Кому можно написать жалобу на налоговую инспекцию в вышестоящий орган

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому можно написать жалобу на налоговую инспекцию в вышестоящий орган». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для начала отметим, что далеко не каждое действие налогового органа можно успешно обжаловать.

Налоговый кодекс Украины (НК) закрепил право налогоплательщиков на обжалование решений, действий или бездействия контролирующих органов (должностных лиц) в административном или судебном порядке (пп. 17.1.7. ст. 17 НК, п. 56.1. ст. 56 НК).

Вот неполный перечень действий (бездействия) и решений органов государственной налоговой службы (ГНС), которые могут быть предметом обжалования:

1) налоговые уведомления-решения об определении сумм денежного обяза- тельства налогоплательщика обжалуются в административном и судебном порядке;

2) решения об аресте имущества налогоплательщика (п. 94.11. ст. 94 НК) обжалуются в административном и судебном порядке;

3) отказ органа ГНС в принятии налоговой декларации (пп. 49.12.2. ст. 49 НК) обжалуется в административном и судебном порядке;

4) решения об аннулировании регистрации плательщика НДС (п. 5.6 Поло- жения о регистрации плательщиков НДС от 07.11.2011 г.) обжалуются в административном и судебном порядке;

5) приказы о проведении проверок (см. письмо Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 27.07.2010 р. N 1145/11/13-10) обжалуются в судебном порядке;

6) налоговые консультации, изложенные в письменной форме (п. 53.3. НК) обжалуются в судебном порядке. Признание судом налоговой консультации недействительной является основанием для предоставления новой кон- сультации с учетом выводов суда.

В то же время не подлежат самостоятельному обжалованию, к примеру,акты, составленные по результатам проведения налоговых проверок. Данные документы всего лишь фиксируют результаты проверок, а потому не являются решениями, порождающими правовые последствия (см., например, определение ВАСУ от 05.10.2010 г. N К-12392/07).

Жалуемся на налоговое уведомление-решение в административном порядке

Административное обжалование

Первичные жалобы на решения местных налоговых инспекций подаются в государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (согласно подведомственности).

Если налоговая администрация по итогам рассмотрения первичной жалобы принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня, т.е. в Государственную налоговую администрацию Украины.

Решение ГНАУ, принятое по результатам рассмотрения повторной жалобы, считается окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.

Судебное обжалование

Решения налоговых органов обжалуются в порядке административного судопроизводства в соответствии с правилами Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС).

Административные дела в отношении обжалования правовых актов индивидуального действия (а именно к таковым относятся налоговые уведомления-решения и т.п.), а также действий или бездействия субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) в отношении конкретного физического или юридического лица, решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном порядке месту проживания (пребывания, нахождения) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных КАС. Если такое лицо не имеет места проживания (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика.

В письме от 18.01.2012 г. N 165/11/13-12 ВАСУ разъяснил, что иски о противоправности решений об определении денежных обязательств плательщиков налогов, об уменьшении суммы бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость, о взыскании административно-хозяйственных и иных штрафных санкций и т.п. являются иму- щественными. Это имеет принципиальное значение для определения размера судебного сбора, который уплачивается истцом при подаче иска в суд. Для имущественных споров в административном судопро- изводстве размер судебного сбора составляет 1 % от размера имущественных требований, но не менее 0,1 размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года, и не более 2 размеров минимальных заработных плат.

Материал подготовлен по состоянию на 19.01.2012 г.

31 августа 2021 года

Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов

Налоговая проводит выездные и камеральные проверки. При выездных приезжают в офис, просматривают отчетность, разговаривают с сотрудниками, осматривают помещение. Иногда приглашают в инспекцию, если, например, ИП работает дома. Камеральная проверка проходит в налоговой.

По результатам проверок инспекторы могут доначислить налоги или пени за просрочку, взыскать штраф. Это законно, но можно попробовать оспорить, если предприниматель считает, что прав. Еще инспекторы могут ошибиться не только на проверке — например, начислить налог, хотя предприниматель его уже заплатил. Или, например, нарушить процедуру проверки.

Отмена решений налоговых органов может происходить двумя способами: в административном порядке или в суде. Причем обжалование в административном порядке считается досудебным способом урегулирования.

В НКУ очерчен круг ситуаций, когда допускается обращение в вышестоящий налоговый орган, а именно:

  • если налоговый орган неправильно рассчитал сумму, необходимую для уплаты налога;
  • если налоговый орган принял решение, противоречащее закону, или оно находится вне компетенции принявшего его органа.

Оспаривание налоговых уведомлений-решений, актов и иных решений, может быть осуществлено в течение 10 дней после получения такого решения. В ходе административного разбирательства обязанность по доказыванию правомерности своего решения лежит на налоговом органе, а в случае с судебным разбирательством доказывание проходит по правилам процессуального судопроизводства.

Затевая споры с налоговой, важно не пропустить срок, на протяжении которого можно обжаловать решение или действие. Порой сделать это бывает достаточно трудно. Поскольку существуют две процедуры, в рамках которых может происходить отмена уведомлений-решений налоговой, то речь идет не только о различных спорах, но и о различных законодательных источниках, где эти споры регулируются. Привлеченный для защиты ваших прав адвокат, благодаря доскональному знанию законов и обобщенной судебной практики, сможет провести процедуру обжалования в требуемый срок, не дав, таким образом, Министерству доходов повода для дальнейшего нарушения прав налогоплательщиков.

Следует также учитывать, что могут быть применены оба способа обжалования одного и того же решения, тогда сроки приостанавливаются и возобновляются в зависимости от проводимых процедур.

Если вы решили оспаривать решение налогового органа в административном порядке, тогда жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган, а вот если и его решение вас не удовлетворило, то можно подать еще одну жалобу в контролирующий орган высшего уровня. То есть жалоба на местную налоговую инспекцию подается в ГУ Миндоходов области, а затем непосредственно в Миндоходов. Таким образом, система обжалования решений налоговой сегодня на Украине является двухуровневой.

Налоговые органы – это субъект властных полномочий, а правоотношения с их участием имеют публичный характер, следовательно, судебное разбирательство проходит в рамках административного процесса. А вот иски, в которых речь идет о размере денежных обязательств перед бюджетом, а также о штрафных санкциях, имеют имущественный характер, поэтому при их подаче размер судебного сбора устанавливается в зависимости от размера требований.

Обратившись в юридическое объединение «Наказ», вы получите квалифицированные консультации на тему налоговых споров. Опытный юрист, работающий в нашей команде, проанализировав сложившуюся ситуацию, предложит вам оптимальное решение по всем вопросам, и произведет обжалование решения налоговой в кратчайшие сроки.

Жаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию имеют возможность любые лица (физические, юридические, а включая ИП), чьи права нарушены ненормативными актами (касающимися конкретных лиц) либо действиями (бездействием) сотрудников нижестоящей ИФНС. С ней вправе обратиться и любой, кто выявил, что налоговое законодательство нарушено.

Конкретные причины для обжалования —- это ошибка в начислении налогов, штрафа, отказ в учете положенных льгот и т. п. Все это является поводом написать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя. Регламентируют этот вопрос отдельные положения гл. 19, 20 НК. В частности, это ст. 137 — 140 которые помогут сориентироваться в конкретной ситуации.

Структура письменной претензии с подписью обращающегося (его представителя) состоит из следующих элементов:

  1. Ф.И.О. и место жительства физлица, которое жалуется, либо наименование и адрес в случае с юридическим лицом.
  2. Действия (бездействие) сотрудников налоговой инстанции либо ее ненормативный акт, по поводу которых протестуют.
  3. Наименование органа — нарушителя прав налогоплательщика.
  4. Лицо, чьи права нарушены, указывает причины, по которым оно так считает.
  5. Запросы обратившегося.
  6. Как удобно получить результат разбора (бумажный почтой или электронный по интернету либо через личный кабинет налогоплательщика).

Кроме того, здесь прописывают контактные номера телефонов (факс), адрес электронной почты, иные данные, которые будут способствовать рассмотрению.

Приложениями здесь будут документы, которые подтверждают позицию автора и соответствующая доверенность при подаче через представителя. Вот так выглядит жалоба в налоговую инспекцию: образец можно использовать в качестве шаблона.

У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.

При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.

Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

Под незаконной предпринимательской деятельностью понимается деятельность, которую гражданин ведет без регистрации юридического лица или ИП (речь идет о систематическом получении прибыли от ведения предпринимательства), или деятельность без лицензии, когда таковая должна быть обязательно.

Штрафы за такие нарушения установлены ст. 116 НК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 171 УК РФ. Также нарушителю могут грозить исправительные работы или лишение свободы. Все зависит от тяжести нарушения.

На предпринимательскую деятельность могут указывать показания контрагентов, клиентов, проведение оптовых закупок, размещение рекламы, наличие бумаг о реализации товаров и услуг и т.д., поэтому именно эти факторы будет проверять ФНС после получения обращения о незаконном предпринимательстве.

Законодательно закрепленного бланка не разработано, поэтому написать обращение можно в свободной форме. Но нужно придерживаться официально-делового стиля речи, не употреблять разговорные выражения, избегать излишней эмоциональности.

Какая информация должна быть в жалобе в ФНС:

  1. Наименование адресата. Здесь нужно указать полное название и адрес ФНС, куда направляется жалоба.
  2. От кого эта жалоба. Для физического лица указывают ФИО, место жительства, номер телефона. ИП к этим сведениям добавляет ОГРНИП. ЮЛ должно написать наименование организации, ее реквизиты, ФИО лица, обращающегося от имени компании.
  3. Наименование документа (жалоба, обращение).
  4. Суть обращения. Рассказывают о факте нарушения налогового законодательства: кто и каким образом ведет незаконную предпринимательскую деятельность, какие статьи НК РФ он нарушает.
  5. Просьба. Как правило, здесь просят принять необходимые меры.
  6. Каким способом обратившееся лицо предпочитает получить результат рассмотрения жалобы и проверки (лично, по почте, по электронной почте).
  7. Приложения к обращению. Если есть какие-либо документальные подтверждения факта незаконной предпринимательской деятельности, то эти бумаги прикладывают к жалобе, а в приложении указывают их наименование и количество листов.

Жалобу обязательно нужно подписать и датировать.

Важно! Анонимные обращения ведомство вправе не рассматривать. ФНС принимает только те обращения, в которых указаны персональные данные.

Жалобы на действия и бездействия работников налоговой

В Межрайонную ИФНС №8 г. Ижевска по УР,
адрес: 426053, г. Ижевск, ул. Ворошилова, д. 35
от Гусевой Валентины Ивановны,
зарегистрированной по адресу: 426032, г. Ижевск,
ул. Дубовая, д. 53, кв. 22
тел.: 8 (3412) 12-34-56

Жалоба

Я, Гусева Валентина Ивановна, паспорт серии 9400 № 123123, выдан Индустриальным РОВД г. Ижевска 12 мая 1997 года, проживающая по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 22, сообщаю об известном мне факте ведения незаконной предпринимательской деятельности Сидоровой Ольгой Юрьевной, проживающей по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 25. Сидорова О.Ю. занимается предоставлением образовательных услуг (репетиторством) на протяжении 3 лет, не встав на учет в налоговый орган.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 116 НК РФ прошу принять меры и сообщить результат рассмотрения моего обращения почтовым отправлением по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 22.

Гусева / В.И. Гусева
20 октября 2020 года

После того как жалоба будет подписана ЭЦП, ее нужно передать оператору ЭДО для отправки в ИФНС. В течение 1 рабочего дня от оператора должно поступить подтверждение даты отправки электронного документа и квитанция о его приеме (отказе в приеме).

В течение 3 рабочих дней с даты получения жалобы по ТКС налоговая инспекция передаст ее на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган — Управление ФНС. УФНС после вынесения решения по жалобе в течение 2 рабочих дней обязано «спустить» его обратно ИФНС.

Актуально на

Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти. Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд. Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.

Куда жаловаться на налоговую

Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом. Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится. В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.

Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных. В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд. И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.

В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.


1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В случае направления жалобы по ТКС самые многословные поля «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» и «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» допускают текст не более 2000 символов.

Если лимит явно будет превышен, данные поля заполняют кратко, а полный текст оснований и требований приводят в приложениях к жалобе отдельным файлом. Это должен быть отсканированный документ.

Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):

  • если камеральная проверка выявила нарушения;
  • при любой выездной проверке (ВНП).

Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).

Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:

  • по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
  • по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.

Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.

Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.

К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.

Более полную картину материалов налоговой проверки можно составить ознакомившись с материалами в инспекции (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Чтобы это сделать, нужно направить в инспекцию заявление. Материалы дадут для ознакомления в течение 2-х рабочих дней. Интересующие документы можно будет сфотографировать.

Важно «держать в голове» месячный срок на отправку возражений по акту. Он начинает течь с момента вручения акта или с 6-го рабочего дня после отправки акта заказным письмом (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако, указанный срок не является пресекательным. Это значит, что представлять и дополнять возражения субъект хозяйствования вправе вплоть до дня рассмотрения материалов проверки.

Установленной формы возражений в законодательстве нет. Главное, чтобы заявителя можно было идентифицировать. Для этого прописываются: название (Ф.И.О) субъекта хозяйствования, его ИНН и место нахождения (жительства). Документ нужно озаглавить «Возражения по акту от … № …» (дата и номер указываются присвоенные инспекцией).

В содержательной части возражений требуется определенно выразить: с чем именно не согласен налогоплательщик. Это могут быть отдельные выводы и предложения акта налоговой проверки, а может быть акт в целом. В любом случае, заявителю нужно привести доказательства ошибочности выводов/предложений, включенных в акт. Для обоснования аргументов налогоплательщик может направить в инспекцию документы, подходящие для этой цели. Последнее особенно важно, если налоговый орган вменяет неуплату налогов из-за неполного установления всех обстоятельств спорной хозяйственной операции.

Налогоплательщик самостоятельно определяет: как отправить возражения по акту проверки (нарочным или почтовым отправлением).

Но если возражения сопровождаются документами, имеющими существенное значение для спора, их рекомендуется поименовать в описи, которая будет служить подтверждением того, что эти материалы были в распоряжении инспекции до того, как она приняла решение по акту проверки.

Как обжаловать налоговое уведомление-решение в административном порядке

В ситуации, когда в результате первичного рассмотрения материалов налоговой проверки представители инспекции посчитают, что нужны еще доказательства, чтобы подтвердить или опровергнуть налоговое правонарушения могут быть проведены дополнительные мероприятия налогового контроля. Об этом принимается специальное решение, в котором оговариваются виды мероприятий: истребование документов (кстати, не только у налогоплательщика), допросы свидетелей, экспертизы. Срок проведения не может быть более месяца (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). Важно понимать, что целью этих действий может быть только сбор дополнительных доказательств по обнаруженным правонарушениям. Но никак не поиск доказательств, выявляющих иные, ранее не оговоренные правонарушения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Если указанные мероприятия проводились, то не позднее 15 дней с момента, когда они закончились, налоговая должна оформить дополнение к акту налоговой проверки. Оно должно содержать информацию о мероприятиях, которые прошли + какие дополнительные доказательства удалось обнаружить (абз. 2 п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Оформленный документ и свежие доказательства требуют вручения/направления налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней со дня, в котором были составлены дополнения. После чего у субъекта хозяйствования будет еще 15 рабочих дней для передачи своих возражений с учетом новых фактов (п. 6.2 ст. 101 НК РФ). Когда указанный период закончится, будет повторное рассмотрение материалов налоговой проверки. Налогоплательщик должен быть извещен об этом обязательно.

Решение выносится начальником инспекции/его замом, когда оканчивается рассмотрение материалов проверки (с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля или без таковых). Его суть: привлечение/ отказ в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Причем непривлечение означает, что не будет санкций (штрафов), т.к., например, истекли сроки давности (ст. 113 НК РФ). Но недоимки, которую выявила проверка, избежать не удастся.

Срок вручения субъекту хозяйствования вынесенного решения — 5 рабочих дней.

Что будет после вынесения решения? Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу и приобретает обязывающий характер для налогоплательщика в том случае, когда:

  • не подавалась апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган (срок подачи жалобы — 1 месяц после того, как решение было получено субъектом хозяйствования);
  • жалоба была направлена, однако ее не удовлетворили в полном объеме или частично. Если частичное удовлетворение имело место, то решение обращается к исполнению частично: то, что не было отменено.

При этом, даже если налогоплательщик жаловался только на часть решения, это «тормозит» исполнение всего решения (п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Это значит, взыскать доначисленное налоговый орган сможет только после того, как будет принято решение по «частичной» апелляционной жалобе.

Однако осложнить (а нередко и парализовать) текущую деятельность налогоплательщика налоговая может и до того, как выйдет срок на обжалование решения. Это обусловлено возможностью принятия обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ) в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества соответствующего субъекта хозяйствования без согласия налогового органа. Запрет применяется последовательно к:

  • недвижимому имуществу (даже если оно не задействовано в производстве продукции (работ, услуг));
  • транспортным средствам, ценным бумагам, предметам дизайна служебных помещений;
  • другому имуществу (кроме готовой продукции, сырья и материалов);
  • готовой продукции, сырья и материалов.

Также могут быть приостановлены операции по счетам в банках. Но это крайняя мера, допустимая только если совокупная стоимость имущества налогоплательщика по данным бухгалтерского учета менее общей суммы доначислений. Приостановлением можно «обеспечить» возникающую разницу.

Возможность применить обеспечительные меры увязана с достаточными основаниями у налогового органа полагать, что без указанных мер исполнить в будущем решение и (или) взыскать недоимку/пеню/штраф может быть, как минимум, затруднительно. Как видим, законодательство оперирует оценочным суждением в части обоснованности обеспечительных мер. Это существенно увеличивает количество споров, связанных с досудебным обжалованием и судебным оспариванием обеспечительных мер (соответствующих решений, которыми вводятся меры). Даже можно говорить об отдельной категории соответствующих споров.

Глава 19 НК определяет процедуру обжалования решения налоговой инспекции, которое стало итогом выездной или камеральной налоговой проверки. Важно: до того, как оспаривать решение в суде, нужно пройти досудебный порядок — обжалование в вышестоящем налоговом органе (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Подача апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение осуществляется не позднее одного месяца, начинающего течь после того, как решение было вручено. Правомерна и другая «временная отметка», с которой начинает течь срок на подготовку и направление апелляционной жалобы: шестой (рабочий) день после отправки решения заказным письмом (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

В апелляционной жалобе должны быть указаны:

  • наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика, его ИНН и адрес места нахождения (жительства);
  • дата и номер обжалуемого решения;
  • наименование налогового органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (могут быть повторены и дополнены доводы возражений по акту налоговой проверки);
  • требования лица, подающего жалобу (об отмене обжалуемого решения полностью или в части);
  • способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика).

Обратите внимание, что даже если субъект хозяйствования затрудняется обосновать неправомерность принятого налоговой решения (не сформулирует все фактически имеющиеся доводы), то в дальнейшем количество использованных аргументов можно увеличить. Не будет иметь значение факт отсутствия соответствующих доводов при первичном (досудебном) обжаловании (п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Формат подачи апелляционной жалобы: письменный (бумажный) или электронный (в этом случае придется следовать положениям Приказа ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/645@, которым регулируются вопросы электронной отправки жалобы). К апелляционной жалобе в подтверждение приведенных аргументов могут прилагаться документы. Если жалоба подается по доверенности, то она тоже должна прилагаться. Иначе рассматривать жалобу не будут.

Апелляционная жалоба, хотя и адресуется вышестоящему налоговому органу, фактически отправляется в инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Далее не позднее 3-х рабочих дней фактический адресат передает жалобу (вместе с материалами налоговой проверки) выше.

Обычно решение по апелляционной жалобе вышестоящий налоговый орган принимает в течение одного месяца после ее получения. При этом участие отправителя жалобы в рассмотрении не требуется (абз. 1 п. 2, п. 6 ст. 140 НК РФ). Но могут быть и другие ситуации.

С 17 марта 2021 года действует правило, согласно которому жалобы могут быть дополнены документами, свидетельствующими о верности использованных аргументов. Причем по ходатайству налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган рассмотрение апелляционной жалобы можно приостанавливать полностью или частично на срок до полугода (п. 1 ст. 140 НК РФ). Принять решение по ходатайству (удовлетворить или отказать в удовлетворении) уполномоченный орган должен в течение 5 рабочих дней. Затем эта информация должна быть доведена до заявителя не позднее 3-х дней, исчисляемых после принятия решения по ходатайству.

Если ходатайство было удовлетворено, то уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу и принять по ней решение в течение месяца после получения документов, которые послужили причиной приостановления процесса.

Срок рассмотрения жалобы может быть увеличен на месяц. Это допускается если для рассмотрения жалобы требуется какая-либо документация/сведения от нижестоящих налоговых органов. Также продление сроков может быть и в ситуации, когда субъектом хозяйствования представлялись дополнительные документы к жалобе. Если срок рассмотрения жалобы пролонгировался, об этом обязательно нужно известить налогоплательщика в течение 3-х рабочих дней.

Еще одной правовой новеллой, действующей с весны 2021 года, является правило, позволяющее вышестоящему налоговому органу привлечь к процессу рассмотрения жалобы самого налогоплательщика, если это поможет получить от него необходимые пояснения относительно имеющихся в деле противоречий и несоответствий (абз. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ). В такой ситуации отправитель жалобы информируется, когда и где будет рассматриваться жалоба. При этом личное участие налогоплательщика в процессе необязательно. Можно организовать использование видео-конференц-связи.

Варианты результата рассмотрения апелляционной жалобы (решения):

  • об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения;
  • об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью;
  • об отмене решения нижестоящего налогового органа в части;
  • об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью и принятии по делу нового решения.

Последнее случается тогда, когда по итогам работы с жалобой вышестоящий налоговый орган выявляет, что были нарушены существенные нормы процесса рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, эти нарушения повлекли ситуацию, когда налогоплательщик не имел возможности возразить против заключений инспекции, аргументировать свою позицию, в т.ч. путем представления каких-либо документов. При указанных обстоятельствах вышестоящий налоговый орган осуществляет отмену соответствующего решения, но рассматривает указанные материалы и принимает, учитывая их, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Важно понимать, что вышестоящий налоговый орган не имеет права определять налоговые обязательства отправителя жалобы в более крупном размере, чем это сделала нижестоящая инспекция. Однако он может внести дополнения или изменение в правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, использованное нижестоящим налоговым органом. Кроме того, допускается исправление арифметических ошибок и опечаток (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Отправитель жалобы должен быть извещен о результатах ее рассмотрения (получить решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы), в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения по жалобе.

Налоговый кодекс содержит 17 оснований для внеплановой проверки. Укажем те, которые чаще всего используются для инспекций малого и среднего бизнеса. Таких можно выделить девять.

  1. Налоговым органом получено информацию о нарушении Вами налогового законодательства.
  2. Вами нарушены сроки подачи налоговой декларации.
  3. Выявлена недостоверность данных, указанных Вами в налоговой декларации.
  4. Начата процедура ликвидации Вашего предприятия (предпринимательства) или банкротства.
  5. Вами подано декларацию о возмещении НДС на сумму более 100.000 грн. (или декларацию с таким же отрицательным значением).
  6. Контрагентом на Вас подано жалобу о нарушениях при заполнении или регистрации налоговой накладной по НДС.
  7. Имеется судебное решение о проверке Вашего предприятия или ФОП.
  8. Налоговиками получена информация о том, что Вы используете труд неоформленных работников или ведете деятельность без государственной регистрации.
  9. Вы не предоставили ответ налоговому органу на запрос связанный с проверкой, которую они проводят у Вашего контрагента.

Обжалование решения налогового органа

По общему правилу о проведении внеплановой проверки налогоплательщики заранее не уведомляются.

В определенных случаях (пункты 1, 3, 6) налоговики должны обязательно направить Вам запрос о предоставлении интересующей их информации о “якобы” установленных ими нарушениях. Это делается до начала проверки. На подготовку ответа законом отводится 15 дней.

Совет. Обязательно предоставляйте ответ на данный запрос. Фискалы рассылают такие письма-запросы методом спама, не вникая в суть ситуации. Как показывает практика, после получения мотивированного ответа, налоговый орган может отказаться от проведения проверки. Если ответ не предоставить — проверка будет обязательно.

  1. Приказ о проведение проверки.
  2. Направление на проверку (в нем указывается кого проверяют, по каким вопросам, место проведения проверки, сроки проверки, Ф.И.О проверяющих и т.д.).
  3. Служебные удостоверения проверяющих.

Направление на проверку обязательно вручается под роспись.

Совет. Внимательно проверяйте данные документы. При всей простате их оформления налоговики часто допускают ошибки. Допустим, указывают неправильный адрес местонахождение предприятия. Это существенная причина для отказа в допуске сотрудников налоговой к проверке. А если проверка проведена — основание для отмены решения о наложении санкций.

Этот вопрос очень индивидуальный. Универсального ответа нет.

Если все очень упростить, то законодательство построено таким образом, что в случае безосновательного недопуска налоговиков к проверке, правомерность их доводов будет признаваться автоматически. Это приведет к тому, что они насчитают санкции и это будет невозможно оспорить. Также существуют дополнительные негативные меры, которые применяются при недопуске к проверке (налоговый арест имущества и т.д.).

Совет. Не допускать налоговиков к проверки можно только если существуют 100 % основания для этого или этого требуют “иные” интересы. Без консультации с юристом таких решений лучше не принимать.

Срок проверки.

  • для ФОП, которые не используют наемный труд — 3 дня;
  • для субъектов малого предпринимательства (до 50 работников и 70 млн. дохода) — 5 дней.
  • для всех иных — 10 дней.

При определенных обстоятельствах эти сроки могут быть продлены.

Проверка документов.

  • имеют право изучать все, что связанно с тематикою проверки.
  • перечень полученных копий документов оформляется описью, которая удостоверяется налогоплательщиком.
  • изымать оригиналы документов запрещено.

Опрос сотрудников.

требовать письменные пояснения от сотрудников запрещено

Совет. Необходимо максимально ограничить возможность общения проверяющих с сотрудниками предприятия. Информация, которую они могут дать проверяющим (даже не умышленно), всегда используется в целях противных налогоплательщику.

НУР можно обжаловать в административном или судебном порядке.

Административная жалоба должна быть подана вышестоящему налоговому органу в течение 10 рабочих дней после получения НУР.

Исковое заявление об отмене НУР можно подать на протяжении 1095 дней после того, как Вам вручили НУР.

Совет. Максимально используйте возможности обжалования решений налогового органа на всех этапах. Обжалование НУР останавливает возможность принудительного взыскания налогового долга до рассмотрения Вашей жалобы или судебного иска по сути.

  • Во-первых, возможно налоговики самостоятельно отменять свое решение. Да, такое бывает не часто, но бывает.
  • Во-вторых, это выгодно с чисто экономической целью. Указанное называется эффектом Оливера — Танзи, согласно которому, сознательное затягивание сроков внесения налоговых платежей в госбюджет ведет к фактическому обесцениванию налогового долга. Это связано с тем, что в период “затяжки” происходит естественный рост инфляции.

Есть вопросы? Пожалуйста, заполните форму ниже и Вы получите развернутый ответ в течение 30 минут.

Решение вышестоящего налогового органа по жалобе может быть следующим:

  • не удовлетворять обжалование регионального отделения;
  • потребовать дополнительную проверочную процедуру в связи с аннулированием обсуждаемого акта;
  • закрыть производство по случаю о нарушении и аннулировать решение, принятое региональным отделением;
  • внесение коррективов по делу и вынесение своего решения.

После рассмотрения ситуации вышестоящая инстанция должна оповестить апеллирующую сторону о своем решении в течение ближайших 3 суток после завершения процедуры обсуждений.

Подача жалобы — непростая процедура с массой подводных камней. Чтобы не допустить ошибок и избежать длительной волокиты, разумнее заручиться поддержкой опытного юриста.

Существующие отношения между налогоплательщиками и ИФНС далеко не всегда являются мирными, особенно часто сталкиваются с проблемами те, кто ведет собственный бизнес и вынужден ежеквартально предоставлять ведомству огромное количество документации. В некоторых случаях плательщики совершают ошибку и оплачивают налоги в большем размере, чем это изначально требовалось. Кто-то не обращает на это никакого внимания, а кто-то предпринимает все усилия для того, чтобы вернуть собственные деньги, чаще всего это зависит от суммы платежа.

Даже если у вас есть подробная информация о том, куда именно нужно подать ваше обращение, важно знать, как написать жалобу на налоговую инспекцию правильно, чтобы она была рассмотрена и удовлетворена. Согласно пункту 2 статьи 139.2 Налогового кодекса, ваше обращение должно содержать подробную информацию об организации, которая не согласна с действиями государственных инспекторов: адрес регистрации и полное наименование.

Если вы являетесь физическим лицом, необходимо указать адрес вашей прописки и полное Ф.И.О. Также в жалобе необходимо отметить название той инспекции, сотрудники которой, по вашему мнению, допустили серьезную ошибку и нарушили тем самым ваши права. Далее следует указать информацию о том, чем именно вы недовольны, важно подкрепить это данными из законодательных актов. После чего можно обозначить ваши требования, а также указать способ уведомления о результате рассмотрения вашего обращения (письмом, с помощью личного кабинета на портале ФНС, или же с помощью ТКС).

Можно использовать стандартную инструкцию о том, как написать жалобу на налоговую инспекцию, однако опытные плательщики рекомендуют дополнительно указывать в документе контактный номер телефона, а также адрес электронной почты, который может понадобиться специалистом вышестоящей инстанции для связи с инициатором обращения. При необходимости вы можете приложить к своему письму дополнительные бумаги, которые будут являться подтверждением ваших слов, данная возможность регламентируется существующими законодательными актами, а именно НК РФ.

Подписать жалобу должен тот человек, который подает ее в УФНС. Если по каким-то причинам инициатор обращения не может сделать это, достаточно будет автографа его законного представителя. Очень важно, чтобы последний при посещении налоговой инстанции имел при себе нотариально подтвержденную доверенность, которая позволяет ему совершать определенные действия вместо инициатора жалобы. Только в этом случае обращение будет зарегистрировано.

Разработали специальную форму для жалоб на налоговиков

Если вы хотите подать жалобу на бездействие налоговой инспекции, образца ее составления как такового на текущий момент не существует. Причина этого достаточно проста — абсолютно у каждого заявителя имеются собственные претензии по работе государственного ведомства. Однако существуют определенные стандарты, которых можно придерживаться при составлении данного обращения.

Речь идет об указании как можно большего числа параметров, способных помочь специалистам вышестоящей инстанции разобраться в проблеме. Очень важно оставлять в вашей претензии контактные данные, поскольку формулировка обращения может быть неясна, а сотрудники управления могут закрывать такие жалобы в статусе необоснованных. Исключение составляют те ситуации, когда можно позвонить автору обращения и получить дополнительную расшифровку по интересующему вопросу.

Если вы решили направить жалобу в суд на налоговую инспекцию, обратите внимание на то, что это можно сделать только после обращения в региональное управление ФНС. Также следует помнить о том, что срок рассмотрения вашей претензии, связанной с бездействием представителей ведомства, может быть увеличен до 45 дней. Это происходит в том случае, когда для принятия решения необходимо осуществить ряд дополнительных запросов, связанных с налоговой историей заявителя.

Если вы живете в столице, то вопрос о том, куда жаловаться на Налоговую инспекцию в Москве, может стать актуальным в любой момент. Поскольку в крупнейшем городе страны проживает большое количество плательщиков, им часто приходится сталкиваться со сбоями в работе различных систем, и налоговая — не исключение. Для решения всех возникающих претензий можно обратиться в Управление ФНС РФ по Москве, расположенное по адресу — Хорошевское шоссе, 12а. Учреждение работает с 9:00 до 18:00 с понедельника по четверг, а по пятницам с 9:00 до 16:45, суббота и воскресенье являются выходными.

Теперь, когда вы знаете, куда жаловаться на налоговую инспекцию в Москве, вам будет намного проще сделать это. Проще всего добраться до главного московского управления на метро или электропоезде. Рядом с учреждением располагается станция “Беговая” Таганско-Краснопресненской линии и одноименная железнодорожная станция, где останавливаются поезда, следующие к Белорусскому и Савеловскому вокзалам. Общественный транспорт останавливается на близлежащей остановке “Платформа Беговая”, через нее курсируют троллейбусы № 20 и № 35, а также автобусы М6, Т86, 27, 39 и 64.

Бытует мнение, что претензии, сформированные юридическими лицами, рассматриваются намного быстрее, но это не так. Главное – нужно знать, кому жаловаться на налоговую инспекцию, физические лица находятся в одинаковых условиях с крупными компаниями. Региональные управления налоговой службы обязаны принять решение по итогам рассмотрения жалобы за 15 дней с момента получения претензии. Несмотря на то что данный срок достаточно четко определен существующим законодательством, он может быть увеличен вдвое по различным причинам.

УФНС имеет право оставить вашу претензию нерешенной, а также признать некорректную работу подконтрольной организации полностью или частично. В случае неудовлетворенности решением стоит уточнить, куда жаловаться на действия налоговой инспекции и ее вышестоящего органа, и куда следует подать апелляцию. Управление обязано предоставить ответ налогоплательщику за три рабочих дня, с момента завершения рассмотрения претензии и принятия решения.

Форма обжалования решения (обращение) обязательно должна содержать в себе:

  1. Ф.И.О и адрес регистрации лица, от чьего имени подается жалоба. В случае с организациями — название и адрес главного офиса.
  2. Обжалуемый объект (решение ФНС).
  3. Наименование органа, вынесшего фигурирующее решение.
  4. Основание, по которому заявитель определил нарушение своих прав.
  5. Требование, выдвигаемое лицом.
  6. Желаемый способ уведомление о решении по данному вопросу — письменный или электронный ответ. Последний предоставляется сайтом ФНС.

В случаях, когда жалоба подается официальным представителем, необходимо приложить доверенность. Так же допускается прикрепление дополнительных документов, если они подтверждают изложенный, в жалобе, довод.

К жалобе нужно приложить доверенность, если жалоба подается представителем. Документ должен быть выданным в порядке, который устанавливает Гражданский Кодекс. Также могут быть приложены и любые иные документы, которые бы подтверждали изложенные в ней доводы. Форма обращения должна иметь подпись подающего лица. В варианте с представителем — его подписью.

Как обжаловать решение налогового органа

Жалобы на вступившие в действие решения о привлечении лиц к ответственности за деяния, нарушающие установленный порядок иди решения об отказе в таковом, могут рассматриваться налоговыми органами в 2021 году в периоде до одного месяца с даты принятия обращения. В то же время выносится решение по данному делу.

Тем не менее, руководящее лицо ФНС или его заместитель, имеет возможность продления сроков пересмотра документа до тридцати дней. Это делается в двух случаях:

  • обращающееся лицо предоставило дополнительный документ;
  • потребовалось получение документации или сведений от нижестоящих налоговых органов.

Решение, которое приняла инстанция по данному случаю, будет отправлено жалующемуся не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения в соответствии с пунктом 6 статьи 140 НК.

В случае, когда решение налоговой инстанции считается вступившим в силу, обратившийся обязуется исполнить его. В общей практике, факт подачи обращения не влияет на исполнение задействованного акта. Тем не менее, обратившийся имеет право на подачу заявление на приостановку исполнения установленных решений о привлечении его к исполнению действий указанных в акте еще в процессе рассмотрения жалобы.

Для чего, данное лицо должно предоставить гарантию от банковской организации, по условию которой организация берет на себя обязательства об уплате денежной суммы равной:

  • налогу;
  • сбору;
  • страховым взносам;
  • пени;
  • штрафам;

Данный документ подается в тех случаях, если налогоплательщика не устраивает вынесенное, однако не вступившее в силу решение налоговой по результату их действий.

Список требований к апелляции полностью соответствует рассматриваемому в данном материале документы — первоначальной жалобе. Форма данного документа имеется на сайте налоговой.

Подача апелляции в ФНС происходит через налоговый орган, вынесший решение, основанное на проверке. При этом, данный документ необходимо успеть выслать до даты принятия и вступления в силу обжалуемого решения.

Так же как и вышеуказанный документ, апелляционная жалоба может быть отозвана налогоплательщиком в соответствии со 138 статьей НК.

Для того, чтобы подать претензию на налоговую, вам потребуется иметь какую – либо вескую и обоснованную причину. Таких причин достаточно много, самыми значительными можно считать:

  • Разглашение персональных данных граждан;
  • Нарушения и ошибки при взыскании и начислении налогов;
  • Превышение должностных полномочий или использование этих самых полномочий для совершения преступлений;
  • Незаконные махинации с денежными средствами;
  • Нарушение гражданских прав налогоплательщиков;
  • Необоснованный отказ в осуществлении различных налоговых операций.

Итак, куда же можно пожаловаться на налоговую службу? У этой организации масса полномочий, так что проводить в ней проверки может не каждая организация. Вам смогут помочь в трех местах:

  1. В вышестоящей налоговой службе. Самый лучший способ обратить внимание на нарушение сотрудника налоговой службы – обратиться с жалобой к его начальству. Если у вас имеются какие – то трудности с определенным сотрудником, то жалобу можно подать прямо в отделение налоговой, адресовав её руководителю. Если же вы считаете, что все отделение налоговой работает неподобающим образом, то подать жалобу можно в главное управление по городу;
  2. В прокуратуре. Если вы считаете, что нарушение в работе налоговой службы затронули не только ваши интересы, но и гражданские права, то имеет смысл подавать жалобу в прокуратуру. Именно эта служба имеет достаточно полномочий на проведение проверок в налоговой, но обращаться в неё желательно только тогда, когда обычная жалоба не дала результата;
  3. В суде. Если вы считаете, что жалобы на налоговую в прокуратуру и саму налоговую неэффективны, то можно обратиться в суд. Чаще всего обращаются в высшую инстанцию в тех случаях, когда помимо стандартных требований требуется провести какие – либо взыскания. Но обращение в суд приведет не к проверке, а к полноценным слушаниям, которые могут отнять много времени, средств и сил.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.