Переселение из аварийного жилья судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переселение из аварийного жилья судебная практика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения — о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Так, Г. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта, о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма.

Определением городского суда, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, в принятии искового заявления Г. в части требований о признании квартиры непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта отказано. В остальной части исковое заявление принято к производству суда первой инстанции.

При рассмотрении дел по искам о выселении граждан из занимаемых жилых помещений, заявленным по основаниям, предусмотренным статьями 86, 87 ЖК РФ, необходимо проверять соблюдение установленного Положением порядка признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Так, районным судом рассмотрен ряд дел по искам государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования о выселении граждан из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений. В удовлетворении заявленных требований по всем делам судом отказано, поскольку при разрешении требований образовательного учреждения было установлено, что принадлежащее истцу на праве оперативного управления здание общежития в установленном порядке аварийным не признано. При этом был признан необоснованным довод истца о том, что аварийное состояние здания подтверждено заключением ОАО «Калининградпромпроект», поскольку в силу пункта 7 Положения, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2), признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В судах рассматривается большое количество жалоб граждан на решения органов местного самоуправления в части определения сроков расселения многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также переноса уже установленных сроков.

При рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Например, районным судом был удовлетворен иск прокурора в интересах Т.

Суд установил, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2007 года. Срок расселения дома установлен органом местного самоуправления до 30 ноября 2008 года.

Однако уже на момент обследования в 2007 году состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания оценивалось как недопустимое. Тем не менее сроки расселения неоднократно переносились, и в 2012 году расселение отложено до 31 декабря 2013 года.

По результатам экспертизы установлено, что на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения чердачного перекрытия в жилые помещения. Возникла реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление администрации о переносе сроков расселения и обязал предоставить Т. жилое помещение во внеочередном порядке.

Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Например, при рассмотрении дела по иску Г.В. и Г.О. к администрации города о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение установлено, что истцы по договору социального найма занимают комнату площадью 10,8 кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире, состоящей из трех жилых комнат площадью 17,3 кв. м, 11,4 кв. м и 10,8 кв. м, коридора площадью 5 кв. м, кладовой площадью 1,4 кв. м и кухни площадью 9,6 кв. м.

Заключением межведомственной комиссии города многоквартирный дом, в котором расположена указанная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.

  • Споры, связанные с заливом (затоплением) квартиры
  • Споры о признании права пользования жилым помещением
  • Споры, связанные с выделением доли в квартире
  • Иные жилищные споры
  • Юридические услуги по жилищным спорам в Томске и Северске. Юридическая помощь
  • Жилищные споры

Верховный суд защитил жильцов аварийного жилья

  • Юристы и адвокаты по наследственным спорам в Томске и Северске
  • Услуги юриста по страхованию и страховым спорам в Томске и Северске
  • Юрист по административным делам в Томске и Северске
  • Юрист по трудовым спорам в Томске и Северске
  • Юрист по семейным спорам в Томске и Северске
  • Юрист по жилищным спорам в Томске и Северске

Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж

ТЦ «НОКС»

Прием ведется по предварительной записи

оперативный телефон 8-953-92-18-411

  • Потребитель в торговле
  • Потребитель при выполнении работ и оказании услуг
  • Потребитель и финансовые услуги
  • Потребитель и медицинские услуги
  • Перевозка пассажиров и багажа
  • Потребитель в сфере туризма
  • Полезное и популярное видео
  • Часто задаваемые вопросы
  • Официальная информация
  • Проект Объединения потребителей России — Знак качества
  • Примерные формы исковых заявлений
  • Обман в торговле, сфере услуг
  • Наша информация
  • Юридическая помощь потребителям
  • Я потребитель
  • Вопросы ЖКХ
  • Информация от ООД «Объединение потребителей России»
  • Закон о защите прав потребителей
  • Договоры перевозки и транспортной экспедиции
  • Защита прав потребителей в Томске, Северске, Томском районе (Главное)
  • Покупаем товары
  • Покупаем продукты питания
  • Заказываем работы и услуги
  • Эксплуатация и уход за вещами
  • Хитрости хозяйки
  • Хитрости хозяина
  • Экология, безопасность, здоровье
  • Хочу все знать
  • Осторожно мошенники и проходимцы!
  • Юридическая консультация
  • Томичам лучшие окна!
  • Разные интересные статьи по теме
  • Потребитель должен знать
  • Из материалов проекта «Знак качества»
  • Новости для потребителей
  • Прокуратура разъясняет положения нормативных правовых актов
  • Претензии, акты, формы
  • Позиция Верховного суда
  • Помощь потребителям в Томске, Северске и Томском районе

Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями

Из материалов дела:

  • в 2016 г. установлено, что основные несущие конструкции имеют дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания между осями 2 – 7/А‑В; установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания между осями 2 – 7/А‑В; категория технического состояния участка здания в осях 1 – 2/А‑В – работоспособное, в осях 2 – 7/А‑В – аварийное, при этом в осях 2 – 7/А‑В расположены жилые помещения;
  • в феврале 2017 г. заключением городской межведомственной комиссии МКД (по состоянию на 2010 год фактический износ здания составил 57 %) признан аварийным и подлежащим реконструкции;
  • в июне 2017 г. постановлением администрации г. Хабаровска МКД признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Изучив обстоятельства дела и доказательства сторон, кассационный суд установил, что незамедлительно выселить граждан можно только из МКД, признанного непригодным для проживания из-за аварийности или вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан (абз. 2 п. 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 года № 1368-О‑О).
Однако «в настоящем административном деле отсутствуют доказательства, подтверждающие угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в спорном многоквартирном доме, а также доказательства проживания в данном доме граждан, не установлена степень износа и аварийности многоквартирного дома по состоянию на 2020 год (все представленные в материалы дела документы датированы 2016 годом и ранее)».

Кассационный суд отменил решения нижестоящих судов и направил дело на пересмотр в суд первой инстанции.

Из материалов дела:

  • в августе 2016 г. установлено, что МКД не соответствует действующему СанПиНу;
  • в 2016 г. установлено аварийное состояние фундамента и стен, ограниченно работоспособное — перекрытий и крыши, неудовлетворительное — системы внутреннего электроснабжения; установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания; жилое помещение исчерпало нормативный срок эксплуатации;
  • в январе 2017 г. заключением городской межведомственной комиссии МКД признан аварийным и подлежащим реконструкции;
  • в феврале 2017 г. постановлением администрации г. Хабаровска МКД признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Изучив обстоятельства дела и доказательства сторон, кассационный суд установил, что прокурор не представил доказательства, а суд первой инстанции не исследовал вопросы о фактическом проживании граждан в аварийном МКД, наличии реальной угрозы их жизни и здоровью, возможности безопасного нахождения жильцов в МКД до 2025 года с учетом состояния здания.

Важно! Размер определенного физического износа МКД служит основанием для признания дома аварийным и подлежащим реконструкции. При этом сам по себе он не свидетельствует о наличии реальной угрозы разрушения здания и неразумности установления срока расселения жильцов МКД в жилые помещения маневренного фонда.

«Кроме того, материалы дела не содержат сведений об обращении жильцов многоквартирного дома в администрацию г. Хабаровска с заявлением о расселении в жилые помещения маневренного фонда до наступления установленного оспариваемым постановлением срока ввиду невозможности дальнейшего проживания в аварийном доме».

Кассационный суд отменил ранее вынесенные решения и направил дело в суд первой инстанции на пересмотр в ином составе судей.

Оспорить сроки расселения из аварийного жилья можно, но для этого нужно определить состояние МКД (степень физического износа конструктивных элементов) и установить следующие значимые обстоятельства:

  • представляет ли МКД опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния;
  • возможно ли безопасное нахождения жильцов в МКД в пределах установленного срока их отселения;
  • проживают ли фактически в аварийном МКД граждане, имеющие право пользования жилыми помещениями в нем.

Нюансов в таких спорах много, поэтому лучше и даже дешевле обратиться за помощью в прокуратуру.

Порядок, как определяется выкупная цена аварийного жилья, что в нее входит, определяется следующими общеобязательными правилами:

  • ст. 32 ЖК РФ – это основной нормативный акт;
  • ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» — в части процедуры проведения оценки;
  • Обзор судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г. – разъяснения по поводу того, что именно входит в выкупную цену;
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах…» — некоторые процессуальные моменты определения выкупной цены.

На основании этих актов и производится оценка аварийного жилья. В каждом конкретном случае цена определяется индивидуально. Как правило, муниципалитет нанимает бюро рыночной оценки недвижимости, которое готовит отчет о стоимости квартиры. В практике также встречаются следующие варианты определения цены:

При этом наиболее адекватной оценкой является именно экспертная оценка специалистом, который учтет все факторы, влияющие на рыночную стоимость жилья.

ВНИМАНИЕ! Аварийное жилье выкупается именно по рыночной стоимости, согласованной с собственником – на это прямо указывают и положения Жилищного кодекса, и разъяснения судов.

Выкупная цена складывается из нескольких составляющих:

  • стоимость квартиры: рыночная стоимость помещения + стоимость доли в праве на общее имущество в МКД + стоимость доли в праве на землю под МДК;
  • расходы на переезд, а именно те суммы, которые собственник затратит в рамках процедуры изъятия жилья = непосредственно сумму переезда + затраты на риэлтора + затраты на оформление документов;
  • компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, если он привел к ухудшению жилья.

Аварийность сильно снижает рыночную стоимость квартиры, в связи с чем возникает серьезный вопрос – учитывать этот факт при оценке недвижимости или нет. Сегодня судебная практика идет по следующему пути: аварийность не должна учитываться в качестве фактора, влияющего на рыночную оценку квартиры.

Иными словами, оценивать аварийное жилье нужно, как если бы оно продавалось на открытом вторичном рынке в обычных условиях. Это прямо вытекает из Закона об оценочной деятельности. Рыночная цена формируется на открытом рынке в условиях конкуренции – а продать аварийное жилье на таком рынке невозможно.

В целом такой подход упрощает жизнь собственников аварийного жилья, однако во многих случаях им все же приходится отстаивать свои интересы в суде. Верховный Суд еще не выработал разъяснений по этому вопросу.

Итоговая выкупная цена отражается в соглашении между администрацией и собственником. Если собственник не согласен с определенным размером, есть несколько вариантов развития событий:

  1. Попытаться урегулировать ситуацию в досудебном порядке путем переговоров с главой администрации и ответственными специалистами. Вероятность решения вопроса таким образом крайне мала.
  2. Отказаться подписывать соглашение и вообще предпринимать какие-либо действия. В этом случае администрация подаст на собственника в суд с требованием об определении выкупной цены.
  3. Отказаться подписывать соглашение и обратиться в суд за взысканием выкупной цены аварийного жилья самостоятельно. В этом случае есть высокая вероятность получить встречный иск от администрации уже в рамках судебного разбирательства.

Независимо от того, кто первый подал в суд, в рамках процесса обычно сталкиваются два предложения выкупной цены – по мнению истца и по мнению ответчика. Суд принимает сторону одной из сторон или проводит исследование самостоятельно, устанавливая цену на свое усмотрение.

Недавно Верховный Суд РФ обобщил судебную практику рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно судьями был выработан ряд рекомендаций разрешения подобных споров, предметом которых зачастую является бездействие и ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей в сфере жилищного строительства.

Впрочем, как показала судебная практика, подавая в суд иски, заявители нередко сами пытаются нарушить административный порядок признания своего жилья аварийным, обойдя его через суд. Причиной этого является банальное незнание закона.

В качестве примера в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.

2014 года, приводятся действия истицы, заявившей в суд требования о признании своей квартиры непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции и ремонта.

Суды, отказывая в удовлетворении данных требований, сослались на то, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не входит в полномочия судебных органов. Данная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Фабула дела

Как следует из Определения ВС РФ от 20.06.2017 № 10-КГ17-5, прокурор обратился в суд с иском в интересах Б.И., Б.С. и К. к местной администрации о предоставлении жилого помещения, состоящего из четырех комнат в коммунальной квартире, соответствующего санитарным и техническим требованиям, равнозначного ранее занимаемому по общей площади.

В обоснование требований прокурор сослался на то, что Б.И., Б.С. и К. на основании договора социального найма проживают в коммунальной квартире, состоящей из четырех комнат общей площадью 63,3 кв. м. Заключением межведомственной комиссии жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени Б.И. и члены ее семьи (Б.С. и К.

) не обеспечены жилым помещением взамен непригодного для проживания, чем нарушены их жилищные права.

Судом установлено, что по договору социального найма жилого помещения от 19 февраля 2010 г. Б.С., Б.И. и К. предоставлено жилое помещение, состоящее из четырех комнат, общей площадью 63,3 кв. м.

Заключением межведомственной комиссии от 26 ноября 2010 г. жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Расселение граждан из аварийного дома предусмотрено в рамках реализации областной адресной программы на 2013–2017 годы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда», утвержденной постановлением правительства Кировской области от 18 июня 2013 г. № 213/365, а также муниципальной программы «Переселение граждан города Кирова из ветхого и аварийного жилищного фонда в приоритетных зонах застройки в 2014–2020 годах», утвержденной постановлением администрации города Кирова от 3 июля 2014 г. № 2794-П.

Согласно заключению технической экспертизы, составленному по результатам обследования строительных конструкций данного жилого здания, фундамент, стены здания, напольное и междуэтажное перекрытия находятся в ограниченно работоспособном состоянии, чердачное перекрытие и крыша здания находятся в недопустимом состоянии, кровля – в ограниченно работоспособном состоянии. Во всех помещениях наблюдаются деформация и перекосы полов, поражение гнилью переплетов оконных проемов.

Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, возлагая на ответчика обязанность предоставить истцам жилое помещение, состоящее не менее чем из четырех комнат, общей площадью не менее 63,3 кв. м, суд первой инстанции исходил из того, что Б.И.

и члены ее семьи по договору социального найма проживают в жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу, проживание в котором угрожает их жизни и здоровью, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что в силу положений ст. 86–89 ЖК РФ Б.И., Б.С. и К.

должно быть предоставлено другое жилое помещение по договору социального найма, равнозначное занимаемому.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом нижестоящего суда в части необходимости предоставления другого жилого помещения по договору социального найма, вместе с тем указал на то, что в соответствии с положениями ЖК РФ площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления, а значит, обеспечение Б.И., Б.С. и К. жилым помещением, равнозначным ранее занимаемому по общей площади, приведет к тому, что они будут обеспечены выше нормы предоставления.

Между тем судебными инстанциями не было учтено следующее.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.

86–88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Многоквартирный дом признается аварийным, выносится решение об этом.
  2. Собственник получает требование о сносе.
  3. Оценивается жилье.
  4. Согласуется проект соглашения.
  5. Подписывается соглашение.
  6. Перечисляются деньги.

Рассмотрим каждый этап подробно.

Дом признается аварийным по решению межведомственной комиссии или иного уполномоченного органа. Собственник получает акт осмотра и заключение.

Всем владельцам квартир в аварийном доме направляется письменное требование о сносе, этим они занимаются самостоятельно. Если требование не выполнено, администрация вправе обратиться в суд. Есть и другой вариант – изъятие земли для муниципальных нужд, и тогда сносом будет заниматься администрация.

В такой ситуации можно воспользоваться другим вариантом – получить новую квартиру. Но придется ждать свою очередь, иногда на это уходит несколько лет. Если нужна именно оплата аварийного жилья, есть два варианта:

  1. Договориться о размере компенсации с муниципалитетом.
  2. Оспорить выкупную цену в суде.

Рассмотрим каждый способ подробно.

Выселение из дома, предназначенного под снос, осуществляется в разные сроки. Все будет зависеть от срочности демонтажа объекта.

Например, если здание грозит обрушением и нахождение жильцов в нем невозможно, людей выселят из квартир в кратчайшие сроки.

Если здание признано аварийным, но угрозы внезапного обрушения нет, собственник может выселить жильцов в течение года.

Если властям понадобилась земля под ветхим домом, и его было решено пустить под снос, то определить сроки выселения затруднительно.

В последнем случае жильцы должны быть уведомлены о желании властей забрать землю под их домом за год до предполагаемого расселения. Определиться с денежной компенсацией или предоставлением новой жилплощадью обязаны в течение двух лет. Если этого не произошло, уведомление можно считать недействительным.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Дела о выселении являются самыми сложными для всех участников процесса. Каждая сторона считает себя правой, судья обязан разобраться в ситуации, учесть интересы граждан.

Но если жильцам угрожает опасность погибнуть под завалами, любое действие властей будет оправдано. Не нужно искать личной выгоды, требовать компенсации сегодня. Вы всегда успейте это сделать завтра, суд примет вашу сторону. Но при угрозе не мешайте соцслужбам делать свою работу. В противном случае можно серьезно пострадать.

Обязательным условием для расселения является признание дома аварийным. Это осуществляется на основании акта органа местного самоуправления.

Другими словами, в случае высокого износа дома по решению местной администрации дом может быть признан опасным для проживания. В этом случае жильцы (наниматели по социальному найму и собственники) имеют право на предоставление альтернативной жилплощади.

В рамках исполнения указа Президента РФ от 2018 года № 204 реализуется национальный проект «Жилье и городская среда». Реализация запланирована на срок с 2019 до 2024 года.

За указанный период планируется:

  • переселить из непригодного для проживания граждан жилого фонда почти 530,9 тыс. человек;
  • расселить более 9,4 тыс.м жилья, которое было признано аварийным до 2017 года.

Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • заявление о признании дома аварийным;
  • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
  • правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • поэтажный план;
  • заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
  • жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
  • проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).

Срок рассмотрения заявление не должен превышать 30 дней. Ответ предоставляется заявителю в письменной форме. В случае положительного решения дом подлежит включению в программу переселения.

В 2021 году планируется к запуску новая программа расселения аварийного жилья

Исполнительные органы власти субъекта РФ формируют список домов под снос, осуществляют постановку граждан в очередь по расселению и предоставлению нового жилья.

В ходе реализации программы переселения, местные власти должны соблюдать принципы очередности и нуждаемости, в частности, предоставлять квартиры первым делом гражданам, для которых аварийное жилье было единственным.

Правила выполнения процедуры переселения регулируются нормативами жилищного законодательства.

Кроме него на законодательном уровне приняты несколько актов, направленных на совершенствование сложностей при принудительном выселении жителей из аварийного жилья.

К этим актам относятся:

ФЗ 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
ФЗ от 29.06.2015г. под № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»
Постановление правительства № 47 от 28.01. 2006 года «Об утверждении положения о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»

В указаниях вышеуказанных законов содержатся подробные разъяснения вопросов, касающихся переселения граждан, установлены нормативы предоставления им жилплощади, процесс присвоения аварийного статуса объекту недвижимости, создания межведомственной комиссии, выполнения обследования состояния жилья и т.д.

Переселение из аварийного жилья совершается в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 32, 35 Жилищного кодекса РФ.

Орган местного самоуправления должен возместить полную стоимость изымаемой квартиры, предоставив компенсацию за счет бюджетных средств регионального или муниципального уровня.

При этом не возмещается стоимость расходов, произведенных на выполнение работ после получения извещения о переселении жильцов.

Собственник квартиры имеет право на проживание в аварийном жилье в течение 6 месяцев, получив за него возмещение в случае отсутствии иного жилья. Либо он может ожидать предоставления иной квартиры.

Новое жилье должно быть равноценной по жилищным условиям, площади, количеству комнат.

В России с 2002 года существует программа переселения граждан, которые проживают в аварийной жилплощади.

Федеральная программа реализуется для выполнения государственных задач обеспечения граждан благоустроенным жильем, улучшения жилищных условий населения.

В настоящее время множество граждан России живут в ветхих домах, не соответствующих требованиям строительных и санитарных норм и правил, государственным стандартам. Финансирование программы осуществляется за счет бюджетных средств.

Собственник жилого помещения имеет право на обращение в местную администрацию с заявлением о выполнении капитального ремонта или сносе дома, непригодного для проживания в течение 6 месяцев.

Течение срока начинается со дня присвоения объекту статуса аварийного, признания дома имеющим угрозу и опасность для жителей.

В случае превышения стоимости выделяемого жилого помещения стоимости прежде занимаемой собственником квартиры, он имеет право получить ее, заплатив разницу.

Собственник может отказаться от новой квартиры, если она не подходит ему по каким-либо параметрам.

В таком случае он может получить выкупную цену за аварийное жилье от органа местного самоуправления по рыночной цене.

В случае несоответствия предоставляемого жилого помещения законодательно установленным требованиям, собственник может получить компенсацию части стоимости ранее занимаемой квартиры.

Согласно ст. 89 Жилищного кодекса, в обязательном порядке требуется согласие правообладателя на предоставляемые условия.

Если многоквартирный дом признан непригодным для проживания в ходе экспертизы, а собственник квартиры отказался от расселения, то он может быть выселен из помещения принудительно через суд.

Новые возможности для граждан, переселяемых из аварийного жилья

Наниматель муниципального жилья на основании договора сойнайма согласно нормативам ст. 89 Жилищного кодекса РФ имеет право на новое жилье при расселении.

При переселении не требуется согласие нанимателя. Кроме того, он не вправе совершить приватизацию предоставленной квартиры.

Она предоставляется квартиросъемщику согласно положениям действующего законодательства, при учете нормативов предоставления жилплощади, которые установлены в соответствующем муниципальном образовании.

Норма предоставления устанавливается в каждом регионе органами исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с указаниями местных правовых актов.

Положения ст. 58 ЖК указывают, что в ходе предоставлении жилья на основании договоров социального найма заселение 1-ой комнаты жильцами разного пола, исключая супругов, возможно исключительно при их согласии.

В отношении супругов предоставляется отдельная комната на двоих.

Важно знать, что при наличии в семье детей разного пола, им также полагаются отдельные комнаты.

Пригодна или нет квартира для постоянного проживания, решает специальная межведомственная комиссия (созданная муниципалитетом), принимая во внимание заявление собственника, нанимателя или заключение государственных органов, в частности Госжилинспекции или профильного отдела администрации, контролирующего использование и состояние жилого фонда. Кроме того, комиссия определит, стоит ли сносить дом, или целесообразнее провести его реконструкцию, чтобы продлить эксплуатацию. Основываясь на выводах комиссии, муниципалитет устанавливает сроки расселения (при необходимости) и даты проведения работ (сноса или реконструкции). Самостоятельно признать дом непригодным для проживания администрация муниципального образования не может, поскольку это является исключительной компетенцией комиссии, – уточнил Верховный суд, который рекомендует истцам внимательнее относиться к выбору ответчика по таким искам.

Подавая исковое заявление к администрации о признании дома или квартиры непригодной для проживания, гражданин изначально совершает ошибку. Предъявить иск к мэрии можно лишь за бездействие. В этом случае от чиновников требуют провести оценку соответствия жилых помещений установленным для жилого фонда нормам.

Когда стены дома разрушаются на глазах, крыша норовит придавить жильцов, а «специалисты» считают, что после ремонта здание станет пригодным для проживания, жильцы настаивают на признании заключения комиссии незаконным. По мнению Верховного суда, доказывать правомерность своего решения должна комиссия, а не жильцы. Отмечено: зачастую эксперты ограничиваются визуальной оценкой состояния объекта, но для составления акта этого недостаточно – замеры необходимо проводить с помощью специальных методик и оборудования.

Удовлетворив иск, суд вправе обязать комиссию в определенный срок провести повторную оценку помещения, но предрешить ее результат не в состоянии.

Обратите внимание: сроки сноса и расселения назначает муниципалитет, однако суд может обязать его предоставить жилье истцу во внеочередном порядке, если дальнейшее проживание в аварийном помещении угрожает жизни и здоровью людей.

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включили в адресную программу, то квартиры у собственников выкупят, поэтому потребовать через суд предоставить другое жилье у них не получится. Участие в целевой программе позволяет властям предложить гражданам жилищную альтернативу, но только по соглашению сторон.

Принудительно переселить семью в другое помещение муниципалитеты не могут, поскольку владелец квартиры вправе выбрать выкуп. При изъятии (выкупе) недвижимости у собственника, помимо рыночной стоимости квартиры, ему должны возместить убытки, причиненные этим действием (например, услуги АН по поиску другой недвижимости, транспортные расходы, затраты на оформление договора купли-продажи нового жилья), упущенную выгоду, компенсацию за непроизведенный капремонт. Кроме того, гражданину выплатят стоимость доли в праве собственности на общее имущество в МКД, включая долю в праве на придомовой участок (о последнем, выводя выкупную стоимость, власти зачастую забывают). Итоговую сумму определяют по результатам оценки, проведенной специалистами в рамках ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Переселение из аварийного жилья: судебная практика

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 марта 2017 г. N 45-КГ16-30

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кликушина А.А.

судей Рыженкова А.М. и Назаренко Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кальметовой К.А., Тупоноговой Н.Б. и Ермолина Е.В. к администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности предоставить жилое помещение в собственность

по кассационной жалобе представителя администрации г. Екатеринбурга — Круглой Е.Д. на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 9 февраля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 7 июня 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кликушина А.А., выслушав объяснения представителя Кальметовой К.А., Тупоноговой Н.Б. и Ермолина Е.В. — Кучерова А.И., возражавшего против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Кальметова К.А., Тупоногова Н.Б. и Ермолин Е.В. обратились в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга о предоставлении жилых помещений в собственность, общей площадью кв. м, кв. м, кв. м, соответственно.

В обоснование заявленного иска ссылаются на то, что они являются собственниками жилых помещений N , расположенных в многоквартирном доме по улице , заключением межведомственной комиссии от 14 февраля 2013 г.

N 05/13 данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, а также включен в муниципальную программу «Переселение жителей муниципального образования «город Екатеринбург» из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2014 — 2016 годы.

Поскольку истцы соответствующей компенсации за утрату принадлежащего им имущества не получили, полагают, что имеют право на предоставление жилых помещений в собственность.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 9 февраля 2016 г. исковые требования удовлетворены, на администрацию г. Екатеринбурга возложена обязанность предоставить в собственность Кальметовой К.А.

, Тупоноговой Н.Б. и Ермолину Е.В. благоустроенные жилые помещения общей площадью не менее кв. м, кв. м, кв. м, соответственно, расположенные в пределах г.

Екатеринбурга, отвечающие санитарным и техническим требованиям.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 7 июня 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Уже много лет я изучаю вопросы, связанные с правами владельцев аварийного жилья. На данном сайте я уже неоднократно публиковал статьи о правовом положении нанимателей и собственников.

Сейчас же хотелось бы рассказать о совершенно нелепой судебной практике по аварийному жилью в Архангельске, исходящей от Архангельского областного суда, которая буквально лишила многих собственников аварийных жилых помещений возможности в разумные сроки получить денежное возмещение и восстановить свои жилищные права.

  • Подробности о том, как получить деньги за аварийное жилье собственникам, можно узнать ЗДЕСЬ. Кратко:
  • 1) Дом признается аварийным;
  • 2) Орган местного самоуправления направляет собственникам аварийных жилых помещений требование о сносе или реконструкции дома в разумный срок;
  • 3) По истечении указанного срока орган местного самоуправления принимает решение об изъятии аварийного дома, помещений в нем, земельного участка под ним;
  • 4) После получения распоряжения об изъятии собственник может сразу обратиться в суд и взыскать возмещение за изъятое имущество.
  • Правовая база – 32 ЖК РФ.

Такая схема работала много лет. Все изменилось летом 2019 года.

Архангельский областной суд неожиданно пришел к следующим выводам: если дом находится в программе переселения, то собственник аварийного помещения не может взыскать возмещение в судебном порядке, а должен ждать, когда Администрация МО «Город Архангельск» получит деньги на расселение его дома.

Наглядно: есть аварийный дом №1 и аварийный дом №2. Дом №1 не попал в программу переселения, а дом №2 попал. Распоряжения об изъятии приняты. Собственник помещения в аварийном доме №1 идет в суд и взыскивает денежное возмещение.

А вот собственник помещения в доме №2 будет ждать, когда Администрация САМА решит выплатить ему деньги.

Действующая программа переселения из аварийного жилья действует до 2025 года!!! В нее вошли дома, признанные аварийными за период с 2012 по 2017 годы.

По федеральному законодательству Администрация ОБЯЗАНА выплатить собственникам возмещение за счет собственных средств, но по какой причине (по мнению Архангельского областного суда) имеет право этого не делать, так как лет через 5-6 ей будут выделены средства на расселение из федерального или областного бюджета.

Такая практика не выгодна никому, кроме власть имущих.

Я был своевременно вовремя предупрежден об изменении судебной практики. В тот момент к производству было принято 4 исковых заявления моих клиентов, чьи дома попали в программу переселения. Для того чтобы они не потеряли пошлину и право на повторное обращение в случае нормализации практики, пришлось просить суд оставить исковые заявления без рассмотрения.

То есть по своим делам отказных решений, которые мог бы оспорить, я не имею. В документах привожу практику по городу Архангельску, но в тех делах я не участвовал.

Выселение из аварийного жилья собственников

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.

Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:

  • Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
  • Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
  • Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.

Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения — год.

Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

  • Люди, вышедшие на пенсию.
  • Инвалиды.
  • Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  • Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.