Налоги при продаже коммерческой недвижимости в 2021 году для юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги при продаже коммерческой недвижимости в 2021 году для юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Налоги при продаже недвижимости (договор купли-продажи):

  • налог с доходов физических лиц (НДФЛ) — 5%;
  • военный сбор — 1,5%.

Без уплаты этих сборов, нотариус не станет оформлять договор купли-продажи. В Налоговой службе отмечают, что рассчитывается налог при продаже объекта в зависимости от суммы дохода, которые получен от продажи такой недвижимости. Доход определяется от стоимости недвижимости, которая указывается в договоре купли-продажи.

Налог (НДФЛ) при продаже недвижимости зависит от нескольких факторов:

  • от вида проданного имущества;
  • от количества сделок в год (сделка купли-продажи является единственной в отчетном году);
  • является ли продавец резидентом Украины.

Если вы владеете недвижимостью более трех лет и осуществлено одно соглашение с объектом недвижимости, то такой доход не облагается налогом. Также если вы получили недвижимость в наследство, то такой объект можно продавать сразу. Условие о пребывании объекта в собственности более 3-х лет в этом случае не распространяется. Такой объект при продаже не облагается налогом.

Физлицо продает коммерческую недвижимость. Как платить налог с продажи?

При продаже земельного участка налог уплачивается также как и при продаже другой недвижимости. Есть определенные условия, когда продажа земельного участка не облагается налогом:

  • если земельный участок имеет сельскохозяйственное назначения;
  • если размер земельного участка не превышает нормы приватизации (Статья 121 Земельного кодекса Украины).

Чтобы земельный участок не облагался налогом, необходимо им владеть более 3-х лет. Это не касается ситуации получения участка по наследству.

Если продает недвижимость не гражданин Украины, то размер налога отличается. Налог при продаже недвижимости нерезидентом составляет:

  • 8% НДФЛ;
  • 1,5% военный сбор.

Ранее указанные исключения также относятся и к продавцу-нерезиденту.

Правила уплаты налогов действуют на все виды жилой недвижимости: квартиры или их части, комнаты, жилые дома, садовые и дачные дома.

Продавец может получить преференции только в выплате пошлины. Налог на продажу и военный сбор будут отсутствовать. Условие действительно, если с момента последней сделки по продаже недвижимости не прошло более 3-х лет. Кроме того, за указанный период это должна быть первая продажа для продавца.

При продаже недвижимости, кроме вышеуказанных налогов, продавец понесет дополнительные расходы – заказ кадастрового плана и справки из БТИ, оплата услуг нотариуса (при продаже недвижимости, указанные расходы несет исключительно продавец).

Согласно ст. 319 и ст. 320 Гражданского кодекса Украины владелец вправе распоряжаться своим имуществом, а также использовать его в русле предпринимательства в соответствии с нормами закона. На возможность передачи жилого помещения в нежилой фонд указывает ст. 8 Жилищного кодекса Украины. Такая передача должна проходить на условиях, определенных законодательной базой.

На основе этих норм права физические лица, владеющие жилой недвижимостью (например, квартирой или частным домом) могут отчуждать ее, после чего использовать под офис, склад, контору или гостиницу.

Правила перевода объектов жилого фонда в коммерческий устанавливают исполнительные органы местной власти – городские и районные советы, а также областные. Правила формируются согласно с нормами права. Продавая свою коммерческую недвижимость, физическое лицо уплачивает государственный налог в зависимости от суммы договора. Размер налоговой ставки определяется по общей схеме налогообложения.

Налоговый кодекс Украины устанавливает категории объектов недвижимости, которые являются частью нежилого фонда. Согласно п. 14.1.1291 этого документа, к ним относят:

  • гостиницы, турбазы, дома отдыха, кемпинги, развлекательные комплексы;
  • рестораны, бары, заведения общественного питания, включая их склады;
  • офисные помещения;
  • административные здания, конторы;
  • торговые центры, крытые рынки, магазины, выставочные павильоны;
  • СТО, крытые стоянки, гаражи;
  • промышленные помещения и склады;
  • хозяйственные постройки, приусадебные здания, мастерские;
  • казино, игорные дома, концертные помещения и здания для публичных мероприятий;
  • трансформаторные подстанции;
  • прочие помещения.

Каждое нежилое помещение должно иметь технический паспорт. Для промышленных предприятий статус недвижимого имущества определен законодательно, что регулирует удержание налогов при продаже коммерческих помещений юридическими лицами.

Статья 191 Гражданского кодекса Украины постулирует, что предприятие является единым имущественным комплексом, который используется для предпринимательской деятельности. Крупный холдинг или небольшая фирма может быть объектом договоров и сделок целиком или частями, что не влияет на ставку налога. Юридическое лицо, выступающее в роли продавца недвижимости, получает денежную сумму по договору, которая вносится в государственную базу начисления налога на доходы предприятий.

Законодательная база предусматривает запрет на отчуждение недвижимости, относящейся к нежилому фонду. Он действует в случае, если есть судебное решение по поводу отягощений, отвечающих нормам закона.

Для ФЛП предусмотрено юридическое ограничение, которое касается упрощенного налогообложения. Оно возникает при проведении ряда операций с недвижимостью, которые совершаются в русле деятельности предпринимателя. Соответствующие нормы закреплены в п. 291.5.3 Налогового кодекса Украины. ФЛП, относящиеся к I-III группам, не могут использовать единый налог, если являются арендодателями:

  • нежилых помещений и коммерческих зданий, суммарная площадь которых превышает 300 м2;
  • земельных участков суммарной площадью более 2000 м2.

В указанных случаях предприниматели уплачивают налоги с продажи недвижимости из коммерческого фонда по общей схеме налогообложения.

Какая ставка налога уплачивается из договорной суммы при купле-продаже или других операциях с коммерческой недвижимостью, зависит от статуса продавца – к какому типу субъектов хозяйственной деятельности он относится. Сбор налогов регламентирован Налоговым и Гражданским кодексами, а также законодательными актами Министерства юстиции и Кабинета министров Украины для нотариусов, касающиеся регистрации таких договоров.

Доход от продажи коммерческих помещений и зданий облагается налогом в размере 18 % для юридических лиц, резидентов или нерезидентов Украины и 5 % для физических лиц-предпринимателей или владельцев коммерческой недвижимости, при соблюдении определенных условий.

При купле-продаже или других операциях с коммерческой недвижимостью государство удерживает пошлину за совершение нотариальных действий по заверке договора. Согласно ст. 3 декрета «О государственной пошлине», выданного Кабинетом министров Украины, ее размер составляет 1 % от суммы сделки, но не менее одного необлагаемого минимума. Если юридическое лицо приобретает имущество, находящееся в государственной собственности, ставка такой пошлины составляет 0,1 % от суммы договора.

Продавец нежилой недвижимости обязан оплатить военный сбор, размер которого составляет 1,5% от стоимости объекта продажи. Факт его оплаты нужно будет подтвердить нотариусу при заверке договора. Покупатель оплачивает обязательный взнос в Пенсионный фонд в размере 1% от суммы, указанной в договоре купли-продажи. Чтобы корректно определить стоимость объекта недвижимости, можно воспользоваться услугами экспертной оценки.

Проводить операции с коммерческой недвижимостью могут как юридические лица, так и ФЛП, физические лица, являющиеся ее собственниками. Перечень таких объектов и ряд ограничений на их отчуждение определяется нормами закона. Ставка взимаемого налога при купле-продаже коммерческих помещений регламентирована Налоговым кодексом Украины. Дополнительно удерживаются пошлины по нотариальной заверке, обязательный взнос в Пенсионный фонд и военный сбор.

Продажа нежилой недвижимости: бухучет и налогообложение

Вы должны предоставить декларацию по форме 3-НДФЛ, которая подается по истечении календарного года, в течение которого была проведена сделка по отчуждению объекта недвижимости. Срок ее подачи – не позднее 1 мая. Декларацию Вы можете подать лично либо заполнить ее через личный кабинет ФНС. Налог нужно заплатить с разницы между налогооблагаемой базой (то есть 70% от кадастровой стоимости) и 490 тысяч рублей – с получившейся суммы Вы заплатите 13%. Данные правила действительны только для физических лиц.

Продавать и покупать коммерческие объекты в Украине могут ФЛП, юридические лица, обычные граждане. Вопросы налогообложения в этих случаях регулирует НКУ (ст. 172, 167 и частично ст. 173), и гражданский Кодекс.

Право собственности на квартиру дает возможность вывести ее из жилого фонда для использования в коммерческих целях. Если вам необходима консультация у юриста по недвижимости, получить ее можно в Одессе в компании Документы.

Налог на продажу квартиры, переведенной в нежилое помещение, колебаться в диапазон 6 — 20,5% стоимости (оценки). Обязательный документ, подтверждающий статус помещения как нежилое – это технический паспорт на квартиру, здание или объект.

Собственник имущества, владеющий им менее 3-х лет, при продаже оплачивает:

  • налог на доход (юридическое лицо – 18%, а ФЛП 5%);
  • госпошлину – 1% от стоимости договора либо оценки, если она выше;
  • военный сбор составляет 1,5%.

Если коммерческая недвижимость является собственностью продавца ФЛП более 3-х лет, или это его первая продажа имущества на протяжении года, он сплачивает в казну 5%.

Если продавец нерезидент, налог на продажу квартиры, не являющейся жилым фондом, составит 18% договорной (или оценочной) величины, госпошлина — 1%, государству оплачивается и военный сбор — 1,5%.

Право на льготу при оформлении договора отчуждения у государственного нотариуса предоставляется пострадавшим от Чернобыльской катастрофы (1-4 категория), людям с инвалидностью 1 и 2 группы, инвалидам ВОВ.

Компания Документы разъясняет, что в качестве пошлин и сборов уплачиваются:

  • пошлина государству при нотариальном заверении купли-продажи в размере 1% от стоимости, но не может быть меньше необлагаемого минимума дохода граждан. При покупке государственной собственности юридическим лицом пошлина равна 0,1% от стоимости объекта;
  • взнос в Пенсионный фонд составляет 1% от цены отчуждаемой собственности;
  • военный сбор взымается с суммы сделки в размере 1,5%.

Факт уплаты военного сбора следует подтвердить документально при заверении документов по сделке у нотариуса.

Продажа имущества без налога и декларации: новые условия с 2021 года

Лицо, получившее в дар объект недвижимости обязано уплатить НДФЛ. Данная обязанность обеспечивается поправками в Налоговый Кодекс, которые вступают в силу с января 2021 года. При этом в качестве налоговой базы берется кадастровая стоимость объекта, которая действовала на момент регистрации права собственности.

Размер налога на дарение равен 13% от кадастровой стоимости “подарка”. При этом законодатель четко устанавливает сроки уплаты налога: до 30 апреля следующего года. Например, гражданин, не являющийся близким родственником дарителя, получил в дар квартиру 1 августа 2020 года. В данной случае он обязан передать декларацию формы 3-НДФЛ в налоговую службу по месту регистрации не позднее 30 апреля 2021 года.

В соответствии с п.4 ст.228 налог на дарение недвижимости должен быть уплачен до 15 июля года, следующего за отчетным периодов (в случае выше приведенного примера — до 15 июля 2021 года).

Следует учесть, что не все одаряемые должны платить налог на недвижимость с физических лиц.

От уплаты налога освобождаются близкие родственники дарителя, к числу которых относятся (в соответствии со ст. 14 СК РФ):

  • родители и дети (в том числе усыновители и усыновленные);
  • дедушки/бабушки;

  • внуки;

  • братья и сестры (в том числе неполнородные).

Кроме вышеперечисленных лиц, от налога на подаренную недвижимость освобождаются родственники, которые ведут с дарителем совместное хозяйство и проживают с ним на одной территории.

Если возникла необходимость продать жилье до того, как истечет минимальный срок пользования, владельцу придется уплатить налог. Однако и в данной ситуации государство стоит на стороне гражданина. На законодательном уровне предусмотрены налоговые льготы, которые существенно снижают налог от продажи квартиры или дома.

Уменьшить налог можно следующими способами:

  1. Применение имущественного вычета.

  2. Покупка и продажа одного объекта в течение календарного года.

  3. Продажа имущественных долей отдельными договорами.

Все вышеперечисленные способами затрагивают применение имущественного вычета.

Имущественный вычет — это сумма, на которую уменьшается налогооблагаемый доход. То есть НДФЛ уплачивается не со всей суммы дохода, а с разницы между доходом и суммой вычета.

Подводя итоги, хочется выделить основные изменения в отношении сделок с недвижимостью, которые вступят в законную силу с 1 января 2021 года.

  1. Во-первых, в России вводится прогрессивная налоговая шкала. Теперь к лицам, которые имеют годовой доход выше 5 млн руб, будет применяться повышенная налоговая ставка — 15%. При этом данное изменения касается не только обеспеченных слоев населения. Если лицо продает недвижимое имущество, стоимость которого равна или выше 5 млн руб, к нему также применяется повышенный налоговый коэффициент (15%).
  2. Во-вторых, обязанность по уплате налога появляется у владельца недвижимого объекта в случае, если между приобретением право собственности и продажей прошло менее 3 лет.
  3. Третье изменение коснулось нерезидентов РФ. Данная категория граждан освобождается от уплаты НДФЛ уже после 5 лет владения недвижимым имуществом.

Получить юридическую помощь по вопросам коронавируса можно на нашем сайте.

  • Размер налога может отличаться в разных населенных пунктах, ведь местные власти вправе устанавливать свой размер ставки. Единственное ограничение — ставка налога не может превышать 1,5% минимальной зарплаты. В 2020 эта сумма равнялась 62,5 гривен, а в 2021 году — 70,8 гривен.

  • Местные власти также могут увеличивать «норму». Например, для населенного пункта может быть установлено, что налог применяется к квартирам, площадь которых превышает не 60, а 70 кв. метров.

Каждому украинцу, кто по мнению государства живёт слишком хорошо, по месту регистрации придёт платёжка из налоговой, которую нужно оплатить в банке. Как правило, налоговые уведомления-решения физическим лицам должны прийти до 1 июля 2021 года. Оплатить нужно в течение 60 дней с момента вручения налогового уведомления. Если задержать платёж, то будут начислены штрафы и пеня.

Теперь, если ваша квартира больше 60 метров, такие платёжки будут приходить ежегодно.

Налоги при операциях с недвижимостью в Украине в 2021 году

Если контролирующий орган не вручил налоговое/налоговые уведомления-решения до 1 июля года, следующего за отчетным, физические лица освобождаются от ответственности за несвоевременную уплату налогового обязательства (пп. 266.10.2 НКУ) – так нам пояснили в ГФС.

Другими словами, в этом случае не будут начислены штрафы и пеня, однако сам налог уплатить всё равно придётся.

В соответствии с законом, налогом облагаются:

  • Квартира, комната в коммунальной квартире.
  • Частный дом, дача.
  • Гараж, сарай, летняя кухня.

Большинство местных советов установило нулевую ставку налога на хозяйственные постройки (гаражи, сараи, подвалы), поэтому платить налог на них не нужно.

Платить налог нужно не за всю площадь квартиры или дома, а только за квадратные метры, превышающие льготную площадь.

Как правило, ставку налога на недвижимость устанавливают местные органы власти, поэтому она отличается в разных городах и может меняться каждый год. Если в 2016 году она была от 0 до 3 процентов минимальной заработной платы, то позже, в 2017 и 2018 годах, максимальную ставку уменьшили до 1.5%.

На сегодняшний день ставка налога на общегосударственном уровне ограничена – не более 1,5% от минимальной зарплаты, установленной законом на 1 января отчетного года за 1 квадратный метр.

В Харькове, Запорожье, Сумах ставка налога для оплаты была 2%. А в Киеве, Львове, Херсоне, Тернополе, Николаеве, Ужгороде, Черкассах, Хмельницком, Полтаве, Черновцах, Чернигове и Луцке – 1%. В Ровно, Львове и Кропивницком – 0,5%.

На 1 января 2016 года минимальная зарплата была 1378 гривен. Следовательно, сумма налога в Харькове и Запорожье за 1 кв. м. сверх льготной площади равна 27,56 гривен.

В 2019 году по всей Украине ставки налога уменьшились с максимальных 3% до 1,5%. Это связано с выросшей минимальной заработной платой. Но в денежном выражении платить нужно будет всё равно больше.

Если в 2017 году вы заплатили за лишние 40 квадратных метров 550 гривен, то уже в 2019 и 2020 году придётся оплатить больше тысячи.

Налог зависит от ставки в вашем городе. Как правило, она может быть от 0,5% до 1,5% от минимальной зарплаты в 3723 гривны в 2018 году, 4173 гривны в 2019 году и 4723 в 2020 году. Но местные органы власти своим решением могут её изменить. Итого получается, нужно умножить лишнюю площадь на сумму от 18,6 гривен до 56 в 2018 году и от 20,9 гривен до 62,6 в 2019 году. Так рассчитывается итоговый платёж налога, который вы должны уплатить за недвижимость в Украине. Если налог за 2019 год вы должны уплатить в 2020 году, то налог за 2020 год нужно платить в 2021 году.

Пример: У вас квартира в 100 квадратных метров. Лишняя площадь, облагаемая налогом, составляет 40 метров. Допустим ставка 1,5%. Умножаем 40 метров на 56 гривен и получаем общий итоговый платёж налога в 2240 гривен в год. Если ставка 0,5%, то вы заплатите 744 гривны и 1489, если ставка 1%. Это расчёт налога за 2018 год, когда минимальная зарплата была 3723 гривны.

За 2019 год налог рассчитывается аналогично с учётом минимальной зарплаты 4173 гривны. Оплату за 2019 год из расчёта минималки 4173 гривны нужно будет производить в 2020 году. Платить налог за 2020 год по ставке 4723 нужно в 2021 году.

Налоги при купле-продаже коммерческой недвижимости в Украине

В 2019 году нужно платить налог за 2018 год. Минималка 3723. Льготная площаль 60 и 120 кв. м. Ставка налога 1.25%. Платить нужно 46, 54 гривны за метр.

В 2020 году нужно платить налог за 2019 год. Минималка 4173. Льготная площадь 60 и 120 кв. м. Ставка налога 1,5%. Платить нужно 62,60 гривны за метр.

В 2021 году нужно платить налог за 2020 год. Минималка 4723. Льготная площадь 60 и 120 кв. м. Ставка налога 1,5%. Платить нужно 70,84 гривен за метр.

В 2022 году нужно платить налог за 2021 год. Минималка 6000. Льготная площадь 60 и 120 кв. м. Ставка налога 1,5%. Платить нужно 90 гривен за метр.

Кроме того, в Киеве действует норма о понижающем коэффициенте 0,75 при налогообложении недвижимости физических лиц, поэтому сумма оплаты налога будет немного меньшей.

Рассчитываем налог. Сделать это очень просто. Для этого базу налогообложения (т. е. общую площадь каждого объекта недвижимости в кв. м) надо умножить на соответствующую ставку в грн./кв. м (не забудьте применить к ней коэффициент 0,5, если ваш местный совет с начала 2017 года не соизволил утвердить новые ставки!) и полученные результаты сложить.

  • В текущем году введут единую базу ставок местных налогов, которая будет размещаться на сайте ГФСУ. В случае выявления ошибок в такой сводной информации к плательщикам штрафные санкции и пеня за нарушения, вызванные такой ошибкой, применяться не будут.
  • Фискалы утверждают, что здания промышленности не являются объектами налогообложения лишь в случае, если они принадлежат промышленным предприятиям и используются в производстве. Если же, скажем, такие здания находятся на реконструкции или переданы в аренду, то освобождение от налога на них не распространяется.
  • Чтобы не платить налог, аграрии должны использовать объекты освобожденной недвижимости непосредственно в сельхоздеятельности. Если здание/сооружение используется не по назначению (например, передано в аренду), то оно подлежит налогообложению на общих основаниях.
  • За «необъектные» объекты недвижимости налогоплательщики декларацию не подают. А вот те объекты, по которым предоставлена льгота по этому налогу, следует задекларировать и, кроме «недвижимой» отчетности, подать еще и Отчет о суммах налоговых льгот.
  • Фискалы утверждают, что коэффициент 0,5 к ставкам «недвижимого» налога в 2018 году не применяется. По нашему мнению, пока местный совет в явном виде не примет решения об установлении ставок налога на недвижимость вместо тех, которые были утверждены до 01.01.2017 г., коэффициент 0,5 к старым ставкам продолжает применяться.

Чтобы понять, когда и кому нужно платить подоходный налог при продаже недвижимости в Украине в 2021 году, важно ответить себе на ряд вопросов:

  • Сколько сделок купли-продажи у вас было за отчетный год? Если больше 1, то налог на каждую следующую придется платить.
  • Сколько лет вы владеете квартирой или домом, выставленным на продажу? Если меньше 3 лет, готовьтесь к дополнительным платежам.

Условно говоря, если для вас перепродажа квартир — бизнес, вы инвестировали в больше, чем одну квартиру, и пытаетесь обе продать в одном налоговом году, придется вынуть из своего кармана 5% от стоимости лота.

Инвестиции в недвижимость в Украине среди граждан других стран становятся все более популярными. Их часть в общей структуре рынка на данный момент достигает около 10%, в то время как еще в 2018-м была на уровне 5%.

Чаще других украинские квартиры для инвестиций выбирают граждане Азербайджана, Грузии, Израиля, Германии, Литвы по причине низкого порога входа, минимальных сроков возврата и высокой окупаемости инвестиций.

Для резидентов размер налога на доходы физических лиц при продаже недвижимости в Украине в 2021 году составляет 18%.

Согласно части первой ст. 79¹ Земельного кодекса формирование земельного участка заключается в определении его как объекта гражданских прав, то есть предусматривает определение его площади, границ и внесения информации о нем в Государственный земельный кадастр.

Земельный участок считается сформированным с момента присвоения ему кадастрового номера.

Земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента его формирования (кроме случаев субаренды, сервитута в отношении частей земельных участков) и государственной регистрации права собственности на него. Государственная регистрация вещных прав на земельные участки осуществляется после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре (части девятая, десятая ст. 79¹ Земельного кодекса).

Таким образом, для того чтобы продать недвижимое имущество в виде земельного участка, на такой участок необходимо иметь кадастровый номер (часть шестая ст. 120, часть вторая ст. 132 Земельного кодекса). Следует отметить, что согласно пп. 3.3 п. 3 главы 2 раздела ІІ Порядка № 296/5 при удостоверении договора об отчуждении земельного участка как самостоятельного объекта гражданского правоотношения нотариус затребует извлечение из Государственного земельного кадастра. На такой участок по общему правилу должны быть зарегистрированы вещные права. Частью шестой ст. 3 Закона о госрегистрации установлено, что любые сделки по недвижимому имуществу (отчуждение, управление, ипотека и т. п.) совершаются, если право собственности или другое вещное право на такое имущество зарегистрировано согласно этому Закону, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой ст. 3 и ст. 4¹ упомянутого Закона. В части четвертой ст. 3 Закона о госрегистрации речь идет о том, что права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до вступления в силу этого Закона, признаются действительными в случае отсутствия их государственной регистрации при таких условиях: если регистрация прав и их обременений проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения, или если на момент возникновения прав и их обременений действовало законодательство, не предусматривавшее обязательной регистрации таких прав и их обременений.

Факт регистрации вещных прав подтверждается Свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество (выдается в случаях, указанных в части первой ст. 18 Закона о госрегистрации), извлечением из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество или Государственным актом на землю (на земельные участки, права на которые зарегистрированы до 01.01.2013 г.) (ст. 18 Закона о госрегистрации, подпункты 1.4 и 1.7 п. 1 главы 2 раздела ІІ Порядка № 296/5).

Если кадастрового номера и/или документа о регистрации прав нет, прежде всего следует побеспокоиться о решении этого вопроса и только потом продавать.

Определения понятий зданий и сооружений даны в Налоговом кодексе, НС № 2, ДБН А.2.2-3-2012, а в последнем — еще и определение дома.

Каждое из определений применяется в контексте соответствующего нормативного акта. Вместе с тем они дают достаточно полное представление о соответствующих недвижимых объектах.

Как и в случае с земельными участками, здания и сооружения можно продать, только если право собственности на них зарегистрировано согласно требованиям Закона о госрегистрации, кроме определенных исключений.

Объекты незавершенного строительства — здания, сооружения или передающие устройства, которые фактически не эксплуатируются вследствие того, что находятся в недостроенном состоянии (п. 2 НС № 2).

Согласно части третьей ст. 331 Гражданского кодекса до завершения строительства (создания имущества) лицо считается собственником материалов, оборудования и т. п., использованных в процессе этого строительства (создания имущества). В случае необходимости такое лицо может заключить договор об объекте незавершенного строительства, право собственности на который регистрируется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании документов, подтверждающих право собственности или пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, разрешения на выполнение строительных работ, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.

Статьей 1 Закона о госрегистрации определено, что государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства и их обременений в случаях, установленных законом, проводится в порядке, определенном этим Законом, с учетом особенностей правового статуса такого объекта.

Из изложенного следует, что полноценным объектом недвижимости, который можно продавать, объект незавершенного строительства становится только после его государственной регистрации. Поэтому если юридическое лицо планирует продать такой объект, оно должно его прежде всего зарегистрировать у государственного регистратора.

Согласно части первой ст. 181 Гражданского кодекса режим недвижимой вещи может быть распространен законом на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а также другие вещи, права на которые подлежат государственной регистрации.

В этой статье такие специфические объекты не рассматриваются.

Если юридическое лицо планирует продать только часть принадлежащего ему объекта недвижимости (кроме земельного участка), то необходимо прежде всего осуществить выдел такой части. Особенности осуществления этой процедуры определены Инструкцией № 55.

Переход права собственности или пользования на земельный участок, на котором расположены продающиеся здания (кроме многоквартирных домов), сооружения

Следует отметить, что согласно ст. 377 Гражданского кодекса к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, право пользования земельным участком, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения, в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землевладельца (землепользователя). Размер и кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с переходом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, являются существенными условиями договора, предусматривающего получение права собственности на эти объекты (кроме многоквартирных домов).

То есть продавать здание (кроме многоквартирных домов), сооружение можно только вместе с земельным участком, на котором оно размещено.

Договор купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению, кроме договоров купли-продажи имущества, находящегося в налоговом залоге (ст. 657 Гражданского кодекса).

Кроме того, согласно части первой ст. 182 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

В соответствии с частями третьей и четвертой ст. 334 этого Кодекса право собственности на имущество по договору, подлежащему нотариальному удостоверению, возникает у приобретателя с момента такого удостоверения или с момента вступления в законную силу решения суда о признании договора, не удостоверенного нотариально, действительным. Права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают со дня такой регистрации в соответствии с законом.

Частью пятой ст. 3 Закона о госрегистрации установлено, что государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства проводится нотариусом, которым совершено такое действие.

Из изложенного следует, что нотариальное удостоверение договора купли-продажи недвижимого имущества и государственная регистрация прав на него осуществляются нотариусом одновременно. Именно в этот момент (нотариального удостоверения договора и осуществления государственной регистрации прав) право собственности переходит от продавца недвижимости к покупателю.

Следует отметить, что фактическая (физическая) передача недвижимости от продавца покупателю может осуществляться как до, так и после этого момента передачи права собственности, что должно предусматриваться договором купли-продажи. Оформляется такая передача Актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая форма № ОЗ-1, утвержденная приказом № 352).

Согласно п. 1.2 Инструкции № 127 техническая инвентаризация проводится в следующих случаях:

  • перед принятием в эксплуатацию завершенных строительством объектов, в том числе после проведения реконструкции и капитального ремонта;
  • перед проведением государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства;
  • перед проведением государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, который образовался в результате деления, объединения объекта недвижимого имущества или выделения доли из объекта недвижимого имущества, кроме случаев, когда в результате такого деления, объединения или выделения доли завершенный строительством объект принимался в эксплуатацию.

В других случаях техническая инвентаризация проводится по желанию заказчика.

Перечень объектов прописан в законодательных актах. Под жилой недвижимостью подразумеваются квартиры, дома, пристройки к ним, жилье в малогабаритках, коттеджи, дачи, садовые домики. К нежилому фонду относятся следующие строения: отели, гостиницы, торговые, офисные здания, склады промышленного назначения, хозяйственные постройки, гаражи и другая нежилая квадратура.

Налог на недвижимое имущество нежилого назначения и жилого не снимается если объект является государственным, муниципальным, находится в зоне отчуждения, если это детский дом или другая недвижимость, где проживают дети-сироты. Также налогообложению не подлежат промышленные и сельхозпредприятия, объекты, владельцами которых являются лица с ограниченными возможностями.

Полностью ознакомиться с перечнем жилого и нежилого фонда, узнать, что подлежит налогообложению поможет консультация юриста или ознакомления с новшествами в законодательных актах.

Первые серьезные изменения законодательство, а именно, налог на недвижимость претерпел в 2015 году. Главными из них являются:

налогообложение коснулось как жилого, так и нежилого фонда, ранее, налог вычитался только из жилой недвижимости;

  • были внесены изменения по установлению льгот на некоторые объекты, перечень и размер определялся и устанавливался органами местного самоуправления;
  • размер налоговых ставок Стад утверждаться местными органами, при этом он не мог быть более 2% от законодательно установленной в Украине минималки за 1м2.

Как рассчитать налог на продажу нежилого помещения?

Законодательством предусмотрены льготы на недвижимость для объектов, указанных в законодательстве Украины. Согласно документу льгота для физлиц предусмотрена на такие объекты недвижимости:

  • для одной или нескольких квартир – общая льгота составляет 60м2;
  • для одного или нескольких жилых домов – общая сумма льготы составляет 120м2;
  • при наличии в собственности разнотипной недвижимости – общая сумма льготы составляет 180 м2.

Какой налог на недвижимость для пенсионеров, физ – и юрлиц сообщают сотрудники налогового органа. При несогласии с предъявленной суммой лицо может подать заявление для проведения повторной проверки с целью опровержения имеющейся в налоговой службе информации. Контролирующие органы имеют право проверить количество объектов, находящихся в личной собственности налогоплательщика, квадратуру помещений, право на льготу по уплате налога на недвижимость, правильность начисления размера налоговой ставки, общую сумму начисления.

При выявлении расхождений между имеющимися и полученными данными, несоответствия документов, неправильности начисления суммы налога и других фактов проводятся соответствующие перерасчеты.

Расчеты по уплате налога проводятся в соответствии с требованиями законодательства, для юридических лиц до 20.02 ежегодно в виде представления декларации в налоговую службу.

В 2021 году законодательные требования в части уплаты налога на недвижимость практически не претерпели изменений. При этом не исключено, что в конце этого года будут рассмотрены и приняты некоторые законопроекты. Расчеты и суммы налогов, сроки уплаты остались на уровне 2020 года. Регулярное ознакомление с законодательными актами позволит всегда оставаться в курсе событий.

Згідно з новим податковим законодавством, податок на комерційну нерухомість вважається місцевим, тому з 2014 року всі кошти зы сплати даного обов’язкового збору надходять на рахунки місцевої громади. Також органам місцевого самоврядування (сільські, селищні, міські ради) делеговані повноваження щодо встановлення податкової ставки. При розгляді цього питання вони керуються двома основними параметрами:

  • тип нежитлового нерухомого майна;
  • місце розташування об’єкта в межах населеного пункту.

Без урахування таких умов, від яких залежить прибутковість власників комерційної нерухомості (престижність району, кількість клієнтів та інше), існує ризик, що такий обов’язковий збір стане непосильною ношею для більшості потенційних платників податків. При цьому в українському законодавстві чітко не врегульовано порядок поділу населеного пункту на зони або сектора для диференціації податку на комерційну нерухомість, тому дане питання залишається виключно в компетенції органів місцевого самоврядування.

Згідно з останніми змінами в Податковому кодексі, збільшилася верхня межа ставки податку. Тепер вона становить 3% від мінімальної заробітної плати, яка законодавчо встановлена на 1 січня звітного року (для 2016 року вона становила 1378 грн). Тому максимальний розмір податку для сплати власниками нерухомості в поточному році — 41, 34 грн / кв. м. При цьому податкова ставка вважається рівною 0% до прийняття відповідного рішення місцевими органами самоврядування (міський виконавчий комітет, обласна адміністрація та інші).

Цей обов’язковий платіж нараховується державною податковою інспекцією за місцем реєстрації платника податків. Відповідне письмове повідомлення приходить в період з травня по липень, а якщо цього не відбулося, але власник підпадає під дію податку, то необхідно самостійно звернутися до відповідних державних контролюючих органів.

Налоги при продаже/покупке недвижимости

Изученные нами выше нормы права регламентируют в равной степени правоотношения, связанные с налогообложением как жилой, так и коммерческой недвижимости. Без разницы, что продает гражданин — квартиру, гараж, офис — в отношении налогообложения получаемых доходов будут действовать одни и те же нормы права, закрепленные в НК РФ. Налог с продажи офиса физическим лицом начисляется по тем же основным принципам, что и с реализацией квартиры.

Вместе с тем, законодательство, регламентирующее налогообложение соответствующей выручки, заметно отличается от законодательства, определяющего порядок исчисления налоговых вычетов — важнейшей составляющей расчета итоговой суммы платежа в бюджет. Так, данные вычеты можно получать только с жилой недвижимости. С коммерческой — нельзя.

В числе иных доступных владельцу жилой недвижимости вычетов по закону — 1 000 000 рублей, который можно использовать для снижения налогооблагаемой базы в тех случаях, когда продавец не может подтвердить расходы на покупку квартиры (чтобы использовать именно их для снижения базы по НДФЛ). Владелец коммерческой недвижимости не наделен подобной привилегией.

Но, так или иначе, в данном случае — речь именно о доходах с продажи имущества, причем, коммерческого назначения. Рассмотрим несколько возможных сценариев начисления налогов на них.

Пример 1.

Васильев А.С. в 2015 году купил офис за 2 000 000 рублей, а летом 2016-го смог реализовать его за 2 100 000 рублей. Поскольку Васильев не владел недвижимостью 3 года, то обязан будет исчислить с полученной выручки НДФЛ по налогооблагаемой базе в виде разницы между выручкой и расходами на покупку офиса — то есть, со 100 000 рублей. НДФЛ, таким образом, составит 13 000 рублей.

Пример 2.

Никифоров В.Н. в 2011 году купил офис за 1 000 000 рублей, а летом 2016-го реализовал его за 1 500 000 рублей. Поскольку Никифоров владел офисом более 3 лет, то он не обязан будет уплачивать никаких налогов.

Пример 3.

Савельев А.В. в 2014 году купил офис за 1 500 000 рублей, а летом 2016-го продал его за 1 600 000 рублей. Вместе с тем, Савельев утерял документы, подтверждающие покупку данного офиса, вследствие чего обязан будет заплатить после его продажи налог со всего дохода — 208 000 рублей (13% от 1 600 000).

Действительно, с точки зрения законодательства РФ ИП — это также физическое лицо. Однако, то, каким образом он будет исчислять налог с продажи офиса, может определяться не только нормами статей 217 и 217.1 НК РФ, но также и нормами права, которые регламентируют порядок уплаты налогов на выручку, полученную ИП в бизнесе.

В случае, если ИП не использовал реализованный офис в бизнесе — налогообложение выручки с реализации данного объекта будет осуществляться в том же порядке, что изучен нами выше — в этом смысле статус индивидуального предпринимателя ничего не меняет.

Однако, если ИП использовал проданный офис в бизнесе, то налогообложение выручки с реализации соответствующего объекта будет осуществляться — вне зависимости от длительности пользования офисом, по ставке:

  • 13% — если ИП работает по общей системе налогообложения или ОСН;
  • 6% или 15% — если ИП работает по упрощенной системе или УСН (соответственно, по схеме «доходы» или же схеме «доходы минус расходы»).

При этом, расходы на покупку офиса (если не используется УСН «доходы») могут учитываться только в том налоговом периоде, в котором он был продан.

Более того, если продажа идет в рамках ОСН, то ИП также должен будет уплатить с полученных доходов НДС по установленной ставке (в общем случае — 18%). Можно отметить, что, в целом, по тем же принципам осуществляется налогообложение при продаже недвижимости юридическими лицами.

Таким образом, купля-продажа офиса индивидуальным предпринимателем может быть не самой выгодной процедурой с точки зрения налогообложения — если продаваемые объекты будут классифицированы как те, что используются ИП в бизнесе. Налоговых льгот в этом случае ИП — несмотря на то, что является по законодательству физлицом, имеет намного меньше, чем гражданин, не зарегистрированный как ИП и осуществляющий те же операции купли-продажи коммерческой недвижимости.

Между правительством и народом существует неразрешимое противоречие: с одной стороны, правительство стремится собрать с народа максимальное количество налогов, с другой – оно тут же начинает их тратить на то, в чем народ вовсе не нуждается… Поэтому не имеет смыла транжирить свои денежки в казино либо на скачках – правительство сделает это намного лучше меня /Боб Хоуп, известный американский артист/.

Прежде всего, необходимо отметить, что каждый объект основных средств, который предназначается для продажи, подлежит переводу в категорию «содержащихся для продажи необоротных активов и групп выбытия». Такая операция имеет свой порядок оформления и подлежит отражению в бухгалтерском учете (счет учета 28.6).

Следует отметить, что перечень первичных документов, служащих для учета основных средств утвержден приказом Минстата (№352 от 29/XII 1995-го года). В качестве основного документа выступает акт внутреннего перемещения (приема-передачи) основных средств (ф. ОЗ-1). Данный акт служит для отражения следующих операций:

  • для зачисления вновь приобретенных (построенных) помещений в состав ОС;
  • при их вводе в эксплуатацию;
  • при внутренних перемещениях;
  • при выводе из состава ОС.

Дата оформления акта является датой исключения предназначенного для продажи помещения из состава ОС. Отметки о выбытия помещения из состава ОС, кроме этого, вносятся в следующие документы учета:

  • в инвентаризационную карточку ОС (ф. ОЗ-6);
  • в инвентаризационный список ОС (ф. ОЗ-9).

При продаже помещений (как и любых прочих объектов недвижимости), согласно положениям НКУ (ст.188.1), при определении базы обложения следует исходить из договорной стоимости объекта. Однако, начиная с января месяца 2016-го года, данный показатель не может иметь меньшее значение, нежели балансовая (остаточная) стоимость помещения, сложившаяся на начало периода, в котором осуществляется поставка. Если у продавца по как-либо причине отсутствуют данные бухгалтерского учета (например, он не велся вовсе), следует исходить из методики определения обычной цены.

Следует отметить, что определение понятию «обычная цена» дано в НКУ. Согласно положениям ст.14.1.71, — это «цена, определенная (если законодательно не установлено иное) условиями договора». Таким образом (до того момента, пока не доказано обратное), цена договора = цена, соответствующая уровню рыночных цен.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.