Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Взыскание за счет имущества в соответствии со ст.47 НК РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

      «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48

      «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»

    • Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

      «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    Взыскание задолженности по налогам

    • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.06.2002

      «О бюджетной политике в 2003 году»

    • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1198

      «О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 «О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года»

    • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1200

      «О приостановлении действия пунктов 2, 5, 6 и 9 Постановления администрации Воронежской области от 20 июля 1999 г. N 723 «О формировании областного продовольственного фонда зерна»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2012 N 1471-р (ред. от 21.07.2021)

      «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия»

    • Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2019 N 30-р (ред. от 15.07.2021)

      «О перечне документов (сведений), которые акционерное общество «Российский экспортный центр» вправе получать и передавать посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия»

    • Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108

      «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров»

    Все документы >>>

    Написать комментарий

        Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, штрафам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика осуществляется налоговым органом в следующем порядке:

        • налоговый орган выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание денежных средств в бесспорном порядке;
        • банк исполняет поручение налогового органа и списывает средства со счетов налогоплательщика в банке, направляя их в бюджет.

        Процедура взыскания соответствующих сумм состоит из следующих шагов, предпринимаемых налоговым органом:

        • налоговый орган выносит решение о взыскании налоговых доначислений в соответствии с пп. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ в срок не позднее двух месяцев после истечения срока на исполнение требования об уплате, если общая сумма недоимки, пеней и штрафов, указанная в требовании, превышает 3.000 рублей.

        При пропуске указанного срока, взыскание доначислений возможно только в судебном порядке. Решение, принятое налоговым органом с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит, что следует из п. 3 ст. 46 НК РФ;

        • не позднее двух месяцев со дня, когда общая сумма недоимок, пеней и штрафов превысит 3.000 рублей, если изначально требование было выставлено на сумму менее 3.000 рублей, но в течение трех лет со дня окончания срока его исполнения общая сумма, подлежащая взысканию с организации, превысила 3.000 рублей;
        • не позднее двух месяцев со дня, когда прошло три года с окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате, — если сумма недоимок, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с организации, не превысила 3.000 руб. в течение указанного срока;

        Взыскание недоимки налоговыми органами

        В соответствии с п. 5 ст. 46 НК РФ банк списывает задолженность налогоплательщика с тех счетов и в тех суммах, которые налоговый орган указал в поручениях на списание.

        В первую очередь банк спишет денежные средства с расчетных (текущих) рублевых счетов налогоплательщика. Если денежных средств на этих счетах недостаточно, то списание будет производиться с валютных счетов, а затем — со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика. В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (пп. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).

        Необходимо обратить внимание, что иностранную валюту и драгметаллы со счетов налогоплательщика банк, по поручению налогового органа, обязан будет продать и погасить задолженность за счет полученных денежных сумм в рублях. Расходы по этой операции оплачиваются за счет налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

        Следует иметь в виду, что средства с вкладов (депозитов) можно списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ). Следовательно, в этом случае банк должен дождаться окончания срока вклада (депозита), и только потом осуществлять списание денежных средств в пользу бюджета.

        Если средств на счете налогоплательщика будет достаточно, то банк произведет списание в следующем порядке и сроки:

        • с рублевых счетов налогоплательщика — не позднее следующего операционного дня с даты, когда банк получил поручение налогового органа;
        • с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлов — не позднее двух операционных дней с даты, когда было получено поручение;

        Порядок списания денежных средств со счетов налогоплательщика регулируется как гражданским (ст. 855 ГК РФ), так и налоговым законодательством (ст. 46 НК РФ). Исходя из этого, если к счетам налогоплательщика предъявляются требования первой и второй очереди, то банк сначала обязан погасит эти требования, а затем будет исполнять последующие требования налогового органа.

        Поручение на списание денежных средств банк будет исполнять до тех пор, пока оно не будет приостановлено или отозвано налоговым органом (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

        Например, действие поручения на списание может быть приостановлено определением арбитражного суда при принятии судом обеспечительных мер (ст.ст. 91, 96 АПК РФ).

        Случаи, при которых налоговый орган отзывает неисполненные поручения на списание, указаны в п. 4.1 ст. 46 НК РФ:

        • налоговая задолженность полностью погашена;
        • налогоплательщик получил отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пеней, штрафов;
        • сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации, направленной налогоплательщиком в налоговый орган;
        • суммы недоимок, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
        • в судебном или административном порядке отменены или признаны недействительными соответствующие правоустанавливающие документы, на основании которых налоговый орган осуществлял соответствующие взыскания.

        Об отзыве поручений налоговый орган в обязательном порядке выносит решение. В противном случае, налогоплательщик вправе обжаловать бездействие налогового органа первоначально в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

        Если банк исполнит поручение, которое подлежит отмене, то денежные средства, списанные со счета налогоплательщика, будут считаться излишне взысканными. Налоговый орган обязан их вернуть и уплатить проценты на сумму излишне взысканных денежных средств проценты (пп. 1, 9 ст. 79 НК РФ).

        Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств налогоплательщика налоговому органу не удалось взыскать полностью, то остаток такой задолженности подлежит взысканию за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

        С этой целью налоговый орган принимает два документа: решение и постановление о взыскании. Постановление налогового органа о взыскании в силу ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится к исполнительным документам, что также подтверждено в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 31.07.2013 г.. в котором говорится, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.

        Соответственно на основании постановления налогового органа судебные приставы-исполнители будут осуществлять взыскание, обращая его на имущество налогоплательщика.

        Как было указано выше, налоговый орган принимает два документа, касающиеся обращения взыскания на имущество налогоплательщика: решение и постановление. Решение принимается в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.

        Как и в отельных предыдущих случаях, Правительство РФ увеличило предельный срок вынесения налоговым органом решения о взыскании на шесть месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409).

        Таким образом, решение о взыскании за счет имущества может быть принято в течение полутора лет после истечения срока исполнения требования об уплате.

        При пропуске срока для вынесения решения, взыскать задолженность налоговый орган сможет лишь, обратившись в суд. Решение, принятое с пропуском срока, является недействительным и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом решение о взыскании налогоплательщику налоговым органом не направляется.

        О процедуре принудительного взыскания недоимки

        1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

        Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

        Правилами статьи 47 настоящего Кодекса следует руководствоваться в отношении налогоплательщиков-организаций и налоговых агентов — организаций.

        Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится следующим образом:

        1) руководителем (его заместителем) налогового органа выносится решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации). Такое решение должно содержать сведения, указанные в статье 101 НК РФ (см. также комментарий к ней);

        2) в течение трех дней с момента вынесения указанного выше решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление для исполнения.

        Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

        В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (судебный пристав-исполнитель);

        3) судебный пристав-исполнитель исполняет полученное постановление налогового органа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

        2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации должно содержать следующие реквизиты:

        1) фамилию, имя, отчество должностного лица (при указании на его должность) и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление.

        Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (им может быть руководитель (его заместитель) налогового органа, уполномоченный подписывать указанный документ);

        2) дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации);

        3) наименование и адрес налогоплательщика-организации (налогового агента — организации), на чье имущество обращается взыскание.

        При этом указывается как юридический, так и почтовый адрес налогоплательщика-организации (налогового агента — организации);

        4) резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации.

        Резолютивная часть решения должна содержать выводы налогового органа, указание на срок и порядок обжалования такого решения;

        5) дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации.

        Из настоящей статьи можно сделать вывод, что указанное решение вступает в силу не позднее трех дней после его вынесения, поскольку именно в течение этого срока должно быть направлено соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю. В любом случае конкретный срок вступления в силу указанного решения налогового органа настоящей статьей не установлен;

        6) дату выдачи указанного постановления.

        В соответствии с настоящей статьей оно должно быть направлено судебному приставу-исполнителю не позднее трех дней с момента вынесения решения налогового органа о взыскании;

        7) подпись руководителя (его заместителя) налогового органа, заверенная гербовой печатью налогового органа.

        В случае отсутствия любого из указанных реквизитов в постановлении налогового органа о взыскании судебный пристав-исполнитель не вправе принимать к исполнению данный документ.

        В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

        1) наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

        2) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

        3) дата принятия акта органа, подлежащего исполнению;

        4) наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;

        5) резолютивная часть акта органа;

        6) дата вступления в силу акта органа;

        7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

        Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2019 N 306-ЭС19-18204 по делу N А12-32673/2018

        Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 46, 47, 69, 76 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемых решений.
        Судебные инстанции исходили из соблюдения налоговым органом процедуры принудительного взыскания задолженности и указали, что обоснованность начисления пени и законность требования N 9327 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.04.2018 установлена судебным актом по делу N А12-17901/2018.

        Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N 306-ЭС19-22481 по делу N А49-781/2019

        Ссылка предпринимателя на то, что ИФНС по Первомайскому району нарушена процедура принудительного взыскания налоговой задолженности, установленная статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, отклонена. Как правомерно указано судами, полномочия судебного пристава-исполнителя не допускают проверки законности исполнительного документа, поступившего на принудительное исполнение, за исключением проверки его на соответствие требованиям, установленным статьями 12, 13 Закона об исполнительном производстве.

        Определение Верховного Суда РФ от 12.03.2019 N 307-ЭС19-771 по делу N А56-98127/2017

        Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в том числе вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2016 по делу N А40-170445/14, действия инспекции по совершению необходимых и своевременных мер по взысканию задолженности, пеней и штрафа в соответствии с нормами статей 46 и 47 НК РФ, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ, правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (пункт 9), разъяснениями, изложенными в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», суды, отказывая в удовлетворении первоначального требования, исходили из доказанности инспекцией факта соблюдения порядка взыскания задолженности, установленного НК РФ, и отсутствия оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию. Учитывая соблюдение инспекцией процедуры взыскания задолженности во внесудебном порядке, в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ, суд производство по встречному иску прекратил.

        1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье — физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

        Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

        Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье — заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

        Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

        Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

        2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

        Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

        Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

        Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

        3. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

        Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

        Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

        К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

        4. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

        5. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:

        • 1) денежных средств на счетах в банке и электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа;
        • 2) наличных денежных средств;
        • 3) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
        • 4) другого имущест��а, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Пунктами 9, 10 ст.46 НК РФ, регламентирующей процедуру взыскания задолженности, предусмотрено, что положения настоящей статьи Кодекса применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора, а также при взыскании сбора.

        Согласно ст.75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст.46 — 48 настоящего Кодекса.

        Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

        При этом действия налогового органа, связанные со взысканием недоимки по налогам и пеней за счет иного имущества налогоплательщика, изложены в ст.47 НК РФ.

        Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

        В соответствии со ст.8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

        В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации.

        Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, определенном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных ст.47 НК РФ.

        При этом постановление налогового органа должно соответствовать требованиям ст.47 НК РФ и ст.8 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то есть в постановлении налогового органа должны приводиться:

        • фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа;
        • дата принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
        • дата вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;
        • резолютивная часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;
        • наименование, ИНН и юридический адрес организации, в отношении которой должны быть совершены исполнительные действия;
        • дата выдачи постановления налогового органа.

        В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

        Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).

        Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

        В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении вышеуказанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

        В случае добровольного исполнения налогоплательщиком требований судебного пристава-исполнителя обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

        В случае неисполнения налогоплательщиком в добровольном порядке требований судебного пристава-исполнителя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации за счет вырученных сумм (п.5 ст.47 НК РФ).

        Согласно ст.ст.26, 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными, исполнительное производство оканчивается возвращением исполнительного документа путем составления судебным приставом-исполнителем соответствующего акта о невозможности взыскания.

        Взыскание налога (недоимки) за счет имущества организации или ИП

        Согласно п.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст.47 настоящего Кодекса.

        Согласно п.1 ст.47 НК РФ в случае, предусмотренном п.7 ст.46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, в пределах сумм, которые указаны в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст.46 НК РФ.

        При этом НК РФ не предусматривает в качестве основания вынесения постановления о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика отзыв из банка ранее направленного инкассового поручения.

        Таким образом, вынесение налоговым органом постановления о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика и направление указанного постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения не требуют отзыва налоговым органом из банка инкассового поручения, выставленного к счету должника.

        Вышеизложенное подтверждается положениями п.п.1 и 4 ст.47 НК РФ, согласно которым полномочиями по взысканию налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, наделены налоговые органы, а не судебные приставы-исполнители.

        Пунктом 2.8 Порядка в случае изменения суммы задолженности организации налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с приложением расшифровки уточненной суммы задолженности и иных подтверждающих документов.


        В соответствии со статьей 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог, а также пени за несвоевременную уплату налога или сбора, за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Указанный порядок применяется также при взыскании налогов и сборов таможенными органами.

        Приказом ФНС России от 14.05.2007 N ММ-3-19/293@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации»:

        • форма решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках;
        • форма решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя;
        • форма постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя.

        Формы решения и постановления об обращении взыскания устанавливаются главным уполномоченным налоговым органом – Федеральной налоговой службой.

        Особая форма исполнительного документа устанавливается практически на любую важную налоговую операцию, например, выявление недоимки, решение о наложении штрафа, и пеней, а также по различным обеспечительным мерам, заключающимся в назначении взыскания определенной денежной суммы с лиц, являющихся налогоплательщиками в счет бюджета РФ.

        Основные и наиболее часто используемые формы решения и постановления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика включают в себя:

        • постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика физических, либо юридических лиц, а также ИП и иностранных граждан, учет данного имущества;
        • решения уполномоченных налоговых органов о взыскании обязательного налога, предусмотренного положениями действующего НК РФ;
        • протокол ареста имущества, являющегося собственностью налогоплательщика. Является обязательным документом, благодаря которому осуществляется непосредственный контроль над процедурой, соблюдается порядок и учет всех действий уполномоченных лиц;
        • постановление об отмене действующего ареста имущества налогоплательщика. Является распространенным документом, применяющимся в тех случаях, когда необходимость данного взыскания исчезает, например, когда произошло обжалование действий уполномоченных лиц и т.д.

        Постановление уполномоченного налогового органа является важнейшим документом, обязательным для дальнейшего исполнения. Действующим НК РФ были установлены особые учет, форма и порядок составления данного исполнительного документа.

        Данный порядок включает в себя перечень обязательных реквизитов, которые должно содержать каждое постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика:

        • данные о должностном лице – его ФИО, а также подробные сведения о налоговом органе, составившего и утвердившего конкретное постановление;
        • дата утверждения, срок и порядковый номер постановления;
        • наименование и сведения об организации, о физических или юридических лицах, иностранных гражданах, а также об ИП, на которых производится учет и обращение данного взыскания;
        • резолютивная часть исполнительного документа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика;
        • дата и срок вступления в законную силу данного решения о взыскании налога за счет имущества.

        Установленный учет, порядок и форма данного исполнительного документа о взыскании также предусматривают обязательное наличие подписи руководителя уполномоченного органа и гербовую печать организации.

        Порядок взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика

        Пристав-исполнитель является уполномоченным лицом, который наделяется определенными правами, обязанностями и задачами. Основной его целью является правомерное получение денежных средств, либо иного имущества для погашения имеющейся задолженности у юридических, или физических лиц, а также ИП, в счет государства.

        Для погашения задолженности, пристав-исполнитель действует на основании выданного ему исполнительного документа, в котором содержатся все важные сведения.

        На основании данного документа производится возбуждение исполнительного производства. Дальнейшие правомерные действия пристава-исполнителя могут включать в себя:

        • принятие решения о наложении ареста на имущество должника и осуществление данного взыскания, которое производится в установленный срок;
        • при появлении подобной необходимости, изъятие определенных материальных ценностей, учет и передача их в определенное место для последующего хранения;
        • реализация имеющегося у пристава-исполнителя имущества с целью погашения денежной задолженности;
        • учет и последующее зачисление полученных денежных средств, которое производится в счет государства, либо государственного внебюджетного фонда.

        Действующее российское налоговое законодательство РФ устанавливает несколько уровней правового регулирования процедуры взыскания таможенных пошлин и налогов в отношении физических и юридических лиц, а также зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Сюда относится международный договор участников Таможенного союза.

        Данным таможенным законодательством, включая Таможенный союз, устанавливаются общие действующие положения в отношении того, как производится уплата пошлин и необходимых регулярных взносов в установленный срок, а также их учет и обжалование.

        Согласно таможенным нормам, при нарушении допустимых временных рамок и неуплате взносов в установленный срок, уполномоченные органы принимают решения о принудительном взыскании денежных средств, либо иных материальных ценностей, являющихся собственностью должника, которое производится в счет заинтересованной организации.

        Законами государств, являющихся официальными членами таможенного союза, могут быть приняты и иные решения относительно погашения имеющейся задолженности, если их форма не будет противоречить действующим таможенным нормам, и не будут нарушать законные интересы налогоплательщиков.

        Таможенный Кодекс Таможенного союза устанавливает общие положения и сведения о взыскании пошлин и неуплаченных налогов, при этом наделяя уполномоченных лиц правами по данному взысканию несколькими способами:

        • текущая задолженность погашается денежными средствами налогоплательщика в установленный срок. Основанием для данной процедуры служит принятие решения о взыскании уполномоченным таможенным органом. Форма данного решения, как исполнительного документа, также утверждена таможенным законодательством;
        • текущая задолженность по налогам и пошлинам погашается путем иных материальных ценностей, принадлежащих налогоплательщику. Исключением являются вещи личного характера и средства для регулярного использования;
        • задолженность по пошлинам погашается в счет ранее излишне уплаченной суммы таможенным органам. Данная процедура осуществляется на основании исполнительного документа, утвержденного и выданного таможенным органом;
        • принятие решения таможенным органом о снятии задолженности возможно и в случае предоставления какой-либо гарантии, например, залога, поручительства и т.д.

        С юридического лица, а также индивидуального предпринимателя, может быть осуществлено и принудительное взыскание по таможенным налогам и пошлинам в отношении следующих ценностей:

        • определенных товаров, в отношении которых, в установленный срок, не производилось оплаты таможенных пошлин;
        • денежных средств, находящихся в банковских организациях;
        • залога, либо неизрасходованных авансовых платежей;
        • излишне уплаченных платежей таможенным органам.

        Процедура изъятия материальных ценностей по налогам и пошлинам может происходить как во внесудебном порядке, так и в судебном органе.

        При этом форма судебного порядка всегда допускает возможность обжаловать вынесенное решение. Правом обжалования обладает налогоплательщик, либо его представитель в судебном органе.

        Законодательство РФ устанавливает два основания, по каждому из которых принудительное взыскание может быть прекращено:

        • срок, ранее установленный уполномоченным органом, истек;
        • особые случаи, полный перечень и форма которых утверждены действующими законами. Сюда можно отнести внезапное уничтожение товаров в силу форс-мажорных обстоятельств, обращение данных товаров в собственность государственных органов, уплата недоимки и т.д.

        Консолидированная группа налогоплательщиков представляет собой добровольное объединение нескольких организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль. Деятельность и учет данной организации основывается на заключенном договоре, форма которого является стандартной.

        Данная форма объединения содержит одну главную особенность – при принятии уполномоченным органом решения, например, о приостановлении действия счетов в банке, эта санкция может быть распространена абсолютно на все организации-налогоплательщики.

        Либо, если речь идет о штрафе, взыскание будут осуществлено с каждого участника данного объединения. Причем порядок данной процедуры и учет всех участников, включая иностранных, будут определены налоговым органом самостоятельно.

      • Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
      • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
      • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
      • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
      • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
      • Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
      • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
      • Письмо ФТС России от 17.05.2018 N 14-40/28427 (ред. от 02.09.2021)
      • Письмо ФТС России от 20.08.2014 N 14-40/39460 (ред. от 02.09.2021)
      • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

      Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

      Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публичноправовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.

      Статьей 44 НК РФ установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

      НК РФ исходит из того, что обязанность по уплате налогов и сборов должна исполняться налогоплательщиком добровольно. Однако по отношению к налогоплательщикам (плательщикам сборов), не исполняющим добровольно свои обязанности по уплате налогов (сборов), НК РФ предусматривает возможность принудительного исполнения этой обязанности.

      Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

      1. юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
      2. юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

      В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ.

      Статья 47 НК РФ устанавливает ряд условий для обращения взыскания налога, а также пеней за счет имущества налогоплательщика.

      Взыскать недоимки по налогам может только налоговый орган, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (или налогового агента) или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента), и только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

      Обоснованное решение об обращении взыскания на имущество организации выносится руководителем (его заместителем) налогового органа. В этом решении необходимо указать на то, что налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налога и сбора и что взыскать эту задолженность за счет денежных средств, находящихся на счетах данной организации, не представляется возможным из-за отсутствия на них необходимого денежного остатка.

      Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации должно содержать:

      1. фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
      2. дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
      3. наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, на чье имущество обращается взыскание;
      4. резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;
      5. дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;
      6. дату выдачи указанного постановления.

      Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

      На основании этого решения составляется постановление о взыскании налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика, которое направляется судебному приставу-исполнителю. Само взыскание производится судебным приставом в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 22 августа 2004 г.) с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ.

      НК РФ определяет собственную очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика-организации. Эта очередность установлена п. 4 ст. 47 НК РФ.

      Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится последовательно в отношении:

      1. наличных денежных средств;
      2. имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
      3. готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
      4. сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
      5. имущества, переданного по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
      6. другого имущества.

      Взыскание может быть обращено и на имущество, не входящее в эту группу, но при условии, что соответствующие договоры на передачу этого имущества будут расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке (в соответствии с гражданским законодательством — гл. 9 и 29 ГК РФ).

      Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). ГК РФ в ст. 62-65 регулирует вопросы ликвидации юридического лица и вытекающие из этого имущественные обязательства.

      Юридическое лицо может быть ликвидировано:

      1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

      2) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

      Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

      Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

      Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, т.е. в порядке банкротства.

      Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и налогоплательщиков.

      При ликвидации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган о принятии решения о ликвидации по установленной форме в десятидневный срок с момента вынесения решения.

      Ликвидационная комиссия представляет в налоговый орган:

      1. заявление о снятии с учета по установленной форме, где указываются наименование налогового органа, в который подается заявление, дата его представления, наименование и ИНН юридического лица, номер и серия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, причина снятия с учета;
      2. копию распорядительного документа (решение, постановление, приказ) учредителей (участников) или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации и копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии;
      3. промежуточный ликвидационный баланс;
      4. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

      Факт снятия с учета юридического лица подтверждается подписью начальника соответствующего учреждения, скрепленной гербовой печатью, на заявлении налогоплательщика о снятии с учета.

      Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

      В случае, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 49 НК РФ).

      Таким образом, обязанности по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, а в случае, если указанных средств недостаточно, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

      Статья 46 НК РФ определяет процедуру принудительного взыскания налогов, сборов и пеней с организаций, являющихся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами, за счет средств, находящихся у этих организаций на банковских счетах.

      Бесспорное взыскание денежных средств с банковских счетов организации производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

      Одновременно с вынесением решения о списании денежных средств со счетов организации налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении расходных операций по счетам.

      Согласно ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

      Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

      Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

      Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком и действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

      Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога. Это решение направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.

      Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

      Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения. Однако хотелось бы отметить то обстоятельство, что нарушение пятидневного срока не влечет каких-либо правовых последствий, и законодатель вообще не предусматривает какую-либо ответственность за неуведомление или несвоевременное уведомление налогоплательщика о вынесенном решении о взыскании налога.

      После вынесения решения налоговым органом о взыскании налога (сбора, пени) за счет средств, находящихся на банковских счетах, инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента.

      Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

      Следует обратить внимание, что законодатель не ограничивает число банковских счетов, с которых могут быть списаны денежные средства организации, т.е. в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговый орган может направить инкассовые поручения на списание средств со всех известных налоговым органам банковских счетов организации. При этом банк, получивший инкассовое поручение, обязан безусловно исполнить это поручение, установленное гражданским законодательством Российской Федерации, не пытаясь оценить целесообразность исполнения поручения.

      Согласно ст. 855 ГК РФ при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, ��редъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

      Требование об уплате налога и сбора — извещение налоговым органом налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

      Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках — регулируется статьей 76 «Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей» налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

      Последствия неуплаты налога в срок — установленные законодательством последствия, которые могут быть применены к налогоплатетельщику, который не уплатил налог в срок.

      Взыскание налога с физического лица — регулируется статьей 48 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

      Недоимка — сумма налога (сбора), не уплаченная в установленный срок.

      Взыскание недоимки — установленный законодательством порядок взыскания просроченной задолженности по налогам (недоимки).

      Взыскание налога за счет иного имущества

      При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика.

      Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотрен­ных статьей 47 НК РФ.

      денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента (ст. 46 НК РФ);

      имущества налогоплательщика или налогового агента (ст.

      Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента)

      В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке.

      Статья 47. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя

      1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

      Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

      Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

      В том случае, если у налогоплательщика нет никаких денежных средств в банке, а задолженность по налогам то, то статья 47 НК РФ предусматривает, что в этом случае взыскание с ИП и организаций производится за счёт «иного имущества» налогоплательщика.

      В этом случае необходимо решение налогового органа. Это решение в течение трёх дней в момента вынесения направляется судебному приставу для исполнения, которое выполняется в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».

      НК предусматривает реквизиты такого постановления: дату выдачи, наименование и адрес налогоплательщика…

      Постановление подписывается руководителем и заверяются печатью.

      «Финансовая газета», N 50, 2002

      Согласно п.2 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.

      Порядок взыскания налога за счёт имущества налогоплательщика.

      В соответствии с п.п.1, 2, 3, 7 ст.73 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов эта обязанность может быть обеспечена залогом. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик (или плательщик сбора), так и третье лицо.

      При неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора) обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

      Согласно ст.349 ГК РФ требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда. Удовлетворение этого требования без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога.

      Учитывая изложенное, в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора и соответствующих пеней, обеспеченной залогом недвижимого имущества, налоговый орган вправе обратить взыскание на заложенное недвижимое имущество путем подачи на основании ст.349 ГК РФ искового заявления в суд либо заключить после наступления срока уплаты указанных сумм с залогодателем соглашения об исполнении обязанности налогоплательщика по уплате сумм налога, сбора и пени за счет заложенного недвижимого имущества, удостоверив такое соглашение в нотариальном порядке.

      (в ред. Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ)

      1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

      Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

      Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
      (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

      2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя должно содержать:

      1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

      2) дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

      3) наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика — индивидуального предпринимателя или налогового агента — индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;

      4) резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя;
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

      5) дату вступления в силу решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя;
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

      6) дату выдачи указанного постановления.

      3. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

      4. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

      5. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:

      1) наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;
      (пп. 1 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

      2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

      3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

      4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

      5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

      6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Плательщик-физлицо, не ведущий предпринимательскую деятельность, должен самостоятельно исполнять налоговые обязательства, если иное не закреплено нормами права.

      Отчисление платежей необходимо осуществлять в сроки, установленные НК. При этом субъект может исполнить обязательство досрочно.

      Кто является плательщиком?

      Обязанности налогоплательщика возлагаются на граждан, не зарегистрированных в качестве ИП, если:

      1. В собственности лица находится объект обложения. Это может быть как движимое, так и недвижимое имущество.
      2. Гражданин получает доход либо иную материальную выгоду.

      Учет налогоплательщиков производится по ИНН. Индивидуальный идентификационный номер физлицо получает, когда в ИФНС поступают сведения о возникновении объекта обложения.

      В первую очередь, следует отметить, что ИФНС далеко не всегда может выявить факт возникновения объекта обложения. На такие случаи в НК закреплена обязанность плательщиков самостоятельно направлять сведения в налоговую инспекцию.

      В действующем НК установлены налоги с:

      • дохода (НДФЛ);
      • имущества;
      • транспорта;
      • земельного участка;
      • водного объекта.

      Кроме этого, на граждан возлагается обязанность отчислять акцизы, сборы за улов и охоту.

      В настоящее время исполнить налоговые обязательства можно самыми разными способами. Рассмотрим наиболее распространенные варианты:

      • Банковская касса. Этот способ оплаты удобен тем, что все операции по заполнению квитанции и проведению платежа осуществляет оператор. Плательщику необходимо предоставить реквизиты для оплаты и паспорт. После оплаты гражданину выдается квитанция с отметкой банка о проведении платежа.
      • Терминал. Многие граждане предпочитают оплачивать налоги в платежных терминалах. Это удобно и быстро; нет необходимости стоять в очереди в кассу. При использовании терминала физлицу придется, однако, ввести свои данные в форму самостоятельно. Кроме того, ему нужно будет заплатить комиссию за проведение платежа. Как правило, это не очень большая сумма.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *