения для него выступает как рабочий инструмент, а не ценность, которая вверена.

Если обязанности по доставке или сопровождению грузов возложены на несколько, к примеру, на двоих водителей, а не на одного, то ответственность между ними делится в равной степени. Подобные правила устанавливаются и для ситуаций, когда ответственными за груз являются граждане, управляющие автомобилями грузового типа или курьеры.

В законодательных актах не отражена единая форма данного акта. По этой причине при составлении документа можно воспользоваться свободным форматом.

В данном акте потребуется отразить:

  • данные человека, который работает водителем;
  • сведения об организации;
  • обязанности, возложенные на сотрудника;
  • меры ответственности;
  • права, присущие сторонам таких отношений.

Важным моментом выступает то, что указать в договоре на несение полной финансовой ответственности за сохранность авто, нельзя.

К примеру, если говорить про водителей такси, то можно заключить с ними подобное соглашение, так как они оказывают услуги по перевозке. По мере их завершения они получают от пассажиров денежные средства.

В соглашении указывает, что на гражданина возлагается ответственность за сохранность наличных средств, полученных от пассажиров.

Материальная ответственность сотрудников

  • 1.1. По настоящему договору Работник, исполняющий обязанности водителя-экспедитора, принимает на себя обязательство нести полную индивидуальную материальную ответственность за недостачу переданных ему для перевозки грузов (далее — имущества), а Работодатель обязуется обеспечивать надлежащие условия для сохранности вверенного Работнику имущества.
  • 1.2. Полная материальная ответственность Работника состоит в его обязанности возмещать причиненный Работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.
  • 2.1. Работник обязуется:
  • 2.1.1. Бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него обязанностей имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба.
  • 2.1.2. Своевременно сообщать Работодателю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества.
  • 2.1.3. Вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении вверенного ему имущества.
  • 2.1.4. Давать письменные объяснения по поводу возникновения ущерба.
  • 2.2. Работник вправе:
  • 2.2.1. Участвовать в проведении проверок, проводимых для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
  • 2.2.2. Знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
  • 2.3. Работодатель обязуется:
  • 2.3.1. Обеспечивать надлежащие условия для сохранности имущества, вверенного Работнику.
  • 2.3.2. Знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности за ущерб, причиненный Работодателю, а также иными нормативными правовыми актами о порядке хранения, приема, обработки, продажи, перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом.
  • 2.3.3. До принятия решения о возмещении ущерба Работником провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения.
  • 2.4. Работодатель вправе:
  • 2.4.1. С целью проведения проверки для установления причиненного ущерба создавать комиссию с участием соответствующих специалистов.
  • 2.4.2. Требовать от Работника письменные объяснения для установления причины возникновения ущерба. В случае отказа или уклонения Работника от предоставления указанных объяснений составлять соответствующий акт.
  • 2.4.3. С учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с Работника.
  • 3.1. Размер ущерба, причиненного Работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
  • 3.2. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению Работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного Работником ущерба.
  • 3.3. Если месячный срок истек или Работник не согласен добровольно возместить причиненный Работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только по решению суда.
  • 3.4. Работник, виновный в причинении ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично. В этом случае Работник представляет Работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
  • 3.5. В случае увольнения Работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.
  • 4.1. Материальная ответственность возлагается на работника при наличии его вины в причинении ущерба.
  • 4.2. Материальная ответственность Работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения Работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного Работнику.
  • Документы, касающиеся материальной ответственности

    Приказ о материальной ответственности работника разрабатывается работодателем самостоятельно, в свободной форме, поскольку унифицированной формы для данного приказа не предусмотрено. В приказе целесообразно отразить следующую информацию:

    • Обоснование причины введения материальной ответственности для работника (например, для обеспечения сохранности ценного имущества компании);
    • Указать должность, имя работника;
    • Указать сотрудника, который контролирует исполнение данного приказа.

    Приказ о материальной ответственности водителя (образец ниже) целесообразно сопроводить перечнем вверенного под ответственность имущества, акт о приеме-передаче имущества работнику. Приложенные документы стоит указать в приказе.

    С приказом необходимо ознакомить под подпись «ответственного» сотрудника, а также работника, который контролирует исполнение приказа. Подписать приказ необходимо руководителю компании.

    Перевозчиков будут штрафовать за нарушение режима труда водителей
    Трудовые отношения / 10:29 10 апреля 2018

    Водителей из ЕАЭС можно будет нанимать по нацудостоверениям
    Трудовые отношения / 13:26 28 сентября 2020

    Договор о полной ответственности с работником водителем может быть заключен, если по трудовым обязанностям он перевозит материальные ценности. Если водитель только управляет служебным автомобилем, то заключается договор о частичном возмещении ущерба по результатам ДТП или других поломок по вине самого водителя.

    Типовой договор для водителя о материальной ответственности за автомобиль может включать следующие основные положения:

    • Наименование сторон, место и дата заключения договора.
    • Предмет соглашения (указание вверенного водителю транспортного средства, либо перечень транспортных средств).
    • Срок действия соглашения.
    • Права сторон, их обязанности и ответственность.
    • Взыскание ущерба (порядок действий).
    • Форс-мажор.
    • Условия расторжения договора (порядок и основания).
    • Разрешение спорных ситуаций.
    • Прочие условия.
    • Реквизиты и подписи сторон.

    ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

    Чем мы можем Вам помочь?

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Правила поведения пользователей на сайте

    Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

    • Техническое состояние транспортного средства;
    • Сохранность и качество перевозимых предметов.

    Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

    А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

    Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

    Теперь непосредственно о грузе.

    Обратите внимание

    Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

    Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

    При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

    В наличии должны находится следующие разделы:

    • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
    • Предмет – определение обязанностей;
    • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
    • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
    • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
    • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
    • Подписи и печати сторон.

    Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

    • Договор о материальной ответственности водителя за автомобиль — образец.
    • Договор материальной ответственности с водителем грузового автомобиля.
    • Образец договора материальной ответственности водителя экспедитора.

    Составление такого договора представляется обоснованным. Ведь именно такой работник является единственным человеком, который отвечает за целостность груза за весь период его перемещения.

    Компании перевозчики заключают подобные соглашения с сотрудниками. Смыслом соглашений является возмещение ущерба, возникшего от его действий.

    Таким образом работодатель страхуется и обеспечивает большую ответственность сотрудника. Ведь после составления соглашения он будет более бережно и аккуратно относиться к грузу.

    Водитель экспедитор — лицо, которое отвечает не только за факт перевозки товара, но и за оформление документов на него. Поэтому именно экспедитор должен отвечать за перевозимый груз.

    Правильный образец договора о материальной ответственности экспедитора можно найти здесь:

    Скачать образец

    Нередко водители используют машину ежедневно. Это может быть любым специализированным транспортом, погрузчиком или грузовиком. Такая работа предполагает обеспечение сохранности машины. Ведь она является собственностью работодателя.

    Поэтому работодатель заинтересован в получении гарантий сохранности машины. Сделать это можно, заключив соглашение. При этом необходимо сразу определить стоимость машины. Ведь сотрудник может не согласиться на такие условия.

    Скачать образец


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.