Сбил ребенка на пешеходном переходе ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сбил ребенка на пешеходном переходе ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что к спорным ситуациям относится наезд на пешехода вне зебры. Только автотехнический эксперт сможет ответить на вопрос, была ли у водителя техническая возможность остановиться перед человеком. Если она имелась, а автомобилист ею не воспользовался (отвлекся, растерялся и др.), то будет виновен в ДТП. Даже если пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. Если водитель не смог затормозить по техническим причинам, то не понесет наказание за наезд. «Впрочем, отсутствие вины все равно не исключит возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда пешеходу», – дополняет эксперт.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин считает, что каждое ДТП с пешеходами сугубо индивидуально. Виновность водителя будет определять инспектор по обстоятельствам аварии и из заключения автотехнических, судебно-медицинских и других экспертиз. При этом если за рулем авто во время ДТП находился не собственник, то владельцу придется возмещать вред здоровью и нравственные страдания пешехода. Но собственник также может потребовать с пешехода деньги на ремонт его машины после аварии.

ДТП с детьми: какая ответственность и кто виноват? Судебная практика

Задайте вопрос специалисту в сфере защиты по административным и уголовным делам. Вытекающий вследствие нарушения ПДД. Если сбил ребенка на переходе и грозит ответственность – решение нужно принимать молниеносно, ведь от грамотной защиты зависит – останетесь ли вы с правами на руках и без судимости или же будете возмещать причиненный вред, да еще и окажетесь «за решеткой».

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования ДТП с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

    Осмотр места происшествия при ДТП

    Последовательность действий водителя при оформлении ДТП

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

    Протокол осмотра места ДТП образец

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При этом в числе прочих обстоятельств выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма ДТП, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки соответствия действий водителей автомототранспортных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследования вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением ДТП назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил устанавливает, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение абзаца № 2 п. 10.1 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила во всех случаях не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог это сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением и др.), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований абзаца № 2 п. 10.1. ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения автомототранспортного средства считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам, будем рады вам помочь.

  • Все о ДТП и автостраховании

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе в 2021 году

Каждое происшествие с участием человека имеет свои нюансы и особен­ности. Тем не менее последова­тель­ность действий водителя после наезда на пешехода должна быть стандартной: помощь пострадав­шему – вызов служб – фиксация доказа­тельств.

Порядок действий авто­владельца сразу после столкно­вения с пешеходом чётко прописан в Правилах дорожного движения. Пункт 2.6 ПДД требует остановить авто­мобиль и немедленно принять меры для оказания помощи постра­давшему. Водитель обязан вызвать скорую медицин­скую помощь и полицию, оставаясь на месте в ожидании их прибытия. Покинуть место ДТП допускается лишь в экстренном случае – если приезд «Скорой» в ближайшее время невозможен, а получившего ранения человека требуется без промедления доставить в больницу.

Когда оставленный на проезжей части после аварии авто­мобиль можно объехать, действует пункт 2.5 ПДД, по которому водителю достаточно выставить знак аварийной остановки и ждать прибытия полиции.

Однако если машина пере­крыла движение полностью, её нужно убрать в сторону, освобождая проезд, перед этим согласовав эти действия с дежурным, принявшим звонок по номеру 112 или 849502 (для Москвы). Все такие звонки записы­ваются. Однако предвари­тельно в любом случае необходимо зафикси­ровать с помощью фото- или видео­съёмки положение авто­мобиля на дороге, положение пострадав­шего, следы торможения и другие обстоя­тель­ства, имеющие отношение к делу.

Сегодня в ПДД требование оказать первую помощь «потеряло» привычное в прошлом проме­жуточное слово «медицин­скую». Ныне от водителя никто не требует медицинских спец­навыков, неудачное примене­ние которых при неблаго­приятных условиях может навредить пострадавшему.

Тысячу раз подумайте, прежде чем само­стоятельно пере­вернуть пострадав­шего, поднять его или, например, снять шлем с велоси­педиста. Действуя из лучших побуждений, можно причинить раненому ещё больший вред. И если позже следствие установит, что так и случилось, то инициатива способна обер­нуться против водителя.

Лучше ограничиться общими мерами по оказанию помощи. Они включают в себя как простые меро­приятия по обеспе­чению покоя и свободного доступа кислорода, так и более сложные – например, остановку крово­течения, в том числе с помощью жгута. В особых случаях, если после аварии неизбежна доставка пострадав­шего в медицинское учреж­дение своими силами, первая помощь предполагает и наложе­ние шин на места переломов. Но, повторимся, такие мани­пуляции лучше по возмож­ности оставить медикам. Не стоит давать пострадав­шим и лекар­ственные препараты. Если на таблетки у человека окажется аллергия, ответ­ственность ляжет на вас.

На водительских курсах учат, как делать искусственное дыхание, если пострадавший не дышит, и закрытый массаж сердца, если отсутствует сердцебиение. Такими навыками пренебрегать не советуем. Если видно, что человек умирает, попытка его спасения — ваш долг. Любую первую помощь можно и нужно оказывать, когда для всех очевиден серьёзный риск для здоровья или жизни человека.

Если под колёса автомобиля попал ребёнок, вызов «Скорой» и ГИБДД строго обязателен — даже если малыш говорит, что не пострадал. По разным причинам дети часто боятся рассказы­вать взрослым о своём само­чувствии. К тому же им бывает сложно определить характер боли и повреждений.

Необходимо также выяснить телефон родителей и самому позвонить им ещё до приезда служб, спокойно и объективно описать ситуацию. При необходи­мости попросить приехать. Морально это непросто, но так вы не только поможете ребёнку успокоиться, но и отчасти сможете обезопасить себя от неоправ­данных санкций и преследования.

Повторимся — все аварии разные и любая мелочь в ходе разбора или след­ствия может сыграть в пользу водителя. Разумеется, фиксиро­вать все следы на месте ДТП обязаны сотрудники полиции. Однако и водитель, если он не считает себя виновным и в будущем рассчиты­вает на возмещение ущерба, не должен игнори­ровать любые возмож­ности по сохранению обстоя­тельств происшествия.

Здесь будет играть роль и положение авто­мобиля, которое нужно фиксировать с помощью фото­съёмки. И имеющиеся на авто­мобиле повреж­дения. И тормозной след автомо­биля на асфальте. Словом, всё, что способен принять во внимание суд или экспертиза: осколки стекла, пластика, вмятины на металле кузова, облетевшая краска… Лишний раз будет не вредно зафикси­ровать состояние асфальта (мокрый, скользкий, с ямами), наличие осадков в момент ДТП, направ­ление солнечного света и прочее.

Съёмку можно и нужно производить также во время осмотра места происше­ствия сотруд­никами полиции. При этом желательно настроить аппаратуру так, чтобы на снимке отмечались дата и время, когда он был сделан. Снимите несколько фото общего плана с привязкой к местности – к номеру дома, названию улицы, к кило­метровому столбику, мосту или к приметному дереву, если дело происходит на загородной трассе.

При составлении протокола необходимо следить, чтобы все без исключения обстоятель­ства и данные замеров были внесены в документ точно. Если водитель с чем-то не согласен, он вправе сделать об этом отметку в специ­альной графе протокола и потом указать это в объяс­нениях. А позднее, если будет возбуждено дело, то и в протоколе допроса.

В случае ДТП с пешеходом любой водитель — виновный в наезде или нет — пытается избежать несправед­ливого наказания, а при наиболее благо­приятных условиях — и наказания как такового. Однако полностью избежать ответ­ствен­ности удастся только в том случае, если доказать, что в ДТП виноват исключи­тельно сам пострадавший.

Для этого водителю предстоит собрать как можно больше доказа­тельств вины пешехода. Это могут быть записи камер наружного видео­наблюдения и видео­регистра­торов в машинах, показания свидете­лей — пассажиров в салоне автомобиля, очевидцев на улице, в попутном или встречном транспорте. Чем больше свидете­лей — тем лучше. Особенно может помочь фиксация тормозного следа, который, если на дороге сухо, обычно хорошо виден на асфальте.

Кроме того, водитель должен одно­значно доказать, что с его стороны Правила дорожного движения соблюда­лись неукоснительно:

  • он не превышал разрешённую скорость;

  • чётко руковод­ство­вался указаниями светофора, разметки и дорожных знаков;

  • включил все необходимые световые приборы;

  • заранее протёр стекла и фары;

  • автомобиль был полностью исправен (что подтверждает карта техосмотра).

Понятно, что после наезда на человека авто­владелец находится в состоянии сильного стресса. Поэтому юристы советуют сразу после экстренных служб позвонить адвокату, знающему правильную последова­тель­ность действий.

Особенно это касается случаев, когда пешеход получил либо тяжёлые травмы, либо погиб. В таких ситуациях дело возбужда­ется по уголовной статье, и здесь нужен юрист именно со статусом адвоката. Только адвокат может работать по уголовным делам — то есть выступать в качестве защитника в ходе следствия и в суде.

Сбил пешехода и что делать: пошаговая инструкция для водителя

Шансы водителя оправдаться существенно возрастают, если инцидент произошёл за пределами «зебры». Однако даже тогда автомо­билист должен доказать целый ряд обстоя­тельств. Например, что он был не в силах избежать столкно­вения, поскольку пешеход спрыгнул с тротуара слишком быстро и близко к машине. И здесь вновь может прийти на помощь автотехническая экспертиза.

В пользу водителя в любом случае зачтутся и его правиль­ные действия после ДТП — сам оказал первую помощь, вызвал «Скорую» и полицию, выставил знак аварийной остановки и т.д. И если пострадавший не был серьёзно ранен, вопрос об уголовной ответ­ственности, скорее всего, подниматься не будет.

Бывает и так, что вина за столкно­вение полностью лежит на пешеходе. И если этот факт будет доказан, водителя освободят от мер админи­стратив­ного воздействия – в случае отсут­ствия какой-то его допол­нительной вины (оставления места ДТП, вождения в пьяном виде и т.п.). Он также избежит возмещения вреда и, разумеется, не понесёт уголовной ответ­ственности.

Больше того, при определённых обстоятель­ствах, если ДТП спрово­цировал пешеход, возмещать причинён­ный вред будет именно он. Так, если из-за нарушения Правил пешеходом пострадал товарный вид транс­портного средства, он будет обязан компен­сировать авто­владельцу нанесённый ущерб.

Размер штрафа за наезд на пешехода в 2021 году

Сумма штрафа зависит от степени тяжести повреждений пострадавшего:

  • легкие повреждения — от 2500 до 5000 рублей или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет;
  • повреждения средней тяжести — от 10 000 до 25 000 рублей или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Если пешеход получил тяжкий вред здоровью или погиб — денежного штрафа не будет, но назначат тюремный срок.

В случае, если в результате столкновения здоровью ребенка не был причинен ущерб, ответственность за водителя вытекает из ст. 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за не предоставление пешеходам льгот при переходе через границу.

Факт отсутствия травмы указывается либо на основании результатов экспертизы, либо, если нет сомнений в отсутствии травмы, по требованию законного представителя пострадавшего ребенка — его родителей — при подготовке отчета на месте. Согласно этой статье, виновный водитель оштрафован до 1500 рублей.

Теоретически можно получить материальную и моральную компенсацию в суде:
Имущество жертвы и личные вещи. Например, если сбитый и сбежавший ребенок упал и разбил свой телефон или порвал одежду;
Моральный ущерб. Размер компенсации в таких случаях будет незначительным (не более 1-5 тысяч рублей).

На практике иски о возмещении ущерба по такой статье практически не установлены.

Причинение серьезного вреда здоровью в результате нарушения правил дорожного движения влечет за собой уголовную ответственность и карается по ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса. Водители наказываются лишением свободы на срок до 2 лет с лишением водительских прав на срок до 3 лет или альтернативным наказанием в виде принудительного труда или ограничением свободы.

Обстоятельства происшествия очень важны. Если в экспертном заключении указано, что водитель соблюдал правила дорожного движения и не смог предотвратить аварию, он может быть освобожден от ответственности. Это возможно в тех случаях, когда водитель при приближении к перекрестку замедлялся, не видел рядом находившегося ребенка, а тот прыгал прямо под колеса из-за припаркованной машины.

Дорожно-транспортное происшествие между пешеходами и детьми является стрессовым, неприятным, но очень распространенным явлением для многих водителей. Таким образом, водитель на пешеходном переходе был сбит ребенком, который внезапно выпрыгнул из стоящей машины или проехал через переход. Виноват ли водитель в этой аварии, что он может делать и что делать в этом случае.

Причинение серьезного вреда здоровью в результате нарушения правил дорожного движения влечет за собой уголовную ответственность и карается по ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса. Водители наказываются лишением свободы на срок до 2 лет с лишением водительских прав на срок до 3 лет или альтернативным наказанием в виде принудительного труда или ограничением свободы.

Смерть жертвы приведет к более суровому наказанию, то есть к тюремному заключениюдо 5 лет с лишением вождения.

ВАЖНО:
совершение преступления, связанного с опьянением, со временем увеличивает суровость приговора, и деяние будет квалифицировано в соответствии с частью 2 или частью 2. 4 статьи 264 УК РФ. Подробнее о штрафах за дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом читайте здесь.

Решающим фактором при определении окончательной суммы штрафа станет признание вины водителя, отсутствие предварительной административной и уголовной ответственности, а также компенсация за ущерб здоровью и моральный ущерб. В случае «не пьяного» несчастного случая, который не закончился смертью, всегда можно завершить дело, примирившись с пострадавшей стороной, восстановив ущерб и согласившись завершить дело.

Для привлечения искусства. 264 УК РФ и конечно же при наличии вины в том, что вы застрелили ребенка на пешеходном переходе, обязательно:
Не спорь с его родственниками;
Предоставить компенсацию морального и материального ущерба;
При необходимости помогите в организационном плане:
отвезите ребенка в больницу, договоритесь о возможной помощи в будущем;
Обещайте, что вы заплатите за лечение полностью или сразу же введете сумму денег, подписав квитанцию.

Участниками дорожного движения являются не только водители ТС, но и пешеходы. Вторые обязаны наравне с автомобилистами знать правила дорожного движения и соблюдать их.
Сегодня мы поговорим о наезде на пешеходов в жилых дворах и тротуарах, расскажем о существующих мерах наказаниях за такой вид нарушения, а также о спорных ситуациях и случаях, когда ответственности можно избежать.
ДТП на дворовой территории
Передвижение в данной местности является весьма опасным. Так как там часто засажены кустарники, развешено белье или установлены детские площадки — все эти пункты существенно ухудшают обзор проезжей части. К тому же, во дворах часто играют дети, которые могут в любой момент выбежать на дорогу. Стоит отметить, что не только дети ведут себя неосторожно во дворах, но и взрослые зачастую не внимательны.
ВАЖНО! В любом дорожно-транспортном происшествии, местом дислокации которого была жилая зона, обвинят водителя. ДТП с пешеходами всегда имеет усложненный характер.
Что же грозит автомобилисту за такие виды нарушения? Существует три вида наказаний: административное, гражданское и уголовное. Выбор вида ответственности зависит от степени тяжести последствий, а также обстоятельств ДТП. Самый главный критерий выбора наказания — степень вреда, причиненного здоровью пострадавшего.
Гражданская ответственность
В случае вынесения этого вердикта виновнику происшествия (то есть водителю) придется возместить моральный и материальный ущерб.
Единственным способом избежать данного наказания является доказательство того, что пешеход намерено кинулся под колеса транспортного средства с целью материальной наживы. Это можно сделать через суд. В некоторых ситуациях судья может полностью освободить водителя от выплаты компенсаций.
Административная ответственность
Это самый распространенный вид наказания за наезд на пешеходов. Существует три степени тяжести причиненного вреда:
1. Легкая – при ней пострадавший потратит на лечение не более 21 дня и утратит не более 10% трудоспособности.
2. Средняя – в этом случае допускается увеличение длительности лечения и процента потери трудоспособности, но не более трети.
3. Тяжелая или смертельная – эту степень тяжести причиненного вреда уже относят не к административному, а уголовному правонарушению. Соответственно, и наказание за эти события будет значительно серьёзней. Если последствия дорожно-транспортного происшествия привели к летальному исходу – смерти пешеходов или причинению ему тяжкого вреда, то сотрудники ГИБДД будут устанавливать меры наказания уже согласно УК РФ.
Уголовная ответственность
По части 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации за наезд, следствием которого является причинение тяжкого вреда здоровью наезднику грозит:
• ограничением свободы до 3х лет;
• принудительными работами на срок до 2х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3х лет или без такового;
• лишением свободы на срок до 2х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3х лет или без такового;
• до полугода ареста.
В более тяжких случаях виновника могут лишить свободы от 4 до 9 лет. Особенно это касается вождения в нетрезвом состоянии. Очень много граждан считают подобные меры слишком лояльными и периодически поднимают вопрос об ужесточении мер наказания. Побег с места аварии только отягчит наказание.
Кто может быть освобожден от статьи УК?
1. Несовершеннолетний водитель транспортного средства.
2. Женщина старше 55 лет или мужчина старше 60 лет.
3. Беременная женщина.
4. Женщина, имеющая на воспитании несовершеннолетнего ребёнка.
5. Инвалид 1-3 группы.
6. Мужчина, имеющий детей возрастом до трех лет.

Последствия наезда на пешехода могут иметь непредсказуемый характер, поскольку мера наказания будет зависеть от того, какие повреждения получил участник дорожного движения, переходивший трассу или находившийся в ином месте.

Следует знать! Степень ответственности за наезд на пешехода, согласно законодательным и регулирующим нормам, может быть административной, гражданско-правовой или уголовной.

ДТП с участием пешехода, несмотря на достаточную степень регулирования движения, четкое разграничение участков для движения ТС и пересечения дороги пешеходами, – наиболее частый тип ДТП. Одним из важных моментов даже при самом тяжелом последствии – смерти участника ДДП – является то, каким образом повел себя автомобилист, виновный в аварии.

Это интересно! Согласно статистике, более 85% аварий с участием пешехода после разбирательства приводит к тому, что виновным лицом является автомобилист.

Если на пешеходном переходе сбил ребенка. Что делать и какое наказание?

Что грозит, если сбил человека на пешеходном переходе? Нормативная база, определяющая степень ответственности и несение наказания в РФ, – это УК, КоАП и ГК. В соответствии с кодексами возможна:

  1. Уголовная ответственность, которая предусматривает наиболее тяжелые меры наказания, такие как ограничение свободы или ее лишение сроком до 9 лет. Рассматривается вина водителя по статье 264 УК РФ.
  2. Административная ответственность, определяющая вину автомобилиста при достаточно легких формах травм пострадавшего. Рассматривается статьей 12.24 КоАП.
  3. Гражданско-правовая ответственность, предусматривающая компенсацию вреда потерпевшему (морального и физического ущерба). Определяется на основании положений, прописанных в статьях 1079 и 1094 ГК РФ.

Если сбил человека на пешеходном переходе, ответственность будет выражаться в меньшей форме при выполнении всех необходимых действий, определенных пунктами действующего ПДД. Так, автомобилист должен осуществить следующие шаги:

  1. Немедленно остановить транспортное средство и не покидать место аварии до момента приезда сотрудников ГИБДД или решения сложившейся ситуации «полюбовно».
  2. Оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.
  3. Вызвать скорую помощь, если это необходимо.
  4. Сообщить о случившемся сотрудникам ГИБДД.
  5. Постараться не перемещать ТС до момента фиксации последствий аварии.
  6. При наличии такой возможности собрать показания свидетелей.

Важная информация! При разборе последствий ДТП показания свидетелей очень важны для обеих сторон – как виновной, так и потерпевшей. Исходя из них определяется мера наказания и возможность компенсации причиненного вреда пострадавшему лицу.

Несмотря на то, что ответственность при сбивании пешехода на пешеходном переходе может быть даже уголовной, имеются также смягчающие обстоятельства, уменьшающие меру наказания. Среди них выделяются следующие:

  • пешеход перед непосредственным столкновением находился вне зоны видимости. К примеру, достаточному обзору мешало стоящее маршрутное транспортное средство;
  • автомобилист, виновный в дорожно-транспортном происшествии, ранее не привлекался к ответственности за подобные нарушения;
  • имела место добровольная компенсация причинения вреда пострадавшему лицу;
  • пешеход находился в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических веществ;
  • участник ДД переходил дорогу на регулируемом пешеходном переходе, но в то время, как на светофоре горел запрещающий для него движение сигнал.

Следует знать! Большинство смягчающих обстоятельств, которые могут присутствовать при наезде на участника дорожного движения в ходе привлечения к административной ответственности, рассматриваются статьей 4.2 КоАП РФ.

В качестве наказания при условии причинения легкого или среднего вреда может применяться штраф в размере от 2500 до 25000 рублей или лишение прав сроком на 2 года.

При несении гражданско-правовой ответственности основной мерой наказания будет необходимость компенсации пострадавшему:

  • упущенного заработка на время его нетрудоспособности;
  • расходов, связанных с лечением и восстановлением здоровья;
  • понесенного морального вреда.

Важная информация! При возникновении необходимости получить моральную компенсацию потерпевшая сторона должна знать, что страховка ОСАГО не предусматривает погашение такого рода выплат. Получить их можно в случае согласия виновной стороны или при условии вынесения соответствующего решения суда.

Уголовная ответственность автомобилиста, сбившего участника ДД на пешеходном переходе, определяется при условии, что пешеход получил тяжелые телесные повреждения или погиб. Наказанием чаще всего служит лишение свободы, которое может выражаться в следующей форме:

  • при причинении тяжкого вреда здоровью в соответствии со статьей 264 УК РФ водитель, виновный в аварии, может быть лишен свободы или арестован сроком на 6 месяцев;
  • при условии причинения тяжкого вреда и том обстоятельстве, что автомобилист находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, срок лишения свободы может составить 4 года;
  • если последствием наезда на пешехода стала смерть одного человека, виновному автомобилисту грозит нахождение в тюрьме сроком до 5 лет;
  • при условии, что смерть пешехода наступила при отягчающих обстоятельствах, таких как состояние алкогольного опьянения, продолжительность лишения свободы будет составлять до 7 лет.

Важно! Наиболее тяжелой формой наказания будет являться ситуация, при которой действия водителя повлекли за собой смерть двух и более лиц. В этом случае ему будет грозить до 9 лет тюрьмы.

Дорожно-транспортное происшествие в большинстве случаев становится следствием игнорирования действующих правил дорожного движения. Если водитель стал участником аварии, в которой на пешеходном переходе пострадал пешеход, ни в коем случае не стоит покидать место происшествия. Подобные действия могут повлечь за собой более тяжелую форму наказания. Выполнение всех шагов, предписанных ПДД, содействие следствию и добровольное возмещение ущерба станут факторами, которые помогут смягчить наказание.

Расследование наезда на пешехода

Этот вид ответственности возникает вследствие нанесения вреда пострадавшему источником повышенной опасности, согласно ст. 1079 Гражданского Кодекса (ГК РФ),:

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов … и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Важно: если водитель не является виновником ДТП, он всё равно обязан возместить пострадавшему нанесённый ущерб. При этом наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе в 2021 году, согласно положениям ст. 1083 ГК РФ, может быть отменено либо уменьшен размер возмещения:

Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда … размер возмещения должен быть уменьшен.

Этот вид ответственность установлен Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Ст. 12.24 предусматривает за нарушение ПДД, в результате которого здоровью потерпевшего был причинён вред:

  • лёгкий — штраф 2,5–5 тыс руб либо лишение прав на 1–1,5 года;
  • средней тяжести — штраф 10–25 тыс. руб. либо лишение прав на 1,5–2 года.

Если в результате ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.

Если водитель был трезв в момент наезда на пешехода и не оставлял место происшествия, то, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ наезд на пешехода со смертельным исходом

…наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

ДТП на переходах происходят и по вине пешеходов. В этом случае наступает обоюдная ответственность: водитель должен возместить ущерб, нанесённый пешеходу, а тот, в свою очередь, компенсировать вред, нанесенный ТС. Об этом говорится в п. 1 ст. 1064 ГК РФ:

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Первая часть касается и случаев, в которых водители получили травмы. В таких ситуациях ответственность за тяжкие телесные повреждения при ДТП возлагается на виновного пешехода. В ч. 2 этой же статьи указано, что:

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Ответственность водителя, если в ДТП виноват пешеход, зависит тяжести последствий аварии.

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Помимо штрафа, который предусмотрен в случае легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего – 25 000 рублей, законодательство предусматривает следующие основания для компенсации пострадавшему:

  • компенсация стоимости медицинских услуг, лекарств и медицинских изделий;
  • компенсация за погребение – 25 000 рублей;
  • компенсация за потерю кормильца – 475 000 рублей;

ВАЖНО: вышеуказанные требования о выплате подаются в страховую компанию виновника ДТП. В случае, если размер фактически потраченных денежных средств выше суммы, выплачиваемой страховой, то пострадавший вправе обратиться непосредственно к виновнику ДТП с иском в суд о взыскании недостающих сумм.

  • компенсация за моральный вред – данное требование подается непосредственно виновнику ДТП, размер компенсации за причиненный моральный вред определяется судьей в зависимости от конкретных обстоятельств дела, физических и нравственных страданий потерпевшего.

Виновниками ДТП могу быть: водитель, пешеход, пассажир автомобиля.

Уголовная ответственность наступает за причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда устанавливается медицинской экспертизой. Водитель имеет право оспорить проведенную медицинскую экспертизу.

Причиной ДТП может быть поведение пешехода: переход в дороги в неположенном месте на запрещающий сигнал светофора, или тоже самое, но уже в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Следует зафиксировать поведение пешехода и исследовать документы медицинского свидетельствования.

В случае, если ДТП произошло по вине пассажира – следует предоставить видеозапись на которой будет видны такие действия или будет слышно, что пассажир осуществил действия, которые привели к ДТП.

Нередки ситуации, когда одной из причин ДТП является некачественное дорожное покрытие или плохая освещенность участка дороги – следует осуществить видео- или фотофиксацию места ДТП.

Кроме того, водителю следует постараться оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, предложить отвести его в больницу и сообщить в ГИБДД и скорую о случившимся. Наличие указанных фактов позволят избежать уголовной ответственности или минимизировать ее.

Вне зависимости от причиненного вреда пешеходу, водителю следует сообщить о случившимся в ГИБДД и скорую. В случае, если ДТП произошло в населенном пункте и пострадавший не может самостоятельно придвигаться – лучшим будет вызвать скорую помощь и постараться самостоятельно не оказывать помощь пострадавшему т.к. существует риск причинить больше вреда при оказании неквалифицированной помощи, которые могут повлечь смерть пострадавшего.

В случае, если пострадавший не подает признаков жизни – вызов медиков является обязательным, т.к. именно они должны засвидетельствовать смерть пострадавшего.

Водителю не следует ни в коем случае передвигать тело умершего, автомобиль. Следует сфотографировать место происшествия: повреждения автомобиля, состояние дорожного покрытия, источники света (если ДТП произошло в темное время суток), видеокамеры, которые могли зафиксировать момент ДТП. Также следует провести видеосъемку указанных объектов.

Водитель не должен ни в коем случае употреблять алкогольных или иных спиртосодержащих напитков или лекарств, т.к. в обязательном порядке, его ждет медицинское освидетельствование.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Правила дорожного движения не закрепляют определения наезда, однако ответственность за него предусмотрена.

На практике существует несколько видов ситуаций, которые могут быть признаны наездом:
  • лобовой удар автомобиля и пешехода, в результате которого обычно наступают определенные последствия;
  • небольшое касание дверью, либо боком автомобиля – чаще всего неблагоприятных последствий для пешехода не наступает;
  • наезд колесом на ногу – исход во многом зависит от различных факторов и точно сказать о вреде невозможно;
  • столкновение с грузом автомобиля.

ВНИМАНИЕ !!! Любое из вышеперечисленных действий считается наездом, но это не означает, что за любое из них наступит ответственность. Ответственность, назначенная водителю за наезд на человека будет напрямую зависеть от наступивших последствий.

Стоит отметить, что в любом случае для возникновения факта наезда необходимо движение автомобиля. Если в момент столкновения автомобиль находился на месте (пешеход сам врезался в автомобиль), никакой ответственности водитель нести не будет. На этот факт также не будет влиять работа двигателя.

Что делать, если попал в ДТП с участием пешехода

Как говорилось ранее, ответственность за столкновение с пешеходом будет напрямую зависеть от наступивших последствий для пешехода. В 2021 году предусмотрена уголовная, административная, а также гражданско-правовая ответственность. Каждая из них имеет свои нюансы, а также особенности наступления, поэтому имеет смысл разобрать их по отдельности.

Этот вид ответственности является минимальным исходящим со стороны государства. Все особенности закреплена в КоАП, а также в обширном перечне подзаконных нормативно правовых актов. При наезде на пешехода возможна квалификация по одной или сразу по нескольким статьям КоАП. Это обстоятельство в основном зависит от причиненного вреда, а также от иных совершенных правонарушений.

Основная статья КоАП предусматривает ответственность исключительно за нанесение легкого или среднего вреда здоровью. Самостоятельно определить нанесенный вред невозможно. По заявлению пострадавшего производится медицинская экспертиза, которая дает свое заключение. Основные критерии оценки установлены в постановлении Правительства. Стоит отметить, что одним из основных условий причиненного вреда является время нетрудоспособности человека. Если этот период менее 3 недель – вред легкий, а если более – средний.

ВАЖНО !!! Относительно недалеко от среднего стоит тяжкий вред здоровью, который имеет смысл разобрать отдельно, поскольку в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.

Законом различается наказание за нанесение вреда:
  • за легкий вред здоровью пешехода водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей, либо лишение прав до 18 месяцев;
  • ответственность за средний вред здоровью предусматривает штраф до 25 тысяч рублей, либо лишение прав на 24 месяца.

Поскольку санкция статьи содержит диспозитивные нормы, судья имеет право выбирать наказание в зависимости от конкретной ситуации.

В качестве квалифицирующих и привилегирующих признаков правонарушения могут выступать:
  • совершение иных правонарушений;
  • наличие вины в действия пешехода;
  • действия водителя после совершенного наезда. Оказание помощи пострадавшему абсолютно всегда учитывается судом и может значительно снизить наказание;
  • иные обстоятельства, которые имеют отношение к конкретному происшествию.

Также стоит отметить, что если наезд сопряжен с совершением иных правонарушений, то содеянное будет квалифицировано по совокупности, что повлечет увеличение ответственности. Например, если наезд был вызван проездом на красный свет.

Этот вид ответственности гораздо более серьезный и предусматривает не только более суровые наказания, но и последствие в виде судимости. Тяжкий вред здоровью, также, как и происшествия со смертельным исходом наказание статья – 264 УК РФ. УО наступает независимо от желания сторон и исходит исключительно со стороны государства.

Статья УК РФ содержит в себе несколько частей, каждая из которых определяет ответственность в том или ином случае. Минимальное условие для квалификации по этой статье – причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда определяется аналогично предыдущему случаю. Обязательно медицинское заключение и иные документы, на которые сможет ориентироваться суд. Тяжкий вред здоровью характеризуется стойкой утратой здоровья, которая не может быть восстановлена в полном объеме до конца жизни.

За причинение тяжкого вреда здоровью виновному грозит лишение свободы на период до 2 лет, а за аналогичное деяние, совершенное в состоянии опьянения до 4 лет. Поскольку опьянение является серьезным квалифицирующим признаком, возможно наступление иной ответственности.

За неосторожную смерть водителю грозит до 5 лет лишения свободы, а при выявлении состояния опьянения – до 7 лет. Наиболее серьезная ответственность наступает за смерть 2 и более лиц, если лицо находилось в состоянии опьянения. В этом случае лишение свободы составит 9 лет.

В законе указаны условия, когда лицо может быть освобождено от ответственности, даже если в действительности присутствует состав правонарушения или преступления.

На практике водитель будет признан виновным в 9 из 10 случаев. Это связано с повышенной ответственностью автомобилиста, поскольку именно он выступает в качестве источника повышенной опасности. Быть признанным невиновным можно только при наличии весомых обстоятельств, когда водитель не мог предвидеть или предотвратить возникшее обстоятельство.

ВНИМАНИЕ !!! Также в действиях водителя не должны присутствовать признаки иных правонарушений. Если было совершено малейшей нарушение правил дорожного движения, водитель будет считаться виновным практически со стопроцентной вероятностью.

В качестве случая из судебной практики, когда автомобилист не был привлечен к ответственности можно привести следующий случай.

В ночное время автомобилист двигался по трассе, которая с обеих сторон была ограждена высокими заборами и предназначалась исключительно для машин. Пешеходных переходов в радиусе нескольких километров не было, внезапно на дороге появился человек, который был сбит автомобилем. Поскольку у водителя не было оснований даже предполагать, что тут появится человек, он никак не мог устранить последствия. Таких случаев очень мало, поэтому не стоит на них рассчитывать.

Еще одно основание для освобождения – это срок давности привлечения к ответственности. Для административного правонарушения он всегда составляет 1 год. Для уголовного зависит от квалификации и составляет от 2 до 10 лет. После истечения этого времени, водитель освобождается от ответственности независимо от других обстоятельств.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

В правоприменительной практике предполагается, что за контакт машины с переходящим дорогу человеком отвечает водитель, причем независимо от того, где произошел инцидент. Особенно это касается случаев, произошедших на зебре.

Зачастую столкновение с человеком нередко обусловлено и его виной. Так, некоторые граждане стремятся свести счеты с жизнью, бросаясь прямо под колеса транспорта.

Если в машине есть видеорегистратор, то его данные помогут воссоздать реальную картину происшествия на дороге. Помогут и камеры внешнего наблюдения, установленные на окрестных офисах и других объектах.

Сидящий за рулем может быть и не виноват в том, что задавил пешехода насмерть, совершившего переход проезжей части в неустановленном месте.

Например, человек резко выбежал в границы проезжей части и у водителя попросту не было ни времени, ни места для маневра с целью предотвращения аварии. Тогда если шофер собьет пешехода, который перебегал дорогу, ответственность может быть минимальной.

Когда столкновение бывает незначительным, то пешеход может отказаться от медицинской помощи (особенно, сознавая свою вину).

Многие отказ от всех претензий стараются зафиксировать прямо на месте, полагая, что так водитель обеспечит себе страховку от возможных судебных исков в будущем.

Но наш совет, вызывать ДПС и оформлять все по правилам, иначе, возможно лишение прав за оставление места ДТП.

Первое правило – это не оставлять место происшествия. В противном случае, как уже говорили выше, за это может быть применена отдельная ответственность вплоть до лишения прав.

Если пешеходу были причинены телесные повреждения, то сразу нужно оказать первую медицинскую помощь, воспользоваться аптечкой и другими подручными средствами. Одновременно следует вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД.

А также нужно проконтролировать составление схемы ДТП и взять данные у всех свидетелей, которые находились рядом. Не помешает сфотографировать и место аварии с разных ракурсов. Тогда все эти доказательства помогут на следствии или в ходе судебных разбирательств.

Нужно контролировать и ход проведения экспертиз, а при необходимости настаивать на ней. Без заключения специалиста, невозможно установить реальную картину событий и степень телесных повреждений у пешехода.

В данном материале мы остановились на ситуации, когда водитель совершил наезд на человека вне перехода и что грозит за это. Даже несмотря на то, что человеку нельзя переходить дорогу в неположенном месте, виноват будет водитель.

Напомним, что если увечья здоровью оказались легкими или средними, то применяются административные санкции в виде штрафа или лишения водительских прав.

При этом если водителю удастся доказать, что он не нарушал правил, то административного наказания можно избежать.

В то же время, пострадавший пешеход может потребовать возместить материальный или моральный ущерб.

Уголовная ответственность может наступить при смертельном исходе или наличии тяжких телесных повреждений. Однако во многих случаях могут найтись смягчающие для водителя обстоятельства.

В любом случае помощь юриста для водителя, сбившего человека не на переходе, никогда не будет во вред.

Вынося приговор по соответствующей части ст. 264 УК РФ, суды дают оценку всему набору доказательств, собранных ранее в рамках расследования уголовного дела. Сюда входят показатели свидетелей, результаты многочисленных экспертиз, пояснения медиков, выезжавших на место трагического случая.

Исследуется также то, можно ли было в существовавших условиях избежать наезда, и какие действия предпринял водитель с учетом обстановки. Когда допустимыми средствами доказывания установлены элементы небрежности, наказания не избежать.

Примером этому является приговор Петропавловск-Камчатского городского суда от 22.10.2018 г. по делу № 1-533/2018. В нем указано, что подсудимая имела возможность избежать наказания. Однако нашлось и несколько смягчающих обстоятельств, которые ограничили приговор исправительными работами и лишением прав.

В случае, когда пешеход сбит насмерть по собственной вине, это не означает, что для сидевшего за рулем отсутствие уголовного преследования не обернется другими последствиями. Речь идет о возмещении морального вреда родственникам жертвы.

Так, когда собранными следствием материалами будет доказано, что потерпевший бросился под колеса до совершения столкновения, водитель может избежать приговора по ст. 264 УК РФ. Данный вывод следует из решения Гурьевского районного суда Калининградской области от 10.07.2018 г. по делу № 2-826/2018.

Он рассмотрел иск матери погибшей к водителю о взыскании морального ущерба, причиненного смерти дочери. Первоначальная сумма иска составила 3 миллиона рублей. Однако в ходе дознания было выяснено, что, будучи нетрезвой, женщина сама стремилась броситься под колеса проезжающего транспорта.

Принимая во внимания обстоятельства конкретное ДТП, другие факторы, суд ограничился 100 тысячами. При этом в решении указано, что в возбуждении уголовного дела в отношении сидящего за рулем отказано в связи с отсутствием состава преступления.

Сложилась в жизни критическая ситуация следующего характера. Ехал по трассе в условиях глубокого тумана и задавил пожилого мужчину, проходящего дорогу вне пешеходного перехода.

С места аварии не уезжал, вызвал скорую, попытался оказать ему первую помощь, однако полученные им травмы были несовместимыми с жизнью. Подскажите, что мне грозит?

Анатолий, Люберцы.

В результате столкновения с транспортным средством пешеход получает травмы, которые разделяют на:

  • Легкие – когда временная нетрудоспособность длилась меньше трех недель или вовсе обошлось без больничного листа;
  • Средние – если срок лечения больше 21 дня, но потерпевший утратил менее 1/3 общей трудоспособности;
  • Тяжелые или несовместимые с жизнью.

Характер и степень тяжести повреждений устанавливает медицинская экспертиза. От ее результата напрямую зависит – по которому из трех кодексов будет отвечать виновник аварии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.