Особенности банкротства кредитных кооперативов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности банкротства кредитных кооперативов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Контроль над должником

Особенности банкротства кооператива

Консультация по банкротству

Судебное разбирательство по банкротству кредитного кооператива

Подать заявление на банкротство

Банкротство кооперативов для пайщиков

Процедуры банкротства кредитного кооператива

Привлечение к субсидиарной ответственности

Особенности банкротства кредитных кооперативов

Помощь в банкротстве

Особенности банкротства кредитного кооператива

Для кредиторов мы сможем предложить широкие возможности для работы по дебиторской задолженности. Банкротство юридического лица кредитором серьезно стимулирует к выплате долга, поскольку действующий закон о банкротстве позволяет жестко регулировать действия, сделки должника, оспаривание договоров, банковских операций, поиск и продажу имущества за 3 года до признания банкротом. Это широко распространено в настоящее время среди банков, коллекторов, налоговых органов. Арбитражный управляющий при банкротстве юридического лица найдет вам деньги и перечислит их в счёт долга.

Чтобы начать банкротство кредитного потребительского кооператива, необходимо иметь веские основания. В ст. 189. 16 Закона № 127-ФЗ приведены основания, по которым можно инициировать банкротство финансовой организации:

• сумма задолженности перед кредиторами не менее 100 000 рублей
• требования о выплате удовлетворяются в течение 14 дней со дня их наступления
• кредитный потребительский кооператив не может исполнить требование в течение 14 дней с момента вступления в силу решения суда о возврате задолженности
• общая стоимость имущества кооператива не покрывает его долг перед кредиторами
• во время работы временной администрации не была восстановлена платёжеспособность кооператива

В ст. 189. 2 Закона № 127-ФЗ приведены дополнительные основания на банкротство кооперативов:

• многократное нарушение действующего законодательства относительно деятельности кредитных кооперативов, и финансовых организацией в целом
• контрольный орган вынес предписание о запрете деятельности данного кооператива

Контрольным органом кредитного кооператива является Центральный банк Российской Федерации.

В случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации о признании финансовой организации банкротом дело о банкротстве финансовой организации рассматривается арбитражным судом в срок, не превышающий четырех месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании финансовой организации банкротом, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по этому делу.

Статья 189.1. Особенности банкротства кредитных кооперативов

Задолженность кредитного потребительского кооператива перед кредиторами погашается в порядке очерёдности, указанной в ст. 134 Закона № 127-ФЗ. В п.2 ст. 189.5 Закона № 127-ФЗ сказано, что:

• требования граждан, которые являются пайщиками и кредиторами кредитного кооператива удовлетворяются во вторую очередь, если сумма вклада, согласно договору, не превышает 700 тысяч рублей; если задолженность перед пайщиком превышает 700 тысяч рублей, то она удовлетворяется в третью очередь.
• в третью очередь также удовлетворяются: требования пайщиков – юридических лиц, возникших на основании договора займа; других кредиторов кооператива.
Остальные последствия, как у обычного юридического лица. Имущество кооператива будет продано с торгов, для погашения долгов перед пайщиками.

Порядок объявления кооператива финансово несостоятельным практически полностью идентичен порядку банкротства любого иного юридического лица.

Первый этап – подача заявления в арбитражный суд

На вынесение определения у суда есть ровно 5 рабочих дней. Отсчет начинается после того, как было подано соответствующее заявление. Если суд решил принять заявление, происходит запуск процедуры банкротства кооператива.

Инициирование процедуры банкротства кооператива невозможно без веских оснований.

Исходя из положений ст.189.16 №127 ФЗ такими основаниями являются:

  1. Размер долга перед кредиторами от 100 000 рублей и выше. Условия о выплате долгов не выполняются в течение двух недель с даты их наступления.
  2. Если КПК не в состоянии в течение двух недель со дня вступления в законную силу судебного решения вернуть долг.
  3. Банкротство кооператива возможно, если общая цена за имущество КПК меньше его задолженности перед кредиторами.
  4. Если временная администрация не смогла сделать КПК финансово платежеспособным.

Кроме того, ст.189.2 Закона №127-ФЗ приводит второстепенные основания, позволяющие признать кооператив банкротом.

Должны быть выполнены следующие условия:

  1. Должны быть зафиксированы нарушения законодательных положений касательно функционирования КПК и финансовых учреждений, в общем.
  2. Контрольная инстанция должна вынести предписание о том, что данный кооператив больше не имеет права работать.

Контрольный орган КПК – это Федеральная служба по финансовым рынкам ФСФР. Именно так прописано в правительственном постановлении от 29-го августа 2011-го года № 717.

Законодательные положения говорят о том, что правом на подачу заявления о финансовой несостоятельности КПК обладают:

  • Непосредственно сам кредитор, если КПК должен ему более 100 000 рублей, а временной интервал просрочки составляет более двух недель.
  • Уполномоченная инстанция – при наличии обладающего законной силой судебного решения о взыскании с кооператива долга. Естественно, решение должно вступить в силу более 14 дней назад.
  • Контролирующая инстанция – ФСФР (если есть ходатайство СРО, в состав которого и входит неплатежеспособный КПК).

Заявление о финансовой неплатежеспособности КПК должно содержать приложенную документацию.

Исходя из законодательных положений, она должна состоять из:

  • [misha]устава кооператива;
  • подтверждающей документации – что копии заявления были отправлены каждому из участников данного делопроизводства;
  • квитанции об оплате государственной пошлины;
  • учредительной документации КПК;
  • копий свидетельства о том, что кредитный кооператив зарегистрирован как некоммерческое учреждение;
  • списка кредиторов, у которых имеются претензии к должнику;
  • бухгалтерского баланса за последний налоговый период. Несмотря на то, что кооператив считается организацией некоммерческого типа, он все равно обязан предоставлять минимальную отчетность по бухгалтерии.
  • отчета оценщика о стоимости имущества КПК;
  • иной документации, исходя из законодательных положений.

Куда должно быть подано такое заявление и все остальные документы?

Заявление о признании КПК банкротом должно быть подано в арбитражную судебную инстанцию по месту, где зарегистрировано данное учреждение.

Если регистрация была осуществлена на одном месте, а деятельность ведется на другом, для подачи заявления используется второй адрес.

В банкротстве КПК есть и отрицательные (причем для каждой из сторон) моменты.

Погашение долга КПК перед пайщиками осуществляется строго по очереди, которая закреплена в 127-ФЗ.

В Федеральном законе прописано следующее:

  1. Удовлетворение требований граждан – пайщиков и кредиторов КПК – это вторая очередь (при сумме вклада не более 1 400 000 рублей).
  2. Если сумма долга кооператива перед вкладчиком – свыше 1 400 000 рублей, ее будут удовлетворять в третью очередь.

Еще в третью очередь происходит удовлетворение следующих требований:

  1. Требований вкладчиков – юридических учреждений – если основанием их возникновения является договор займа.
  2. Иных кредиторов кооператива.

Другие последствия идентичны стандартному юридическому учреждению:

Банкротство кооператива предполагает реализацию имущества КПК с помощью торгов. Таким образом, удовлетворяются кредиторские требования.

Если все имущество КПК реализовано, а денежных средств для удовлетворения требований кредиторов все равно не хватает, действующие участники кооператива, а также вышедшие из организации за шесть месяцев до подачи заявления о финансовой несостоятельности, несут субсидиарную ответственность перед вкладчиками. Данное положение прописано в статье ст. 189.6 Закона № 127-ФЗ.

Наступление ответственности происходит в пределах той части, которая была взносом. Эту ответственность предписывает не только вышеобозначенный Закон №127-ФЗ, но и Закон № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Если руководство кооператива будет признано виновным, его могут привлечь к административной (а иногда и к уголовной) ответственности. Произойдет это в том случае, если арбитражный суд выявит действия (либо бездействие), ставшие причиной финансовой несостоятельности кредитного кооператива.

Саморегулируемая организация, в состав которой входит КПК, также ответственна при процедуре банкротства.

Если суд найдет доказательства того, что СРО не просило ФСФР назначить КПК временную администрацию (либо не заявляло о том, что кооператив нужно признать неплатежеспособным), данная СРО тоже будет отвечать собственным имуществом по задолженностям кооператива – банкрота.

Чтобы оспорить сделки банкрота – КПК, необходимо учитывать общие правила, отраженные в ст. 61. 1 – 61. 9 Закона № 127-ФЗ.

Сперва происходит сбор всех кредиторов. Далее следует принятие решения об оспаривании сделок. После данное решение должен получить арбитражный управляющий. И уже он подает заявление в арбитражный суд, который запустил банкротство кооператива.

Заявление должно быть с приложенным пакетом документов. Они станут доказательством того, что вышеупомянутый кооператив провернул данную сделку.

Такими документами могут быть:

  • соглашение купли-продажи определенного имущества;
  • соглашения займа и соглашения на сбережение денежных средств;
  • соглашение поставки;
  • чеки, доказывающие оплату товаров, работ либо услуг;
  • иная документация, которая может служить в качестве подтверждения сделки.

Иной документацией, прикладываемой к заявлению, считается:

  1. Документация, подтверждающая наличие у сделки всех признаков финансовой несостоятельности.
  2. Решение общего кредиторского собрания об оспаривании конкретной сделки банкрота.

§ 4.1. Банкротство кредитных организаций

Финансовый фонд КПК формируется за счет взносов членов кооператива. Он объединяет людей, у которых денег достаточно — и тех, у кого их не хватает. Первые ссужают деньги вторым, и в результате все остаются в выигрыше:

  • первые члены получают дивиденды от сдачи средств в аренду;
  • вторые получают кредитные средства под небольшой процент.

При этом кооперативы не могут вести коммерческую деятельность — торговлю, участвовать в производстве, оказывать услуги. Они могут только привлекать деньги от дольщиков и выдавать им займы. Исходя из условий московских КПК, в среднем можно заработать на вложениях 9% годовых.

МФО и банки — это организации, которые для своей работы по выдаче денег в долг — привлекают сторонние средства. Стать таким юрлицом непросто, нужно подходить под требования регулятора, среди которых — наличие конкретной суммы для старта проекта и требование поддержания этой суммы весь срок жизни такой организации.

Прибыль МФО и банков получают только «избранные» — акционеры или учредители. А также инвесторы, которые купили ценные бумаги МФО и банков — акции (участие в уставном фонде) или облигации (долги).

В кредитных кооперативах средства привлекаются исключительно за счет денег, внесенных пайщиками, поэтому и прибыль распределяется среди них же.

Все члены КПК оплачивают взносы.

  1. Вступительный — но не все КПК предъявляют подобное требование. Если оно и существует, то плата обычно символическая — до 1 тыс. рублей.
  2. Членский взнос — это обязательные платежи, которые вносятся с конкретной периодичностью. 1 раз в месяц, 1 раз в квартал или в год. Размер таких платежей составляет 100-300 рублей.
  3. Паевой взнос — бывает обязательным и добровольным. Если обязательные взносы составляют до 1 тыс. рублей, то добровольные взносы уже зависят от желания пайщика. Эти деньги задействуются в ссудах.

В КПК предусмотрено страхование взносов, но оно отличается от классического банковского. Например, если ЦБ отзовет у банка лицензию, то АСВ через банки-агенты на 15 день начинает выплаты вкладов в застрахованном размере — до 1,4 млн. рублей.

КПК не предоставляют подобных гарантий своим членам, поскольку кооперативы не входят в систему страхования вкладов. Туда входят только банки.

Контроль в этой сфере возложен на СРО — напомним, каждая КПК должна быть членом саморегулируемой организации. В них создаются компенсационный фонды за счет средств членов.

В случае банкротства кооператива уполномоченный орган СРО обязан выплатить деньги пайщикам. Согласно законодательству, у каждого пайщика есть право на получение до 700 000 рублей.

Выплаты должны быть произведены, если КПК:

  • обанкротится;
  • будет замечен в мошеннических действиях;
  • начнет процедуру самоликвидации.
  • Банки
  • ПИФы
  • Финансовые пирамиды
  • Кооперация
  • Инвестиции
  • Мошенничество
  • Финансовая информация

Банкротство кредитных потребительских кооперативов: что делать вкладчикам?

  • Статистика кредитных кооперативов
  • Документация для кредитных кооперативов
  • Правовое регулирование кредитных кооперативов
  • Кредитные кооперативы России
  • Гостевая книга
  • Обучающие услуги
  • Загрузки
  • Предложения
  • Ответы на вопросы
  • Журнал «Кредитная кооперация»
  • Третейский суд

Кузьмин Генрих Ильич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании кредитного потребительского кооператива «Финансовый союз» (далее должник) несостоятельным (банкротом).

Заявление мотивировано тем, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27.07.2009 взыскано с кредитного потребительского кооператива «Финансовый союз» в пользу Кузьмина Генриха Ильича 296 679 руб. 69 коп. долга, 14 388 руб. 96 коп. –процентов, 4 710 руб. 70 коп. – расходов по государственной пошлине. В силу пункта 2 статьи 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) просят ввести в отношении должника процедуру наблюдения, утвердить временным управляющим члена НП «Приволжская СРО АУ» Сержантова Михаила Николаевича.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, указанным в нем.

Представитель должника рассмотрение требования оставил на усмотрение суда, пояснив, что по состоянию на 30.09.2009 дебиторская задолженность должника составляет 28 716 000 руб. 80 коп., кредиторская задолженность составляет 45 955 241 руб. 74 коп.

Представитель уполномоченного органа рассмотрение требования оставил на усмотрение суда.

При указанных обстоятельствах суд признает, что у должника имеются признаки банкротства, определенные статьей 3 и п. 2 ст. 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В материалах судебного дела (а, как отмечается в источниках, должник признал заявление о том, что он является банкротом или очень близок к этому) сказано, что позиция ЦБ России ссылается на недостаточное количество стоимости активов (имущества) КПК «Первый». Речь идет о той сумме, которая необходима для того, чтобы исполнить все имеющиеся финансовые обязательства перед своими кредиторами, а также все обязательства по уплате всех обязательных платежей.

Представители, акцентируя внимание не на банкротстве, а на финансовом оздоровлении, отмечают, что за 10 лет работы у КПК появился целый пакет задолженности по кредитам, который необходимо списывать. Пайщики, являющиеся членами КПК «Первый», брали денежные средства взаймы, однако часть этих денежных средств не взыскивается и не может быть в кратчайшие сроки взыскана из-за того, что у членов КПК «Первый» нет достаточного количества денег. Все процессы, связанные с возвратом денег, в таких случаях производятся отделами взыскания, однако в большинстве случае долг все же признается невозвратным.

Тем не менее, есть долг или его нет, представители отмечают, что КПК «Первый» не в состоянии списать на себя все невозвратные долги, сделать это можно лишь через суд и только под надзором ЦБ России. И как раз именно сейчас данный процесс и происходит.

В феврале 2019-го года ФНС оштрафовала КПК «Первый», и причина штрафа заключалась в том, что КПК «Первый» противозаконно использовал упрощенный тип налогообложения, серьезно снижая при этом доходы.

ФНС потребовал от компании КПК «Первый» выплатить около 56 миллионов рублей, причем из этой суммы 42 миллиона рублей – это все доначисленные налоги на доходы и прибыль, а 13,2 миллиона – это денежные штрафы, появившиеся из-за непредставления в установленные сроки налоговых деклараций на прибыль КПК «Первый».

Даже с учетом всего этого не совсем понятно, почему в Екатеринбурге хотят закрыть потребительский кооператив, почему на компанию было заведено дело о банкротстве и насколько правдива информация о том, что КПК «Первый» действительно сможет стать в самом скором времени банкротом?

КПК – это объединение физических лиц или же нескольких предприятий. Основная цель такого объединения заключается в том, чтобы защитить свои собственные финансовые интересы.

Основание для объединения в КПК – это добровольное членство, а также внесение обязательное внесение персонального членского взноса. При этом члены объединяются на основании профессионального, территориального или же иного принципа. И, конечно же, КПК создаются для того, чтобы обеспечивать взаимопомощь финансовыми средствами между членами КПК.

Важно помнить о том, что КПК – это некоммерческая организация, основной принцип работы которой – это вложение лишних денежных средств одним членом КПК и одалживание тех же самых денежных средств другим членом КПК, у которого денежных средств по каким-либо причинам не хватает. Естественно, второй член, берущий денежные средства у первого, будет делать это на кредитном основании.

Ситуация с мошенниками к КПК «Первый не относится», однако любому потенциальному или состоявшемуся вкладчику следует знать, как отличить мошенническую организацию от КПК, в котором члены действительно помогают друг другу в случае необходимости.

К счастью, в случае с КПК «Первый» ничего плохого для вкладчиков не случилось, но что было бы, если бы КПК, привлекающий денежные средства граждан под повышенные проценты по факту может стать финансовой пирамидой? Для того, чтобы определить, кто именно находится перед потенциальным вкладчиком (мошенники или КПК, необходимо помнить о некоторых особенностях работы КПК. К основным из них относятся следующие моменты:

  1. КПК по своей ОПФ (организационно-правовой форме) не может являться АО, ООО или еще какой-либо организацией. КПК может быть только кредитным потребительским кооперативом. Если речь идет о КПК, в котором всеми членами являются физические лица, то это будет КПК граждан.
  2. Деятельность любого КПК никак не лицензируется, однако она в любом случае контролируется и регулируется ЦБ России. Любой работающий на данный момент кооператив должен в обязательном порядке находиться в государственном реестре КПК. При этом спрятаться от реестра не выйдет, так как реестр обновляется каждый месяц. Скачать его может любой человек, достаточно лишь зайти на официальный сайт ЦБ России. Также здесь можно узнать, находится ли на данный момент КПК на этапе банкротства или ликвидации.
  3. В том случае, если КПК привлекает любое количество денежных средств от пайщиков и принимает в коллектив новых членов, ему необходимо в обязательном порядке вступить в СРО. Именно СРО занимается осуществлением контроля над работой кооператива, а также обеспечивает ответственность компании перед своими вкладчиками.

В процессе создания КПК или в случае прекращения членства в рамках СРО КПК необходимо в течение 3 месяцев вступить в СРО.

Еще одна мотивация проверять КПК перед тем, как вступать туда в качестве вкладчика – это то, что у банковских организаций нет никаких серьезных гарантов возврата денежных средств, как у банковских организаций. В случае с банком вкладчик получит не больше 1,4 миллиона рублей (если вклад с процентами больше этой суммы).

Однако по закону КПК могут не заниматься страхованием собственной ответственности перед своими вкладчиками, которые внесли в КПК денежные средства.

Банкротство потребительского кооператива

Если дело дойдет до суда или между вкладчиками и КПК будут споры в ходе досудебного делопроизводства, необходимо выделить несколько законодательных норм, которые могут пригодиться вкладчику в случае защиты собственных интересов:

  1. ФЗ под номером 127 о банкротстве (а именно статьи 189.1-189.6).
  2. Статья 25 ГК России о банкротстве.
  3. Положения пар.4 главы 9 о банкротстве финансовых учреждений.
  4. Работа КПК регламентируется ФЗ под номером 190 о кредитных организациях.

И, как уже было отмечено выше, начиная с 2011 года любое КПК должно в обязательном порядке быть отнесено к СРО. Подобные действия дают дополнительные гарантии как для заемщиков, так и для займодателей. Конечно же, сегодня не существует такого закона, который был бы посвящен банкротству КПК.

Для того, чтобы инициировать процесс банкротства КПК, у регулирующей и уполномоченной этим заниматься организации должны быть достаточно веские основания. В ФЗ 127, а именно в статье 189.16 приведены все самые распространенные основания для инициирования банкротства:

  • сумма должна перед вкладчиками, пайщиками и кредиторами больше 100 тысяч рублей;
  • требования, касающиеся выплаты задолженностей, не были удовлетворены в течение двух недель с момента их взыскания со стороны вкладчиков;
  • КПК не в состоянии исполнить за 2 недели решение суда, согласно которому КПК должен вернуть задолженность своим вкладчикам;
  • суммарная стоимость всего имущества, имеющегося у КПК, не способна погасить все те долги, которые есть у КПК перед вкладчиками;
  • в процессе функционирования временной администрации платёжеспособность КПК так и не была восстановлена.

В статье 189.2 ФЗ 127, помимо всего прочего, приведены также и дополнительные моменты, на основании которых КПК может быть признано как финансово несостоятельным. К таким моментам относятся:

  1. многократно повторяющиеся нарушения законодательства в отношении деятельности КПК, а также в отношении финансовых организаций в общем;
  2. контролирующие органы вынесли в отношении КПК предписание относительно запрета деятельности.

При всем при этом контрольным органом для любого КПК является Федеральная служба финансовых рынков (ФСФР). Эти полномочия есть у ФСФР на основании постановления правительства от 29.08.2011 года под номером 717.

Согласно ФЗ 127, а именно статье 189.19, подавать заявление о банкротстве КПК имеют право следующие лица:

  1. Конкурсный кредитор, но лишь в том случае, если КПК на момент начала расследования имеет перед конкурсным кредитором задолженность свыше 100 тысяч рублей и если КПК в течение 2 недель не погасила эту задолженность с момента возникновения этой самой задолженности.
  2. Наделенные соответствующими полномочиями органы, но лишь в том случае, если у них есть имеющее силу судебное решение о взыскании с компании задолженности. И, как и в прошлом случае, с момента взыскания прошло 2 недели.
  3. Контролирующие органы, то есть это ФСФР — упразднена (в настоящее время ЦБ РФ), работающее на основании того СРО, членом которого КПК является.

Для того, чтобы защитить права вкладчика, необходимо знать, в каком порядке происходит признание КПК банкротом. Это настолько же важно, насколько важен порядок возврата денег в случае банкротства КПК.

Порядок проведения процессов признания КПК банкротом такой:

  1. Наблюдение. На данном этапе КПК все еще продолжает заниматься ведением своей обыкновенной деятельности, однако на данном этапе, помимо этого, к КПК приставляется соответствующая временная администрация. По результатам ее работа через некоторое время составляется соответствующий детализированный отчет.
  2. Финансовое оздоровление. На этом этапе должны приниматься соответствующие меры, направленные на восстановление прежнего уровня платежеспособности компании должника. При этом компания должна заниматься финансовым оздоровлением за счет денежных средств всех вкладчиков, а также за счет членов КПК. При этом данная процедура будет длиться примерно два года.
  3. Внешнее управление. Это еще один этап, в ходе которого руководство КПК будет отстранено от управления КПК. После этого управлением КПК будет заниматься уже конкурсный управляющий. Помимо всего этого, КПК все еще будет продолжать заниматься своей обыкновенной деятельностью, но кооператив будет заниматься этим под чутким руководством. КПК в ходе этого этапа будет заниматься поиском путей для восстановления своей платежеспособности с помощью прибыли от работы КПК, а также за счет процессов продажи всего того имущества, которое есть у КПК. Данная стадия будет длиться около 18 месяцев.

  4. Конкурсное производство. До данного этапа доходят лишь те КПК, которым по каким-либо причинам не смогли оказать помощь все предыдущие процессы. На данном этапе происходит удовлетворение требований пайщиков и кредиторов согласно правилам общей очередности.

При этом на любом из представленных этапов стороны, если это возможно, смогут прекратить любые разбирательства с помощью составления мировых соглашений.

Пайщиков поставили первыми в очередь

Рассматриваемое юридическое лицо – это субъект хозяйствования, занимающийся банковскими манипуляциями, чтобы впоследствии получить прибыль. Учреждение функционирует на основе разрешения, выданного уполномоченным органом.

Кредитные организации, к которым применима процедура банкротства, функционируют под видом банка или иной финансовой организации.

К финансовым формированиям, к которым применимы положения законов, определяющих несостоятельность кредитных организаций, относят:

  • кредитные компании;
  • микрофинансовые образования;
  • компании по предоставлению страховых услуг;
  • частные пенсионные фонды;
  • кредитные кооперативы;
  • стороны, принимающие участие в действиях на рынке бумаг, представляющих собой ценность.

Потребность в специфическом методе регулирования дела о банкротстве кредитной организации объясняется тем, что их несостоятельность влечет масштабные отрицательные последствия для физлиц и учреждений, являющихся владельцами счетов или имеющих вклад в банкротящемся субъекте.

  • Субъект не выполняет собственные обязательства на протяжении двух недель с той даты, которая была оговорена ранее для их выполнения. К невыполненным финансовым обязательствам кредитной организации относят платежи по депозитам, пластиковым картам, перечисление платежей, выплаты заработной платы сотрудникам и другие виды задолженностей.
  • Стоимости всех средств субъекта не хватает для погашения имеющихся кредитных обязательств, а также для обеспечения обязательных платежей.

Отличительная особенность банкротства кредитных организаций в том, что к этим субъектам не применяют процедуры внешнего управления либо достижения мирового соглашения. Несмотря на это, могут иметь место эффективные меры по предупреждению банкротства кредитных организаций и их применение.

Несмотря на упразднение закона №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», условия несостоятельности определены рядом других законодательных актов.

Одной из числа особенностей банкротства кредитных организаций выступает условие рассмотрения дела в арбитражном суде – невыполнение долговых обязательств в продолжение 14 суток с момента, когда они должны были быть удовлетворены.

Другим условием выступает недостаток финансовых средств для выполнения обязательств перед кредиторами.

Что касается долговых обязательств, то для признания отсутствия платежной способности кредитной организации долги в совокупности должны равняться не меньше 1000 МРОТ.

Законодательством. а именно ФЗ №127 от 2002 года установлено, что все правоотношения, основанные на банкротстве кредитных организаций, должны быть урегулированы в специальном порядке.

Обусловлено это тем, что они обладают специальной правовой способностью, позволяющей им выполнять различные банковские операции, а также вступать в договорные отношения, принимая на себя обязательства.

Законодательство о банкротстве в мировой практике развивалось по двум направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредиторам, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Другое брало начало в американской модели, ставя своей основной целью реабилитацию компании, восстановление ее платежеспособности. Однако в современных условиях в законодательстве различных стран с рыночной экономикой прослеживается линия на сближение, совмещение названных принципов. Именно эта комбинированная система и была положена в основу при разработке в России законодательства о банкротстве, и в первую очередь Закона РФ от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», Федеральных законов от 08.01.1998 N 6-ФЗ и от 27.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Модель законодательства о банкротстве, воплощенная в первом российском законе о банкротстве предприятий (1992), была как бы привнесена извне. По общему признанию в Законе не учитывались ни конкретные условия российского рыночного хозяйства, ни правоприменительная практика.

Что касается кредитных организаций, то в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» лишь ст. 11 была посвящена особенностям рассмотрения дел о банкротстве банков, которые были сведены к предварительному отзыву лицензии на совершение банковских операций перед подачей заявления о банкротстве коммерческого банка. Банку России не было предоставлено право инициировать процесс банкротства (инициаторы — должник, кредитор, прокурор), когда он не являлся кредитором банка. И в таких случаях после отзыва лицензии Банку России приходилось проводить серьезную работу, связанную с обращением указанных лиц в арбитражный суд. Этот Закон действовал до 1998 г. Выявленные в ходе его применения пробелы законодатель попытался восполнить в новом Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. (далее — Закон 1998 г.), в котором было предусмотрено для банкротства некоторых должников принятие специального федерального закона.

В настоящее время правоотношения, связанные с банкротством кредитных организаций, регулируются Гражданским кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон 1999 г.), а также нормативными актами Банка России.

С правовой точки зрения принятие отдельного законодательного акта, регулирующего правоотношения, связанные с банкротством именно кредитных организаций, обусловлено тем, что банкротство этих обществ с ограниченной правосубъектностью затрагивает интересы множества лиц (как физических, так и юридических).

В 2002 г. был принят новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон 2002 г.), который ознаменовал собой следующий этап в развитии отечественного законодательства о несостоятельности.

В Законе 2002 г. в единую категорию — финансовые организации — объединены кредитные, страховые организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг. При этом Закон не определил правило, действие которого распространялось бы на все указанные организации. Статьей 180 Закона 2002 г. установлено, что к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций, он применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. Следует отметить, что в настоящее время идут лишь дискуссии о целесообразности принятия закона о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций.

Банк России не может согласиться с тем, что в концепции проекта закона о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций предусмотрено распространение его действия на кредитные организации, а также отмена Закона 1999 г.

Закон о несостоятельности банкротстве кредитных организаций: о чем идет речь

Банкротство финансовых организаций включает в себя оказание различных мер материального оздоровления.

  • материальная помощь организации учредителями или третьими лицами;
  • внесение изменений в структуру активного и пассивного капитала организации;
  • изменение порядка организации;
  • обеспечение баланса между суммой уставного капитала и средств, принадлежащих организации.

Что касается помощи в материальном отношении, то она может быть выражена в следующих видах:

  • поручительство (форма – гарантии банку) по оформлению кредитов;
  • оформление отсрочки погашения задолженностей, рассрочка платежей;
  • перевод долга с должника на другую организацию (только при наличии согласия со стороны кредитора);
  • прощение задолженности;
  • осуществление дополнительных взносов для увеличения капитала.

В некоторых ситуация Банк России имеет право выбрать управленческий орган – администрацию, функционирующую на временной основе.

Она будет в полном объеме или частично осуществлять полномочия, принадлежащие исполнительной власти организации.

Назначение администрации, работающей на временной основе, происходит на полгода.

Другой мерой, позволяющей предупредить несостоятельность, является реорганизация.

Эта процедура в отношении кредитных организаций может осуществляться в виде слияния либо присоединения, для чего заключаются договора.

Процедура банкротства ООО включает в себя несколько обязательных этапов.

К заявлению о признании кредитной организации банкротом прилагаются следующие документы:

  1. Извещение о направлении Банку России ксерокопии заявления о признании несостоятельности.
  2. Уведомление о том, что Банку России было вручено заявление с просьбой об отзыве лицензии у кредитной организации, вследствие обнаружения признаков банкротства.

Выплаты при банкротстве предприятия осуществляются в порядке очередности.

В соответствии с положениями указанного закона под кредитным потребительским кооперативом следует понимать объединение физических и юридических лиц с целью удовлетворения в полном объёме финансовых требований его участников, то есть пайщиков. При этом указанный федеральный нормативный акт отдельно выделяет кредитный потребительский кооператив граждан, то есть такую организацию, которая была создана только физическими лицами.

Главным отличием кредитного потребительского кооператива от банков и иных финансово-кредитных организаций – это его некоммерческая основа функционирования. Это связано с тем, что сам кооператив не получает никакой прибыли – это юридическое лицо, которое функционирует только для объединения разных категорий физических и юридических лиц, чтобы они налаживали взаимодействие между собой на наиболее выгодных для себя условий.

Чтобы вступить в кредитный потребительский кооператив, необходимо подать заявку на вступление и внести денежные средства в качестве вступительного взноса.

Процедура банкротства вне зависимости от того, идет ли речь о юридическом лице, в том числе о кредитном потребительском кооперативе, либо о физическом лице, представляет собой процедуру, в рамках которой происходит признание должника финансово несостоятельным, например, по причине невозможности погашения имеющихся задолженностей перед различными группами кредиторов.

Закон о банкротстве кредитных кооперативов

Если выявлены признаки, в соответствии с которыми должно быть подано заявление в арбитражный суд о проведении процедуры признания финансово несостоятельным юридического лица-должника, такое заявление должно быть подано в течение одного месяца (то есть тридцати дней) с момента установления таких признаков. После принятия такого заявления начинается собственно процедура признания кооператива банкротом:

  • первым этапом становится введение наблюдения. В отличие от банкротства иных видов юридических лиц наблюдение в отношении кредитного потребительского кооператива сопряжено с запретом на выплату любых паевых взносов членам такого кооператива, даже если такие взносы связаны с выходом пайщика из состава кооператива. На этапе наблюдения проводятся те мероприятия, которые арбитражный управляющий посчитает необходимыми для определения фактического положения дел внутри организации, в том числе в отношении его финансового состояния и возможности проведения расчетов с кредиторами;
  • в отличие от других видов юридических лиц процедура банкротства кредитного потребительского кооператива связана с введением временной администрации, которой полностью передаются все функции по руководству деятельностью кооператива. Главной целью введения временной администрации является попытка стабилизации финансового состояния компании. Для этого производится реструктуризация долгов, а также происходит наложение моратория на проведение мероприятий, направленных на исполнение вынесенных решений суда по исполнительным листам;
  • в том случае, если финансовое оздоровление на этапе временной администрации не возымело своего эффекта, по решению арбитражного суда вводится стадия конкурсного производства, на которой будет осуществлена продажа всего имеющегося у кооператива имущества с целью покрытия имеющихся долгов и выплата паевых взносов членам кооператива, которые заявили свои требования для включения их в реестр требований кредиторов. В том случае, если имущества кооператива будет недостаточно для погашения всех имеющихся задолженностей перед кредиторами, а также было установлено, что банкротство произошло по вине руководителя компании или ее учредителей, то по заявлению временной администрации или арбитражного управляющего они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. После завершения процедуры конкурсного производства кредитный потребительский кооператив будет признан ликвидированным, а в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена соответствующая запись.

Есть у СМИ такая традиция – когда банкротится кредитный кооператив, не разбираясь в вопросе, винить во всем директоров-мошенников и директоров-коррупционеров. Нельзя сказать, что обвинения эти всегда беспочвенны, да только здесь, как в семейном конфликте – не бывает виновата лишь одна сторона.

Редакция журнала «Кредитная кооперация: сегодня, завтра, всегда!» связалась с директором кредитного потребительского кооператива «Уральская народная касса» Иванаевской Еленой Валентиновной, которая согласилась рассказать, как и почему обанкротилась её организация. А главное – как государство «помогало» ей справиться с кризисом и как Центробанк поставил крест на будущем кооператива.

Ситуация сложилась непростая, но вариант банкротства вы всё равно не рассматривали?

На собрании вы решили не банкротить кооператив, но Центробанк принял иное решение, верно? И назначил вам конкурсного управляющего?

К сожалению, именно так. Пайщики единогласно проголосовали против банкротства, потому что понимали – это не выход, а наш антикризисный план мог сработать, и он работал.

Несмотря на то, что есть практика мирного урегулирования на стадии банкротства кооператива, представитель Центробанка на следующей день после собрания прямо нам заявил, что банкротить нас всё равно будут. А ведь их сотрудник присутствовал на последнем собрании в марте 2016 года и был в курсе всех принятых решений, однако никаким образом не высказал своего мнения.

Конечно, мы ещё могли надеяться, что конкурсный управляющий пойдёт нам навстречу, более того – в СРО нас обнадежили, что ЦБ назначит именно такого управляющего, который поможет нам, а не будет мешать. Но всё, как обычно, получилось только на словах. Конкурсный управляющий Денисов М.А. вступил в свою должность в марте 2017 года.

Отмечу, что на момент банкротства активов кооператива имелось более, чем на 200 миллионов, что покрывало наши обязательства перед сберегателями на 50%. То есть, наш антикризисный план давал результат и в перспективе мог позволить сберегателям вернуть большую часть средств. Особенно с государственной поддержкой.

Но Денисов М.А. решил строго следовать процедуре банкротства.

Из 29 миллионов рублей, поступивших на расчётный счёт кооператива, он израсходовал 20 миллионов и начал отменять договоры цессии, которые мы заключили со 100 пайщиками на сумму 22 миллиона рублей. Очевидно, что отмена договоров цессии, закреплённых через судебные органы, займёт непредсказуемый период времени, ведь он очень непрост и связан с тем, что часть денежных средств заёмщики успели заплатить сберегателям.

Которые, к слову сказать, не встали в реестр кредиторов. На процесс будут потрачены ещё миллионы, а те 22 миллиона в итоге будут проданы «с молотка» за 2-10% от реальной стоимости.

В итоге, кооператив обанкротился. И что же происходит с КПК «УНК» на данный момент? Что будет дальше?

Кредитный потребительский кооператив – это когда физические лица создают объединение с целью защитить свои финансовые интересы.

Основание для такого процесса – это участие на добровольных началах, а также внесенный членский взнос. В основе объединения членов КПК может «лежать» территориальный, профессиональный либо другой принцип.

Основная цель создания любого КПК – оказание финансовой взаимопомощи.

1. Дополнительными основаниями для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива являются: 1) неоднократное нарушение финансовых нормативов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере кредитной кооперации, в течение двенадцати месяцев с даты выявления первого такого нарушения; 2) вынесение контрольным органом предписания о запрете кредитному кооперативу осуществлять привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов. 2. При возникновении оснований для применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива он направляет план восстановления своей платежеспособности в контрольный орган в случае, если контроль за деятельностью такого кредитного кооператива в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» осуществляется непосредственно контрольным органом, или в других случаях в саморегулируемую организацию кредитных кооперативов, членом которой является такой кредитный кооператив.

Статья 189.1 127-ФЗ — Особенности банкротства кредитных кооперативов

1. В случае, если полномочия исполнительных органов кредитного кооператива ограничены, исполнительные органы кредитного кооператива наряду с правом совершать сделки, указанные в пункте 3 статьи 183.9 настоящего Федерального закона, имеют право принимать решения о приеме новых членов в кредитный кооператив и о привлечении денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) только с согласия временной администрации кредитного кооператива. 2. Возмещение расходов временной администрации кредитного кооператива, связанных с ее деятельностью, в том числе выплата вознаграждения членам временной администрации кредитного кооператива, осуществляется за счет средств кредитного кооператива.

1. Удовлетворение требований кредиторов кредитного кооператива осуществляется в порядке очередности, указанной в статье 134 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. 1. Наряду с требованиями, установленными абзацем вторым пункта 4 статьи 134 настоящего Федерального закона, в первую очередь подлежат удовлетворению требования членов кредитного кооператива (пайщиков) — физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений, в сумме, не превышающей семисот тысяч рублей в отношении каждого члена кредитного кооператива (пайщика). 3. Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке: 1) в первую очередь — предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и оставшиеся неудовлетворенными требования членов кредитного кооператива (пайщиков) — физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений; 2) во вторую очередь — требования членов кредитного кооператива (пайщиков) — юридических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров займа; 3) в третью очередь — требования лиц, не являющихся членами кредитного кооператива (пайщиками). 4. Требования членов кредитного кооператива (пайщиков) о возврате паенакоплений (паев) подлежат удовлетворению после расчетов с кредиторами кредитного кооператива по удовлетворению требований, указанных в абзаце пятом пункта 4 статьи 134 настоящего Федерального закона, в следующем порядке: 1) в первую очередь — требования членов кредитного кооператива (пайщиков) (за исключением лиц, указанных в подпункте 2 настоящего пункта), в том числе требования, связанные с прекращением членства в кредитном кооперативе до признания кредитного кооператива банкротом; 2) во вторую очередь — требования членов кредитного кооператива (пайщиков), являющихся или являвшихся единоличным исполнительным органом кредитного кооператива либо членами правления кредитного кооператива, членами контрольно-ревизионного органа кредитного кооператива или их аффилированными лицами.

1. Наряду с предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона случаями при недостаточности денежных средств кредитного кооператива для погашения задолженности перед его кредиторами члены кредитного кооператива (пайщики), а также лица, членство которых в кредитном кооперативе прекращено в течение шести месяцев до даты подачи заявления в арбитражный суд о признании кредитного кооператива банкротом, солидарно несут субсидиарную ответственность в пределах невнесенной части предусмотренного Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» дополнительного взноса каждого из членов кредитного кооператива (пайщиков). 2. Наряду с предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи случаями члены кредитного кооператива (пайщики), являющиеся членами правления кредитного кооператива, членами контрольно-ревизионного органа кредитного кооператива, или член кредитного кооператива (пайщик), являющийся единоличным исполнительным органом кредитного кооператива, несут солидарно субсидиарную ответственность в пределах сумм паенакоплений (паев), подлежащих возврату или возвращенных при прекращении членства в кредитном кооперативе, если признаки банкротства кредитного кооператива возникли в результате виновных действий или бездействия указанных лиц. Указанные лица могут быть признаны виновными, если их решения или действия (в том числе превышение полномочий), повлекшие за собой возникновение признаков банкротства, не соответствовали принципам добросовестности и разумности, установленным гражданским законодательством, уставом кредитного кооператива, обычаями делового оборота. 3. В случае, если саморегулируемая организация кредитных кооперативов не направила в контрольный орган ходатайство о назначении временной администрации кредитного кооператива, ходатайство о необходимости подачи заявления о признании кредитного кооператива банкротом, саморегулируемая организация кредитных кооперативов может быть привлечена к субсидиарной ответственности в порядке, установленном пунктом 12 статьи 142 настоящего Федерального закона.

512

Присоединяйтесь


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.