Ответственность родителей за воспитание детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность родителей за воспитание детей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены также к гражданско-правовой ответственности.

Возможность взыскать в пользу ребёнка компенсацию за причинение ему морального или имущественного вреда прямо не предусмотрена семейным законодательством, но вытекает из положений ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ. Родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.

В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родите¬ли (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Закон приравнивает к родителям иных лиц. Это — усыновители, опекуны и попечители, как из числа физических лиц, так и должностные лица органов опеки и попечительства, учреждений государственного воспитания и образования, выполняющих функции государственного опекуна.

Приёмные родители также обязаны надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности: содержать, воспитывать, обучать, защищать права и интересы своих несовершеннолетних детей.

На родителя, лишённого родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причинённый его несовершеннолетним ребёнком в течение трёх лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребёнка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Памятка об ответственности родителей за воспитание детей

Протоколы об административных правонарушениях по ст.5.35 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Комментарии к Семейному Кодексу РФ

Вступивший в силу Семейный Кодекс Российской Федерации внес существенные изменения в регулирование прав и обязанностей родителей. В первую очередь это коснулось учета мнения и интересов детей. Теперь рассмотрим, какими правами и обязанностями наделены родители.

Воспитание детей является одновременно и правом и обязанностью родителей. «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей» (ст. 63 СК РФ). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей, самостоятельно выбирать методы и способы воспитания ребенка. Обязанности по воспитанию включают в себя заботу о здоровье физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. В наше непростое время формирование ребенка как личности, его психическое, духовное и нравственное развитие имеют большое значение не только для семьи, но и для общества в целом. Стремление родителей вырастить духовно богатую личность, дать ребенку основные представления о добре и зле, порядочности и подлости, развить в нем стремление к знаниям, умение общаться с людьми — залог нормального развития гражданского общества. Семейный Кодекс четко выделяет допустимые пределы осуществления родительских прав: «Обеспечение интересов детей должно быть предметам основной заботы их родителей» (ст. 65 СК РФ).В связи с этим законодатель определил, что «…родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей»(ст. 65 СК РФ).

Кроме основного принципа осуществления родительских прав Семейный Кодекс РФ содержит конкретные указания о том, чего не вправе делать родители: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» (ст. 65 СК РФ).
Ответственность родителей за воспитание и развитие своих детей предусмотрена не только в Семейном Кодексе РФ, но и в Конвенции ООН «О правах ребенка». Ответственность за воспитание и развитие своих детей несут оба родителя, вне зависимости от того, состоят ли родители в зарегистрированном браке, а также где бы они ни находились. Здесь необходимо отметить, что оба родителя «…имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей» (ст. 61 СК РФ). Однако на практике, в силу сложившихся традиций, в случае расторжения брака несовершеннолетние дети передаются на воспитание матери. Лишь в исключительных случаях, когда мать злоупотребляет спиртными напитками, употребляет наркотики, ведет антиобщественный образ жизни, суд передает детей на воспитание отцу. В настоящее время количество отцов, которые желали бы, чтобы после расторжения брака ребенок (дети) проживали с ним, неуклонно растет, но судебная практика по этому вопросу меняется очень медленно. В особенности сложно передать на воспитание отцу малолетних детей, так как традиционно считается, что маленькому ребенку без мамы не обойтись, а отец не сможет осуществить уход за ребенком надлежащим образом. С 10-летнего возраста ребенка учитывается его мнение. И суд обязан учесть это мнение.

Но если родители или один из них осуществляют свои родительские права в ущерб правам и интересам детей, то они несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 СК РФ).
Это может быть административная ответственность за:
• злостное невыполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей;
• употребление несовершеннолетними наркотических или токсических веществ;
• распитие подростками в возрасте до 16 лет спиртных напитков в общественных местах;
• появление в нетрезвом виде в общественных местах;
• доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения непосредственно родителями.

Родители также несут административную ответственность, если подросток совершил мелкое хулиганство (ст. 162–64 КоАП РФ). Во всех этих перечисленных случаях на родителей налагается штраф. Более серьезная ответственность родителей предусмотрена Семейным Кодексом РФ — лишение или ограничение родительских прав (ст. 69, 70, 71, 73 СК РФ).

В среду с 15:00 по 18:00 часов на вопросы отвечают:

Директор Дворца творчества — Ирина Алексеевна Попова

+7 (3843) 77-92-87
+7 (951) 166-54-57

Заместитель директора по УВР — Панова Ольга Антоновна
+7 (3843) 77-98-93
+7 (950) 590-08-84

Заместитель директора по УВР — Грудинина Анастасия Евгеньевна
+7 (3843) 77-98-93
+7 (951) 164-73-09

Заместитель директора по учебно-воспитательной (научно-методической) работе
Рубен Полина Николаевна,
+7 (3843) 77-98-93

Заместитель директора по безопасности жизнедеятельности
Беликов Вадим Анатольевич,
+7 (3843)74-42-88

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе
Рудометова Любовь Михайловна,
+7 (3843)77-95-13

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе музыкально-хоровой студии «ВИТА»
Сумбатянц Ольга Томасовна,
+7 (923)460-56-08

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты
  • Платные образовательные услуги
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Благотворительный фонд
  • Вакантные места для приема (перевода)
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество

1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание и развитие ребенка. Будучи по своей правовой природе личным неимущественным правом, оно не может переходить по наследству. Одновременно это и обязанность родителей.

Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей, которое предусмотрено и в международных соглашениях. Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции РФ (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.

Функции по воспитанию осуществляют не только родители, но в силу своих должностных обязанностей и другие лица. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) такие функции осуществляют педагогические, социальные работники, психологи и другие подобного рода специалисты.

Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК РФ (см. комментарий к нему), родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

Большие полномочия в реализации процесса воспитания предоставлены законодательству субъектов Федерации. В частности, согласно п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Право (и соответственно обязанность) по воспитанию своих детей у родителей прекращается в следующих случаях:

по достижении детьми совершеннолетия;

вступления несовершеннолетних детей в брак;

эмансипации;

усыновления детей;

лишения родительских прав;

смерти и объявления гражданина умершим.

Памятка об ответственности родителей

  • Решение Верховного суда: Определение N 4-КГ13-36, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п.1 ст. 63 СК РФ в редакции, действовавшей на момент подачи заявления). Согласно п. 1 ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 58-АД17-2, Судебная коллегия по административным делам, надзор Согласно пункту 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-354, Апелляционная коллегия, апелляция Воронежа, как по месту жительства ее матери, так и по месту жительства заявителя — отца ребенка, а также исключают возможность оформления на ребенка двух медицинских карт. Такие положения нарушают его права и законные интересы, предусмотренные пунктом 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы ребенка, гарантированные частями 1 и 2 статьи 38, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации…

В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.

Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:

Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

Ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:

Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.

Ст. 65. Осуществление родительских прав:

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:

В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.

Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.

Ст. 68. Защита родительских прав:

Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

  • Наши классные руководители
  • Рекомендации логопеда-дефектолога
  • Советы психолога
  • Прием детей в лицей
  • Советы социального педагога
  • Школьное питание
  • Условия охраны здоровья
  • Меры социальной поддержки
  • Школа будущего первоклассника АБВГДейка
  • Модули начальной школы
  • Школьная служба примирения
  • Летний отдых 2021
  • Комиссия по урегулированию споров

Бог дал первозданным людям – Адаму и Еве – великое благословение быть Его сотворцами. Родители, деды, прадеды в свою очередь тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело.

Бог, если так можно выразиться, обязан заботиться о детях. Когда дитя принимает Святое Крещение, Бог выделяет ему и Ангела, чтобы тот охранял ребёнка. Таким образом, ребёнок охраняется Богом, Ангелом Хранителем и родителями.

Ангел Хранитель всегда находится вблизи ребёнка и помогает ему. Чем взрослее становится ребёнок, тем больше его родители освобождаются от ответственности. Если родители умрут, то Бог – и с высоты, и вблизи, а Ангел Хранитель вблизи – продолжают охранять ребёнка постоянно.

— Геронда, как быть родителям, если ребёнок не слушается, артачится?

— Если ребёнок не слушается и ведёт себя плохо, на то есть причина. Может быть, он наблюдает в своём доме или вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Как бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем детям главным образом не принуждением, а своим личным примером.

Надо сказать о том, что большую помощь оказывает детям мать: своим примером, своим послушанием супругу и уважением к нему. Если по какому-то вопросу мать имеет мнение, отличное от мнения отца, то она никогда не должна высказывать этого мнения перед детьми, чтобы этим не воспользовался лукавый. Мать никогда не должна портить помысл детей об отце. Даже если отец виноват, она должна его оправдать. К примеру, если отец поведёт себя плохо, то мать должна сказать детям: «Папа устал, он всю ночь работал, чтобы закончить одно срочное дело. И ведь это он для вас старается».

Многие родители ругаются на глазах у детей и таким образом преподают им дурной урок. Несчастные дети печалятся и скорбят. Потом родители, чтобы их утешить, стремятся выполнить все их прихоти. Отец, желая угодить ребёнку, начинает его «покупать»: «Ну, золотой мой, говори, что тебе купить?» Мать со своей стороны исполняет прихоти своего чада, и в конечном итоге дети вырастают капризными ломаками. А впоследствии, если родители не в состоянии дать им то, что они хотят, дети угрожают родителям, что они наложат на себя руки.

Я вижу, насколько помогает детям добрый родительский пример. Сегодня у меня были гости: две девушки – одна трёх, а другая четырёх лет от роду – со своими родителями, очень благоговейными людьми. Сколько же радости принесли мне эти крохи! Они были как ангелочки. Сидя рядышком, подолами платьиц они прикрывали свои коленочки. Сколько у них было скромности, сколько уважения! И всё от того, что они видели, как поступают их родители. Видя, что родители имеют между собой любовь, уважение, ведут себя благоразумно, молятся и совершают подобное этому, дети отпечатывают всё это в своей душе. Поэтому я и говорю, что если родители передадут детям своё благословение, это будет самым лучшим наследством, которое они смогут им оставить.

Если бы вы видели одну девчушку, с которой я познакомился в Австралии! Сколько же у неё было благородства! Мы приехали в Канберру. Приняв двух последних посетителей, которые хотели меня видеть, я собирался уезжать. Смотрю, останавливается машина и из неё выходит супружеская пара со своей маленькой девочкой. «Геронда, мы всё-таки успели Вас застать», — сказали они. «Да, — говорю, — мы уже собирались уезжать». — «Геронда, — говорит тогда муж, — меня не надо принимать, ничего страшного. Пусть только супруга ненадолго займёт ваше время, чтобы она не расстраивалась. А то она у меня человек чувствительный». Мы отошли с его женой в сторонку, чтобы она могла скать мне то, что хотела. Девушка побежала было за ней. «Посиди, — сказал я девочку, — придёт мама, скоро придёт». — «А у тебя есть мама?» — спросила она меня. «Нет», — ответил я. Смотрю, в глазках у неё заблестели слёзы. «А хочешь, — спрашивает, — я дам тебе свою маму?» Тогда я её тоже спрашиваю: «А у тебя есть дедушка?» — «Нет», — отвечает: «А ты хочешь, чтобы у тебя был дедушка?» — «Хочу, хочу, — обрадовалась она. — Ты сам переедешь к нам жить или хочешь, чтобы мы переехали к тебе? Как ты хочешь?» Какое же благородство! Маленький ребёнок жертвует своей мамой! Вы поглядите: ведь это она скопировала со своих родителей. Её отец отличался большим благородством. Я обнял этого человека, поцеловал, поздравил с тем, что у него хорошая дочка. Сколько же я ему дал благословений! Такие люди приводят в умиление даже человека с самым чёрствым сердцем – что уж тут говорить о Боге!

Ребёнок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребёнком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни.

Однако сегодня большинство детей видят своих родителей очень недолго, лишь по вечерам, — и не насыщаются любовью. Многие родители, будучи педагогами или врачами, у себя на работе имеют дело с детьми. Они отдают свою нежность детям чужим, а, возвращаясь домой, уже не имеют нежности для детей своих. Они приходят домой усталыми. Аккумулятор уже сел. Отец разваливается в кресле, берёт в руки газету, что-бы почитать о последних событиях и совершенно не занимается детьми. Малыш трется возле него, чтобы отец поговорил с ним, погладил его, а отец отгоняет ребёнка от себя. Мать в свою очередь спешит на кухню, чтобы приготовить ужин, у неё тоже нет времени заниматься детьми. И от этого несчастные дети растут лишёнными любви. Ещё пример: некоторые военные, привыкнув строго наказывать солдат, которые им не подчиняются, и семью хотят заставить жить по уставу армейской дисциплины. Они бывают жестоки к своим детям и за любую мелочь раздают им подзатыльники. А некоторые родители, работающие в судебных или правоохранительных органах, устраивают у себя дома целые “судебные процессы” над собственными детьми, которые что-то натворили. Все эти родители не ведут себя по отношению к детям с нежностью и любовью, поэтому впоследствии у детей начинаются психические расстройства.

— Геронда, одна мать спросила нас, что ей делать. Её дочь хулит Пресвятую Богородицу.

— Пусть она разберётся, с чего начинается зло. Иногда в подобных случаях виноваты родители. Ведя себя нехорошо, сами родители вредят своим детям, и те начинают разговаривать с бесстыдством. Потом они начинают принимать бесовское воздействие и [на попытки их урезонить] реагируют просто отвратительно. В других случаях родители считают, что они могут насильственным путём сделать своих детей лучше. Подмешивается эгоизм и родители начинают разговаривать с детьми в раздражении и гневе, тогда как они всегда должны вести себя с ними по-доброму.

Сегодня одна женщина довела меня до белого каления! У неё один ребёнок, и она его без жалости бьёт. От страха несчастный малыш дрожит, не может говорить, находится в состоянии нервного истощения. “В нём бес”, — утверждает эта женщина и оставляет своё дитя голодным – якобы для того, чтобы бес ушел. “Я не даю ему есть, — объяснила она, — чтобы он освободился от нечистого духа”. — “Слушай, — говорю, — да у тебя голова на плечах есть? Дай ребёнку поесть. И постарайся, чтобы вышли нечистые духи, которые сидят в тебе самой. Это ты стала причиной того, что твой ребёнок так изуродован. В ребёнке нет беса: он дрожит, потому что боится тебя, потому что ты его бьёшь! Причащаешь-то ты его регулярно?” — “Нет”, — отвечает. Ну как тут быть? Попробуй с такой договорись!

— Геронда, может быть, она говорит, что в ребёнке бес, потому что дитя иногда сквернословит и богохульствует?

— “Сквернословит и богохульствует”! Да когда эта мамаша своим насилием чуть не душит его, то он и сам не понимает, что делает. Как жаль этого несчастного! Его мать одержима нечистым духом, а не он.

Как бы то ни было, в день Страшного Суда мы увидим удивительные вещи! В годы идолопоклонства матери сжигали своих детей перед статуей Молоха, чтобы таким образом принять участие в славословии “бога”! Если бы эти женщины знали Истинного Бога, то какие жертвы они бы Ему приносили! В день Страшного Суда эти женщины будут иметь смягчающие вину обстоятельства – потому что они были увлечены злом. Однако какие смягчающие обстоятельства будут иметь нынешние матери с безразличием, равнодушием относящиеся к собственным детям? Бог скажет им: “Вы знали Истинного Бога, вы были крещены Святым Крещением. Вы столько слышали, вы столько узнали. Сам Бог распялся, чтобы вас спасти. Но что сделали вы сами? Вам было лень отвести ваших детей в Церковь, чтобы их причастить! Идолопоклонницы думали, что Молох – это истинный бог, и приносили ему в жертву даже собственных детей. А что сделали вы?”

За родительские ошибки расплачиваются дети! Некоторые родители разрушают своих детей. Но Бог не несправедлив. Он питает великую и особенную любовь к тем детям, которые в мире сем претерпели несправедливость – от родителей или от кого-то ещё. Если причиной того, что ребёнок идёт по кривой дорожке, становятся его родители, то Бог не оставляет такого ребёнка, потому что тот имеет право на Божественную помощь. И вот мы видим, как некоторые юноши – да и не только юноши, но и пожилые люди – в какой-то момент резко поворачивают к добру. Я помню такой случай. В семье было двое детей. Отец, мать и дочь были равнодушными к вере и Церкви. Сын сначала спутался с какой-то марксистской организацией. Там ему пришлось не по душе, и он прибился к индуизму. Там ему тоже не понравилось, и тогда он приехал на Святую Гору. Он часто приходил ко мне в каливу, посещал и другие кельи. Его родители все это время повторяли: «Христе мой! Пресвятая моя Богородицы! Сохраните нашего ребёнка». Юноша оказался непригоден для монашества. Прожив какое-то время на Афоне, придя в себя и духовно укрепившись, он вернулся домой и духовно помог родителям. Сейчас я вижу, как его отец приезжает на всенощные бдения в числе самых первых. В своем приходском храме он читает предначертательный псалом44, дома читает вечерню, повечерие, поёт молебный канон. Как Бог расставил всё по своим местам! Диавол хотел сделать зло, но Бог, сглаживая это зло то с той, то с другой стороны, вывел этих людей на верную дорогу.

— А дочка, Геронда?

— И она потихоньку выходит на правильный путь. Бог даёт для этого благоприятные возможности.

— Геронда, некоторые родители, начинающие жить духовной жизнью в немолодом возрасте, переживают из-за того, что они не дали христианского воспитания своим детям, когда те были маленькими.

— Если, имея искреннее покаяние, они попросят Бога помочь их детям, то Бог сделает для них то, что Он может. Он бросит детям спасательный круг, чтобы те спаслись среди обуревающего их шторма. Даже если не окажется человека, способного помочь эти несчастным, Бог может устроить так, что им поможет что-то увиденное ими, и они вывернут на правильную дорогу. Знаете: родители, о которых идет речь, были по доброму расположены, но в детстве они получили помощи у себя в семье и поэтому имеют право на помощь Божественную.

— Геронда, иногда бывает, что дети, живя духовной жизнью, сталкиваются со множеством затруднений из-за родителей, которые равнодушны к вопросам веры.

— Об этих детях Бог заботится больше, чем о детях других – о тех, чьи родители живут духовно. Бог заботится о них так же, как Он заботится о сиротах.

— Геронда, с какого возраста дети подвергаются воздействиям окружения?

— Дети «снимают копию» со своих родителей уже с колыбели. Они видят то, что делают взрослые, снимают «копию» и записывают на свою чистую «кассету». Поэтому родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям.

— Геронда, отчего бывает, что малыши, получившие одинаковое воспитание в родительском доме, иногда бывают совершенно не похожи друг на друга?

— Часто ребёнок принимает и много воздействий из своего окружения. Но если у него есть доброе расположение, то, когда он вырастет, Бог даст ему большее просвещение, чтобы он понял те отрицательные воздействия, которыми подвергся. И подъял подвиг, для того чтобы от них освободиться.

Сегодня в мире живет злоба. Детей хотят развратить с пелёнок. Вместо того чтобы удержать детей от зла, пока они не придут в совершенный возраст, им препятствуют даже в добром. Потом, впадая в грех и мучаясь, несчастные дети хотят встать и не знают, как это сделать. Ведь, покатившись вниз по “сладкой” горке им уже не просто остановиться. Ко мне в каливу приходят ребята лет двадцати пяти – двадцати семи, принимающие наркотики, живущие во грехе. И эти несчастные просят помощи.

Однажды случилось так, что я помог кому-то из таких детей выйти на правильную дорогу. И вот сейчас они привозят ко мне своих друзей, а потом друзей своих друзей, чтобы и те получили помощь. Эти молодые разрывают тебе сердце. Один несчастный юноша принимал сильные наркотики и был уже одной ногой в могиле. Исколотые руки, сгнившие зубы… Но потом он остановился и помог другим. В его компании было около пятнадцати ребят. И приходя ко мне, эти ребята представлялись: “Я из компании такого-то”. Он был у них… “старцем”! Однако многие из таких несчастных летят в пропасть. Они сидят на игле, [а чтобы добыть деньги на наркотики] продают свою кровь… Эти юные губят и себя, и своих родителей. И вот потом видишь, как их отец умирает от инсульта, мать – от болезни сердца, печени или от чего-то ещё.

Родители должны возделывать любовь между своими детьми. Желая поддержать более слабого ребёнка, они должны подготавливать почву, получая на то “соизволение” ребёнка более сильного. То есть они должны помочь более сильному ребёнку понять, что его брат или сестра находятся в нужде. Справедливость есть дело Божие, и она должна быть в равной степени разделена между старшим и младшим. Старшему справедливость воздается уважением, младшему – любовью, так чтобы он не повредился. Об этом упоминается в Книге Второзакония45. К примеру, если виноват старший брат, то мы должны оправдать младшего, но при этом не задевать старшего на глазах у младшего. Нам нужно переговорить с виноватым наедине, чтобы он понял свою ошибку.

— Геронда, а как излечивается ревность, которая обычно появляется у старших братьев и сестёр по отношению к младшим?

— Ревность – это страсть. Однако если трёхлетний малыш видит, как мама кормит грудью новорожденного братца или сестричку, то он некоторым образом оправдан в своей ревности, потому что совсем недавно кормили грудью его самого. Сейчас он видит братика в объятиях мамы и думает: “До вчерашнего дня мама держала на руках меня, а сейчас она переместила меня на последнее место!” Если у малыша есть бабушка, то ещё ладно: ему есть у кого утешиться. Однако, когда ему исполнится четыре года, он должен ревновать меньше. А уж когда ему исполнится шесть, мама должна сказать ему: “Ты стал совсем большой. Ну какая мама берёт на ручки такого большого ребёнка?” Если мать поможет малышу преодолеть свою ревность, то он будет прибегать к ней только по действительно серьезному поводу. Если же ребёнок хочет, не отрываясь, держаться за мамину юбку, то в этом есть что-то нездоровое.

Для корректного отображения сайта обновите Ваш браузер!

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется сем…

Август 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Могилевский профессиональный электротехнический колледж осуществляет подготовку специалистов в области электроэнергетики, связи и сферы услуг. Высокая квалификация инженерно-педагогического коллектива, постоянно развивающаяся материальная база и конкурентоспособность наших выпускников на рынке труда — наша действительность и залог будущего успеха Ваших детей.
Сделайте правильный выбор!

Прежде всего, вопросы родительской ответственности рассматриваются в важнейшем государственном нормативном акте – Конституции РФ. Обратившись к ее тексту (статье 38 ч. 2), можно узнать, что отец и мать полностью равны в правах на воспитание и несут одинаковую ответственность. При этом даже в случаях, когда они вынуждены на время доверить воспитание малышей родственникам или сотрудникам специализированных детских учреждений, это не освобождает их от всей полноты ответственности.

Права ребенка и родительские обязанности по отношению к нему зафиксированы в Семейном Кодексе РФ. В соответствии его положениями, отец и мать уравниваются между собой как в части прав, так и в обязанностях. Можно выделить следующие основные моменты:

  • Мама и папа полностью равны между собой, при этом закон обязывает их совершать в отношении малыша исключительно одобряемые государством поступки.
  • Родительская ответственность возникает тогда, когда кроха появляется на свет. Ее прекращение возможно в ряде случаев. Прежде всего, если ребенку исполняется 18 лет. Далее – при наступлении эмансипации (так называется признание человека до 18 лет совершенно дееспособным, если он вступает в брак или устраивается на работу).
  • Именно родителям принадлежит преимущественное право в воспитательном вопросе перед любыми прочими лицами. Они могут сами избирать формы и методики работы с малышом, однако выбор ограничивается международными документами, в частности Конвенцией ООН о правах ребенка и российским законодательством. Так, дети могут расти в семьях, исповедующих различные религии, но применять по отношению к ним жесткость и насилие недопустимо.

Согласно СК РФ, который был написан с опорой на Конвенцию ООН, право воспитывать собственного малыша представляет собой личное право любого родителя, и лишиться его можно исключительно при наличии обозначенных в законодательстве оснований. Отдельные моменты ответственности родителей представлены также и в гражданском законодательстве.

Обязанности и ответственность родителей за воспитание и содержание детей

Это одновременно и права, и обязанности отцов и матерей, которым необходимо уделить должное внимание физическому, нравственному, психическому и духовному развитию сына или дочери. Так, согласно Конституции РФ, каждый вправе получить образование, но если начальное (средняя школа) является обязательным и в задачи родителей входит запись малыша в МОУ, то среднее и высшее человек уже получает по желанию.

Занимаясь воспитанием своего крохи, мамы и папы должны ставить своей целью не формальное соблюдение законодательства, а становление гармоничной личности, человека интеллигентного, думающего, нравственного. Только в этом случае речь может вестись о том, что они добросовестно выполнили взятые на себя обязательства. Согласно СК РФ, родители вправе лично заниматься воспитательной деятельностью, не нарушая своими действиями права малышей.

К числу основных обязанностей относится обеспечение родителями получения ребенком начального образования. В соответствии с ФЗ «Об образовании» родители могут самостоятельно определяться с учебным заведением и формой обучения, здесь они не ограничены. Однако перед ними поставлена цель – ребенок должен закончить 9 классов. Иначе можно будет говорить о нарушении исполнения обязанностей, в наказание за это предусмотрено лишение прав на ребенка.

Посмотрим, что включается в этот термин. Прежде всего, это такое воспитание, которое не формирует у ребенка устойчивого представления о допустимом поведении, то есть малыш не понимает, в чем вред асоциальных поступков, нарушения законов. Кроме того, в понятие включается и такие аспекты:

  • уклонение от выполнения обязанностей родителя;
  • отрицательное воздействие на кроху;
  • воспитание отцом или матерью, страдающими алкогольной или наркотической зависимостью;
  • недопустимое обращение;
  • ведение отцом или матерью аморального образа жизни.

Кроме того, в родительские обязанности входит и создание для малыша оптимальных условий проживания. В частности у него должны быть необходимые продукты питания, одежда, предметы быта, все, что требуется для обучения и досуга. Поэтому в понятие «ненадлежащее воспитание» можно включить проживание малыша в антисанитарных условиях, где у него нет возможности нормально развиваться, отдыхать, играть и учиться.

Поэтому в случае, если матери или отцы эти требования не выполняют, они ответственны за ненадлежащее воспитание, уклоняются от своих родительских обязанностей, нарушают права собственных детей.

Кроме того, современное законодательство обязывает родителей следить за тем, чтобы дети были защищены от вредоносной информации. С целью этого мамам и папам нужно принимать такие меры:

  • следить, чтобы ребенок ночью не оказался в общественном месте;
  • не отпускать несовершеннолетних в места, где ведется продажа алкогольной продукции (бары, кафе) либо исключительно продукции сексуального характера.

Иногда на региональном уровне перечень объектов, запрещенных для нахождения на их территории несовершеннолетних, может быть расширен. Это стадионы, вокзалы, мосты.

При нарушении этих требований в отношении родителей могут приниматься административные меры.

Не все добросовестно относятся к своим правам и обязанностям в отношении несовершеннолетних. Рассмотрим, какие виды наказания предусмотрены на законодательном уровне.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию малыша, нарушение его прав и законных интересов предусмотрены две формы наказания родителей:

  • предупреждение;
  • штраф (его размер определяется индивидуально, может составлять 1-5 МРОТ).

Кроме того, возможны 4 формы ответственности:

  • административная;
  • гражданская;
  • семейная;
  • уголовная.

Последняя наиболее часто используется в случаях жестокого обращения с детьми, постоянных побоев, унижения. Кроме того, есть и крайняя мера, которая используется для защиты детей, если другие оказываются бессильными. Речь идет о лишении прав на ребенка. Отметим, что возможно и восстановление таких прав, но это очень долгая и сложная процедура.

Даже лишение прав на малыша не освобождает отцов и матерей от всей полноты обязанностей. Так, им нужно будет производить выплату алиментов.

В отдельных случаях может быть использовано ограничение прав. Например, если нахождение малыша с отцом или матерью представляет для него опасность, возникающую по причине, не зависящей от родителя. Это может быть серьезное заболевание последнего (чаще всего – психическое, хроническое) либо очень тяжелое материальное положение. В этом случае, чтобы защитить малыша, может быть принято решение об ограничении.

– Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки с девиантным поведением, употребляющие алкоголь, наркотические вещества, ведущие асоциальный образ жизни. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.

Анализ причин роста безнадзорности среди подростков и детей свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье.

Представляю Вашему вниманию статистику по итогам 2012-2013 учебного года по МОБУ СОШ №3 р.п. Октябрьский:

Слайды 4-7

– Главными причинами неблагополучия семей являются: алкоголизм родителей, безработица, наркомания, социально опасные условия проживания семьи, злостное нарушение прав ребенка в семье, жестокое обращение в семье, длительное невнимание родителей к интересам и проблемами ребенка, приобщение ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков и многое другое. Все вышеперечисленные факторы, к сожалению, ведут не только к росту неблагополучных семей, но к росту правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, проживающих в данных семьях.

В 2012-2013 учебном году увеличилось количество преступлений среди обучающихся школы, по сравнению с 2011-2012 учебным годом, с 3 до 4, а количество правонарушений уменьшилось, с 9 до 2. Такую тенденцию, к росту преступлений, можно объяснить тем, что некоторые обучающиеся, состоящие на учете в ОДН, проживают в неблагополучных семьях. Родители данных детей, злостно уклоняются от родительских обязанностей, нарушают права детей.

Многие родители уверены, что знают свои права, права своих детей, а также в полной мере исполняют свои обязанности. Но, исходя из практики, хочется отметить, что зачастую родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей, а главное, обязанностей и ответственности в отношении своих детей. Чаще всего сами родители являются злостными нарушителями прав своих детей.

И для того, чтобы мы с Вами нашли общий язык, пришли к общему знаменателю в вопросе воспитания наших детей, я хочу познакомить Вас со следующими основными Законами и нормативно-правовыми актами. Подробнее остановлюсь на тех статьях Законов, где прописаны обязанности и ответственность родителей за развитие, воспитание, здоровье и обучение детей.

А хотелось бы мне закончить свое выступление следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского:

«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».

Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!

Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!

Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!

Спасибо за внимание!

Об ответственности родителей за воспитание детей

Закон всегда защищает и находится на стороне детей, выступая гарантом соблюдения их прав и свобод, а также обеспечивая исполнение и контроль обязательств родителями.

Конечно, не каждая семья сталкивается с активным вмешательством государственных служащих, и обычно это сопряжено с нездоровой обстановкой, в ней. Но это не говорит о том, что дети не защищены, или внимание органов власти направлено на них, только в период чрезвычайной ситуации. Нет, скорее напротив, закон оказывает свое влияние деликатно, активно вмешиваясь, только когда явно установлено, что родители не справляются со своими обязанностями по воспитанию и обучению детей или не соблюдают их права.

Закон предусматривает восстановление родительских прав. Но нужно осознавать, что процедура эта намного более сложная, чем их потеря. Что важно, если ребенка уже усыновила другая семья, к сожалению, как бы не изменились родные, родителями юридически они уже права стать не имеют, потеряв его, отказавшись от заботы о своем ребенке (статья 72 СК РФ). Чтобы ребенок вернулся в семью, родители должны пересмотреть свое отношение к нему, доказать государству, что они готовы менять свою жизнь, взять ответственность и соблюдать права маленького члена семьи. Показав свои намерения в реальных поступках, может появиться шанс снова стать родителями своего родного ребенка.

Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Прежде всего, вопросы родительской ответственности рассматриваются в важнейшем государственном нормативном акте – Конституции РФ. Обратившись к ее тексту (статье 38 ч. 2), можно узнать, что отец и мать полностью равны в правах на воспитание и несут одинаковую ответственность. При этом даже в случаях, когда они вынуждены на время доверить воспитание малышей родственникам или сотрудникам специализированных детских учреждений, это не освобождает их от всей полноты ответственности.

Права ребенка и родительские обязанности по отношению к нему зафиксированы в Семейном Кодексе РФ. В соответствии его положениями, отец и мать уравниваются между собой как в части прав, так и в обязанностях. Можно выделить следующие основные моменты:

  • Мама и папа полностью равны между собой, при этом закон обязывает их совершать в отношении малыша исключительно одобряемые государством поступки.
  • Родительская ответственность возникает тогда, когда кроха появляется на свет. Ее прекращение возможно в ряде случаев. Прежде всего, если ребенку исполняется 18 лет. Далее – при наступлении эмансипации (так называется признание человека до 18 лет совершенно дееспособным, если он вступает в брак или устраивается на работу).
  • Именно родителям принадлежит преимущественное право в воспитательном вопросе перед любыми прочими лицами. Они могут сами избирать формы и методики работы с малышом, однако выбор ограничивается международными документами, в частности Конвенцией ООН о правах ребенка и российским законодательством. Так, дети могут расти в семьях, исповедующих различные религии, но применять по отношению к ним жесткость и насилие недопустимо.

Согласно СК РФ, который был написан с опорой на Конвенцию ООН, право воспитывать собственного малыша представляет собой личное право любого родителя, и лишиться его можно исключительно при наличии обозначенных в законодательстве оснований. Отдельные моменты ответственности родителей представлены также и в гражданском законодательстве.

Детство – это пора, которая должна быть счастливой, беззаботной, безопасной, наполненной теплом материнской и отцовской любви, заботой любящих бабушек и дедушек. Это тот самый возраст, когда человек, словно губка, впитывает в себя общепринятые поведенческие нормы, приобретает ценностные ориентиры и основные навыки общения с окружающим миром, приучается жить в обществе по установленным правилам.

Конституция РФ гарантирует право граждан на образование. Основное общее образование на основе федеральных государственных стандартов является обязательным, и именно родители должны обеспечить его получение детьми.

Семейный кодекс определяет, что обучение и воспитание – не только право, но и важнейшая обязанность родителей, которые, согласно закону «Об образовании», являются первыми педагогами в жизни ребёнка. Они должны формировать личность будущего гражданина, заложив в раннем возрасте основы развития: физического, нравственного, интеллектуального.

Составной частью воспитания является информационная защита детей. Для предупреждения вреда от негативной информации необходимые меры принимаются субъектами Российской Федерации: запрещается нахождение детей ночью в общественных местах и на объектах, где реализуются товары только сексуального характера, алкогольная продукция, пиво, а также в иных местах (например, в учреждениях с выходом в интернет, на стадионах, вокзалах и мостах), перечень которых субъекты РФ определяют и утверждают самостоятельно с учётом особенностей региона или отдельного муниципалитета.

К родителям, виновным в совершении правонарушений в отношении своих детей, применяются меры государственного принуждения.

Существуют разные виды ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей. Среди них: административная ответственность, предусмотренная Семейным и Гражданским кодексами гражданско-правовая и уголовная.

Каждая из них характеризует определённые противоправные действия родителей, а также устанавливает санкции, соответствующие форме правонарушения и его тяжести.

Глава 12. Права и обязанности родителей (ст. 61 — 79)

Действия, указывающие на пренебрежение родителями основными нуждами и потребностями, воспитанием детей, нежелание встать на защиту их прав, признаются российским законодательством противоправными (ст. 5.35 КРФ об АП). Для наказания за подобные действия, продолжающиеся длительное время, применяется административная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей.

Гражданская ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей кратко, но ёмко предусмотрена Семейным и Гражданским кодексами.

Гражданский кодекс указывает, что родители обязаны проживать с детьми, которые не достигли 14-летнего возраста, тем самым определяя, что родители, передающие без веских на то оснований воспитание своих детей другим людям, не исполняют родительские обязанности.

Семейный кодекс предусматривает лишение или ограничение в судебном порядке родительских прав. Это происходит в случае злостного уклонения родителей от своих обязанностей, жестокого обращения с детьми, признания родителей больными наркоманией (алкоголизмом).

Если ребёнку угрожает опасность, связанная с проживанием в семье, то органами системы профилактики может быть произведено отобрание у родителей ребёнка, а затем обращение в суд с ходатайством об ограничении (лишении) родительских прав.

В соответствии с Уголовным кодексом уголовная ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей (в совокупности с жестоким обращением) наступает в соответствии со ст. 156. Она предусматривает наказание за действия родителей, приведшие к негативным последствиям для несовершеннолетних: ухудшилось здоровье, нарушено нормальное психическое развитие, неправильно формируется личность.

Жестокость может выражаться в том, что ребёнку, к примеру, не предоставляются необходимое питание, одежда, жильё, его запирают на длительное время, систематически унижают, избивают, издеваются над ним.

По данной статье предусмотрены санкции в виде штрафа, обязательных работ, ограничения свободы (на срок до 3 лет) – мера наказания зависит от тяжести совершённого преступления.

Уголовная ответственность предусмотрена и за такие действия родителей, как намеренное уклонение от уплаты алиментов, так как это затрудняет создание условий, необходимых для достойного воспитания. Уголовный кодекс предусматривает санкции: исправительные или принудительные работы, арест, лишение свободы (ст. 157).

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать.

Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

Ответственность родителей за воспитание детей

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Она содержит два основополагающих пункта:

Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Как видно из Семейного кодекса, права и обязанности родителей в сфере образования подразумевают свободу выбора: они могут самостоятельно решать, как и где будут учиться их дети. В этом же документе описана и ответственность родителей за воспитание и обучение детей.

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности.

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям.

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся.

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием.

При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент.

Права и обязанности родителей в образовании, а также самих обучающихся регламентируются Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом «Об образовании в РФ» и локальными актами образовательных организаций.

Родители имеют право выбирать форму обучения для своего ребёнка. В России можно получать образование вне школы.

Если права ребёнка и родителей в школе нарушаются, можно написать жалобу на имя директора, обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или прокуратуру.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.