Кем была принята конституция РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кем была принята конституция РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),
исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,
сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,
основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,
опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,
стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,
желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,
принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь

Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.

Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Статья 13. Собственность может быть государственной и частной.

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию кооперации.

Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Статья 22. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Статья 24. Каждый имеет право на жизнь.

Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.

Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Статья 25. Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Статья 26. Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Статья 27. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Статья 28. Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Статья 29. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Статья 30. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.

Статья 31. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие.

Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

Статья 33. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Статья 90. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Статья 91. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.

Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Статья 92. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Статья 93. Срок полномочий Парламента – четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам ее нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет тридцатидневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области или города Минска.

В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей.

Статья 94. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Статья 95. Палаты собираются на две очередные сессии в год.

Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней.

Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.

Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.

Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.

Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Статья 96. Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя.

Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.

Председатели Палаты представителей и Совета Республики, их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.

Статья 106. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

1) осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

2) подписывает постановления Правительства;

3) в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству.

Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.

Статья 107. Правительство Республики Беларусь:

руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Статья 108. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяются на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.

Статья 109. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Статья 110. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Статья 111. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.

Статья 112. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Статья 113. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.

Статья 114. Разбирательство дел во всех судах открытое.

Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Статья 115. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц.

Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Статья 116. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного Суда определяются законом.

Временная Конституция БНР была принята Радой БНР 11 октября 1918 года[4] Основы государственного строя Белоруссии должны были быть утверждены на Учредительном собрании (Учредительном сейме)[5], которое так и не было проведено.

Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919 года. Конституция юридически закрепила создание БССР, советскую форму власти и основные принципы социалистического устройства. Первую её часть составляла Ленинская декларация прав рабочего и эксплуатируемого народа. В трёх разделах второй части говорилось об необходимости установления диктатуры городского и сельского пролетариата, о правах, свободах и обязанностях граждан Республики. Также в ней говорилось о системе высших органов государственной власти и управления, флаге и гербе. Высшим органом власти признавался Всебелорусский съезд Советов. В перерыве между съездами власть переходила в руки к ЦИК БССР, который создавал Большой и Малый Президиумы. Большому принадлежало общее руководство делами страны, то есть он выполнял функции Правительства.

В Конституции БССР, в отличие от Конституции РСФСР, не говорилось про органы местного управления и про избирательное право. Позже Конституция БССР неоднократно менялась.

Конституция практически полностью соответствовала российской конституции 1918 года.

Как писали белорусскую Конституцию?

14 апреля 1978 года, вслед за принятием новой Конституции СССР 1977 года, была принята новая Конституция БССР.

Ст. 69 Конституции БССР сохраняла право БССР на свободный выход из состава СССР.

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах её территории, правомочность её законов, независимость республики во внешних отношениях».

25 августа 1991 года Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года.

Современная редакция Конституции состоит из преамбулы, 9 разделов, в которых 8 глав и 146 статей.

  • Раздел I. Основы конституционного строя.
  • Раздел II. Личность, общество, государство.
  • Раздел III. Избирательная система. Референдум.
    • Глава 1 Избирательная система.
    • Глава 2 Референдум (народное голосование).
  • Раздел IV. Президент, парламент, правительство, суд.
    • Глава 3 Президент Республики Беларусь.
    • Глава 4 Парламент — Национальное собрание.
    • Глава 5 Правительство — Совет Министров Республики Беларусь.
    • Глава 6 Суд.
  • Раздел V. Местное управление и самоуправление.
  • Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.
    • Глава 7 Прокуратура.
    • Глава 8 Комитет государственного контроля.
  • Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.
  • Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок её изменения.
  • Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

14 апреля 1978 года, вслед за принятием новой Конституции СССР 1977 года, была принята новая Конституция Белорусской ССР.

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях».

25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.

Состоит из 9 разделов.

  • Раздел I. Основы конституционного строя.
  • Раздел II. Личность, общество, государство.
  • Раздел III. Избирательная система. Референдум.
    • Глава 1 Избирательная система
    • Глава 2 Референдум (народное голосование)
  • Раздел IV. Президент, парламент, правительство, суд.
    • Глава 3 Президент Республики Беларусь
    • Глава 4 Парламент – Национальное собрание
    • Глава 5 Правительство – Совет Министров Республики Беларусь
    • Глава 6 Суд
  • Раздел V. Местное управление и самоуправление.
  • Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.
    • Глава 7 Прокуратура
    • Глава 8 Комитет государственного контроля
  • Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь.
  • Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок её изменения.
  • Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

От диктатуры к Республике. Как менялся Основной закон страны

— Была одна страна, БССР, а стала другая — Республика Беларусь. Как возникла идея о новой Конституции?

— К началу 90-х годов прошлого столетия Советский Союз как многонациональная федерация дал трещину и стал разваливаться. В этот период многие республики заявили о том, что хотят быть независимыми государствами. Сначала Прибалтика, после Грузия, Армения, Азербайджан и, наконец, Россия (о чем было объявлено в Декларации о суверенитете России 12 июня 1990 г.). После этого и БССР стала задумываться, как жить дальше. Фракция БНФ в Верховном Совете XXII созыва, состоящая из тридцати с лишним депутатов, инициировала принятие Декларации о независимости БССР. Эта инициатива получила поддержку парламентариев, и такой документ был принят 27 июля 1990 г.

Белорусская ССР провозглашалась суверенным государством. При этом закреплялись принципы организации органов власти, объявлялось, что белорусское государство будет строиться на национальной основе с признанием белорусского языка в качестве государственного. В последней статье этой декларации говорилось о необходимости подготовки новой Конституции страны.

— Давайте уточним, по какой Конституции жила наша страна до этого?

— У каждой республики Советского Союза была своя Конституция, основанная на «союзной Конституции» в редакции 1977 г. В Белоруссии (так называлась тогда Белорусская ССР) действовала Конституция 1978 г. Она слово в слово повторяла положения Конституции СССР, называя БССР социалистическим общенародным государством, которое якобы выражает волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции. Формально государственная власть принадлежала Советам депутатов, а на деле осуществлялась единственной партией (КПСС). На территории БССР действовал ее филиал — КПБ. Само собой разумеется, что большинство депутатов Верховного Совета того времени были коммунистами, а значит, приводными ремнями партии в республике.

— И работа над ней сразу началась?

— Именно так. В группу разработчиков вошли депутаты, юристы, прочие эксперты. Желающих было так много, что сформировались целых две рабочие группы по подготовке проекта Конституции. Первая — так называемая «старая гвардия», состоявшая из юристов старой школы. Ее главой стал Василий Шолодонов, занимавший должность заместителя председателя Верховного Совета. Вторую группу («молодежь») возглавил и объединил Виктор Гончар, который на тот момент являлся депутатом парламента. Я оказался в составе этой группы. Мы периодически собирались для обсуждений, предлагали свои варианты. Потом наши наработки систематизировал Виктор Гончар. В дальнейшем была сформирована общая группа разработчиков, которая занималась подготовкой окончательного текста.

— Какие моменты проекта Конституции вызывали наибольшие споры? Что изменилось в процессе разработки?

— Труднее всего было сформулировать положения о новой системе власти. Понятно, что должны были остаться парламент, правительство, суды. Однако возникли расхождения относительно порядка формирования судов. Что касалось высших судов, то по советской традиции они избирались парламентом. В отношении нижестоящих судов вопрос остался открытым, поскольку предполагалось ввести должность президента и отнести к его полномочиям назначение всех остальных судей.

— После 1994 года Конституция испытала несколько преобразований. Могли бы вы рассказать, как и почему они осуществились?

— Первый президент принес присягу на верность Конституции под бело-красно-белым флагом и гербом «Погоня». Однако в марте 1995 года Александр Лукашенко выступил с инициативой проведения референдума, направленного против национальных символов белорусского государства и на придание русскому языку статуса государственного наряду с белорусским. Александр Лукашенко также предложил поддержать курс на экономическую интеграцию с Российской Федерацией. Помимо этого, он хотел получить право распускать парламент — Верховный Совет.

Такая инициатива была воспринята многими депутатами Верховного Совета негативно. Тем более что президент предлагал провести референдум одновременно с очередными выборами в Верховный Совет Республики Беларусь.

11 апреля 1995 г. при обсуждении этого вопроса депутаты от партии БНФ выступили против назначения референдума. При первом голосовании три из четырех предложенных главой государства вопросов не получили поддержки большинства. Президент настаивал на повторном голосовании, депутаты ответили, что в этом случае они объявляют бессрочную забастовку прямо в здании Верховного Совета. Они так и поступили. Ночью в здание парламента были введены воинские формирования и неизвестные лица в балаклавах. Голодающих депутатов с применением силы выдворили из Овального зала. На следующий день их с применением силы не пустили на свои рабочие места. В тот же день было проведено повторное голосование по вопросу о назначении референдума и большинством голосов решение было принято.

— На ваш взгляд, какие принципиальные изменения произошли на конституционном уровне с 1994 года?

— Во-первых, президент стал главным должностным лицом в стране. В его руках сосредоточены основные властные полномочия.

Во-вторых, парламент перестал выполнять функции органа представительной, законодательной и контрольной власти. Его депутаты не выражают и не защищают интересы своих избирателей. Свои законопроекты депутаты не готовят, а обсуждают и утверждают то, что им дают «со стороны». Каких-то контрольных функций депутаты не осуществляют, что особенно видно по последним событиям.

До сих пор идут жаркие споры, когда земли Беларуси обрели Основной закон. Произошло это с принятиями трех Статутов ВКЛ в XVI в.? 3 мая 1791 г., когда приняли первую в Европе Конституцию — Конституцию Речи Посполитой? Или в 1918 г., когда попытались принять Конституцию БНР? Оставим эти споры историкам.

Первая белорусская Конституция появилась после установления Советской власти. Ее приняли 3 февраля 1919 г. на I съезде Советов Социалистической Советской Республики Белоруссия (ССРБ).

Первым пунктом Конституция ССРБ устанавливала в стране власть Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Вторым пунктом шла задача уничтожения «всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах». Отменялась частная собственность на землю, а весь земельный фонд становился общегосударственным достоянием. Как и все леса, недра и воды, «а равно весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия».

Эта Конституция была революционной. В ней прописывались всеобщая трудовая повинность и жизнь по лозунгу: «не трудящийся да не ест». «В целях уничтожения паразитических слоев общества» декларировались вооружение трудящихся и полное разоружение имущих классов, образование социалистической Красной Армии и всеобщая воинская повинность. Все, чтобы не допустить антисоветского реваншизма.

Как писали первую белорусскую Конституцию?

Переход к мирной жизни после войн и революций потребовал уточнения Основного закона. Тем более что на карте мира появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Республиканские Конституции требовали унификации. 11 апреля 1927 г. принята новая Конституция БССР.

Ее основу составила старая «революционная» Конституция. Все также декларировалось что она «имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти», а также что власть принадлежит Совету. Но в статье 4 уже говорилось о том, что БССР является частью страны Советов. Общее руководство «линией партии» делегирует единому центру. Именно Москва принимает решения по международным делам, общем экономическом развитии, едином законодательстве, по которому будут жить все республики Союза. Все, что касается непосредственно жизни БССР, решалось в самой Беларуси. Однако согласно ст. 4 Конституции СССР за БССР сохранялось право свободного выхода из Союза.

Новую Конституцию СССР, принятую 5 декабря 1936 г., называют сталинской или Конституцией победившего социализма. В ее предварительном обсуждении приняли участие более 75 млн жителей всего Советского Союза. Проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях, народ внес 1,5 млн предложений, дополнений и поправок. 19 февраля 1937 г. на ее основе принята Конституция БССР, состоящая из 11 разделов и 122 статей.

Главными изменениями стали передача законодательной власти от Съезда Верховному Совету. Верховный Совет БССР избирается гражданами БССР по избирательным округам сроком на 4 года, исходя из нормы один депутат на 20 тыс. населения. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти становился Совет Народных Комиссаров БССР.

В отличие от предыдущих Конституций, в ней уже говорилось о многих послаблениях для населения. Вместо революционного принципа «кто не работает, тот не ест» задекларирован принцип социализма «от каждого по его способности, каждому — по его труду». Гарантировались права на труд и на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Появилось право на отдых, которое «обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха».

Произошла либерализация избирательного права. Им были наделены все граждане БССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Исключение делалось лишь для умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

Многие вздохнули спокойно, когда увидели в Конституции право на частную собственность. Разрешалось иметь в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и подсобное хозяйство на нем, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Допускалось иметь мелкое частное хозяйство «единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда». Появилось право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, право наследования личной собственности граждан.

По сталинской Конституции Советский Союз жил 40 лет. Однако еще в 1960-е стало ясно, что жизнь вносит свои коррективы и Основной закон нуждается в доработке. 4 июня 1977 г. проект Конституции вынесен на всеобщее обсуждение, в котором приняло участие 140 млн человек. Изменения внесли в 118 статей из 173! 7 октября 1977 г. текст Конституции утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

После этого 14 апреля 1978 г. приняли новый Основной закон БССР. Преамбула гласила: «В результате созидательной деятельности советского народа под руководством Коммунистической партии в СССР построено развитое социалистическое общество — общество подлинной свободы людей труда, в котором созданы могучие производительные силы, утвердились зрелые социалистические общественные отношения, неуклонно повышается благосостояние и культура народа, упрочился нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, сформировалась новая историческая общность людей — советский народ».

Конституция четко и сразу раскрыла все карты — власть в стране принадлежит Компартии. Статья 6 лишь подтверждала это: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

После развала СССР и обретения Беларусью независимости появилась необходимость принятия собственного Основного закона. 15 марта 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь. Еще дважды она совершенствовалась в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

День Конституции Республики Беларусь отмечается ежегодно 15 марта. Он содержится в перечне государственных праздников. Эта дата является рабочим днем.

Кто отмечает

В чествованиях принимают участие высокопоставленные чиновники, правоведы, деятели законодательной ветви власти Республики Беларусь. К торжествам присоединяются представители иностранных правительств, официальные лица. Праздник считают своим люди, стоявшие у истоков основного закона, а также студенты, преподаватели юридических специальностей ВУЗов.

Событие берёт начало с подписания Указа Президента РБ А. Лукашенко № 157 от 26 марта 1998 года. Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена 15 марта 1994 года, дню принятия Конституции Республики Беларусь. Документ был необходим для построения более совершенной правовой системы после провозглашения независимости страны в 1991 г. Праздник наделён статусом государственного.

17 октября 2004 года проводился референдум. Его итогом стало изъятие из основного закона положения об ограничении избрания одного лица президентом более чем на два срока подряд. Подобное событие проводилось в 1996 г. Результаты обоих волеизъявлений некоторые наблюдатели и специалисты считают сфальсифицированными.

Исходная редакция Конституции 1994 года во многом была схожа с официальным проектом того же документа Российской Федерации от 1993 г.

Современная версия состоит из преамбулы, 9 разделов. Они содержат 8 глав и 146 статей.

Прообразами современных учредительных документов принято считать законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах.

История Беларуси насчитывает пять Конституций: 1919, 1927, 1937, 1978, 1994 годов.

Фототчёт

Можно привести и курьезный случай, который имел место при обсуждении статьи 23 проекта Конституции. Данная статья предусматривала при определенных обстоятельствах возможные (допустимые) случаи ограничения прав и свобод граждан. При голосовании указанная статья проекта в Верховном Совете была «провалена». Ее автору вместе с некоторыми другими депутатами-юристами пришлось разъяснять своим коллегам, что указанная выше норма статьи 23 Конституции, по существу, повторяет аналогичную норму Всеобщей декларации прав человека, которая в свое время была ратифицирована Республикой Беларусь. Лишь после этого, при повторном голосовании, эта статья получила необходимое количество голосов в Овальном зале парламента.

В статье 1 проекта Конституции было записано, что Республика Беларусь — правовое государство. Автор данной статьи предлагал своим коллегам (депутатам Верховного Совета) не выдавать желаемое за действительное. Поэтому предлагалось изложить данную норму законопроекта в следующей редакции: «Республика Беларусь стремится к построению правового государства». Однако многие депутаты искренне верили, что правовое государство может быть построено в нашей республике через два-три года. Прав немецкий мыслитель Иоганн Гете, который в свое время заявил, что между провозглашением идеи и ее реализацией — дистанция огромного размера…

— В чем заключалось противостояние депутатов и председателя Верховного Совета?

И в заключение хотелось бы отметить, что это первая в истории нашего государства Конституция, которая на высшем законодательном уровне закрепила идею правового государства как базовую ценность нашего общества.

В Основном Законе содержится также немало и других конституционных ценностей (разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; создание Конституционного Суда Республики Беларусь).

Исторический шаг. Как 25 лет назад в Беларуси принимали Конституцию

Нововведения:

На референдум вынесен единственный вопрос: «Разрешаете ли Вы первому Президенту Рес­публики Беларусь Лукашенко А. Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Респуб­лики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Что произошло

По итогам референдума из Конституции было изъято положение, ограничивающее право одного лица избираться президентом более чем на два срока.

Карты «Кур’ера» — отличный подарок коллегам на 8 Марта
До 8 Марта осталось меньше двух недель. Если вы придумали, что подарить
девушкам-коллегам, — здорово. Если нет — мы готовы прийти на помощь.
Карта «Кур’ера» — подарок бюджетный и практичный. Вы подарите девушкам возможность совершать выгодные покупки. С помощью нашей карты они могут получить скидки у 35 партнёров (кафе, салоны красоты, магазины одежды, бьюти-услуги и другие).

КСТАТИ. В прошлом году одно слуцкое предприятие купило своим сотрудницам более 20 карт женского проекта Lampa (аналог карты «Кур’ера»).

Купить карты можно в редакции: ул. Ленина, 128.
Если остались вопросы — звоните:
(8044) 540 29 39, (8033) 318 99 30.
Стоимость карты — 7 рублей.
Срок действия — по 31 декабря 2021 года.

  • перетяжка мягкой мебели
  • ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
  • полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
  • реставрация и восстановление деревянных конструкций,
  • изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
  • работа со сложными моделями мебели.

Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49

Сайт: ditman.kraj.by

День Конституции Республики Беларусь отмечается ежегодно 15 марта. Он содержится в перечне государственных праздников. Эта дата является рабочим днем.

Кто отмечает

В чествованиях принимают участие высокопоставленные чиновники, правоведы, деятели законодательной ветви власти Республики Беларусь. К торжествам присоединяются представители иностранных правительств, официальные лица. Праздник считают своим люди, стоявшие у истоков основного закона, а также студенты, преподаватели юридических специальностей ВУЗов.

17 октября 2004 года проводился референдум. Его итогом стало изъятие из основного закона положения об ограничении избрания одного лица президентом более чем на два срока подряд. Подобное событие проводилось в 1996 г. Результаты обоих волеизъявлений некоторые наблюдатели и специалисты считают сфальсифицированными.

Исходная редакция Конституции 1994 года во многом была схожа с официальным проектом того же документа Российской Федерации от 1993 г.

Современная версия состоит из преамбулы, 9 разделов. Они содержат 8 глав и 146 статей.

Прообразами современных учредительных документов принято считать законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах.

История Беларуси насчитывает пять Конституций: 1919, 1927, 1937, 1978, 1994 годов.

Статья 1. Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.

Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Статья 13. Собственность может быть государственной и частной.

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпри��имательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Номер документа: 2875
Дата принятия: 15/03/1994
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 27/11/1996
Органы эмитенты: Парламент

В соответствии со статьей 141 Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме (настоящая Конституция), вступает в силу со дня ее опубликования — с 5 января 1999 года, за исключением:

— ее отдельных положений, вступающих в силу в сроки, установленные настоящей Конституцией.

Текущая редакция принята: 17/10/2004

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О практике рассмотрения судами споров, связанных с воспитанием детей»

Закон Республики Беларусь «О государственных секретах»

Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь»

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь «О соответствии Конституции Республики Беларусь Постановления Верховного Совета Республики…»

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства»

Закон Республики Беларусь «О толковании части первой статьи 143 Конституции Республики Беларусь»

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь «О соответствии пункта 3 раздела III «Заключительные положения» Закона от 17 мая 1997 года…»

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь «О соответствии Конституции примечания к статье 177 Уголовного Кодекса Республики Беларусь»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года №530»

Декрет Президента Республики Беларусь «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады…»

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам части второй…»

Закон Республики Беларусь «О языках в Республике Беларусь»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь «О толковании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь от 11 октября 1995 года…»

Закон Республики Беларусь «О культуре в Республике Беларусь»

Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»

Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»

Закон Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов»

Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь»

Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах»

Закон Республики Беларусь «О Вооруженных силах Республики Беларусь»

Закон Республики Беларусь «Об обороне»

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь «О соответствии Конституции статьи 2 Закона «О соотношении актов Верховного Совета Республики…»

Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»

Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»

Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях»

Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные…»

Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»

Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре»

Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»

Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте»

Закон Республики Беларусь «О статусе Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества…»

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»

Заполнить анкету


Заполнить анкету по табакокурению

Будут ли изменять Основной закон или нет — покажет время, но одно можно сказать с уверенностью: пока у власти находится действующий президент, какие-либо серьёзные преобразования на конституционном уровне в стране не предвидятся. Ведь текущее законодательство во многом обеспечивают: во-первых, суверенитет Беларуси и её территориальную целостность, во-вторых, правопорядок и спокойствие, которые в нашей стране находятся на достаточно высоком уровне (Беларусь входит в десятку стран с самой низкой преступностью). Таким образом встанет вопрос: насколько граждане Беларуси захотят изменять существующее положение дел? А ведь именно референдумом, т.е. прямым волеизъявлением народа вносятся кардинальные изменения в конституцию.

Первый этап развития РБ подразумевает под собой формирование новой системы управления и образование органов власти, ведь с распадом СССР появилась необходимость пересмотра всех существующих нормативных актов, так как у республики заметно расширились полномочия и действия. В центре всего управления встал БССР, на основе чего сформировали собственную законодательную базу.

Следующий же этап развития подразумевал под собой изменения в конституционном законодательстве. В 1991 году смогли принять ряд важных законопроектов, в том числе, в сфере сельского хозяйства, фермерского, инвестиционной деятельности, милиции, образовании и так далее.

  • Čeština
  • Deutsch
  • Español
  • Français
  • Italiano
  • Nederlands
  • Polski
  • Português
  • Türkçe
  • Norsk
  • Svenska
  • Dansk
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Română
    • Previous article
    • Next article

    Беларусь приняла свою первую временную конституцию через несколько месяцев после провозглашения независимости от Российской империи 11 октября 1918 года.

    В 1919 году, после оккупации страны российскими большевиками, Беларусь стала Советской республикой (СССР) , и была принята новая конституция. Беларусь продолжала использовать эту конституцию до тех пор, пока она — вместе с Россией, Украиной и Закавказьем — не подписала договор об образовании Советского Союза . В настоящее время Белорусская Советская Социалистическая Республика (Белорусская ССР) страна приняла свою первую конституцию советской эпохи в 1927 году, дополняющую недавно принятую советскую конституцию . После повторного принятия в 1937 году Белорусская ССР приняла свою последнюю конституцию советского периода в 1978 году, главным образом для отражения изменений, внесенных в советскую конституцию 1977 года.

    В преамбуле Конституции Беларусь берет на себя ответственность за свою судьбу как член международного сообщества. Для выполнения этой обязанности правительство обязуется продемонстрировать «приверженность общечеловеческим ценностям, опираясь на неотъемлемое право на самоопределение», которое «подкреплено многовековой историей развития белорусской государственности». Беларусь также обязуется уважать права и свободы своих граждан и поддерживать стабильное правительство, управляемое людьми и основанное на верховенстве закона .

    Раздел первый состоит из статей с 1 по 20. Они запрещают суверенную , многопартийную представительную демократию, управляемую народом Беларуси, который формирует свою собственную внешнюю политику. Раздел первый также устанавливает, что государство защищает права и свободы своих граждан, но содержит оговорку, что гражданин Беларуси «несет ответственность перед государством за неукоснительное выполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

    Само правительство имеет систему сдержек и противовесов для каждой ветви власти, но все ветви должны быть независимы от влияния других ветвей. Правительство уполномочено принимать законы в соответствии с положениями Конституции, которые оно должно соблюдать. Если законы не соответствуют Конституции, они могут быть признаны недействительными. Сами законы подчиняются международному праву, и Беларусь готова «признать верховенство общепризнанных принципов международного права и обеспечить соответствие своих законов этим принципам».

    Территория Беларуси разделена на отдельные регионы , называемые областями . Области далее делятся на районы, которые, в свою очередь, делятся на города. Конституция также позволяет создавать особые регионы, которые должны контролироваться законодательством. Гражданам Беларуси также обещают защиту и спонсорство, независимо от того, находятся ли они в границах Беларуси или за границей. За некоторыми исключениями, лицам, не имеющим гражданства, и иностранцам в соответствии с Конституцией предоставляются те же статус и права, что и гражданам Беларуси. Беларусь также имеет право предоставлять убежище тем, кто подвергался преследованиям из-за своего этнического происхождения, политической идеологии или религиозной принадлежности.

    Конституция также устанавливает белорусский и русский языки в качестве официальных языков страны, заявляет о нейтралитете и нераспространении ядерного оружия , принимает национальные символы и устанавливает Минск в качестве столицы (ранее Минск был столицей Белорусской Советской Социалистической Республики ).

    Раздел третий состоит из двух глав, посвященных организации и проведению выборов. Первая глава посвящена белорусской избирательной системе, а вторая — организации общенациональных референдумов .

    В Беларуси право голоса на выборах и плебисцитах распространяется на лиц старше восемнадцати лет. Во время выборов и плебисцитов гражданин может голосовать или не голосовать без каких-либо последствий со стороны правительства. Конституция описывает два метода предотвращения голосования гражданином. Во-первых, суд может издать постановление о том, что гражданин не обладает умственными способностями понимать и голосовать. Во-вторых, лицо, содержащееся под стражей или заключенное в тюрьму во время выборов, не может голосовать. В Конституции ничего не говорится об избирательных правах тех, кто отбыл срок тюремного заключения, и не говорится о том, как эти граждане получают свои права обратно.

    Национальные референдумы или плебисциты — это выборы, в ходе которых граждане могут определить, может ли конкретный правовой текст стать официальным законом или нет. Для этого должно быть выполнено одно из следующих условий: президент желает провести одно, обе палаты Национального собрания просят провести одно, или граждане ходатайствуют об этом. Если Национальное собрание требует проведения плебисцита, необходимо большинство в обеих палатах, чтобы он был официальным. Если граждане запрашивают плебисцит, они должны собрать 430 000 подписей от имеющих право голоса избирателей по всей стране. Кроме того, петицию должны подписать более 30 000 человек из каждого региона, в том числе из столицы Минска. При выполнении любого из условий президент должен издать указ, устанавливающий дату общенационального плебисцита. Плебисцит должен состояться менее чем через три месяца после подписания указа. Местные города могут проводить собственные плебисциты, если об этом попросят десять процентов местного населения.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.