Безналичные расчеты физических лиц 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безналичные расчеты физических лиц 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящее Положение на основании части 3 статьи 2, частей 1 и 6 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2021, N 1, ст. 38), пунктов 4 и 5 статьи 4, статьи 82.3 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2021, N 9, ст. 1467), части первой статьи 31 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492), части 5.1 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2019, N 8, ст. 715) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 25 июня 2021 года N ПСД-13) устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

Наличные и безналичные расчеты: нововведения 2021 г.

1.1. Банк России, кредитные организации (далее при совместном упоминании — банки) осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств (далее — распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федеральных законов предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее — взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов чеками;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2021, N 24, ст. 4205) (далее — Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ) и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно.

1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее при совместном упоминании — клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральными законами осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с предусмотренным Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2020, N 52, ст. 8588) (далее — Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) исполнительным документом о взыскании денежных средств, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральными законами осуществляется перевод взысканных денежных средств.

1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств — физическим лицам;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжений плательщиков — физических лиц и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

приема наличных денежных средств, распоряжений плательщиков — физических лиц и выдачи наличных денежных средств получателям средств — физическим лицам;

приема наличных денежных средств, распоряжений плательщиков — физических лиц и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств — физическим лицам;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.5. Перевод денежных средств может осуществляться банком с последующим их возмещением в соответствии с договором банком плательщика в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее — банк-посредник).

2.1. Процедуры приема к исполнению распоряжений включают в себя:

удостоверение права распоряжения денежными средствами;

контроль целостности распоряжений;

структурный контроль распоряжений;

контроль значений реквизитов распоряжений;

контроль достаточности денежных средств.

Процедуры приема к исполнению распоряжения плательщика, требующего согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, включают в себя контроль наличия такого согласия третьего лица.

Процедуры приема к исполнению распоряжения получателя средств, требующего акцепта плательщика, включают в себя контроль наличия заранее данного акцепта плательщика или получение акцепта плательщика.

2.2. Банки могут дополнительно устанавливать, в том числе в договорах, иные процедуры приема к исполнению распоряжений, в том числе процедуру контроля дублирования распоряжений. При указании в распоряжении, требующем выполнения условий перевода, признака условий перевода банк осуществляет контроль выполнения условий перевода в порядке, установленном договором.

Регистрация распоряжений осуществляется в порядке, установленном банком, с указанием даты поступления распоряжения, при этом обязательной регистрации подлежат распоряжения взыскателей средств.

2.3. Порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму, устанавливается кредитными организациями с учетом требований настоящего Положения и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов.

2.4. Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с пунктом 1.26 настоящего Положения.

Удостоверение права распоряжения денежными средствами на банковском счете при приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки наличия собственноручной подписи (собственноручных подписей) и оттиска печати (при наличии) и их соответствия образцам, заявленным банку в карточке с образцами подписей и оттиска печати (далее — карточка) или в альбоме образцов подписей лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете (далее — альбом).

При приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе, составленного физическим лицом в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, кредитная организация проверяет наличие собственноручной подписи.

2.5. Контроль целостности распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки неизменности реквизитов распоряжения.

Контроль целостности распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки отсутствия внесенных в распоряжение изменений (исправлений).

2.6. Структурный контроль распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки его реквизитов и максимального количества символов в них.

Структурный контроль распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки соответствия распоряжения установленной форме.

При приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе с использованием технологий кодирования (цифрового, штрихового) банком проверяется расположение кодов в месте, свободном от указания реквизитов.

2.7. Контроль значений реквизитов распоряжения осуществляется посредством проверки значений реквизитов распоряжения, их допустимости и соответствия в порядке, установленном банком, с учетом требований законодательства, договора.

2.8. При поступлении распоряжения плательщика, требующего согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, банк плательщика осуществляет контроль наличия согласия третьего лица. Согласие третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика дается в электронном виде или на бумажном носителе способом, предусмотренным договором (в том числе посредством составления распоряжения, заявления третьего лица, подписания третьим лицом распоряжения плательщика), или в распоряжении плательщика в месте, свободном от указания реквизитов.

3.1. При поступлении распоряжений участников платежной системы в рамках платежной системы платежный клиринговый центр осуществляет платежный клиринг посредством выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы в соответствии с главой 2 настоящего Положения с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой, а также посредством выполнения иных процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы в соответствии правилами платежной системы и договором.

3.2. Контроль достаточности денежных средств на банковских счетах участников платежной системы осуществляется платежным клиринговым центром в порядке, установленном правилами платежной системы.

3.3. Платежный клиринговый центр выполняет процедуру оптимизации (если она предусмотрена правилами платежной системы) в целях определения распоряжений участников платежной системы, для исполнения которых достаточно денежных средств на банковских счетах участников платежной системы. При недостаточности денежных средств на банковских счетах участников платежной системы процедура оптимизации осуществляется платежным клиринговым центром при условии отсутствия очереди не исполненных в срок распоряжений.

3.4. При недостаточности денежных средств на банковских счетах участников платежной системы платежный клиринговый центр направляет участникам платежной системы запросы о переводе денежных средств на банковские счета участников платежной системы (если их направление предусмотрено правилами платежной системы). В случае если в течение времени, указанного в запросе о переводе денежных средств на банковские счета участников платежной системы или установленного правилами платежной системы, на банковские счета участников платежной системы не переводятся денежные средства, достаточные для исполнения распоряжений участников платежной системы, платежным клиринговым центром выполняются процедуры, предусмотренные правилами платежной системы, включая возврат (аннулирование) распоряжений участников платежной системы, использование денежных средств гарантийного фонда платежной системы.

3.5. При достаточности денежных средств на банковских счетах участников платежной системы для исполнения распоряжений участников платежной системы (в том числе с учетом процедур, указанных в пунктах 3.3 и 3.4 настоящего Положения) платежный клиринговый центр в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2019, N 31, ст. 4423) в порядке, установленном правилами платежной системы, для каждого участника платежной системы определяет платежные клиринговые позиции.

3.6. Платежная клиринговая позиция оформляется распоряжением платежного клирингового центра в электронном виде или на бумажном носителе. При определении платежной клиринговой позиции на нетто-основе в распоряжении платежного клирингового центра указывается сумма, подлежащая уплате (получению) участником платежной системы по итогам платежного клиринга.

В случае если платежная клиринговая позиция определяется с учетом процедур, указанных в пункте 3.4 настоящего Положения, участник платежной системы извещается о результатах выполненных процедур, а также об использованных в соответствии с правилами платежной системы суммах денежных средств для определения платежной клиринговой позиции.

3.7. После определения платежных клиринговых позиций платежный клиринговый центр направляет:

расчетному центру — распоряжения с указанием платежных клиринговых позиций для осуществления списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы в размере значений платежных клиринговых позиций в порядке и сроки, которые установлены правилами платежной системы. Размер платежной клиринговой позиции может подтверждаться участником платежной системы в случаях и порядке, которые установлены правилами платежной системы;

участникам платежной системы — распоряжения с указанием платежных клиринговых позиций не позднее окончания дня их определения и реестры с указанием реквизитов распоряжений, по которым участники платежной системы и их клиенты являются плательщиками и получателями средств.

3.8. Участники платежной системы выполняют в отношении реестров процедуры приема к исполнению распоряжений, за исключением процедур контроля достаточности денежных средств, контроля наличия согласия третьего лица и контроля наличия заранее данного акцепта плательщика или получения акцепта плательщика.

4.1. Процедуры исполнения распоряжений включают в себя:

исполнение распоряжений в порядке, установленном банками, посредством списания денежных средств с банковского счета плательщика, зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи наличных денежных средств получателю средств либо учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств;

частичное исполнение распоряжений;

подтверждение исполнения распоряжений.

Процедуры исполнения распоряжения, в котором указан код выплат, включают в себя контроль банком получателя средств распоряжения в порядке, установленном в приложении 16 к настоящему Положению.

4.2. Банки могут дополнительно устанавливать, в том числе в договорах, иные процедуры исполнения распоряжений, включая порядок уточнения реквизитов распоряжений, возврата денежных средств, которые не могут быть зачислены (выданы) получателю средств, а также исполнения распоряжений, включенных в распоряжения на общую сумму, в том числе частичного исполнения распоряжений.

В случае уточнения реквизитов распоряжения банк направляет запрос об уточнении реквизитов не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения. Срок уточнения реквизитов распоряжения должен быть не более пяти рабочих дней, не считая дня его поступления в банк. В случае если реквизиты распоряжения не уточнены в течение пяти рабочих дней, в том числе не получен ответ на запрос об уточнении реквизитов, банк осуществляет возврат (аннулирование) распоряжения в соответствии с пунктом 2.14 настоящего Положения.

4.3. Порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму, устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов.

4.4. В случае если иное не предусмотрено законодательством или договором, банк получателя средств устанавливает порядок зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, при этом допускается зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств по номеру банковского счета получателя средств либо по идентификатору, позволяющему однозначно установить номер банковского счета получателя средств, и по иной информации о получателе средств. Идентификатор, позволяющий однозначно установить номер банковского счета получателя средств, используется при согласии получателя средств. Указанное согласие дается в договоре, заключенном между получателем средств и обслуживающим его банком либо в виде отдельного сообщения или документа, составленных получателем средств в электронном виде или на бумажном носителе.

В случае если иное не предусмотрено законодательством, при осуществлении перевода денежных средств в рамках расчетов платежными поручениями в качестве иной информации о получателе средств для зачисления денежных средств банком получателя средств на банковский счет получателя средств — юридического лица, не являющегося банком или территориальным органом Федерального казначейства, получателя средств — индивидуального предпринимателя должен использоваться его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО).

Абзац второй пункта 4.4 действует с 01.04.2022 (пункт 10.1 главы 10).

4.5. Частичное исполнение распоряжений плательщиков, получателей средств, включая распоряжения, по которым дан частичный акцепт плательщика, взыскателей средств осуществляется банком в случаях, предусмотренных законодательством или договором, платежным ордером в электронном виде или на бумажном носителе.

На основании договора между кредитными организациями частичное исполнение распоряжений плательщиков, получателей средств, включая распоряжения, по которым дан частичный акцепт плательщика, взыскателей средств осуществляется кредитной организацией платежным распоряжением в электронном виде или на бумажном носителе.

Распоряжение, составляемое банком в целях частичного исполнения распоряжения получателя средств, по которому получен частичный акцепт плательщика, при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика помещается в очередь не исполненных в срок распоряжений.

При ведении в электронном виде очереди не исполненных в срок распоряжений банк обеспечивает возможность предоставления следующей информации о частичном исполнении распоряжения:

дата и номер распоряжения, на основании которого осуществлялось частичное исполнение;

порядковый номер и сумма частичного исполнения;

неисполненная сумма;

сведения об уполномоченном лице банка, которым осуществлялось частичное исполнение.

Положение ЦБ РФ от 29.06.2021 N 762-П

6.1. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (далее — банк-эмитент), обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение его условий (далее соответственно — исполнение аккредитива, документы по аккредитиву), либо предоставляет полномочия на исполнение аккредитива другому банку (исполняющему банку). В качестве исполняющего банка выступает банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Банк-эмитент вправе открыть аккредитив от своего имени и за свой счет. В этом случае банк-эмитент является плательщиком. Банк-эмитент может являться получателем средств.

6.2. Настоящая глава не регулирует порядок исполнения аккредитива путем акцепта и оплаты переводного векселя.

6.3. Аккредитив обособлен и независим от основного договора. Исполнение аккредитива осуществляется на основании представленных документов по аккредитиву.

6.4. Передача аккредитива, изменений условий аккредитива, документов, заявлений, уведомлений, извещений по аккредитиву и обмен иной информацией по аккредитиву осуществляются на бумажном носителе и (или) в электронном виде с использованием средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя, включая информационные системы, в том числе распределенные информационные системы. Особенности обмена информацией по аккредитиву с использованием информационных систем предусмотрены пунктом 6.31 настоящего Положения.

6.5. При поступлении аккредитива, изменений условий аккредитива, документов, заявлений, уведомлений, извещений и иной информации по аккредитиву банком выполняются соответствующие процедуры приема к исполнению распоряжений, предусмотренные главой 2 настоящего Положения, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 6.31 настоящего Положения.

6.6. Открытие аккредитива осуществляется банком-эмитентом на основании заявления плательщика об открытии аккредитива, составляемого в порядке, установленном банком. Согласие исполняющего банка на исполнение аккредитива не препятствует его исполнению банком-эмитентом.

6.7. Реквизиты и форма (на бумажном носителе) аккредитива устанавливаются банком. В аккредитиве должна быть указана следующая обязательная информация:

номер и дата аккредитива;

сумма аккредитива;

реквизиты плательщика;

реквизиты банка-эмитента;

реквизиты получателя средств;

реквизиты исполняющего банка;

вид аккредитива;

срок действия аккредитива;

способ исполнения аккредитива;

перечень документов по аккредитиву и требования к ним;

назначение платежа;

срок представления документов по аккредитиву;

необходимость подтверждения аккредитива (при наличии);

порядок оплаты комиссионного вознаграждения банков.

В аккредитиве может быть указана иная информация.

6.8. При получении от банка-эмитента аккредитива с полномочием на исполнение аккредитива исполняющий банк в случае несогласия принять полномочия на исполнение аккредитива обязан известить об этом банк-эмитент не позднее трех рабочих дней начиная со дня поступления аккредитива.

6.9. Исполняющий банк сообщает условия поступившего от банка-эмитента аккредитива получателю средств и направляет получателю средств информацию об адресе подразделения исполняющего банка, по которому должны быть представлены документы по аккредитиву. В случае если такая информация получателю средств не направлена, местом представления документов по аккредитиву исполняющему банку считается адрес его головного офиса. В соответствии с полномочиями, предоставленными банком-эмитентом, исполняющий банк может привлекать для сообщения условий аккредитива другой банк, в том числе банк получателя средств, который извещает исполняющий банк о дате сообщения условий аккредитива получателю средств. В случае своего несогласия или невозможности сообщить условия аккредитива получателю средств банк извещает об этом исполняющий банк не позднее трех рабочих дней начиная со дня поступления аккредитива от исполняющего банка.

6.10. Перевод денежных средств в исполняющий банк в качестве покрытия по покрытому (депонированному) аккредитиву осуществляется платежным поручением банка-эмитента с указанием информации, позволяющей установить аккредитив, в том числе даты и номера аккредитива.

7.1. Инкассовые поручения применяются при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором, и при расчетах по распоряжениям взыскателей средств.

7.2. Инкассовые поручения составляются, предъявляются, принимаются к исполнению и исполняются в электронном виде, на бумажных носителях.

7.3. Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при наличии у получателя средств права предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика, предусмотренного федеральными законами или договором, заключенным между плательщиком и банком плательщика. В случае если право получателя средств предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика предусмотрено федеральными законами, применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при предоставлении плательщиком и (или) получателем средств в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре. В случае если право получателя средств предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика предусмотрено договором, заключенным между плательщиком и банком плательщика, применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при предоставлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика, об обязательстве плательщика и основном договоре.

7.4. В случае если получателем средств является банк плательщика, условие о списании денежных средств с банковского счета плательщика может быть предусмотрено договором банковского счета и (или) иным договором, заключенным между банком плательщика и плательщиком.

7.5. В случае если получателем средств является банк плательщика, списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика может осуществляться банком плательщика в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого им банковского ордера.

7.6. В целях исполнения распоряжения взыскателя средств, не являющегося инкассовым поручением, предъявленного непосредственно в банк плательщика, указанный банк составляет инкассовое поручение.

7.7. Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение десяти календарных дней со дня, следующего за днем его составления.

Банк получателя средств, принявший инкассовое поручение в целях взыскания денежных средств, обязан направить инкассовое поручение в банк плательщика не позднее рабочего дня, следующего за днем его приема.

7.8. При расчетах инкассовыми поручениями могут применяться платежное распоряжение, распоряжение, для которого не установлены перечень реквизитов и форма.

С 10 января этого года вступил в силу ряд поправок в небезызвестный Закон о противодействии легализации преступных доходов (№ 115-ФЗ).

Изменился перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга (Закон от 13.07.2020 № 208-ФЗ). В частности, банк обязан сообщить туда, если:

  • гражданин откроет вклад в пользу третьего лица (в т.ч. с привязкой к банковской карте), пополнив счет наличными на сумму свыше 600 тысяч рублей,
  • или оформит на свою карту возврат неиспользованного остатка средств на балансе мобильного телефона на сумму более 100 тысяч рублей,
  • или получит на свою карту выплату по договору страхования жизни или пенсионного страхования в сумме от 600 тысяч рублей,
  • или произведет расчет со своего банковского счета по сделке с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей (полный перечень подконтрольных операций представлен в ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

С 1 октября 2021 года обновляются признаки подозрительных операций, которые обязаны контролировать и своевременно пресекать банки.

Согласно новым Указаниям ЦБ РФ (№ 5599-У от 20.10.2020) к ним относятся операции, отвечающие следующим признакам:

  • когда с одного телефона или компьютера делают переводы со счетов разных физических лиц (при этом у банка нет сведений, что они являются родственниками),
  • или когда с помощью банковской карты покупают цифровую валюту,
  • если предприниматель со своего расчетного счета переводит деньги на банковскую карту, открытую ему в качестве физического лица.

Перечень подозрительных операций весьма обширный и, что самое главное, весьма не конкретный.

Так, ЦБ РФ указывает, что при наличии иных признаков, которые не включены в этот перечень, но дают основание заподозрить за клиентом преступные финансовые махинации, кредитная организация обязана заблокировать счет и потребовать документы, подтверждающие легальность денежного перевода.

С этого года введен подоходный налог на проценты, которые гражданин получил от банка за календарный год (Закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

13% придется заплатить в бюджет, если проценты, начисленные суммарно по вкладам и банковским счетам гражданина (в т.ч. и карточным), превысят необлагаемый лимит.

Самый крутой бухгалтерский канал в Телеге. Ведут редакторы «Клерка». Главные новости, мануалы для бухгалтеров, без воды и рекламы. Плюс сливаем регистрации на бесплатные вебинары. Присоединяйтесь.

В этом году не облагаются налогом проценты в размере до 42 500 рублей (1 млн рублей, умноженный на 4,25% — ключевая ставка ЦБ РФ на 1 января отчетного года).

Чтобы ФНС могла начислить налог, на банки возлагается обязанность сообщать о сумме процентов, которые получил от них клиент за календарный год (по банковским картам, депозитам и т. д.).

Исключение составляют лишь рублевые счета и карты, по которым процентная ставка не превышает 1% годовых, а также счета эскроу, которые используются для расчетов с застройщиками жилья. Полученные по ним проценты не учитываются для целей налогообложения — поэтому банки не обязаны сообщать о них в ФНС.

Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2021 году

С 1 января этого года вступили в силу важные поправки в правила сбора биометрических данных граждан, а также их использования (Закон от 29.12.2020 № 479-ФЗ).

В частности, все крупные банки обязали передавать биометрические данные своих клиентов в Единую биометрическую систему. Правда, для сбора биометрии требуется получить письменное согласие гражданина.

Если он согласится, то в дальнейшем получает возможность дистанционно оформлять себе новые банковские карты и обслуживаться в банках без необходимости лично посещать офис с паспортом.

Увеличился список платежей и расчётов, за которыми теперь будет следить Федеральная налоговая служба и служба Росфинмониторинга.

Вводится обязательный контроль за следующими операциями:

  • вывод с баланса телефона больше 100 000 р.;
  • почтовые переводы на сумму от 100 000 р.;
  • расчёты по договорам аренды и лизинга в размере от 600 000 р.;
  • расходы или доходы от азартных игр на сумму свыше 600 000 р.;
  • расчёты по сделкам с недвижимостью на сумму более 3 000 000 р.

То есть каждую такую сделку будут анализировать, проверять, находить ей обоснование. Получает человек небольшую зарплату официально, а тут купил квартиру за 10 миллионов — налоговики уточнят, откуда деньги. Видит банк, что человек получает регулярно на карту крупные суммы, может заблокировать счёт и узнать, что это и откуда. Вдруг такие переводы — это доход от нелегальной деятельности и клиент нарушает закон.

Поправки должны усложнить жизнь коррупционерам, а ещё тем, кто ведёт предпринимательскую деятельность без регистрации и уклоняется от налогов.

Будет сложно распоряжаться крупными суммами и легализовать доход, полученный неофициально — «в конверте». Поэтому если вам до сих платят так, пора обсуждать с работодателем новые условия расчётов.

Повышается риск того, что налоговики отследят такие подозрительные операции и потребуют объяснений. А банки станут чаще блокировать карты из-за сомнительных переводов. Нужно стать более осмотрительными в обращении с деньгами и не участвовать в сомнительных финансовых схемах, даже если вас просят об этом начальник или кто-то из знакомых.

В случае, если занимаетесь без регистрации бизнесом, фрилансом, сдаёте квартиру или гараж в аренду и не платите налогов, стоит обратить внимание на самозанятость. Это простой и удобный способ легализовать свои доходы, если они не превышают 2,4 млн рублей в год. Если суммы заработка больше, то нужно стать ИП.

При этом вы можете, как и прежде, получать и отправлять деньги своим близким, давать в долг друзьям, переводить деньги коллеге в подарок, принимать оплату при продаже личных вещей по объявлению. Это не вызовет лишних проблем, если будет в рамках указанных лимитов по операциям.

И уж точно ни банки, ни налоговая не станут автоматически со всех средств, поступающих на вашу карту, взимать НДФЛ. Вы сами должны платить налоги со своих доходов, а личные расчёты такими налогами не облагаются.

Проблемы появятся у тех предпринимателей и компаний, которые используют двойную бухгалтерию, серые схемы расчётов, обналичивание.

Платежи юрлиц и ИП на карты физлиц и так подлежат контролю, а если получатель быстро обналичит переведенную крупную сумму, то это служит «звоночком» для Росфинмониторинга. Проверят и получателя, и отправителя средств.

Усложнится работа с наличными — без внимания контролирующих органов нельзя будет свободно зачислять или снимать их с расчётного счёта. Велика вероятность, что по таким операциям нужно будет объясняться и предоставлять сопроводительные документы.

Чтобы в 2021 году избежать штрафов или блокировки счёта, изучите положения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ и поправки к нему. Это важно сделать владельцам малого бизнеса и бухгалтерам любых компаний. Так вы обезопасите себя от проблем в работе.

В банке АТБ есть максимально выгодные тарифы, чтобы проводить все платежи без риска нарушений:

  • зарплатный проект для выплат сотрудникам;
  • корпоративные карты для подотчетных трат с возможностью снять до 500 000 ₽ наличными в сутки;
  • эквайринг для приема оплаты картами от клиентов.

16584

23330

213618

Фото 9886

Фото Видео 7172

За расчеты с физлицами по безналу без чека будет штраф

4778

Кассовый чек кассовый чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 Закона N 54-ФЗ). В Законе N 54-ФЗ отсутствуют правила определения «даты расчета» при безналичной оплате. В общем случае ККТ применяется на месте расчета и в момент расчета, и покупателю выдается кассовый чек (на бумажном носителе и/или направляется в электронном виде) (п. 2 ст. 1.2.Закона N 54-ФЗ). Это не вызывает вопросов при наличных формах расчета или расчетах с применением электронных средств платежа при их предъявлении кассиру. При этом нет ясности, каким образом пользователю ККТ применять ККТ при получении денежных средств на расчетный счет.

Перевод денежных средств может осуществляться в срок до 3 рабочих дней начиная со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).

То есть, если считать днем расчета день внесения покупателем денежных средств в кассу банка, то выполнить требования п. 5.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ зачастую невозможно. ФНС России предлагает в качестве выхода из ситуации считать датой расчета для применения п. 5.4 ст.1.2 Закона N 54-ФЗ дату формирования выписки по счету (идентификации платежей), но не позднее даты зачисления денежных средств на счет пользователя ККТ (письма ФНС России от 26.10.2018 N ЕД-4-20/21001@, от 23.11.2018 г. N ЕД-4-20/22775).

По мнению Минфина РФ, пользователь ККТ обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей покупателя (клиента) кредитной организацией (письмо Минфина РФ от 21.06.2018 . N 03-01-15/42668). Полномочия по предоставлению письменных разъяснений налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства России о применении ККТ предоставлены Минфину России (п. 9 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). Для снижения рисков в ситуации законодательной неопределенности пользователь ККТ имеет право обратиться за адресными разъяснениями в Минфин РФ.

В бухгалтерском учете выручка от продажи товаров, в том числе физическим лицам является доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Выручка от реализации, признается в бухгалтерском учете организации в тот момент, когда продукция реализована (передана) покупателю, независимо от того, когда деньги поступят на счет предприятия (пп. 5, 6 и 12 ПБУ 9/99).

Законодательство не предусматривают отдельного порядка заполнения товарной накладной (счета или акта) в случае продажи товара физическому лицу, поэтому по строкам «Грузополучатель» и «Плательщик» организация вправе указать фамилию и инициалы покупателя — физического лица.

Организация-продавец выставляет счет на предоплату товара в размере 100%, физическое лицо безналичным способом оплачивает счет (дистанционно, без предъявления пластиковой карты или смартфона продавцу), товар передается физическому лицу в офисе организации, для подтверждения факта реализации составляется товарная накладная или акт передачи товара.

Направление покупателю счета является предложением оплатить товар по цене, указанной в счете. Если выставленный покупателю счет на оплату товара соответствует требованиям ст. 435 ГК РФ, т.е. содержит все существенные условия договора, такой счет следует рассматривать, как предложение заключить договор (оферту).

Оплата покупателем полученного счета является акцептом оферты, то есть в этом случае договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в счете на оплату. При наличии оплаченного счета, в котором указаны наименование и количество товара, либо при наличии надлежаще оформленного товаросопроводительного документа с отметкой покупателя о принятии товара договор купли-продажи считается заключенным в письменной форме.

  1. Отражено поступление предоплаты в размере 100% за товар на расчетный счет:
    Дебет 51 Кредит 62-аванс (документ — выписка банка по расчетному счету)
  2. Исчислен НДС с суммы полученной предоплаты:
    Дебет 62-НДС (76-НДС по авансу) Кредит 68-НДС (документ — счет-фактура на аванс (или сводный документ за период)
  3. Отражена выручка от продажи товара (товар передан покупателю-физическому лицу):
    Дебет 62-физ.лица Кредит 90-1 (документ — товарная накладная или акт приемки-передачи товара)
  4. Начислен НДС при отгрузке товара:
    Дебет 90-3 Кредит 68-НДС (документ — счет-фактура на отгрузку)
  5. Сумма предоплаты зачтена в счет реализации товара:
    Дебет 62-аванс Кредит 62-физ.лица (документ — бухгалтерская справка)
  6. Принят к вычету НДС, исчисленный с суммы предоплаты:
    Дебет 68-НДС Кредит 62-НДС (76-НДС по авансам) (документ — счет-фактура на аванс (сводный документ).
  7. Списана в расходы себестоимость реализованного товара:
    Дебет 90-2 Кредит 41 (документ — товарная накладная или акт приемки- передачи товара)

Как в 2021 году ужесточат контроль за переводами с карты на карту?

ИП на агентском договоре со страховой компанией. Нужно ли ему применять кассу?

До 1 июля можно вместо чека выдавать бланк строгой отчетности — квитанцию № А7. Это правило распространяется на страховые организации, агентов-ИП и страховых брокеров только при оказании услуг физическим лицам. А вот с 1 июля применять кассу обязательно.

Юридическое лицо является торговым агентом и действует за счет принципала. Из поступивших на расчетный счет средств от покупателей удерживается вознаграждение, остальная сумма переводится принципалу. Нужно ли применять ККТ? Если да, то какую сумму пробивать?

Если агент действует от имени и за счет принципала, то в соответствии с разъяснениями Минфина, ККТ он применять не должен. Эта обязанность возникает у принципала. Подробнее об этом можно прочитать письмо от 04.09.2017 № 03-01-15/56619. Однако четких рекомендаций по поводу проведения таких операций до сих пор нет.

Компания является агентом при оказании услуг связи и работает от имени принципала. Нужно ли применять ККТ, если деньги за услуги связи переводятся с расчетного счета покупателя на расчетный счет агента?

Это зависит от того, является ли компания обычным или платежным агентом. Если платежным, то согласно закону 103-ФЗ, применять кассовую технику нужно. Если же компания является обычным агентом, то нет — выбивать чек должен принципал.

Несколько лет назад организация (образовательное учреждение) заключило с банком договор о приеме платежей от физических лиц. Оплата производится через банковские терминалы. Граждане предъявляют чеки из терминала — это служит подтверждением оплаты. Должна ли наша организация в этой ситуации применять кассу?

Важно знать, кому принадлежит терминал. Это может быть:

  1. Банк. Банки не применяют кассовую технику — они освобождены от этого законом. В таком случае после оплаты на руках у клиентов будет не чек, а обычная квитанция из терминала (слип). Обязанность напечатать чек возлагается на организацию, которая оказывает услуги (в данном примере — на образовательное учреждение).
  2. Платежный агент. Если терминал принадлежит агенту, это должно быть указано в чеке. В таком случае чек печатается именно агентом, а поставщик услуг от этого освобожден. По указанному вопросу есть письмо Минфина от 03.10.2017 № 03-01-15/64345.

ИП оказывает услуги агента недвижимости, работает без сотрудников и выписывает клиентам БСО. Должен ли он применять кассу?

До 1 июля можно применять БСО, выпущенные типографией, после этого необходимо будет применять кассовую технику. Вообще, кассовый чек и бланк строгой отчетности имеют равную силу и различаются лишь тем, на каком оборудовании они формируются. Для печати чека нужна кассовая техника, а для печати БСО — специальная автоматизированная система. Такие системы есть в типографиях. Однако с 1 июля 2019 года нужно будет применять системы нового плана — так называемые БСО ККТ. Они должны быть индивидуальными. То есть каждый, кто собирается работать с БСО, должен приобрести такую технику. Однако вместо этого он может приобрести обычную ККТ и печатать чеки. Моделей касс в продаже сейчас множество в разных ценовых категориях. А вот моделей БСО ККТ, допущенных к продаже, пока нет.

Мы ломбард. При выдаче займа выписываем клиенту БСО. Как быть с 1 июля?

Все верно, до 1 июля вы выписываете БСО залоговый билеты. Применение ККТ не требуется. После этой даты залоговый билет нужно оформлять на специальной БСО-ККТ. Но вместо этого можно использовать обычную кассу, включив в чек нужные вам дополнительные реквизиты. Такой порядок применяется в отношении операций, связанных с выдачей займов под залог материальных ценностей. Если же ломбард выдает обычный потребительский кредит, то применять кассу либо выписывать БСО необходимости нет.

Может ли бюджетное учреждение применять БСО, утвержденное приказом Минкульта № 257 от 12 декабря 2008?

Может, но только до 1 июля 2019 года. Дальше придется приобретать либо автоматизированную систему для печати БСО (БСО ККТ), либо обычно кассовый аппарат. Выше мы упоминали о том, что БСО-ККТ пока в реестре ФНС нет и неизвестно, появятся ли они к июлю. Поэтому пока целесообразно рассчитывать на кассу.

Индивидуальный предприниматель занимается оказанием услуг по онлайн обучению, сотрудников нет. Должен ли он применять ККТ с 1 июля?

Из контекста вопроса следует, что оплата за услуги также принимается онлайн. Иначе говоря, плата с клиента взимается посредством электронных средств платежа. Если это так, то использовать кассу нужно начиная с 1 июля 2018 года.

ИП, сотрудников нет, занимается изготовление металлических решеток. Можно ли не ставить кассу?

ИП на патенте, которые занимаются производством монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ и услуг производственного характера, могут не применять ККТ. Если вы приобрели патент на оказание таких услуг, можете работать без кассы.

ИП на ЕНВД, работников нет, занимается транспортными услугами. Клиенты — физические и юридические лица. Деньги принимаются на расчетный счет и на личную карту предпринимателя (как физлица). При каких операциях нужно выбивать чеки?

В данном случае при всех, кроме приема переводов от юридических лиц и ИП на расчетный счет предпринимателя.

ООО на вмененке занимается ремонтом обуви. Можно ли после 1 июля работать без кассы? Или это льгота касается только ИП?

Ремонт и окраска обуви упомянута в статье 2 закона 54-ФЗ в числе исключений, то есть относится к деятельности, при осуществлении которой применять кассу не нужно. Так что вне зависимости формы организации бизнеса можно работать без ККТ.

Предприниматель на ЕНВД занимается ремонтом и пошивом одежды. Нужно ли с 1 июля ставить кассу? Пока мы работаем на БСО.

С 1 июля работать с БСО не получится, придется ставить ККТ. Однако если вы перейдете на патент, то сможете этого избежать. ИП на ПСН, осуществляющие упомянутую деятельность, освобождены от обязанности применять кассовую технику.

ИП на ПСН, вид деятельности — техобслуживание и ремонт транспорта. Нужно ли применять кассу?

Да, с 1 июля 2019 года придется ставить ККТ.

Старые БСО действительны до 1 июля, а БСО-ККТ в продаже пока нет. Что делать? Каков шанс, что отсрочат применение БСО-ККТ и разрешат и дальше использовать бумажные бланки?

Вы не обязаны покупать БСО-ККТ. Вместо него можно приобрести обычную кассу и выбивать чеки. Кассовый чек и БСО равнозначны для тех, кто реализует услуги населению.

ИП-репетитор на упрощенке работает с гражданами и делает переводы для юридических лиц. Если какой-то вариант избежать установки ККТ?

Что касается репетиторства, то возможность есть — нужно перейти с УСН на ПСН. ИП на патенте при оказании услуг по обучению и репетиторству ККТ может не применять. В расчетах с юридическими лицами избежать установки кассы можно при любом налоговом режиме, если принимать оплату на свой расчетный счет.

ИП на УСН, стоматологические услуги. Когда нужно применять кассу?

Если предприниматель выписывает БСО, то можно сохранить такой порядок до 1 июля. Затем понадобится касса. Если же БСО не выписывается, то обязанность применять ККТ на УСН возникла еще с 1 июля 2018 года.

Бюджетное учреждение из социальной сферы получает деньги за проживание от пожилых людей. Нужна ли касса с 1 июля?

Вероятно, ваша деятельность попадает под исключения, прописанные в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ. Та есть деятельность по присмотру и уходу за детьми, больными, престарелыми и инвалидами. Если это так, то ККТ можно не применять. Но для надежности лучше сделать официальный запрос в ФНС.

Должен ли адвокат принимать применять ККТ с 1 июля?

Деятельность адвоката не является предпринимательской, поскольку не связана с продажей товаров, работ или услуг. Адвокат оказывает услуги, но цель этого — защита прав и свобод клиента. Подробнее об этом можно прочитать в письме Минфина от 20.04.2018 № 03-01-15/26739. Однако если наряду с адвокатской деятельностью оказываются юридические услуги, то применять кассу нужно.

Предприниматель выполняет кадастровые работы. Должен ли он применять ККТ с 1 июля?

Зависит от того, кому оказываются услуги и как принимается оплата. Если клиентами являются физические лица, то применять ККТ придется. Если юридические, то они могут оплачивать услуги предпринимателя переводом на его расчетный счет. В таком случае применять кассу необходимости нет.

В каких ситуациях из перечисленных ниже нужно применять ККТ:

  • Последние посты
  • Популярные посты
  • Последние комментарии
  • Метки

Работать по безналичному расчету могут как юрлица, так и физлица. При этом чек пробивать не нужно в одном-единственном случае: когда юридические лица и предприниматели рассчитываются между собой, перечисляя деньги с расчетного счета одной компании на счет другой. Для этого вида безналичного расчета кассовый аппарат не требуется. Но на практике дело редко ограничивается исключительно такими операциями.

При остальных видах безналичных расчетов в 2020 уже нужна ККТ:

  • Если товары или услуги для компании покупает и оплачивает подотчетное лицо. Тогда продавец обязан выдать чек — по нему подотчетник потом отчитается перед бухгалтерией.
  • Если компания ведет безналичный расчет с физическими лицами, ККТ нужна, и исключений быть не может. Клиенты-физлица могут платить банковской картой, перечислять деньги через онлайн-банк или вводить реквизиты карты для оплаты на сайте продавца.
  • Даже если клиент перевел деньги по квитанции через операциониста в банке — все равно нужна онлайн-касса.

Чтобы сделать возврат денежных средств покупателю по безналичному расчету, продавец должен получить от покупателя чек и заявление на возврат денег.

По закону продавец при безналичном расчете должен вернуть деньги в течение 10 дней. Если возврат делается за некачественный товар — в течение 14 дней.

При безналичном расчете вернуть покупателю деньги можно только на карту или банковский счет. Наличные из кассы возвращать нельзя.

Усилен контроль за наличными. Как это скажется на сделках с недвижимостью

  • Штрафы за нарушения по онлайн-кассам в 2021 году
  • Обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО в 2021 году
  • Переход на новый ФФД 1.2: сроки, изменения, реквизиты чеков
  • Работа с маркетплейсами: как выбрать площадку и с чего начать продажи
  • Ozon или Wildberries: где выгоднее торговать? Сравниваем маркетплейсы
  • Вопросы и ответы про маркировку товаров
  • Кто может быть самозанятым в 2021 году
  • Как оформить возврат от покупателя
  • Маркировка одежды
  • Кому нужно ставить кассовый аппарат?

Если ваш населенный пункт относится к категории отдаленных населенных пунктов, то работать в нем можно без установки онлайн-кассы, по старинке. Почему закон делает такое послабление?

Дело в том, что во многих отдаленных районах всё ещё не совсем гладко со стабильным и регулярным интернет-сообщением. А именно интернет и является каналом передачи фискальных данных от онлайн-кассы в ОФД и налоговую службу. Поэтому-то для предпринимателей из дальних поселков и деревень и сделано такое отступление в законе.

Узнать, относится ли ваш населенный пункт к категории отдаленных, можно в местном муниципалитете лично или направить письмо в ФНС.

Многих интересует, получится ли вернуть денежные средства, затраченные на покупку онлайн-кассы в 2021 году. Пока утвердительных заявлений со стороны ведомства не было и налоговое законодательства вычетов не предусматривает.

Ранее максимальная сумма возврата, согласно законодательному акту, составляет 18 тысяч рублей на каждую купленную кассу. Все, что сверх этого лимита, вернуть не представляется возможным. Эти условия касались тех, кто приобретал кассу в 2018 году.

Фискальный регистратор — это принтер кассовых чеков с фискальным накопителем и интернет-модулем для передачи фискальных данных. К фискальному регистратору обязательно потребуется управляющее устройство с кассовой программой. То есть, кроме самого регистратора, который стоит определенных денег, вам придется потратиться еще и на планшет, ноутбук или ПК. Хорошая кассовая программа для ПК тоже стоит денег. Как видите — это не самый экономный вариант, но вполне рабочий.

Годится такой вариант для стационарных точек — магазинов, пунктов сервиса и т.д. На выезд с собой такой набор оргтехники брать не получится. Кассовая зона тоже потребует определенного простора, иначе вместить такую габаритную кассу не получится.

Смарт-терминал. Технически — это мощный планшет с фискальным накопителем и чековым принтером. Они удобны, просты в освоении, что значительно облегчает работу кассира.

Смарт-терминалы выпускаются производителями в самых разных конфигурациях: как небольшие мобильные версии, со временем автономного питания от аккумулятора до 24 часов, так и средние и большие настольные модели для стационарных точек, с большим экраном и возможностью подключения дополнительного торгового оборудования. Цены на такие кассы начинаются от 12 000 рублей.

Раньше оставался открытым вопрос о том, нужно ли было проводить расчет через кассу, если товар оплачивается дистанционно – с зачислением денег на расчетный счет продавца, к примеру, в случаях расчета платежными поручениями. Но теперь в законе все четко: организации и ИП при безналичных расчетах с физическими лицами обязаны использовать кассы и выдавать кассовые чеки (п.5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ).

Также июльские поправки в 54-ФЗ сняли вопрос о том, как именно продавцы смогут обеспечить изготовление или передачу чека в момент оплаты товара при дистанционной торговле. Теперь на изготовление кассового чека или бланка строгой отчетности отводится один рабочий день, следующий за днем расчета. При этом чек не могут выдать позднее передачи товара. Если дистанционно оплаченный товар доставляют сегодня, чек покупатель получает сегодня, если покупку доставят завтра – завтра.

Направить чек покупателю можно несколькими способами: в электронной форме, на бумаге вместе с товаром без электронного чека и на бумаге при первом непосредственном взаимодействии покупателя и продавца (также без электронного чека).

Для оплаты по банковской квитанции и платежному поручению установили переходный период длиной в год (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ) – изменения вступят в силу 1 июля 2019 года.

Если ИП или организация работает с банковскими картами, электронными деньгами или другими ЭСП, она должна выполнять новые требования уже сегодня.

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Давайте поговорим о возможных штрафных санкциях, которые могут наложить на предпринимателя или предприятие. При превышении лимитов по расчетам наличными деньгами, будьте готовы заплатить следующие суммы, регламентируемые статьей 15.1 КоАП РФ:

  • Индивидуальным предпринимателям будет начислен штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей;
  • Предприятиям и организациям нарушение лимитов обойдется значительно дороже. Наложенные штрафы варьируются от 40 000 до 50 000 рублей.

Стоит уточнить, что налоговые инспектора имеют возможность наложения штрафов исключительно в течение двух месяцев (трех при рассмотрении делом судьей) со дня оплаты, превышающей лимит расчетов. Кроме того, не забывайте, что штраф могут выписать обеим сторонам: как оплачивающему, так и принимающему оплату.

Разберем на примере:

Допустим, покупатель является индивидуальным предпринимателем и собирается приобрести у организации оборудование для своего предприятия. Организация не имеет права принимать у предпринимателя сумму, превышающую сто тысяч рублей одной операцией, так как это запрещено законом. В противном случае штраф могут наложить и на продавца, и на покупателя.

Даже в случае превышения расчетов всего на 10 рублей, сделка будет считаться неправомерной. За любую превышающую лимиты сумму руководитель и плательщик могут получить штраф. Во избежание наложения штрафных санкций, советуем разделить оплату на два или более расчета, которые не будут превышать установленный законом максимум.

ИП имеют право проводить расчеты наличными денежными средствами, полученными следующими путями:

  • средства, полученные торговлей товарами;
  • наличные, полученные в оплату выполнения работ или оказания услуг;
  • страховые выплаты, полученные предпринимателем;
  • оплата, проведенная по договору на займы у МФО, ломбардов, кредитных сельхозкооперативов и прочее;
  • полученные средства в виде паевых взносов потребительских кооперативов;
  • возврат суммы долговых обязательств по договору с кредитной организацией.

Наличные расчеты между юрлицами и ИП ведутся за счет денег, поступивших в кассу с банковского счета. Разберемся, на какие цели предприниматели и организации направляют наличность. Они имеют право потратить средства на следующие цели:

  • выплата заработной платы и социальных выплат сотрудникам компании;
  • оплата страховых издержек физическим лицам;
  • трата налички в счет личных нужд предпринимателя, которые не связанны с деятельностью компании;
  • оплата купленной продукции, выполненных работ и услуг (не учитывая покупку акции и облигаций);
  • подотчетная выдача наличности работникам;
  • сумма возврата покупателю, за покупку товаров, оплату работы и услуги, при просьбе оформления возврата;
  • выдача наличности для операций в качестве банковского платежного агента.

Предприниматели и организации получают наличность несколькими способами:

  • Получение наличности при оплате через кассовое оборудование. На данный момент наличие онлайн-кассы обязательно для всех организаций, торгующих товарами и услугами (кроме некоторых видов ИП, получивших временную отсрочку).
  • Наличность, полученная через бланки строгой отчетности, оплату по реквизитам, или без использования кассового оборудования для некоторых категорий услуг, например, при оплате проезда в общественном транспорте, продаже газетной продукции торговле на рынках и ярморочных выставках.

Данный вид организаций имеют возможность направления наличности из кассы на выдачу займов, а также возврата полученных займов с учетом накапавших процентов. Рассмотрим лимиты по данным направлениям:

  • Микро финансовые организации и ломбарды могут выдавать и принимать займы, уплаты процентов, штрафы, пени и неустойки, с лимитом до 50 000 рублей на один договор. А также до 1 миллиона в день по каждому отдельному офису организации.
  • Кредитные кооперативы могут выдавать и принимать займы по договору о передаче личных средств, выплаты процентов, неустойки и штрафы на суммы до 100 000 рублей на один договор. А также с лимитом до 2 миллионов рублей ежедневно на одно подразделение организации.

Ограничений и лимитов по операциям с наличными средствами нет, если это:

  • наличные расчеты между физическими лицами;
  • банковские операции;
  • таможенные платежи и налоговые сборы.

Согласно п. 1 ст. 4.7 Закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ выбранный компанией режим налогообложения должен указываться в кассовом чеке в качестве обязательного реквизита. Соответственно, в чеках должна присутствовать система, используемая в конкретный момент времени при проведении расчетных операций с покупателями. В противном случае такой чек признается содержащим ошибки – недостоверным.

В данной ситуации в период с 25 по 31 декабря 2020 г. компания применяла ЕНВД, и именно эта система должна указываться в чеках. Но поскольку были внесены корректировки в ККТ, и в них печаталась УСН, это является нарушением. Эта система должна указываться в чеках лишь с 1 января 2021 г.

Да, налогоплательщик может применять такую кассу. Если компания стала применять ОСНО, то не нужно корректировать настройки ККТ. Данный момент связан с тем, что в части применения спецрежимов, в т.ч. и вмененки, налогоплательщики используют фискальные накопители, у которых период эксплуатации 36 мес., а в части применения ОСНО – 12 мес. За бывшими вмененщиками сохраняется право применять ранее использовавшиеся финансовые накопители – для этого есть специальное исключительное положение в части достоверного отражения в чеках режима налогообложения.

При переходе на ОСНО компания может не приобретать новый фискальный накопитель и имеет право печатать кассовые чеки с указанием режима налогообложения – ЕНВД до момента окончания срока эксплуатации накопителя. Это не является нарушением, и налоговики не будут выписывать штраф за неверное оформление чеков. Об этом они указали в Письме от 03.12.2020 г. № АБ-4-20/19907@.

ТСЖ, а также ГСК, ТНС и т.д. имеют право и в 2021, и в следующих годах не работать с ККТ при данных обстоятельствах. На основании п. 13 ст. 2 Закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ эти налогоплательщики не работают с кассой, если проводят расчетные операции со своими членами в рамках уставной деятельности, а также принимают платежи за жилье или коммунальные услуги.

Однако право не работать с ККТ можно использовать только в том случае, если платежи проводятся в безналичном формате. Если при расчетных операциях используются наличные деньги или банковская карта с ее предъявлением, налогоплательщик должен применять кассу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.