Права в 16 лет на машину 2021 можно ли получить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права в 16 лет на машину 2021 можно ли получить». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

После проведения реформ у многих остались вопросы, например, со скольки лет можно учиться вождению. В России проходить обучение в автошколе можно с 16 лет на мопедах, мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях. В правилах дорожного движения есть пункт 21.4, в котором указаны минимальные возрастные пороги для учебы в автошколе.

Обучающимся дают водить автомобиль на специально отведенных площадках, и после этого под руководством инструктора «выпускают» в город.

Важно не путать понятия «сдавать экзамен в ГИБДД» и «получать права». В законодательстве Российской Федерации существуют большие различия между терминами. В силу возрастных ограничений на экзамен в ГИБДД могут попасть не все желающие после выпуска с автошколы.

Сдавать на права категории В в ГИБДД можно с 17 лет , до этого времени ученик допускается только до внутреннего экзамена в автошколе.

Водительское удостоверение дает человеку стать мобильным, и ездить за рулем транспортных средств. В России возрастные пороги для каждого вида транспорта установлены на законодательном уровне

Существует ряд требований для различных видов транспорта:

  • сдавать экзамен для получения прав на скутер и мотоцикл можно с 16 лет, если объем двигателя транспортного средства не превышает 125 куб. сантиметров. Водительское удостоверение относится к категории А1. Важно предоставить инспектору ГИБДД, принимающему экзамен письменный допуск от родителей, или граждан, являющихся опекунами. Граждане, не имеющие при себе разрешения родителей, могут быть не допущены до сдачи экзамена.
  • сдавать экзамен на право управления мотоциклом, объем двигателя которого больше 125 куб.см. будет относиться к категории А, и будет доступно гражданам с 17 лет.
  • права на езду за рулем легковой машины или грузового авто с максимально допустимой массой меньше 3500 кг и на грузовики, масса которых от 3500 кг до 7500 кг выдают с 18 лет. В документах указываются категории В, В1, С и С1. В этом возрасте можно получить права на управление мотоциклом с мотором, объем которого превышает 125 кубических сантиметров;
  • права на езду за рулем общественного транспорта ( автобуса, трамвая или троллейбуса) выдаются только по достижению 21 года. В водительском удостоверении прописываются категории D,D1,Tb,Tm.

Гражданам, которые были в армии и получили водительское удостоверение во время службы, разрешается ездить за рулем военного автобуса с 18 лет. (Гражданским общественным транспортом можно управлять после того, как человеку исполнится 21 год.

В Российской Федерации можно начинать ездить одному за рулем автомобиля с 18 лет, отдельные категории транспорта становятся доступными для управления в более позднем возрасте (21 год). Начинающим водителям нужно понимать, что правила равны для всех, и в них нет исключений ни для какой категории граждан.

Другая инициатива касается уже 17-летних подростков. На этот раз, речь идёт о том, чтобы допускать их уже к управлению автомобилем.

На сегодняшний день сдавать на права для управления легковым автомобилем можно с 17 лет. Однако, даже в случае успешной сдачи теории и вождения, по факту права выдаются только после достижения 18 лет. МВД предлагает изменить этот порядок, допустив 17-летних подростков, успешно сдавших экзамен в ГИБДД, к управлению автомобилем, не дожидаясь совершеннолетия.

Эта инициатива также появилась далеко не сегодня – изменения готовились МВД ещё в 2019 году. Речь идёт о законопроекте, который вносит поправки в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», меняющие правила допуска за руль транспортных средств.

В 2019 году, после общественных обсуждений, законопроект получил отрицательное заключение. Однако, он был доработан и возвращён на рассмотрение Правительства осенью 2020 года.

Согласно тексту документа, 17-летним подросткам, сдавшим экзамен на права, предлагается разрешить ездить за рулём в сопровождении наставника.

«Несовершеннолетние лица, достигшие семнадцатилетнего возраста, допускаются к управлению транспортными средствами категории В и подкатегории В1 с сопровождающим водителем-наставником», – говорится в тексте законопроекта.

Как мы видим, здесь впервые появляется понятие «водитель-наставник». Как указано в пояснительной записке документа, это водитель, имеющий право управления транспортным средством категории В или подкатегории В1, сопровождающий несовершеннолетнего водителя в целях оказания помощи в закреплении устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории и осуществления контроля за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Конкретные требования к водителю-наставнику в документе не прописаны — идёт отсылка на Правительство, то есть именно оно должно определить данные требования и зафиксировать их в своём постановлении или распоряжении.

«Порядок и условия управления транспортными средствами категории В и подкатегории В1 несовершеннолетними лицами с сопровождающим водителем-наставником определяется Правительством Российской Федерации», — коротко указано в документе.

Скорее всего, требования к наставнику будут включать как минимум возраст и стаж, чтобы обеспечить безопасность на дороге начинающего водителя.

Эта инициатива более жизнеспособна – вполне вероятно, что её примут и утвердят. Однако, на сегодняшний день она также не утверждена. Более того, рассчитывать на то, что водителям разрешат управлять автомобилем с 17 лет в 2021 году – уже бессмысленно.

Дело в том, что в проекте прописан срок вступления в силу поправок, касающихся возраста водителей – 1 год с момента официальной публикации подписанного документа. Учитывая, что 2021 год уже начался, а документ даже не подписан, в лучшем случае, поправки могут вступить в силу с 2022 года. В худшем случае – их вновь отклонят, тогда всё останется как есть, и с 17 лет ездить за рулём никому не разрешат.

Резюмируя, напомним, какие требования к возрасту водителей действуют на данный момент (5 января 2021 года):

  • с 16 лет – можно получать права и садиться за руль мопедов и лёгких мотоциклов, а также ОБУЧАТЬСЯ управлению легковыми и грузовыми автомобилями;
  • с 17 лет – можно сдавать экзамен на права для управления легковыми и грузовыми автомобилями;
  • с 18 лет – можно садиться за руль легковых и грузовых автомобилей.

Как получить права в 2021 году: все изменения

  • МВД готовит электронную реформу техосмотра в 2021 году — 04/01/2021
  • 350 тысяч незаконных диагностических карт выдано в России — 04/01/2021
  • Лицензирование автобусов с 1 января 2021 — 04/01/2021
  • Парковка во дворах с 1 января 2021 года — 04/01/2021
  • Шлагбаумы во дворах могут снести с 1 января 2021 года — 04/01/2021
  • Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
  • Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021
  • Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
  • Тахографы с 1 января 2021 года: последние новости — 26/11/2020
  • Закон о такси 2021: 11 важных изменений — 06/01/2021

Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.

Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года. Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена. Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.

Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт. Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.

Волну дискуссий касательно снижения возраста для допуска к управлению транспортом на этот раз запустил депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Именно он несколько месяцев назад отправил письмо с соответствующими предложениями в ГИБДД. По его замыслу, учиться на категорию «B» нужно допускать уже с 15 с половиной лет, чтобы сдать на права с 16 и получить возможность ездить за рулем (хоть и с наставником).

Однако это настолько значимое и важное нововведение, что говорить о нем, как о решенном вопросе, точно не стоит. Дело в том, что для этого нужно внести поправки к закону «О безопасности дорожного движения» – а это означает, что придется составлять законопроект, вносить его на рассмотрение в Госдуму. Еще до голосования проект должен получить одобрение в правительстве и профильном комитете, потом пройти 3 слушания, голосование в Совете федерации и получить подпись президента.

Практика показывает, что такие спорные вопросы обычно проходят все эти этапы лишь за несколько лет.

Эксперты уверены, что чем раньше ребенок начнет обучаться правилам поведения на дороге, тем в большей безопасности он будет находиться. Уже с 3-5 лет можно начинать объяснять детям правила на пешеходных переходах, рассказывать о принципах работы светофоров. В 7-8 лет ребенок должен знать, как безопасно пересечь улицу, так как многие первоклассники самостоятельно возвращаются со школы домой. Также нужно начинать объяснять правила для велосипедистов. Специалисты считают, что данные меры позволят сократить детскую смертность на дорогах.

Если законом определен минимальный возраст для получения водительских прав, то существует ли максимальный? Отвечаем – нет!

Получить права могут даже граждане пенсионного возраста. Однако следует понимать, что не каждый водитель в возрасте способен пройти водительскую комиссию, особенно окулиста и невропатолога. Если есть проблемы со зрением либо нарушение координации движений, о вождении транспорта можно забыть.

Россия – самая строгая страна в отношении возраста получения водительских прав. Большинство стран доверяет управление транспорта более молодым людям.

Некоторые американские штаты, Марианские острова и Сальвадор позволяют управлять транспортом лицам достигшим 15 лет, однако рядом должен сидеть взрослый человек с опытом вождения.

Германия и Исландия допускают к управлению транспортом с 17 лет, а Эстония, Израиль и Франция – с 16, но в сопровождении взрослого водителя.

Предложение о снижении возраста получения прав в России поступало от депутата Госдумы Василия Власова. Он предлагал начать выдачу прав гражданам с 16 лет. По его словам, многим молодым жителям отдаленных районов, где плохо налажено транспортное сообщение, приходится идти на нарушение закона, чтобы добраться на обучение из села в город на машине. Но его инициатива была отклонена.

На рассмотрении в Госдуме находится законопроект от автоинспекции, предлагающий разрешить выдачу прав лицам с 17 лет. Но будет ли он принят – покажет время.

Госдумой анонсированы поправки в правила получения водительских прав, а также снижение возраста для получения прав до 17 лет. Такую инициативу выдвигал депутат Госдумы Василий Власов. По его словам, есть региональная проблема с транспортом – трудности в передвижении из субъекта в субъект. Ее острота снизится, если молодые люди смогут быть водителями и беспрепятственно передвигаться из села в город, например. Так как сейчас существует множество прецедентов нарушения правил несовершеннолетними, которые садятся за руль из-за недоступности общественного транспорта.

В обсуждении инициативы участвовали и представители страховых компаний, которые полагают, что данное предложение приведет к убыткам по ОСАГО, ввиду неопытности и «горячности» водителей.

Тем не менее законопроект был выдвинут на обсуждение. Освещены такие вопросы как сдача экзамена в ГИБДД с письменного согласия одного из родителей (опекуна или попечителя), возможность управлять транспортным средством с 17 лет в присутствии совершеннолетнего инструктора или иного лица, имеющего опыт и действующее водительское удостоверение.

Сейчас сдать экзамен в ГИБДД можно с 16 лет, но получить права и водить автомобиль – только с 18 лет.

Ввиду того, что за 2020 год было зарегистрировано порядка 8 тысяч аварий с участием водителей, имеющих стаж менее двух лет, правительство запланировало следующие меры: публиковать информацию о ДТП с участием водителей – новичков (стаж менее двух лет), а также данные по экзаменующимся с неудовлетворительным результатом. Сведения о результатах экзаменов должны будут располагаться в открытом доступе с целью проверки качества обучения в автошколах.

В апреле 2021 года запланировано ввести ряд изменений. Попробуем структурировать новшества сдачи экзамена:

  • объединение площадки и города;
  • время теперь строго регламентировано — это всего 30 минут для категорий «B», «C», «D» и подкатегорий «C1», «D1»;
  • экзамен будет заснят на видео;
  • в автомобиле смогут присутствовать должностные лица и инструкторы из автошколы;
  • не будет обнародован маршрут сдачи города.

В России уже начали выдавать удостоверение международного образца. В связи с тем, что ранее для аренды автомобиля за границей и управления им нужно было получать отдельно международные права, то с августа 2020 появилась возможность получения прав международного образца.

В верхней части лицевой стороны на правах теперь расположены надписи, обозначающие название документа, на трех языках: русском, французском и английском.

Надеемся, что пандемия скоро отступит и появится возможность пользоваться водительским удостоверением нового образца в свое удовольствие.

Евгений Уфимцев – исполнительный директор РСА считает, что ответственность за ущерб от действий юных водителей должна обсуждаться в рамках закона, а решение на законодательном уровне по снижению возраста вождения все-таки еще не принято.

При этом большинство экспертов, поддерживающие снижение возраста получения прав, ссылаются на зарубежный опыт. В некоторых странах ЕС, а также в США предоставлена возможность гражданам управлять автомобилем с 16 лет. По аналогии с этим правилом, наши эксперты и общественные деятели указывают на факт наступления административной ответственности в России с 16 лет, также как и уголовной.

Глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин пояснил, что несовершеннолетние в возрасте до 18 лет отвечают полностью своим имуществом. Если его стоимости не достаточно для покрытия причиненного вреда, то привлекается имущество их родителей, вследствие чего с юридической стороны ограничений не установлено.

Выбрать и купить полис ОСАГО можно на нашем сайте

Сейчас обучиться в автошколе и сдать экзамен в ГИБДД можно с 16 лет, а получить права и водить машину — с 18-ти. Новые правила предусматривают возможность получить водительское удостоверение категории «B» и «В1» уже в 17 лет.

Однако водить машину с 17 лет можно будет только в присутствии водителя-наставника. Он поможет закрепить навыки вождения и проследит за безопасностью движения. Требования к наставнику Правительство установит в отдельном постановлении.

Для сдачи экзамена водителям в возрасте 16-18 лет потребуется заверенное письменное согласие родителя или законного представителя.

Если иностранец получит в России паспорт или вид на жительство, его национальное водительское удостоверение перестанет действовать через полгода.

Обменять иностранные водительские удостоверения категорий «С», «D», «СЕ», «DЕ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «D1Е» можно только после обучения в российской автошколе и сдачи экзаменов в ГИБДД. Это же правило действует для граждан из стран, которые не являются участником международных договоров по безопасности движения.

Граждане России, которые постоянно проживают в другой стране и пользуются иностранными правами, смогут продолжать ездить по ним в России при наличии документов, подтверждающих проживание. Документы должны быть оформлены на русском языке или иметь нотариально заверенный перевод.Граждане из стран Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) с видом на жительство в РФ могут пользоваться своим национальным удостоверением до истечения его срока. Если срок не указан — в течение 10 лет после выдачи удостоверения.

Вообще в новом регламенте сформулировано 19 навыков, которыми обязан владеть будущий водитель. Кроме банальных — умения проезжать перекрестки, умения трогаться на подъеме и подобных, — инспекторы будут обращать внимание на то, адекватно ли водитель использует клаксон и насколько правильно выбирает скорость движения с учетом дорожных и погодных условий.

Еще одна молния в регламенте — получить права можно будет с 16 лет! Но только если родители не против. Правда, даже после успешного получения прав рулить на дорогах будет разрешено только с инструктором. Вплоть до совершеннолетия.

Автоэксперт поддержал инициативу о возможности получения автоправ с 16-ти лет

Авторы документа пересмотрели и перечень нарушений, за которые будут штрафовать на экзамене. Не рублями, конечно, а баллами — по одному, два или три балла за каждый прокол. Главный блок среди них — фатальные ошибки, за которые сразу выгоняют с экзамена. Их стало меньше. Теперь это непристегнутый ремень, мобильный телефон в руках во время движения, или игнорирование экзаменатора.

Если вы инспектору не доверяете, берите с собой на экзамен на заднее сиденье наблюдателей. Теперь можно! Ими могут быть представители общественных организаций или автошкол. Только подсказывать они не смогут. Также сделать экзамены максимально прозрачными помогут видеокамеры в салоне.

НЕ ПОДГЛЯДЫВАТЬ, НЕ СПИСЫВАТЬ!

В теоретической части тоже есть изменения. В первую очередь весь экзамен пройдет под пристальным наблюдением видеокамеры. Для начала ответов на вопросы нужно будет голосом поздороваться с компьютером. И процесс пошел. На экзамен каждого кандидата отводится 1 час времени: 20 минут — подготовка, полчаса на вопросы и 10 минут посмотреть ответы.

Визиты в ГИБДД планируют свести до минимума: раз получение водительских прав это государственная услуга, сдавать документы и получать права можно в ближайшем МФЦ — многофункциональном центре. Набор документов не изменился: паспорт, регистрация по месту жительства, свидетельство об окончании автошколы (или старые права), медсправка и оплаченная квитанция с пошлиной.

Сдавать экзамены на водительские права можно будет сколько угодно раз. Но надо учитывать, сдал теорию — есть 6 месяцев на практику. Не успел — пересдавай все сначала. Причем первые два раза практику в городе можно будет пересдавать через неделю после провала, потом только раз в месяц. Итого — 8 попыток. Если не вышло, то опять сдаем теорию и снова пытаемся сдать практику.

Изменения коснулись и правил выдачи и аннулирования водительских прав. Главное нововведение — теперь права смогут получать несовершеннолетние уже в 16 лет. Для сдачи экзамена на вождение подростку нужно будет письменное согласие одного из его законных представителей.

Кроме того, МВД определило шесть оснований, которые предусматривают, при каких случаях кандидат в водители не будет допускаться к экзамену на права. В их числе истечение срока действия документа, изменение персональных данных автолюбителя, приход прав в негодность, выдача их с нарушениями, выдача нового удостоверения, появления у водителя медицинских противопоказаний для вождения и его смерть.

Ключевым изменением стало то, что проверять первоначальные навыки управления автомобилем на закрытых площадках в формате отдельного экзамена больше не будут. Сотрудники Госавтоинспекции оценят готовность будущих водителей исключительно в условиях реального дорожного движения.

Это правило коснется кандидатов в водители легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов и составов транспортных средств. Практический экзамен на мототранспортных средствах будет проводиться в целом на прежних условиях.

Во время экзамена в автомобиле смогут присутствовать наблюдатели — ими могут быть другие кандидаты в автомобилисты, представители общественных организаций и автошкол. В ГИБДД отметили, что участие наблюдателей поможет добиться повышения прозрачности экзамена и разрешить возможные спорные ситуации.

Также, как уточнял руководитель ГИБДД Михаил Черников, во время экзамена будут работать четыре камеры — две внешние и две видеокамеры в салоне, — и будет вестись аудиозапись всего процесса.

Изменения также внесены в перечень ошибок и нарушений, за которые, как и прежде, предусматривается выставление штрафных баллов. Ошибки и нарушения разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения. При этом грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок.

Например, практический экзамен сразу признают провальным, если кандидат не пристегнет ремень безопасности или будет использовать во время движения телефон.

Для получения положительной оценки кандидату необходимо продемонстрировать навыки безопасного управления транспортным средством в условиях реальной дорожной обстановки, набрав при этом, как и ранее, менее 5 штрафных баллов.

Изначально Госавтоинспекция планировала увеличить число вопросов в теоретической части экзамена, а также присвоить определенное количество баллов каждому вопросу. Однако от этой идеи решили отказаться.

Экзаменационные вопросы теоретической части по-прежнему объединены в четыре группы, состоящие из тематических блоков. В каждом содержится по пять вопросов.

Билет формируется из четырех тематических блоков, каждый из которых выбирается случайным образом из соответствующей группы. Перестановка вопросов между тематическими блоками не допускается. В экзаменационном билете содержится 20 вопросов. На каждый вопрос приводится от двух до пяти вариантов ответов, один из которых правильный.

Кандидату в водители для ответа на 20 вопросов предоставляется 20 минут. Если при ответе на вопросы билета он допустил две ошибки в разных тематических блоках, в течение 10 минут он может ответить на 10 вопросов из двух дополнительных тематических блоков. Дополнительные блоки выбираются из тех же групп, что и тематические блоки, при ответе на вопросы которых кандидатом в водители были допущены ошибки.

Также участникам экзамена запрещается пользоваться какой-либо литературой, техническими средствами или подсказками других людей. Если такие нарушения будут зафиксированы, то экзамен прекращается.

Экзамен на получение водительского удостоверения традиционно состоял из трех этапов – одного теоретического («теория») и двух практических («площадка» и «город»). Первая часть практического этапа предполагала демонстрацию кандидатом навыков вождения автомобиля и различных элементов, для проверки которых раньше использовалась специальная площадка.

Согласно новому регламенту, экзаменуемый должен показать, что умеет водить авто в ходе сдачи практического этапа на городских улицах.

Экзаменатор имеет право остановить экзамен, если будут допущены серьезные ошибки. В новом регламенте количество фатальных ошибок сокращается с 17 до 15. Более этого, в перечне грубейших нарушений появились две новые позиции — использование телефона или иного средства связи, а также начало движения без пристегнутого ремня безопасности.

В новом регламенте экзамена для сдачи на права перечислены все навыки, которые необходимо продемонстрировать кандидату в водители. В список того, что он должен уметь делать, включены 19 позиций. Среди них присутствуют и те, которые раньше должны были быть показаны на площадке. Речь идет о парковке задним ходом с поворотом на 90 градусов и параллельной парковке, а также об остановке и начале движения на подъеме и на спуске.

Получить водительские права в 16 лет с 1 апреля

Еще одним важным нововведением регламента, вступающего в силу с 1 апреля 2021 года, является возможность получения водительских прав несовершеннолетним — с 16 лет. Для того, чтобы стать обладателем удостоверения, позволяющего водить автомобиль в столь юном возрасте, нужно на сдачу экзамена и получение удостоверения предоставить согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей), если заявителем является лицо в возрасте от 16 до 18 лет (кроме случаев, когда его признают полностью дееспособным).

Многие водители любят говорить: «А вот в Европе…» И дальше речь идёт либо про бензин, либо про дороги, либо про качество автомобилей. Во всём этом великолепии есть одно но. Никаких послаблений даже для одарённых подростков в вопросе получения водительского удостоверения в Европе нет. Работает всё точно так же, как и в России, — получить право на управление автомобилем можно только с 18 лет. С одной оговоркой.

Права можно получить и в 16 лет, но в ряде стран (в Германии, Бельгии, Дании, Норвегии, например) это так называемые ученические права. С ними у подростка есть право на управление машиной, но только в компании инструктора или взрослых, стаж вождения которых превышает пять лет. За нарушение этого регламента (если местные инспекторы остановят) штраф от 1,5 до 5 тыс. евро и лишение прав на три года.

В России вопрос получения прав несовершеннолетними поднимался несколько раз. Последние публичные сообщения об этой инициативе были в 2018 году, однако после этого в СМИ перестали уделять внимание этому вопросу. В 2019 году в рамках форума «Я выбираю ЮИД» («Юный инспектор движения») глава ГИБДД России Михаил Черников поддержал идею выдавать права несовершеннолетним.

Ещё в сентябре 2019 года с аналогичным предложением выходило и МВД. В министерстве полагают, что после сдачи теории и практики в ГИБДД подросток может получать права на управление автомобилем категории В и может отправляться ездить в город. МВД предлагает допустить несовершеннолетних к управлению автомобилями через поэтапную программу доступа, а к закону «О безопасности дорожного движения» при этом будут добавлены специальные поправки.

Практика выдачи водительского удостоверения в 16 лет уже была в СССР. Тогда подростки могли ездить по городу в сопровождении родителей, но и нужно признать, что автомобилей в 60–70-х годах прошлого века было существенно меньше, да и пешеходы были чуть внимательнее, чем сейчас. Смартфоны, электросамокаты, трафик, постоянный звук аудиосистемы в машине и многое другое отвлекают водителя от дороги, и даже опытные, имеющие по 30 лет стажа водители нет-нет да и попадают в ДТП.

И хотя руководитель ГИБДД России Михаил Черников поддержал идею выдачи прав несовершеннолетним, ребёнок не получит права и не сможет сразу ездить на машине по городу. Для начала стоит понимать, что подросткам предлагают изучать правила дорожного движения не три месяца, а гораздо дольше.

Владимир Щербинский

При этом опытные юристы и собственники автошкол отмечают, что идея выдавать права в 16 лет (или раньше) может не прижиться. Крайне велик риск появления правовых коллизий, которые суд разрешить не сможет. Юрист Владимир Фролов отмечает, что вместе с правом на управление машиной приходит и ответственность не только за свою, но и за чужие жизни.

Водительские права начинают выдавать 16-летним

Владимир Фролов

В любом случае законопроект о наделении несовершеннолетних правом управлять машиной далёк от окончательного вида. И к тому моменту, как МВД и Госдума сформируют поправки в единый документ, может поменяться нормативная база. К дорожной ситуации, как отмечают инструкторы и специалисты по подготовке водителей, это не относится — с каждым годом машин становится всё больше и водить становится всё труднее.

Идею снизить возрастной порог для получения прав до 16 лет обсуждают уже давно. Еще в 2005 году Министерство внутренних дел РФ предлагало разрешить несовершеннолетним садиться за руль. Но дальше разговоров дело так и не пошло.

Эту тему вновь подняли в Госдуме осенью прошлого года. По словам депутата Василия Власова, который и инициировал дискуссию, получение прав с 16 лет позволило бы «вовлечь больше молодежи в экономические процессы».

Как утверждает Власов, молодые и уже работоспособные россияне в возрасте 16-17 лет (особенно в сельской местности) часто вынуждены зависеть от слабо развитого общественного транспорта. Водительские права, по мнению депутата, должны решить эту проблему.

В некоторых американских штатах сесть за руль можно даже не с 16, а с 14 лет. Такие правила действуют, например, в Арканзасе, Северной и Южной Дакоте и Вайоминге. В европейских странах в 16 лет получить права можно во Франции, Норвегии, Швеции и Эстонии. В 17 — в Венгрии, Исландии, Италии, Великобритании и Сербии.

Более строгие правила, чем в России и других странах, где за руль легкового авто можно сесть с 18 лет, только в Гибралтаре. Там для получения прав придется ждать 19 лет.

Раньше с 16 лет в России можно было записаться в автошколу, но нельзя было сдать экзамен в ГИБДД на права категории A, B и C (только на категорию M — для управления мопедом). Теперь правила изменятся.

Не совсем. В нынешней версии федерального закона о безопасности дорожного движения получить права можно только с 18 лет. А поправки, которые Министерство внутренних дел собирается внести во внутренний административный регламент, не затрагивают ФЗ.

Выходит, что в 16 лет вы можете отучиться в автошколе и успешно сдать экзамен, но права все равно не получите. Причем с юридической точки зрения незаконно будет как выдать вам удостоверение, так и не выдать — потому что регламент МВД не предусматривает отказа в получении прав из-за возраста.

Да. Из-за подобных нестыковок Министерство внутренних дел собирается глобально дополнить федеральный закон о безопасности дорожного движения.

Так, по данным «Российской газеты», поправки позволят садиться за руль до 18 лет при наличии опытного сопровождающего. Кроме того, в ФЗ подробно пропишут, какими компетенциями и стажем должен обладать «водитель-наставник».

Однако эти изменения и все детали должно установить российское правительство. А пока что этот вопрос окончательно не проработан.

Mafin Media внимательно следит за развитием ситуации.

С 3 декабря 2020 года изменился внешний вид водительского удостоверения, в верхней части которого добавили перевод фразы «Водительское удостоверение» на английский язык, оставив и французскую версию. Кстати, французский язык появился на российских правах после присоединения страны к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года — это закрепляло их международный статус.

МВД сформулировало и прописало шесть оснований, которые предусматривают, при каких случаях кандидат в водители не будет допускаться к экзамену на права.

Согласно документу, кандидат не будет допущен до экзамена, если он не соответствует требованиям, если есть сведения о наличии лишения прав, неправильно составлены документы или в них содержится недостоверная информация, если документы кандидата в водители имеют признаки подделки или были похищены, если человек не оплатил государственную пошлину, а также если автошкола, где учился будущий водитель, не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.

«В случае принятия решения об отказе в допуске к экзамену в заявлении указываются соответствующие основания отказа. Об отказе в допуске к экзамену заявитель уведомляется в письменной форме с указанием причин отказа», — говорится в проекте документа.

  • Права категории A
  • Права категории B
  • Права других категорий

Получить права и начать управлять транспортным средством можно не раньше, чем в 18 лет. Но это касается не всех водительских категорий.

В правилах дорожного движения прописано, во сколько лет допустимо начинать обучение в автошколе. Согласно пункту 21.4, получить навыки вождения на легковом и грузовом авто, разрешается с 16 лет. Но это не является основанием для выдачи прав сразу после окончания курса. Стартовать в освоении автобусов, трамваев и троллейбусов допускается только с 20 лет. Военные автобусы являются исключением, так как обучение на них возможно с момента совершеннолетия — 18 лет.

Для остальных категорий (кроме B, соответствующей легковым авто) действуют свои ограничения:

  • права категории С можно получить не раньше 18 лет, но пройти обучение допускается на год раньше;
  • то же касается подкатегорий B1 и C1;
  • категории D и D1 доступны лицам, достигшим 21 года;
  • для получения прав категории E (BE, CE, DE) необходим опыт управления транспортными средствами категории B, С или D не менее 12 месяцев.

Рассчитывая на получение прав, рациональнее начинать обучение в автошколе не больше, чем за 2-3 месяца до исполнения 18 лет. Во-первых, так нет риска быстро утратить новые навыки, из чего следует «во-вторых» — учеба непосредственно перед сдачей экзаменов на права в ГИБДД экономически выгодна. Будущему водителю не придется повторно проходить курс, если он забудет ПДД или разучится водить машину. Однако, каждый имеет право самостоятельно выбирать время обучения в автошколе.

Легковой транспорт в РФ подразделяется на категории по количеству пассажиров и массе транспортного средства. Если общая масса машины не превышает 3,5 тонны, а общее число перевозимых людей не превышает 8 человек, то начать обучение на управление таким транспортом можно с 16 лет. Практические занятия производятся с установкой зеркал и педалей для инструктора. К экзаменам учащийся допускается только с 17 лет. При этом срок окончания обучения в автошколе не играет никакой роли.

ВНИМАНИЕ !!! Управлять легковым авто получивший права водитель сможет только после достижения 18-летия. Водить можно и раньше, но рядом с несовершеннолетним водителем должен обязательно находиться инструктор. Если ранее управление легким транспортом требовало открытия категории «В» или «С», то теперь появилась масса других подкатегорий, к которым можно отнести «В1», «В1Е», «С1», «С!Е» и «Е». Все эти категории и подкатегории будут доступны будущему водителю только после наступления совершеннолетия.

Последний вид категории открывается для вождения автомобиля с тяжелым прицепом или полуприцепом. К тому же открытие категории «ВЕ», позволяющей управлять тягачом с прицепом, «С1Е» или «СЕ» станет доступной к открытию только с 19-летнего возраста.

Выбрав вид транспорта, которым в дальнейшем будет осуществляться управление, можно переходить к изучению условий получения удостоверения и возможности управлять транспортом.

К примеру, перевозка различных грузов производится на транспортном средстве, требующего открытия категории «С». К сдаче экзамена допускаются лица, достигшие 17-летнего возраста, а к управлению – только после 18 лет. Эти же условия распространяются и на управление трициклами, квадроциклами или легкие грузовики.

ВАЖНО !!! Открытие категории «Д» возможно только после достижения 21-летнего возраста. В этом случае водитель сможет осуществлять управление транспортом с более 8-ми пассажирскими местами.

Если открыть категорию «Д1Е» и «ДЕ», то у водителя появится возможность управлять автопоездом или транспортом с прицепом свыше 750 кг. Эти категории можно открыть с 21-летнего возраста. Управление трамваями или троллейбусами возможно тоже с 21 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.