Содержание принципов права социального обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание принципов права социального обеспечения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проблема принципов права — одна из тех, которые широко дискутируются как в общетеоретической, так и в отраслевой литературе. Концептуальные подходы к данной проблеме в общей теории права имеют важное значение и на отраслевом уровне.

Один из главных вопросов, приковывающий внимание ученых-правоведов, это вопрос о понятии принципов права, их назначении в жизни гражданского общества и государства. По мнению Р. Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент». Другие считают, что в принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. «Принципы — как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей».

Специфика принципов права социального обеспечения обусловлена тем, что ее нормы регулируют общественные отношения, являющиеся по своему характеру распределительными. Право социального обеспечения закрепляет определенную меру потребления в процессе распределения тех ресурсов, которые общество выделяет на нужды старых, больных людей, инвалидов, семей с детьми, безработных, бедных. Ресурсы эти ограничены, в связи с чем как в советское время, так и сейчас они выделяются по так называемому остаточному принципу. В силу этой реальности многие основополагающие идеи, закрепленные в праве социального обеспечения еще до начала экономических реформ в стране, так и остались нереализованными, а некоторые уже в постсоветский период перестали быть даже ориентирами в нормотворческой и правоприменительной деятельности.

Так, в прошлом к числу принципов права социального обеспечения относился такой принцип, как предоставление социального обеспечения в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на данном этапе развития государства. Этот принцип не был реализован ни в советский период, ни тем более сейчас, когда уровень жизни тех, кто находится в орбите права социального обеспечения, снизился за последние несколько лет в гораздо большей степени, чем занятого населения, и продолжает неуклонно снижаться.

Проблеме принципов права социального обеспечения уделено много внимания как в специальной, так и в учебной литературе. Анализ высказанных точек зрения по данному вопросу свидетельствует об отсутствии единого подхода к формулировке принципов данной отрасли и к количественному их определению. Это, очевидно, объясняется различным подходом к выявлению сущностных свойств норм права социального обеспечения. Кроме того, в некоторых случаях к принципам отрасли относят принципы организации и финансирования социального обеспечения, т. е. принципы иных отраслей права (административного, финансового), которые хотя и тесно связаны с принципами права социального обеспечения, но отражают основополагающие идеи отраслей, предметом которых являются совсем иные общественные отношения. К числу таких принципов можно отнести, например, принципы осуществления обязательного социального страхования, закрепленные в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».

Зачастую до сих пор к принципам права социального обеспечения относят те принципы, которые характерны лишь для отдельных правовых институтов этой отрасли. Так, В. Ш. Шайхатдинов отраслевым принципом считает связь, как правило, обеспечения с трудом. Между тем этот принцип не охватывает всю систему социального обеспечения (он не касается пособий в связи с наступлением некоторых обстоятельств, пособий на детей, социальных пенсий, многих видов социального обслуживания и ряда социальных льгот).

К отраслевым принципам права социального обеспечения, конкретизирующим общеправовые и межотраслевые принципы, относятся следующие.

1. Всеобщность социального обеспечения. Реализация данного принципа предполагает равную для каждого возможность получить определенные виды социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, т. е. реализовать право на социальное обеспечение, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах, Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., в Конституции Российской Федерации. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам, а равно и лицам без гражданства.

Данный принцип пронизывает нормы каждого института права социального обеспечения, но наиболее полно он реализуется в пенсионном обеспечении, поскольку в связи с принятием в России Закона 1990 г. пенсионной системой охвачено все население страны. В настоящее время в России введено подлинное всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Принцип всеобщности пронизывает также нормы, регулирующие обеспечение граждан социальными пособиями, социальными услугами, медицинской помощью и лечением, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощью по системе социального обеспечения. В то же время в отношении предоставления некоторых льгот о принципе всеобщности можно говорить лишь с определенной долей условности, поскольку само понятие льгот связано с определенным предпочтением, оказываемым некоторым категориям обеспечиваемых по сравнению со всеми остальными.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Принципы права социального обеспечения

Положения права разделяются на:

  • общеправовые – характерные праву в общем;
  • отраслевые – свойственные конкретному разделу;
  • межотраслевые – присущие нескольким близким отраслям.

В основные положения права можно включить следующие понятия:

  • объективность;
  • легальность;
  • первостепенность прав и свободы гражданина;
  • господство Конституции РФ.

К отраслевым принципам права социального обеспечения следует относить:

  • связующую нить с рабочей деятельностью;
  • универсальность общественного снабжения;
  • первостепенность снабжения определенных групп лиц;
  • снабжения всей семьи, а не отдельных членов;
  • рассчитывание объемов социального обеспечения;
  • эпизодичность индексации основных форм общественного обеспечения.

Рассмотрим каждый из представленных принципов более детально.

Первый из них гласит, что от количества отработанных лет зависит право на множество из видов социального обеспечения.

Пример 1

Например, для выплаты страховой пенсии при наступлении пожилого возраста обязательное условие более 15 лет трудовой деятельности.

Сумма выплаты прямо пропорциональна количеству трудовых лет, т.е. размер обеспечения тем больше, чем больше трудовой стаж. Но бывают случаи, когда данные выплаты предоставляются независимо от существования стажа и его количество лет. Допустим, помощь в сфере медицины оказывается каждой личности.

Следующий принцип всеобщности заключается в финансовом обеспечении разных граждан несмотря на половую принадлежность, языковой барьер, происхождение, финансовое положение, статуса в обществе, религиозных убеждений и иных обстоятельств.

  • Во-первых, принцип первоочередного обеспечения определенных групп лиц означает, что жители РФ для получения выплат собирают гораздо меньше документов в отличие от зарубежных граждан или вовсе без гражданства, которым необходимо в дополнении еще подтвердить факт постоянной прописки в России.
  • Это объясняется тем, что материальные средства государства не бесконечны, и в дополнении, государство должно сохранять рациональный баланс национальных и зарубежных трудовых ресурсов.
  • Во-вторых, определенные группы людей должны подлежать более детальной охране со стороны государства в связи:
    • с существованием у них особых успехов и отличий перед Отечеством (ветераны войн, нобелиаты государственных премий, призеры Олимпийских и Паралимпийских игр и др.);
    • претерпеванием лиц утрат (обитатель Ленинграда в период блокады, бывшие заключенные нацизма, подвергшиеся репрессиям, жертвы от радиационных влияний и др.);
    • положением самочувствия гражданина (инвалиды, нетрудоспособные и др.);
    • произведением работы в условиях, не относящихся к нормальным;
    • возрастом (ребенок, старики и др.);
    • особенной социальной значимостью (женщины в положении, семьи с детьми и др.).
    • финансовым состоянием граждан (малоимущие).

Положения обязательного общественного страхования:

  • устойчивость материальной системы обязательного социального страхования, гарантируемая на основе равнозначности страховых выплачиваемых средств;
  • общий основной вид общественного страхования, открытость для застрахованных субъектов воплощения своих социальных обеспечений;
  • правительственная гарантия не нарушения прав застрахованных лиц на охрану от общественных страховых вероятностей и выполнение обязанностей по социальному страхованию вне зависимости от материального состояния человека;
  • правительственное регламентирование структуры обязательного общественного страхования;
  • важность деятельности представителей субъектов общественного страхования в регулирующей системе страхования;
  • необходимость проведением страхователями финансовых пожертвований;
  • наказуемость за нецелевое распределение финансов;
  • проведения мониторинга;
  • независимость денежной системы.

Принципы пенсионного обеспечения:

  • принцип определения пенсии не связанной с наличием посторонней финансовой прибыли;
  • принцип определения различного количества людей, обладающих правом на пенсию в связи со смертью кормильца;
  • определение формы правительственной пенсионной выплаты в фиксированном значении;
  • принцип перехода финансовых средств накопительной доли трудовой пенсии.

Принципы предоставления правительственной социальной услуги:

  • целенаправленное применение бюджетных финансов;
  • понижение степени общественного неравенства;
  • увеличение прибыли граждан.

Положения общественного патронажа:

  • целенаправленность;
  • открытость;
  • непринудительность;
  • человечность;
  • первостепенность оказания общественных услуг детям не достигшим 18 лет или лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
  • секретность;
  • направленность в области профилактической деятельности.

Лекция. Принципы права социального обеспечения.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые (свойственные всем отраслям права);
  • межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);
  • отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);
  • внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры.

Так, ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. Определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не зависимо от финансового положения страховщика;
— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
— обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
— ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
— обеспечение надзора и общественного контроля;
— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

— общеправовые, свойственные всем отраслям права;
— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
— отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
— внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

К общеправовым относятся принципы:

— признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
— неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
— признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
— равенство всех перед законом и судом;
— равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
— право каждого на объединение для защиты своих интересов;
— гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права.

Основные принципы права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

общеправовые (свойственные всем отраслям права);

межотраслевые (отражающие общие черты нескольких отраслей права);

отраслевые (характеризующие специфику конкретной отрасли);

внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли).

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;

неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;

равенство всех перед законом и судом;

равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;

право каждого на объединение для защиты своих интересов;

гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:

обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

запрещение принудительного труда и др.

Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Например, Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом.

Э. Г. Тучкова выделяет следующие принципы:

осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

многообразие видов социального обеспечения;

участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Положения права занимают первостепенное место в законодательном регламентировании:

  • во-первых, они предстают в роли центральных идей для государственных лиц, указывая направления модернизации юридических положений;
  • во-вторых, органы управления и руководящие личности пользуются положениями права при утверждении частных постановлений;
  • в-третьих, при упущении в законах положения возможно применять в виде правового принципа при разрешении спорной ситуации о праве;
  • в-четвертых, положения права оказывают помощь в истинном объяснении правовых норм.

Определение 1

Принципы права – это центральные понятия, описывающие назначение права, его смысл и функции в группе людей.

Положения права разделяются на:

  • общеправовые – характерные праву в общем;
  • отраслевые – свойственные конкретному разделу;
  • межотраслевые – присущие нескольким близким отраслям.

В основные положения права можно включить следующие понятия:

  • объективность;
  • легальность;
  • первостепенность прав и свободы гражданина;
  • господство Конституции РФ.

Возникновение отношений по соц.обеспечению возникают только при наличии волеизъявления гражданина в форме подачи заявления в орган социального обеспечения. Данный признак отличает законодательство по социальному обеспечению от других. Срок обращения гражданина за обеспечением не ограничен, при возникновении права гражданин может обратиться за различными видами социального обеспечения в любое время. Гражданин может выбрать приемлемый для себя вариант обеспечения из нескольких, если он имеет на это право.

Человек одновременно имеет право на несколько видов пенсий, он выбирает для назначения один, самый подходящий. Граждане могут выбирать зарплату, из которой насчитывается пенсия, за более выгодные периоды.

Назначение норм права социального обеспечения в том, чтобы осуществлять регулирование общественных отношений при реализации гражданами прав на социальное обеспечение, гарантированных Конституцией. На основе принципов выстраивается правовая база в этой отрасли. Основной идеей о правах и обязанностях субъектов в области социального обеспечения является наличие трудового стажа. Стаж должен иметь определенную продолжительность, так как размер пенсий и многих пособий сопоставляется с заработной платой. Первый из принципов социального обеспечения – принцип связи ПСО с трудом. Социальное обеспечение распространяется как на граждан, так и на их семьи, поэтому вторым принципом социального обеспечения является принцип обеспечения граждан и членов их семей.

Шпаргалка по праву социального обеспечения.

Положения обязательного общественного страхования:

  • устойчивость материальной системы обязательного социального страхования, гарантируемая на основе равнозначности страховых выплачиваемых средств;
  • общий основной вид общественного страхования, открытость для застрахованных субъектов воплощения своих социальных обеспечений;
  • правительственная гарантия не нарушения прав застрахованных лиц на охрану от общественных страховых вероятностей и выполнение обязанностей по социальному страхованию вне зависимости от материального состояния человека;
  • правительственное регламентирование структуры обязательного общественного страхования;
  • важность деятельности представителей субъектов общественного страхования в регулирующей системе страхования;
  • необходимость проведением страхователями финансовых пожертвований;
  • наказуемость за нецелевое распределение финансов;
  • проведения мониторинга;
  • независимость денежной системы.

Принципы пенсионного обеспечения:

  • принцип определения пенсии не связанной с наличием посторонней финансовой прибыли;
  • принцип определения различного количества людей, обладающих правом на пенсию в связи со смертью кормильца;
  • определение формы правительственной пенсионной выплаты в фиксированном значении;
  • принцип перехода финансовых средств накопительной доли трудовой пенсии.

Принципы предоставления правительственной социальной услуги:

  • целенаправленное применение бюджетных финансов;
  • понижение степени общественного неравенства;
  • увеличение прибыли граждан.

Положения общественного патронажа:

  • целенаправленность;
  • открытость;
  • непринудительность;
  • человечность;
  • первостепенность оказания общественных услуг детям не достигшим 18 лет или лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;
  • секретность;
  • направленность в области профилактической деятельности.

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Рассмотрим систему социального обеспечения (НЕ систему права социального обеспечения, не путать!).

Базовыми, основополагающими принципами права социального обеспечения следует признать принцип всеобщности социального обеспечения наряду с принципом дифференциации, ведь всеобщность не предполагает обычного уравнивания. При этом очень важен вопрос о том, насколько эти принципы реализуются через действующее законодательство. В нормативных правовых актах о социальном обеспечении встречаются положения, которые заставляют усомниться в возможности их реализации.

Сходным образом решен вопрос предоставления пособия по временной нетрудоспособности при ее наступлении вследствие указанных причин — в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»11 Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 11.10.2015) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // КонсультантПлюс.2015 в назначении пособия вообще будет отказано.

В анализируемой позиции правоведов мы усматриваем противоречие с материалистическим взглядом, согласно которому общественные (фактические) отношения, «накрываемые» правом, становятся правовыми общественными отношениями или получают дополнительную характеристику правовых отношений (действительность в виде поведенческих актов или событий приобретает правовые черты и юридическое значение), а не разделяются на материальные (лежащие в основе) и надстроечные (чисто юридические).

7 стр., 3340 слов

В настоящее время реализация принципов в сфере социального обеспечения в нашей стране гражданского общества с традиционными устоями социальной реабилитации особо нуждающихся в защите граждан решается в двух направлениях. Первое направление, несомненно, связано с признанием необходимости и возможности формирования гражданского общества. Второе направление учитывает необходимость поддержки и развития традиционных социальных норм и со стороны государства, и со стороны общества. При этом главным на современном этапе развития общества и государства в направлении социальной реабилитации и поддержка особо незащищенных, малоимущих слоев общества остается государственная поддержка организаций, работающих с инвалидами. Общество не может не поддерживать существование и функционирование традиционных основ социальной реабилитации инвалидов в домах-интернатах, потому что регулирование общественных отношений не может происходить без традиционных социальных норм. Разумеется, государство со своей стороны не может обеспечивать иные, кроме правовых, социальные нормы своей принудительной силой, обеспечивающие бесперебойную работу и совершенствование социальной реабилитации инвалидов в домах-интернатах.

Такая противоречивая ситуация требует совершенствование правоотношений в сфере социального обеспечения и возможностей поддержки государством требований всего комплекса совершенствования социальной поддержки всех нуждающихся в помощи граждан.

Список использованной литературы

В рамках государственной политики выработана программа поддержки населения. Она предполагает гарантию соцобеспечения в случае наступления того или иного события. Речь, в частности, о болезни, трудовом увечье, безработице, многодетности, старости, беременности, родах, инвалидности, бедности, потере кормильца и пр.

Принципы права социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах.

Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам. В зависимости от сферы действия выделяют:

  1. Общеправовые принципы. Они свойственны всем юридическим сферам.
  2. Межотраслевые положения. В них отражаются общие черты нескольких областей функционирования.
  3. Отраслевые принципы. Они выражают специфику отдельной сферы.
  4. Внутриотраслевые положения. Они касаются конкретных институтов.

К ним следует относить такие положения, как:

  1. Гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами.
  2. Неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения.
  3. Равенство всех перед судом и законом.
  4. Право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов.
  5. Равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации.
  6. Гарантированность защиты государства.

Эти принципы ПСО относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми положениями являются:

  1. Обеспечение свободного развития и достойной жизни человека.
  2. Запрещение принудительного привлечения к труду.
  3. Обеспечение господдержки семьи, отцовства, детства, материнства, пожилых лиц, инвалидов.

Эти принципы ПСО формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Мачульская выделяет такие принципы ПСО, как:

  1. Финансирование из средств страховых взносов и госбюджета.
  2. Всеобщность.
  3. Дифференциация соцподдержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов.
  4. Комплексность и универсальность. Эти принципы ПСО предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством.

По мнению Тучковой, в перечень фундаментальных положений входят:

  1. Реализация поддержки за счет бюджета и страховых взносов.
  2. Дифференциация условий, видов, уровня обеспечения в соответствии с трудовым вкладом, причинами нуждаемости и прочими существенными обстоятельствами.
  3. Обязанность государства предоставлять гарантированную поддержку, не ниже прожиточного минимума.
  4. Многообразие видов соцобеспечения.
  5. Гарантированность помощи в случаях нуждаемости в силу обстоятельств, относящихся к категории социально значимых.
  6. Участие общественных организаций, представляющих интересы населения, в разработке, утверждении и реализации решений, касающихся поддержки граждан и их защиты.

В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления этих основ непосредственно в нормативных актах. Например, статья 5 ФЗ №195 включает в себя такие принципы ПСО, как:

  1. Адресность.
  2. Добровольность.
  3. Гуманность.
  4. Доступность.
  5. Приоритетность поддержки несовершеннолетним, которые находятся в сложной жизненной ситуации.
  6. Профилактическая направленность.
  7. Конфиденциальность.

принципов ПСО в первую очередь отражено в Конституции. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка: “Каждому гарантировано социальное обеспечение”.

Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и пр.

При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок. Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги.

Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.

6.Понятие и содержание принципов права социального обеспечения

Функционирование системы соцобеспечения осуществляется за счет страховых взносов и бюджета. Концентрация средств осуществляется в централизованных фондах внебюджетного характера. Они выступают в качестве самостоятельных финансово-кредитных учреждений.

Основными источниками средств являются поступления от работодателей, ПБЮЛ, а также других категорий физлиц. Кроме этого, пополнение фондов осуществляется ассигнованиями из федерального бюджета. Средства, которые являются временно свободными, могут инвестироваться.

Полученный от этого доход направляется на обеспечение уставной деятельности фондов.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических потребностей, но и социальных и духовных интересов личности.

Однако сегодня не достигают величины прожиточного минимума не только минимальные размеры пенсий, но и средние. Это означает, что отечественная пенсионная система находится в кризисе. Пытаясь его преодолеть, правительство лечит следствие, а не причину, поскольку изменяет лишь механизм исчисления пенсий. Однако любая методика расчета пенсий имеет как достоинства, так и недостатки.

В мировой практике встречается несколько способов исчисления пенсий по старости. В частности, пенсия по старости может рассчитываться в процентном отношении от прежнего среднего заработка пенсионера за весь период трудовой деятельности, либо за любые 5-10 лет стажа с наиболее высоким заработком по выбору пенсионера или непосредственно перед уходом на пенсию. Такой способ исчисления пенсий по старости применяется в Бельгии, Италии, Португалии, Франции. При этом заработок, как правило, ограничивается максимальной суммой. Но обязательной нормой является использование одних и тех же пределов заработка для исчисления пенсий и уплаты пенсионных взносов[8].

Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.). В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным. Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. 4 предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:[9]

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • ежемесячное пособие на ребенка.

Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи»[10] от 17 июля 1999 г. предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)[1].

Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах»[11], «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[12].

Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, например, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[12] предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Социальная дифференциация

Обращает на себя внимание и тот факт, что нормы права социального обеспечения в одних случаях разрешают субъектам соответствующего уровня правового регулирования урегулировать за свой счет предоставление какого-либо блага по социальному обеспечению, а в других случаях обязывают их самостоятельно создать правовую норму, как правило, конкретизирующую норму, принятую на более высоком уровне. Это обязывание, «перекладывание» бремени нормотворчества тоже выгодно государству, т.к. чем ниже уровень правового регулирования, тем ближе правотворец к получателям благ по социальному обеспечению, тем эффективнее он урегулирует некоторые общественные отношения, тем лучше он учтет уровневые особенности причин нуждаемости и иные факторы, тем в конечном итоге действенней будут использованы (может быть даже сэкономлены) средства, направляемые на эти цели. Множественность уровней правового регулирования объясняется и тем, что в ПСО возможна и необходима дифференциация условий и норм социального обеспечения, в том числе и в связи с особенностями конкретной территории, отрасли экономики, предприятия. Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т.д.

Данный подход государства к полисистемности уровней правового регулирования социального обеспечения можно оценить как утилитарный, обоснованный объективной ограниченностью и «раздробленностью» распределяемых в целях социального обеспечения ресурсов.

Принцип дифференциации условий и норм социального обеспечения в зависимости от характера и продолжительности трудовой деятельности и размера страховых взносов работников. Этот принцип, сформулированный в таком общем виде, непосредственно вытекает из анализа правовых норм, регулирующих социальное обеспечение. В некоторых институтах права социального обеспечения он проявляется более отчетливо, в других — в меньшей степени.

• могут носить объективный характер — природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда;
• либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений — например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Принципы права социального обеспечения представляют собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность и доступность социального обеспечения;

2) многообразие форм и видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

4) единство и дифференциация социального обеспечения;

5) осуществление социального обеспечения в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на определенном этапе развития общества;

6) участие граждан в реализации права на социальное обеспечение;

7) охрана права граждан на социальное обеспечение.

По своей сущности право на социальное обеспечение является всеобщим, так как распространяется на всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 39, 19 Конституции РФ).

Законодательство не устанавливает ограничений для каких-либо категорий граждан в реализации их права на социальное обеспечение. Социальное обеспечение предоставляется гражданам во всех случаях наступления нетрудоспособности (болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды и т.д.).

Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплаты по государственному социальному страхованию

(пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) исчисляются, исходя из заработка работника, его страхового стажа, характера и условий труда.

Необходимо обратить внимание на то, что в разные годы отечественные ученые по-разному формулировали отраслевые принципы, их количество зачастую не совпадало.

http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/differentsiatsiya-usloviy-urovnya-sotsialnogo-21686.html

Международное регулирование права социального обеспечение имеет некоторые особенности, касающиеся в прошлом СССР как сравнительно замкнутого государственного образования. СССР и Россия не ратифицировали большей части конвенций по вопросам социального обеспечения, разработанных международной организацией труда и другими международными организациями. Однако наблюдается так называемая тенденция ратификации: ратифицированы, в частности, Конвенции: «О профессиональной реабилитации инвалидов», «О правах ребенка», «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», а также Конвенция СНГ «О правах и основных свободах человека».

Наиболее полное отражение общепризнанные принципы и нормы международного права получили во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Эти принципы получили правовое оформление в двух Международных пактах — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Они подписаны от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицированы 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Вступили в силу эти пакты в нашей стране соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Оба названных пакта действуют и в России, поскольку Россия признает силу международных соглашений, заключенных СССР, и является его правопреемницей.

Можно выделить три сложившихся в РФ способа внедрения международных норм о социальном обеспечении:

Первый — непосредственное применение норм, содержащихся в международных актах, без трансформации их в российские законы.

Второй — включение таких норм в российские законы полностью или частично.

Третий — учет и реализация в нормативных правовых актах внутреннего законодательства международного опыта в сфере социального обеспечения, выраженного в соответствующих международных актах, к которым Россия не присоединилась, а также в национальном законодательстве других стран. Этот способ широко использовался в СССР.

Наиболее значимым источником является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он базируется на принципах, провозглашенных Уставом ООН и содержащихся во Всеобщей декларации прав человека. Пакт предусматривает, что участвующие в нем государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Все государства, участвующие в Пакте, признают право каждого человека на жизненный уровень, достойный для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни и обязуются принимать надлежащие меры к осуществлению этого права. Всеобщая декларация прав человека, с которой неразрывно связан Пакт, закрепляет также право человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых мер для поддержания его достоинства.

Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, подчеркивается право каждого на социальное обеспечение.

Вторым по значимости международным актом в сфере социального обеспечения является Конвенция о правах ребенка. Она открыта для подписания и ратификации с 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР с 15 сентября 1990 г.

Далее, РФ вступила в Совет Европы, стала 39-м членом этой организации. Закон о присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы принят 23 февраля 1996 г. Цели создания Совета Европы закреплены в его Уставе: работать для достижения большего единства в Европе, защищать принципы парламентской демократии, верховенство закона и прав человека, содействовать социальному прогрессу, экономическому развитию и закреплению общечеловеческих ценностей. В общей сложности за более чем полувековую свою деятельность Совет Европы принял более ста конвенций и соглашений, среди которых наиболее значимыми являются Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия.

Первыми документами Совета Европы явились Европейское временное соглашение о социальном обеспечении по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца и Европейское временное соглашение о социальном обеспечении помимо обеспечения в случае старости, инвалидности и потери кормильца, а также Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи. Затем разрабатывается Европейский кодекс социального обеспечения в сотрудничестве с Международной организацией труда на основе ее Конвенции №102 (1952 г.) о минимальных нормах социального обеспечения.

Двусторонние соглашения (договоры) о социальном обеспечении были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентации — с Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической Республикой и другими. В соответствии с этими соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны, во всех вопросах социального обеспечения, как правило, приравниваются к гражданам этой страны, если соглашением не предусмотрено иное.

Социальное обеспечение граждан бывших союзных республик имеет существенные особенности, они определяются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Оно заключено правительствами этих государств 13 марта 1992 г. в Москве. Участники СНГ — Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина. Указанное Соглашение, объективно необходимое после распада СССР, упорядочило пенсионное обеспечение в этих странах, оно обеспечило равные права граждан и сохранение приобретенных ими пенсионных прав в СССР и в странах СНГ.

Страховая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии.

По условиям назначения пенсии по старости можно условно классифицировать на пенсии, назначаемые:

на общих основаниях (ст.7 Закона от 17.12.2001 г.);

досрочные пенсии пенсии, назначаемые ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (то есть ранее 55 лет – женщинам и 60 лет – мужчинам). Условия назначения досрочных пенсий указаны в статьях 27 и 28 Закона от 17.12.2001 г. Кроме того, есть еще одна категория застрахованных лиц, которая, хотя и не перечислена в названных статьях Закона от 17.12.2001 г., но также имеет право на досрочный выход на пенсию – это безработные граждане. Им пенсия назначается на основании Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 г.

4.2.4. Классификация принципов права социального обеспечения

Трудовая пенсия по инвалидности – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы и иного дохода, который они получали и утратили в связи с установлением инвалидности.

В соответствии со ст.8 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане РФ и постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, отвечающие трём условиям:

1) они должны быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования РФ в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
2) они должны быть признаны инвалидами в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
3) им должна быть установлена одна из трёх степеней ограничения способности к трудовой деятельности.

Единство и дифференциация правового регулирования как принцип права социального обеспечения

В праве социального обеспечения традиционно отмечается взаимосвязь единства и дифференциации правового регулирования как принципа и способа воздействия на отношения социального обеспечения. Сочетание единства и дифференциации рассматривается в науке права социального обеспечения, а также в трудовом праве как один из принципов правового регулирования общественных отношений. Кроме того, это еще и бесспорный метод регулирования данных отношений, что позволяет отнести его к характеристикам метода данной отрасли права.

Обращаясь к анализу единства и дифференциации правового регулирования как одного из принципов права социального обеспечения, необходимо затронуть проблему, остающуюся предметом научных дискуссий и по сей день

Понятие и значение категории единства и дифференциации условий труда как принципа трудового права, целевой направленностью которого является обеспечение каждому работнику и работнику равных условий трудовой деятельности, максимально благоприятных для личности и общества.

Принципы права социального обеспечения — это идеи, лежащие в основе правотворчества, оказывающие решающее влияние на формирование и развитие правоотношений, направленных на защиту граждан от социально опасных ситуаций и их последствий, то есть правоотношений по социальному обеспечению населения.
Принцип единства и дифференциации правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения, как правило, относят к числу отраслевых.

Принципы права своеобразны тем, что они, отражая значимые в области права явления, связаны со всеми или большинством правовых институтов, составляющих отрасль, или, с учетом специальных положений общей части отрасли, хотя бы с одним Институтом общей части. Эти принципы, отражая специфику отрасли права, как бы преломляют основные принципы права в целом.

В теории права социального обеспечения нет единого мнения относительно состава отраслевых принципов.
Следует подчеркнуть, что оценка социальных рисков этим не ограничивается. В системе методов управления социальными рисками в качестве оснований выполнения социальных обязательств большую роль играет оценка влияния компенсации социального риска, с помощью которой определяется эффективность системы социального обеспечения применительно к различным видам, категориям, видам обеспечения и др.

Обобщенная оценка последствий компенсации социального риска по отношению к конкретным лицам на этапе существования обязательств социального обеспечения как относительных правоотношений может быть в дальнейшем использована в качестве основы для принятия законодательных решений об изменении параметров социальных обязательств (например, об увеличении размера социальных выплат, о введении дополнительных условий их предоставления и др.) .

Публичная воля реализуется в нормах права или в нормах, определяющих, в том числе, правосубъектность участников правоотношения. Индивидуальной воле предшествует интерес субъекта, а ее следствием является фактическое правовое поведение, результатом которого является юридический факт как предпосылка или результат (промежуточный или конечный) развития правоотношения.

Таким образом, объективно-волевая составляющая выражается в нормах права, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений и которые рассматриваются как основная предпосылка правоотношений. Субъективно-волевой компонент определяет правовую активность лиц, их поведение .

Проверим, что простейшие формы общественных отношений и субъективная воля, на наш взгляд, находились не внутри отношений, а вне их, так как индивидуальная воля реализуется в фактическом действии (поведении), а общественная воля — в правовой форме правоотношений (правовое положение сторон, права и обязанности, охватывающие конкретные правила поведения, гарантии прав и обязанностей субъектов и ответственность), по сути, отображая все аспекты законодательно-правового положения сторон и правового государства. При этом возможны правоотношения, в ходе развития которых происходит коррекция индивидуальной воли и актов правового поведения .

В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным, поставить вопрос о дополнительном изучении формы отношения с целью уточнения его полноты, а также поставить перед ним индивидуальную волю сторон отношения.

Публичная воля реализуется в нормах права или в нормах, определяющих, в том числе, правосубъектность участников правоотношения. Индивидуальной воле предшествует интерес субъекта, а ее следствием является фактическое правовое поведение, результатом которого является юридический факт как предпосылка или результат (промежуточный или конечный) развития правоотношения.

Таким образом, объективно-волевая составляющая выражается в нормах права, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений и которые рассматриваются как основная предпосылка правоотношений. Субъектно-волевой компонент определяет правовую активность индивидов и их поведение.

Многие женщины не могут заниматься оплачиваемой работой не только из-за старости, инвалидности, безработицы, как мужчины, но и по специфическим женским причинам: из-за состояния беременности, восстановления после родов, ухода за новорожденными и маленькими детьми, за инвалидами и другими нетрудоспособными членами семьи. Специалисты относят беременность, инстинкт продолж��ния рода к естественным потребностям женского организма.

В заключение я хотел бы сделать следующие выводы.
В настоящее время реализация принципов в сфере социального обеспечения в нашей стране гражданского общества с традиционными основами социальной реабилитации граждан, особо нуждающихся в защите, решается в двух направлениях.

Первое направление, несомненно, связано с признанием необходимости и возможности формирования гражданского общества. Второе направление учитывает необходимость поддержки и развития традиционных социальных норм как со стороны государства, так и со стороны общества.

При этом главным на современном этапе развития общества и государства в направлении социальной реабилитации и поддержки особо уязвимых, малообеспеченных слоев общества остается государственная поддержка организаций, работающих с инвалидами.

Общество не может не поддерживать существование и функционирование традиционных основ социальной реабилитации инвалидов в школах-интернатах, поскольку регулирование общественных отношений не может происходить без традиционных социальных норм. Конечно, государство, со своей стороны, не может своей принудительной силой обеспечить иные, чем правовые социальные нормы, обеспечивающие бесперебойную работу и совершенствование социальной реабилитации инвалидов в интернатах.

Такая противоречивая ситуация требует совершенствования правовых отношений в сфере социального обеспечения и способности государства поддерживать требования всего комплекса совершенствования социальной поддержки всех граждан, нуждающихся в помощи.

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. / / Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 4, Статья 445.
  2. Федеральный закон от 15.12.2002 № 167-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» / / КонсультантПлюс. 2014.
  3. Федеральный закон от 17.12.2002 № 173-ФЗ (с изменениями и дополнениями). от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» / / КонсультантПлюс. 2014
  4. Федеральный закон от 29.12.2007 № 255-ФЗ (ред. от 11.10.2014) «об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» / / КонсультантПлюс. 2017.
  5. Федеральный закон от 19.05.1996 № 81-ФЗ (в ред. от 02.07.2013). от 06.04.2016) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» / / КонсультантПлюс. 2017
  6. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 4-В11-15 / / КонсультантПлюс. 2015.
  7. Акимова Ю. А. конституционный принцип равенства и социальной защищенности граждан, имеющих детей / / современное право. N 5. С. 19-29.
  8. Антипьева Н. В.единство и дифференциация правового регулирования как принцип права социального обеспечения // Вестник Пермского университета. В юридической науке. 2014. N 3. С. 8-16.
  9. Винницкий И. Е. роль правосудия и законности в обеспечении целостности и устойчивости системы принципов права // История государства и права. 2016. N 13. С. 14-17.
  10. Гусева Т. С. российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития // Российская юстиция. 2011. N 4. С. 60-63.
  11. Гусева Т. С. тенденции развития законодательства о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства. 2014. N 1. С. 7-11.
  12. Гусева Т. С. российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития // Российская юстиция. 2016. N 4. С. 60-63.
  13. Захарова И. основы социального обеспечения граждан в России// Верховенство права. 2014. N 9. С. 57-61
    Ермошина Р. А. совершенствование механизма социальной защиты граждан / / правовой Мир. 2014. N 12. С. 50-53.
  14. Кархалев Д. Н. принцип обеспечения восстановления нарушенных гражданских прав. Н 5. п. 15-18.
    Конецкая В. П. Право социального обеспечения: учебник. М., 2014. с. 9.
  15. Луман Н. Закон о социальном обеспечении. Учеб. М., 2014. с. 10.
    Сулейменов М. К. понятие и методы защиты гражданских прав / / защита гражданских прав / Под ред. М. К. Сулейменова. Алматы, 2014.
  16. Ширант А. А. Генезис принципов пенсионного обеспечения: нормативный подход / / Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 2. С. 41-42.
  17. Штурцев Ю. Ю. принципы права: уточнение понятия // История государства и права. N 5. С. 38-41

Функционирование системы соцобеспечения осуществляется за счет страховых взносов и бюджета. Концентрация средств осуществляется в централизованных фондах внебюджетного характера. Они выступают в качестве самостоятельных финансово-кредитных учреждений. Основными источниками средств являются поступления от работодателей, ПБЮЛ, а также других категорий физлиц. Кроме этого, пополнение фондов осуществляется ассигнованиями из федерального бюджета. Средства, которые являются временно свободными, могут инвестироваться. Полученный от этого доход направляется на обеспечение уставной деятельности фондов.

Содержание и форма принципов права социального обеспечения

Тарифы по страховым взносам устанавливаются ежегодно. Величина определяется в процентах от всех поступлений, в том числе по гражданско-правовым договорам о предоставлении услуг и производстве работ. Список выплат, с которых взносы в ПФР не начисляются, утвержден правительственным постановлением № 546 от 07.05.1997 г. В задачи Пенсионного фонда входит:

  1. Целевой сбор и накопление взносов.
  2. Финансирование затрат на государственные пенсии всех видов и прочие выплаты.
  3. Выполнение мероприятий по взысканию с граждан, нанимателей в том числе, виновных в причинении ущерба здоровью работникам и иным лицам, сумм компенсаций за профзаболевание, трудовое увечье, по случаю потери кормильца.

Она состоит в применении особых норм, которыми устанавливаются дополнительные права по соцобеспечению для граждан отдельных категорий. В частности, это лица, у которых нет возможности реализовать общие положения либо есть особые заслуги перед страной. Дифференциация необходима для сбалансирования материального состояния граждан из отдельных групп, нуждающихся в дополнительной защите. К примеру, это лица, доходы которых меньше прожиточного минимума. Дифференциация обеспечивает также восстановление полноценного статуса незащищенных в социальном плане групп (к примеру, инвалидов).

В настоящее время Россия находится в достаточно сложной ситуации. Негативное влияние на экономику оказывают внешнеполитические события. Соответственно, внутри государства постоянно появляются новые обстоятельства, вследствие которых определенные категории граждан теряют средства к существованию, попадают в сложные жизненные ситуации, несут дополнительные затраты и риски. Все эти люди нуждаются в краткосрочной соцподдержке. Реагируя на все новые виды неблагополучия, возникающие вне зависимости от воли граждан, законодательство быстро изменяется. Государство ведет постоянную работу над программами поддержки, изыскивает средства для их реализации.

Предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения[2].

  1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.
  2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг.
  3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения[2].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.