Россия светское государство понятие и признаки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия светское государство понятие и признаки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

В статье 14 Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Следовательно, в РФ никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или же государственной, а религиозные объединения отделены от самого государства и равны перед российским законом.

Следует сделать оговорку, что светскость державы не означает становление его как правового и демократического государства. Подтверждением тому служит светскость Советской России, на деле вылившаяся в репрессии против духовенства и преследования верующих.

Светское государство — характеристика, признаки и черты

Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

  • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
    • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
    • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
    • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
  • Абсолютно категорическая недопустимость полного смешения и подмены государственной компетенции, а также религиозных сообществ, которые направлены на распространение идеологии, деятельность которой предполагает следующие моменты:
    • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
    • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
    • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
    • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
    • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
  • Недопустимость внедрения религиозных или идеологических норм в качестве правовых источников в государстве предполагает следующие моменты:
    • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
    • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
    • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.

Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, – это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.

Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.

В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:

  • 1 модель «светское государство» – государство отделено от церкви;
  • 2 модель «теократическое государство» – государственная и церковная власть едины, глава государства выступает и как глава религиозной конфессии;
  • 3 модель «клерикальное государство» – в государстве имеется, как правило, одна религия, имеющая государственный статус, которая наделяется огромными привилегиями, становясь влиятельной политической силой.

Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.

Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.

Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.

В русском языке слово «светский» означает нецерковный, мирской, гражданский. Синонимом «светского государства» является «секулярное государство».

В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.

Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.

Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.

Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.

Какое государство является светским и какие признаки позволяют отличить его от иных типов государств с позиции государственно-церковных отношений, – это вопрос права.

При этом, в юридической науке представлен широкий плюрализм мнений на то, какие характеристики позволяют идентифицировать государство как светское.

Следует учитывать, что разработанные в правоведении теоретические признаки светского государства и реально существующие современные светские государства – это часто несовпадающие понятия.

Реальная жизнь дает такое разнообразие типов современных государств, что многие из них, даже официально провозгласив себя светскими, в то же время не вписываются в общепринятые теоретические конструкции светского государства.

В связи с этим, с позиции государствоведения иногда затруднительно дать ответ, является ли данное государство светским. Например, Аргентина является светским государством, но законодательно установлено, что «федеральное правительство поддерживает римско-католическую апостольскую религию». Аналогичная ситуация в Армении – хотя Конституция формально отделяет церковь от государства, однако Армянская Апостольская церковь официально является национальной церковью.

Этот список стран можно продолжать – Финляндия, Грузия, Канада, Израиль, Ирландия, Норвегия, Румыния, Турция и т.д. считаются светскими государствами, но отдельные законодательные положения, касающиеся государственно-церковных отношений, вызывают двусмысленность и неоднозначность в вопросах точной характеристики данных государств.

Чтобы проще понять сущность светского государства, важно понимать, что в нем Государство и Церковь – это два автономных образования, основные разграничения между которыми основываются на 3 аспектах:

  1. Институциональный аспект – государство и церковь как социальные институты отделены друг от друга. У государства своя структура органов власти и управления (Президент, Правительство, Парламент и т.д.), у церкви своя (Синод, епархии, приходы и т.д.).
  2. Функциональный аспект – государство и церковь выполняют различные функции. Государство должно заботиться о внешней обороне, финансовой системе, социальной политике и т.д., у церкви совсем иные функции – разъяснять смысл религиозных норм прихожанам, объединять верующих, проводить различные обряды и т.д.
  3. Идеологический (мировоззренческий) аспект – государство руководствуется в своей деятельности объективно-научным мировоззрением, а церковь – религиозным.

Выделяемые в теории те или иные признаки светского государства основываются на трех вышеуказанных аспектах разграничения.

Светское государство: характеристика, признаки

Чтобы понять, что означает «светскость», надо обратиться к типологии государств из общей теории права.

Наука выделяет три типа государств:

  1. Теократическое.

    В переводе с древнегреческого языка словосочетание «θεoς κρατος» означает «власть Бога». То есть, в теократическом государстве власть полностью принадлежит религиозному институту или представителю.

    Современным примером теократии может служить Ватикан, которым управляет Папа Римский. Глава страны избирается пожизненно Коллегией кардиналов.

    Кроме того, к теократическим относят некоторые государства Ближнего Востока, в частности, Иран и Саудовскую Аравию. Там духовные лидеры одновременно выступают государственными деятелями.

  2. Клерикальное.

    С латинского языка слово «clericalis» переводится как «церковный». Клерикальным называют государство, в котором церковь формально хоть и не входит в государственный аппарат, но оказывает решающее влияние на жизнь общества.

    Религиозные обоснования затрагивают, в частности, следующие сферы:

    1. политическую;
    2. правовую;
    3. образовательную.

    В клерикальной стране одна религия признаётся государственной (официальной) и получает преференции от властей. Пример – Великобритания, где англиканская церковь выступает влиятельной политической силой.

    Леонид

    Малое число прихожан вовсе не свидетельствует о том, что государство светское, здесь важнее взаимоотношения церкви с государством.

    Мы видим, что религиозные деятели всё чаще присутствуют на официальных государственных мероприятиях, например, на послании президента федеральному собранию, сидели главы религиозных конфессий, так же есть такой телевизионный канал Спас, который занимается открытой пропагандой православия.

    Ева

    Институты власти должны быть свободны от любых предрассудков и руководствоваться логикой и здравым смыслом при принятии решений. В свою очередь, лучше чтоб религиозные учреждения занимались духовным развитием своих прихожан и были свободны от политики.

    Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

    В форме списка приведем краткий перечень признаков светского государства, характерных для такого устройства политической жизни общества. К ним относятся:

    • равенство сект, конфессий, деноминаций перед законом;
    • отсутствие государственной религии и недопустимость ее установления;
    • отсутствие финансирования религиозных объединений и организаций за счет средств гос. бюджета;
    • провозглашение свободы совести и вероисповедания;
    • секуляризация образования;
    • отделение государства от церкви.

    Светское государство: понятие, признаки, типы и примеры

    Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

    • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
    • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

    Таким образом, светская держава — это особый, отличный от других тип общественного устройства. Именно такое устройство позволяет отделить церковь от гос. власти.

    В эти же годы происходит и зарождение общественно-политической мысли в России. Так, идеолог Петра I Феофан Прокопович, опираясь на ценности православия, высказал идею о необходимости подчинения церкви светскому самодержавному монарху, а отделение её от государства считал пороком католицизма. Кроме того, он положительно отзывался об учреждении Синода, считая коллективное управление церковными делами наилучшим. В его сочинениях нашло своё отражение не только стремление оправдать реформы царя, но и ещё раз обличить действия патриарха Никона, который считал, что «священство выше царства»[2][3].

    В дальнейшем многие русские мыслители укреплялись во мнении об одновременной необходимости веры для русского человека и о подчинённом положении церкви по отношению к светской самодержавной власти. Так, Владимир Соловьёв писал о том, что церковь просто не может конкурировать в борьбе со светской властью. Бердяев же писал о том, что ввиду различия происхождения религии и государства, а также разницы в их назначении, церковь не должна стремиться заменить собой государство, а то, в свою очередь, не должно вмешиваться в духовную жизнь граждан, выполняя лишь свои прямые светские функции[2].

    Согласно закону светского государства соответствие религиозным нормам может быть, как полное, так и частичное. Так называемая «светскость» не вступает в противоречие с нормами религии, она просто освобождается от них. Вот небольшой пример, запрет делать аборты можно назвать светским решением, если в его основе лежит гуманистический принцип. А если быть точным, то медицинская и биологическая целесообразность. Религия к подобным мерам не имеет никакого отношения и не является решающим фактором в принятии решения.

    По большей мере к несветским стоит отнести многие страны мусульманских порядков. Например, Саудовская Аравия и Иран имеют официальный статус теократических стран, а в конституциях многих арабских стран указано, что законодательная база основана на шариате и Коране, а брак может заключаться только религиозными представителями, в противном случае он не будет считаться действительным.

    Не так давно Малайзия также решила отойти от светскости, в последнее время там начала появляться такая структура, как религиозная полиция, которая занимается разбирательством дел мусульман.

    Если говорить о странах, где больше проживает мусульманского населения, то светскими являются, например, Турция и Азейбаржан.

    Также бывают прецеденты, когда государство имеет собственную религию, но одновременно провозглашает принадлежность к светским. Это такие страны:

    • Англия;
    • Дания;
    • Египет;
    • Тунис;
    • Бангладеш и некоторых других странах.

    В Израиле религия также не в полной мере отделена от самого государства.

    Замечание 1. Принцип светскости имеет ввиду отстранение государственных дел от религиозных норм, однако, никто не будет удалять религию из общественной жизни. Также такой принцип поможет разделить сферы влияния государственных учреждений и религиозных формирований, в котором сохраниться главенствующая роль государства, как органа общественной политической власти.

    В социологии светские и несветские государства разделяются согласно разным критериям. Для первой категории определяющими параметрами являются:

    • наличие партнерских взаимоотношений с религиозными формированиями;
    • уровень воздействия религии на правовую систему государства.

    Представленные параметры позволяют определить четыре основных типа государств светского направления:

    • эквипотенциальный тип – это, когда государство желает максимально изолироваться от воздействия религиозных организаций в государственной жизни;
    • преференциальный тип;
    • идентификационный тип – это когда имеется сотрудничество между государственными формированиями и религиозными;
    • контаминационный тип.

    В нынешних условиях существуют разные модели светских государств, все они – итог общественного развития. Создание определенного типа светского государства основывается на некоторых политических, культурных, исторических и других особенностях социальной динамики.

    Замечание 2. Светским называется государство, в котором религия, а правильнее будет сказать, религиозные организации и само государство существуют раздельно друг от друга и никак не касаются дел один другого.

    В части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации указано, что Россия провозглашена светским государством, и к тому же, раскрыла подлинную сущность представленной характеристики. Исходя из этого, никакая религия не имеет статуса обязательной или государственной. Дальше в части 2 этой же статьи указано, что религиозные формирования отделены от государственных учреждений и получают равные законные права.

    Представленные положения из Конституции находят новое развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях».

    Сложно разобраться самому?

    РФ – светское государство.

    Задание: найти положения, которые характеризуют РФ как…

    (пример задания № 16 на ЕГЭ).

    Именно так может звучать вопрос, в ответе которого необходимо показать знания о том, какой страной является РФ.

    Предлагаю ряд статей, в которых объясню, как выполняется задание № 16 (по Конституции РФ), если вопросы связаны с основами конституционного строя (глава № 1 Конституции).

    Какое государство считается светским

    Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:

    • абсолютная независимость страны и религиозных объединений, точно, как и объединений, прямая деятельность которых строго направлена на распространение идеологии, в сферах, которые соответствуют их компетенции, которая предполагает такие моменты:
      • полная независимость формирования, базового устройства и постоянной деятельности государства, системы права и правовых взаимоотношений от санкционирования религиозного либо идеологического вида, или давления, от религиозных организаций и объединений, у которых деятельность направлена на абсолютное распространение подобной идеологии;
      • абсолютная независимость вышеуказанного порядка формирования и полноценной деятельности государственных органов, других органов и учреждений, также управления на уровне государства, санкционирования либо тотального контроля религиозными сообществами и сообществами, у которых деятельность целиком направлена на распространение подобной идеологии. Исключение составляет осуществление общественного контроля над полноценным выполнением страной своих персональных функций согласно законодательству;
      • полнейшая недопустимость вмешательства самого государства, его определенных органов и должностных лиц во внутренние дела законодательной системы уже действующих объединений религиозного характера. К последним относятся и вопросы внутреннего устройства объединений религиозного вида, и моменты полного определения гражданами своего персонального отношения к религии.
    • Абсолютно категорическая недопустимость полного смешения и подмены государственной компетенции, а также религиозных сообществ, которые направлены на распространение идеологии, деятельность которой предполагает следующие моменты:
      • абсолютная недопустимость передачи страной религиозным сообществам и объединениям, которые направлены на распространение идеологии, их управленческим органам, должностным лицам или религиозного служителям государственно-властных полномочий органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений;
      • полная недопустимость создания и процесса деятельности в государственных органах и подразделениях сообществ религиозного вида, а также сообществ, которые направляют свою деятельность на распространение определенной идеологии;
      • недопустимость создания в государственной системе суда особых судов религиозного или идеологического характера, а также распространения своей юрисдикции на абсолютно всех граждан судов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; участия государства в реализации решений таких судов;
      • полнейшая недопустимость поступления средств государством религиозной деятельности сообществ религиозного вида, а также идеологической деятельности сообществ, деятельность которых направлена на распространение идеологии, что не исключает возможности содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности указанных объединений в соответствии с законодательством;
      • недопустимость процесса одновременного замещения должностей политического вида руководителями, которые имеют отношение к религиозных объединений или сообществам, которые действуют с направлением на всеобщее распространение самой идеологии.
    • Недопустимость внедрения религиозных или идеологических норм в качестве правовых источников в государстве предполагает следующие моменты:
      • нормы, которые установлены на религиозном уровне (подразумеваются внутриконфессиональные сообщества) не являют собой источники права в государстве (за исключением случаев, которые специально оговорены законом);
      • решение руководящих органов религиозных сообществ и сообществ, которые действуют с направлением на распространение базовой идеологии. Подобные нормы не имеют никакой правовой силы или актов, а сама страна никак не участвует в их непосредственной реализации для членов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение подобной идеологии;
      • правовой статус состояния личности определяется, в свою очередь, нормами законодательства государственного характера.

    Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

    Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

    Секулярное устройство политической жизни общества, в свою очередь, не возлагает на религиозные объединения государственных функций. Отношения в такой политической организации общества базируются на принципах разделения сфер деятельности религиозных объединений и государственной власти при условии соблюдения духовенством законности.

    Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

    В форме списка приведем краткий перечень признаков светского государства, характерных для такого устройства политической жизни общества. К ним относятся:

    • равенство сект, конфессий, деноминаций перед законом;
    • отсутствие государственной религии и недопустимость ее установления;
    • отсутствие финансирования религиозных объединений и организаций за счет средств гос. бюджета;
    • провозглашение свободы совести и вероисповедания;
    • секуляризация образования;
    • отделение государства от церкви.

    В статье 14 Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Следовательно, в РФ никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или же государственной, а религиозные объединения отделены от самого государства и равны перед российским законом.

    Следует сделать оговорку, что светскость державы не означает становление его как правового и демократического государства. Подтверждением тому служит светскость Советской России, на деле вылившаяся в репрессии против духовенства и преследования верующих.

    Светское государство — характеристика, признаки и черты

    Светское государство. Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.

    [3]

    В отличие от этого, государство может находиться и в иных отно­шениях с религией и церковью. Истории известны, особенно в древнос­ти, случаи, когда государственная власть непосредственно находилась в руках духовенства, церкви, а вся деятельность ее органов основыва­лась прежде всего на догматах соответствующей веры. Такое государ­ство, выступающее прямой противоположностью светского, называет­ся теократическим (от греч. theos — Бог и kratos — власть). В новейшей истории такими государствами были, например, Монголия до 1921 г . и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г . Сегодня это — редчайшее исключение, представленное государством Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский. От теократического государства следует отличать государство клерикальное, в рамках которого религия, церковь не слиты с государством, но и при этом оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной и государственной жизни, включая полити­ку, судебную систему, систему образования и т.д. Ярким примером такого государства сегодня является Иран.

    Статья 14 Конституции РФ: РФ — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Религиозные организации отделены от государства, и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;

    Государство не вправе контролировать отношения своих граждан к религии;

    Светский характер образования — отделение школы от церкви;

    Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

    Религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;

    Государство не оказывает ни одной из конфессий, ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

    Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны;

    Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом.

    Статус светского государства конституционно закрепили РФ, Германия, Франция, все государства СНГ и другие.

    ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):

    Религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

    Религиозные объединения могут создаваться в форме:

    1. религиозных групп — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

    2. религиозных организаций (РО) — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).

    Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

    Форма государственного правления — это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

    За формами правления все государства разделяют на две больших группы: — монархии; — республики.

    Монархия — это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

    Они иначе еще называются формами непосредственной демократии и позволяют жителям реализовывать свое право на местное самоуправление, решать вопросы местного значения напрямую, без посредничества органов и должностных лиц местного самоуправления (конечно, многие организационные вопросы, связанные с проведением референдумов, решаются с их участием). Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделяет формы непосредственной демократии на две категории:

    а) те, посредством которых население принимает окончательное решение (референдум, выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или предопределяет его принятие (в определенных случаях голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования). В науке конституционного и муниципального права зачастую все подобные возможности иногда называют императивными формами непосредственной демократии;

    б) которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по тому или иному вопросу муниципальной жизни, чтобы учесть такое мнение при выработке (доработке) своих решений — эти возможности называют консультативными формами непосредственной демократии (к их числу относятся публичные слушания, собрания и конференции, опросы граждан).

    Федеральный закон 2003 г. значительно увеличил перечень форм непосредственной демократии и конкретизировал положения норм существовавших в Законе 1995 г. Ниже характеризуется суть каждой формы непосредственной демократии, а подробно эти вопросы рассмотрены в следующей главе учебника.

    Референдум как форма осуществления местного самоуправления представляет собой голосование населения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности муниципального образования. Референдум проводится с целью принятия решения по конкретному вопросу в пределах полномочий муниципального образования или принятия муниципального правового акта. Решение, принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми участниками правовых отношений на территории муниципального образования.

    Муниципальные выборы — форма непосредственной демократии, которая через голосование жителей позволяет сформировать представительный орган муниципального образования, иные выборные органы, избрать кого-то на должности выборных лиц местного самоуправления. На муниципальном уровне выборы могут проводиться по одномандатным, многомандатным округам и по спискам. Федеральный закон 2003 г. допускает формирование представительного органа муниципального района посредством двухстепенных выборов. В этом случае главы городских и сельских поселений, а также отдельные депутаты представительных органов этих поселений делегируются в состав представительного органа района.

    Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как элемент императивного мандата позволяет поставить выборных лиц контроль избирателей. Отозванным выборное лицо считается в том случае, если за отзыв проголосовало не менее 50% избирателей, внесенных в списки для голосования в соответствующем избирательном округе или в муниципальном образовании.

    Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится с целью выявления мнения населения в связи с предстоящими реформами. Голосование по указанным вопросам похоже на референдум, да и проводится по соответствующим правилам. Но в отличие от собственно референдума голосование в данном случае не всегда влечет принятие императивного решения.

    Сход граждан проводится в муниципальном образовании, где не формируется представительный орган. Это сельские поселения с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Следовательно, сход в таких муниципальных образованиях наделяется полномочиями представительного органа.

    Правотворческая инициатива граждан в рамках муниципального образования может иметь место в случае, если, по мнению организаторов этого мероприятия, в системе муниципальных правовых актов существует пробел или есть необходимость изменить действующие нормы. В отличие от референдума, где правовой акт может быть принят жителями непосредственно и окончательно, суть правотворческой инициативы состоит в том, что орган или должностное лицо, в чьем ведении находится принятие инициированного населением правового акта, обязано рассмотреть его проект и решить его судьбу по своему усмотрению.

    Публичные слушания — это обсуждение проектов муниципальных актов по самым важным вопросам муниципального образования.

    Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц и осуществления территориального общественного самоуправления. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

    Конференция граждан (собрание делегатов) проводятся в тех случаях, когда в силу многочисленности жителей на территории, которой касается обсуждаемый вопрос, нет организационных возможностей для проведения собрания. По сути, конференция представляет собой вторую степень опосредования в непосредственной демократии, поскольку делегаты конференции избираются на собраниях из числа их участников.

    Опрос граждан есть инструмент выявления мнения населения с последующим его учетом при вынесении решений органами и должностным лицами местного самоуправления и государственной власти.

    Обращения гражда�� предполагают их право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления индивидуально и коллегиально по любым вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, лиц и затрагивающим права и законные интересы населения в рамках муниципального образования. Этому праву жителей корреспондирует обязанность должностных лиц в течение месяца ответить заявителю в письменном виде по существу обращения.

    Обществознание. Право. Вопрос -ответ. Что такое светское государство?

    Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них. К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.

    Большая часть мусульманских государств не отвечают критериям «светскости». Так, Саудовская Аравия и Иран официальным образом объявлены теократическими государствами, в конституциях большей части арабских государств отмечено, что их законодательство основывается на шариате и Коране, религиозная форма брака представляется единственной возможной.

    В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.

    Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.

    Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

    • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
    • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

    Таким образом, светская держава — это особый, отличный от других тип общественного устройства. Именно такое устройство позволяет отделить церковь от гос. власти.

    Современный мир в условиях стремительного процесса глобализации с каждым днем становится более унифицированным. Данный процесс нельзя однозначно охарактеризовать как положительный или отрицательный.

    Ценность светского государства состоит в создании и сохранении баланса интересов как верующих, так и неверующих, способного обеспечить независимость и невмешательство в сферу своей компетенции религиозных объединений и государства. Идеи светскости государства начали формироваться во Франции и США XVIII–XIX вв. и получили свое широкое практическое распространение в XX в.

    Введение

    Актуальность темы «Светское государство: понятие и сущность» заключается в том, что светское государство в объективном значении — один из фундаментальных принципов механизма строения и функционирования современного правового государства в подавляющем большинстве стран. В Российской Федерации о светском государстве упомянуто в части 1 статье

    1. Конституции Российской Федерации как одна из основ конституционного строя РФ.

    В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, которая определяет и закрепляет некоторую определенную самостоятельность и баланс интересов государств и религиозных организаций в определенных областях их полномочий, на данный момент мало раскрыта.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст / Российская Федерация. — М.: Элит, 2008. — 36 с.

    Монографии / Книги

    2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. — М.:РЮИД «Сашко», 2009. — 528 с.

    3. Боберо Жан. Светскость: французская исключительность или универсальная ценность / пер. с фран. Т. Голиченко. — М.: Норма, 2010. — 361с.

    4. Брольо Ф.М., Мирабели Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы: Введение в сравнительное церковное право: [пер. с итал.]

    / Пер. с ит. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея. — 2010. — 438 с.

    5. Бурьянов С.А. Конституционные гарантии, законодательство, законотворчество в сфере свободы совести // Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. докл. / сост. и общ. ред. Н.В. Костенко. — М.: Московская Хельсинская группа, 2011. — 138 с.

    6. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный словарь современного русского языка. — М.: Эксмо, 2009. — 928 с.

    7. Луховицкий В.В. Свобода убеждений, совести и религии в современной России / В.В. Луховицкий // Права человека в Российской Федерации. — М.: Московская Хельсинская группа, 2009. — 272 с.

    8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. фонд культуры. — М.: Азъ, 2011. — 995 с.

    9. Понкин И.В. Светскость государства. / И.В. Понкин. — М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2010. — 466 с.

    10. Придворов Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России / Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова // Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2007 года. — М.: Московская Хельсинская группа, 2009. — 280 с.

    11. Ю.И. Стецовский. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность: монография / отв. ред. С. А. Пашин. — Москва: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. — М.: Дело, 2009. — 719 с.

    Закон светского государства может полностью или частично соответствовать религиозным нормам; «светскость» определена не присутствием противоречий с религиозными установками, а свободой от них.

    К примеру, запрет абортов представляется светским решением, если это обосновано общими гуманистическими соображениями, а точнее будет сказать медико-биологической целесообразностью, а не предпосылками религиозного характера.

    Большая часть мусульманских государств не отвечают критериям «светскости». Так, Саудовская Аравия и Иран официальным образом объявлены теократическими государствами, в конституциях большей части арабских государств отмечено, что их законодательство основывается на шариате и Коране, религиозная форма брака представляется единственной возможной.

    В Малайзии в последний временной период произошёл отход от светского государства, речь идет о появлении религиозной полиции, разбирающей дела мусульман.

    Из государств с преобладающей долей мусульманского населения светскими являются, к примеру, Азербайджан и Турция.

    Кроме этого, известны случаи, когда государство обладает государственной религией, совместно с этим провозглашает себя светским, речь идет об:

    • Англии;
    • Дании;
    • Египте;
    • Тунисе;
    • Бангладеш и некоторых других странах.

    Не полностью религия отделена от государства в Израиле.

    Замечание 1

    Принцип светскости подразумевает отделение государства от догм религиозного характера, но не значит полное удаление религии из жизни общества. Также он помогает разграничивать сферы влияния государства и религиозных организаций в сохранении государственной роли, как главной формы организации общественной политической власти.

    Современные модели государства складывались на протяжении многих веков. Все это время по-разному строились отношения властей светских и религиозных. В прежние времена церковь (в широком смысле этого слова, а не только христианская) играла большую роль в любом обществе. Вплоть до конца Средневековья религия была не просто важным фактором человеческой жизни, она являлась обязательным догматом. Главы конфессий (папы римские, патриархи, правители халифатов и т. д.) пользовались огромной властью.

    Статья 14. Российская Федерация — светское государство…

    За долгую человеческую историю государство и религия прошли огромный эволюционный путь. Большое влияние на их развитие оказала наука. С появлением этого фактора в Новое время влияние религии на общество стало сходить на нет. Одновременно с этим государство принялось отыгрывать свои позиции. Важной развилкой на этом пути оказалась Тридцатилетняя война 1618–1648 гг. Этот конфликт между европейскими государствами начался как традиционный средневековый религиозный, а закончился триумфом национальных и государственных интересов над конфессиональными. Страны Старого Света менялись. Постепенно во все большем количестве обществ все ярче проявлялись признаки светского государства. Этот процесс закончился отделением церкви.

    В Российской Федерации светское государство означает еще и то, что гражданам гарантируется свобода вероисповедания и совести. Жители страны могут относить себя к любой конфессии или не относить ни к какой. Каждый гражданин имеет право выбирать, менять и распространять свою веру. Точно такими же возможностями могут пользоваться подданные других государств, легально находящиеся на территории РФ.

    Никто не обязан декларировать свое отношение к религиозным учениям. Никого нельзя принудить определить вероисповедание и отказываться от убеждений. Строго запрещается принудительное вовлечение детей в религиозные организации без разрешения их родителей. Согласно этому же принципу построена образовательная программа в государственных школах.

    Важные признаки светского государства заключаются во внешних атрибутах власти. Органы власти и местного самоуправления не могут сопровождать свою деятельность публичными религиозными церемониями или обрядами.

    Данное правило распространяется на всех чиновников. Никто на государственной службе не может использовать свою должность для того, чтобы заставлять подчиненных выполнять те или иные конфессиональные обряды. То же самое касается военнослужащих. Уважение властью вероисповедания граждан – вот что значит светское государство.

    Сегодня в мире, несмотря ни на что, продолжают сохраняться государства, в которых есть своя официальная религия. Например, это Израиль (иудаизм), Англия (англиканская церковь) и т. д. В большинстве же стран установлено равенство всех конфессий (Германия, Япония, Италия и т. д.). Также отдельно стоит отметить теократические государства, верховная власть в которых принадлежит церкви. Ярким примером такой системы остается Ватикан.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.