Информация защищаемая в режиме налоговой тайны является а разновидностью коммерческой тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация защищаемая в режиме налоговой тайны является а разновидностью коммерческой тайны». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Безусловно являются тайной сведения из паспорта физлица, а также информация из документов юрлица, которые налоговая инспекция получила в рамках налогового контроля. Но не всегда все так однозначно. Разберем на конкретных ситуациях, что является информацией, защищаемой в режиме налоговой тайны.

Материалы налоговой проверки являются тайными для третьих лиц. Однако самому налогоплательщику инспектор обязан предоставить эти данные. Кроме того, налогоплательщик имеет право ознакомиться со всеми документами, которые могут иметь отношение к оспариваемым фактам по итогам налоговой проверки.

Инспекторы могут предоставлять потенциальным контрагентам компании:

  • информация о задолженности контрагента перед бюджетом;

  • сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов.

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют особый порядок доступа и хранения. Потеря документов с информацией, составляющей налоговую тайну, а также разглашение сведений, относимых к тайным, влечет ответственность должностных лиц в рамках законодательства РФ, вплоть до уголовной. Служащие не вправе разглашать информацию, которую они получили в ходе своей работы, без согласия обладателя этой информации, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ (по запросу судов, органов предварительного следствия или дознания). Не дозволено предоставление налоговыми органами баз данных, архивов, исключая случаи, установленные законодательством РФ.

Перечень предоставляемой в налоговые органы информации, разрешенной для разглашения, строго ограничен. Значит, в состав налоговой тайны включаются сведения, не указанные в вышеприведенном списке исключений. Сюда можно отнести любую информацию о производственных процессах, проходящих в компании, о партнерах организации и условиях сделок. Под данными, составляющими налоговую тайну, понимаются и сведения, полученные в рамках проведения налоговых проверок, данные, полученные от органов, выдающих лицензии, учреждений соцзащиты, медицинских и образовательных учреждений, нотариальных контор и банков. В частности, к тайным относятся сведения, содержащиеся в специальных декларациях, поданных гражданами в рамках закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ.

Взаимодействуя с налоговыми органами, руководство любой организации надеется на сохранность конфиденциального характера передаваемой информации. Конфиденциальности, по мнению налогоплательщиков, должно способствовать наличие статьи в налоговом кодексе, посвященной налоговой тайне. Она регламентирует, какая именно информация обязана оставаться скрытой, а какая может быть доступна общественности. В последнее время наблюдается тенденция вывода все большей информации о налогоплательщиках из-под грифа «налоговая тайна».

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

  • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
  • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
  • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
  • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

Составить такой запрос имеют право:

  • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
  • следственные органы;
  • суд;
  • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

В связи с обращением, поступившим из Росстата, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

По заключению Департамента налоговой политики, согласно пункту 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, указанных в названном пункте. К налоговой тайне не относятся, в частности, сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов), а также о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 11 статьи 102 Налогового кодекса.

Директор Департамента Л.З. Шнейдман

Ответственность за нарушение коммерческой тайны

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Правовой режим коммерческой тайны и налоговая проверка

Основываясь на этимологическом толковании слова «режим», предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств. В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим, которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций, в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.

Следующий шаг после списка — решить, кто вправе владеть коммерческой тайной, в каком случае использовать секретные сведения и как.

В законе нет требований к описанию работы с тайной, пишите как угодно. Надежнее описывать конкретно, чтобы в случае суда было очевидно: этот сотрудник владел информацией, он мог ее использовать вот так, а так — нет. Если компания против, чтобы сотрудники отправляли документы с рабочей почты на личную, так и пишите:

«Всем сотрудникам с доступом к коммерческой тайне запрещено пересылать сведения на любую почту, кроме рабочей».

Или «запрещено передавать сведения людям без доступа к тайне. В том числе штатным сотрудникам компании».

Работа с тайной зависит от особенностей компании, поэтому нет универсального совета, как ее описывать. Но чтобы вы не забыли что-то важное, подсказываем, какие пункты стоит описать:

  • у кого доступ и к какой информации. У финдиректора — полный доступ ко всей информации, у маркетолога — нет доступа к расчетам премий;
  • что нельзя делать с коммерческой тайной всем сотрудникам. Например, распечатывать, пересылать на личный адрес или в корпоративный чат, копировать на флешку, забирать рабочие ноутбуки домой;
  • что можно делать с коммерческой тайной некоторым сотрудникам. Финдиректор может записывать всё и всегда на флешку, маркетолог — только документы своего отдела, всё остальное — с письменного разрешения финдиректора;
  • в каких случаях можно передать сведения и не нарушить правила. Менеджер вправе передать коммерческое предложение на станок с ценой и документацией, если клиент подпишет договор о неразглашении сведений. Передавать можно только после письменного разрешения генерального директора;
  • как сотрудники защищают коммерческую тайну. Сотрудники блокируют компьютер, когда встают с рабочего места; не пересылают сведения с рабочей почты на личную; не копируют документы на флешки или диск, распечатанные документы хранят в тумбочке под ключом;
  • сколько времени хранить тайну после увольнения. Работодатель вправе написать любой срок, может потребовать пять лет или десять. Если сотрудник подпишет, срок законен. Если срока нет в трудовом договоре или положении о коммерческой тайне, по закону сотрудник обязан хранить тайну три года.

Если сотрудников много и разные уровни доступа, может быть, удобнее сделать несколько вариантов. Например, для маркетологов и бухгалтеров или для подчиненных и руководителей. Таких описаний может быть хоть десять, никаких ограничений нет. В описании можно не указывать конкретного сотрудника, а оставить только должности.

Существуют два понятия: «коммерческая тайна» и «конфиденциальная информация». Их можно назвать идентичными. В Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ заявлено, что:

это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную экономическую выгоду.

ВАЖНО! Вводить режим секретности нужно с учетом того, что коммерческая тайна ООО может быть представлена только в виде информации, а не в форме конкретных документов. И охраняются конкретные данные, а не бумаги, где они указаны.

К коммерческой тайне могут быть отнесены любые информационные базы, которые пожелает владелец. Главное, чтобы они не попадали в список исключений, прописанных в статье 5 закона № 98-ФЗ. Например, запрещено засекречивать сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах и документах, дающих право осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • о численности и составе работников;
  • о системе оплаты труда и условиях труда;
  • о задолженностях по заработной плате и социальным взносам;
  • о показателях производственного травматизма.

Отметим, что список в законе неполный, и по решению госорганов информация, относящаяся к коммерческой тайне на конкретном предприятии, может стать общедоступной.

В отношении каких сведений можно вводить режим тайны? Некоторые из них перечислены в таблице.

Сфера

Конфиденциальные сведения

Управление

  • о применяемых оригинальных методах управления предприятием;
  • о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по организационным, производственным, научно-техническим и иным вопросам.

Финансы

  • об обороте средств;
  • о финансовых операциях;
  • о состоянии банковских счетов;
  • об уровне доходов;
  • о долговых обязательствах.

Безопасность

  • о структуре, составе, материально-техническом состоянии;
  • о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.

Наука и техника, производство

  • о структуре производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
  • о целях, задачах, программах перспективных научных исследований;
  • о точных характеристиках создаваемых изделий и параметрах разрабатываемых технологических процессов;
  • об условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились;
  • о материалах, из которых изготовлены отдельные детали;
  • об особенностях конструкторско-технологического и художественно-технического решений, дающих положительный экономический эффект;
  • о способах защиты от подделки;
  • о состоянии программного и компьютерного обеспечения.

Чтобы утвердить режим коммерческой тайны на предприятии, воспользуйтесь пошаговой инструкцией, включающей семь шагов.

Шаг 1. Определить, что такое коммерческая информация, причем именно в вашей организации, и прописать перечень сведений, которые должны охраняться. Дополнительно можно перечислить документы, где содержатся такие данные.

Шаг 2. Издать приказ, в котором назначить ответственных.

Коммерческая тайна – это перечень сведений, которые являются конфиденциальными в рамках предприятия. Владение этой информацией позволяет фирме повысить свой доход и выделиться среди аналогичных компаний на рынке, из-за чего существует потенциальная опасность хищения секретных данных конкурентом.

Потребность в коммерческой тайне обусловлена не только увеличением дохода, но и следующими факторами:

  • избегание убытков;
  • увеличение доли на рынке;
  • владение уникальной технологией производства продукции;
  • любая другая выгода.

Разглашение коммерческой тайны может происходить только с согласия владельца этих данных. Если информация является частью предприятия, ее владельцем считается глава совета директоров.

Продажа тайны производства конкурентным компаниям. Как правило, продают информацию сотрудники, которые имеют полномочия работы с коммерческой тайной.

Отсутствие системы защиты. Если предприятие никак не защищает сведения, которые являются коммерческий тайной, любой работник сможет получить доступ к информации и выдать ее посторонним. Простое оставление важных документов на рабочем столе без присмотра может стать причиной утечки. С развитием современных технологий злоумышленник сможет сфотографировать документацию и отправить ее конкурентам за несколько секунд.

Некомпетентные сотрудники. Такие люди часто не осведомлены или до конца не понимают всех последствий разглашения тайны. Болтливый человек может поведать о коммерческой тайне своим родственникам, близким, друзьям. Даже если разглашение не представляет угрозы для компании, оно все равно считается незаконным и является поводом для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Хищение данных. Часто сотрудники целенаправленно желают получить должность в компании, чтобы иметь доступ к секретным материалам. Излишняя текучка кадров в компании также является угрозой, с которой нужно бороться для сохранения коммерческой тайны.

Отсутствие мотивации персонала. Когда на предприятии низкие зарплаты, задержки выплат, неуважительное отношение к сотрудникам, отсутствуют перспективы карьерного роста, работник может выкрасть коммерческую тайну и передать ее конкуренту. Необходимо мотивировать персонал к добросовестной работе как в финансовом плане, так и командными тренингами, и комфортной атмосферой.

Даже если сотрудник ушел из фирмы по собственному желанию или был уволен, он обязан соблюдать коммерческую тайну своего прошлого места работы. Если руководитель фирмы заподозрил уволившегося работника в разглашении КТ, у него есть полное право обратиться в суд для получения компенсации.

Среди других менее распространенных способов хищения выделяют хакерскую атаку на серверы, которые хранят КТ, и незаконное проникновение в помещения компании.

Закон предусматривает наказание за разглашение коммерческой тайны. В зависимости от вида и степени ущерба ответственность может быть: уголовной; административной; дисциплинарной; гражданско-правовой.

На практике граждане РФ редко привлекаются к ответственности по законам, которые касаются разглашения коммерческой тайны. Однако при необходимости и наличии всех доказательств доказать вину злоумышленника очень просто.

Статья 183 УК регулирует вопрос разглашения коммерческой тайны, а именно перечисляет варианты ответственности, которые применяются к виновному:

  • Лишение свободы на срок до 2 лет.
  • Штрафные санкции в размере до 500 000 рублей.
  • Исправительные работы на срок до 2 лет.
  • Принудительное лишение права занимать руководящие должности или должности, которые предусматривают работу с секретными данными.

Следует заметить, что уголовное наказание применяется крайне редко и актуально только в тех случаях, если разглашение коммерческой тайны привело к травмам, смерти других работников предприятия, нарушению работы технических мощностей, в результате которого пострадали люди.

Кодекс об Административных Правонарушениях в статье 13.14 регулирует ответственность за разглашение коммерческой тайны. После того, как вина работника доказана, ему выносится штраф, сумма которого зависит от должности в компании и от нанесенного ущерба: для физических лиц – до 1 000 рублей. для лиц, которые занимают должность в фирме, – до 5 000 рублей.

Этот вид ответственности не подразумевает заведения официального дела в полиции. Факт утечки фиксируется службой безопасности компании, после чего проводятся первоначальные меры по определению злоумышленника.

Когда недобросовестный сотрудник выявлен, глава компании имеет полное право применить к нему следующие виды дисциплинарного взыскания: штраф; замечание; выговор; увольнение.

Секрет фирмы. Что скрывает коммерческая тайна

Гражданское законодательство не имеет специальной статьи, которая регулирует вопрос коммерческой тайны. Однако ответственность можно установить согласно базовым нормам гражданского права, в том числе, полное возмещение убытков.

Если доказано, что сотрудник получил доход от разглашения коммерческой тайны, истец вправе требовать возмещения убытка и суммы, которую получил сам сотрудник за разглашение секретной информации.

Обвинить работника в утечке данных может только глава службы безопасности или директор предприятия. Для подачи заявления в правоохранительные органы должно выполняться два условия:

  1. В компании должен действовать режим работы с коммерческой тайной.
  2. Сотрудник, который обвиняется в хищении информации, должен был подписать договор с работодателем о несении ответственности за разглашение коммерческой тайны. Помимо этого, нужно еще и доказать факт утечки, который произошел по вине конкретного сотрудника.

В соответствии со статьей 1465 ГК РФ ноу-хау признаются сведения любого характера — производственные, технические, экономические, организационные и другие о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам.

При этом к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель сведений принимает раз-умные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Из такого определения следует не-сколько выводов о том, что такое ноу-хау и что необходимо для обладания им:

В первую очередь, это сама информация или, по-другому, сведения, из любой области и любого характера — от рецепта приготовления блюда до способа использования химических веществ или схемы механизма.

Так, Определением Верховного Суда РФ от 02.03.2018 г. № 304-КГ 18-92 ноу-хау был признан способ производства продукции, в частности, способ пошива. Так как товар попадает на реализацию в готовом виде, полностью пригодным для использования, способы изготовления данного товара (пошив, обработка материалов и иное) остаются закрытой для потребителей информацией.

В другом постановлении содержится информация о признании в качестве ноу-хау совершенно различных сведений. Так лицензиат попытался оспорить лицензионный договор, заключенный с туристическим агентством.

Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:

  1. Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны.
  2. Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.
  3. Пользователи информации. Им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.

Банковским законом установлено:

Судебная практика, раскрывающая банковские споры с налоговыми органами о предоставлении банковской информации, — это основная масса всей судебной практики по банковской тайне в целом. Взаимоотношения банка и налогового органа часто не столь просты – часто бывает сложно растолковать понятия «справка» и «документ», определяя допустимую форму предоставления информации.

Так, специалистами была высказана позиция, «что справкой называют не что иное, как справочную информацию, подготавливаемую конкретно в банковском учреждении для целей ответа на запрос. Документ же является каким-либо конкретным документом (оригиналом, копией). У него есть идентифицирующие признаки, он уже имеет место быть на момент появления в банке запроса и его не изготавливают конкретно для ответа на запрос налоговых органов.

По 86-й статье НК РФ банк не обязан заниматься предоставлением каких-либо документов – только справок. Истребование документов может проводить только должностное лицо налогового органа, руководствуясь статьей 87-й НК РФ. Это возможно в том случае, если проводится встречная налоговая проверка или же если необходимо подтвердить исполненные платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

В ситуации, когда банк является налоговым агентом, он должен представить в налоговый орган по месту своего учета пакет документов, необходимый для того, чтобы осуществлять контроль за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, в том числе и документами, охраняемыми в режиме банковской тайны.

Судебная практика говорит о том, что банк как налоговый агент обязан раскрывать и сведения, касающиеся физических лиц. Так, в одном случае арбитражным судом было указано, что по п.1 ст.93-й НК РФ, истец – это налоговый агент и если должностное лицо, проводящее налоговую проверку, требует того – он обязан предоставить всю необходимую информацию. Сюда же относится и информация, являющаяся банковской тайной. Суд считает, что в данном случае хранить тайну вклада физического лица должен институт налоговой тайны.

Как защитить коммерческую тайну компании

В случае клиентского согласия раскрыть банковскую тайну, банковское учреждение освобождается от ответственности разглашение конфиденциальной информации. Случаи, когда банковская тайна раскрывается с согласия клиента – это предоставление сведений ему самому или его представителю, а также в бюро кредитных историй – согласно условиям и порядку, предусмотренному договору между банковской организации и БКИ. Предоставляемая в БКИ информация определяется с помощью Федерального закона «О кредитных историях».

При этом отдельно предусматривается, что представление сведений в БКИ (если соблюдаются положения закона) не означает, что нарушена служебная, банковская, налоговая или коммерческая тайна. Есть поправка, согласно которой предоставлять сведения, относящиеся к банковской тайне в БКИ, можно (так гласит гражданское законодательство).

Сведения, являющиеся банковской тайной, могут стать известными третьим лицам также, если произошла уступка этим лицам банковских требований к клиенту. Арбитражной практикой допускается уступка банковского требования о взыскании с пользователя-должника кредитной суммы и начисленных процентов даже в том случае, если новый кредитор – не кредитная организация.

Банковским законом предусмотрена ответственность, которую несут владельцы и пользователи банковской тайны за ее разглашение. Например, ответственность может быть наложена на Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, кредитную, аудиторскую и иную организацию, уполномоченные органы, осуществляющие меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностных лиц и их работников.

Ответственность иных пользователей банковской тайны предусматривает закон об их деятельности: для инспекторов Счетной палаты, для таможенных органов и так далее.

В случае разглашения банковской тайны российское законодательство предусматривает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что если банковское учреждение разгласит информацию, являющуюся банковской тайной, у клиента, права которого нарушили, есть право требования от банковского учреждения возмещения причиненных убытков.

Банковским законом установлено, что ответственность за разглашение банковской тайны также налагается и на рабочий персонал кредитных учреждений.

Исходя из вышеперечисленных фактов, клиент с нарушенными правами имеет право на обращение с исковым заявлением о возмещении убытков. Заявление может быть как к банковскому учреждению, так и к его конкретному работнику. В одном случае данное положение гарантирует, что причиненные убытки будут взысканы с виновного лица, в другом – это еще одно подтверждение того, что институт банковской тайны носит публично-частный характер.

Меры гражданско-правовой ответственности могут быть возмещением убытков и возмещением морального вреда. Как гласит общее правило, вред, который причинен личности или имуществу клиента, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если в итоге разглашения банковской тайны гражданин получил моральный вред (это касается физических или нравственных страданий), судом может быть возложена на виновное лицо обязанность выплатить денежную компенсацию указанного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В данный временной период нет опубликованной практики привлечения к гражданско-правовой ответственности банковских учреждений за разглашение сведений, относящихся к банковской тайне.

В случае, если лицо, которому банковская организация на законных основаниях передает информацию, являющуюся банковской тайной, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну, применяют общие положения п. 10 статьи 26-й Банковского закона. Ответственность таких лиц за разглашение банковской тайны наступает в форме возмещения ущерба.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Первый и основной источник информации о налоговых обязательствах (полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога) — налоговая отчетность налогоплательщика. Этот источник информации является также окончательным, поскольку используется, пока не доказана его недостоверность. Второй, дополнительный источник — первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, сведения из которых формируют налоговую отчетность. Эти сведения служат для проверки информации, полученной из первого источника.

Предполагается, что сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, первичных документах, регистрах бухгалтерского и налогового учета и в бухгалтерской отчетности, достоверно отражают фактические результаты реальной экономической деятельности налогоплательщика, а его действия, совершенные в рамках гражданского законодательства и имеющие своим результатом предусмотренные законодательством о налогах и сборах последствия, не имеют характер злоупотребления правом. Эта презумпция достоверности документов налогоплательщика предполагает, что полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике относятся к налоговой тайне, если не установлена их недостоверность.

Согласно определению налоговой тайны ее режим устанавливается с момента получения налоговой службой, а также органами внутренних дел, внебюджетным фондом, таможенным органом, их должностными лицами сведений о налогоплательщике и далее в отношении данной информации.

Должностные лица органов внутренних дел на основании п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов участвуют вместе с ними в выездных проверках. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу России в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами, в том числе о налогах (п. 1 ст. 34 НК РФ).

Относительно государственных внебюджетных фондов отметим, что они не выступают непосредственно субъектами отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Статья 34.1 НК РФ, ранее устанавливающая полномочия органов государственных внебюджетных фондов в налоговых отношениях, в настоящее время утратила силу , однако ст. 243 Кодекса предусматривает представление налогоплательщиками в ПФР и ФСС РФ отчетности по ЕСН. Таким образом, в отсутствие общих полномочий государственные внебюджетные фонды в настоящее время все же не лишены возможности непосредственно получать информацию о налогоплательщиках.

Теперь перейдем к информации о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за такие нарушения, которая по законодательству не относится к налоговой тайне. По нашему мнению, к такой информации могут быть отнесены сведения как о совершенных налоговых правонарушениях, так и о нарушениях налогового законодательства, за которые не установлена налоговая ответственность. Однако ФАС Центрального округа в Постановлении от 29 августа 2007 г. по делу N А14-15673-2006/614/34 высказал мнение, что, исходя из системного толкования норм ст. ст. 45, 72, 75, 106, 107 НК РФ, а также гл. 16 НК РФ, под сведениями о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения законодатель подразумевает только информацию о налоговых правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена НК РФ.

По мнению автора, этот вывод не соответствует законодательству о налогах и сборах, поскольку НК РФ под нарушениями данного законодательства понимает любое несоблюдение его норм. Например, согласно п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе проведения проверки должностное лицо, проводящее проверку, должно составить акт по установленной форме. Вопрос о том, квалифицировать ли выявленное нарушение как налоговое, решается не проверяющими, а руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.

Согласно ст. 11 АПК РФ разбирательство дел в арбитражных судах открытое. Закрытое судебное заседание допускается, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны. Судебная практика по данному вопросу немногочисленна.

Пример. Заявитель ходатайствовал о проведении закрытого судебного заседания, ссылаясь на ст. 11 АПК РФ и мотивируя это необходимостью сохранения налоговой и банковской тайны. Ведь в материалах дела содержатся сведения о суммах налогов, влияющих на показатели операций по движению денежных средств по банковским счетам заявителя, а также имеются документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.

Это ходатайство апелляционным судом было отклонено, поскольку заявитель в силу ст. 159 АПК РФ не обосновал, каким образом открытое судебное разбирательство по правилам арбитражного судопроизводства может привести к разглашению сведений, составляющих налоговую или банковскую тайну. С доказательствами, имеющимися в материалах дела и содержащими сведения о заявителе как о налогоплательщике, согласно ст. 41 АПК РФ вправе знакомиться только лица, участвующие в деле (налогоплательщик и налоговый орган в лице их представителей, действующих по доверенности и на основании п. 1 ст. 31 НК РФ). Неограниченному кругу лиц материалы дела для ознакомления не предоставляются.

Информация, которая должна содержаться в судебном акте в силу ст. 201 АПК РФ по налоговому спору, предметом которого является ненормативный правовой акт налогового органа, по мнению апелляционного суда, не нарушает ни налоговую, ни банковскую тайну, так как не содержит в себе сведений, их составляющих. Сама по себе информация о представлении налогоплательщиком декларации по НДС в налоговый орган не является какой-либо тайной, а сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ). При таких условиях ходатайство заявителя судом признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности.

Регламент работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну

В организационном плане работу по определению сведений, которые составляют коммерческую тайну, можно разделить на следующие три этапа.

На первом этапе будет необходимо издать приказ, устанавливающий порядок определения сведений, которые составляют коммерческую тайну.

В этом приказе следует указать следующую информацию:

  • состав постоянно действующей комиссии по коммерческой тайне;

  • категории персонала, которому предоставляется право предварительной классификации информации как коммерческая тайна (такими работниками могут быть: инженерно-технический специалист, научный сотрудник, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и т.п.);

  • порядок документирования работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну;

  • сроки подготовки перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну и его представление для утверждения руководством.

На втором этапе постоянно действующей комиссии должна проанализировать возможный ущерб от утечки выделенных на первом этапе сведений.

Третий этап сводится к формированию перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия, и вводу перечня в действие.

Для введения режима сохранения секретных данных необходимо:

  • разработать правила доступа и работы со сведениями;

  • определить ответственных за обеспечение безопасности данных;

  • разработать порядок учета сотрудников, имеющих разрешение применять секретные сведения;

  • выполнить маркировку носителей ценной информации с предостережением от несанкционированного доступа.

При введении режима сохранения секретных данных предполагается применение следующих мер безопасности:

  • Составление перечня мер, которые должны применяться для сокрытия секретной информации.

  • Составление, утверждение и введение в действие документа «Положение о коммерческой тайне».

  • Обозначение круга сотрудников компании, которые будут иметь открытый доступ к секретной информации.

  • Внесение в трудовые договоры работников предприятия пункта об ответственности за разглашение коммерческой тайны.

  • Выбор конкретных сотрудников, которые будут нести личную ответственность за сохранность ценной информации.

  • Подписание с работниками предприятия договора о неразглашении информации.

  • Нанесение на документы соответствующего грифа (пометки). Например, «Секретно» или «Коммерческая тайна».

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну, – это действие или бездействие, результатом которого информация, составляющая коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно или неумышленно.

Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

  • Предоставление свободного доступа к секретной информации.

  • Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.

  • Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.

  • Взлом компьютерных баз данных.

  • Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, несанкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, которая составляет коммерческую тайну, предусматривается ответственность:

  • Дисциплинарная ответственность. При наступлении такой ответственности применяются следующие меры наказания: выговор, увольнение или простое замечание;

  • Материальная ответственность. При наступлении такой ответственности сотрудник компании должен будет возместить убытки, которые были нанесены предприятию;

  • Административная ответственность. При наступлении такой ответственности предполагается наложение штрафа. Для сотрудников компании – 500-1000 рублей, для руководителей фирмы – 4000-5000 рублей;

  • Уголовная ответственность. Такая ответственность применяется в особо тяжелых ситуациях. При этом применяются следующие меры наказания: штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, ограничение свободы до 7 лет.

Если разглашение информации было неумышленное, то в этом случае нарушитель привлекается к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.

Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел был доказан, то в этом случае виновник привлекается к уголовной ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.