Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению в ОВД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению в ОВД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Вопрос № 1. Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению

В республике почти 58 тыс. граждан с ограниченными возможностями, среди них более 6 тыс. детей. Органами прокуратуры республики по заявлениям данной категории граждан и их законных представителей проводится работа по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, в т.ч. в судебном порядке.

Прокурорами в судебном порядке защищаются нарушенные права инвалидов на социальную защиту, предоставление жилья, доступную среду, охрану здоровья, лекарственное обеспечение, обеспечение техническими средствами реабилитации, устраняются нарушения прав граждан, проживающих в учреждениях социальной защиты.

Так, например, комиссией по вопросам предоставления социальных выплат на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, принято решение об исключении гр. К., являющегося инвалидом 3 группы, из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. В обоснование решения комиссии указано — обеспеченность жилым помещением в размере, равном учётной норме жилой площади, непризнание жилого помещения не пригодным для проживания. Вместе с тем, в ходе проверки прокуратурой Ленского района установлено, что многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, в 2014 году признан аварийным, подлежащим сносу в связи с последствиями стихийных бедствий — наводнений произошедших в 1998 и 2001 гг., что привело к ухудшению эксплуатационных характеристик, снижению уровня надежности здания и увеличению его износа. Таким образом, у комиссии не было правовых оснований для принятия решения об исключении инвалида из республиканского реестра, нарушено право гражданина на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, предусмотренное ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Прокуратурой района в суд направлен иск о восстановлении гр. К в республиканском реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005. Решением суда исковые требования прокуратуры Ленского района удовлетворены.

Значительное число исков предъявлено прокурорами по вопросам обеспечения инфраструктуры доступа инвалидов к социальным учреждениям.

Согласно требованиям ст. 15 Федерального закона от 14.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.

Вопреки указанным требованиям не во всех социальных учреждениях созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (медицинским, фармацевтическим, образовательным организациям, учреждениям культуры, медико-социальной экспертизы и др.).

Так, например, по аналогичным требованиям прокурора Усть-Алданского района суд удовлетворил административные исковые заявления и обязал Центральную районную больницу и центры культурного досуга района создать условия маломобильным гражданам — обеспечить беспрепятственный доступ в их здания.

Имели место иски прокуроров об обеспечении доступа к информации лицам с ограниченными возможностями по зрению.

В детском саду имеются кабинеты для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми:

-Кабинет учителя-логопеда

-Кабинет педагога-психолога.

В том числе, приспособленных для использования детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ.

Информация для лиц с ограниченными возможностями

Объекты спорта находящиеся в ДОУ.

1. Физкультурный зал с общей площадью — 109,7 м

Оборудование физкультурного зала составляют:

· гимнастическая стенка;

· гимнастическая доска;

· гимнастические скамейки-4 штуки;

· стойки и планки для прыжков;

· пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);

Оборудование территории, прилегающей к образовательной организации, и ее помещений с учетом доступности инвалидов

Вход в здание

Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала. Доступ в здание инвалидов и других маломобильных граждан осуществляется с помощью персонала.

Наличие пандуса /подъемными механизмами

При входе на территорию учреждения имеется пандус, требуется капитальный ремонт. Составлена смета в 2020г., работы по восстановлению пандуса запланированы на 2021 год при наличии финансирования.

Наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов

На территории учреждения парковки транспортных средств нет (в целях безопасности). Имеется зона стоянки транспортных средств, которая находится перед территорией учреждения, со стороны дома 36 по ул. Мира. В весенне-летний период 2021г. запланировано организовать парковочное место для инвалидов с личным транспортом, путем установки соответствующих дорожных знаков и дорожной разметки.

Питание в детском саду является полноценным, разнообразным по составу продуктов и полностью удовлетворяющим физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.

В нашем детском саду контроль за организацией питания детей осуществляет заведующий детского учреждения, заместители заведующей по ВМР и медицинский персонал.

Мы учитываем основные принципы рациональной организации питания:

· строгое соблюдение времени и интервалов между кормлением. Завтрак и ужин должны продолжаться 15-20 минут, полдник 10-15 минут, обед 20-25 минут.

· количество приемов пищи в день должно быть равно: дети старше 4 лет-4 раза в день, последний прием пищи – не позднее, чем за 2 часа до сна;

· правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы;

· введение в меню на полдник кисломолочных продуктов, обогащенных бифидобактериями;

В детском саду созданы условия для физкультурно-оздоровительной работы,огромное внимание уделяется психоэмоциональному состоянию детей. Существуют основные направления оздоровительной работы:

1. Организация санитарно – эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

2. Организация питания;

3. Обеспечение психологической безопасности детей вовремя их пребывания в детском саду;

4. Организация лечебно-профилактической работы с детьми;

5. Физическое воспитание детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня:

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Генеральная прокуратура Российской Федерации. 29 мая 2020, 15:55

Органы прокуратуры продолжают системную работу по выявлению и пресечению нарушений законодательства о социальной защите и обеспечении прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В 2020 году прокурорами повсеместно вскрыты нарушения прав инвалидов, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Ущемлялись жилищные, пенсионные, трудовые права, на охрану здоровья, образование и социальное обслуживание, доступ к информации и другие.

Так установлено, что в Московской области к концу 2019 года не исполненными оставались более 102,6 тыс. заявок на предоставление технических средств реабилитации и выплату компенсаций, в том числе с 2015 года. При этом прокуратурой области выявлен картельный сговор участников конкурентных процедур на поставку специальных средств для инвалидов на сумму 276 млн рублей. По инициативе Балашихинского городского прокурора органами следствия возбуждено и расследуется уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 178 (ограничение конкуренции) Уголовного кодекса Российской Федерации.

В Тверской области 20 лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены техническими средствами реабилитации лишь после рассмотрения региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации представления областной прокуратуры.

Прокурорское реагирование потребовалось в Приморском крае, где региональным отделением ФСС России более 500 инвалидам не выплачивалась компенсация за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации на общую сумму 3,5 млн рублей.

Прокуратурой г. Калуги в судебном порядке восстановлены права гражданина с ограниченными возможностями здоровья, которому территориальным подразделением ФСС России неправомерно отказывалось в возмещении расходов на приобретение голосового протеза.

В большинстве субъектов Российской Федерации после прокурорского реагирования работодателями приняты локальные акты о создании специальных рабочих мест для инвалидов, выделены квоты для их приема на работу. После вмешательства прокуратуры восстановлены права граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение технических средств реабилитации, на предоставление отпусков. Пресечены нарушения прав инвалидов при привлечении их к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время.

В отдельных случаях прокурорами опротестованы неправомерные отказы уполномоченных органов в признании граждан инвалидами. По требованиям прокуроров устранены нарушения при разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации (абилитации) инвалидов, а также нарушения при их пенсионном обеспечении, регистрации и учете в качестве безработных.

По результатам проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации председателю Фонда социального страхования Российской Федерации внесено представление об устранении допущенных Фондом и его региональными отделениями нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Правоведение Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 172-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 116-ФЗ)

3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

4) установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

6) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

7-8) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

12) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

12(1)) создание условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; (в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

15) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

16) содействие в работе общероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 110-ФЗ)

17-18) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ

Медико-социальная экспертиза — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

2-3. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Законодательством устанавливаются конкретные критерия, на основании которых человеку могут дать инвалидность по зрению. В частности, у взрослых при оценке принимают во внимание следующие факторы:

  • у человека наблюдается частичная или полная потеря зрения;
  • у человека имеются проблемы с ориентацией в пространстве и проблемы при передвижении, которые вынуждают его обратиться за помощью к другим людям;
  • этот человек нуждается в помощи государства, а также в установленной врачом процедуре реабилитации.

В данном случае следует иметь в виду, что для присвоения инвалидности медико-социальной экспертизой, нужно, чтобы человек подходил как минимум по двум из вышепредставленных факторов. В свою очередь, наличие этих критериев предварительно должны доказать соответствующие специалисты.

Что касается детей, то на них распространяются те же самые критерии. Получая инвалидность по зрению, ребёнку назначается индивидуальная программа реабилитации, а также даются рекомендации по переходу на обучение в домашних условиях либо в специализированных школах.

Инвалидность 1 группы по зрению может быть присвоена человеку при обязательном подтверждении следующих критериев:

  1. У человека полностью отсутствует зрение
  2. Острота зрения человека не превышает 0,04 диоптрии
  3. У человека фиксируется сужение поля зрения до 100 от точки фиксации

Инвалидность 2 группы может быть присвоена человеку при обязательном соблюдении следующих критериев:

  1. Острота зрения человека находится в границах от 0,05 до 0,1 диоптрий
  2. У человека фиксируется сужение границ поля зрения в диапазоне 10-200 от точки фиксации

Инвалидность по зрению 3 группы присваивается человеку при обязательном подтверждении следующих критериев:

  1. Острота зрения человека варьируется в пределах от 0,1 до 0,3 диоптрий
  2. У человека фиксируется сужение границ поля зрения в размере 20-400 от точки фиксации

Кроме того, здесь нужно иметь в виду, что третья группа инвалидности по зрению даётся тем людям, которые могут визуально рассматривать окружающую среду.

В свою очередь, получив инвалидность по зрению, человек претендует на выплату социальной пенсии.

Независимо от возраста, полная или частичная потеря зрения может наступить из-за следующих причин:

  • серьёзное ранение органов зрения;
  • катаракта;
  • глаукома;
  • высокая степень миопии;
  • травма глаза, полученная в результате несчастного случая;
  • тромбоз сетчатки;
  • кровоизлияние в стекловидное тело;
  • сильный ожог сетчатки и многое другое.

Категории по видам доступности среды

Для оформления инвалидности по зрению в первую очередь необходимо будет собрать полный пакет требуемых документов. Исходя из возраста человека и его трудовой деятельности, набор необходимых для подачи документов будет отличаться. Поэтому, чтобы не допустить ошибок, потребуется заранее узнать перечень необходимых документов в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Далее все эти документы передаются непосредственно в МСЭ, а человеку назначается дата следующего приёма.

Что касается прохождения самого медицинского обследования, то в нём, помимо самого гражданина, принимают участие три специалиста, каждый из которых может дополнительно позвать по ещё одному доктору «со стороны». В процессе обследования члены комиссии ведут соответствующий протокол о ходе медицинского осмотра, а по завершению процедуры выдают на руки акт МСЭ, в котором будет отражена информация о присвоенной инвалидности.

Так, если человеку будет присвоена 1 группа инвалидности по зрению, то срок её действия составляет 2 года. Следовательно, по прошествии этого промежутка времени необходимо будет пройти повторное обследование.

При назначении 2 и 3 групп инвалидности по зрению повторное обследование нужно будет проходить ежегодно, при этом 3 группа инвалидности подразумевает также повторную подготовку всех необходимых документов. В том случае, если инвалид не придёт на повторную комиссию, группа с него попросту снимется.

Бессрочная инвалидность может быть установлена в некоторых случаях, описанных в приложении к правилам признания лиц инвалидами (пункт 9):

Полная двусторонняя слепота, если проводимое лечение не эффективно, а максимальное зрение не превышает 0,03 с учетом коррекции. Или же имеется концентрическое сужение остроты зрения до 10 градусов (при стойких и необратимых повреждениях).

Чтобы определить группу инвалидности, нужно учитывать степень нарушения зрительной функции. Согласно МКБ оценка функции зрительного анализатора включает:

  • остроту зрения и поля зрения;
  • основные электрофизиологические характеристики;
  • зрительную работоспособность.

Первая группа инвалидности

Для присвоения первой группы инвалидности требуется 4 степень нарушения зрения. При этом имеется абсолютная или практическая слепота, а также снижение основных категорий жизнедеятельности до третьей степени, то есть пациент нуждается в социально защите.

Четвертая степень нарушения зрения характеризуется:

  • слепотой (когда зрение равно 0 на оба глаза);
  • низкой остротой зрения, не превышающей 0,04 на оба глаза;
  • двустороннее концентрическое повреждение поля зрения (сужение границ до 0-10 градусов) от точки фиксации (без учета остроты центрального зрения).

Если имеется третья степень нарушения зрения, то устанавливают вторую группу инвалидности. При этом имеется слабовидение высокой степени и снижение одной из основных категорий жизнедеятельности до второй степени. Пациент также нуждается в социальной защите.

Основные критерии, позволяющие присвоить вторую группу инвалидности, включают следующие характеристики:

  • острота зрения лучшего глаза составляет от 0,05 до 0,1;
  • имеется двустороннее сужение границ поля зрения концентрической формы до 10-20 градусов от точки фиксации. При этом трудовая деятельность становится возможной только при определенных условиях.

Эксперты ООН указали на основные нарушения прав инвалидов в России

  • Прием сурдолога-отоларинголога.
  • Консультация врача общей практики (терапевта, семейного врача) для определения сопутствующих заболеваний, последствий травм и т. п.
  • Прием логопеда (сурдопедагога).
  • Тональная пороговая аудиометрия. В случае сложности или невозможности для пациента выполнить эту процедуру проводят регистрацию стационарных слуховых вызванных потенциалов – ASSR-тест.
  • Надпороговая аудиометрия.
  • Акустическая импедансометрия (тимпано- и рефлексометрия).
  • Речевая аудиометрия.
  • Исследование задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ).
  • При подозрении на генетически обусловленную тугоухость – тест на определение мутаций в гене CJB2.
  • Прием сурдолога-отоларинголога.
  • Консультация логопеда (сурдопедагога).
  • Акустическая импедансометрия (тимпанограмма, ipsi- и contra-латеральные рефлексы).
  • При подозрении на генетическую патологию – тест на определение мутаций в гене CJB2.
  • При необходимости и по показаниям – консультации педиатра (семейного врача), психиатра, психолога, невролога.

Для детей до 6 лет включительно еще обязательно проводят:

  • исследование коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП);
  • регистрацию стационарных слуховых вызванных потенциалов (ASSR-тест).

Для детей от 7 до 18 лет необходима тональная пороговая аудиометрия. При невозможности осуществления этой процедуры – КСВП и ASSR-тест.

После прохождения необходимых процедур человек получает заключения от врачей и отправляется с ними в местное бюро медико-социальной экспертизы. Там его признают инвалидом и выдают индивидуальную программу реабилитации. В ней указывают рекомендуемые реабилитационные средства – для людей с тугоухостью это слуховые аппараты. Затем пациенту нужно обратиться в Фонд социального страхования по месту жительства с заявкой на предоставление средств реабилитации по государственной программе.

Инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, вправе получить страховую пенсию по старости до достижения ими общеустановленного возраста: мужчины – с 50 лет, женщины – с 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет. В любом случае для этого необходимо наличие установленного размера индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), минимальная величина которого в 2020 г. –18,6 (п. 4 ч. 1 ст. 32, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В данной сфере инвалидам по зрению обеспечиваются, в частности (ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ; ст. 21.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ; ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ; п. п. 2, 4, 6, 7 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ; пп. «в», «г», «е» п. 2 Приложения к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.12.2019 № 44):

• сопровождение и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;

• условия для беспрепятственного пользования транспортом, в частности, посредством дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, передачи текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

• допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры собаки-проводника (при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение).

Кроме того, в некоторых регионах (например, в г. Москве) инвалидам предоставляется услуга социального такси с льготными тарифами. Чтобы воспользоваться таким такси, инвалиды должны быть зарегистрированы в Московской городской организации «Всероссийское общество инвалидов» (МГО ВОИ). При этом цели посещения и количество поездок ограничены.

В целях обеспечения доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления установлена, в частности, возможность изменения размеров текстовой информации на сайтах до 200% (ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ; Порядок, утв. Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483).

Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготы и меры социальной поддержки для инвалидов по зрению.

Так, например, в г. Москве инвалиды по зрению при определенных условиях имеют право на следующие льготы (п. 1 ч. 3 ст. 3, ч. 1, 4, 5 ст. 8, ч. 2 ст. 12 Закона г. Москвы от 03.11.2004 № 70; пп. «к» п. 4 Приложения 3 к постановлению Правительства Москвы от 08.02.2005 № 62-ПП):

1) бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);

2) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);

3) освобождение от платы за радиоточку;

4) ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории г. Москвы;

5) льготный отпуск лекарств по рецептам врачей;

6) льготный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

  • Условия получения инвалидности по зрению
  • Зависимость инвалидности от стадии нарушения зрительных функций
  • Группы инвалидности при близорукости
  • Оформление группы инвалидности
  • Статус инвалида по зрению
  • Отказ в присвоении группы
  • Инвалидность при астигматизме
  • Инвалидность при близорукости у детей
  • Оформление инвалидности при высокой степени близорукости

Сразу отметим, что дают инвалидность по зрению достаточно редко. Сама по себе высокая близорукость не становится поводом для присвоения инвалидности. Вопрос о присвоении инвалидности при близорукости ставится на рассмотрение, когда длительное лечение не приводит к улучшению. Со временем зрение только ухудшается. При этом причины, которые привели к заболеванию, не важны.

Обычное офтальмологическое обследование не становится поводом к присвоению инвалидности по зрению. Присвоить такой статус имеет право только медико-социальная экспертиза (МСЭ). Специальная медкомиссия должна подтвердить, какой диагноз у претендента — «частичная» или «полная потеря зрения».

Присвоение степени инвалидности при близорукости затруднено тем, что заболевание подвержено лечению. Проблемы исправляются оптическими средствами, такими как очки и контактные линзы. Устранить нарушение способны операции и медикаментозное лечение. Таким образом зрительные функции могут восстановиться, а значит, инвалидность исключена.

Компенсационные возможности восстановления зрения при близорукости составляют до -10 диоптрий.

Современная офтальмология предлагает методы, способные исправить и такую патологию. Поэтому получение инвалидности по зрению напрямую не связано с диоптриями. Об установлении нетрудоспособности может идти речь в случае, если:

  • качество зрения постоянно ухудшается;
  • лечение не дает результатов;
  • хирургическая операция невозможна или противопоказана.

Направить пациента на МСЭ могут только при высокой близорукости, когда показатели нарушения составляют от -10 диоптрий. После проведения освидетельствования комиссия вынесет вердикт о том, какая степень нетрудоспособности присвоена, или откажет в оформлении.

Группы инвалидности по зрению дают в зависимости от степени близорукости в обратной пропорциональности. Миопия бывает трех степеней. Первая степень — слабая, когда зрение -3 диоптрии. Следующая, вторая степень, считается средней, зрение при ней от -3,25 до -6 диоптрий. Третья высокая степень, или сильная, когда показатель свыше -6,25 диоптрий. Соответственно, с третьей степенью близорукости положена инвалидность первой группы, со второй — второй группы, при первой степени — третьей группы. Рассмотрим каждую группу в отдельности и условия, которые должны быть соблюдены в случае ее оформления.

Полученный статус инвалида по зрению необходимо подтверждать каждый год на протяжении десяти лет. После 11-й, последней экспертизы, проходить освидетельствование больше не нужно. Статус инвалида присваивается до конца жизни.

Каждый год подтверждать инвалидность не нужно пациентам, у которых острота зрения менее 0,03 единицы. С таким нарушением сразу присваивается пожизненная недееспособность.

Добавим, что на комиссию пациента с близорукостью может направить не только офтальмолог, но и пенсионный фонд или служба соцзащиты. Это происходит в тех случаях, когда человек нуждается в помощи государства.

Решение комиссии о присвоении статуса инвалида по зрению может быть отрицательным. Такое решение кандидат вправе оспорить, также как и группу инвалидности. Например, МСЭ установила третью, а пациент считает, что положена вторая. Для обжалования заключения, следует направить заявление в главное бюро. Когда освидетельствование первоначально проводилось в главном бюро, обращение направляется в федеральное.

Инвалиды по зрению, которые имеют I группу инвалидности, имеют право получить страховую пенсию по старости до достижения ими общеустановленного возраста: мужчины — с 50 лет, женщины — с 40 лет, если имеется страховой стаж не менее 15 и 10 лет, соответственно. Для этого также требуется наличие установленного размера индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), минимальная величина которого в 2020 году — 18,6 (ч.1 ст. 32, ч.3 ст. 35 Закона о страховых пенсиях).

В этой области инвалидам по зрению полагается:

  • сопровождение и оказание им помощи на указанных объектах;
  • допуск на указанные объекты собаки-проводника;
  • условия для беспрепятственного пользования транспортом, посредством дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров, передачи текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

При некоторых заболеваниях инвалиды по зрению не проходят очередную медико-социальную экспертизу, т.е. группа инвалидности (категория «ребенок-инвалид») устанавливается без срока переосвидетельствования (до достижения 18 лет) при первичной освидетельствовании.

К таким заболеваниям относятся:

  • полная слепота на оба глаза при неэффективности лечения;
  • снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,04 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений (п. 39 Приложения к Постановлению Правительства России от 20.02.2006 № 95).

Инвалиды по зрению в определенных случаях имет право использовать факсимильное воспроизведение своей подписи. Например, в сфере банковских услуг при приеме, выдаче, размену, обмену наличных денег. Правда потребуется нотариальное свидетельство об удостоверении тождественности подписи (ст. 14.1 Закона о социальной защите инвалидов).

Каждый регион России вправе самостоятельно устанавливать льготы для инвалидов по зрению.

К примеру, в Свердловской области это бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (кроме маршруток и такси), бесплатный проезд к месту лечения и обратно (раз в год).

В Москве — бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта (кроме маршруток и такси), льготный отпуск лекарств по рецептам врачей, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгметаллов и металлокерамики ит.д. (см. Закон Москвы от 03.11.2004 № 70).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.