Взыскание налогов с юридических лиц осуществляется в бесспорном порядке в судебном порядке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание налогов с юридических лиц осуществляется в бесспорном порядке в судебном порядке». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

^К началу страницы

1

Выявление недоимки

2

Требование об уплате

3

Взыскание за счет средств на счетах и приостановление операций

4

Взыскание за счет имущества

5

Банкротство

Взыскание задолженности по налогам

^К началу страницы

Решение о взыскании формируется в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Решение о взыскании принимается налоговым органом не позднее 2-х месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей. Исключение составляют следующие случаи:

  • если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, такая сумма превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение 2-х месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
  • если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, такая сумма не превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение 2-х месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Решение о взыскании заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@ (приложение № 6).

Налоговый орган направляет на бумажном носителе или в электронной форме в банк поручение налогового органа на списание по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@ (приложение № 7), в пределах сумм, указанных в требовании об уплате и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию об уплате.

При недостаточности средств на рублевых расчетных (текущих) счетах, налоговый орган вправе взыскать налог с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика, а также за счет электронных денежных средств.

Кроме того, налоговый орган на основании решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, может взыскать налог с лицевых счетов, открытых в органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (размер недоимки на момент принятия решения о взыскании не должен превышает 5 млн. рублей).

Не производится взыскание налога с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора (договора банковского вклада в драгоценных металлах).

^К началу страницы

Налоговый орган пропустил срок на бесспорное взыскание?

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика — причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При пропуске срока принятия решения о взыскании налога за счет имущества, взыскание причитающихся к уплате сумм с указанных налогоплательщиков может производиться только в судебном порядке путем подачи налоговым органом искового заявления в арбитражный суд. В таком случае взыскание налогов производится за счет иного имущества организации на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда.

Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:

  • налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.

При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;

  • не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
  • не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;

Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году

В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.

В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).

Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.

Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:

  • с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
  • с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;

Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.

Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).

Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:

  • налоговая задолженность полностью погашена;
  • налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
  • сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
  • суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
  • в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.

Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).

Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.

Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.

При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.

Все действия по взысканию имущества осуществляет судебный пристав-исполнитель в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для этого судебный пристав-исполнитель совершает необходимые для взыскания юридические действия, в следующем порядке, и в следующие сроки.

1) Пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства в 3-х дневный срок с момента получения им исполнительного документа (п. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

2) Пристав направляет копию постановления должнику и в налоговый орган о возбуждении исполнительного производства либо постановление в электронной форме, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

3) Пристав осуществляет взыскание, если в течение 5 дней, с момента получения постановления, должник не погасит долг (п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

4) Пристав произведет изъятие и продажу имущества должника-налогоплательщика на торгах, а за счет вырученных от такой продажи денежных средств погасит долги налогоплательщика перед бюджетом, расходы по исполнительному производству и исполнительский сбор (ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Следует иметь в виду, что изъятие и продажа имущества должника-налогоплательщика ничем не отличается от изъятия и продажи имущества иных должников, имеющих задолженность по оплате за поставленные в их адрес товары (работы, услуги).

  • Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-13114/13, Коллегия по административным правоотношениям, надзор Следовательно, инспекцией при выставлении повторных инкассовых поручений по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета не было допущено нарушений положений статей 46 и 47 Налогового кодекса в связи с чем основания для признания соответствующих действий недействительными у судов отсутствовали. При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права…
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-6692/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор Считая, что у инспекции отсутствовали законные основания для вынесения повторно решения о взыскании сумм за счет имущества налогоплательщика, предприниматель обратился в арбитражный суд. Рассматривая спор по существу, суды руководствовались положениями статей 45, 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, 90, 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации пришли к выводу о соблюдении инспекцией порядка и срока принятия решения о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика…
  • Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ14-6199, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Доводам заявителя о необходимости применения при рассмотрении дела положений статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации судами дана правильная оценка, не согласиться с которой нет оснований…
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

      «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48

      «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»

    • Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018)

    Все документы >>>

    Когда компании придется ответить по чужим налоговым долгам

    • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О теплоснабжении»

    • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационном центре «Сколково»

    Все документы >>>

    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.06.2002

      «О бюджетной политике в 2003 году»

    • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1198

      «О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 «О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года»

    • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1200

      «О приостановлении действия пунктов 2, 5, 6 и 9 Постановления администрации Воронежской области от 20 июля 1999 г. N 723 «О формировании областного продовольственного фонда зерна»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2012 N 1471-р (ред. от 21.07.2021)

      «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия»

    • Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2019 N 30-р (ред. от 15.07.2021)

      «О перечне документов (сведений), которые акционерное общество «Российский экспортный центр» вправе получать и передавать посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия»

    • Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108

      «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров»

    Все документы >>>

    • Направление требования об уплате налога. После выявления недоимки, не позднее 3-х месяцев, налогоплательщику направляют требование об уплате, в котором указана неуплаченная сумма. Данный документ отправляется в течение 10 дней с даты вступление решения в силу.
    • Обращение взыскания на денежные средства на счетах организации или ИП в банках. При неуплате в установленный срок, данная обязанность исполняется принудительно по решению налогового органа. Решение о взыскании должно быть принято не позднее 2-х месяцев после того, как закончился указанный в требовании срок. Поручение направляет в банк, где открыты счет организации или ИП. В течение месяца со дня принятия решения банк исполняет его в установленной гражданским законодательством РФ очередности.
    • Взыскание налога за счет имущества организации или ИП. Если для оплаты долга не хватает средств на счетах, то налоговый орган имеет право взыскать налог за счет другого имущества налогоплательщика.
    • Обращение в суд для возбуждения процедуры банкротства. Если у организации нет имущества или доходов, с которых можно было бы взыскать долг, налоговый орган может обратиться в суд с требованием возбуждения процедуры банкротства. Главное условие арбитражного суда для начала процедуры банкротства – соблюдение требований:
    • Долг юридического лица – не меньше 100 тыс. руб.
    • Долг гражданина не меньше 10 тыс. руб.

    Как взыскивают налоги и сборы

    В соответствии со статьей 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог, а также пени за несвоевременную уплату налога или сбора, за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Указанный порядок применяется также при взыскании налогов и сборов таможенными органами.

    Приказом ФНС России от 14.05.2007 N ММ-3-19/293@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации»:

    — форма решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках;

    — форма решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя;

    — форма постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя.

    • Арбитражный процессуальный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Водный кодекс

    • Воздушный кодекс

    • Градостроительный кодекс

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    • Жилищный кодекс

    • Земельный кодекс

    • Кодекс административного судопроизводства

    • Кодекс внутреннего водного транспорта

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Кодекс торгового мореплавания

    • Лесной кодекс

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс

    • Таможенный кодекс Таможенного союза

    • Трудовой кодекс

    • Уголовно-исполнительный кодекс

    • Уголовно-процессуальный кодекс

    • Уголовный кодекс

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 (ред. от 20.09.2018)

      «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53

      «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56

      «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

    Обзор судебной практики взыскания налоговых долгов с зависимых лиц

    Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимо­зависимых компаний.

    Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.

    Условие первое – взыскать недоимку по «чужим» долгам можно только в судебном порядке. Это означает, что просто принять решение о взыскании задолженности и направить в банк поручение на списание средств со счета (п. 2 ст. 46 НК РФ) взаимозависимого лица налоговики не могут (п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@). Они должны будут собрать доказательства наличия задолженности и взаимозависимости компаний (постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2011 № Ф09-11630/10-С3 по делу № А76-12376/2010-42-397).

    А сделать это, как показывает практика, не так-то просто.

    Судебная практика

    Налоговая инспекция провела проверку, по результатам которой компании были доначислены налоги. Требование об их уплате компания не исполнила, и налоговики решили взыскать средства с ее банковских счетов. Однако для погашения долга денег оказалось недостаточно.

    Тогда инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании недоимки с другого общества. По ее мнению, между компанией и обществом имелась «финансовая взаимозависимость», которая заключалась в том, что компания производила горно-обогатительное оборудование и реализовывала его обществу для дальнейшей перепродажи по более высокой цене.

    Суды с такой точкой зрения не согласились. Они указали, что организации созданы в разное время и в разных городах. Общество не имело более 20% голосующих акций компании. Договоров, позволяющих обществу определять решения компании, заключено не было.

    Компания была одним из контрагентов общества. Заключенные между ними договоры носили коммерческий характер и были направлены на достижение уставных целей.

    Исходя из этого, суды пришли к выводу, что компания не является дочерним или зависимым от общества лицом. В удовлетворении требований налоговой инспекции было отказано (постановление ФАС Центрального округа от 08.08.2011 по делу № А14-8219/2010/262/28).

    Возможность взыскания задолженности только через суд объясняется очень просто. Поскольку речь идет о взыскании «чужих» долгов, интересы компании должны быть защищены.

    Отметим, что по общему правилу заявление о взыскании подается в суд, если не исполнено требование инспекции о добровольной уплате задолженности (ч. 2 ст. 213 АПК РФ). Но если речь идет о взыскании «чужих» налоговых долгов, эта норма не применяется (п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@). Следовательно, налоговики не будут выставлять взаимозависимому с должником лицу никаких требований, а сразу обратятся в суд.

    Норма о том, что налоговая инспекция может обратиться в суд только в течение шести месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ), тоже не применяется. Объясняется это тем, что в ст. 45 НК РФ, на основании которой происходит взыскание «чужих» налоговых долгов, подобного ограничения нет (постановления Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2016 № Ф05-4694/2016 по делу № А41-41949/2015, ФАС Уральского округа от 27.01.2011 № Ф09-11639/10-С3 по делу № А76-10419/2010-39-375). Арбитры подчеркивают, что ст. 45 НК РФ вообще не устанавливает предельный срок на подачу в суд заявления о взыскании «чужого» налогового долга (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2016 № Ф06-10110/2016 по делу № А06-6687/2015). Видимо, в этой ситуации нужно исходить из общего трехлетнего срока исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

    Разбирательство будет проходить по правилам приказного (если общая сумма взыскания не превышает 100 000 руб.) или искового производства (ч. 1 ст. 212 АПК РФ). Но для начала инспекция должна использовать все способы бесспорного взыскания недоимки с самого должника (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.09.2015 № Ф07-7120/2015 по делу № А42-7582/2014). Она обязана выставить ему требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если оно не будет исполнено в течение восьми рабочих дней (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ), налоговики будут пытаться взыскать задолженность за счет денег (ст. 46 НК РФ) или другого имущества (ст. 47 НК РФ) должника.

    Связанный материал Судебный приказ в арбитражном процессе № 09 / 2016

    Подробнее о приказном производстве см. статью Сергея Россола «Судебный приказ в арбитражном процессе»

    А вот прекращать или приостанавливать на время суда процедуру взыскания недоимки в бесспорном порядке с самого налогоплательщика инспекция не обязана (постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2011 № Ф09-11639/10-С3 по делу № А76-10419/2010-39-375). Она может одновременно пытаться взыскать налоги (штрафы, пени) и с самого должника, и с взаимозависимого лица.

    Инспекция может взыскать недоимку не только с дочерней, основной, зависимой или преобладающей компании. Налоговики могут преподнести «сюрприз» и другим организациям, если будет установлено, что они «иным образом зависимы с налогоплательщиком» (абз. 8 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Что понимать под «иной зависимостью» в ст. 45 НК РФ не говорится.

    Признание должника банкротом не станет препятствием для взыскания задолженности с его взаимозависимого лица, даже если сумма задолженности полностью включена в реестр требований кредиторов. Так сказано в п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@. Правомерность этого подхода подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2016 № Ф03-2054/2016 по делу № А73-11276/2015).

    Если суд удовлетворит заявление налогового органа о взыскании долга с взаимозависимого лица, он исключается из реестра требований кредиторов в деле о банкротстве (определение ВС РФ от 14.09.2015 № 306-КГ15-10508 по делу № А12-14630/2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2016 № Ф06-10110/2016 по делу № А06-6687/2015).

    Особо изобретательные налоговые «уклонисты» нередко перечисляют (передают) выручку (имущество) сразу нескольким лицам в надежде на то, что проверяющие обнаружат лишь часть выведенных активов. В принципе эта тактика не лишена смысла. Тем более что по закону в такой ситуации взыскание производится пропорционально доле полученных активов (абз. 6 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Однако вероятность того, что налоговики упустят из вида какую-то часть операций, крайне мала.

    Другие компании, не желающие платить налоги, идут более хитрым путем. Они выводят активы через цепочку формально самостоятельных фирм. Но и это едва ли поможет уйти от налогов. В конце цепочки, скорее всего, окажется дочерняя, основная, преобладающая или иным образом зависимая организация. И инспекция даже в такой ситуации будет иметь полное право взыскать с нее «чужой» долг (абз. 6 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

    Еще одна распространенная уловка – заключение посреднического договора со взаимозависимым лицом (см., например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.06.2016 № Ф02-2417/2016 по делу № А69-2202/2015). В отношениях между должником и его контрагентами появляется еще одна компания – посредник. Она, по сути, продолжает вести бизнес должника (включая отгрузку товаров и получение денег от покупателей), но уже от своего имени. Соответственно, вся прибыль «оседает» на ее счетах.

    Судебная практика

    Налоговая инспекция провела проверку компании, в ходе которой был установлен факт неуплаты налогов. Общая сумма требований (налогов, штрафов, пеней) составила почти 50 миллионов рублей. Однако компания погасила долг лишь частично (в сумме 12 миллионов рублей). Денег или другого имущества, на которое можно было обратить взыскание, у компании не оказалось. Зато проверяющие обнаружили интересное соглашение: договор поручения на управление договорами.

    По его условиям должник (доверитель) поручил поверенному управление своими договорами. Заключалось это управление в том, что поверенный должен был:

    • проводить платежи с контрагентами через свой банковский счет;
    • проверять документы, являющиеся основанием для оплаты;
    • выполнять другие действия, необходимые для исполнения обязанностей по договору.

    Исполняя этот договор, поверенный всего за три месяца получил на свой счет порядка полумиллиарда (!) рублей. Причем сам же поверенный пояснил налоговой инспекции, что поступление этих денег «является доходной операцией доверителя».

    Также выяснилось, что обе компании имеют одного учредителя (физическое лицо), который одновременно является еще и их директором.

    На основании этих обстоятельств суд сделал вполне логичный вывод: компании взаимозависимы. С поверенного была взыскана налоговая задолженность доверителя (решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.12.2014 по делу № А32-24705/2014).

    Самые изобретательные неплательщики переводят активы за границу, полагая, что российские налоговые органы не смогут до них добраться. Но они не учитывают, что наше законодательство не запрещает взыскивать налоговые долги с иностранных взаимозависимых лиц. А это значит, что наши налоговики могут обратиться в наш же арбитражный суд с иском о взыскании задолженности российской компании с ее иностранного взаимозависимого лица. Об этом сказано в п. 1 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@.

    СУДЕБНОЕ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ С БЫВШИХ ИП: ПРОМАХИ ИФНС

    Законодательство не ограничивает верхний или нижний предел суммы, которая может быть взыскана по «чужим» долгам. В абз. 9 подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ говорится лишь, что взыскание может производиться в пределах выручки, полученной за должника, или переданных денег (другого имущества).

    Пример

    Дочерней компании были доначислены налоги на сумму два миллиона рублей. После получения соответствующего решения инспекции компания перечислила основному обществу заем в сумме один миллион рублей.

    В такой ситуации налоговая инспекция может через суд взыскать с основного общества перечисленный ему один миллион рублей. Еще один миллион ей нужно будет взыскивать непосредственно с «дочки».

    Известны случаи, когда сумма взыскания исчислялась десятками и даже сотнями миллионов рублей (постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2014 № Ф05-12000/14 по делу № А40-28598/13, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2016 № 09АП-20382/2016 по делу № А40-190258/15).

    В судебной практике были прецеденты, когда налоговики пытались взыскать задолженность, которая превышает сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) должника, переданных денег или стоимость иного имущества (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 21.12.2010 № Ф09-6352/10-С2 по делу № А71-1258/2010-А6). Однако Президиум ВАС РФ указал, что судам необходимо исследовать вопрос о том, сколько именно средств поступило от реализации товаров (работ, услуг) «чужой» фирмы (постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 4872/11 по делу № А71-1258/2010А6).

    Еще один важный вывод Президиума ВАС РФ – нельзя взыскать средства, поступившие на счет взаимозависимой компании, если перечисление произошло до возникновения обязанности по уплате налога. Нижестоящие суды с таким подходом соглашаются (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2012 № Ф09-11639/10 по делу № А76-10419/2010).

    Федеральная налоговая служба неоднократно направляла налоговым инспекциям для использования в работе судебные акты различных инстанций, в которых с компаний успешно взыскивались «чужие» налоговые долги (см., например, письма ФНС России от 18.11.2015 № СА-4-7/20176@, от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@, от 19.01.2015 № СА-4-7/376@). Более того, в письме от 31.10.2012 № СА-4-7/18386 ФНС России «сообщает о необходимости активно использовать в работе налоговых органов положения подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ при взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов».

    Вывод из этих фактов можно сделать такой: если налоговикам не удастся обнаружить у компании собственных средств, они почти наверняка будут искать дочерние, основные, преобладающие или иные зависимые компании и пытаться взыскать задолженность с них. А для этого налоговая инспекция предпримет следующие шаги (п. 2 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@):

    При выявлении у налогоплательщика недоимки по налогам инспекция направляет ему требование об оплате задолженности. Порядок оформления и вручения требования описан в ст. 69 НК РФ. А его форма утверждена приказом ФНС от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@.

    Оплатить требование налогоплательщик должен в течение 8 рабочих дней после его получения, если более длительный срок не указан в самом требовании. Если в установленный срок долг не погашен, ИФНС начинает процедуру взыскания.

    ВАЖНО! Если требование не выставлялось, списывать налоги инкассо налоговики не вправе.

    Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

    ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.

    Вручить или направить решение о взыскании налогоплательщику ИФНС должна в течение 6 рабочих дней со дня его вынесения.
    Одновременно с решением о взыскании долга по налогам налоговики могут вынести решение о приостановлении операций по счету, а если денег на счетах нет, то и арестовать имущество налогоплательщика.

    Судебное взыскание налогов с бывших ИП: промахи ИФНС

    Организация работы по взысканию долгов с юридических лиц

    Для системной и эффективной работы с долгами в компании мы рекомендуем регламентировать эту работу. В первую очередь, подготовить регламент по взысканию дебиторской задолженности, в котором предусмотреть порядок действий, назначить ответственного сотрудника за выполнение определенного действия, ответственность за невыполнение, ознакомить с данными регламентом всех сотрудников, включенных в процесс работы с контрагентами. Желательно регламент подготовить в письменном виде и ознакомить под роспись с ним сотрудников. Идеальным вариантом будет автоматизация установленных регламентов процедур в учетной программе.

    Процесс взыскания долга с юридических лиц и ИП в судебном порядке можно разделить на следующие этапы:

    • Сбор документов и подготовка иска в суд
    • Направление иска ответчику/третьим лицам
    • Подача иска в суд
    • Уточнение информации о принятии искового заявления о взыскании дебиторской задолженности судом, при принятии иска в порядке общего судопроизводства — уточнение даты судебного заседания
    • Защита своих интересов в суде (представление документов, пояснений, возражений на отзыв ответчика и т.д.)
    • Получение решения суда (судебного приказа)
    • Получение исполнительного листа (при необходимости)

    Подсудность по делам о взыскании долга

    Исковые заявления о взыскании задолженности по общему правилу подаются в суд по месту регистрации ответчика, если иная подсудность не установлена договором. Юридические лица, ИП свободны в выборе договорной подсудности. Обратите внимание на то, что в договоре может быть также предусмотрено, что все споры передаются на рассмотрение третейского суда (арбитража), в этом случае для взыскания задолженности по договору необходимо обращаться в данный суд (за некоторыми исключениями).

    Исковое заявление может быть подано:

    • через электронную систему подачи документов в суд
    • лично или через представителя в экспедицию суда
    • отправлено Почтой России или иной почтовой/курьерской службой

    Как составить исковое заявление о взыскании задолженности?

    Важно, чтобы исковое заявление было составлено с соблюдением требований ст. 125 АПК РФ, а именно:

    • необходимо составить иск в письменной форме
    • важно указать наименование суда, в который направляется иск
    • обязательно следует указать данные истца, ответчика, третьих лиц
    • следует описать требования со ссылками на положения закона и иных нормативно-правовых актов
    • в случае, если указана цена иска, то необходимо произвести расчет требований
    • необходимо указать дату отправки претензии ответчику
    • можете также заявить ходатайство о наложении обеспечительных мер (арест денежных средств на счете и т.д.) — мер, направленных на обеспечение исполнения решения суда о взыскании денег
    • также следует помнить, что в исковом заявлении указывается перечень прилагаемых документов

    В случае, если вышеуказанные требования не будут соблюдены, то арбитражный суд оставит исковое заявление без движения. Это будет означать приостановление процесса принятия иска к рассмотрению в целях необходимости устранения допущенных недостатков при составлении и подаче иска. После устранения истцом данных недостатков суд примет к производству иск, в противном случае суд вернет иск.

    Следует отметить, что в соответствии со ст. 64 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В связи с этим, важно чтобы все доводы, указанные в исковом заявлении, основывались на доказательствах.

    Как указал в жалобе Илья Машуков, согласно п. 1 ст. 15 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В ст. 1064 Кодекса предусмотрены общие основания ответственности за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также за вред, причиненный имуществу юрлица.

    В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд или арбитражные суды, в частности, иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ.

    По мнению заявителя, данные законоположения противоречат Конституции, так как в контексте правоприменительной практики они допускают взыскание с физического лица по иску прокурора денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного публично-правовому образованию в виде недоимки по налогу, списанной в установленном законом порядке, в отсутствие уголовного преследования и действий самого гражданина, которые повлекли бы невозможность ее взыскания в предусмотренном налоговым законодательством порядке.

    После изучения материалов жалобы Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения этого дела являются п. 1 ст. 15 и ст. 1064 ГК РФ, так как на основании этих норм решается вопрос о взыскании с физического лица денежных средств в порядке возмещения вреда, причиненного публично-правовому образованию неуплатой налога, в размере недоимки, признанной безнадежной к взысканию и списанной в установленном законом порядке.

    Высшая судебная инстанция пояснила, что утрата возможности принудительно взыскать недоимку может свидетельствовать о причинении публично-правовому образованию самостоятельного вреда, который состоит в прекращении налогового обязательства в связи с утратой права взыскать сумму налога вследствие списания безнадежной задолженности. «Вместе с тем наступление ущерба в виде утраты права на исполнение налогового обязательства при списании безнадежной налоговой задолженности может быть связано не только с противоправным, в частности преступным, поведением налогоплательщика, но и с поведением уполномоченных органов, в том числе процессуальным, и (или) со вступлением в силу судебных актов, наступлением (истечением) установленных законом пресекательных сроков и с иными обстоятельствами объективного характера, которые также могут быть обусловлены поведением властей, администрирующих взимание налогов», – отмечено в постановлении.

    Следовательно, такие действия (бездействие) уполномоченных органов служат объективной причиной наступившего вреда бюджету публично-правового образования, если именно их упущения сделали невозможным принудительное взыскание недоимки и связанной с ней налоговой задолженности. Причинение такого вреда нельзя вменить непосредственно налогоплательщику и в тех случаях, когда невозможность взыскания недоимки обусловлена сохраняющими свою силу решениями уполномоченных органов.

    Как пояснил Суд, недоимка также может быть признана безнадежной к взысканию, когда законная возможность принудительного взыскания налоговых платежей была утрачена при обстоятельствах, если сам налоговый орган пропустил срок на предъявление соответствующих требований (например, из-за упущений при оформлении процессуальных документов и при обращении в суд с иском к налогоплательщику с отступлениями от правил судопроизводства). Такого рода упущения могут быть решающим условием причинения вреда казне, если налоговый орган не просил восстановить пропущенный срок обращения в суд.

    В связи с этим причинение вреда, выраженного в исчерпании (утрате) бюджетом своих фискальных прав, из-за ненадлежащего исполнения соответствующими органами их обязанностей по взысканию недоимки не должно быть вменено иным субъектам, включая налогоплательщиков. Соответственно, при упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, физическое лицо вправе ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по рассматриваемому делу.

    Таким образом, заключил Суд, оспариваемые заявителем нормы ГК РФ не предполагают взыскания с физического лица денежных средств в размере недоимки по налогу по иску о возмещении вреда, причиненного публично-правовому образованию неуплатой налога, если эти недоимки в законном порядке признаны безнадежными к взысканию, что обусловлено поведением налоговых органов, притом что решение о списании таковых и невозможность их взыскания прямо не обусловлены противоправными действиями налогоплательщика. Иное истолкование и применение указанных законоположений нарушало бы конституционные принципы справедливости и юридического равенства, связанный с ними принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. В связи с этим Конституционный Суд высказался за соответствие оспариваемых норм Основному Закону и распорядился пересмотреть судебные акты заявителя по его делу.

    Взыскание долгов с юридических лиц

    Налоговый орган вправе взыскать с налогоплательщика задолженность по налогам, пеням, штрафам, процентам при выполнении двух условий:

    – инспекция выставила налогоплательщику требование об уплате задолженности. Без него налоговый орган не вправе взыскивать недоимку, пени, штрафы, проценты;

    – срок исполнения налогоплательщиком требования истек, но задолженность им не погашена.

    Судебный порядок взыскания налоговой с организации задолженности предусмотрен только в двух случаях:

    1)если в течение 1 года с момента окончания срока исполнения требования об уплате недоимки решение налоговой о бесспорном взыскании НЕ БЫЛО ПРИНЯТО по каким-либо причинам

    ИЛИ

    2) Когда налоговая в соответствии с ст.45 НК РФ вообще изначально не имеет права на бесспорное взыскание (в ст. 45 НК РФ перечислены случаи, когда налоговая не выносит сама решений о взыскании задолженности, не списывает деньги с р/счета, не возбуждает исполнительное производство через службу судебных приставов, поскольку для осуществления всех этих действий обязана обратиться в суд :

    1. если у организации-налогоплательщика открыт лицевой счет;
    2. – если налоговая обязанность налогоплательщика возникла из-за изменения налоговыми органами квалификации сделки, статуса и характера деятельности налогоплательщика;
    3. – в случае взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), и наоборот;
    4. – если налоговая обязанность налогоплательщика возникла по результатам проверки налоговым органом полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
    5. – если решение о принудительном взыскании не было принято налоговым органом в установленный законодательством двух-месячный срок.

    Срок исковой давности для обращения налогового органа в суд для получения судебного решения о взыскании с налогоплательщика налога, пени, штрафа – составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения, указанного в требовании (для случаев, когда задолженность была выявлена налоговым органом вне рамок налоговой проверки) и 1 год после окончания срока исполнения требования (для случаев, когда задолженность была выявлена налоговым органом в результате проведения налоговой проверки). Срок может быть восстановлен судом по ходатайству налогового органа, если причины пропуска срока исковой давности будут признаны уважительными.

    Принудительное взыскание налоговых платежей производится как во внесудебном, так и в судебном порядке. В зависимости от способов взыскания платежей, которые налоговый орган может применить к организациям, они, согласно Налоговому кодексу, делятся на две категории:

    • организации, в отношении которых принудительное взыскание налоговых платежей осуществляется только в судебном порядке;
    • организации, с которых налоговые платежи в судебном порядке могут взыскиваться только в том случае, если налоговый орган не вправе применить досудебный порядок принудительного взыскания платежей.

    Глава 7 Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней

    В отношении остальных организаций (помимо перечисленных выше) налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании причитающейся суммы налога только в том случае, если он не может взыскать эту сумму самостоятельно во внесудебном порядке. В какой момент подается иск в суд? На основании п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации в банках. Такое взыскание производится по решению налогового органа. Решение принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока. Решение о взыскании, принятое после двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

    Исковое заявление о взыскании недоимки по налогам, пеней и штрафа с организаций налоговый орган подает в арбитражный суд. Иск может быть подан в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговый орган выносил решение о взыскании налоговых платежей за счет имущества организации, и в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования в остальных случаях. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

    Примечание. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или в таком требовании пропущен указанный срок уплаты (ч. 2 ст. 213 АПК РФ).

    Требования к исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, подаваемому в арбитражный суд, установлены ст. 214 АПК РФ. Так, в нем обязательно указывается:

    • наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;
    • нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие внесение платежа;
    • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

    В необходимых случаях налоговый орган одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговых платежей направляет в арбитражный суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством (п. 3 ст. 104 НК РФ).

    Согласно ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Статьей 91 АПК РФ установлено, что обеспечительными мерами, в частности, являются:

    • наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;
    • запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
    • возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;
    • передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу и т.д.

    Иски о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются арбитражными судами в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. В этот же срок включается время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения. О времени и месте судебного разбирательства арбитражный суд обязан известить организацию и налоговый орган. При этом неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела о взыскании налоговых платежей, если суд не признал их явку обязательной.

    Примечание. Лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о том, что адресатом получена копия определения о принятии искового заявления к производству, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе (п. 1 ст. 123 АПК РФ).

    По итогам рассмотрения дела суд принимает соответствующее решение. При удовлетворении требования налогового органа о взыскании платежей в решении указывается общая сумма, подлежащая взысканию, а также сумма основной задолженности и санкций. Копия решения направляется налоговому органу и организации в пятидневный срок со дня принятия документа заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку.

    Решение арбитражного суда вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

    При представлении налоговым органом исполнительного листа в банк на основании данного документа производится взыскание денежных средств со счетов должника в доход бюджета. Расчетные документы на перечисление взыскиваемых сумм налоговый орган не представляет. В этом случае денежные средства со счета организации перечисляются на счет, который налоговый орган указал при представлении исполнительного документа. Банк, обслуживающий организацию-должника, обязан исполнить содержащиеся в исполнительном листе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от налогового органа. Если денежных средств, имеющихся на счетах организации, недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном листе требований, банк перечисляет в доход бюджета имеющиеся средства и продолжает дальнейшее взыскание налоговых платежей по мере поступления денежных средств на счет или счета организации-должника до исполнения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительном документе. Исполнительный лист считается исполненным после перечисления в доход бюджета всех налоговых платежей.

    Пример 1. У ЗАО «Полюс» имеется недоимка по налогу на прибыль в сумме 271 620 руб., которая образовалась в связи с неуплатой налога, подлежащего перечислению в бюджет на основании налоговой декларации за 2009 г. В июле 2010 г. налоговая инспекция выявила недоимку и направила организации требование об уплате налога в размере 271 620 руб. и пеней в сумме 1867 руб. Требование налогоплательщик должен был исполнить до 5 августа 2010 г. Однако ЗАО «Полюс» задолженность не погасило.

    Налоговая инспекция в двухмесячный срок после истечения срока исполнения требования не приняла решение о погашении задолженности по платежам путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации, поэтому в октябре 2010 г. обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с ЗАО «Полюс» суммы налога и пеней, причитающихся к уплате в бюджет.

    Суд удовлетворил требования налоговой инспекции в полном объеме. Решение принято 10 декабря 2010 г., а вступило в силу 11 января 2011 г. После вступления решения в силу суд направил налоговой инспекции исполнительный лист о принудительном взыскании с ЗАО «Полюс» налога на прибыль в размере 271 620 руб. и пеней в сумме 1867 руб. Исполнительный лист получен налоговой инспекцией 13 января 2011 г.

    Налоговая инспекция 17 января 2011 г. представила исполнительный лист в банк, в котором у организации открыты расчетные счета. В течение трех дней со дня получения этого документа банк, обслуживающий ЗАО «Полюс», перечислил в бюджет со счета клиента суммы, указанные в исполнительном листе.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.