Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета

  • Федеральные, региональные и местные налоги

    2,1 тыс. 5

    Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

    Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

    В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

    Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

    Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

    Какими документами регулируется бухгалтерский учёт

    План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

    Номер ПБУ

    Наименование ПБУ

    Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

    1/2008

    «Учетная политика организации»

    От 06.10.2008 № 106н

    2/2008

    «Учет договоров строительного подряда»

    От 24.10.2008 № 116н

    3/2006

    «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

    От 27.11.2006 № 154н

    4/99

    «Бухгалтерская отчетность организации»

    От 06.07.1999 № 43н

    5/01

    «Учет материально-производственных запасов»

    От 09.06.2001 № 44н

    6/01

    «Учет основных средств»

    От 30.03.2001 № 26н

    7/98

    «События после отчетной даты»

    От 25.11.1998 № 56н

    8/2010

    «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

    От 13.12.2010 № 167н

    9/99

    «Доходы организации»

    От 06.05.1999 № 32н

    10/99

    «Расходы организации»

    От 06.05.1999 № 33н

    11/2008

    «Информация о связанных сторонах»

    От 29.04.2008 № 48н

    12/2010

    «Информация по сегментам»

    От 08.11.2010 № 143н

    13/2000

    «Государственная помощь»

    От 16.10.2000 № 92н

    14/2007

    «Нематериальные активы»

    От 27.12.2007 № 153н

    15/2008

    «Расходы по займам и кредитам»

    От 06.10.2008 № 107н

    16/02

    «Информация по прекращаемой деятельности»

    От 02.07.2002 № 66н

    17/02

    «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

    От 19.11.2002 № 115н

    18/02

    «Расчеты по налогу на прибыль организаций»

    От 19.11.2002 № 114н

    19/02

    «Финансовые вложения»

    От 10.12.2002 № 126н

    20/03

    «Информация об участии в совместной деятельности»

    От 24.11.2003 № 105н

    21/2008

    «Изменения оценочных значений»

    От 06.10.2008 № 106н

    22/2010

    «Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

    От 28.06.2010 № 63н

    23/2011

    «Отчет о движении денежных средств»

    От 02.02.2011 № 11н

    24/2011

    «Затраты на освоение природных ресурсов»

    От 06.10.2011 № 125н

    Цель – изучение законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

    Задачи:

    • изучить Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.1998 г. № 34н;
    • рассмотреть основные вопросы Концепции бухгалтерского учета в период перехода к рыночной экономике России;
    • изучить уровни системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета.
    2.1. Цели и задачи законодательства о бухгалтерском учете. Государственное регулирование бухгалтерского учета
    2.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ (четырехуровневая система) и ее основные элементы
    Выводы
    Вопросы для самопроверки
    Библиография

    Версия для печати
    Хрестоматия
    Практикумы
    Презентации

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:

    1) нормативное правовое регулирование — осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

    2) методическое (нормативно-техническое) регулирование — осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

    Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

    К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» *(2) и нормативные правовые акты Минфина России. *(3) Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

    В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

    Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона О» бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются.

    Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина России, который по результатам юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России «в государственной регистрации не нуждается» — формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера. *(4)

    Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в «Финансовой газете». Вторым формальным признаком акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера является его опубликование в «Финансовой газете».

    Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.

    Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным правовым актам, то приоритет имеют последние (поскольку первые являются их производной)

    Итак, акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера также являются обязательными для исполнения, как и нормативные правовые акты. Разграничение данных видов актов имеет значение для разрешения противоречий, что будет рассмотрено ниже.

    Анализ регулирующих бухгалтерский учет нормативных актов позволяет выделить следующие виды противоречий:

    1) противоречия между нормами Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и нормами приказов Минфина России (подзаконных актов);

    2) противоречия между нормами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

    3) противоречия между нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и нормами методических указаний, являющихся нормативными правовыми актами;

    4) противоречия между нормами Инструкции по применению плана счетов и нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

    5) противоречия между нормами Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);

    6) противоречия между положениями (элементами) учетной политики и нормативными актами Минфина России;

    7) противоречия между нормативными актами и актами Минфина России разъяснительного характера (актами толкования).

    Указанные выше виды противоречий можно объединить в три группы:

    1) противоречия между нормативными правовыми актами (противоречия в системе нормативного правового регулирования бухгалтерского учета);

    2) противоречия между актами методического (нормативно-технического) характера (противоречия в системе методического (нормативно-технического) регулирования бухгалтерского учета);

    3) противоречия между нормативными правовыми актами и актами методического (нормативно-технического) характера (противоречия между системой нормативного правового регулирования и системой методического (нормативно-технического) регулирования бухгалтерского учета).

    Как уже отмечалось выше, для разрешения противоречий юриспруденцией разработаны следующие правила.

    1) Если противоречат друг другу акты, имеющие разную юридическую силу, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой, т.е. за основу берется принцип иерархии нормативных актов. Приоритет закона над подзаконными актами установлен Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 90; ст. 115; ч. 2 ст. 120). Также, согласно п. 2 ст. 13 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ: «Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу». *(7)

    2) Если противоречат друг другу акты одинаковой юридической силы (например, Приказы Минфина России), но изданные в разное время, приоритет имеет последний согласно принципу: позже изданный акт отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится. Значение имеет именно дата издания (принятия) нормативного акта, а не момент его вступления в силу, регистрации в Минюсте России и др.

    3) Если общая норма противоречит специальной норме, приоритет имеет специальная норма. Подразделение норм на общие (общие правило поведения) и специальные (специальное, особое правило поведения) осуществляется в зависимости от сферы их действия. Соответственно, общие нормы регулируют определенный род отношений (фактов хозяйственной деятельности), а специальные — вид отношений (фактов хозяйственной деятельности) данного рода.

    Пример общей нормы (общее правило): стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению.

    Пример специальной нормы (специальное правило): затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

    Специальная норма ограничивает объем, сферу регулирования общей нормы, делает изъятия из общей нормы. *(8) Наличие специальной нормы требует ограничительного толкования общей нормы. Очевидно, что вопрос о противоречии общих и специальных норм легче разрешается, если это нормы одного нормативного акта. Если это нормы разных нормативных актов, но одной юридической силы, или, тем более, разной юридической силы, то разрешение противоречий осложняется вопросами их временного и иерархического соотношения, необходимостью использования выше приведенных правил: позже изданный акт отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; акт высшей юридической силы имеет приоритет перед актом меньшей юридической силы.

    4) Если противоречат друг другу нормы-принципы и любые другие нормы (за исключением специальных норм), то приоритет имеют нормы-принципы. Нормы-принципы непосредственно не регулируют (не устанавливают конкретных прав и обязанностей) ведение бухгалтерского учета, они содержат те основные положения (предписания, установление) в соответствии с которыми строится нормативное регулирование бухгалтерского учета.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

    I

    UJ

    s о

    UJ

    X

    О X

    о

    CO

    # *

    158

    тетным является извлечение и максимизация прибыли, повышение стоимости банка; вторая задача определяется особым социальным статусом банков с госучастием и их ролью в экономике. В рамках второй группы задач основной целевой функцией является финансовая поддержка приоритетных задач государства и структурных реформ, направленных на решение экономических и социальных проблем национальной экономики. Оценка вклада банка в решение народно-хозяйственных задач, гармонизации интересов различных стейкхол-деров (держателей акций) определяет социально-экономическую эффективность деятельности банков, в том числе с государственным участием в капитале.

    Таблица б — Вклады населения в банках с госучастием в капитале

    Показатели 01.01.10 01.01.11 01.01.12 01.01.13 01.01.14 01.01.15 01.01.16

    Цоля ПАО «Сбербанк России» в общем объеме вкладов, % 49,4 47,9 46,6 45,7 46,1 46,1 46,0

    Цоля пяти банков, имеющих наибольшие объемы вкладов, в общем объеме вкладов, % 61,3 60,0 59,4 58,3 60,5 60,4 60,6

    Вместе с тем, для банков с государственным участием в капитале социальная направленность должна быть приоритетной в их деятельности. В настоящее время банки с госучастием в капитале аккумулируют наибольшую долю средств населения (табл. 7).

    Таблица 7 — Вклады населения в банках с госучастием в капитале

    Показатели 01.01.10 01.01.11 01.01.12 01.01.13 01.01.14 01.01.15 01.01.16

    Цоля ПАО «Сбербанк России» в общем объеме вкладов, % 49,4 47,9 46,6 45,7 46,1 46,1 46,0

    Цоля пяти банков, имеющих наибольшие объемы вкладов, в общем объеме вкладов, % 61,3 60,0 59,4 58,3 60,5 60,4 60,6

    в формировании ресурсной базы. Имея статус государственного банка, они получают преимущество в установлении процентных ставок по привлеченным средствам.

    Таким образом, в целях совершенствования эффективности деятельности банков с государственным участием можно предложить следующие направления:

    — при разработке Государственной банковской политики с учетом прошедшего экономического кризиса важной задачей может оказаться отделение инвестиционных операций государственных коммерческих банков от их коммерческой текущей деятельности и в определенных случаях выделение (либо гарантирование выделения) долгосрочных финансовых источников, предоставление непосредственным товаропроизводителям оперативной

    финансовой помощи. В государственной банковской политике должна также быть более полно прописана деятельность в условиях ограниченных финансовых ресурсов из-за антироссийских санкций;

    — в целях повышения социальной направленности предусмотреть в линейке банковских продуктов предоставление социальных кредитов по социальным процентным ставкам наименее защищенным слоям населения;

    — вести раздельный управленческий учет операций, связанных с реализацией социальных собствен н ых и госуда рствен н ых п роек-

    тов и государственных программам.

    Приведенные данные свидетельствуют о высоком уровне концентрации вкладов населения в банках с госучастием в капитале, что обеспечивает им конкурентное преимущество

    Примечания:

    1. Мартиросян А.Р. Основные закономерности и перспективы развития и взаимодействия банковского и промышленного секторов российской экономики : дис…. канд. экон. н. -М., 2001.

    2. Шамрина С.Ю. Современное состояние банковского сектора России // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 1 (30). — С. 92-95.

    Функции бухгалтерского учета:

    1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;

    2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;

    3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;

    4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;

    5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.


    Бухгалтерский учет заключается в следующих принципах:

    1) принцип денежного измерения – в бухгалтерских отчетах информация всегда должна быть выражена в едином денежном измерителе (в валюте страны нахождения предприятия);

    2) принцип обязательного документирования – непрерывное, сплошное, документально обоснованное и достоверное отражение учитываемых объектов, которые вытекают из одновременно совершающихся в организации различных операций. Эти операции, в свою очередь, отражают постоянно возобновляемый кругооборот всех средств организации и непрерывную смену их форм;

    3) принцип двусторонности или двойной записи – заключается по источникам формирования и по признаку размещения с выполнением равенства в обеих группах бухгалтерского учета;

    4) принцип автономности организации – в целях сохранения объективности учета бухгалтерских счетов, на которых отражаются все хозяйственные операции организации, ведется обособленно от счетов, которые предназначены непосредственно для учета лиц, связанных с данной организацией. Разделение бухгалтерских счетов организации и ее владельцев (юридических лиц) считается принципом автономности организации;

    5) принцип действующей организации – любая создаваемая организация должна существовать (функционировать) и быть постоянно действующим производством;

    6) принцип учета по стоимости – активы учитываются по цене приобретения, т. е. по стоимости. Она является основной базой для учета актива в бухгалтерском учете в течение всего времени его существования. Ориентируясь на эти правила, собственные активы и в балансе числятся по первичной цене (по цене приобретения), и независимо от срока их нахождения на предприятии он не переоцениваются, а вновь создаваемая продукция оценивается по сложившейся стоимости затрат в момент ее выпуска;

    7) принцип учетного периода: бухгалтерский учет ведется по учетным периодам, которыми принято считать календарные периоды;

    8) принцип консерватизма (осторожности) – несомненно, руководители предприятия всегда хотят дела производства представлять в лучшем виде. Но это не всегда согласуется с реальностью. Предварительное поступление доходов в течение отчетного периода нельзя засчитывать в доходы, уже принадлежащие предприятию, если окончательное исполнение операции выходит за пределы отчетного периода. Их лучше отнести к доходам будущих периодов. В случае, если предприятие понесло расходы, а документально не определена окончательность операции (возможно, эти затраты будут возвращены), то их следует засчитывать в расходы будущих периодов, чтобы не искажать истинные показатели по прибыли. Значит, при получении прибыли или выполнении расходов нужно иметь веские доказательства их правомерности. Отсюда следует, что принцип консерватизма имеет две стороны:

    а) доход признается только тогда, когда имеется на то обоснованная уверенность;

    б) расход признается, как только возникает обоснованная возможность;

    [flat_ab id=»11″]

    9) принцип реализации – определяет сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи в этот период. Так как товар может быть продан по цене выше его стоимости и ниже, в рассрочку и до оплаты, то сумму реализации следует корректировать на предполагаемую сумму безнадежных долгов;

    10) принцип увязки – указывает на следующее: если какое-либо событие влияет как на доход, так и на расходы, то воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде. Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты, а прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на ее производство. Из вышесказанного следует, что затраты на производство должны быть включены в себестоимость в том периоде, в котором определена выручка от реализации;

    11) принцип последовательности – предприятия могут самостоятельно выбирать метод учета, но с условием соблюдать его в течение достаточно долгого времени (не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для его изменения. В противном случае возникнет ситуация несоизмеримости показателей;

    12) принцип существенности – устанавливает, что незначительные события могут не приниматься во внимание, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

    Цель: систематизировать требования, регламентированные действующим законодательством, к нормативному регулированию бухгалтерского учета в Российской Федерации. Обсуждение: бухгалтерский учет в РФ является строго законодательно регулируемым. Отражение любого факта хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и представление информации о нем в бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируется конкретным нормативным документом и не всегда одним. Для принятия конкретного решения необходимо иметь четкое представление о действующей иерархии документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Результаты: представлена действующая иерархическая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, включающая краткую характеристику каждого ее уровня.

    В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство предоставляет право своим отдельным органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом складывается система законодательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет. Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов:

    • законы и иные акты законодательства РФ;
    • положения по бухгалтерскому учету;
    • методические указания по ведению бухгалтерского учета;
    • рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.
    • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
    • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
    • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
    • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
    • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
    • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

    Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

    • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
    • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
    • рекомендации в области бухгалтерского учета;
    • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

    Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

    • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
    • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
    • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
    • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
    • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
    • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

    — кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

    — кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

    • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

    Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

    Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

    Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

    Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

    Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Совокупность нормативов, регулирующих бухучет, формируют определенную систему. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это свод норм и правил, утвержденных правительством РФ с целью регламентирования ведения и отражения различных финансово-хозяйственных операций в учете.

    Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

    Координация принципов, норм и правил бухучета в Российской Федерации представляет собой четырехуровневую систему. Вот уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в 2020 году:

    1. Нормативно-правовой — федеральные законы, постановления правительства, указы президента. На этом этапе определяются единые нормативы законодательства.
    2. Стандартизационный. На этом уровне фиксируются унифицированные общие правила по формированию финансово-хозяйственных операций. Регистры — положения по бухучету, утверждаемые органами федеральной исполнительной власти.
    3. Методологический — закрепляет инструкции, указания и методологические рекомендации, вводимые министерствами и иными органами государственной исполнительной власти.
    4. Организационный. На этом этапе формируются требования, позволяющие решать детальные вопросы по ведению бухгалтерии в разрезе различных финансово-хозяйственных операций отдельно взятых организаций.

    На этих же уровнях ведется нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности. Это необходимо для стандартизации правил, по которым все экономические субъекты осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и периодически отчитываются о совершенных операциях.

    Номер и название главы Номер вопроса Номер правильного ответа
    Глава 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации 1 1
    2 3
    3 3
    4 1
    5 1
    6 4
    7 4
    8 3
    9 1
    10 4
    11 4
    12 4
    13 3
    14 3
    15 4

    1 См. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции от 28 марта 2002 г. № 32-ФЗ).

    2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации / Приказ Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в редакции от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 24 марта 2000 г. № 31-н).

    3 Утверждена постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283.

    4 Одобрена Методическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.

    В настоящее время сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

    Первый уровень (законодательный) – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 04.12.2011 г. № 402-ФЗ, другие законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.

    Второй уровень (нормативный) – положения по бухгалтерскому учету.

    Третий уровень (методический) – методические указания, инструкции, план счетов, рекомендации и иные аналогичные им документы.

    Четвертый уровень (организационный или учетная политика организации) – рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом, налоговом и организационном аспектах, другие рабочие документы организации.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ призвана обслуживать множество задач, решаемых посредством бухгалтерского учета, затрагивающих отношения организаций не только с государственными органами (включая налоговые), но и между ними на территории и за пределами России.

    Контрольные вопросы

    1. Каким образом формулируется определение бухгалтерского учета?

    2. В чем состоят основные задачи бухгалтерского учета?

    3. Кто является основными пользователями бухгалтерской информации?

    4. Что является нормативной основой организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации?

    5. Какие нормативные документы по бухгалтерскому учету являются обязательными, какие – рекомендательными?

    Контрольные тесты

    1. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные процессы:

    1) прерывно;

    2) непрерывно;

    3) по состоянию на отчетную дату.

    2. Всю учетную информацию можно подразделить на:

    1) оперативного и статистического учета;

    2) оперативного, бухгалтерского и статистического учета;

    3) оперативного учета, оперативного анализа, статистического учета;

    4) нормативную, учетную, плановую.

    3. Основной измеритель, применяемый в бухгалтерском учете:

    1) натуральный;

    2) денежный;

    3) трудовой.

    4. Кто организует и ведет бухгалтерский учет на предприятии:

    1) генеральный директор, бухгалтерская служба, специализированная организация;

    2) бухгалтерская служба, аудиторская фирма, владелец;

    3) учредители, главный бухгалтер, аудиторская служба;

    4) главный бухгалтер, бухгалтерская служба, акционеры.

    5. Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета:

    1) руководитель;

    2) учредители;

    3) главный бухгалтер;

    4) финансовый менеджер.

    6. Кто несет ответственность за формирование учетной политики предприятия:

    1) руководитель и главный бухгалтер;

    2) бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером;

    3) учредители;

    4) главный бухгалтер.

    7. За что несет ответственность главный бухгалтер:

    1) за формирование учетной политики и организацию бухгалтерского учета;

    2) за формирование учетной политики и ведение бухгалтерского учета;

    3) за организацию и ведение бухгалтерского учета;

    4) за соблюдение законодательства при совершении хозяйственных. операций и достоверность бухгалтерской отчетности

    8. К объектам бухгалтерского учета относятся:

    1) имущество организации и его обязательства;

    2) имущество организации, его обязательства и хозяйственные операции;

    3) хозяйственные операции;

    4) обязательства организации.

    9. К одной из основных задач бухгалтерского учета относится:

    1) оценка имущества в рублях;

    2) ведение учета двойной записью;

    3) отражение хозяйственных операций на счетах сплошным способом;

    4) формирование информации, необходимой пользователям отчетности.

    10. К одной из основных задач бухгалтерского учета относится:

    1) формирование полной и достоверной информации для предоставления в налоговые органы;

    2) обеспечение сохранности имущества организации;

    3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

    Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций.

    Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством.

    Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву.

    В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.

    Задачи закона «О бухгалтерском учете»

    1. Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
    2. Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
    3. Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.

    Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

    Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

    В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов.

    Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином.

    Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

    • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
    • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.

    Об основных отличиях российских и международных стандартов по бухучету читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

    • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

    Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2015 год (скачать)».

    • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

    Элементы правовой базы классифицируются по критерию значимости для субъектов хозяйствования и по величине сфер влияния. В России действует 4 уровня документов, которыми должны руководствоваться предприятия и ИП:

    1. Базовое нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета. Оно реализуется через комплекс федеральных законов и постановления, издаваемые Правительством. К этой категории документов относятся и президентские указы. Такие нормативные акты обладают наибольшим охватом – с их положениями должны считаться все субъекты предпринимательства.
    2. Нормативная база бухгалтерского учета, действие которой направлено на стандартизацию учетных операций, унификацию действий бухгалтера. На этом уровне значатся акты Минфина РФ — блок документов представлен ПБУ (положения по бухгалтерскому учету), МСФО (международные стандарты финотчетности), Планом счетов.
    3. Методологические бухгалтерские нормативные документы. Этот блок информационной базы состоит из методических инструкций, отраслевых рекомендаций по бухучету. Такие акты служат для уточнения и пояснения нормативных документов из первого и второго уровня.

    Нормативные документы по бухгалтерскому учету организационного характера, предназначенные для внутреннего (локального) пользования субъектами хозяйствования. Целью их составления является реализация положений всех уровней — базовых федеральных законов, ПБУ и методических рекомендаций.

    Организационная документация призвана сформировать внутри предприятия систему учета, которая будет органично сочетать требования действующих законодательных актов и специфику работы компании, т.е. такие акты направлены на внутреннее регулирование.

    В этом блоке все документы разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно и утверждаются их руководством. Примеры локальных актов – рабочий план счетов, учетная политика, положение о зарплате, премировании и т.д.

    Если в процессе работы компании применяются неунифицированные бланки учетных документов, их шаблоны тоже утверждаются локальными актами.

    Применительно к первому иерархическому уровню основным правовым актом является Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. В нем систематизированы базовые правила учета, которыми должны пользоваться организации и ИП на территории всей страны.

    Документ предназначен для унификации требований к учету и отчетности, он охватывает деятельность индивидуальных коммерсантов, коммерческих юрлиц, НКО, государственных учреждений и иностранных компаний, работающих на территории РФ.

    Также закон определяет, кто из субъектов вправе не вести бухучет, или может вести его в упрощенном порядке.

    Обобщенные понятия о порядке организации деятельности субъектов предпринимательства приведены в Гражданском кодексе. Налоговый кодекс раскрывает правила налогового учета, а порядок документирования действий в рамках отношений работодателя с трудовым коллективом закреплен в Трудовом кодексе.

    Какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета на уровне отраслевых и методологических рекомендаций? Таких документов множество, в качестве примера можно назвать:

    • указания, устанавливающие методологию учета основных средств в сельском хозяйстве (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 г. № 559);

    1 Воскресенская Н.В. 1 Львова М.В. 1 1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
    Настоящая статья посвящена изучению развития системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России со средних веков и до наших дней.

    Такое исследование неразрывно связано с историей общества, с развитием производства и общественного сознания. Эволюционный путь исследования позволяет проанализировать трансформацию бухгалтерского учета во взаимосвязи с его нормативным регулированием.

    Так, в 18–19 веках принятие новых нормативных документов в области регулирования учета было обусловлено развитием предпринимательства; советский же период развития ознаменовался полным контролем государства над учетной системой.

    Реформирование отечественной системы бухгалтерского учета на современном этапе во многом предполагает ориентацию на международные стандарты финансовой отчетности и переход к смешанной модели регулирования бухгалтерского учета.

    Формирование оптимальной системы регулирования, адекватной традициям и бухгалтерской субкультуре, является ориентиром для реализации институциональных решений в области бухгалтерского учета и отчетности.

    история развития бухгалтерского учетанормативное регулирование бухгалтерского учета
    1. Карельская С.Н.

    Становление нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России / С.Н. Карельская // Финансы и бизнес. – 2011. – № 1. – С. 169–177.
    2. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета / Е.В. Лупикова. – М.: КНОРУС, 2006. – 240 с.
    3. Львова М.В., Воскресенская Н.В.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

    Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

    Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

    В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

    • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
    • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.

    Об основных отличиях российских и международных стандартов по бухучету читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

    • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

    Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2015 год (скачать)».

    • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

    1. Закон № 402-ФЗ.
    1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
    2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

    При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

    В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

    Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

    Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

    В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.

    1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

    3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;

    4 – й уровень – рабочие документы организации.

    Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций. Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством. Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву. В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.

    Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.

    Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.

    Номер ПБУ

    Наименование ПБУ

    Дата утверждения
    и номер Приказа
    Минфина России

    Положение по ведению бухгалтерского учета
    и бухгалтерской отчетности в РФ

    29.07.1998, N 34н

    ПБУ 1/2008

    Учетная политика организации

    06.10.2008, N 106н

    ПБУ 4/99

    Бухгалтерская отчетность организации

    06.07.1999, N 43н

    ПБУ 7/98

    События после отчетной даты

    25.11.1998, N 56н

    ПБУ 8/2010

    Оценочные обязательства, условные
    обязательства и условные активы

    13.12.2010, N 167н

    ПБУ 11/2008

    Информация о связанных сторонах

    29.04.2008, N 48н

    ПБУ 12/2010

    Информация по сегментам

    08.11.2010, N 143н

    ПБУ 16/02

    Информация по прекращаемой деятельности

    02.07.2002, N 66н

    ПБУ 21/2008

    Изменения оценочных значений

    06.10.2008, N 106н

    ПБУ 22/2010

    Исправление ошибок в бухгалтерском учете
    и отчетности

    28.06.2010, N 63н

    ПБУ 23/2011

    Отчет о движении денежных средств

    02.02.2011, N 11н

    1. Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств (табл. 2).

    Таблица 2

    Номер ПБУ

    Наименование ПБУ

    Дата утверждения
    и номер Приказа
    Минфина России

    ПБУ 3/2006

    Учет активов и обязательств, стоимость
    которых выражена в иностранной валюте

    27.11.2006, N 154н

    ПБУ 5/01

    Учет материально-производственных запасов

    09.06.2001, N 44н

    ПБУ 6/01

    Учет основных средств

    30.03.2001, N 26н

    ПБУ 14/2007

    Учет нематериальных активов

    27.12.2007, N 153н

    ПБУ 15/2008

    Учет расходов по займам и кредитам

    06.10.2008, N 107н

    ПБУ 17/02

    Учет расходов на научно-исследовательские,
    опытно-конструкторские и технологические
    работы

    19.11.2002, N 115н

    ПБУ 19/02

    Учет финансовых вложений

    10.12.2002, N 126н

    ПБУ 20/03

    Информация об участии в совместной
    деятельности

    24.11.2003, N 105н

    Положение по бухгалтерскому учету
    долгосрочных инвестиций

    30.12.1993, N 160

    1. Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов (табл. 3).

    Таблица 3

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

    Номер ПБУ

    Наименование ПБУ

    Дата утверждения
    и номер Приказа
    Минфина России

    ПБУ 2/2008

    Учет договоров строительного подряда

    24.10.2008, N 116н

    ПБУ 9/99

    Доходы организации

    06.05.1999, N 32н

    ПБУ 10/99

    Расходы организации

    06.05.1999, N 33н

    ПБУ 13/2000

    Учет государственной помощи

    16.10.2000, N 92н

    ПБУ 18/02

    Учет расчетов по налогу на прибыль

    19.11.2002, N 114н

    Акты методического характера — указания, рекомендации, инструкции, утвержденные Минфином России, Центральным банком РФ, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами, носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.

    1. Енгибарян Р.В. Теория государства и права: Учеб. пособ. / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. 576 с.
    2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ; от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
    3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 22.11.2011).
    4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 28.09.2010).
    5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (в ред. от 27.06.2011).
    6. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. от 18.07.2011).
    7. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»: Указ Президента РФ от 03.04.1997 N 278.
    8. О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (в ред. от 28.06.2005).
    9. О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих: Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 (в ред. Указа Президента РФ от 06.12.2007 N 1643).
    10. Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: Приказ Минфина России от 21.03.2000 N 29н.
    11. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов: Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н (в ред. от 24.12.2010).
    12. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств: Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н (в ред. от 24.12.2010).
    13. Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды: Приказ Минфина России от 26.12.2002 N 135н (в ред. от 24.12.2010).
    14. О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности: Приказ Минфина России от 30.12.1996 N 112 (в ред. от 24.12.2010).
    15. Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций: Приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н (в ред. от 25.10.2010).
    16. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности: Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283.
    17. О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
    18. Об утверждении Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом: Приказ Минфина России от 28.11.2001 N 97н (в ред. от 25.10.2010).
    19. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
    20. Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 19.06.1995 N 07-01-389-95.
    21. Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. С.С. Алексеева / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский, В.И. Леушин, В.Д. Перевалов, О.А. Пучков, Р.К. Русинов, А.П. Семитко, Н.Н. Тарасов, А.С. Шабуров. М.: Норма, 2005. 496 с.

    Предметом бухгалтерского учетаявляется финансово-хозяйственная деятельность организации:

    Объектами бухгалтерского учета явялются

    активы— имущество организации (хозяйственные средства),

    — ее капитал и обязательства(источники хозяйственных средств),

    хозяйственные операции, связанные с изменением стоимостных характеристик хозяйственных средств и их источников, осуществляемые организацией в процессе хозяйственной деятельности,

    — финансовые результатыхозяйственной деятельности (прибыли и убытки).

    Информация об активах, капитале и обязательства отражается в бухгалтерском балансе

    Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются критериями отнесения его к активам. Активы — совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчетности активы трактуются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономических выгод в будущем. Таким образом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, прямо или косвенно входящий в поток денежных средств или денежных эквивалентов организации. Потенциал может составлять часть операционной деятельности организации и конвертироваться в денежные средства или их эквиваленты, а также сокращать отток денежных средств (например, альтернативный производственный процесс снижает производственные затраты).

    Хозяйственные ресурсы, составляющие активы, должны:

    — приносить организации выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем;

    — находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который при необходимости может беспрепятственно использовать их по собственному усмотрению (например, продать);

    — являться результатом ранее совершенных сделок (быть готовыми к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора, контракта).

    В состав активов включают имущество и права.

    К материальным активамотносят:

    — землю или право на ее использование;

    — здания и сооружения производственного назначения;

    — здания и сооружения непроизводственного назначения;

    — административные, жилые, детские, учебные, оздоровительные, иные здания и помещения;

    — производственное оборудование;

    — движимое имущество непроизводственного назначения;

    — запасы сырья, топлива и полуфабрикатов, готовой продукции.

    Актив баланса состоит из двух разделов: внеоборотныеиоборотные активы.

    Финансовые активы— часть активов организации, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги. Финансовые активы включают:

    — кассовую наличность;

    — депозиты в банках;

    — вклады;

    — чеки;

    — страховые полисы;

    — вложения в ценные бумаги;

    — обязательства других предприятий и организаций по выплате средств за поставленную продукцию;

    — портфельные вложения в акции иных предприятий;

    — пакеты акций других предприятий, дающие право контроля;

    — паи или долевые участия в других предприятиях.

    Нематериальные (неосязаемые) активы— это объекты, не имеющие материально-вещественной основы, но находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

    Основными условиями, определяющими принятие к учету нематериальных активов коммерческих организаций (кроме кредитных), является:

    — отсутствие материально-вещественной (физической) основы (структуры);

    — возможность выделения (идентификации) такого имущества из состава другого имущества;

    — возможность использования при выполнении работ, производстве продукции и т.п. либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

    — способность приносить доход (экономическую выгоду) организации в будущем;

    — невозможность перепродажи данного имущества после окончания срока полезного использования;

    — наличие подтверждающих первичных документов на исключительное право организации использовать результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки патента, товарного знака и т.п.).

    Законом регулярно производит издание рекомендации по ведению бухгалтерского учета. Они так же могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтерии. Рекомендации не считаются обязательными к использованию – это решение вполне добровольное работодателя. Она использовать их необходимо, так же существуют они для того чтобы решить следующие задачи:

    • Правильно понимать и использовать принятые стандарты;
    • Понижение затрат по ведению бухгалтерскому учету;
    • Распорядительность прогрессивного ведения учета;
    • Применения новых разработок в области бухгалтерского учета.

    ВАЖНО! Использование рекомендаций не обязаны мешать деятельности организации.

    Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

    Федеральная структура в согласовании с правами наделена следующими возможностями:

    • Утверждением программы установления стандартов.
    • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
    • Установлением норм оформления программ.
    • Участием в работе над международными нормами.

    Функции Центробанка России:

    • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
    • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
    • Участие в работе над международными стандартами.
    • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законодательствам.

    Также система бухгалтерского учета формируется и силами негосударственных структур. Например, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными службами. То есть система регулирования формируется вместе.

    Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.

    Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.

    Учет сувенирной продукции в 2019 году

    Услуги нотариуса: проводки

    Формирование уставного капитала: проводки

    Пени – КВР и КОСГУ в 2021 году

    Проводки по начислению дивидендов учредителям

    Нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет унифицировать требования к субъектам коммерческой деятельности. Государство посредством правовых актов устанавливает единые правила классификации предпринимателей и юридических лиц, порядок документального отражения их деятельности и принципы учета хозяйственных операций.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ сформирована законами, приказами, стандартами, указами и различными рекомендациями. В роли регуляторов выступают Минфин, Центробанк, Правительство РФ и другие органы власти.


    • Журнал Фундаментальные исследования. – 2016. – № 12 (часть 3) – С. 584-589
    • Дата публикации 11.01.2017
    • Раздел Экономические науки (08.00.00)
    • УДК 657.1:346.52
    • Страницы 584–589

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.