Как установить категорию земель при образовании земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как установить категорию земель при образовании земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.

Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

Категория земли: как определить и что можно построить

Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

Использовать земельный фонд без получения разрешения – незаконные действия. В российском законодательстве категории определяются в зависимости от использования, предназначения.

Выделяют такие категории земельных участков:

  1. ИЖС.
  2. С/х земля.
  3. Промышленная.
  4. Охранная зона.
  5. Лесное хозяйство.

Также выделяют участки, необходимые для обеспечения безопасности, строительства дорог, транспорта, космической деятельности. Есть ЗУ запаса.

Смена категории земельного участка проводится после получения на это разрешения органов местного управления. Если субъекта интересует надел под сельское хозяйство, нужно обращаться в исполнительные органы Российской Федерации.

Все действия, выполненные как со стороны субъекта, так и со стороны государственных органов согласованы с действующим законодательством, Земельным Кодексом РФ, Конституцией.

Как поменять категорию земли – инструкция:

  1. Подготовить нужный пакет документов.
  2. Подать обращение в уполномоченный орган.
  3. Ожидать ответа от представителей государственной структуры.

Обращение субъекта рассматривается специальной комиссией, независимо от решения лицо, подавшее обращение уведомляется. Если решение положительное, в кадастровую документацию вносятся изменения.

Примите во внимание: земельный участок должен иметь четко определенные границы, если их нет, перед подачей обращения нужно пригласить специалиста по землеустройству для проведения межевания.

Как изменить категорию земли в Подмосковье

Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:

  1. Регистрация ходатайства – один день.
  2. Уведомление органа кадастрового учета – пять дней при одобрении изменения категории.
  3. Отправка уведомления заявителю – две недели.

Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.

Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ).

Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения.

Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:

  1. Нет всей необходимой документации.
  2. Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
  3. Субъект не получил все нужные согласования.
  4. В документации допущена ошибка.
  5. Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Порядок образования земельных участков установлен главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее — Требования), вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в межевом плане на основании:

градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;

разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав приложения межевого плана, далее — Приложение);

акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);

вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);

проектной документации лесных участков в отношении лесных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования образуемого земельного участка может отличаться от вида разрешенного использования исходного земельного участка только в случае, если федеральным законом установлен порядок определения вида разрешенного использования образуемого земельного участка, отличный от предусмотренного пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Например, частью 8 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что внесение в государственный кадастр недвижимости (после 1 января 2017 года — ЕГРН) сведений о видах разрешенного использования земельных участков, образуемых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, осуществляется одновременно с учетом вновь образуемых земельных участков на основании решения об утверждении схемы земельных участков, подготовленной на основании утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков.

При этом в случае отсутствия вида разрешенного использования у исходного земельного участка или в случае образования земельного участка из земель сведения о виде разрешенного использования образуемого земельного участка могут быть указаны в межевом плане на основании одного из перечисленных в пункте 51 Требований документа.

Дополнительно сообщаем, что проектом федерального закона N 496293-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)», принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 9 октября 2018 года, предусматривается в том числе определение случаев, при которых вид разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.


У образуемого земельного участка вид разрешенного использования должен быть таким же, как и у участка, из которого тот будет образован. Вид может отличаться, если законом установлен специальный порядок его определения.

Если у исходного земельного участка отсутствует вид разрешенного использования или участок образован из земель, сведения о виде могут быть указаны на основании:

— градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок;

— разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;

— акта органа госвласти или МСУ, подтверждающего установленное разрешенное использование;

— вступившего в законную силу судебного акта;

— проектной документации лесных участков.

Сообщается, что 9 октября 2018 г. Госдумой в первом чтении принят законопроект, который предусматривает возможность определения вида использования по проекту межевания территории.

Росреестр разъяснил порядок определения границ земельного участка

Вы можете все сделать самостоятельно или прибегнуть к услугам кадастрового инженера. Он составит заявление на изменение ВРИ, приложит скан ПЗЗ (документа градостроительного зонирования), а после отправит дело в кадастровую палату, которая меняет ВРИ. Заявление вы также можете подать самостоятельно через МФЦ. Важно, чтобы весь процесс проводил сам собственник земельного участка, его наследник или нотариально доверенное лицо.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей ( п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ).

Такие земли могут быть заняты:

  • внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;
  • водными объектами;
  • зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;
  • сельхозугодьями. В них входят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под садами, виноградниками и другими многолетними насаждениями. Они подлежат охране как особо ценные земли.

Сельскохозяйственные угодья подразделяются на три категории, минимальные размеры и местоположение которых устанавливаются законами субъектов РФ.

1. Земли приоритетного использования, подлежащие особой охране, к которым относятся опытно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профобразования. Кадастровая стоимость этих земель существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу).

2. Особо ценные продуктивные угодья, использование которых для несельскохозяйственных нужд, для дачного и иного строительства не допускается.

3. Сельскохозяйственные угодья, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, следовательно, земли худшего качества по кадастровой оценке.

Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения фермерского хозяйства, в целях жилищного строительства не допускается (письмо Минэкономразвития России от 21 декабря 2010 г. № Д23-5270).

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых в деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Для использования земель сельскохозяйственного назначения в иных целях их необходимо перевести в другую категорию. Ведь земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке, если он ненадлежаще его использует или не использует в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 284, 285 Гражданского кодекса РФ). Правомерность такого изъятия подтверждают и арбитры (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2010 г. № 17АП-7586/2010-ГК).

Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую имеет прямое влияние на налоговую нагрузку компании. Ведь он влечет за собой изменение кадастровой стоимости земли, которая является налоговой базой по земельному налогу. Иными словами, изменение категории земли влияет на налоговую ставку (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214).

Напомним: в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства, налоговая ставка не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости участка (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ). В отношении прочих земель ставка земельного налога не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земли.

  • Новости
  • Мероприятия
    • Интервью и выступления
    • Фотогалерея
    • Видеоматериалы
    • Издания

        Установление или изменение категории земель.

        Определение категории должно иметь место в любых официальных бумагах, где говорится о земле как объекте права. Их немало.

        1. Документы властных структур различного подчинения: федеральных, краевых (областных), муниципальных — о выделении земли для индивидуальных нужд граждан. Типичный пример – документ о праве собственности на выделенную землю.
        2. Договоры о купле-продаже земли, ее обмене, аренде и т.д.
        3. Сведения Госкадастра недвижимости: паспорт, выписка, Единый госреестр земель и другие.
        4. Документ о госрегистрации прав на недвижимость. Здесь также указываются основные характеристики земли.
        5. Другие официальные бумаги, в которых фигурирует интересующий участок. Скажем, акт об изъятии земли из-за её нецелевого использования и т.д.

        При совершении любых действий с землей надо быть уверенным в ее категории безусловно, иначе права и обязанности владельца, связанные с данным участком, могут быть оспорены, а собственник недвижимости пострадать.

        Могут быть признаны:

        • незаконным — решение о выделении земельного участка;
        • несоответствующим — правовой режим использования;
        • недействующими — договоры, связанные с участком.

        Если владелец земли подаст документы на регистрацию участка без подтвержденной категории, ему будет отказано в регистрации.

        При первоначальной постановке земельного массива на кадастровый учёт специально созданная для этого комиссия устанавливает, к какой категории будет отнесена земля.

        Из государственного резерва она переводится в земли соответствующего региона, который, в свою очередь, закрепляет ее назначение специальным актом.

        Эта характеристика земли не является неизменной и при необходимости может быть изменена по решению региональных властей.

        Более позднее определение категории (и ее изменение) зависит от того, в чьем ведении пребывает земля.

        Обнаружив, что земельный участок остался без присвоенной категории, необходимо обратиться в местное отделение ГКН с ходатайством об исправлении недочета и внесении соответствующей записи в официальные документы. На это потребуется больше времени.

        К ходатайству следует приложить:

        • документ на участок;
        • кадастровую выписку;
        • удостоверение личности.

        Стоит очень внимательно готовить пакет документов, так как в случае их несоответствия предъявляемым требованиям ходатайство не будет рассмотрено или в нем будет отказано.

        Непосредственная явка в учреждение предпочтительнее, так как:

        • не надо делать копий документов, тратить деньги на их удостоверение;
        • можно сразу узнать, правильно ли составлено ходатайство, при необходимости тут же исправить ошибки;
        • не надо оформлять электронную подпись для работы на сайте госуслуг и т.д.

        Заявление допустимо отправить в ГКН по почте или через интернет. Если документы передаются лично – в кадастр или МФЦ — вместе с копиями приносят подлинники, копии сверяются с оригиналом и возвращаются владельцу. При пересылке копии документов заверяются нотариально.

        Собственнику проще всего узнать категорию участка. Она указана в документах на надел (выписка из ЕГРН, свидетельство о праве собственности). Существуют и другие способы, позволяющие выяснить категорию земли.

        • Можно обратиться в территориальное отделение Росреестра. Данные о категории надела содержатся в ЕГРН, ЕГРП и Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Информация из ГКН и ЕГРП доступна любому человеку. Запросить ее вы сможете через МФЦ или напрямую в Росреестре.
        • Чтобы выяснить категорию, воспользуйтесь кадастровой картой. Она размещена на сайте Росреестра. Здесь обозначены границы участков, есть кадастровые номера и другая информация, включая вид использования и категорию. Хотя данные на карте носят ознакомительный или ориентировочный характер.
        • Узнать категорию можно в районной администрации. Достаточно подать юридически правильно заполненное заявление, указать кадастровый номер или адрес участка, прикрепить удостоверение личности и информацию предоставят.

        Получить официальный ответ в виде выписки может только собственник или иное лицо, имеющее право распоряжаться территорией. Для этого придется представить документы, подтверждающие такие права. При обращении через Росреестр надо заплатить госпошлину.

        Дополнительно узнать данные об участке можно в Федеральной налоговой службе. Но здесь придется объяснять, зачем нужны такие сведения. В администрацию вы сможете обратиться лично или отправив запрос почтой. Помимо выписки из ЕГРН и свидетельства о праве собственности, посмотреть текущую категорию можно в других документах, например, в договоре купли-продажи или акте о предоставлении земли.

        Бывают ситуации, когда категория надела не установлена. В этом случае придется обращаться в уполномоченный орган с заявлением, кадастровой выпиской и документами на участок. Либо предоставьте действовать профильным юристам. Специалисты нашей компании оперативно выяснят текущую категорию, изменят ее или установят, если необходимо.

        Как происходит изменение категории земель

        Установление категорий, если они еще не присвоены, производится в соответствии с Земельным кодексом страны. В законе определены четыре уровня государственных структур, которые вправе устанавливать новые категории, либо подтверждать уже присвоенные. На то, какие именно органы будут формировать категории, влияет форма собственности земельного участка.

        1. Если территория находится в федеральной собственности, то установление назначения производится Правительством РФ.
        2. Когда земли принадлежат субъектам страны и муниципалитетам (если речь о наделах сельскохозяйственного назначения), вопрос о присвоении или изменении категории решают органы власти на местах.
        3. Для земель, находящихся в муниципальной собственности, кроме участков, отданных под ведение сельского хозяйства, вопрос установления категории решают в местном муниципалитете.
        4. Территории, находящиеся в частной собственности, меняют свою категорию через органы исполнительной власти или муниципалитета.

        Для совершения любых действий с землей потребуются достаточные основания.

        Устанавливаются категории земельных участков по заявлению заинтересованного лица. В ходатайстве указываются конкретные сведения об участке (кадастровый номер, адрес, объяснение причины отсутствия категории и т.д.), к нему прикладывают документы на землю и направляют в уполномоченные органы. Среди прочих бумаг потребуется выписка из ЕГРН, результаты экологической экспертизы и документация на заявителя. После рассмотрения заявления выносят акт о присвоении категории. Его, в течение двух недель, направляют заявителю.

        Оспаривание категории земельного участка возможно при установлении ущемляющей права собственника категории, противоречащей ранее осуществляемой деятельности на земельном участке.

        Чтобы оспорить существующую категорию, необходимо получить текущую выписку из ЕГРН, запросить генеральный план, подготовить выписку из правил землепользования и застройки, а также подготовить аналогичный пакет документов по состоянию до установления/изменения категории участка. В некоторых случаях требуются заключения экспертизы.

        Необходимо предоставить подтверждение ведения хозяйственной деятельности, противоречащей вновь установленной или измененной без согласия собственника категории земельного участка.

        Наиболее эффективный способ оспаривания – обращение с иском в судебные органы. Для вынесения положительного решения придется подготовить обоснование необходимости оспаривания, и провести ряд досудебных процедур (согласование границ участка, внесение сведений о земле в кадастр и т.д.).

        Специалисты нашей компании помогут Вам в судебной процедуре оспаривания категории вашего земельного участка!

        Изменить назначение участка можно не всегда, а потому до начала процедуры важно установить возможность и целесообразность данного действия. Помешать смене категории земельного участка может:

        • отнесение земельного участка к особо ценным сельскохозяйственным угодьям;
        • наличие мелиорации;
        • наличие на земельном участке не стоящих на кадастровом учёте объектов капитального строительства;
        • спорные границы с населенными пунктами или лесным фондом;
        • нахождение в охранных зонах объектов археологического или культурного наследия;
        • нахождение в охранных зонах действующих линейных объектов;
        • вхождение в ЗОУИТ;
        • возможное нарушение санитарных норм планируемой после смены категории хозяйственной деятельностью.

        Перед началом работ по смене категории земельного участка, рекомендуем Вам обратиться к специалистам нашего земельно-юридического центра за проведением процедуры предварительного согласования. Предварительное согласование ответит Вам на наиболее важные вопросы о самой возможности смены категории, полной её процедуре, срокам и возможным расходам.

        Перевод участка из одной категории в другую осуществляется по прохождению межведомственной комиссии на уровне правительства субъекта федерации. Для этого потребуется:

        • провести межевые работы, установив границы участка;
        • подготовить пакет документации, характеризующий текущее состояние земли;
        • провести согласования на уровне администрации района;
        • направить ходатайство в уполномоченные органы и получить решение таковых;
        • при необходимости, провести публичные слушания;
        • подготовить и согласовать проект планировки территории;
        • подготовить и защитить презентацию, объясняющую целесообразность смены категории з/у;
        • подать документы в Росреестр для регистрации проведенных изменений.

        Однако это сильно упрощенная схема перевода в новую категорию. На деле возникает множество нюансов, разобраться с которыми и сменить категорию помогут юристы нашей компании.

        На землях разных категорий допускается строительство различных объектов недвижимости. И даже если в пределах одной категории можно строить, например, жилые дома, для них предусмотрены определенные ограничения (высота, этажность и прочие). Земельный кодекс РФ разделяет все территории семь основных категорий:

        1. Земли лесного фонда;
        2. Сельхозугодия;
        3. Наделы водного фонда;
        4. Участки населенных пунктов;
        5. Земли резервного фонда;
        6. Особо охраняемые территории;
        7. Участки промышленного назначения.

        На землях водного фонда допускается возведение гидротехнических сооружений. В пределах особо охраняемых территорий можно строить объекты, предназначенные для научных исследований или развития экологического туризма. Участки промышленного назначения дают больше свободы в плане строительства недвижимости. На них можно возводить:

        • административные здания;
        • пункты общественного питания;
        • склады, различные хранилища;
        • офисные центры и торговые точки;
        • медицинские объекты;
        • автомобильные заправки;
        • здания для санитарного обслуживания;
        • производственные комплексы и прочее.

        Здесь строят все, что требуется для нормальной деятельности предприятия. На землях лесного фонда тоже допускается создание объектов недвижимости, но с ограничениями. В пределах этой категории можно строить отдельные здания с учетом экологических норм:

        • временные сторожки для лесничих;
        • туристический лагерь;
        • объекты для восстановления лесополосы;
        • физкультурные комплексы;
        • оздоровительные лагеря и прочее.

        При строительстве на землях сельхозназначения важно учитывать вид разрешенного использования надела. Так здесь возводят дачи, хозяйственные постройки, дома для постоянного проживания (на участках для фермерского хозяйства) и другие аналогичные объекты.

        Поставить частный дом можно на участках населенных пунктов. Также допускается строительство сараев, бань, гаражей и прочей недвижимости. Чтобы узнать точный перечень разрешенных построек для конкретного надела, обратитесь к юристам нашей компании.

        Отнесение земельных участков к определенной категории земель

        Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

        В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

        1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
        2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
        3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
        4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
        5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
        6. Расположение объектов электроснабжения;
        7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
        8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
        9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
        10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
        11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
        12. Зоны резерва развития поселения.

        Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

        Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

        Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

        В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

        В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

        • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
        • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
        • участки, занятые под хозяйственные строения;
        • пашни;
        • сенокосы;
        • пастбища;
        • сады;
        • залежные земли.

        Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

        К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

        Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

        Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

        Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

        Подробный обзор категорий земель и видов разрешенного использования 2021

        Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

        • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
        • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.
        • Паспорт;
        • Правоустанавливающая документация;
        • Кадастровый паспорт;
        • Свидетельство, подтверждающее права землепользования.

        [title3] => Изменение ВРИ земельного участка в «Леноблкадастр» [text3] =>

        Стоимость услуги изменение вида разрешенного использования, складывается из двух факторов: оплата государственной пошлины и работы наших специалистов. Поэтому окончательная цена смены ВРИ рассчитывается персонально, в зависимости от сложности заказа.

        Преимущества обращения в нашу компанию:

        1. Выезжаем в любой район Ленинградской области;
        2. Работаем больше 10-ти лет и имеем много положительных отзывов;
        3. Несём полную ответственность за качество оказанных услуг;
        4. Работаем в тесном сотрудничестве со всеми разрешительными органами;
        5. Не пользуемся услугами посредников.

        Вам нужно изменить вид разрешенного использования земельного участка? Звоните! Мы проведём процедуру без отказов и бюрократических проволочек.

        [micro_product] => 0 [block_image] => 0 [service_content] => [sale_percent] => [price_old] => [sale] => [node_type] => service [node_id] => 4163 ) [text] =>

        Виды целевого назначения земельных участков устанавливаются в соответствии с действующим классификатором. Если категория земли не установлена, землепользование признаётся нецелевым, что влечёт за собой правовые последствия для собственника. В лучшем случае, не получится зарегистрировать возведённые на участке объекты, в худшем – налагаются денежные штрафы. Поэтому определение категории земельных наделов является неотъемлемой частью землепользования.

        Процедура отнесения участка к определённой категории предполагает ряд сложностей, в которых сложно разобраться без помощи квалифицированного специалиста. Кадастровые инженеры компании «ЛенОблКадастр» помогут установить категорию земли для участков, расположенных в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Мы занимаемся решением таких вопросов больше 10-ти лет, заказать услугу могут физические лица и организации.

        Услуги Стоимость
        Межевание (кадастровая съемка, схема, акт согласования, формирование межевого плана) от 12000 ₽
        Сдача и получение документов в Росреестр (по доверенности) от 4000 ₽
        Выписка из ЕГРН (1 шт.) от 250 ₽
        КПТ из ЕГРН (1 шт.) от 400 ₽
        Смотреть все цены

        Присвоить земельному наделу определённую категорию может специальная комиссия, созданная по требованию первоначального собственника участка. Для этого территория изымается из резервного фонда государства и передается определенному региону. Передача закрепляется специальным актом.

        Целевое предназначение определяется региональными властями, исходя из рационального использования земельных ресурсов. В дальнейшем, определение категории землепользования или её изменение зависит от принадлежности участка.

        Вопросы о присвоении целевой категории земле решают следующие органы:

        • Федеральная собственность – правительство России;
        • Региональная собственность – краевые или областные органы власти;
        • Муниципальная и частная собственность – органами местного самоуправления.

        Что делать, если категория земли не установлена

        • Заявление об отнесении участка к одной из установленных категорий;
        • Правоустанавливающие документы: договор дарения, купли-продажи, свидетельство о вступлении в права наследника и пр.;
        • Выписка из Госреестра по распоряжению недвижимым имуществом;
        • Кадастровый паспорт ЗУ;
        • Паспорт заявителя – для физических лиц;
        • Выписка из ЕГРЮЛ – для организаций.

        Действующее законодательство предписывает установить категорию земель земельному участку в 30-дневный срок с момента принятия ходатайства и прилагающихся к нему документов. Закон допускает продление установленных сроков в исключительных случаях, но не более чем на месяц. Поэтому максимум, сколько может занять присвоение категории, – 60 дней.

        Цена оказания услуг рассчитывается в индивидуальном порядке. По закону, категория землепользования присваивается бесплатно, но собственнику придётся оплачивать сопутствующие услуги. Например, подготовку кадастрового плана, установление границ и пр. Окончательная стоимость формируется из общего объёма работ, которые выполняют специалисты «ЛенОблКадастр».

        Заказчику необходимо оплатить госпошлину в размере 30% от кадастровой стоимости, т.к. земля фактически выделяется из резервного фонда и у нее меняется категория.

        В соответствии с ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается:

        1) в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

        2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

        3) государственном кадастре недвижимости;

        4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

        5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

        Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, включающие информацию о категории земель, к которой отнесен земельный участок.

        Как следует из п. 11 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

        На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (далее – Закон о переводе земель) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК РФ категорий земель является обязательным.

        Согласно ч. 2 ст. 14 в случае, если категория земель указана не в ЕГРН, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со ст. 5 Закона о переводе земель в сведения ЕГРН осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

        Из ч. 3 ст. 14 Закона о переводе земель следует, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 14. Данное правило актуально для случаев, когда права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

        Согласно ч. 10 ст. 14 Закона о переводе земель в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в ЕГРН, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до января 2005 года, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).

        Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков» утверждён соответствующий классификатор, где содержится закрытый перечень возможных видов разрешённого использования. Классификатор подлежит применению на всей территории РФ. При этом виды разрешённого использования земельных участков, установленные до дня утверждения классификатора, признаются действительными вне зависимости от соответствия классификатору.

        Как установить категорию земель?

        от 30 дней от 12 000 рублей

        от 10 дней от 15 000 рублей

        Смена категории земельного участка проводится после получения на это разрешения органов местного управления. Если субъекта интересует надел под сельское хозяйство, нужно обращаться в исполнительные органы Российской Федерации.

        Все действия, выполненные как со стороны субъекта, так и со стороны государственных органов согласованы с действующим законодательством, Земельным Кодексом РФ, Конституцией.

        Как поменять категорию земли – инструкция:

        1. Подготовить нужный пакет документов.
        2. Подать обращение в уполномоченный орган.
        3. Ожидать ответа от представителей государственной структуры.

        Обращение субъекта рассматривается специальной комиссией, независимо от решения лицо, подавшее обращение уведомляется. Если решение положительное, в кадастровую документацию вносятся изменения.

        Примите во внимание: земельный участок должен иметь четко определенные границы, если их нет, перед подачей обращения нужно пригласить специалиста по землеустройству для проведения межевания.

        Для того чтобы решение комиссии было положительным, важно подать все документы, подготовить основания для изменения категории земли. Все основания должны быть задокументированы.

        Все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны государственных органов обосновываются законом, производятся в рамках закона, на основании принятых постановлений.

        Можно ли изменить категорию земли определяет комиссия, внести изменения имеют право:

        1. Владельцы ЗУ при предъявлении документов, подтверждающих право собственности (Справка из ЕГРН).
        2. Уполномоченные лица органов местного самоуправления.
        3. Хозяева построек, расположенных на земельном наделе.

        Правом обладают пользователи подземными недрами, во внимание берется конкретная территория.

        Установление категории земельного участка производится самостоятельно либо при помощи кадастрового инженера. Эксперты рекомендуют воспользоваться услугами специалиста по землеустройству, он подготовит заявление на изменение вида разрешенного использования, приложит к обращению копию документа градостроительного зонирования.

        Собранный пакет документов направляется в кадастровую палату. Здесь при положительном решении вид разрешенного использования меняется.

        Если субъект решил принять личное участие в сборе, подготовке, подачи документов, он должен являться собственником, иметь подтверждающие документы (Выпсика из ЕГРН заменяет право собственности с 1 января 2017 года). В этом случае документация подается в МФЦ.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.