Нормативы кредитного риска установлены в положении банка России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативы кредитного риска установлены в положении банка России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2003, № 2, ст. 157; № 52, ст. 5032; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 25, ст. 2426; № 30, ст. 3101; 2006, № 19, ст. 2061; № 25, ст. 2648; 2007, № 1, ст. 9, ст. 10; № 10, ст. 1151; № 18, ст. 2117; 2008, № 42, ст. 4696, ст. 4699; № 44, ст. 4982; № 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, № 1, ст. 25; № 29, ст. 3629; № 48, ст. 5731; 2010, № 45, ст. 5756; 2011, № 7, ст. 907; № 27, ст. 3873; № 43, ст. 5973; № 48, ст. 6728; 2012, № 50, ст. 6954; № 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, № 11, ст. 1076; № 14, ст. 1649; № 19, ст. 2329; № 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 49, ст. 6336; № 51, ст. 6695, ст. 6699; № 52, ст. 6975; 2014, № 19, ст. 2311, ст. 2317; № 27, ст. 3634; № 30, ст. 4219; № 45, ст. 6154; № 52, ст. 7543; 2015, № 1, ст. 4, ст. 37; № 27, ст. 3958, ст. 4001; № 29, ст. 4348) (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 31 июля 2015 года № 23) устанавливает порядок расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов, в том числе требования к банковским методикам управления рисками и моделям количественной оценки рисков, используемым для расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов для включения в нормативы достаточности капитала банка (норматив достаточности базового капитала банка, норматив достаточности основного капитала банка, норматив достаточности собственных средств (капитала) банка), установленные Инструкцией Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2012 года № 26104, 29 ноября 2013 года № 30498, 18 июня 2014 года № 32735, 20 октября 2014 года № 34362, 11 декабря 2014 года № 35134, 24 декабря 2014 года № 35372, 29 декабря 2014 года № 35453, 20 февраля 2015 года № 36180, 16 июля 2015 года № 38029 («Вестник Банка России» от 21 декабря 2012 года № 74, от 30 ноября 2013 года № 69, от 9 июля 2014 года № 63, от 23 октября 2014 года № 99, от 22 декабря 2014 года № 112, от 31 декабря 2014 года № 117-118, от 4 марта 2015 года № 17, от 22 июля 2015 года № 60) (далее — Инструкция Банка России № 139-И), а также устанавливает критерии существенности изменений в указанные методики управления рисками и модели в части расчета величины кредитного риска с использованием подхода на основе внутренних рейтингов (далее — ПВР).

Положение о порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска

2.1. В рамках ПВР банк распределяет кредитные требования по следующим классам:

кредитные требования к суверенным заемщикам и международным финансовым организациям с низким уровнем риска (далее — кредитные требования к суверенным заемщикам);

кредитные требования к кредитным организациям, государственным учреждениям и международным организациям (далее — кредитные требования к финансовым организациям);

кредитные требования к розничным заемщикам;

доли участия в капитале;

кредитные требования к корпоративным заемщикам.

2.2. Отнесение банком кредитных требований к классам (подклассам) кредитных требований и их учет осуществляются на постоянной основе в соответствии с утвержденной банком методикой с соблюдением требований настоящей главы.

2.3. В зависимости от характеристик кредитных требований, относящихся к приобретенной дебиторской задолженности, приобретенная дебиторская задолженность относится к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам или к классу кредитных требований к розничным заемщикам.

2.4. Кредитные требования к суверенным заемщикам включают:

кредитные требования к Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, в том числе Министерству финансов Российской Федерации, а также к Банку России;

кредитные требования к центральным банкам и правительствам иностранных государств;

кредитные требования к международным финансовым организациям и международным банкам развития, которые в соответствии с Инструкцией Банка России № 139-И относятся к I группе активов с коэффициентом риска 0 процентов.

2.5. Кредитные требования к финансовым организациям включают:

кредитные требования к кредитным организациям;

кредитные требования к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям Российской Федерации, а также к учреждениям иностранных государств, не указанным в пункте 2.4 настоящего Положения;

кредитные требования к международным финансовым организациям и международным банкам развития, которые в соответствии с Инструкцией Банка России № 139-И не относятся к I группе активов с коэффициентом риска 0 процентов.

2.6. Кредитные требования к розничным заемщикам включают кредитные требования к физическим лицам и субъектам малого предпринимательства, которые одновременно удовлетворяют следующим критериям:

совокупный объем задолженности заемщика перед банком (кроме кредитных требований, обеспеченных залогом жилого помещения) не превышает 40 миллионов рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 миллионам рублей;

кредитное требование имеет розничный характер (кредиты на покупку автомобилей, кредиты на оплату обучения и другие);

кредитные требования к розничным заемщикам объединяются банком в общий портфель однородных кредитных требований, имеющих сходные характеристики, учитывающие как риск, присущий заемщику, так и риск, присущий финансовому инструменту, и управляются на уровне портфеля, а не на индивидуальной основе.

2.7. Приобретенная дебиторская задолженность, относимая к классу кредитных требований к розничным заемщикам, должна соответствовать требованиям, указанным в пунктах 13.23-13.26 настоящего Положения, и следующим условиям:

дебиторская задолженность приобретена от стороны, не являющейся связанной с банком в соответствии пунктом 4.6 Инструкции Банка России № 139-И, и не включает кредитные требования, которые были предоставлены самим банком;

дебиторская задолженность приобретена по рыночной цене, признана между несвязанными сторонами (продавцом дебиторской задолженности и заемщиком), и на момент приобретения нет оснований для прекращения дебиторской задолженности зачетом;

банк получает право требования на все доходы по приобретенной дебиторской задолженности или пропорциональную долю в доходах;

портфель приобретенной дебиторской задолженности в достаточной степени диверсифицирован.

2.8. Кредитные требования к розничным заемщикам должны быть отнесены к одному из трех подклассов: возобновляемые розничные кредитные требования, представляющие собой необеспеченные требования к физическим лицам с установленным лимитом выдач (задолженности), в рамках которых средства предоставляются банком на возобновляемой основе (кредитные карты, овердрафты, кредитные линии, другое). Совокупный размер кредитных требований к одному заемщику в рамках данного подкласса не должен превышать 4 миллиона рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 4 миллионам рублей;

кредитные требования, обеспеченные залогом жилого помещения, при условии, что заемщиком выступает физическое лицо, являющееся собственником этого жилого помещения;

прочие кредитные требования к розничным заемщикам, включая кредитные требования к субъектам малого предпринимательства.

2.9. Доли участия в капитале предоставляют банку право прямо или косвенно участвовать в прибыли и (или) активах и (или) капитале юридического лица и отвечают одновременно следующим условиям:

возврат инвестированных средств может быть произведен только за счет реализации актива либо при ликвидации юридического лица;

участие в капитале не влечет обязательства по предоставлению активов со стороны юридического лица;

участие в капитале предоставляет права на активы юридического лица в случае его ликвидации.

3.1. При расчете величины кредитного риска на основе ПВР для кредитных требований к корпоративным заемщикам, суверенным заемщикам и финансовым организациям банк, использующий БПВР, самостоятельно оценивает вероятность дефолта в соответствии с разделом IV настоящего Положения и использует значения уровня потерь при дефолте и величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, указанные в разделе III настоящего Положения. Банк, использующий ППВР, самостоятельно оценивает вероятность дефолта, уровень потерь при дефолте и величину кредитного требования, подверженную риску дефолта, в соответствии с разделом IV настоящего Положения.

3.2. При расчете величины кредитного риска для кредитных требований к розничным заемщикам банк использует собственные оценки вероятности дефолта, уровня потерь при дефолте и величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, в соответствии с требованиями, указанными в разделе IV настоящего Положения.

9.1. Величина кредитного требования, подверженная риску дефолта, представляет собой средства, предоставленные банком заемщику и не погашенные им на дату возможного дефолта, комиссии и проценты, начисленные, но не полученные на дату дефолта, а также предусмотренные условиями договора штрафы и пени, начисленные, но не полученные на дату дефолта. Для балансовых активов величина кредитного требования, подверженная риску дефолта, не может быть меньше его балансовой стоимости. Для внебалансовых условных обязательств кредитного характера при определении величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, средства, которые могут быть предоставлены заемщику на дату возможного дефолта или после его наступления, учитываются в соответствии с пунктами 9.6-9.9 настоящего Положения.

Любые комиссии, проценты, штрафы и пени или иные платежи со стороны заемщика, начисляемые банком после даты дефолта, в состав величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, не включаются.

9.2. При расчете величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, величина сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности по этому кредитному требованию не уменьшает величину кредитного риска.

9.3. В рамках ПВР для кредитных требований, вытекающих из финансовых договоров, включенных в соглашение о неттинге, определенных подпунктом 2.6.1 пункта 2.6 Инструкции Банка России № 139-И, величина кредитного требования, подверженная риску дефолта, рассчитывается в порядке, определенном пунктом 2.6 Инструкции Банка России № 139-И.

9.4. Величина кредитного требования, подверженная риску дефолта, для внебиржевых производных финансовых инструментов определяется в соответствии с приложением 3 к Инструкции Банка России № 139-И как при использовании БПВР, так и при использовании ППВР.

9.5. Величина кредитного требования, подверженная риску дефолта, для приобретенной дебиторской задолженности рассчитывается как сумма приобретенной задолженности за вычетом величины риска разводнения кредитного требования. Для целей настоящего пункта величина риска разводнения кредитного требования не корректируется на величину полученного обеспечения.

9.6. Для условных обязательств кредитного характера величина кредитного требования, подверженная риску дефолта, при использовании БПВР определяется как неиспользованная часть условного обязательства кредитного характера, умноженная на конверсионный коэффициент. Конверсионный коэффициент применяется к величине условного обязательства кредитного характера, которая определяется как наименьшее из следующих двух значений: величина неиспользованной части условного обязательства кредитного характера и величина любых возможных ограничений на доступность средств в рамках данного условного обязательства (например, лимит по кредитной карте). При наличии таких ограничений в банке должна быть установлена процедура контроля выполнения указанных ограничений. При этом используются следующие значения конверсионных коэффициентов:

0,75 — для обязательств банка выкупить ценные бумаги эмитента, вытекающие из выполнения банком функции андеррайтера в отношении корпоративных ценных бумаг, неиспользованных кредитных линий по предоставлению кредитов, а также для неиспользованных лимитов по предоставлению средств в виде «овердрафт» и «под лимит задолженности» в случае, если у банка-кредитора отсутствует право на их закрытие при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок, вне зависимости от сроков их действия;

0 — для неиспользованных кредитных линий по предоставлению кредитов, а также неиспользованных лимитов по предоставлению средств в виде «овердрафт» и «под лимит задолженности» в случае, если у банка-кредитора есть право на их закрытие в любое время без предварительного уведомления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок. При этом банк имеет возможность аннулировать неиспользованную часть условного обязательства при появлении первых признаков ухудшения кредитоспособности заемщика, выявленных в ходе мониторинга финансового положения заемщика.

9.7. Для прочих условных обязательств кредитного характера значения конверсионных коэффициентов равны коэффициентам, указанным в приложении 2 к Инструкции Банка России № 139-И.

9.8. При наличии у банка двух связанных между собой условных обязательств кредитного характера (то есть исполнение одного обусловлено исполнением другого) используется меньшее из применимых значений конверсионного коэффициента.

9.9. Банк, использующий ППВР, самостоятельно определяет значения конверсионных коэффициентов для условных обязательств кредитного характера в соответствии с разделом IV настоящего Положения, за исключением тех условных обязательств кредитного характера, для которых в соответствии с приложением 2 к Инструкции Банка России № 139-И банк применяет коэффициент в размере 1,0.

9.10. Для долей участия в капитале величина кредитного требования, подверженная риску дефолта, равна балансовой стоимости вложений за вычетом сформированных резервов на возможные потери.

Обязательные нормативы ЦБ

10.1. Минимально возможное значение вероятности дефолта для кредитных требований к корпоративным заемщикам и финансовым организациям составляет 0,03 процента. Значение вероятности дефолта по заемщикам, по которым произошел дефолт, составляет 100 процентов.

10.2. В рамках БПВР банк может учитывать гарантии (банковские гарантии), поручительства, резервные аккредитивы (далее — нефондированное обеспечение) в порядке, определенном главой 17 настоящего Положения.

10.3. В рамках ППВР банк может учитывать нефондированное обеспечение для корректировки вероятности дефолта заемщика в порядке, определенном главой 19 настоящего Положения.

10.4. В случаях когда количественная оценка компонентов кредитного риска в соответствии с разделом IV настоящего Положения для приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам, связана со значительными издержками и банк не может с достаточной точностью оценить компоненты кредитного риска, банк может оценить вероятность дефолта на основе величины ожидаемых потерь путем деления оценочной величины ожидаемых потерь на следующие значения уровня потерь при дефолте:

45 процентов — для лежащих в основе приобретенной дебиторской задолженности несубординированных кредитных требований;

100 процентов — для лежащих в основе приобретенной дебиторской задолженности субординированных кредитных требований (то есть вероятность дефолта принимается равной оценочной величине ожидаемых потерь).

10.5. Если банк использует ППВР и может с достаточной точностью оценить компоненты кредитного риска (вероятность дефолта и уровень потерь при дефолте) на основе величины ожидаемых потерь по приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам, могут использоваться полученные значения вероятности дефолта.

10.6. Для оценки риска разводнения кредитного требования приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам, вероятность дефолта принимается равной оценочной величине ожидаемых потерь вследствие риска разводнения кредитного требования.

10.7. В рамках БПВР при расчете риска разводнения кредитного требования банк может учитывать нефондированное обеспечение в порядке, определенном главой 17 настоящего Положения.

10.8. В рамках БПВР используются следующие значения уровня потерь при дефолте:

45 процентов — для несубординированных необеспеченных кредитных требований;

75 процентов — для субординированных необеспеченных кредитных требований;

100 процентов — для оценки риска разводнения приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам.

10.9. В рамках БПВР банк может учитывать обеспечение и иные способы снижения уровня возможных потерь от реализации кредитного риска, в том числе гарантийный депозит (вклад), уплаченный первоначальный платеж, прочие совершенные периодические платежи, встречное требование, возникшее из договора об обмене депозитами, залог, финансовый договор, включенный в соглашение о неттинге, условия которого соответствуют подпункту 2.6.1 пункта 2.6 Инструкции Банка России № 139-И (далее — фондированное обеспечение), путем корректировки уровня потерь при дефолте в соответствии с разделом V настоящего Положения. Нефондированное обеспечение может учитываться путем замещения внутренних оценок вероятности дефолта в соответствии с разделом V настоящего Положения.

10.10. В рамках ППВР в соответствии с разделом VI настоящего Положения банк может учитывать нефондированное обеспечение путем замещения внутренних оценок вероятности дефолта заемщика или путем корректировки уровня потерь при дефолте. При учете нефондированного обеспечения кредитному требованию не могут быть присвоены значения вероятности дефолта или уровня потерь при дефолте, при использовании которых коэффициент риска будет меньше коэффициента риска для аналогичного кредитного требования непосредственно по отношению к лицу, предоставившему нефондированное обеспечение.

10.11. В рамках ППВР полученное фондированное обеспечение может быть учтено путем корректировки уровня потерь при дефолте в соответствии с разделом VI настоящего Положения.

10.12. В случаях когда для приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам, количественная оценка компонентов кредитного риска в соответствии с разделом IV настоящего Положения для банка, использующего БПВР, связана со значительными издержками, уровень потерь при дефолте принимается равным 45 процентам для несубординированной дебиторской задолженности и 100 процентам для субординированной дебиторской задолженности.

10.13. В рамках ППВР для оценки риска дефолта приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам, банк может использовать внутренние оценки уровня потерь при дефолте, если банк может с достаточной точностью оценить компоненты кредитного риска (вероятность дефолта и уровень потерь при дефолте) на основе величины ожидаемых потерь.

10.14. Для определения срока до погашения кредитного требования в рамках БПВР используются следующие значения сроков до погашения кредитного требования:

0,5 года — для кредитных требований по возврату денежных средств по сделкам, совершаемым на возвратной основе с ценными бумагами, полученными без прекращения признания;

2,5 года — для прочих кредитных требований.

10.15. В рамках ППВР значение срока до погашения кредитного требования рассчитывается для каждого кредитного требования в соответствии с пунктами 10.16-10.18 с учетом пункта 10.19 настоящего Положения, но не может превышать пять лет.

11.1. Минимально возможное значение вероятности дефолта для кредитных требований к розничным заемщикам составляет 0,03 процента.

11.2. Значение вероятности дефолта для заемщиков, по которым произошел дефолт, или для финансовых инструментов, по которым произошел дефолт, составляет 100 процентов.

11.3. Для оценки риска разводнения приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к розничным заемщикам, вероятность дефолта принимается равной оценочной величине ожидаемых потерь по риску разводнения кредитного требования.

11.4. Банк может учитывать полученное нефондированное обеспечение путем корректировки вероятности дефолта в соответствии с требованиями пункта 11.8 настоящего Положения. Коэффициент риска, полученный в результате использования скорректированной вероятности дефолта для кредитного требования, по которому предоставлено нефондированное обеспечение, не может быть ниже, чем коэффициент риска для сопоставимого кредитного требования к лицу, предоставившему нефондированное обеспечение.

11.5. Для оценки риска разводнения кредитного требования может учитываться нефондированное обеспечение. Учет нефондированного обеспечения осуществляется в соответствии с пунктами 19.1 и 19.2 настоящего Положения.

11.6. Для кредитных требований к розничным заемщикам банк самостоятельно оценивает уровень потерь при дефолте в соответствии с разделом IV настоящего Положения. Для расчета риска разводнения по приобретенной дебиторской задолженности используется уровень потерь при дефолте, равный 100 процентам.

11.7. Минимально допустимое значение уровня потерь при дефолте по кредитным требованиям, отнесенным к подклассу розничных ипотечных ссуд, составляет 10 процентов.

11.8. В соответствии с разделом VI настоящего Положения банк может учитывать нефондированное обеспечение путем замещения вероятности дефолта и уровня потерь при дефолте или путем корректировки уровня потерь при дефолте для портфеля однородных кредитных требований в соответствии с требованиями главы 19 настоящего Положения. Коэффициент риска, полученный в результате использования скорректированной величины уровня потерь при дефолте для кредитного требования, по которому предоставлено нефондированное обеспечение, не может быть ниже, чем коэффициент риска для сопоставимого кредитного требования к лицу, предоставившему нефондированное обеспечение.

от 27.12.2019 № 483-P-2019/9

Данная оценка может включать следующие виды обеспечения:

фондированное обеспечения;

нефондированное обеспечение.

Осуществляется проверка внутренней документации банка, устанавливающей порядок работы с различными видами обеспечения в рамках БПВР, которая может включать следующие действия:

  1. качественную проверку внутренней документации банка на соответствие признаваемого в рамках ПВР обеспечения в части регламентации процесса работы с обеспечением, оценки качества обеспечения, оценки соответствия обеспечения требованиям, установленным главами 16 – 17 Положения № 483-П, процесса учета обеспечения в рамках расчета взвешенных по риску активов;
  2. проверку сформированной случайной выборки на предмет соответствия внутренних процессов банка внутренней документации;
  3. проверку сформированной случайной выборки ссуд на предмет соответствия учитываемого обеспечения требованиям глав 16 – 17 Положения № 483?П к оценке и признанию обеспечения.

Печать

от 27.12.2019 № 483-P-2019/8

Банк применяет следующие подходы к оценке моделей кредитоспособности заемщиков в рамках операций специализированного кредитования. В случае если банк отвечает требованиям к самостоятельному определению вероятности дефолта по кредитным требованиям специализированного кредитования в соответствии с разделом IV Положения № 483-П, банк должен проводить валидацию моделей оценки PD в общем порядке.

Если банк не отвечает требованиям к самостоятельному определению вероятности дефолта по кредитным требованиям специализированного кредитования в соответствии с разделом IV Положения № 483-П банк осуществляет оценку кредитоспособности заемщика в соответствии с внутренними документами, руководствуясь критериями для специализированного кредитования, приведенными в приложении 2 к Положению № 483-П.

Печать

от 27.12.2019 № 483-P-2019/6

В соответствии с требованиями пунктов 12.22 – 12.27 Положения № 483-П проводится оценка процедур стресс-тестирования компонентов кредитного риска (PD, LGD и EAD) на основе внутренней документации банка, а также случайной выборки выписок заседаний наблюдательного совета банка, отражающих обсуждение результатов стресс-тестирования.

Основными целями проверки процедур стресс-тестирования банка являются: оценка роли руководства банка и наблюдательного совета в определении процесса стресс-тестирования кредитного риска в рамках ПВР;

анализ влияния результатов стресс-тестирования на нормативы достаточности капитала и отражения их во внутренней аналитической отчетности банка;

анализ разработанных банком сценариев стресс-тестирования.

В рамках оценки процедур стресс-тестирования банка может проводиться:

  1. проверка внутренней документации банка, содержащей описание методик и процедур инициативного стресс-тестирования компонентов кредитного риска, периодичности проведения и предоставления отчетности по результатам стресс-тестирования компонентов кредитного риска для, в том числе и оценку влияния реализации сценариев на нормативы достаточности капитала банка;
  2. качественная проверка внутренней документации банка на предмет вовлеченности наблюдательного совета банка в разработку процедур стресс-тестирования и соблюдения требования пунктов 12.22 – 12.27 Положения № 483-П;
  3. Оценка сценарного анализа качества моделей ПВР на соответствие требованиям пунктов 12.25 – 12.27 Положения № 483-П
  4. проверка сформированной случайной выборки на предмет выполнения внутренних процедур стресс-тестирования, предоставления отчетности наблюдательному совету банка с периодичностью, установленной во внутренних документах банка, а также результаты обсуждения и учета данной информации наблюдательным советом банка.

Проводится проверка используемых банком сценариев в рамках стресстестирования компонентов кредитного риска в целях оценки:

выявления событий или будущих изменений экономических условий, которые могут иметь неблагоприятные последствия для банка;

учета информации об имевших место событиях кризисного характера;

учета миграции кредитных рейтингов по разрядам рейтинговой шкалы в зависимости от предположений об ухудшении кредитных условий.

На основе предоставленной внутренней документации может проводиться анализ эффективности комплекса мер, разработанных банком для минимизации потерь в случае реализации сценариев в рамках стресс-тестирования компонентов кредитного риска.

Печать

от 27.12.2019 № 483-P-2019/5

При проведении оценки качества корпоративного управления банка на предмет соответствия требованиям Положения № 483-П проверяется полнота предоставленной банком документации. Перечень документов, которые необходимо предоставить в Банк России при подаче заявки, представлен в Приложении 2 к Указанию № 3752-У. При необходимости Банк России в процессе валидации может запросить дополнительные документы.

В целях проверки соответствия банка требованиям Положения № 483-П проводится:

1. Анализ роли наблюдательного совета (совета директоров) банка.

Данный анализ включает оценку внутреннего документа банка, устанавливающего порядок работы, обязанности, функции и уровень принимаемых решений наблюдательного совета банка. В частности, осуществляется качественная оценка закрепления во внутреннем документе следующих функций наблюдательного совета:

утверждение всех существенных элементов рейтинговых систем в соответствии с пунктом 15.3 Положения № 483-П;

рассмотрение результатов стресс-тестирования компонентов кредитного риска в соответствии с пунктом 15.4 Положения № 483-П;

обеспечение достаточного уровня подготовки и квалификации сотрудников. Проводится проверка внутренних документов банка, регламентирующих порядок предоставления наблюдательному совету внутренней аналитической отчетности по кредитному риску. Также может проводиться качественная проверка случайной выборки выписок из протоколов заседаний наблюдательного совета на предмет фактического выполнения требований Положения № 483-П.

Анализ степени вовлеченности наблюдательного совета в реализацию ПВР будет осуществляться на основе предоставленных банком документов, регулирующих порядок работы наблюдательного совета (устава, положения о наблюдательном совете (при наличии), положения о комитете по рискам при наблюдательном совете (при наличии), выписок из протоколов заседаний наблюдательного совета и соответствующего комитета (при наличии) за предшествующие три года в части вопросов внедрения и применения ПВР), а также в ходе интервью с должностными лицами банка.

2. Aнализ роли правления банка.

На основании оценки внутреннего документа Банка о порядке работы правления Банка, информации, полученной от сотрудников банка, анализа выборки выписок из протоколов заседаний Правления банка, а также описания процессов банка проводится:

качественная оценка функций правления банка, касающихся контроля за соответствием рейтинговых систем и систем управления кредитными рисками, требованиям Положения № 483-П, в том числе:

контроль за предоставлением наблюдательному совету информации о существенных изменениях и исключениях из установленных внутренних процедур, которые могут оказать существенное влияние на результаты функционирования рейтинговых систем, а также мерах, принятых для устранения выявленных недостатков; проверка внутренних документов банка, регламентирующих порядок предоставления правлению внутренней аналитической отчетности в части кредитного риска.

Анализ степени вовлеченности правления в реализацию ПВР будет осуществляться на основе анализа предоставленных банком документов, регулирующих порядок работы правления (положения о правлении (при наличии), выписок из протоколов заседаний правления за предшествующие три года в части вопросов внедрения и применения ПВР и методологии оценки кредитных рисков), а также в ходе проведения интервью с должностными лицами банка.

3. Aнализ распределения функций кредитных комитетов, участвующих в рейтинговом процессе.

Проводится оценка наличия иерархии кредитных комитетов и выполнения ими функций по предоставлению кредитов клиентам банка. Проводится анализ распределения функций между кредитными комитетами, участвующими в рейтинговом процессе, на основе случайной выборки выписок из протоколов заседаний кредитных комитетов, а также внутреннего документа банка, устанавливающего процедуры распределения (делегирования) полномочий между кредитными комитетами по таким вопросам, как рассмотрение и утверждение заявок на реструктуризацию кредитов, рассмотрение и утверждение стратегий по работе с проблемными кредитами и т. д.

Анализ роли специализированных комитетов в реализации ПВР будет осуществляться на основе анализа предоставленных банком документов, регулирующих порядок работы специализированных комитетов (положений о специализированных комитетах, выписок из протоколов заседаний специализированных комитетов за предшествующие три года по вопросам внедрения и применения ПВР и методологии оценки кредитных рисков), а также в ходе проведения интервью с должностными лицами банка.

4. Aнализ функций подразделения по управлению кредитными рисками в рамках рейтингового процесса:

— функций управления кредитными рисками в рамках рейтинговых систем. Данная проверка включает анализ внутреннего документа банка, регулирующего деятельность подразделения по управлению кредитными рисками на предмет поддержания качества корпоративного кредитного портфеля на уровне, соответствующем профилю риска банка. В частности, может проводиться качественная оценка закрепления во внутренних документах банка следующих функций риск-менеджмента:

контроль уровня риска по классам кредитных требований;

разработка и анализ отчетов о результатах функционирования рейтинговых систем;

контроль функционирования моделей, используемых в рейтинговых системах;

контроль любых изменений в процессах и критериях присвоения рейтингов, а также в моделях по оценке компонентов кредитного риска и отражение таких изменений и их причин во внутренних документах банка;

контроль критериев отнесения заемщиков (финансовых инструментов) к разрядам рейтинговой шкалы для оценки их прогнозной способности;

от 27.12.2019 № 483-P-2019/4

В соответствии с пунктами 13.3 – 13.7 Положения № 483-П проводится всесторонняя оценка используемого банком определения дефолта, которая может включать:

1) детальную проверку внутренних документов банка, устанавливающих определение дефолта и его применение на предмет соответствия пунктам 13.3 – 13.7 Положения № 483-П;

2) качественную оценку закрепления во внутренней документации банка таких аспектов определения дефолта, как:

наличие неавтоматизированного учета дефолта;

порядок распространения дефолтов на связанные с заемщиком стороны; наличие критериев выхода заёмщика из состояния дефолта;

процедур регулярного независимого контроля за правильностью и своевременностью идентификации событий дефолта; использование внутренних информационных систем для присвоения статуса дефолта и внутренних баз данных для хранения информации о дефолтах клиентов банка; наличие коллегиального органа управления банка, принимающего решения

об отнесении заемщика к категории «дефолт»;

описание и использование системы сигналов раннего предупреждения дефолтов.

3) проверку случайной выборки наблюдений на предмет соответствия процесса признания дефолта внутренней документации банка и требованиям Положения № 483-П.

4) проверку случайной выборки ссуд в течение периода предшествующих пяти лет на предмет соответствия критериев признания дефолта требованиям пунктов 13.3 – 13.7 Положения № 483-П.

Печать

от 27.12.2019 № 483-P-2019/3

В рамках проверки сегментации кредитных требований осуществляется следующее.

1. Анализ разделения банком кредитных требований на сегменты и их покрытие соответствующими внутренними рейтинговыми моделями или СП на основе плана внедрения ПВР на момент подачи ходатайства.

Анализ заявленной сегментации кредитных требований на предмет соблюдения требований к частичному использованию СП на постоянной основе изложенных в пункте 1.13 Положения № 483-П:

являются ли заявленные кредитные требования несущественными с точки зрения их размера и уровня риска;

являются ли заявленные кредитные требования требованиями к суверенным заемщикам при малом количестве таких заемщиков;

связано ли внедрение ПВР для заявленных классов кредитных требований со значительными издержками для банка.

Одновременно Банк России может провести проверку случайной выборки заемщиков (контрагентов) на предмет корректности их отнесения к различным сегментам кредитных требований. На основе случайной выборки также проводится анализ бизнес-процессов банка для проверки достоверности отнесения кредитных требований к сегментам, по отношению к которым применяется СП.

2. Анализ заявленной сегментации кредитных требований на соблюдение требований в части использования ПВР. Проводится качественный анализ сегментов кредитных требований, заявленных для применения к ним ПВР, на соответствие требованиям к распределению по основным классам кредитных требований (корпоративные заемщики, суверенные заемщики, розничные заемщики и т. д.). Осуществляется проверка случайной выборки заёмщиков (контрагентов) для целей оценки корректности их отнесения к классам кредитных требований. На основе случайной выборки также проводится анализ бизнес-процессов банка для проверки достоверности использования заявленной банком классификации кредитных требований, по отношению к которым применяется ПВР.

3. Анализ полноты учёта новых и существующих операций в сегментации кредитных требований.

4. Анализ условий и сроков внедрения ПВР для соответствующих классов кредитных требований. Осуществляется проверка выписок протоколов заседаний Наблюдательного совета, Правления и профильных комитетов банка, а также анализ аналитической отчётности и плана внедрения ПВР в отношении:

доли покрытия ПВР кредитных требований банка;

условий внедрения ПВР, предложенных банком для планируемой доли

покрытия кредитных требований; cроков внедрения ПВР банком, включая планируемые даты внедрения

моделей в бизнес-процессы банка и в процесс оценки достаточности капитала банка, в соответствии с пунктом 1.11 Положения № 483-П.

Печать

(в ред. Указаний ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У, от 27.02.2020 N 5404-У)

На основании Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348; N 41, ст. 5639), Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4385) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 27 ноября 2015 года N 35) настоящее Положение устанавливает порядок расчета кредитной организацией величины рыночного риска, то есть риска возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения справедливой стоимости финансовых инструментов и товаров, поименованных в пункте 1.1 настоящего Положения, а также курсов иностранных валют и (или) учетных цен на драгоценные металлы.

ЦБ определился с параметрами реформы по оценке кредитных рисков

1.1. Настоящее Положение распространяется:

на ценные бумаги (долговые, долевые), имеющие справедливую стоимость и классифицированные в соответствии с Положением Банка России от 2 октября 2017 года N 606-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями операций с ценными бумагами», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 года N 49215, 18 июля 2018 года N 51630 (далее — Положение Банка России N 606-П), как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток и приобретенные с целью продажи в краткосрочной перспективе, определяемой в соответствии с внутренними документами кредитной организации, или как оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход при наличии намерения о реализации в краткосрочной перспективе, отраженного во внутренних документах кредитной организации, включая ценные бумаги, переданные по операциям, совершаемым на возвратной основе, а также переданные в доверительное управление или приобретенные доверительным управляющим в интересах кредитной организации для проведения сделок в целях совершения операций купли-продажи в краткосрочной перспективе; (в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

на обязательства по обратной поставке ценных бумаг, полученных по операциям, совершаемым на возвратной основе, в случае если указанные ценные бумаги были реализованы по договору купли-продажи ценных бумаг, а также если указанные ценные бумаги были переданы по операциям, совершаемым на возвратной основе, по которым имело место неисполнение контрагентом своих обязательств по обратной поставке, или были переданы по операциям, совершаемым на возвратной основе, или в обеспечение по привлеченным средствам на срок, превышающий срок первоначальной операции;

на открытые позиции, номинированные в иностранной валюте и (или) золоте, и открытые позиции в рублях, величина которых зависит от изменения установленных Банком России курсов иностранных валют по отношению к рублю и (или) учетных цен на золото, определенные в соответствии с Инструкцией Банка России от 28 декабря 2016 года N 178-И «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2017 года N 46007, 3 ноября 2017 года N 48788 (далее — Инструкция Банка России N 178-И); (в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

на товары, обращающиеся на организованном рынке, в части балансовых активов и пассивов, номинированных в драгоценных металлах (кроме золота) или в рублях, величина которых зависит от изменения установленных Банком России учетных цен на драгоценные металлы (кроме золота), в части внебалансовых требований и обязательств по поставке товаров, включая драгоценные металлы (кроме золота), по договорам, по которым дата заключения договора не совпадает с датой его исполнения, на которые не распространяется действие Положения Банка России от 4 июля 2011 года N 372-П «О порядке бухгалтерского учета производных финансовых инструментов», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2011 года N 21445, 6 декабря 2013 года N 30553, 18 декабря 2015 года N 40165, 8 декабря 2017 года N 49187 (далее — Положение Банка России N 372-П), а также в части полученного в обеспечение по балансовым активам и (или) внебалансовым обязательствам залога, в том числе в виде драгоценных металлов (кроме золота); (в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

2.1. Расчет величины процентного риска осуществляется в отношении:

долговых ценных бумаг, а также ценных бумаг, являющихся инструментами секьюритизации или повторной секьюритизации, к которым относятся ипотечные сертификаты участия; (в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

долевых ценных бумаг с правом конверсии в долговые ценные бумаги;

неконвертируемых привилегированных акций, размер дивиденда по которым определен;

производных финансовых инструментов, базисным (базовым) активом которых являются ценные бумаги, указанные в настоящем пункте, индексы ценных бумаг, указанных в настоящем пункте, договоров, по условиям которых соответствующие требования и (или) обязательства рассчитываются на основе процентных ставок;

требований или обязательств по поставке денежных средств по производным финансовым инструментам (в том числе по производным финансовым инструментам, не предусматривающим поставку базисного (базового) актива), по которым рассчитывается фондовый риск или товарный риск в соответствии с главами 3 или 4 настоящего Положения;

производных финансовых инструментов, базисным (базовым) активом которых являются иностранная валюта или золото, договоров, по условиям которых соответствующие требования и (или) обязательства рассчитываются на основе курсов иностранных валют или учетных цен на золото;

кредитных производных финансовых инструментов (кроме свопов на совокупный доход, базисным (базовым) активом которых являются ценные бумаги, включаемые в расчет фондового риска в соответствии с главой 3 настоящего Положения). (в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

В целях настоящего Положения под ценными бумагами, являющимися инструментами секьюритизации, понимаются ценные бумаги, исполнение обязательств по которым обеспечивается полностью или частично поступлениями денежных средств от находящегося в залоге актива (активов), не являющегося (являющихся) инструментом секьюритизации.

В целях настоящего Положения под ценными бумагами, являющимися инструментами повторной секьюритизации, понимаются ценные бумаги, исполнение обязательств по которым обеспечивается полностью или частично поступлениями денежных средств от находящегося в залоге актива (находящихся в залоге активов), являющегося (являющихся) инструментами секьюритизации или повторной секьюритизации.

3.1. Оценка величины фондового риска осуществляется кредитной организацией в отношении:

обыкновенных акций;

депозитарных расписок;

конвертируемых ценных бумаг (облигаций и привилегированных акций), удовлетворяющих условиям конверсии в обыкновенные акции, указанным в абзацах третьем и четвертом пункта 2.6 настоящего Положения, а также ценных бумаг, удостоверяющих долю владельца в праве общей собственности и (или) предоставляющих право голоса при принятии решений общим собранием владельцев ценных бумаг, в том числе ипотечных сертификатов участия, неконвертируемых привилегированных акций, в отношении которых общим собранием акционеров было принято решение о невыплате или неполной выплате дивидендов; (в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

производных финансовых инструментов, в том числе кредитных производных финансовых инструментов, базисным (базовым) активом которых являются ценные бумаги, указанные в настоящем пункте, а также фондовые индексы. (в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

Позиция по базисному (базовому) активу, являющемуся фондовым индексом, включается в расчет фондового риска как длинная или короткая позиция, рассчитанная на основе произведения значения фондового индекса на дату расчета совокупной величины рыночного риска и стоимости его пункта, указанной в спецификации договора.

3.2. Размер фондового риска определяется по формуле:

4.1. Оценка величины товарного риска по товарам, обращающимся на организованном рынке, включая драгоценные металлы (кроме золота), осуществляется кредитной организацией в отношении:

балансовых активов и пассивов, номинированных в драгоценных металлах (кроме золота) или в рублях, величина которых зависит от изменения установленных Банком России учетных цен на драгоценные металлы (кроме золота), внебалансовых требований и обязательств по поставке товаров по договорам, по которым дата заключения договора не совпадает с датой его исполнения, на которые не распространяется действие Положения Банка России N 372-П; (в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

полученного в обеспечение по балансовым активам и (или) внебалансовым обязательствам залога; (в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

производных финансовых инструментов, базисным (базовым) активом которых являются товары, договоров, по условиям которых соответствующие требования и (или) обязательства рассчитываются на основе цен на товары.

4.2. Величина товарного риска рассчитывается по формуле:

«Положение о порядке расчета размера операционного риска»

(в ред. Указания ЦБ РФ от 15.11.2018 N 4969-У)

1. Euro Stoxx 50 (Еврозона)

2. CAC 40 (Франция)

3. DAX 30 (Германия)

4. FTSE 100 (Великобритания)

5. FTSE MIB (Италия)

6. S&P/Toronto Stock Exchange 60 Index (Канада)

7. Dow Jones Industrial Average (США)

8. NASDAQ 100 (США)

9. Shenzhen Stock Exchange Component Stock Index (Китай)

10. FTSE China 50 (Китай)

11. Hang Seng (Гонконг)

12. MSCI Asia APEX 50 (Азиатско-Тихоокеанский регион)

13. S&P Asia 50 (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань)

14. NIKKEI 225 (Япония)

15. TOPIX 100 (Япония)

16. KOSPI 100 (Южная Корея)

17. S&P/ASX 100 (Австралия)

18. S&P Europe 350 (Еврозона)

19. FTSE 350 (Великобритания)

20. S&P 500 (США)

21. Russell 1000 (США)

22. NASDAQ Composite (США)

23. NYSE Composite Index (США)

24. S&P/Toronto Stock Exchange Composite (Канада)

25. MSCI AC Asia Pacific (Азиатско-Тихоокеанский регион)

26. Shanghai Se Composite (Китай)

27. Shenzhen Composite (Китай)

28. CSI 300 Index (Китай)

29. Hang Seng Composite (Гонконг)

30. NIKKEI 500 (Япония)

31. TOPIX 500 (Япония)

32. KOSPI 200 (Южная Корея)

33. S&P/ASX 300 (Австралия).

В банке ВТБ отмечают, что предложенные меры в отношении корпоративного кредитования пока окажут незначительный эффект. Они снижают давление на капитал кредитов крупнейшим публичным компаниям, но число таких компаний ограниченно, а потребность в дополнительных кредитных ресурсах относительно низка, отмечают в ВТБ. С 2021 года, на который ЦБ отложил значимое снижение риск-весов по розничным активам, эффект в целом по системе можно будет оценить как умеренно положительный, считают во втором по размеру банке.

«Регулятор дает четкий посыл рынку: заемщики инвестиционного грейда [уровня] получают преференции в виде пониженного потребления капитала при кредитовании. Так же как и их ценные бумаги», — замечает первый вице-президент Газпромбанка Оксана Панченко. Банки сейчас ищут возможности активизации программ кредитования сегмента МСБ и 15-процентное снижение потребления капитала на уровне качественного монозаемщика, даже не портфеля, — это шаг навстречу со стороны регулятора. «Предположу, что данные изменения найдут отражение в ценообразовании со стороны банков в зависимости от категории качества заемщиков», — указывает Панченко.

«ЦБ обладает достаточной информацией о портфелях банков, чтобы принимать взвешенные решения», — сообщили РБК в пресс-службе Россельхозбанка, отметив, что банк последовательно выступал с инициативой снижения риск-весов для качественных заемщиков и приоритетных направлений экономики. Снижение нагрузки на капитал по хорошим заемщикам простимулирует рост кредитования и позитивно отразится на развитии экономики, полагает начальник управления интегрированного риск-менеджмента Райффайзенбанка Сергей Гриб.

Банк России выпустил информационное письмо от 20.11.2020 № ИН-03-41/160 за подписью Д.В.Тулина. Оно отменяет предыдущее письмо Банка России от 13.12.2019 № ИН-016-41/92. Данное информационное письмо Банка является рекомендацией кредитным организациям для работы по ссудам в части их классификации.

Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П обязывает кредитные структуры формировать резервы на возможные потери. При этом Международные стандарты финансовой отчетности МСФО 9 «Финансовые инструменты» предписывают формировать оценочные резервы под ожидаемые кредитные убытки по ссудам.

Поговорим про Письмо Банка РФ от 24.11.2020 № ИН-06-28/163 об аффилированных лицах.

Статья 4 Закона РСФСР от 21.03.1991 № 948-1 к аффилированным лицам относит физлиц и юрлиц, которые могут оказывать влияние на деятельность других юрлиц и физлиц в части предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 124 ГК РФ, субъекты РФ (республики, края, города федерального значения, области, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования) не относятся ни к физическим, ни к юрлицам. Они являются публично-правовыми образованиями, от имени которых для реализации имущественных прав выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Аналогичным образом рассматриваемое нами письмо не относит Банк России к тем лицам, которые могут быть аффилированными по отношению к физическим и юр лицам, госорганам.

Простых клиентов кредитных организаций данные изменения коснутся больше опосредованно.

Необходимость формировать резервы по ссудам по новым правилам может ухудшить финансовую картину, которая получается у банка по МСФО. Это, в свою очередь, может повлечь пересмотр условий выдачи новых ссуд и методы работы с действующими ссудами «проблемных» должников.

А вот вывод из аффилированных лиц публично-правовых образований как раз позволит таковым более комфортно кредитоваться на различных льготных условиях. Напомним, что с 2017 года в России действуют ограничения для банков на кредитование аффилированных лиц.

Определение величины кредитного риска

Инсайдерами могут быть физические и юридические лица. К инсайдером физическим лицам относятся владельцы существенного участия, управленческий персонал банка, (внешние) контроллеры, руководители и контролеры аффилированных и родственных лиц, а также ассоциированные лица. Инсайдерами юридическими лицами являются владельцы существенного участия, аффилированные, родственные и ассоциированные лица (изображено подробнее в таблице ниже).

Инсайдеры – физические лица Инсайдеры – юридические лица
  1. Управленческий персонал банка:
    1. первые руководители: председатель и члены наблюдательного совета банка, председатель правления / совета директоров и члены правления / совета директоров, заместители председателя правления / совета директоров (президент, вице-президенты) главный бухгалтер и его заместители;
    2. другой управленческий персонал: руководители филиалов; главные бухгалтеры филиалов; руководители структурных подразделений банка и члены кредитного комитета (кредитной комиссии), которые принимают участие в определении кредитной, инвестиционной и учетной политики, политики управления активами и пассивами, ключевых направлений деятельности банка;
    3. работники внутреннего аудита;
    4. члены ревизионной комиссии;
  2. Контроллеры:
    1. лица, осуществляющие внешний аудит банка;
    2. лицо, являющееся руководителем государственных органов (фондов, комитетов и т.д.) и соответственно к своим должностным обязанностям осуществляет контроль за деятельностью банков;
  3. Руководители и контролеры аффилированных и родственных лиц;
  4. Ассоциированные лица: родные братья и сестры, родители, муж, жена или совершеннолетние дети тех руководителей банка, контролеров банка и руководителей учреждений – акционеров (участников) банка, которые являются владельцами существенного участия банка.
  1. Владельцы существенного участия;
  2. Аффилированные лица:
    1. учреждение, имеющее существенное участие в банке;
    2. учреждение, в котором банк является владельцем существенного участия;
  3. Родственные лица:
    1. учреждение, в котором владельцем существенного участия является лицо, одновременно является владельцем существенного участия в банке;
    2. учреждение, руководители которой является одновременно руководителями банка;
  4. Ассоциированное лицо: юридическое лицо, в котором руководителем являются родители, братья и сестры, жена, муж или дети тех руководителей и контролеров банка, а также учреждений – акционеров (участников) банка, которые являются владельцами существенного участия в банке.

Необходимо отметить, что в расчетах нормативов кредитного риска два или более контрагентов считаются несущими общий экономический риск, при наличии одного из следующих условий:

  • Один контрагент является владельцем существенного участия другого (других)
  • Два или более контрагентов имеют хотя бы одного общего владельца их существенных долей (независимо от того, является ли он также клиентом банка)
  • Контрагенты используют кредитные средства для проведения совместной деятельности таким образом, что источник возврата кредита является для них общим
  • Кредитные средства, предоставленные банком одному или группе контрагентов используются этим (и) контрагентом (ами) как кредитные ресурсы для третьего лица, являющегося клиентом этого банка.

Норматив максимального размера кредитного риска на одного контрагента Н7 определяется как соотношение суммы всех требований и внебалансовых обязательств по этому контрагента в регулятивный капитал банка, которое не должно превышать 25%. Перечень операций, охватываемых при расчете Н7 (а также Н8):

Требования в отношении банков-контрагентов, в частности:

  • срочные депозиты и кредиты, которые размещены и предоставлены другим банкам, а также сомнительна и просроченная задолженность по таким операциям и к погашению начисленными доходами с них;
  • дебиторская задолженность и сомнительная дебиторская задолженность по операциям с банками;
  • долговые ценные бумаги, выпущенные банками, в торговом портфеле банка, в портфеле банка на продажу и в портфеле банка к погашению;

Норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10) ограничивает совокупную сумму всех требований к инсайдерам и обязательств, выданных банком в отношении всех инсайдеров. При этом используются следующие типы требований и внебалансовых обязательств (перечень также касается расчета норматива Н9):

  • Требования банка к одному инсайдеру
    • срочные депозиты, размещенные в других банках;
    • задолженность по кредитам;
    • сомнительна и просроченная задолженность по кредитам / депозитам, задолженность по просроченным и сомнительными к погашению начисленными доходами;
    • дебиторская задолженность и сомнительная дебиторская задолженность, просроченные и сомнительные к погашению начисленные доходы;
    • задолженность (в том числе просроченная и сомнительная) по факторинговым операциям, финансовым лизингом, учтенными векселями, долговыми ценными бумагами, просроченные и сомнительные к погашению начисленные доходы за ними;
    • акции и другие ценные бумаги с нефиксированной прибылью (кроме вложений в уставные фонды других банков и учреждений, на сумму которых уменьшен регулятивный капитал).
  • Внебалансовые обязательства, выданных банком в одном инсайдера
    • гарантии, поручительства, аккредитивы и акцепты, которые предоставлены банком;
    • сомнительные гарантии и поручительства;
    • обязательства по кредитованию, предоставленные банком.

У банка будет возникать кредитный риск по активам, отраженным на счетах главы А «Балансовые счета» Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях (далее — План счетов), например при заключении договора об открытии кредитной линии.

Все активы, отраженные на счетах главы А Плана счетов, оцениваются на основании классификации рисков, определенной п. 2.3 Инструкции N 110-И, и относятся к одной из следующих групп активов:

  • I группа активов с коэффициентом риска 0%;
  • II группа активов с коэффициентом риска 20%;
  • III группа активов с коэффициентом риска 50%;
  • IV группа активов с коэффициентом риска 100%.

Взвешивание активов по уровню риска осуществляется путем умножения стоимости актива (за вычетом созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам) на коэффициент риска в процентах.

Требования по получению процентов классифицируются в ту же группу активов, что и сам актив, по которому начислены проценты.

Требования Банка России по оценке кредитного риска

Произведем расчет величины кредитного риска по активам и кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера на отчетные даты.

Пример. 12 марта 2009 г. был заключен договор о кредитной линии с лимитом выдачи 50 млн руб. Обеспечением по данному договору является объект недвижимости по оценочной стоимости 20 млн руб., а также поручительство третьего юридического лица в размере 30 млн руб.

Условиями договора предусмотрено, что банк предоставляет денежные средства после регистрации договора залога недвижимости.

Денежные средства предоставляются следующими траншами:

  • 30 млн руб. — после предоставления заемщиком зарегистрированного договора залога недвижимости;
  • 15 млн руб. — по истечении 91 дня с даты выдачи первого транша;
  • 5 млн руб. — по истечении 91 дня с даты выдачи второго транша.

Процентная ставка за пользование кредитом установлена в размере 15% годовых.

Отчетная
дата

Размер ссудной
задолженности

Размер РВПС

Размер
требований
по
получению
процентов

Размер РВП
под
требования
по
получению
процентов

Размер
условных
обязательств
кредитного
характера

Размер РВП по
условным
обязательствам
кредитного
характера

Категория
качества

01.05.2009

30 000 000,00

1 000 000,00

197 260,27

6 568,77

20 000 000,00

1 000 000,00

II

01.06.2009

30 000 000,00

200 000,00

382 191,78

2 560,68

20 000 000,00

200 000,00

II

01.07.2009

30 000 000,00

200 000,00

369 863,01

2 478,08

20 000 000,00

200 000,00

II

01.08.2009

45 000 000,00

350 000,00

480 821,92

3 750,41

5 000 000,00

50 000,00

II

01.09.2009

45 000 000,00

7 350 000,00

961 643,84

157 036,44

5 000 000,00

1 050 000,00

III

01.10.2009

45 000 000,00

7 350 000,00

0

0

5 000 000,00

1 050 000,00

III

01.11.2009

50 000 000,00

8 400 000,00

0

0

0

0

III

Отчетная
дата

Кредитный риск по активам

Кредитный риск по условным
обязательствам кредитного
характера

01.05.2009

29 190 691,50

9 500 000,00

01.06.2009

30 179 631,10

9 900 000,00

01.07.2009

30 167 384,93

9 900 000,00

01.08.2009

45 127 071,51

2 475 000,00

01.09.2009

38 454 607,40

1 975 000,00

01.10.2009

37 650 000,00

1 975 000,00

01.11.2009

41 600 000,00

0,00


  • Журнал Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8 (часть 5) – С. 947-950
  • Раздел Экономические науки
  • УДК 336.7
  • Страницы 947–950
1
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

ЦБ изменит с октября обязательные резервные требования к банкам

Нормативы разработаны Банком России на основе Положение Банка России №395-П, который основан на решении Базельского комитета по банковскому надзору, учрежденного в 2010-11 гг. (Базель III).

Всего их четыре:
1. Норматив достаточности собственных средств Н 1.0;
2. Норматив достаточности базового капитала Н 1.1;
3. Норматив достаточности основного капитала Н 1.2;
4. Норматив финансового рычага Н 1.4.

Формулы расчета, для первых трех, выглядят довольно сложно, но, в общем, принцип расчета следующий: в числителе указывается сумма собственных средств, базового капитала, или основного капитала (в зависимости от норматива), рассчитанные на основе Положения Банка России № 646-П, а в знаменателе указывается сумма активов скорректированная определенным способом.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 18.03.2020 N 49-ФЗ

      «О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России»

    • Федеральный закон от 18.03.2020 N 51-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

    • Федеральный закон от 18.03.2020 N 55-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

    Какие два вида нормативов обязательны для банков?

    • Информация Правительства РФ

      «О мерах по защите здоровья населения от новой коронавирусной инфекции»

    • Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 294

      «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина»

    • Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 296

      «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых нормативных правовых актов Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского


    • Журнал Фундаментальные исследования. – 2015. – № 8 (часть 2) – С. 352-355
    • Раздел Экономические науки (08.00.05)
    • УДК 336.027
    • Страницы 352–355

    Норматив достаточности капитала Н1 — это, пожалуй, первый и главный показатель, на который следует обратить внимание. Расчет норматива Н1 производится по достаточно сложной формуле, которую упрощенно можно обозначить как отношение собственного капитала банка к размеру его активов. Этот показатель определяет, насколько банк способен выдержать финансовые трудности за счет собственных средств, без ущерба для клиентов.

    Норматив Н1 должен быть равен не менее 10%.

    А для банков с небольшим размером собственного капитала (менее 180 млн рублей) — не менее 11%. Соответственно, чем дальше норматив Н1 отдален от законодательно установленного минимума, тем более надежным выглядит банк.

    Следующие обязательные нормативы ЦБ РФ, на которые обязательно необходимо обратить внимание — это нормативы ликвидности банков: Н2, Н3, Н4. Рассмотрим их подробнее.

    Норматив мгновенной ликвидности Н2 характеризует возможность банка выполнить свои обязательства перед клиентами на протяжении одного операционного дня. Норматив Н2 вычисляется как отношение активов банка с наивысшей степенью ликвидности к объему его обязательств по текущим счетам до востребования.

    Норматив Н2 не должен опускаться менее 15%.

    Норматив текущей ликвидности Н3 показывает, насколько банк способен выполнить свои обязательства в среднесрочной перспективе — на протяжении 1 месяца. Норматив Н3 вычисляется как отношение ликвидных активов банка к остаткам на текущих счетах до востребования и срочных вкладах, срок выплаты по которым наступает в течение ближайшего календарного месяца.

    Норматив Н3 не должен опускаться менее 50%.

    Норматив долгосрочной ликвидности Н4 отличается от предыдущих нормативов ликвидности банков и рассчитывается как отношение выданных кредитов со сроком погашения свыше 1 года к собственным средствам и обязательствам с таким же сроком исполнения. Таким образом, норматив Н4 определяет допустимый риск снижения ликвидности при выдаче долгосрочных кредитов. Исходя из его расчета, видно, что норматив долгосрочной ликвидности Н4, в отличие от предыдущих нормативов ликвидности, должен иметь не минимальное, а максимальное ограничение.

    Норматив Н4 не должен превышать 120%.

    При расчете нормативов ЦБ РФ к показателям банков применяются различные корректировочные коэффициенты — я не стал заострять на этом внимание, чтобы вас не запутать, думаю, что этой информации будет достаточно для проведения анализа надежности банка.

    Существуют и другие обязательные нормативы ЦБ РФ для коммерческих банков, на которых я также сегодня не заостряю внимание, поскольку рассматриваю только самые основные. При желании вы можете узнать о них из вышеупомянутой Инструкции №139-И.

    В настоящей главе отражена роль кредитных рейтингов, как важного элемента функционирования российской финансовой системы в части привлечения средств на рынках капитала. В главе приводится определение Кредитного рейтинга, перечислены действующие рейтинговые агентства на российском рынке, также уделено внимание требованиям к рейтингу для включения ценных бумаг в котировальный список первого уровня Биржи, для инвестирования пенсионных накоплений НПФ и страховых компаний, для инвестирования активов банков.

    Обязательные нормативы кредитных организаций

    3

    ПРИСВОЕНИЕ КРЕДИТНЫХ РЕЙТИНГОВ

    • ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КРЕДИТНЫХ РЕЙТИНГОВ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
      • > 1. Кредитные рейтинги и рейтинговые агентства
      • > 2. Требования к рейтингу для включения ценных бумаг в котировальный список Первого уровня
      • > 3. Инвестирование пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов: требования к рейтингу
      • > 4. Инвестирование средств страховых компаний: требования к рейтингу
      • > 5. Инвестирование активов банков: требования к рейтингу
      • > 6. Инвестирование собственных средств профессиональных участников

    Норматив достаточности капитала Н1 — это, пожалуй, первый и главный показатель, на который следует обратить внимание. Расчет норматива Н1 производится по достаточно сложной формуле, которую упрощенно можно обозначить как отношение собственного капитала банка к размеру его активов. Этот показатель определяет, насколько банк способен выдержать финансовые трудности за счет собственных средств, без ущерба для клиентов.

    Норматив Н1 должен быть равен не менее 10%.

    А для банков с небольшим размером собственного капитала (менее 180 млн рублей) — не менее 11%. Соответственно, чем дальше норматив Н1 отдален от законодательно установленного минимума, тем более надежным выглядит банк.

    Одним из инструментов регулирования и надзора за функционированием банков являются экономические нормативы, которые “в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать” банкам согласно ст.62 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ “О центральном банке Российской Федерации (банке России)”[2], они имеют следующие особенности:

    во-первых, все нормативы делятся на обязательные для исполнения банками и оценочные. Оценочные нормативы детализируют обязательные и служат для более углубленного анализа ликвидности и финансовой устойчивости банка;

    во-вторых, установленные нормативы дифференцированы применительно к типу коммерческого банка, при этом Центральный банк России исходит из того, что коммерческие банки, созданные на основе ранее действовавших специализированных банков, являются более ликвидными и финансово устойчивыми, чем другие, вновь организованные банки;

    в-третьих, при расчете нормативов активы коммерческого банка распределены на пять групп риска с учетом степени риска вложений средств и соответственно возможной потери части стоимости этих средств при неблагоприятной ситуации.

    Одновременно отдельным категориям активов, входящих в каждую из групп, присваивается соответствующий поправочный коэффициент риска, который показывает, какая часть стоимости данной категории активов может быть потеряна, или иначе, в какой мере надежно вложение средств в ту или иную категорию активов банка.

    Группы риска активов банка, для которых установлены соответствующие коэффициенты риска определены в инструкции №110-И “Об обязательных нормативах банков”.

    Следующие обязательные нормативы ЦБ РФ, на которые обязательно необходимо обратить внимание — это нормативы ликвидности банков: Н2, Н3, Н4. Рассмотрим их подробнее.

    Норматив мгновенной ликвидности Н2 характеризует возможность банка выполнить свои обязательства перед клиентами на протяжении одного операционного дня. Норматив Н2 вычисляется как отношение активов банка с наивысшей степенью ликвидности к объему его обязательств по текущим счетам до востребования.

    Норматив Н2 не должен опускаться менее 15%.

    Норматив текущей ликвидности Н3 показывает, насколько банк способен выполнить свои обязательства в среднесрочной перспективе — на протяжении 1 месяца. Норматив Н3 вычисляется как отношение ликвидных активов банка к остаткам на текущих счетах до востребования и срочных вкладах, срок выплаты по которым наступает в течение ближайшего календарного месяца.

    Норматив Н3 не должен опускаться менее 50%.

    Норматив долгосрочной ликвидности Н4 отличается от предыдущих нормативов ликвидности банков и рассчитывается как отношение выданных кредитов со сроком погашения свыше 1 года к собственным средствам и обязательствам с таким же сроком исполнения. Таким образом, норматив Н4 определяет допустимый риск снижения ликвидности при выдаче долгосрочных кредитов. Исходя из его расчета, видно, что норматив долгосрочной ликвидности Н4, в отличие от предыдущих нормативов ликвидности, должен иметь не минимальное, а максимальное ограничение.

    Норматив Н4 не должен превышать 120%.

    При расчете нормативов ЦБ РФ к показателям банков применяются различные корректировочные коэффициенты — я не стал заострять на этом внимание, чтобы вас не запутать, думаю, что этой информации будет достаточно для проведения анализа надежности банка.

    Существуют и другие обязательные нормативы ЦБ РФ для коммерческих банков, на которых я также сегодня не заостряю внимание, поскольку рассматриваю только самые основные. При желании вы можете узнать о них из вышеупомянутой Инструкции №139-И.

    Теперь, когда вы знаете, что представляют собой обязательные нормативы ЦБ РФ для коммерческих банков, и где их можно найти, остановлюсь на том, как их анализировать. Прежде всего, найдите по вышеуказанной ссылке данные по интересующему вас банку, чтобы можно было приступить к анализу.

    1. Сравните выполнение нормативов ЦБ этим банком на последнюю отчетную дату с установленными нормами. Если нормативы Н1, Н2, Н3, Н4 и другие не соответствуют этим нормам — это прямо указывает на то, что банк уже испытывает серьезные проблемы.
    2. Сравните выполнение нормативов ЦБ по своему банку в динамике: в сравнении с предыдущими месяцами, предыдущими кварталами, прошлым годом. Если нормативы ЦБ РФ с течением времени ухудшаются, приближаясь к своему пороговому значению — это тревожный сигнал. Чем ближе они к допустимым нормам — тем тревожнее. Если они отдаляются от порогового значения, либо никакой тенденции нет — ситуация в норме.
    3. Сравните выполнение нормативов ЦБ по интересующему вас банку с другими банками. Определите место, которое ваш банк занимает среди остальных по конкретному нормативу. Например, может быть, что ситуация с выполнением нормативов ухудшается по всей банковской системе. Но при этом в каких-то банках она ухудшается быстрее, а в каких-то — медленнее. Соответственно, первые больше будут находиться в зоне риска, чем последние.

    Я постарался объяснить вам, что такое обязательные нормативы ЦБ РФ для коммерческих банков максимально просто и доступно. Надеюсь, что вы все поняли. Теперь вы сами сможете проанализировать надежность банка, опираясь на выполнение им нормативных показателей Банка России.

    В заключение хочу еще раз отметить, что невыполнение нормативов Н1, Н2, Н3, Н4 может стать очень серьезной предпосылкой для отзыва у банка лицензии. На другие нормативы ЦБ РФ тоже следует обращать внимание, но на эти — пожалуй, в первую очередь.

    На этом все. Повышайте свою финансовую грамотность и учитесь грамотно и эффективно использовать личные финансы вместе с сайтом Финансовый гений. До встречи в новых публикациях!


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.