Предоставление земельных участков в аренду до 2010 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление земельных участков в аренду до 2010 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Анализ правоприменительной практики о правомерности видеонаблюдения/геолокации сотрудников
  • Применение международных договоров об авторском праве судами России (практика 2016-2019 г.г.)
  • Спорные вопросы применения арбитражными судами норм о косвенном иске
  • Осуществление должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, производства по делам об административных правонарушениях
  • Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

« Сентябрь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Написать комментарий

      1. под ИЖС и ЛПХ срок аренды – 20 лет.
      2. участки сельскохозяйственного назначения – от 3 до 49 лет.
      3. под огород, сенокошение и выпас скота – до 3 лет.
      4. под объектом незавершенного строительства – 3 года.

      Подробности далее…

      Предоставление земельных участков в аренду до 2010

      Если получите участок под ИЖС или для ЛПХ в границах населенного пункта, то срок аренды — 20 лет.

      Двадцатилетний срок аренды установлен в подпункте 3 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

      Предоставление земельных участков под ИЖС и ЛПХ возможно на аукционе или без торгов.

      Самостоятельно получить землю без торгов поможет:

      В одной из статей я писал, что собственник дома, здания и сооружения имеет право получить в аренду без торгов земельный участок, на котором находится его недвижимость.

      Срок аренды земельного участка не может превышать 49 лет.

      Следует также знать, что, арендовать земельный участок сроком до 49 лет могут не только собственники зданий и сооружений, но и собственники помещений, расположенных в этих зданиях и сооружениях.

      Иными словами, для реализации права аренды не обязательно иметь в собственности здание целиком.

      Достаточно быть собственником помещения в здании.

      49-летний срок аренды земельного участка для собственников зданий, сооружений и помещений установлен в подпункте 17 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

      Необходимо также отметить, что 49-летний срок аренды имеет универсальный характер.

      Универсальность его состоит в том, что данный срок применяется всегда, когда конкретный срок не указан в пункте 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

      Другими словами, если для каких-то участков срок аренды не установлен в пункте 8 статьи 39.8 ЗК РФ, то применяется предельный 49-летний срок аренды.

      По большому счету самые интересные для граждан сроки аренды земельных участков уже рассмотрены.

      Оставшиеся случаи для широких кругов не столь интересны.

      Тем не менее, рассмотрим их для полноты освещения вопроса.

      Линейные объекты это дороги, ЛЭП, водо- газо- нефтепроводы, линии связи и т.д.

      См. подпункт 2 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

      8. Срок аренды от 3 до 5 лет для комплексного освоения территории и ведения дачного хозяйства.

      Данный случай распространяется только на юридические лица, получившие земельный участок для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

      Обратите внимание.

      С 01 января 2019 года данный срок не будет распространяться на случаи ведения дачного хозяйства, потому что закон № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…» исключил такой вид использования земли как дачное хозяйство.

      Подробности см. в подпункте 4 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

      Земельные участки можно делить, выделять из одного участка один или несколько участков поменьше.

      При таких преобразованиях срок аренды вновь образованного участка не может превышать срок аренды исходного участка.

      Иными словами, срок аренды нового участка не может быть больше, чем срок аренды участка, из которого новый участок получился.

      См. подпункт 5 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

      Земельные и лесные участки могут представляться для добычи охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

      Срок аренды таких земельных участков должен быть равен сроку действия охотхозяйственного соглашения.

      Указанные соглашения могут заключаться на срок от 20 до 49 лет.

      Соответственно и срок аренды земельного участка под эти цели имеет диапазон от двадцати до сорока девяти лет.

      Подробности см. в подпункте 7 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

      Органы власти вправе заключать различного рода концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.

      Если в рамках этих соглашений предоставляется земельный участок в аренду, то срок аренды должен быть равен сроку действия договора или соглашения с органами власти.

      См. подпункт 8 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

      1. Покупая земельный участок в собственность — вы замораживаете свои деньги. А тем временем, деньги можно положить в банк и платить с процентов по вкладу за аренду точно такого же земельного участка. Так у вас и земельный участок будет и приличная сумма на счете, которую можно потратить, к примеру, на строительство.
      2. Не зависимо от того, пользуетесь вы земельным участком или нет, после покупки вам придется платить за землю имущественный налог, который на основании 63-ФЗ от 15.04.2019 будет составлять до 10% кадастровой стоимости земельного участка в год и превысит большенство существующих ежегодных платежи по аренде.
      3. Частная собственность существует в России всего 30 лет, поэтому нельзя гарантировать, что купленный вами земельный участок останется вашим спустя еще 30 лет.

      Согласитесь, здесь есть над чем подумать…?

      В марте 2015 года в Земельный Кодекс РФ были внесены большие изменения касательно процесса аренды муниципальных земельных участок. Вот самые важные их них:

      1. Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
      2. Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
      3. Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
      4. Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.

      Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен земельный участок.

      1. Способ №1 — стать победителем аукциона на право заключения договора аренды, который организуется по инициативе Администрации. Для земельных участков, которые имеют границы и отображаются на публичной кадастровой карте;
      2. Способ №2 — стать победителем аукциона на право заключения договора аренды, который организуется по инициативе граждан (включая иностранных). Для земельных участков, которые имеют границы и отображаются на публичной кадастровой карте;
      3. Способ №3 — заключить договор аренды без проведения аукциона по льготной очереди. Для земельных участков, которые имеют границы и отображаются на публичной кадастровой карте. Способ для льготной категории граждан;
      4. Способ №4 — заключить договор аренды без проведения аукциона по упрощенной процедуре. Для земельных участков, которые не имеют границ и не отображаются на публичной кадастровой карте. Способ для всех.

      Рассмотрим каждый способ аренды подробнее.

      4 проверенных способа взять земельный участок в аренду у государства

      Когда свободный муниципальный земельный участок все-таки будет найден, советую осмотреть его на местности. На территории не должно быть бесхозных построек, трансформаторных подстанций, ЛЭП, газопроводов, трубопроводов отопления и других обременений. Проверьте наличие технической возможности подключения к существующим инженерным сетям, что особенно важно для ИЖС. Если участок вам подходит — отправляемся в администрацию, на территории которой он расположен для подачи заявление на проведение аукциона.

      При выборе избегайте рекреационных земель (особо охраняемые территории и объекты, оборот и деятельность на которых жестко контролируются государством), а также участков специального назначения (объекты инженерной инфраструктуры и т.п.). Такие земельные участки так же не подлежат передаче в собственность. Кроме того в ПЗЗ вашего муниципального района должно быть положение о таких территориях и правила пользования такими территориями. Изменить вид разрешенного использования такого участка достаточно проблематично, как правило такими участками интересуются граждане и юридические лица желающие вести на них деятельность согласно специального назначения. Аренда такого участка не перспективна в плане ИЖС или ЛПХ.

      Чтобы понять не ограничен ли выбранный вами участок в гражданском обороте, то перед заявлением на аренду, рекомендую обратиться в администрацию и местный ДИЗО с заявлением о предоставлении информации о ЗУ на наличие охранных и красных зон, а также о прохождении коммуникаций (газопроводы, ЛЭП и тд).

      Как выбрать лучший земельный участок под строительство дома

      Заявление пишут на имя главы Администрации по форме предоставленной секретарем или скаченной с официального сайта Администрации, указав при этом цель использования земельного участка. Условия проведения торгов и список необходимых для участия в аукционе документов такие же, как в способе №1.

      Далее Администрация подготавливает документацию на земельный участок:

      1. Извещение о проведении аукциона с указанием номера лота, даты начала и окончания приема заявок и другие данные;
      2. Постановление главы Администрации о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
      3. Выписка из ЕГРН на земельный участок;
      4. Фотоматериалы по лоту (принт-скрин расположения ЗУ на Яндекс.Картах и публичной кадастровой карте);
      5. Заключение территориального управления о допустимых параметрах разрешенного строительства;
      6. Ситуационный план земельного участка;
      7. Градостроительный план земеьного участка;
      8. Технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (для участков под ИЖС);
      9. Форма заявки на участие в аукционе;
      10. Проект соглашения о задатке;
      11. Форма запроса на осмотр объекта аукциона (лота);
      12. Образец договора аренды земельного участка;
      13. Расчет арендной платы за земельный участок в виде приложения;
      14. Акт приемо-передачи;
      15. Образец доверенности для участия в аукционе на право заключения договора аренды;
      16. Схема проезда к месту проведения аукциона.

      В соответствии с пп.9 п.4 ст. 39.11 ЗК РФ срок принятия решения о проведении аукциона составляет два месяца.

      Кроме того, приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67 устанавливается следующий порядок:

      • Пункт 103 — Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
      • Пункт 104 — Извещение о проведении аукциона также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие публикации не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил размещения.

      Что делать, если Администрация хочет провести аукцион по продаже земельного участка вместо аукциона по аренде

      Чтобы стать участником инициированного вами аукциона нужно внести задаток на предоставленные Администрацией реквизиты. Задаток равен начальной ставке аренды. Предметом торгов также будет начальная арендная ставка. Другими словами — на аукционе побеждает тот, кто предложит максимальную ставку ежегодной арендной платы.

      Как правило, начальная ставка аренды составляет 0,3-1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, а шаг торгов равен 3% от начальной ставки аренды. Срок проведения самого аукциона земельным законодательством не регулируется.

      Понятие «аренда земельного участка» охватывает правоотношения двух видов.

      Первые связаны с вещными правами на землю, предоставленными из публичных земель муниципалитетами либо органами госвласти. Правоотношения рассматриваемого вида имеют выраженную публичную составляющую.

      Это касается всех существенных условий, порядка заключения и исполнения арендного договора. Так:

      • в аренду могут быть переданы участки, не находящиеся на кадастровом учете (достаточно наличия схемы расположения на кадастровом плане территории);
      • арендные договора в отношении публичных земель по общему правилу заключаются на торгах, и только в порядке исключения – без них;
      • срок аренды определяется в зависимости от разрешенных видов использования земель и устанавливается в привязке к градостроительным регламентам;
      • порядок расчета арендной платы устанавливается нормативно.

      Вторые связаны с гражданско-правовыми обязательствами, возникающие между частными владельцами земель и равноправными контрагентами-арендаторами. Они регламентированы, преимущественно, Гражданским кодексом РФ.

      Интересно, что в странах Евросоюза не существует института предоставления земельных участков в том виде, в каком он есть в России. Ввиду отсутствия свободных целинных земель земельные участки покупаются и арендуются исключительно на вторичном рынке по правилам гражданского законодательства.

      Исходя из определения ст. 606 ГК РФ, аренда земель представляет собой гражданско-правовой договор о передаче участка во временное владение и пользование за плату. Владение земельным участком связано с возможностью:

      • получить объект от арендодателя по передаточному акту;
      • фактически обладать участком;
      • исключить нахождение в его пределах сторонних лиц, кроме тех, в чьих интересах установлен сервитут.

      Право пользования связано с извлечением полезных свойств земельного участка в собственных интересах. Свобода действий арендатора ограничена целевым назначением и разрешенными способами использования земельного участка согласно кадастровой документации.

      Плоды, сельскохозяйственная продукция и другие доходы, полученные арендатором при использовании полученного от государства или муниципалитета земельного участка, признаются его собственностью в силу ст. 606 ГК РФ.

      Предоставление участков из государственных и муниципальных земель в аренду

      Арендные правоотношения, в какой бы сфере хозяйствования они не возникали, регламентируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ аренда (другое название – имущественный наем) представляет собой гражданско-правовой договор, предполагающий возмездную передачу имущественных активов во владение и пользование арендатору.

      В ч. 2 ст. 607 ГК РФ оговорена возможность установления специальных правил и ограничений касательно сдачи в аренду обособленных природных объектов.

      Особенности аренды земельных участков описаны в ст. 22 Земельного кодекса России.

      К примеру, право аренды земельного участка может стать самостоятельным предметом залога. Этим оно отличается от права аренды иной недвижимости.

      Одновременное действие предписаний гражданского и земельного законодательства привносит в регламентацию арендных правоотношений некоторую специфику. Стоит учесть, что законотворчество в сфере гражданско-правовых отношений находится в исключительной компетенции РФ. При этом земельное и градостроительное законодательство, наоборот, является предметом общей компетенции РФ и ее субъектов.

      В рамках действующего законодательства земельные участки признаются недвижимостью (ст. 130 ГК РФ) и могут передаваться в аренду. Стоит подчеркнуть, что предметом арендного договора могут выступать только выделенные участки. Неразграниченные целинные земли в аренду передаваться не могут.

      Договор аренды должен вмещать сведения, позволяющие индивидуализировать земельный участок как часть земной поверхности, индивидуально-определенную вещь и объект аренды. При отсутствии таких сведений арендная сделка считается незаключенной (п. 3 ст. 607 ГК РФ). Индивидуализация участка обеспечивается посредством:

      • постановки на кадастровый учет;
      • формирования границ по правилам ст. 38 «Межевой план» Федерального закона РФ № 221«О госкадастре недвижимости».

      Инициатором предоставления земельных участков в аренду может выступать любая сторона договора: арендодатель в лице соответствующих публичных образований либо арендатор. Для получения в аренду публичных земель по собственной инициативе заинтересованному лицу приходится последовательно:

      • осуществить образование участка;
      • обеспечить установление разрешенных способов использования;
      • приобрести право аренды участка в результате его предоставления одним из оговоренных ЗК РФ способов, то есть с аукциона или без него.

      Отраслевые нормативные акты в качестве оснований образования участков требуют подготовки различных документов:

      • лесоустроительной документации (Лесной кодекс РФ);
      • проекта межевания территории (Градостроительный кодекс РФ);
      • схемы образования участков на кадастровом плане территории (ЗК РФ);
      • проекта организации и застройки территории (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

      В силу ст. 39.8 ЗК РФ арендаторам вменяется в обязанность:

      • хозяйствовать способом, исключающим возможную деградацию, захламление, порчу или уничтожение плодородного слоя (в отношении участков сельскохозяйственного назначения);
      • провести рекультивацию (земли, предоставленные для недропользования);
      • в отношении участков береговой полосы общего пользования обеспечить населению свободный доступ к водному объекту;
      • применительно к землям, предоставленным организациям для ведения дачного хозяйства, обеспечить изготовление проектов планировки и межевания территории, организовать проведение кадастровых работ;
      • в отношении земель, предоставленных для комплексного освоения, заключить соответствующий договор об освоении.

      Допустимые сроки аренды в отношении публичных земель урегулированы п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ. Максимальный срок длительности аренды составляет 49 лет и касается земель сельскохозяйственного назначения. Минимального срока придачи земель не оговорено.

      Интересно, что упразднение минимального срока аренды сельскохозяйственных угодий критикуется многими экологами и юристами.

      Дело в том, что плодородные почвы требуют бережного и хозяйственного отношения. Севосмену и щадящий режим использования земель может обеспечить только постоянный пользователь. Временщик же заинтересован в том, чтобы выжать из временно находящихся в его владении земель все полезные свойства по максимуму.

      Рамковые сроки арендных договоров касательно публичных земель разного целевого назначения установлены нормативно и составляют, к примеру:

      • 3 — 10 лет в отношении земель, предоставляемых для возведения и реконструкции объектов недвижимости;
      • до 49 лет под размещение линейных объектов;
      • 20 лет для ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта;
      • 3 — 5 лет для комплексного освоения территории и дачного хозяйства;
      • до 3 лет для завершения объекта незавершенного строительства.

      10 копеек за «квадрат»: как арендовать землю у государства

      Арендовать землю у государства могут физические и юридические лица — на разный срок и под разные цели. «Например, участок, выделяемый для постройки дома и проживания или ИЖС, предоставляется на предельный срок в 20 лет, причем регион также может включать в договор условия пролонгации данного договора. Если речь идет об аренде с целью реконструкции зданий, сооружений, то срок варьируется от трех до десяти лет», — рассказывает юрист Никита Тарновский. Всего, по словам юриста, законом предусмотрено более 20 целей использования арендованной у государства земли.

      Максимальный срок аренды участка земли, принадлежащего муниципалитету или государству, — 49 лет. В остальных случаях срок зависит от целевого использования земли:

      • для строительства или реконструкции многоэтажного здания — десять лет;
      • для использования надела под ИЖС — 20 лет;
      • для юридического лица, занимающегося сельхозработами, максимальный период составляет пять лет;
      • земля под фермерское хозяйство — три года.

      Закон устанавливает требования к использованию арендованной земли. На арендатора, в частности, может быть возложена функция охраны вверенного участка, его также могут обязать соблюдать специфические правила эксплуатации. «Например, участок с лесом запретят расчищать, а участок в прибрежных зонах нельзя застраивать вовсе. Сельскохозяйственную землю не разрешат использовать для возведения капитального жилья, если таковое займет больше места, чем необходимо для сохранения функционала земли», — говорит Никита Тарновский.

      Надо ли платить налоги

      Если земельный участок получен на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, земельный налог пользователю платить не нужно, отмечает юрист адвокатского бюро Asterisk Софья Волкова. «Арендатор не платит налог на землю и НДС за арендные платежи. Но обслуживание, как и в случае с муниципальными квартирами, лежит на том, кто использует участок. Оплата воды, газа, электроэнергии и иных ресурсов, потребляемых на участке, — это обязанность пользователя», — подтвердил Никита Тарновский.

      Арендовать земельный участок можно и без аукциона. Как рассказывает Софья Волкова, закон предусматривает случаи, когда торги не нужны. Так могут предоставить участок:

      • собственнику объекта незавершенного строительства, чтобы достроить его (однократно);
      • собственнику здания на земельном участке, который принадлежит государству;
      • лицу, с которым заключен договор о комплексном развитии территории;
      • гражданину или юрлицу взамен участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд.

      Без торгов определяется арендатор участка и в случае, когда границы участка не определены. Процедура такова: заявитель обращается к кадастровому инженеру, который готовит схему кадастрового плана территории, и вместе с документами сдает ее в местную администрацию. «Если администрация принимает положительное решение, она обязана сделать публикацию о выделении участка в аренду. Если после публикации пройдет месяц и никто более не изъявит желание на участок, администрацией выдается распоряжение о предоставлении аренды», — разъясняет Никита Тарновский. Если же за месяц найдутся другие претенденты — потребуется аукцион.

      Краткая инструкция для получения участка от государства в аренду без торгов:

      1. Определить, к кому обращаться по поводу аренды (обычно это муниципалитет, на территории которого расположен участок).

      2. Выбрать участок.

      3. Подготовить и подать документы.

      4. Заключить и зарегистрировать договор в Росреестре.

      Получить участок, собственником которого является администрация города, можно даже без торгов. Самый простой способ инициации процедуры – это обращение на сайт государственных услуг. Получить этот вид сервиса можно лично, посредством участия законного представителя, по почте или через МФЦ. Услуга предоставляется бесплатно. Если вы это делаете через сайт, то сроки рассмотрения документов не превышают 30 календарных дней. Само заявление регистрируется в течение 1 дня.

      Заявление может подать физическое и юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Предоставление земли может осуществляться без предварительного согласования или с предварительным согласованием места размещения строительного объекта. Процедура аренды земли у государства достаточно сложна и поэтому гражданину или предпринимателю достаточно часто приходится записываться на консультацию с юристом. В этом случае проблема решается намного быстрее.

      Сроки зависят от цели, на которую выделяется земля. Если необходимо завершить крупный строительный объект, то государство может предоставить землю на десятки лет. В некоторых случаях временной промежуток определяется сроком действия соглашения.

      Временной промежуток бывает двух типов:

      • Краткосрочный — от 1 до 5 лет.
      • Долгосрочный – от 5 до 49 лет.

      Особенности формирования временного промежутка описаны в законодательстве (земельном кодексе). Срок зависит от цели, которую перед собой поставил арендатор. Если речь идёт о строительстве или реконструкции объекта, то обычно для девелопера требуется от 3 до 10 лет. Для жилого комплекса выделяется временной период до 20 лет. Для комплексного освоения территории назначается 3-5 лет.

      Срок определяется в процессе переговоров и составления договора на предоставление услуг со стороны администрации города. Если это соглашение было заключено до 1 марта 2015 года, то арендатор имеет право на автоматическое продление на 3 года. Аренда земли у государства возможна сроком на 49 лет.

      Существует 4 основные возможности для получения участка. Выбор конкретного способа зависит от статуса гражданина и его цели. Обратите внимание на тот факт, что весь процесс имеет множество подводных камней. Поэтому если вы решили сделать это самостоятельно, то грамотным решением будет сотрудничество с опытным юристом.

      Для проведения аукциона необходимо сделать схему расположения земельного участка, на котором будет выполняться строительство объекта. Составлением документа занимается потенциальный арендатор или администрация населенного пункта. После рассмотрения всех необходимых бумаг, в назначенную дату начинается аукцион. По итогам этого процесса услугой аренды будет пользоваться тот участник, который готов дать наибольшую годовую оплату.

      Как взять в аренду землю у государства

      Если правление населённого пункта заинтересовано в получении прибыли от аренды земли у государства под бизнес или строительство, то она может организовать данное мероприятие. В данном случае все задачи для проведения аукциона решает администрация – также она самостоятельно определяет сроки сдачи в аренду. Работник правления города обязан уведомить о начале мероприятия за 30 дней.

      Правила проведения аукциона также устанавливаются государственной организацией, предоставляющей услуги аренды. Она оглашает данные о дате, месте и особенностях осуществления мероприятия – обычно эту информацию можно увидеть в СМИ или на специальных государственных сайтах. В аукционе может принять участие любой предприниматель или застройщик. Перед регистрацией следует прочитать описание, где оглашается предмет торгов, его кадастровый номер и другие параметры.

      Для одного лота выделяется 1 участок земли. Обычно стоимость земли в аренду у государства под строительство относительно небольшая, что делает возможность участия для людей с небольшим уровнем дохода.

      Согласно текущей версии законодательства любой гражданин может инициировать проведение аукциона для получения участка, который находится в кадастровом учёте. Чтобы увидеть список земельных участков, доступных для проведения данного мероприятия, следует обратиться в МФЦ.

      В центре сотрудник формирует и выдает выписку, которая будет описывать параметры земли. Для каждого участка создается кадастровый номер, который даёт возможность идентифицировать его и узнать такие характеристики как площадь, цену, местоположение и схему.

      Далее следует этап формирования заявления аренды земли у государства, которое отправляется для администрации города. Этот документ рассматривается в течение 60 дней и после завершения рассмотрения высылается уведомление с решением. Далее каждый участник аукциона вносит задаток и мероприятие проводится. После его завершения составляется договор аренды земельного участка.

      Всю необходимую информацию следует разместить на официальном веб-ресурсе организатора (администрации города) за 30 дней до начала мероприятия. Также следует предоставить заявление о проведении аукциона с указанием цели аренды земли и кадастровые данные. Также есть некоторые исключения для определенных участков земли, которые описаны в законодательстве.

      Если гражданин относится к льготной категории, то можно составить соответствующее заявление. Это сделать могут ветераны ВОВ, обладатели ордена Герой Труда, родители с большим количеством детей, по удостоверению инвалидности, нуждающиеся, репрессированные и религиозные организации. Также с таким заявлением может обратиться семья, которая потеряла кормильца. В этом случае возможна долгосрочная аренда земли у государства.

      Льготники могут оформить договор аренды без торгов – стоимость будет минимальной. Важно помнить, что для каждого региона страны существуют свои правила оформления соглашения. Поэтому следует уточнять особенности получения документа о подтверждении передачи участка во временное пользование. Эту информацию следует уточнять в местной администрации.

      Несформированный участок – это земля без кадастрового номера. Поэтому такую землю придётся искать вручную или посредством беседы с сотрудников кадастрового отдела. Так как для временного пользования может быть предоставлена только земля с точными параметрами, ее необходимо классифицировать и указать характеристики.

      Сначала на карте выделяется участок, который по предварительным оценкам подходит для выполнения строительных работ. Далее потенциальный арендатор осматривает территорию визуально и начинает заниматься разработкой схемы ее расположения. После этого следует нанести визит в кадастровую палату и получить ответ о возможности присвоения номера для выбранного участка.

      Если поиски свободной земли завершились успешно, то можно отправляться в администрацию населенного пункта, которая отвечает за конкретную территорию и приступать к процедуре согласования и подготовки документов.

      Земельное законодательство предусматривает следующий принцип разделения земель:

      • по целевому назначению;
      • по видам разрешённого использования.

      Для каждого целевого назначения предусмотрены свои виды разрешённого использования. Земельным кодексом выделено 7 категорий земель. По четырём из них допускается передача в аренду, в их числе следующие территории:

      • сельскохозяйственного назначения;
      • населённых пунктов;
      • промышленности и иного спец. назначения;
      • лесного фонда.

      Аренда земель населённых пунктов

      Требования к Заявлению на участие в торгах установлены «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды…», утв. Приказом ФАС № 67 от 10.02.2010 г. Документ должен содержать следующие данные:

      • Ф.И.О.;
      • паспортные данные;
      • адрес физического лица или фирменное наименование;
      • реквизиты и адрес юридического лица.

      Заявка также включает в себя ряд документов:

      1. выписка из ЕГРЮЛ для юрлица;
      2. копии учредительных документов юрлица;
      3. предложение о цене договора;
      4. предложения об условиях исполнения договора.
      • Скачать бланк заявления на участие в торгах по аренде муниципального земельного участка
      • Скачать образец заявления на участие в торгах по аренде муниципального земельного участка

      Сроки аренды земли могут быть различными, в диапазоне от года до 50 лет. Для возведения дома существует срок – от 3-х до 10 лет. Огородом можно пользоваться год и более. Сельское хозяйство разрешено вести в течение 10 лет. Без права возведения построек.

      После оформления права собственности на возведенный объект, можно приобрести арендованный участок на основе льгот. Не исключено продление аренды.

      Если по окончанию периода аренды срок не продлен по договору, либо не выкуплен участок, он может быть выставлен на торги.

      Чтобы получить землю у государства, необходимо выполнить следующие действия:

      Постановление о федеральном органе исполнительной власти, устанавливающем дифференцированный режим особой охраны национальных парков, и признании утратившими силу отдельных решений Правительства РФ

      В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» Правительство Российской Федерации постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка.

      2. Установить, что дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливает Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

      3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 926 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 3999).

      4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Председатель Правительства
      Российской Федерации
      М. Фрадков

      Правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка

      1. Предоставление в аренду земельного участка национального парка (далее — земельный участок) в целях организации рекреационной деятельности осуществляется в соответствии с земельным законодательством, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и настоящими Правилами.

      2. Объектом договора аренды земельного участка может быть земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон национального парка:

      зона познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

      рекреационная зона, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;

      зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей.

      3. Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

      4. При подготовке договора аренды земельного участка в него должны быть включены существенные условия, касающиеся:

      предполагаемого размера и местоположения земельного участка;

      разрешенного вида использования земельного участка и (или) разрешенных в соответствующей функциональной зоне национального парка видов деятельности;

      срока аренды;

      требований к состоянию земельного участка по истечении срока аренды;

      оснований расторжения договора аренды земельного участка в случае неисполнения установленных законодательством Российской Федерации требований;

      размера арендной платы и срока ее внесения;

      осуществления строительства на земельном участке (для случаев, когда такое строительство допускается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации);

      определения прав арендатора на имущество, создаваемое на земельном участке;

      запрета на субаренду (поднаем) земельного участка и передачу арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу (перенаем), предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование, а также запрета на передачу арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив;

      ответственности сторон договора аренды земельного участка;

      иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

      5. Проект договора аренды земельного участка в части условий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, согласовывается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 30-дневный срок с даты его поступления в Службу.

      6. Проект границ земельного участка, а в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта — выбор земельного участка согласовывается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 30-дневный срок с даты поступления соответствующих материалов в Службу.

      7. Договор аренды земельного участка заключается территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с арендатором в течение срока, установленного земельным законодательством.

      • Земли водного фонда
      • Земли запаса
      • Земли лесного фонда
      • Земли населенных пунктов
        • ИЖС
      • Земли особо охраняемых территорий и объектов
      • Земли промышленности и иного специального назначения
      • Земли сельскохозяйственного назначения

      Аренда земельного участка без торгов

      • Границы участка
      • Данные из ЕГРН
      • Кадастровые работы

      В соответствии с п. 2 ст. 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешённого использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев:

      1) предоставления их в собственность без проведения торгов;
      2) предоставления в собственность для ИЖС, ЛПХ в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства.

      Таким образом, основным титулом, на который можно претендовать для застройки земельного участка, является аренда. Это объясняется желанием государственных органов контролировать сроки строительства. Если земельный участок в собственности, то, застраивая его, застройщик может руководствоваться только экономическими факторами, допустим, приостановить проект при наступлении экономического кризиса или вовсе не использовать участок, ожидая изменений рынка. При нарушении сроков строительства, согласованных сторонами в договоре аренды, застройщик будет выплачивать арендодателю неустойку или вовсе лишится прав на земельный участок и незавершённый объект (ст. 239.1 ГК РФ).

      Исходя из п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, по общему правилу продажа земельных участков в собственность осуществляется на аукционе, за исключением закрытого перечня случаев, установленных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

      Необходимо отметить, что ст. 39.5 ЗК РФ также предусматривает закрытый перечень случаев, когда земельные участки предоставляются в собственность бесплатно. Для целей строительства представляет интерес только бесплатное предоставление земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключён договор о её развитии, лицу, с которым заключён этот договор.

      Земельные участки предоставляются в аренду также по итогам аукциона (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ), за исключением закрытого перечня случаев, о которых будет более подробно сказано позже.

      Большим плюсом недавних изменений в ЗК РФ стало установление предельных сроков аренды земельного участка. Раньше участок мог не застраиваться годами, а бесконечные продления сроков приводили к «замораживанию» территорий.

      Теперь же п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ предусматривает предельные сроки аренды земли, которые приведены в таблице 23.

      Новая редакция ЗК РФ содержит простую и понятную схему формирования земельных участков. Решение об образовании участка для последующего предоставления может быть принято как по инициативе государственных (муниципальных) органов (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ), так и по инициативе самих заинтересованных в предоставлении участка лиц (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ). Для удобства продемонстрируем процедуру формирования земельного участка для последующего предоставления, инициированную заинтересованным лицом, в виде таблицы (см. таблицу 24).

      Таблица 24. Процедура формирования земельного участка по инициативе заявителя для последующего предоставления[4]

      Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов установлен ст. 39.14 ЗК РФ. Отметим, что указанный порядок применим вне зависимости от основания, по которому лицо вправе претендовать на получение земельного участка без проведения торгов и получаемого права за отдельными исключениями, прямо установленными в п. 7 ст. 39.14 ЗК РФ:

      1) предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно (согласно ст. 39.19 ЗК РФ);
      2) в случае признания аукциона несостоявшимся (применяются правила аукционной документации);
      3) заключение договора мены земельного участка; предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
      4) предоставление земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
      5) заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для освоения территории в целях КРТ;
      6) заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наёмного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наёмного дома социального использования;
      7) в случае предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ (далее – закон № 119-ФЗ).

      В отношении отдельных оснований предоставления прав на участок могут устанавливаться особенности[5]. В случае, если в соответствии с ЗК РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

      Порядок предоставления земельного участка (если земельный участок образован и не требуется уточнение его границ) выглядит следующим образом:

      1) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления[6] о предоставлении земельного участка с указанием основания и вида испрашиваемого права (рассмотрение в срок не более 30 дней);
      2) подготовка проекта договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трёх экземплярах и их подписание и направление для подписания заявителю[7];
      3) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

      Перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением (п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ)

      Для получения земельного участка необходимо, чтобы субъектом РФ или муниципальным образованием (в зависимости от уровня собственника земельного участка) был:

      1) определён уполномоченный орган;
      2) принят административный регламент[8].

      В случае, если участок не образован (или границы такого земельного участка подлежат уточнению), подаче заявления о предоставлении предшествуют:

      1) подготовка схемы расположения земельного участка / наличие его в проекте межевания;
      2) подача в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
      3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (срок действия решения составляет два года);
      4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка;
      5) осуществление кадастрового учёта земельного участка или уточнения границ, а также регистрации права государственной или муниципальной собственности на него[9].

      Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, а также основания для отказа в таком согласовании установлены ст. 39.15 ЗК РФ. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешённого использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:

      1) не соответствует ВРИ земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
      2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
      3) не соответствует разрешённому использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.

      Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка без торгов определён исчерпывающим образом в ст. 39.16 ЗК РФ.

      Отметим, что до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления были вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями, установленными ЗК РФ. С 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления лишены такой возможности: отказ допускается только по основаниям, установленным ЗК РФ.

      Процедура аренды земли у муниципалитета

      Как было указано выше, решение о согласовании схемы размещения земельного участка и последующие решения в рамках процедуры предоставления земельного участка принимаются неким уполномоченным органом.

      Рассмотрим, как установить, какой орган является уполномоченным на предоставление необходимого земельного участка.

      Из комплексного толкования ст.ст. 9–11 и 39.2 ЗК РФ можно выявить следующее распределение компетенции по распоряжению землями:

      1) Российская Федерация осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности;
      2) субъекты Российской Федерации осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
      3) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

      Возникает вопрос, как определить, к чьей собственности относится испрашиваемый земельный участок. Прежде всего, можно воспользоваться бесплатными публичными сервисами. Если участок сформирован, то по его кадастровому номеру можно установить собственника с помощью сайта Росреестра[10]. Кроме того, можно проверить земельный участок на принадлежность субъекту РФ путём обращения к реестру собственности субъекта. Такой реестр, в частности, имеется в Петербурге, и отдельные сведения из него можно получить в электронном виде, без какой‑либо платы[11]. Если же электронные сервисы не помогли, придётся обратиться за получением выписки из ЕГРН, в которой должен быть отражён собственник земельного
      участка.

      Не исключён вариант, что конкретный правообладатель земельного участка в указанных выше источниках значиться не будет. Вместо этого заинтересованное лицо увидит формулировку «государственная собственность». Это, как правило, означает, что земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

      Исходя из п. 1 ст. 3.3 закона № 137-ФЗ, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Данная статья также устанавливает органы, которые имеют право распоряжаться такими землями. Распоряжение осуществляется:

      1) органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением других случаев, указанных в настоящем перечне;
      2) органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, за исключением других случаев, указанных в настоящем перечне;
      3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением других случаев, указанных в настоящем перечне;
      4) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
      5) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
      6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
      7) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

      Определившись с уровнем, на котором должны приниматься решения о предоставлении земельного участка, застройщику остаётся определить непосредственный орган, в который требуется направить соответствующие документы. Скорее всего, это будет комитет (департамент, управление), название которого связано с управлением или распоряжением имуществом или непосредственно землёй, но доподлинно застройщик сможет в этом убедиться, только отыскав в положении о соответствующем комитете полномочия по распоряжению земельными участками.

      Если все процедуры пройдены и застройщиком выиграно на торгах право на заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка, но уполномоченный орган по какой-либо причине уклоняется от заключения такого договора, гражданское законодательство предоставляет специальный механизм защиты – заключение договора через суд.

      Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключённым на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

      На практике это означает, что на регистрацию подаётся подписанный в одностороннем порядке договор и заверенные надлежащим образом судебные акты о понуждении к его подписанию. Эти судебные акты восполняют отсутствующее волеизъявление другого лица на заключение договора, но не на государственную регистрацию (в отношении неё требуется получение ещё одного решения суда).

      При заключении договора через суд принципиально важно минимизировать споры по условиям договора и свести спор к доказыванию обязанности уполномоченного органа заключить соответствующий договор. С этой целью необходимо провести мониторинг местного законодательства на предмет наличия утверждённой формы договора аренды или купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Такие формы, в частности, есть в Санкт-Петербурге[12].

      Отдельное внимание необходимо обратить на то, что зачастую от лица органов власти действует агент, который претендует на получение соответствующего вознаграждения за подготовку участка к продаже. Причём условие о вознаграждении такого агента может быть включено непосредственно в утверждённую форму договора. Однако, как показывает судебная практика, несмотря на действие принципа свободы формулирования условий договора, заявитель может исключить подобные условия из формы. Исключение таких условий не приведёт к отказу в исковом требовании о заключении договора[13].

      Продление договора аренды

      Как было указано выше, законом № 171-ФЗ в ЗК РФ были внесены изменения, в соответствии с одними из которых п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ предусматривает предельные сроки аренды земли (приведены в таблице 23). Таким образом, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, установленный данным пунктом ЗК РФ, а по истечении этого срока прекращает своё действие.

      Необходимо учитывать, что глава V ЗК РФ содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые имеют приоритет над общими нормами ГК РФ об аренде.

      Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

      Так, ст. 621 ГК РФ предусмотрено преимущественное право надлежащим образом исполнявшего свои обязанности арендатора по истечении срока аренды на заключение договора на новый срок (п. 1) и возобновление договора аренды земельного участка на тех же условиях на неопределённый срок в случае отсутствия возражений со стороны арендодателя (п. 2).

      При этом в соответствии с п. 15 ст. 39.8 ЗК РФ арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

      В этой связи положения ст. 621 ГК РФ после 1 марта 2015 года (дата вступления в силу закона № 171-ФЗ) не применяются.

      Однако в ЗК РФ прямо указаны случаи, в которых заключение нового договора аренды без проведения торгов допускается, а именно:

      1. земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (кроме случаев, когда договор был заключён с единственным участником аукциона или лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе) (пп. 1 п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ);
      2. земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства (пп. 2 п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ);
      3. на земельном участке расположен объект незавершённого строительства (п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ).

      Наибольший интерес для застройщиков представляет последний из указанных случаев. В соответствии с ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершённого строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта в одном из следующих случаев при соблюдении соответствующих условий:

      1) собственнику объекта незавершённого строительства, если:

      – право собственности на объект незавершённого строительства приобретено по результатам публичных торгов;
      – ранее этот объект был изъят у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

      2) собственнику объекта незавершённого строительства при условии, что земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта, если:

      – уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключённого договора аренды земельного участка в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путём продажи с публичных торгов;
      – судом отказано в удовлетворении вышеуказанного требования;
      – этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.

      Также особенности заключения нового договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершённого строительства, установлены п. 21 ст. 3 закона № 137-ФЗ, который устанавливает аналогичную возможность приобрести земельный участок в аренду сроком на 3 года однократно без проведения торгов для завершения строительства объекта незавершённого строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду.

      При реализации на практике указанной нормы необходимо также иметь в виду, что согласно сложившейся практике Верховного Суда РФ само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности на объект незавершённого строительства, расположенный на арендуемом земельном участке, предоставленном в аренду до 01.03.2015, не может являться основанием для отказа в его предоставлении заявителю для завершения строительства объекта незавершённого строительства[14].

      Внесение изменений в договор аренды

      При заключении дополнительных соглашений об изменении условий договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо учитывать правовое регулирование, содержащееся в следующих нормах Гражданского и Земельного кодексов РФ.

      В соответствии с п. 8 ст. 448 ГК РФ условия договора, заключённого по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путём проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

      • Арендовать участок без аукциона можно в случае, если его планируется использовать для общественно-полезных целей. Например, это строительство социального или культурного объекта, реализация крупного инвестиционного проекта, размещение различных коммунальных объектов, которые входят в комплекс инфраструктуры жилых домов или производств (электроснабжение, подача воды, газоснабжение и пр.).
      • Сельское хозяйство. Также землю могут арендовать, минуя аукцион, собственники тех или иных недвижимых объектов, находящихся на этом участке, включая владельцев недостроенных зданий.
      • Наличие на земельном участке помещений в собственности. Одним из самых распространённых случаев приобретения земельного участка без аукциона, как для физических, так и юридических лиц, является то, что вы являетесь собственником помещения- жилого или не жилого, расположенного на конкретном земельном участке. В данном случае вы имеете безусловное права требовать заключить с Вами договор аренды земельного участка.
      • Льготные категории граждан. Аренда земельного участка без проведения торгов доступна и определенным категориям граждан, подробнее Вы всегда можете получить информацию, записавшись на консультацию земельного юриста.
      • Отсутствие в собственности помещений. В данном случае, по общему правилу, у вас также имеется возможность реализовать свое право на оформление аренды без проведения торгов:

      Заявление о предоставление земли без торгов, составляется в простой письменной форме. Заявителю не требуется нотариальное удостоверение заявление.

      В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

      • Наименование получателя заявления. Таковым является орган по распоряжению земельными участками.
      • Данные о заявители. Дополнительно необходимо указать все возможные каналы связи. Так для целей ускорения обменом информации, госорганы зачастую предварительно направляют решения по поданным заявлениям на электронную почту.
      • Сведения о земельном участки. Здесь необходимо указать адрес, а также кадастровый номер земельного участка, предполагаемого для передачи в аренду;
      • Основания предоставления земельного участка. Земельное законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления земли без торгов.

      Заявление о предоставлении земли без торгов, может быть подано как на личном приеме, так и с использованием услуг почтовой связи. Последний вариант сэкономит Вам время простоя в очереди государственного учреждения.

      ВНИМАНИЕ: адвокат по земельным спорам в суде с соседями и третьими лицами дает советы в видео. Подпишитесь на наш канал YouTube и юридическая консультация по земельным вопросам в комментариях ролика станет для Вас бесплатной.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.