Правила обращения за пенсией назначения пенсии и перерасчета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обращения за пенсией назначения пенсии и перерасчета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения за страховой пенсией, в том числе фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), долей страховой пенсии по старости, накопительной пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим) (далее — пенсия), рассмотрения этих обращений, определяют порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях»), Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (далее — Федеральный закон «О накопительной пенсии»), Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

2. Действие настоящих Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане), имеющих право на пенсию.

3. Граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее — установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее — заявитель).

4. Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.

Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в том числе с учетом места подачи указанного заявления отдельными категориями граждан в соответствии с пунктами 9 и 12 настоящих Правил, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее — в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также дополнительного увеличения повышений фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», граждане, проживающие в сельской местности, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в целях увеличения размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению в связи с проживанием в указанных районах (местностях) в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 15, пунктом 3 статьи 16, пунктом 4 статьи 17, пунктом 7 статьи 17.1, пунктом 5 статьи 17.2, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», заявление о назначении пенсии подают в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в указанных районах (местностях). (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

5-8. Пункты утратили силу. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

20. При приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

б) изготавливает копии документов, поступивших для установления пенсии на бумажном носителе, и (или) переводит такие документы в электронную (цифровую) форму, и заверяет их; (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

в) оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

г) регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

20.1. В случае подачи гражданином заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую, заявления о назначении другой пенсии в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, не осуществляющий ему выплату пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет действия, предусмотренные подпунктами «а», «б», «г» пункта 20 настоящих Правил (с указанием в уведомлении о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, даты приема заявления, перечня документов, представленных заявителем, сведений о пересылке заявления и документов, представленных заявителем, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии гражданину) и подпунктом «ж» пункта 22 настоящих Правил, пересылает, в том числе в электронной форме, заявление и документы, представленные заявителем, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии гражданину, не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии гражданину, производит действия, предусмотренные подпунктами «в», «г» пункта 20 настоящих Правил (с указанием в уведомлении о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, даты приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющим выплату пенсии гражданину, перечня недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечня недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе), подпунктами «а» — «е», «з» пункта 22 настоящих Правил. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

Заявитель представляет недостающие документы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему выплату пенсии. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

47. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без истребования от пенсионера заявления при наступлении обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в качестве оснований для уменьшения размера пенсии.

48. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

49. Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

В случае переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлен более высокий районный коэффициент, в сельскую местность, в районы с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в другие районы с тяжелыми климатическими условиями, требующими дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в которых установлен более высокий районный коэффициент, заявление о перерасчете размера пенсии по соответствующему основанию подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания). (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 28.01.2019 N 43н)

50. Днем приема заявления о перерасчете размера пенсии является день обращения за пенсией, указанный в пунктах 25 — 28 настоящих Правил.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает заявление о перерасчете размера пенсии с представленными документами, необходимыми для такого перерасчета, направляет уведомление о приеме заявления о перерасчете размера пенсии и документов, представленных для перерасчета размера пенсии, приостанавливает срок рассмотрения заявления в порядке, предусмотренном пунктами 29, 30, 34 настоящих Правил для приема заявления о назначении пенсии с представленными для ее назначения документами, направления уведомления о приеме заявления о назначении пенсии, приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии.

51. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет и по инвалидности граждан из числа космонавтов в связи с установлением I группы инвалидности, достижением пенсионером возраста 80 лет может быть произведен без подачи дополнительного письменного заявления, если в заявлении о назначении ему пенсии, заявлении о переводе с одной пенсии на другую было зафиксировано согласие заявителя на осуществление перерасчетов его пенсии при наступлении впоследствии указанных обстоятельств. В этих случаях датой приема заявления о таком перерасчете считается день вынесения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы решения об установлении I группы инвалидности и день достижения пенсионером возраста 80 лет.

52. Заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми для перерасчета размера пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые заявитель представил по собственной инициативе.

Приказ Минтруда РФ от 17.11.2014 N 884Н

63. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

64. Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установления пенсии, является решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о проведении проверки.

65. Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться путем камеральной проверки, путем выездной проверки, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства — участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

66. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по факту необоснованной выдачи документов (представления сведений), а также представления документов (сведений), необходимых для установления пенсии, содержащих недостоверные сведения, принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсия по возрасту назначается и мужчинам, и женщинам по достижении 60 лет.

До достижения этого возраста, право на пенсию по возрасту при наличии соответствующего страхового стажа имеют женщины 1961 года и старше после достижения ими такого возраста:

  • 55 лет — родившиеся по 30 сентября 1956 включительно;
  • 55 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957;
  • 56 лет — родившиеся с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957;
  • 56 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958;
  • 57 лет — родившиеся с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958;
  • 57 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959;
  • 58 лет — родившиеся с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959;
  • 58 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960;
  • 59 лет — родившиеся с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960;
  • 59 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961;
  • 60 лет — родившиеся с 1 апреля 1961 по 31 декабря 1961 года.

Право на назначение досрочной пенсии по возрасту имеют:

  1. лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), диспропорциональные карлики — после достижения мужчинами 45 лет, женщинами 40 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин;
  2. лица с инвалидностью по зрению I группы — слепые и лица с инвалидностью с детства I группы — по достижении мужчинами 50 лет, женщинами 40 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет у мужчин и не менее 10 лет у женщин;
  3. женщины, родившие пятерых или более детей и воспитавшие их до шестилетнего возраста, матери лиц с инвалидностью с детства, воспитавшие их до указанного возраста, — по достижении 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет. При этом к числу лиц с инвалидностью с детства относятся также дети с инвалидностью в возрасте до 16 лет. По выбору матери или в случае ее отсутствия, если воспитание пятерых или более детей или ребенка с инвалидностью осуществлялось отцом, ему назначается досрочная пенсия по возрасту по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет;
  4. военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, полицейские, участвовавшие в боевых действиях, в антитеррористической операции в районах ее проведения, в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях в районах их осуществления, а также те, которым установлена ​​инвалидность вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, жены (мужья), если они не вступили в повторный брак, и родители военнослужащих, умерших (погибших) в период прохождения военной службы (выполнения служебных обязанностей) либо после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, заболевания, связанного с пребыванием на фронте, ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, выполнением интернационального долга или непосредственном участием в антитеррористической операции в районах ее проведения, лица, которым предоставлен статус участника боевых действий, лица с инвалидностью вследствие войны, лица из числа резервистов и военнообязанных, которым предоставлен статус участника боевых действий, — после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин;
  5. жены (мужья), если они не вступили в повторный брак, дети, ставшие лицами с инвалидностью до достижения совершеннолетия, и родители, которым предоставлен статус лица, на которое распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» , согласно абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 10 указанного Закона — после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин

Право на пенсию за выслугу лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений, предприятий и коллективов при наличии стажа творческой деятельности от 20 до 35 лет по перечню и в порядке, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается при увольнении с работы, дающей право на такую пенсию.

Для того чтобы правильно рассчитать пенсию, нужно использовать формулу.

Размер пенсии по возрасту определяется по такой формуле:

П = Зп ⋅ Кс, где:

П — размер пенсии, в гривнах;

Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица, определенная в соответствии со статьей 40 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с которой исчисляется пенсия, в гривнах;

Кс — коэффициент страхового стажа застрахованного лица, определенный в соответствии со статьей 25 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Заработная плата (доход) для исчисления пенсии определяется по формуле:

Зп = Зс х (Ск: К), где

Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнах;

Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Временно, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, заработная плата (доход) для назначения пенсии определяется из средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2016 и 2017 годы;

Ск — сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 + … + Кзn)

К — страховой стаж за месяцы, учтенные для определения коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица.

Коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица за каждый месяц страхового стажа, который учитывается при исчислении пенсии, определяется по формуле:

Кз = Зв: Зс, где:

Кз — коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица;

Зв — сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, с которой уплачены страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода);

Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии, за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода), а в случае единовременной уплаты единого взноса в соответствии с частью пятой статьи 10 Закона Украины «о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» — за месяц, в котором заключен договор о добровольном участии.

Коэффициент страхового стажа, который применяется для исчисления размера пенсии, определяется с округлением до пяти знаков после запятой по формуле:

Кс= (См*Вс)/(100%*12), где:

Кс — коэффициент страхового стажа;

См — сумма месяцев страхового стажа;

Вс — величина оценки одного года страхового стажа (в процентах). За период участия в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования величина оценки одного года страхового стажа равняется 1%.

Как начисляется пенсия в Украине:

Для исчисления пенсии учитывается заработная плата (доход) за весь период страхового стажа начиная с 1 июля 2000 года. По желанию пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами или в случае, если страховой стаж начиная с 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев, для исчисления пенсии также учитывается заработная плата (доход) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд по 30 июня 2000 года независимо от перерывов.

В случае если страховой стаж составляет менее 60 календарных месяцев, учитывается заработная плата (доход) за фактический страховой стаж.

По выбору лица, обратившегося за назначением пенсии, из периода, за который учитывается заработная плата (доход) для исчисления пенсии, исключаются периоды до 60 календарных месяцев страхового стажа, с учетом любых периодов независимо от перерывов, включаемых в страховой стаж, при условии, что указанные периоды в сумме составляют не более 10 процентов продолжительности страхового стажа, учтенного в одинарном размере. Дополнительно по желанию лица могут быть исключены периоды срочной военной службы, учебы, ухода за лицом с инвалидностью I группы или ребенком с инвалидностью в возрасте до 16 лет, за пенсионером, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2005 года, а также периоды, когда лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с пунктами 7, 8 и 9 статьи 11 Закона «об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Оформление и назначение пенсии в 2020 году

Пенсионное законодательство Украины представлено целым рядом законов и подзаконных нормативных актов.

Основные законы в сфере пенсионного обеспечения:

  • ЗУ «О пенсионном обеспечении»
  • ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
  • ЗУ «О негосударственном пенсионном обеспечении»
  • ЗУ О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц»
  • ЗУ «О статусе и социальной защите лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»
  • ЗУ «О государственной службе»
  • ЗУ «О научной и научно-технической деятельности»
  • ЗУ «О пенсиях за особые заслуги перед Украиной»
  • ЗУ «О повышении престижности шахтерского труда» и другие

Основные подзаконные нормативные акты в сфере пенсионного обеспечения:

  • Постановление КМУ от 24 июня 2016 № 461 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях»
  • Постановление КМУ от 12 августа 1993 № 637 « Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней»
  • Постановление правления ПФУ № 22-1 от 25.11.2005 «Об утверждении Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины» Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»

Постановление правления ПФУ от 03.11.2017 № 26-1 «О порядке оформления, изготовления и выдачи документов, подтверждающих назначение лицу пенсии» и другие.

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

  • «Про затвердження форми одноразової (спеціальної) добровільної декларації та Порядку її подання», наказ Мінфіну України від 02.08.2021 № 439
  • Оновлено довідники податкових пільг №104/1 та 104/2 (станом на 01.07.2021)
  • «Щодо строків виплати заробітної плати», лист Мінсоцполітики України від 23.07.2018 № 1305/0/101-18/28

Все документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Каждый, кто оформлял пенсию, наверняка задавался вопросом, а правильно ли ему ее насчитали. Как говорят в Пенсионном фонде, для этого нужно проверить, все ли учтены параметры, исходя из которых и была рассчитана выплата, то есть зарплата и стаж.
Сведения о порядке исчисления страхового стажа и заработка, которые взяты за основу при определении размера пенсии, можно получить из распоряжения о назначении (перерасчете) пенсии.
Именно из него можно узнать все периоды стажа, которые учтены при исчислении пенсии. В частности, если в пенсионное дело внесены все данные о стаже (на основании трудовой книжки, уточняющих справок о стаже, документов об обучении, о службе и других периодах работы (деятельности), то стаж при исчислении пенсии должен быть учтен в полной мере.
То же касается и заработной платы. Необходимо проанализировать, все ли месяцы заработка учтены при исчислении пенсии и соответствуют ли данные о заработке, полученные при исчислении пенсии, данным, указанным в справке о заработке. В первую очередь, указанные предостережения касаются заработка за любые 60 календарных месяцев до 30 июня 2000 года.
Заработок, начиная с 1 июля 2000 года, который берется в расчет на основании данных из системы персонифицированного учета, что ведется Пенсионным фондом Украины, будет учитываться при исчислении пенсии в размере, на который начислен единый взнос (сбор на пенсионное страхование). В распоряжении о назначении (перерасчете) пенсии будут отражены данные о величине коэффициента заработной платы и показатель средней заработной платы в Украине, примененные при исчислении пенсии. Здесь же будет отображаться информация об оптимизации заработка, то есть исключение из периода, за который учитывается заработная плата (доход), невыгодного периода до 60 календарных месяцев страхового стажа подряд, но не более 10 процентов продолжительности страхового стажа, исчисленного в одинарном размере.
Чтобы получить всю информацию о порядке исчисления страхового стажа и заработка, которые взяты за основу при определении размера пенсии, нужно обратиться в Пенсионный фонд за выпиской из распоряжения о назначении (перерасчете) пенсии. Это можно сделать и в электронном виде, если вы зарегистрированы на сайте Пенсионного фонда.

Оформление и назначение пенсии в 2020 году: важная информация

Согласно отечественному законодательству, существуют несколько видов перерасчета пенсии: индивидуальный перерасчет, перерасчет пенсий в связи с изменением прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, и индексация пенсий.
Индивидуальные перерасчеты пенсий осуществляются пенсионерам:

  • которые после назначения пенсии продолжали работать (часть 4 статьи 42 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»);
  • изъявившим желание перейти с одного вида пенсии на другой;
  • предоставившим документы о стаже, заработке, которые не были учтены при исчислении пенсии;
  • имеющим право на повышение размера пенсий по другим основаниям (установление надбавок, повышений и т. п.).

Начнем с работающих пенсионеров. Через каждые два отработанных года работающий пенсионер имеет право на перерасчет своей пенсии. Раньше для этого нужно было обращаться в Пенсионный фонд, теперь это обещают делать в автоматическом режиме.
— В Законе «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» было предусмотрено еще с начала его действия (с 2004 года), что каждые два года работающие пенсионеры могут обратиться с заявлением к нам и сделать перерасчет с добавлением того стажа, который человек отработал с предыдущего перерасчета, — рассказали в Пенсионном фонде. — Некоторые люди воспользовались этой возможностью, но есть и те, кто не знал об этом. Теперь же с 1 апреля каждого года, начиная с 2018-го, будет проведен такой перерасчет тем, кто имеет право на его проведение, но не обратился в фонд. Мы самостоятельно, без обращений пенсионеров, определим по базе данных персонифицированного учета, кто работал, чей заработок или стаж не учтен в размере пенсии, и проведем такой перерасчет с 1 апреля.
После реформы в Украине по-прежнему остались несколько видов пенсий, которые можно разделить на спецпенсии, рассчитывающиеся по специальным законам, и так называемые трудовые пенсии, которые назначаются на обычных основаниях.
При этом государство старается, чтобы как можно больше людей отказались от спецпенсий и перешли на обычную пенсию. Для этого в результате реформы осовременили трудовые пенсии, а по спецпенсиям никаких изменений не произошло.
Кроме того, для обычных работающих пенсионеров убрали ограничения по размеру выплат, а для спецпенсий оставили.
— Если чиновник получает пенсию и продолжает работать на госслужбе, то его размер пенсии будет не 60 процентов его оклада, как было назначено, а вычислен согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». У кого как получится — в зависимости от страхового стажа и заработной платы.
Также в Пенсионном фонде говорят, что любой пенсионер, который получает спецпенсию, может прийти в отделение Пенсионного фонда и пересчитать свою пенсию по обычной формуле. Если она будет выше, то ему выгоднее перейти на общую систему начисления пенсий.

Бывают случаи, что человек после начисления пенсии нашел недостающий стаж. Например, он работал на временно оккупированных территориях и не смог вовремя получить документы за тот период. Если он смог доказать, что какой-то его стаж по объективной причине выпал из рассмотрения, то вправе обращаться за перерасчетом.
К тому же, по нынешнему законодательству, страховой стаж можно докупить. Эксперты говорят, что его целесообразно будет докупать тем, у кого имеющийся стаж не дает права на пенсию. Скажем, если у человека к 60 годам до необходимого минимума не хватает нескольких месяцев, их имеет смысл докупить, чтобы получать пенсию именно с 60 лет, а не с 63.
На сегодня, если человек не работает и не является застрахованным лицом, он может покупать страховой стаж, выплачивая 44% от минимальной заработной платы за каждый месяц. То есть в этом году сумма составит 2078 гривен (0,44 х 4723 гривны). При этом, если вы докупаете стаж за прошлые годы, то эта сумма не меняется.
***
В распоряжении о назначении (перерасчете) пенсии указывается продолжительность страхового стажа (например, 37 лет, 4 месяца 28 дней) и коэффициент стажа, который применен при исчислении пенсии (соответственно 0,37333).

Иногда при плановом перерасчете пенсий пенсионеры жалуются, что им не пересчитали размер ежемесячной выплаты. Как говорят специалисты Пенсионного фонда, для отдельных категорий пенсионеров размер пенсионного обеспечения после повышения прожиточного минимума остается без изменений.
Это касается лиц, в составе пенсионной выплаты которых отсутствуют составляющие, зависящие от величины прожиточного минимума, к которым относятся, в частности: основной размер пенсии; повышение пенсий детям войны; надбавки реабилитированным и членам их семей, которые принудительно переселены; ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС; надбавка на уход и тому подобное.

    Спорт > Футбол > Мировой футбол /

    Сроки оказания услуги

    29/06/2017 — Пенсионная реформа или «Как хотят обдурить «старых» пенсионеров»

    20/08/2015 — «Некоторые особенности при расчетах и работе с Пенсионным калькулятором на нашем сайте»

    20/08/2015 — Изменения в пенсионном законодательстве на 2015 год. «Что у нас плохого?..»

    13/07/2012 — Внимание. «Важно для расчета пенсии на нашем сайте!»

    12/04/2012 — Пенсионная реформа в Украине. «Досрочный выход женщин на пенсию»

    12/04/2012 — Пенсионная реформа в Украине. «Пенсия в Украине при малом стаже»

    21/03/2012 — Пенсионная реформа в Украине.»О перерасчете по новому и об осовременивании пенсий в Украине»

    16/12/2011 — Пенсионная реформа в Украине.Расчет пенсии по новому закону с 01.10.2011 года

    11/02/2011 — Как рассчитывать пенсию в Украине

    27/10/2011 — «Пенсионный калькулятор пенсионного фонда»

    30/07/2011 — «Пенсионная реформа 2011. Советы по расчету и перерасчету пенсий»

    22/06/2011 — Караул! Грабят чернобыльцев!!

    Страховые и государственные пенсии, предусмотренные Законом о страховых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении, устанавливаются и выплачиваются территориальными органами ПФР.

    Накопительная пенсия, предусмотренная Законом о накопительной пенсии устанавливается и выплачивается страховщиком — ПФР или НПФ, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением накопительной пенсии формирует пенсионные накопления в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

    Выплата пенсий, назначенных по Закону о страховых пенсиях, Закону о накопительной пенсии и Закону о государственном пенсионном обеспечении (за исключением пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих), производится в соответствии с нормами названных законов и Правилами выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм страховой пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения периода, в течение которого пенсионеру неправомерно производилась выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014г. №885н.

    Выплата пенсии, предусмотренной Законом о государственном пенсионном обеспечении, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержаний из пенсии, назначаемой в соответствии с Законом о страховых пенсиях.

    Под выплатой пенсии включая организацию доставки (далее — выплата пенсии) понимается — ежемесячное начисление территориальным органом ПФР причитающихся пенсионеру сумм пенсии, оформление документов, отражающих начисленную сумму пенсии, перечисление начисленных к доставке сумм пенсии на счет организации, осуществляющей доставку пенсии;

    Выплата страховой пенсии производится непосредственно территориальным органом ПФР в установленном размере без каких-либо ограничений за исключением случаев, когда в период получения этой пенсии пенсионеры осуществляют работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. В таком случае выплачиваются суммы страховой пенсии, а также фиксированной выплаты к страховой пенсии без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (части 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях) и корректировки размера страховой пенсии (часть 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях), имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. По окончании трудовой деятельности данная индексация и корректировка будет произведена. Факт работы пенсионера уточняется ПФР ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом пенсионеры вправе представить в ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности. Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором ПФР получены сведения о работе. При возобновлении работы после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты и корректировки размера страховой пенсии они выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы.

    Доставка пенсии — это передача начисленной суммы пенсии получателю путем зачисления сумм пенсии на счет пенсионера в кредитной организации либо путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации почтовой связи или иной организации, занимающейся доставкой пенсии.

    Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту нахождения выплатного дела на основании заявления пенсионера. При смене пенсионером места жительства выплатное дело пересылается по новому месту жительства.

    По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться уполномоченному им лицу по доверенности, выдаваемой в установленном законом порядке. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта его регистрации по месту получения пенсии.

    Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность. В случае, если пенсионер проживает в учреждении, которое является его законным представителем, доставка пенсии может осуществляться путем ее перечисления на счет этого учреждения.

    Лицу, осужденному к лишению свободы, доставка пенсии осуществляется исправительным учреждением, в котором он отбывает наказание, путем перечисления на его лицевой счет.

    Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и уведомить об этом путем подачи заявления о доставке пенсии в территориальный орган ПФР.

    Реализуя свое право на пенсию, граждане зачастую сталкиваются с нарушениями, допускаемыми органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, что приводит к возникновению споров.

    Под пенсионным спором следует понимать разногласие между сторонами материальных и тесно связанных с ними отношений процедурно-процессуального характера по вопросам: а) применения закрепленных в законе условий и норм пенсионного обеспечения; б) соблюдения порядка реализации права на пенсионное обеспечение; в) установления юридических фактов, необходимых для возникновения этих отношений; г) принятого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, решения, которое обжалуется гражданином в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение в установленном законом порядке данного обращения.

    К спорам, вытекающим из пенсионных отношений, относятся споры между гражданином и органом:

    • осуществляющим пенсионное обеспечение, по вопросам перерасчета пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала и продолжением работы после назначения пенсии, перевода пенсии с одного вида на другой, об удержании излишне выплаченной пенсии и т.п.
    • осуществляющим выплату и доставку пенсии, по вопросу изменения способа доставки пенсии и т.п.

    В случае возникновения спора, вытекающего из процедурных отношений, можно выделить споры между гражданином и:

    • органом медико-социальной экспертизы по вопросу установления инвалидности, признания лица, нуждающимся в постоянном постороннем уходе;
    • работодателем (страхователем) по поводу подтверждения стажа работы, оплаты труда, оформления и выдачи документов, необходимых для назначения пенсии, уплаты страховых взносов в предусмотренном законом размере и в установленные сроки;
    • органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по поводу рассмотрения заявления о назначении пенсии.

    В целях восстановления нарушенных пенсионных прав граждане вправе использовать все способы защиты, предусмотренные законодательством.

    Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе защита права на пенсионное обеспечение, осуществляется всеми государственными органами (часть 1 статья 45 Конституции Российской Федерации).

    К таким органам относятся не только собственно государственные органы и их должностные лица, но и органы местного самоуправления, которые организационно не входят в систему государственной власти.

    Среди органов, осуществляющих государственную защиту, следует назвать следующие:

    • Президент Российской Федерации, который согласно Конституции как глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 80 Конституции РФ);
    • органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призванные нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан;
    • Правительство РФ (подконтрольные ему федеральные министерства и иные федеральные органы, а также их территориальные органы) осуществляющее меры исполнительного характера, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод на территории всей страны;
    • судебная власть, которую осуществляют три федеральных органа судебной власти Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, Верховный Суд РФ -высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).
    • Прокуратура Российской Федерации, функцией которой является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • Уполномоченный по правам человека в РФ и в ее субъектах, призванный обеспечивать в стране гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
    • Общественная палата РФ.

    Государственная защита права граждан на пенсионное обеспечение является единственным способом защиты, в отличие от тех, достаточно широких возможностей, которые установлены нормами трудового (статья 352 ТК РФ) и гражданского (статья 12 ГК РФ) права, предусматривающих самозащиту, защиту профессиональными союзами, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, судебную защиту; признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, взыскание неустойки, убытков и т.п.

    Категории получателей

    Воспользоваться такой привилегией можно при наличии одного из нескольких условий:

    • Человек трудится во вредных или тяжелых условиях;
    • Гражданин входит в «малые списки»;
    • Такая привилегия предусмотрена для отдельных профессий, к примеру, для медиков, педагогов;
    • Заявитель имел должность летного или испытательного состава;
    • Наличие северного стажа;
    • Человек отнесен к отдельной социальной категории.

    Важно! Воспользоваться правом на досрочный выход на пенсию можно только при соблюдении требований законодательства к количеству пенсионных коэффициентов, возрасту и стажу работы.

    Государство предоставляет гражданам, имеющим группу инвалидности, при условии наличия у них стажа трудовой деятельности, трудовую пенсию по инвалидности. Выплата такого обеспечения производится даже при наличии одного дня стажа, главное, чтобы этот период работы был внесен в трудовую книжку, а работодатель уплатил все необходимые взносы в фонд.

    Перед получением такой пенсии, гражданин должен определиться, какой вид обеспечения для него более привлекателен: трудовая пенсия или социальная. В зависимости от стажа работы и количества накопленных баллов, размер этих выплат может существенно отличаться.

    Согласно закону, человек имеет право обратиться за оформлением пенсии в любой удобный для него день с момента наступления права на гособеспечение.

    Обратиться с заявлением на получение пенсии можно:

    Чтобы получить пенсионное обеспечение по старости, человек должен предоставить в фонд несколько документов:

    1. Документ, который используется в качестве удостоверения личности заявителя (чаще всего паспорт);
    2. Документы, которые являются подтверждением периодов работы или иной деятельности человека. Все предоставляемые в фонд бумаги должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями законодательства, в противном случае сотрудник ПФР вправе не принять их;
    3. Документы, в которых рассчитывается среднемесячный заработок гражданина за любые 5 лет трудовой деятельности до 2002 года (эта справка предоставляется только при необходимости);
    4. Иные документы, предоставление которых требуется, чтобы подтвердить наличие дополнительных обстоятельств для получения пенсионных выплат.

    Условия для назначения пенсии

    Чтобы получать страховую пенсию по возрасту, гражданин должен соответствовать нескольким условиям:

    1. Достижения возраста, установленного на законодательном уровне. По общему правилу, рассчитывать на пенсию по старости могут мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет. Но некоторые граждане могут воспользоваться правом на досрочный выход на заслуженный отдых, если они входят в одну из категорий лиц, выделенных законодателем.
    2. Страховой стаж заявителя превышает минимальную отметку в 11 лет (в 2020 году). Впоследствии этот минимальный временной промежуток будет увеличиваться по 1 году, до достижения отметки в 15 лет.
    3. Достаточное количество пенсионных баллов. К 2025 году этот показатель составит 30, но в 2020 он равен 18,6.

    Когда можно обратиться за получением пенсии

    По закону, у гражданина есть право обратиться в госучреждение за получением пенсионных выплат в любое время после достижения им установленного законодательством возраста.

    Уполномоченным государственным органом, который вправе принимать решение о назначении пенсии и в дальнейшем заниматься выплатой такого обеспечения, является ПФР . Чтобы получить пенсию, заявитель должен обратиться в территориальное подразделение госоргана по месту своего жительства или регистрации.

    Если человек впоследствии переезжает в другое место, то выплата пенсионного обеспечения не прекращается, она продолжается на новом месте с учетом сведений, содержащихся в пенсионном деле.

    Выплата пенсионного обеспечения производится при предъявлении гражданином паспорта или иного документа, который может быть использован в качестве удостоверения личности.

    Название документа: Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и . (с изменениями на 28.04.2010) (утратило силу с 01.01.2015 на основании совместного приказа Минтруда России и ПФР от 11.12.2014 N 1027н/494п)

    Основания для оказания услуги, основания для отказа

    Основными нормативными актами, регулирующими вопросы обращения за назначением пенсии, являются Федеральные Законы «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 18,19), «О государственном обеспечении в РФ» (ст.22) и Правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденные постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ 27.02.2002 г. N 17/19па. В Правилах подробно урегулирована как процедура обращения за пенсией, так и процедура рассмотрения этих обращений соответствующими органами.

    Действие Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсию на территории России.

    Согласно п. 6 раздела II «Порядок обращения за пенсией» Правил граждане должны подавать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства.

    Вместе с тем, следует отметить, что в г. Москве в настоящее время прием документов для назначения пенсий жителям Москвы осуществляются пока как районными управлениями социальной защиты населения, так и Главными управлениями государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области. В 2003 — 2004 гг. планируется полностью передать функцию назначения пенсий органов социальной защиты населения органам пенсионного фонда РФ, как это уже сделано во всех регионах России.

    Особый порядок подачи заявления о назначении пенсии установлен для граждан РФ, выехавших на постоянное жительство за пределы России и не имеющих в России регистрацию до месту жительства или пребывания. Они должны подавать заявление о назначении пенсии не в территориальный (районный, окружной) орган ПФР, а в Пенсионный фонд России.

    Заявление о назначении пенсии может подаваться в любое время после приобретения права на пенсию. При этом заявлении о назначении пенсии по старости может быть принято и до наступления у гражданина пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до возникновения права на пенсию. Например, женщина достигает возраста 55 лет 25 мая 2003 г., следовательно, подать заявление о назначении пенсии по старости она может в любой день, начиная с 25 апреля 2003 г. и если она обратится за пенсией до дня достижения 55 лет, включительно, то пенсия ей будет назначена со дня возникновения права на пенсию, т.е. с 25 мая 2003г.

    Перерасчет пенсии представляет собой процедуру, направленную на изменение размера ежемесячной суммы выплат. Оформление такой процедуры регулируется рядом законов. Нижеперечисленные нормативно-правовые акты содержат основания для назначения пенсии, ее перерасчета, сроки и перечень необходимой для оформления документации:

    • Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ-ФЗ;
    • Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
    • Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 № 424-ФЗ;
    • Приказ Минтруда России «Об утверждении административного регламента предоставления пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» от 28.03.2014 N 157н

    Прежде чем писать заявление на перерасчет пенсии, важно убедиться в том, что на оформление процедуры имеются законные основания. Согласно законодательству, существуют следующие условия, позволяющие подать заявление на изменение размера пенсии:

    • установление иной степени инвалидности;
    • достижение застрахованным лицом 80-летнего возраста;
    • изменение результатов инвестирования накопительной пенсии;
    • приобретение необходимого календарного стажа работы на Крайнем Севере (или в районах, приравненных к нему территориально);
    • появление нестраховых периодов;
    • изменение количества лиц, проживающих в семье с пенсионером.

    Процесс оформления перерасчета содержит ряд нюансов и полностью зависит от его оснований. Выделяют два способа оформления процедуры:

    • заявительный;
    • беззаявительный.

    Без обращения пенсионера в органы ПФР размер пенсионных выплат могут изменить по причине смены обстоятельств, от которых зависит итоговая сумма. Правом на изменение размера пенсии в беззаявительном порядке обладают застрахованные лица, продолжающие трудовую деятельность. Перерасчет их пенсий основывается на увеличении ИПК и уплаты страховых взносов работодателем, которые не были учтены:

    • при назначении пенсии по старости, по потере кормильца, по инвалидности;
    • при переходе с одного вида пенсии на другой;
    • при предыдущем перерасчете размера выплат.

    Кроме того, без заявления осуществляется перерасчет для пенсионеров, возраст которых достиг 80 лет и граждан, у которых изменилась группа инвалидности. Автоматический перерасчет органы пенсионного обеспечения осуществляют ежегодно 1-ого августа.

    Чтобы оформить перерасчет получаемой пенсии путем подачи заявления, необходимо посетить Пенсионный Фонд Российской Федерации, или же оставить заявку на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В обоих случаях при себе нужно иметь пакет документов, необходимых для обращения за перерасчетом. В случае написания заявления через Интернет, документация должна быть предоставлена в электронном виде.

    Обращение о перерасчете будет отклонено в том случае, если заявитель не будет иметь при себе необходимых документов. В случае написания заявления на изменение размера пенсии гражданин должен иметь:

    • паспорт;
    • заявление, написанное в свободной форме;
    • СНИЛС.

    Подать документы на перерасчет можно не только самостоятельно, но и через доверенное лицо. Тогда в перечень документов также будет входить официально заверенная доверенность и паспорт представителя. Кроме того, могут потребоваться:

    • документ, подтверждающий официальное трудоустройство;
    • свидетельство о смерти второго родителя;
    • справка о недееспособности с указанием группы инвалидности;
    • выписка из персонального лицевого счета, которая подтверждает наличие страхового стажа.

    Точный список необходимой документации следует уточнять непосредственно в территориальном отделении Пенсионного Фонда. В данном случае таким уполномоченным учреждением выступает Пенсионный Фонд РФ.

    1. Обращение за назначением пенсий.
    2. Документы, необходимые для назначения пенсий.
    3. Подготовка и представление документов для назначения пенсий.
    4. Правовой статус органов, назначающих пенсии. Их права и обязанности.
    5. Процессуальные сроки в праве социального обеспечения.

    1. Обращение за назначением пенсий.

    Положения пунктов 1 и 2 данной статьи во взаимосвязи с положениями подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 данного Закона в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения положения подпунктов 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 данного Закона не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с указанными подпунктами пункта 1 ст. 28, периоды деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных лицами, указанными в пп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28, в результате длительной профессиональной деятельности отсутствует, признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П.

    В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

    До установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, указанных в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, за назначением трудовой пенсии по старости и решения вопроса о наличии у них стажа, дающего право на такую пенсию, периоды их работы учреждениях, не являвшихся государственными или муниципальными, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П).

    Выплата и доставка трудовых пенсий производится на основании п. 4 и 5 ст. 18, ст. 21—24 и 26 Закона о трудовых пенсиях. Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению и их доставка в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о государственном пенсионном обеспечении производится в порядке, аналогичном предусмотренному для трудовых пенсий.

    В развитие указанных норм ПФ России и Минтрудом России 16 февраля 2004 г. утверждены Правила выплаты пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении.

    Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений. Это крайне важное правило, поскольку при разработке нового пенсионного законодательства первоначально предусматривалось, что работающим пенсионерам может быть выплачена только базовая часть трудовой пенсии по старости.

    Выплата и доставка пенсии осуществляется или непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, или кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера, т. е. он по своему усмотрению может выбрать вариант выплаты и доставки пенсии. Доставка по месту жительства или месту пребывания осуществляется за счет источников, из которых финансируется соответствующая пенсия (часть трудовой пенсии).

    Непосредственно выплата пенсии производится территориальным органом ПФ России по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера, при этом выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц.

    Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом ПФ России по месту нахождения этого учреждения. Лицу, осужденному к лишению свободы, выплата пенсии производится территориальным органом ПФ России по месту нахождения исправительного учреждения.

    Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган ПФ России открывает лицевой счет, в котором производится начисление сумм, причитающихся пенсионеру, в том числе за прошедшее время, на основании документов пенсионного дела и иных документов, влияющих на расчет этих сумм.

    Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган пенсионного обеспечения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

    В целях организации доставки пенсии ПФ России заключает соответствующие договоры с организациями федеральной почтовой связи, кредитными и иными организациями. Доставка пенсии производится при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

    При доставке пенсии через кредитные организации такая организация доставляет пенсию на банковский счет, счет по вкладу, счет банковской карты или другой вид счета на условиях, предусмотренных законодательством РФ. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления средств от территориального органа ПФ России, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа.

    В случае если в соответствии с законодательством РФ установлена плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части направляется территориальным органом ПФ России в учреждение социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы одновременно с выплатой причитающейся пенсионеру пенсии.

    По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном ст. 185, 186 ГК РФ.

    При смене пенсионером места жительства пенсионное дело пересылается к его новому месту жительства, где территориальный орган ПФ России оформляет распоряжение о постановке дела на учет и продлении выплаты пенсии.

    Выплата пенсии производится в течение срока, на который она назначена.

    Однако территориальный орган ПФ России вправе приостановить или прекратить выплату пенсии в случаях, предусмотренных законом. При заблаговременном устранении обстоятельств, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии, возможно продление выплаты.

    В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о трудовых пенсиях выплата пенсии (части трудовой пенсии) безотлагательно приостанавливается в следующих случаях:

    1) при неполучении установленной пенсии (части трудовой пенсии) в течение шести месяцев подряд — на весь период неполучения пенсии (ее части) начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок;

    Перерасчет пенсии может быть осуществлен двумя способами:

    1. Без заявления пенсионера (как правило происходит в сторону уменьшения размера пенсии, или при продолжении трудовой деятельности пенсионером и уплаты взносов в фонд, ежегодно 1 августа);
    2. На основании заявления, а также документов, поданных вместе с ним.

    Список бумаг, которые требуется подавать в ПФР для осуществления перерасчета, не является исчерпывающим, поскольку каждая ситуация, с которой обращаются пенсионеры, индивидуальна, однако в обязательном порядке специалисты фонда требуют:

    • паспорт;
    • СНИЛС;
    • документы, подтверждающие стаж;
    • свидетельства о рождении детей (для женщин);
    • военный билет (для мужчин);
    • документы, подтверждающие обоснованность перерасчета (заключение МСЭ, справка о составе семьи, приказы с места работы, зарплатные ведомости и т. д.).

    Заявление на перерасчет пенсии получатель выплат вправе подать лично в ходе визита в отделение ПФР. Также, вместо него, оформить и подать необходимые бумаги может представитель пенсионера, однако для этого потребуется доверенность от нотариуса. Кроме этого, как сам заявитель, так и его доверенное лицо вправе подать документы на переоформление через МФЦ.

    Если пенсионер не имеет возможности прибыть в государственные органы для подачи документов, то он может их отправить почтой заказным письмом.

    В ряде случаев, которые прямо определены законом, ПФ России может произвести перерасчет автоматически, без личного участия пенсионера. К ним следует отнести:

    • установление группы инвалидности, в том числе и новой;
    • достижение преклонного возраста (80 лет).

    Законодатель специально допустил возможность автоматического перерасчета пенсии без участия получателей выплат данной категории, учитывая имеющиеся у них ограничения, связанные с возрастом и состоянием здоровья.

    Если получатель пенсии считает, что она начислена ему в меньшем, чем должна быть, размере, то он вправе обратиться в ПФР для ее перерасчета. Однако положительный исход в данном случае возможен лишь при наличии документальных обоснований его проведения.

    Выделить можно несколько категорий лиц, кому положен перерасчет выплат.

    К ним отнесены:

    • граждане, получающие пособие по старости;
    • те, кто оформил пенсию по утрате кормильца;
    • лица, являющиеся инвалидами.

    При назначении государственного обеспечения в учет берется выслуга лица. Когда речь идет о социальных пособиях, то отмечают, что получить его могут даже те, кто никогда не работал.

    Если гражданин ушел на пенсию в 55 лет, будет ли перерасчет в 60 лет, зависит от того, продолжил ли он работать или есть ли у него документация, где отражена выработка, не учтенная ранее.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.