Повышение акцизов на бензин в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение акцизов на бензин в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно поправкам, ставка акциза на папиросы и сигареты в 2021 году будет составлять 2359 рублей за 1 тыс. штук, на вейпы и электронные сигареты — 60 рублей за штуку. Ставка акциза на сигареты и папиросы в 2023 году составит 2 552 рублей за 1 тыс. штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 467 рублей за 1 тыс. штук. Акциз на вейпы и электронные сигареты составит в 2023 году 64 рубля, на сигары — 278 рублей за 1 штуку, на сигариллы, биди и кретек — 3965 рублей за 1 тыс. штук.

Вопрос:

Как исчислять ставку акциза на средние дистилляты в 2021 году

Ответ:

ФНС России в письме от 19.05.2021 N СД-4-3/6882@ разъяснила, как исчислять ставку на средние дистилляты (АСДЛ) в 2021 году.

С 1 апреля 2020 года эта ставка определяется налогоплательщиком в рублях за тонну с учетом особенностей, установленных п. 9.1 ст. 193 НК РФ. Она рассчитывается по формуле АСДЛ = (АДТ + 750) — ДДТ х КДТ_КОМП. АДТ — это ставка акциза, установленная для налогового периода в отношении дизельного топлива, а ДДТ и КДТ_КОМП — величины, которые определяются в соответствии с п. 27 ст. 200 НК РФ.

С 1 января 2021 года применяется значение ДДТ для второго месяца, предшествующего налоговому периоду (месяцу ввоза средних дистиллятов). Рассчитанная ставка акциза на средние дистилляты (АСДЛ) округляется до целого значения и признается (гл. 22 «Акцизы» НК РФ) твердой (специфической) ставкой.

Например, налоговая ставка на дизельное топливо за январь 2021 года (АДТ) составляет (пп. 37 п. 1 ст. 193 НК РФ) 9 188 руб. за тонну. При этом КДТ_КОМП равен (п. 27 ст. 200 НК РФ) 0,65 начиная с 1 января 2020 года, а ДДТ рассчитывается по формуле: ДДТ = ЦДТэксп — ЦДТвр. Показатель ЦДТэксп исчисляется Федеральной антимонопольной службой и публикуется на ее официальном сайте в течение 10 дней по окончании налогового периода. За ноябрь 2020 года ЦДТэксп составляет 41 242 руб. ЦДТвр — условное значение средней оптовой цены реализации дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации. На период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно оно принимается равным 48 300 руб. за тонну. Поэтому ДДТ = 41 242 руб. — 48 300 руб. = — 7 058 руб. (за ноябрь 2020 года). Таким образом, ставка на средние дистилляты (АСДЛ) за налоговый период января 2021 года с учетом округления составила 14 526 руб.

Расчет: АСДЛ = (9 188 руб. + 750) — (- 7 058 руб.) х 0,65 = 9 938 руб. + 4 587,7 руб. = 14 525,7 руб. С учетом округления АСДЛ = 14 526 руб.

Данная позиция согласована с Минфином РФ и доведена по системе налоговых органов.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин

Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:

Виды подакцизных товаров с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно
Дизельное топливо 9 188 рублей за 1 тонну 9 566 рубль за 1 тонну 9 938 рубль за 1 тонну

Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:

Дизельное топливо
Плотность, кг/м3 840
Литров в тонне 1190
Акцизы на литр в 2020 году 7,42 руб.
Акцизы на литр в 2021 году 7,72 руб.

То есть из-за налоговой составляющей стоимость литра дизельного топлива вырастет на 30 копеек.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что в 2021 году увеличение акцизов окажет небольшое влияние на итоговую стоимость автомобильного топлива.

Однако на практике бензин и дизельное топливо могут подорожать больше, чем на расчетные 30-40 копеек. И это будет говорить о том, что стоимость увеличена по желанию производителей и продавцов топлива.

Удачи на дорогах!

Решение о подобном поэтапном увеличении акцизов в течение нескольких лет было принято еще в 2018 году, но вскоре заморожено, так как его посчитали тогда одной из причин резкого роста цен на топливо. В 2019 году был введен механизм демпфера на внутреннем рынке, который позволяет удерживать изменения цен на заданном уровне. Суть работы механизма в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны платить государству сверхприбыли. После внедрения такой схемы правительство вернулось к идее поэтапного роста акцизов.

Вечное бремя. Кому на самом деле выгодно сохранять транспортный налог?

Разве не странно, что цена бензина растет вне зависимости от того, что происходит на рынке? За последние годы нефть и дорожала, и дешевела, спрос на топливо и рос, и резко падал. Но на стоимости топлива это если и сказывалось, то очень незначительно, а общий тренд всегда был на подорожание. Как же так?

— Та регуляторная конструкция, что была выстроена для стабилизации цен, убила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски, — объясняет Григорий Баженов. — Создались условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены склонны к росту. Неверно думать, что нефтяные компании за счет этого смогли обогатиться: если взглянуть на их финансовую отчетность за 2020 год, в основном она отрицательная. Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компаниям в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх.

Происходящее сейчас на российских заправках Баженов называет «отложенным ростом цен на топливо», спровоцированным, в свою очередь, ростом цен в оптовом сегменте. Там он начался еще в декабре 2020 года и не останавливается до сих пор. Суть проблемы, по его словам, в правилах ценообразования, установленных самим российским государством. «Проблема в том, что при нерегулируемой оптовой цене у нас регулируемая розничная цена. И возникла странная ситуация, когда малая часть объема [топлива, реализуемого на внешнем рынке] определяет цены для внутреннего рынка», — пояснил Баженов.

Ключевое звено в ценообразовании топлива, продаваемого в России, — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Цена здесь определяется спросом, который ограничен емкостью рынка и предложением. А вот оно, как говорит Баженов, «пляшет от нормативов», которые закреплены в совместном приказе двух госорганов — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ. Компаниям предписано продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизтоплива. «В мелкооптовом сегменте реализуется топлива много больше, но цены там назначаются исходя из биржевой конъюнктуры», — говорит аналитик.

16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

«Ключевая особенность [топливного] рынка в России в том, что он работает по экспортному паритету. Так называемый индекс нетбэк — приведенная цена внешнего рынка к реалиям внутреннего рынка. Грубо говоря, искусственно решается, какой должна быть цена, чтобы производителю было безразлично поставлять топливо на внутренний рынок или на внешний. Если биржевая цена и нетбэк одинаковы, то без разницы, куда поставлять, с точки зрения выручки», — говорит Баженов.

Весь вопрос в том, как считается нетбэк. Для этого рассчитывается цена топлива на релевантных экспортных рынках. Как правило, это Северная Европа. Далее учитывается курс рубля — котировки на топливо в долларах приводятся к рублевому эквиваленту. Еще два важных фактора — это налоговая нагрузка на экспортные поставки и налоговая нагрузка на внутренние поставки.

С декабря 2020 года, напоминает Баженов, котировки на западных рынках, в том числе в Северной Европе, растут. А вот курс рубля не укрепляется, оставаясь на уровне больше 73 рублей за доллар. По мнению собеседника, это связано с действиями Минфина РФ, который, «осуществляя валютные закупки и повышая спрос на доллар, не дает укрепляться рублю». Соответственно, компенсирующий эффект, который играл бы сейчас существенную роль, просто отсутствует.

Третий важный фактор — это увеличение акцизов на топливо. В среднем в РФ они растут на 4% в год. И так будет продолжаться как минимум до 2023 года. При этом экспортные пошлины падают и должны обнулится в 2024 году. «Естественно, все эти факторы способствуют росту индекса нетбэка. Вслед за ним увеличиваются оптовые котировки», — констатирует Баженов.

Эксперт предсказывает, что, несмотря на все заявления государственных органов о принимаемых сейчас мерах по стабилизации ситуации в рознице, до конца года автомобильное топливо подорожает еще примерно на 1,5-2%. «Они сдерживают темпы роста цен, не сдерживая сам рост цен в конечном итоге. При этом они не дают ценам падать», — говорит Баженов. В 2020 году, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты упали до минимальных значений, говорит он, цена на автомобильное топливо в отсутствии государственного регулирования могла бы составить в среднем 38 рублей за литр. «Но они никогда не будут падать, так как у нас такая регуляторная конструкция», — подчеркивает Баженов.

Почему подорожало топливо на АЗС и когда это прекратится

На легковые автомобили с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно с 1 января 2021 года ставка акциза нулевая. На все остальные категории автомобилей акцизы повысятся.

  • Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно — 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) включительно — 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) включительно — 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) включительно — 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) включительно — 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 375 кВт (500 л.с.) — 1 464 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.).
  • Автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 — 13 624 рубля за 1 тонну;
  • Автомобильный бензин класса 5 — 13 262 рубля за 1 тонну;
  • Дизельное топливо — 9 188 рублей за 1 тонну.

Традиционно, повышение акцизов скажется на конечных ценах автомобилей и топлива для потребителей. Напомним, в последний раз акцизы на топливо и автомобили повышались с 1 января 2020 года.

  • Путин утвердил повышение акцизов на бензин и автомобили [+новые ставки] — 20/10/2020
  • Лишь 10% водителей уведомили страховщиков о прохождении техосмотра — 20/10/2020
  • Путин утвердил повышение акцизов на бензин и автомобили [+новые ставки] — 20/10/2020
  • Изменения для водителей с 24 октября 2020 года — 20/10/2020
  • Правила перевозки детей с 1 января 2021 года — 18/10/2020
  • Госдума рассмотрит повышение штрафов для тракторов, снегоходов и квадроциклов — 17/10/2020

Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на подакцизные товары до 2023 года

Итак, как вели себя ценники на бензин в первой половине текущего года:

  1. Повышение ставок топливных акцизов началось в январе 2021 года, когда произошел первый плановый скачок на 4% после внесения соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Данное событие и спровоцировало увеличение розничной стоимости бензина.
  2. Согласно данным Росстата, весной средняя отпускная цена топлива АИ-92 равнялась уже 45,12 рубля, а АИ-95 — 48,75 рубля за 1 литр.
  3. В мае повышение достигло отметки 6,24%, если сравнивать с весенней ситуацией прошлого года, и 0,3% по отношению к апрелю 2021 года. Следовательно, темп роста стоимости горючего превысил границу годовой инфляции — 6,02%.
  4. Летом цена горючего увеличилась до 45,20 и 48,88 рубля соответственно. А дизель стал дешевле на 1 копейку (49,7 руб. за 1 литр).

Получается, что на текущий момент нефтеперерабатывающие заводы подняли стоимость бензина на 20-25% по сравнению с началом 2021 года.

Глава «Российского топливного союза» уверяет автомобилистов, что паниковать не нужно, т.к. заметного скачка стоимости горючего на автозаправочных станциях не предвидится. Если цены и поднимутся, то не выше уровня инфляции.

По прогнозу главного аналитика группы компаний «ТелеТрейд», до сентября АИ-95 не будет стоить больше 51 руб. за литр, а цена АИ-92 не превысит 47 руб. за литр.

Теперь Независимый топливный союз предлагает отказаться от демпфера. Также эксперты выдвинули следующие предложения, которые помогут оставить цены в рамках базового сценария:

  • снижение акцизов на бензин и дизель пятого экономического класса;
  • отмена демпфера – сейчас он дестабилизирует ситуацию, а не сглаживает цены на рынке;
  • повысить нормативы обязательных объёмов реализации топлива на бирже: до 25% по бензину и до 15% по дизелю.

Разве не странно, что цена бензина растет вне зависимости от того, что происходит на рынке? За последние годы нефть и дорожала, и дешевела, спрос на топливо и рос, и резко падал. Но на стоимости топлива это если и сказывалось, то очень незначительно, а общий тренд всегда был на подорожание. Как же так?

— Та регуляторная конструкция, что была выстроена для стабилизации цен, убила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски, — объясняет Григорий Баженов. — Создались условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены склонны к росту. Неверно думать, что нефтяные компании за счет этого смогли обогатиться: если взглянуть на их финансовую отчетность за 2020 год, в основном она отрицательная. Например, объем выплаты нефтяных компаний в бюджет через демпфирующий механизм в 2020 году превысил госпомощь этим же компаниям в 2019 году. В целом налоги и акцизы за последние годы выросли, и это постоянно толкает цены вверх.

Налоговые ставки по акцизам на подакцизные товары на 2021 год

Не все поля заполнены

Сколько людей, столько и мнений, для экспертов в области топливной энергетики эта поговорка применима в полной мере. Среди аналитиков и работников этой сферы можно встретить множество мнений о факторах, которые оказывают наиболее серьезное влияние на цену бензина и дизельного топлива. Наиболее часто можно встретить следующие причины:

  • рост нефтяных цен на мировых биржах;
  • рост акцизов на бензин и дизельное топливо;
  • сезонный рост потребления топлива;
  • падение курса рубля на валютных биржах;
  • отсутствие конкуренции на рынке производства бензина;
  • картельный сговор.

Разберемся какие из них оказывают серьезное влияние, а вклад каких несущественен. Чаще всего можно встретить в средствах массовой информации информацию о том во всем виноват рост акцизов. Об этом даже говорил президент России Владимир Путин во время ежегодной прямой линии. Он также признал, что правительство совершило ошибку при регулировании цен на топливо. Если об этом заявляет глава государства, то можно сделать вывод, что этот фактор оказывал серьезное влияние на стоимость топлива.

Мировые цены на нефть в последнее время выросли почти в два раза за последний год. Отсюда можно было надеяться, что бюджет пополнится нефтедолларами, которые улучшат благосостояние страны, однако, этот фактор спровоцировал дополнительный рост цен. Связано это с падением рубля. Обычно, когда нефть дорожает, одновременно с этим устремляется вверх курс рубля, а когда падает стоимость «черного золота» за ним следует отечественная валюта.

Введение санкций против крупных промышленных предприятий со стороны США и Евросоюза в первой половине этого года вызвало падение курса несмотря на рост нефти. В связи с этим возникла уникальная ситуация, когда производителям топлива стало выгоднее продавать его за рубежом чем внутри страны. С одной тонны топлива получалась выгода до 10 тыс. рублей. Поэтому в погоне за прибылью производители стремились направить как можно больше сырья на экспорт. Это вызвало уменьшение предложения в России, а соответственно рост цены бензина.

Как известно из базового курса экономики, повышение спроса при отсутствии роста предложения вызывает повышение цен. Весной в нашей стране традиционно увеличивается потребление бензина и дизельного топлива. Это связано с началом посевной кампании по всей стране. Многие автомобилисты также начинают эксплуатировать автомобиль после зимней паузы. С таким ростом спроса производители бензина справиться не могут и поэтому пытаются получить сверхприбыль за счет роста цен.

С 1 января в России вырастут акцизы на автомобильное топливо

Большинство компаний, которые производят топливо в России контролируются государством, или имеют большую долю государственного участия. Фактически отрасль является государственной монополией. Частные компании, зачастую находятся в ущемленном положении. Главные компании не стремятся конкурировать друг с другом, повышая эффективность труда. Вместо этого, они старательно делят сферы влияния, обеспечивая себе максимальную прибыль.

Это один из самых трудно доказуемых факторов. Антимонопольная служба регулярно выносит предупреждения и накладывает штрафные санкции для производителей топлива. Их постоянно подозревают в сговоре, однако, резонансных дел не было в истории России ни одного. Хотя синхронное повышение «ценника» другими логичными объяснениями назвать нельзя.

Еженедельное повышение цен породило настоящую панику среди обычных автомобилистов. Многие из них в попытках сэкономить пытались запастись бензином или дизелем впрок. В интернете можно найти сообщения некоторых» экспертов», которые прогнозируют повышение цен до 100 рублей за литр АИ-95. Связывают эти прогнозы с ростом цен на нефть в два раза, однако, если проанализировать схему ценообразования можно заметить, что больше половины стоимости составляют различные налоги и сборы, нефть здесь не оказывает решающего значения.

Но в основном встречаются прогнозы, предсказывающие повышение цен еще максимум до 10%. Средняя цена АИ-92 не должна превысить 45 рублей. Этому могут способствовать меры, которые принимает в последнее время правительство и президент России.

Увеличения акцизов на бензин в 2021 году избежать не удастся. Чиновники планируют применять разные механизмы, чтобы предупредить значительный рост стоимости топлива на розничном рынке. Повышение акцизных платежей вызвано необходимостью пополнять местные бюджеты. По словам представителей власти, собранные средства будут тратиться на ремонт дорог и развитие транспортной инфраструктуры.

Неудовлетворительное состояние дорог и другие проблемы часто вызваны недостатком средств в местном бюджете. На дорожные работы обычно не выделяются деньги из федеральной казны. Увеличение поступлений финансов в местные бюджеты откроет новые возможности для восстановления дорожного покрытия и развития инфраструктуры, включая строительство мостов и развязок, новых магистралей и др.

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

Акцизы на бензин в 2021 году

Несложно спрогнозировать, как поднятие акцизов на бензин в 2020 году повлияет на цены на заправках. Дело в том, что в среднем на 65% стоимость топлива состоит из налогов. Кстати, это объясняет, почему скачки цен на нефтепродукты на мировом рынке не отражаются на ценниках на заправках.

В эту цифру входят не только акцизные платежи, но и НДС, а также другие налоги. Учитывая изменения налогового законодательства и поднятие НДС до 20%, практически все автомобилисты готовятся к подорожанию топлива.

По мнению экспертов, стоимость бензина вырастает от 7% до 15%. На примере одной машины можно посчитать, насколько вырастут расходы на топливо. Если человек владеет легковым автомобилем, который в среднем потребляет 9 л на 100 км, и проезжает за год 20 тыс. км, он будет тратить почти на 6 тыс. рублей больше за 12 месяцев. При условии, что бензин подорожает на 3 рубля (6,6%).

Сумма не критическая, если разбить ее на месяцы или недели, но расходы коммерческих компаний, которые занимаются перевозками и доставкой различных товаров и сырья существенно вырастут. Чтобы это компенсировать, они будут поднимать стоимость услуг и реализуемых товаров, а значит, повышение акцизов почувствуют не только автомобилисты, но и люди, которые и вовсе не имеют машины. Расчеты приведены по самым оптимистичным прогнозам. Другая ситуация сложится, если цена бензина вырастет на 15%.

Такой скачок заметят все граждане России без исключения.

В перечень подакцизных нефтепродуктов (статья 181 НК РФ) входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой же фракцией считается смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов Цельсия при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба.

Эксперты делают неутешительные прогнозы. Счетная палата также заявляет о резком скачке цен, но чиновники утверждают обратное. Антон Силуанов заявил, что власти не допустят существенного подорожания цен из-за роста акцизов на бензин в 2021 году.

Чтобы предупредить проблему, чиновники рассматривают несколько возможных вариантов. Основную ставку делают на применение механизма отрицательного акциза для предприятий, которые занимаются переработкой нефтепродуктов. Подобные меры позволят нивелировать убытки компаниям, хотя ситуация неоднозначная. Эксперты заявляют, что уже сейчас деятельность в нефтяной отрасли часто убыточная из-за высокого налогообложения. Удастся ли чиновникам договориться с нефтяниками, чтобы предупредить рост цен, пока неизвестно.

Субъекты, которые совершают операции с нефтепродуктами, попадающие под акциз, должны подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам (форма КНД 1151039). Подается декларация также каждый месяц в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Декларация подается в налоговый орган по месту учета. При этом головные организации отчитываются по операциям с подакцизными товарами головного отделения, а обособленные подразделения – по операциям с подакцизными товарами. Когда операции проводила только обособка, то по месту нахождения головного офиса декларация не подается.

Крупнейшие налогоплательщики декларации по акцизам, включая и отчетность по своим обособленным подразделениям, подают в ФНС по месту своего учета, как крупнейшей компании. В этом случае ФНС самостоятельно направляет декларации по обособленным подразделениям в налоговые по месту нахождения этих обособок.

Сдать декларацию по акцизам можно на бумаге или в электронном виде. В первом случае потребуется личная явка в ФНС, либо направления отчета по почте. При подаче декларации в электронном виде она направляется через специального оператора или сайт ФНС.

Важно! Если среднесписочная численность работников за прошедший года составила более 100 человек, то декларация по акцизам подается в электронном виде.

Госдума утвердила ставки акцизов на 2021 год и право на повышенный вычет

При импорте подакцизных товаров, а также при реализации и передаче подакцизных товаров, произведенных на территории РФ.

Реализация подакцизных товаров — это переход права собственности на возмездной или безвозмездной основе, в том числе использование подакцизной продукции при натуральной оплате. При этом акцизы начисляются только в случае, когда право собственности переходит непосредственно от производителя подакцизных товаров (например, от изготовителя к оптовику). При дальнейшей перепродаже (например, при отгрузке от оптовика в розничную сеть) акцизы начислять не нужно.

Несложно спрогнозировать, как поднятие акцизов на бензин в 2020 году повлияет на цены на заправках. Дело в том, что в среднем на 65% стоимость топлива состоит из налогов. Кстати, это объясняет, почему скачки цен на нефтепродукты на мировом рынке не отражаются на ценниках на заправках.

В эту цифру входят не только акцизные платежи, но и НДС, а также другие налоги. Учитывая изменения налогового законодательства и поднятие НДС до 20%, практически все автомобилисты готовятся к подорожанию топлива.

По мнению экспертов, стоимость бензина вырастает от 7% до 15%. На примере одной машины можно посчитать, насколько вырастут расходы на топливо. Если человек владеет легковым автомобилем, который в среднем потребляет 9 л на 100 км, и проезжает за год 20 тыс. км, он будет тратить почти на 6 тыс. рублей больше за 12 месяцев. При условии, что бензин подорожает на 3 рубля (6,6%).

Сумма не критическая, если разбить ее на месяцы или недели, но расходы коммерческих компаний, которые занимаются перевозками и доставкой различных товаров и сырья существенно вырастут. Чтобы это компенсировать, они будут поднимать стоимость услуг и реализуемых товаров, а значит, повышение акцизов почувствуют не только автомобилисты, но и люди, которые и вовсе не имеют машины. Расчеты приведены по самым оптимистичным прогнозам. Другая ситуация сложится, если цена бензина вырастет на 15%.

Такой скачок заметят все граждане России без исключения.

Этиловый спирт и продукция, которая содержит более 9% такого спирта. Исключение составляют лекарства, а также ветеринарные препараты в емкостях не более 100 мл. Еще одно исключение — парфюмерно-косметические средства с долей этилового спирта до 80% включительно (при наличии пульверизатора — до 90% включительно), разлитые во флаконы до 100 мл., а также парфюмерно-косметическая продукция с долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл. включительно.

Кроме того, под акцизы подпадает алкогольная продукция, пиво, табачные изделия (в том числе предназначенные для потребления путем нагревания), легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), дизельное топливо, моторные масла, автомобильный и прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксил, авиационный керосин, природный газ, а также электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Эксперты делают неутешительные прогнозы. Счетная палата также заявляет о резком скачке цен, но чиновники утверждают обратное. Антон Силуанов заявил, что власти не допустят существенного подорожания цен из-за роста акцизов на бензин в 2021 году.

Чтобы предупредить проблему, чиновники рассматривают несколько возможных вариантов. Основную ставку делают на применение механизма отрицательного акциза для предприятий, которые занимаются переработкой нефтепродуктов. Подобные меры позволят нивелировать убытки компаниям, хотя ситуация неоднозначная. Эксперты заявляют, что уже сейчас деятельность в нефтяной отрасли часто убыточная из-за высокого налогообложения. Удастся ли чиновникам договориться с нефтяниками, чтобы предупредить рост цен, пока неизвестно.

Резервный вариант: что сделают с ценами на бензин

В случае нарушения сроков уплаты акциза, а также непредставлении декларации, налогоплательщику грозит штраф в следующих размерах (122 НК РФ):

  • 20% от недоимки в случае просрочки оплаты и недоплате;
  • 5% от начисленной суммы акциза в случае непредставления декларации, либо при нарушении сроков сдачи отчетности.

Важно! Сумма штрафа за непредставленную декларацию будет зависеть от того, своевременно ли был уплачен налог. Если налог перечислен в полном объеме, то штраф за непредставленную декларацию не будет превышать 1000 рублей.

Также следует помнить, что если компания должна подавать декларацию в ФНС в электронном виде, но представила ее на бумажном носителе, то штраф составит 200 рублей (119.1 НК РФ).

Для подтверждения права на вычет по акцизам переработчикам нефтепродуктов необходимо подготовить следующие документы:

  • свидетельство о регистрации лица, перерабатывающего нефть и нефтепродукты (копия);
  • договор на поставку нефтесырья на правах собственности;
  • договор на оказание услуг, связанных с переработкой нефтесырья;
  • счета-фактуры от поставщика нефтесырья;
  • документы, подтверждающие передачу нефтесырья на переработку (копии накладных на передачу в производство сырья, лимитно-заборных карт и т.д.).

Перечисленные документы предоставляются в налоговый орган вместе с декларацией в положенный срок.

В отличие от многих других стран, в России складывается поистине уникальная ситуация, когда на ценники АЗС в большей степени влияют налоги в цене бензина, а не рыночная цена нефти. Совокупная налоговая составляющая в розничной цене литра уже достигла 65% – это официальная оценка Федеральной антимонопольной службы. Сюда входит и НДС, и налог на добычу полезных ископаемых, и, конечно, акцизы.

Текущая ставка акциза на бензин составляет 8,2 тысячи рублей за тонну. В пересчете на литры (в одной тонне бензина примерно 1,33 тысяч литров) получится, что размер акциза составляет примерно 6,17 рубля на литр бензина. Соответственно, при увеличении акциза до 12 374 рублей за тонну, размер акциза в цене вырастет на 3,13 рублей на литр до 9,3 рублей. Это увеличение обязательно заложат в розничную цену товара.

На первый взгляд, три рубля могут показаться мелочью, однако при регулярном использовании даже обычной легковушки, ежегодные затраты на бензин только из-за акциза могут заметно подрасти.

Возьмем среднестатистического автовладельца. К примеру, его легковушка тратит 9 литров бензина на 100 километров пути, а в год он в среднем накатывает 20 тысяч километров. В таком случае при нынешней средней цене бензина в 45,3 рублей (представим, что она неизменна) получится, что в год на бензин он тратит 81 540 рублей. Если цена возрастёт на 3 рубля, а мы учитываем её рост только от акциза, то новая цена, соответственно, составит уже 48,3 рубля. В процентах она вырастет на 6,6%.

При тех же параметрах использования в год на бензин наш автомобилист будет тратить уже 87 174 рубля, то есть почти на 6 тысяч больше. Его расходы на бензин вырастут на 7%.

Для одного человека это не много, но автоперевозки – это кровеносная система всей экономики, повышение акцизов отразится на росте почти всех товаров а заодно и многих услуг, ведь в их цену закладывается стоимость перевозки самих товаров и сырья для их производства.

Отчетный период, за который происходит расчет акциза равен 1 месяцу. Как и в иные периоды, плательщики вправе получить налоговый вычет, с помощью которого происходит снижение налогового обязательства. Срок уплаты остался прежним – до 25 числа месяца, следующего за отчетным, необходимо перечислить рассчитанную сумму.

Сроки и порядок представления декларации

Субъекты, которые совершают операции с нефтепродуктами, попадающие под акциз, должны подавать в ФНС налоговую декларацию по акцизам (форма КНД 1151039). Подается декларация также каждый месяц в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Декларация подается в налоговый орган по месту учета. При этом головные организации отчитываются по операциям с подакцизными товарами головного отделения, а обособленные подразделения – по операциям с подакцизными товарами. Когда операции проводила только обособка, то по месту нахождения головного офиса декларация не подается.

Крупнейшие налогоплательщики декларации по акцизам, включая и отчетность по своим обособленным подразделениям, подают в ФНС по месту своего учета, как крупнейшей компании. В этом случае ФНС самостоятельно направляет декларации по обособленным подразделениям в налоговые по месту нахождения этих обособок.

Сдать декларацию по акцизам можно на бумаге или в электронном виде. В первом случае потребуется личная явка в ФНС, либо направления отчета по почте. При подаче декларации в электронном виде она направляется через специального оператора или сайт ФНС.

Важно! Если среднесписочная численность работников за прошедший года составила более 100 человек, то декларация по акцизам подается в электронном виде.

В России выросли акцизы на автомобили, бензин и дизельное топливо

Для подтверждения права на вычет по акцизам переработчикам нефтепродуктов необходимо подготовить следующие документы:

  • свидетельство о регистрации лица, перерабатывающего нефть и нефтепродукты (копия);
  • договор на поставку нефтесырья на правах собственности;
  • договор на оказание услуг, связанных с переработкой нефтесырья;
  • счета-фактуры от поставщика нефтесырья;
  • документы, подтверждающие передачу нефтесырья на переработку (копии накладных на передачу в производство сырья, лимитно-заборных карт и т.д.).

Перечисленные документы предоставляются в налоговый орган вместе с декларацией в положенный срок.

В бухгалтерском учете акциз отражается на 68 счете «Расчеты по налогам и сборам». С этой целью к данному счету открывается субсчет «Расчеты по акцизам».

Отражается или нет акциз при реализации подакцизного товара будет зависеть от того, принимает ли налогоплательщик начисленный акциз к вычету или нет.

Предъявленный покупателю акциз отражается в корреспонденции со счетом, на котором отражена выручка от реализации таких товаров.

При начислении акциза в случае реализации товаров проводка будет следующей:

Д90.4 (91.2) К68 субсчет «Расчеты по акцизам».

Если продавцом сумма акциза не выставляется покупателю, то сумма налога в бухучете отражается на 19 счете «Налог на добавленную стоимость», субсчете «Акцизы». Проводка при этом будет следующей:

Д19 субсчет «Акцизы» К68 субсчет «Расчеты по акцизам» – начисление акциза при реализации товара.

В случае безвозмездной передаче подакцизных товаров начисление акциза отражается в следующей проводкой:

Д91.2 К68 субсчет «Расчеты по акцизам».

В том случае, если данные расходы для целей налога на прибыль не учитываются, то происходит возникновение налоговых обязательств. Последние в бухучете отражаются следующей проводкой:

Д99 К68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2021 году ставка на бензин 5 класса равняется 12 752 рублей за тонну, Акциз на бензин более низкого класса в 2021 году останется на уровне в 13 100 рублей, в 2021 году увеличится до 13 624 рублей, в 2022 году — до 14 169 рублей. Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива.

Для того чтобы рассчитать сумму акциза, необходимо применить следующую формулу:

∑Акцизов = База налогообложения * Ставка

Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.

В качестве первого примера возьмем предприятие, реализующее бензин марки АИ-92. Для производства топлива используется бензин класса ниже, а именно АИ-76, в который добавляются различные присадки. Партия сырья в размере 100 тонн была приобретена организацией в 2007 году, когда ставка была 2657 рублей за тонну.
При производстве 92 бензина предприятие получило 110 тонн топлива. Сумма акциза будет равна:

110 тонн * 13 100 = 1 441 000 рублей.

Однако стоит отметить, что эта суммы может быть уменьшена на сумму акциза, которая была уплачена им при покупке сырья:

100 тонн * 2657 = 265 700 рублей.

Как видно из примера, большая разница ставок для промежутка времени в 10 лет не позволит уменьшить цену для конечного потребителя.

Другой пример отразит ситуацию на топливном рынке, которая характеризуется отсутствием у одного из контрагентов лицензии на производство. Так, организация, производящее топливо и не имеющая на это специального разрешения, продает другой организации крупную партию 92 бензина. В результате реализации 100 тонн топлива производитель обязан заплатить в бюджет, учитывая, что сделка происходит в 2021 году:

100 тонн * 13 100 = 1 310 000 рублей.

В этом случае, в связи с отсутствием разрешительных документов изготовитель не вправе пользоваться налоговым вычетом, поэтому уплатит государству всю сумму целиком.

С помощью последнего примера можно показать, что конечным плательщиком акциза является рядовой потребитель. Условно имеем трех участников рынка: завод-изготовитель, оптовый продавец и розничная автозаправочная станция. Проследим путь 95 бензина от изготовителя к водителю, заправляющему свой автомобиль.

Предприятие, производящее топливо, реализует тонну 95 бензина оптовой организации. При этом сделка облагается налогом:

1 тонна * 12 752 = 12 тысяч 752 рубля.

Такая же сумма акциза будет фигурировать и в сделке с розничной автозаправочной станцией. В конечном итоге сумму этого акциза розничный продавец включит в цену бензина за литр, который купит условный покупатель.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.