Форма отчета по программе производственного экологического контроля в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форма отчета по программе производственного экологического контроля в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Законотворческая лихорадка в прошлом году стала причиной дважды за год изменить форму этого отчёта, и этот год тоже не стал исключением. Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766 отменился, теперь форму надо подавать по Приказу Росстата от 09.10.2020 N 627. Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2020 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Напоминаем, что природопользователям необходимо представить форму 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора не позднее 1 февраля 2021 года! В форме нужно указывать фактическое образование отходов, при этом медицинские, биологические и радиоактивные отходы в форму не включаются.

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

Экологическая отчетность 2021

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

  • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
  • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
  • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:

  • актуальные нормативы в области природоохранного законодательства;
  • параметры производственной, хозяйственной и иной деятельности компании;
  • типы вредоносного действия, оказываемого компанией на текущее состояние окружающей среды, и масштабы такого влияния;
  • список уже выполненных операций, целью которых было обеспечение благоприятного состояния экологии в месте работы компании;
  • список запланированных мер, нацеленных на сохранение и поддержание благоприятного состояния экологии;
  • действующие разрешенные параметры вредоносного действия организации на окружающую среду;
  • итоги выполненных действий, осуществленных в рамках системы производственного экологического контроля в предыдущие годы работы компании;
  • полученные организацией предписания, направленные государственными органами, выполняющими контроль и надзор в анализируемой сфере.

При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры.

Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы.

Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, в 2021 году могут осуществляться следующими способами:

  • инспекционный контроль, то есть текущая проверка параметров производственной активности компании с точки зрения ее воздействия на окружающую среду. Операции в рамках такого контроля могут выполняться в плановом и внеплановом порядке. Внеплановые проверки организуются в случае получения соответствующих предписаний от контролирующих органов или руководства компании, выявлении сбоев в работе организации или превышении допустимых параметров вредоносного действия на экологию, а также появления неблагоприятных природных или метеорологических условий;
  • инструментальный эколого-аналитический контроль на производстве (ПЭАК). Основной целью такой проверки становится контроль уровня вредных выбросов, реализуемых в рамках технологического цикла компании. В большинстве случае она выполняется посредством эксплуатации автоматизированных инструментов, которые используются по утвержденному плану-графику. Однако ПЭАК может входить в состав инспекционного контроля на предприятии;
  • экологический мониторинг на производстве (ПЭМ). Основной задачей такого мониторинга становится контроль за состоянием текущих параметров окружающей среды, которые подвергаются вредоносному влиянию в результате производственной активности комании. Правила выполнения этого вида контроля устанавливаются согласно нормативам национального стандарта РФ ГОСТ Р 56059-2014.

Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2021 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.

Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.

Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:

  • положение о ПЭК;
  • планы-графики организации и выполнения ПЭАК;
  • программа выполнения ПЭМ;
  • должностные инструкции для сотрудников, занятых в выполнении мер, утвержденных программой ПЭК.

Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:

  • все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
  • остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.

Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.

Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:

  • рядовые работники организаций штрафуются на сумму 1-2 тысячи рублей, однако в отдельных ситуациях штраф может быть заменен предупреждением;
  • должностные лица, в обязанности которых входит составление отчетной документации или контроль за организацией этой работы, штрафуются на сумму 2-5 тысяч рублей;
  • юридические лица, допустившие нарушение правил составления документации, связанной с вредоносным действием предприятия на окружающую среду, штрафуются на сумму 20-100 тысяч рублей.

При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:

  • для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
  • для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
  • для организаций – 20-80 тысяч рублей.

Отчет по ПЭК. Форма, образец и описание

Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2021 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф от 50 000 до 100 000 руб. КоАП РФ, статья 8.41
Предоставление декларации НВОС
Отчёт по программе ПЭК Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

Проект НДВ является обязательным для предъявления проверяющему инспектору (закон № 96-1999 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Ответственность за отсутствие проекта НДВ – штраф до 250 000 рублей.

Кому нужен проект НДВ?

Проект обязателен для предприятий со стационарными/передвижными источниками выбросов I-IV категории. Срок оформления НДВ — 6 месяцев от ввода в эксплуатацию.

По ст. 30 ФЗ №96 — ФЗ от 04.05.199 «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные и передвижные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

1. Чтобы избежать штрафов при проверках органов Роспотребнадзора РФ, Росприроднадзора РФ, контролирующих вопросы экологии, органов субъектов РФ

2. Используется при формировании экологической отчетности формы 2-тп (воздух)

3 .Используется при расчете экологических платежей

4 .Используется при постановке на учет существующих объектов негативного воздействия на окружающую среду

5 .Требуются при разработке проект санитарно-защитной зоны предприятия

6 .Требуется при получении лицензии на деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности

от 30 000 рублей.

Проект мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

Разрабатывается и проходит согласование в Органах власти раз в 5 лет независимо от объемов выбросов вредных веществ в атмосферу (все объекты IIII категории НВОС). Ст. 19 ФЗ № 96-ФЗ, Приказ Минприроды от 28.11.2019 г. № 811

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об отходах производства и потребления»

Статья 14. Требования к обращению с отходами I — V классов опасности

​1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

4. При обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ).

  • «Паспорта на отходы IIV класса опасности». Если в процессе деятельности организации образуются или могут образовываться отходы I-IV класса опасности (список отходов представлен в ФККО – Федеральный классификационный каталог отходов) независимо от рода и характера деятельности, то на эти отходы должны быть разработаны и согласованы в Органах власти паспорта. Переоформляются в случае изменения видов отходов и мест их размещения, технологических процессов, реорганизации. Ст. 14 ФЗ № 89-ФЗ.
  • «Инвентаризация отходов и мест их размещения». Составляется один раз в 5 лет независимо от рода и характера деятельности (за исключением объектов I-II категории негативного воздействия), переоформляется в случае изменения видов отходов и мест их размещения, технологических процессов, реорганизации. Ст. 11 ФЗ № 89-ФЗ, ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны быть обучены по программе «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды». Ст. 73 ФЗ № 7-ФЗ. Срок действия свидетельства — 5 лет.
  • «Протоколы биотестирования на отходы V класса опасности». Разрабатывается на весь период деятельности организации независимо от рода и характера деятельности для подтверждения отнесения отходов к V классу опасности. Ст. 14 ФЗ № 89-ФЗ.
  • «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ПНООЛР). Разрабатывается и для объектов I II категории НВОС негативного воздействия и утверждается в Органах власти на 5 лет для объектов I категории НВОС, переоформляется в случае изменения видов отходов и мест их размещения, технологических процессов, реорганизации. ФЗ № 219-ФЗ от 21.07.2014 г. Уменьшает плату за отходы в 5 раз!

  • Федеральный Закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды«;
  • Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития«;
  • Приказ МПР России от 17.12.2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей«.

1. Реквизиты организации предприятия;

2. Ситуационный план в радиусе 200 метров в масштабе 1:2000;

3. Правоустанавливающие документы на землепользование (договор аренды или св-во о праве собственности);

4. Карта-схема пром.площадки (1:500) предприятия с расположением здании, сооружений, сетей канализования и водоснабжения, с указанием мест отбора проб сточных (природных) вод;

5. Краткая характеристика производственной деятельности и водохозяйственной обстановки на предприятии:- хозяйственно-бытового и производственного водоснабжения;- хозяйственно-бытовой и производственной канализации;- ливневой канализации (если есть);- очистных сооружений ливневой канализации (если есть)

6. Баланс водопотребления и водоотведения;

7. Копия договора на отпуск сточных вод (если стоки поступают в существующие сети канализации);

8. Копия договора на приём питьевой воды (если водоснабжение осуществляется от собственной артезианской скважины – копия лицензии);

9. Справка с указанием ближайшего водоприемника сточных вод и расстояние до него в метрах;

10. Справка о фоновых показателях и характеристиках поверхностных вод в районе расположения предприятия;

11. Паспортные данные очистных сооружений;

12. Характеристика осадка сточных вод;

13. Оригиналы протоколов химических анализов сточной (природной) воды, проведенных аккредитованной лабораторией;Сведения о контроле качества сбрасываемых сточных (в том числе ливневых, дренажных, фильтрационных) вод;

14. План-график проведения лабораторного производственного контроля сточных вод;

15. Копия аттестата аккредитации лаборатории, проводившей химические анализы, заверенная руководителем лаборатории;

16. Копия приказа о назначении лица, ответственного за охрану окружающей среды на предприятии;

18. Копия аттестата об экологическом образовании ответственного за охрану окружающей среды;

  • Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона № 96 от 04 мая 1999 г.»Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчётность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предоставляется в виде содержащего информацию, в том числе, о выбросах загрязняющих веществ, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
  • Предприятия, III категории, должны представлять статистическую отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) в соответствии с Федеральным законом № 282 от 27 ноября 2007 г.
  • Составлять программу ПЭК и представлять отчёт ПЭК.
  • В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона № 7 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
  • Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 25 от 03 марта 2017. Пункты 11(1) и 11(2) уточняют, что лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ, не превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, используют коэффициент Кнд, равный 1 (формула пункта 17 Правил), а в отношении выбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, указанных в отчете, либо при непредставлении отчета, при исчислении платы такие лица используют коэффициент Кср, равный 25 (формула пункта 21 Правил).
  • Вещества, для которых рассчитываются нормативы допустимых выбросов (высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами (вещества I, II класса опасности), то исчисление платы по ним подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов) Правил, а также в случае получения разрешения на временно разрешенные выбросы, — формуле, указанной в пункте 19 Правил.

(в ред. Приказа Минприроды РФ от 23.06.2020 N 383)

В соответствии с подпунктом 5.2.43 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2016, N 2, ст. 325; N 25, ст. 3811; N 28, ст. 4741; N 29, ст. 4816; N 38, ст. 5564; N 39, ст. 5658; N 49, ст. 6904; 2017, N 42, ст. 6163), приказываю:

утвердить форму отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению.

Министр
Д.Н. КОБЫЛКИН

Отчет ПЭК в 2021 году. Что нужно знать, изменения.

1. Настоящие Правила разработки программы производственного экологического контроля объектов I и II категорий, ведения внутреннего учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам производственного экологического контроля (далее — Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 185 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекс) и в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» и определяет порядок разработки программы производственного экологического контроля I и II категорий, ведения учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам производственного экологического контроля.

2. Основные понятия и определения, используемые в Правилах:

1) оператор объекта — физическое или юридическое лицо, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду;

2) программа производственного экологического контроля – руководящий документ для проведения производственного экологического контроля и производственного мониторинга окружающей среды, который представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий по определению фактического состояния окружающей среды в результате деятельности предприятия.

Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Операторы объектов I и II категорий осуществляют производственный экологический контроль в соответствии со статьей 182 Кодекса.

4. Производственный экологический контроль осуществляется согласно требованиям настоящих правил и программы производственного экологического контроля, разработанный операторами объектов I и II категорий.

5. Программа производственного экологического контроля утверждается руководителем предприятия.

6. Программа производственного экологического контроля содержит следующую информацию:

1) обязательный перечень количественных и качественных показателей эмиссий загрязняющих веществ и иных параметров (отходы производства и потребления), отслеживаемых в процессе производственного мониторинга;

2) периодичность и продолжительность производственного мониторинга, частоту осуществления измерений;

3) сведения об используемых инструментальных и расчетных методах проведения производственного мониторинга;

4) необходимое количество точек отбора проб для параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга (по компонентам мониторинга окружающей среды) и места проведения измерений;

5) методы и частоту ведения учета, анализа и сообщения данных;

6) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, включая внутренние инструменты реагирования на их несоблюдение;

7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений;

8) протокол действий в нештатных ситуациях;

9) организационную и функциональную структуру внутренней ответственности работников за проведение производственного экологического контроля;

10) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения производственного экологического контроля (информация о планах природоохранных мероприятий и/или программе повышения экологической эффективности).

7. Производственный мониторинг является элементом производственного экологического контроля, а также программы повышения экологической эффективности. В рамках осуществления производственного мониторинга выполняются операционный мониторинг, мониторинг эмиссий в окружающую среду и мониторинг воздействия.

8. Программа содержит обязательные структурные элементы в соответствии с осуществляемой производственной деятельностью в следующем порядке:

1) титульный лист, который содержит информацию о наименовании объекта, кем и когда утверждена программа;

2) общие сведения о предприятии представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;

3) информация по отходам производства и потребления представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;

4) общие сведения об источниках выбросов представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;

5) сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ, на которых мониторинг осуществляется инструментальными измерениями, представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;

6) сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ, на которых мониторинг осуществляется расчетным методом, представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;

7) при наличии на предприятии в собственности полигона твердых бытовых отходов проводится газовый мониторинг для каждой секции полигона с целью получения объективных данных с установленной периодичностью за количеством и качеством газовых эмиссий и их изменением на полигоне твердых бытовых отходов. Сведения о газовом мониторинге представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;

8) сведения по сбросу сточных вод представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;

9) мониторинг воздействия осуществляется для определения состояния окружающей среды в зонах воздействия. План-график наблюдений за состоянием атмосферного воздуха представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;

10) график мониторинга воздействия на водные объекты представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил. Для мониторинга подземных вод указывается источник воздействия, количество наблюдательных скважин, расположение, перечень контролируемых веществ, периодичность и методы анализа, наличие контрольных скважин.

Мониторинг воздействия после аварийных эмиссий в окружающую среду продолжается до получения показателя предельно-допустимых концентрации на границе зоны воздействия. В случае наличия сброса сточных вод в водный объект, программа ведения регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранных зон, предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов). Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов;

11) мониторинг уровня загрязнения почв осуществляется в зоне воздействия производства и представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;

Мониторинг биоразнообразия проводится по всей контрактной территории с целью предотвращения риска их уничтожения и невозможности воспроизводства. Информация о состоянии природных ареалов и идентификации биологического разнообразия (животный и растительный мир), проведҰнных в рамках оценки воздействия на окружающую среду объектов I и II категории;

12) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений экологического законодательства, составленный по форме согласно приложению 1 настоящих Правил.

9. Оператор объекта принимает меры по регулярной внутренней проверке соблюдения требований экологического законодательства Республики Казахстан и сопоставлению результатов производственного экологического контроля с условиями экологического и иных разрешений.

Внутренние проверки проводятся специалистами, в функции которого входят вопросы охраны окружающей среды и осуществление производственного экологического контроля, а также службами охраны окружающей среды, на которых возложена ответственность за организацию и проведение производственного экологического контроля. Контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком внутренних проверок и процедур устранения нарушений экологического законодательства Республики Казахстан.

10. Операторы объекта, проводящий операции по недропользованию в казахстанской части Каспийского моря, проводят ежегодный производственный мониторинг окружающей среды (по климатическим сезонам) по всей контрактной территории, за исключением мониторинга в зимний период на акватории моря, покрытой льдами, с целью предотвращения негативного воздействия на морскую среду.

11. Проведение производственного экологического мониторинга воздействия (далее — ПЭМ) осуществляется оператором с начала производственной деятельности по выполнению производственных операций (строительство, эксплуатация береговых объектов, трубопроводов, судоходных каналов), а при освоении нефтегазовых месторождений по всей контрактной территории, начиная со стадии планирования, осуществления производственной деятельности и ликвидации объектов.

12. Производственный экологический мониторинг в казахстанском секторе Каспийского моря осуществляется на станциях, которые создаются с учетом проводимых и планируемых видов работ (нефтяных операций).

13. Схемы расположения станций ПЭМ: круговая, крестообразная, ромбовидная. Схемы и количество станций зависят от воздействия и определяются при разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду. Предусматривается обязательное размещение станций ПЭМ на расстоянии пятьсот метров от точки сброса сточных вод, определяющих контрольный створ.

Для площадного объекта – схема и количество станций зависит от воздействия и определяется при разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду или в Программе производственного экологического мониторинга.

При ведении ПЭМ на станциях в качестве контрольных точек выбираются не менее трех станций, расположенных на достаточном удалении вне зоны воздействия.

14. На линейных объектах (трубопроводы) станции ПЭМ размещают на перпендикулярных профилях через десять километров по трем станциям ПЭМ, расположенных в центре и в пятьсот метров вправо и влево от трассы. При строительстве линейных объектов расположение станций определяется при разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду.

15. При возникновении аварийного загрязнения окружающей среды оператор не позднее двух календарных дней со дня возникновения аварийного загрязнения начинает осуществлять ПЭМ его последствий, результаты ПЭМ передает в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

ПЭМ последствий аварийного загрязнения окружающей среды включает оперативные наблюдения за всеми параметрами окружающей среды, которые подверглись воздействию в результате аварии. Размещение точек отбора проб определяется непосредственно после установления характера и масштабов аварии на основе результатов обследования территории и источников аварийных выбросов/сбросов и указывается в утвержденной Программе.

ПЭМ последствий аварийного загрязнения проводится оператором до достижения стандартных показателей по всем параметрам окружающей среды.

16. Проведение ПЭМ ликвидированной скважины и скважины в консервации (точечный объект) осуществляется оператором по отдельной Программе, в которой устанавливаются: периодичность, объемы, параметры, методы, частота и точки наблюдений.

ПЭМ ликвидированной скважины и скважины в консервации проводиться: ежегодно, путем проведения отбора проб воды и донных отложений (включая участок вблизи устья скважин). Ведется подводная видеосъемка и картирование состояния участка в районе скважины.

17. Оператор объекта ведет внутренний учет, формирует и представляет периодические отчеты по результатам производственного экологического контроля в электронной форме в информационную систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды с подписанием электронной цифровой подписью первого руководителя оператора объекта.

18. Прием и анализ представленных отчетов по результатам производственного экологического контроля осуществляется территориальными подразделениями уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

19. Структура отчета о выполнении программы производственного экологического контроля состоит из пояснительной записки и формы, предназначенной для сбора административных данных согласно приложению 2 настоящих Правил.

В случае отсутствия требуемой информации при заполнении формы отчетной информации указывается «- » (прочерк) в соответствующей ячейке и/или таблице.

20. Виды деятельности, по которым требуется информация для расчетного метода производственного контроля выбросов в атмосферный воздух, представляются согласно приложению 3 настоящих Правил.

21. Сведения по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по которым представляется информация к Регистру выбросов и переносов загрязнителей осуществляется по веществам согласно приложению 4 настоящих Правил.

22. Сведения по сбросам загрязняющих веществ со сточными водами, по которым представляется информация к Регистру выбросов и переносов загрязнителей осуществляется по веществам согласно приложению 5 настоящих Правил.

23. Отчет о выполнении программы производственного экологического контроля предоставляются ежеквартально до первого числа второго месяца за отчҰтным кварталом в информационную систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

Отчеты по результатам ПЭМ проводимого в казахстанской части Каспийского моря представляются ежегодно до первого числа третьего месяца следующего за отчҰтным периодом в информационную систему уполномоченного органа.

24. К периодическим отчетам производственного экологического контроля прилагаются акты или протокола отбора проб, протокола результатов испытаний производственного экологического мониторинга.

Приложение 1
к Правилам разработки
программы производственного
экологического контроля
объектов I и II категорий,
ведения внутреннего учета,
формирования и представления
периодических отчетов
по результатам производственного
экологического контроля
Форма

Вид отхода

Код отхода в соответствии с классификатором отходов

Вид операции, которому подвергается отход

1

2

3

Наименование показателей

Всего

1

Количество стационарных источников выбросов, всего ед.
из них:

2

Организованных, из них:

Организованных, оборудованных очистными сооружениями, из них:

1)

Количество источников с автоматизированной системой мониторинга

2)

Количество источников, на которых мониторинг осуществляется инструментальными замерами

3)

Количество источников, на которых мониторинг осуществляется расчетным методом

Организованных, не оборудованных очистными сооружениями, из них:

4)

Количество источников с автоматизированной системой мониторинга

5)

Количество источников, на которых мониторинг осуществляется инструментальными замерами

6)

Количество источников, на которых мониторинг осуществляется расчетным методом

3

Количество неорганизованных источников, на которых мониторинг осуществляется расчетным методом

Наименование площадки

Проектная мощность производства

Источники выброса

местоположение (географические координаты)

Наименование загрязняющих веществ согласно проекта

Периодичность инструментальных замеров

наименование

номер

1

2

3

4

5

6

7

В документ входит несколько разделов:

  • сведения о компании и результатах производственного экологического контроля, информация о производстве, технологиях, привлекаемых лабораториях;
  • результаты ПЭК:
    • по охране атмосферного воздуха (наблюдение и контроль), перечень веществ, оказывающих негативное воздействие на атмосферу, из план-графика и результаты фактических показаний на
    • стационарных источниках;
    • по охране окружающей среды и использованию водных ресурсов;
    • по обращению с отходами.

Отчётная документация оформляется в двух печатных экземплярах и одной электронной версии.

  • Природопользователи, подлежащие федеральному экологическому надзору, подают отчетность в территориальные органы Росприроднадзора (по месту осуществления деятельности);
  • Природопользователи, подлежащие региональному экологическому надзору, обязаны подать документы в органы исполнительной власти субъекта РФ

Порядок определения уровня государственного реестра постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Меры ответственности за умышленное искажение сведений, отраженных в отчете, или предоставление неактуальной информации урегулированы ст. №8.1 КоАП РФ. К списку наиболее частых нарушений относят: несоблюдение графика природоохранных мероприятий, пренебрежение методами и периодичностью измерений.

Отчет о производственном экологическом контроле выполняется в 2 экземплярах:

  • Печатный образец №1: данные хранятся на предприятии;
  • Печатный образец №2 с электронной версией на магнитном носителе: данные направляются в надзорные органы по месту расположения объекта.

Электронная версия документа пересылается на эл. почту природоохранных органов исполнительной власти или посредством почтового отправления. В последнем случае к письму прилагается опись вложения. Уведомление о вручении обязательно.

Скачать актуальную форму отчета в формате Excel.для ознакомления.

Отчет по программе производственного экологического контроля отражает результаты реализации ПЭК. Документ составляется по плану титульный лист + 4 обязательных раздела:

  • Данные о предприятии или ИП + результаты ПЭК: наименование, фактический адрес, ФИО, адрес эл. почты, телефон руководителя, ФИО, адрес эл. почты, телефон ответственного лица, ИНН, ОГРН, наименование объекта НВОС, адрес, код, категория объекта, сведения об используемых технологиях, сведения о собственных или привлекаемых аккредитованных лабораториях, осуществляющих измерения и испытания;
  • Результаты проверки в области атмосферного воздуха: список загрязняющих веществ, анализируемый при контроле стационарных источников выброса, результаты анализов, список загрязняющих веществ, анализируемый при наблюдении за загрязнением атмосферного воздуха, результаты наблюдений;
  • Результаты проверки в области водных ресурсов: объем забора воды из природных источников, объем сброса сточных и дренажных вод, результаты наблюдения за водным источником, заключение о качестве воды в зонах сброса сточных и дренажных вод, оценка эффективности работы очистных сооружений;
  • Результаты проверки в области обращения с отходами: оценка состояния окружающей среды на территории участка хранения отходов.

Предприятие ЭкоЦентрПроект реализует работы по разработке программы производственного экологического контроля и отчетности перед надзорными органами.

В ведении предприятия собственная аккредитованная лаборатория и оборудование, внесенном в Государственный реестр средств измерения.

Проект ведут штатные специалисты-экологи с действующими сертификатами.

Подать заявку на разработку отчета об организации экоконтроля можно на сайте. Воспользуйтесь формой обратной связи и оставьте комментарий для того, чтобы мы произвели расчет предварительной стоимости.

Тема: Экологическое проектирование

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • наличие собственного лабораторного комплекса, состоящего из двух аккредитованных испытательных лабораторий, позволяет ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполнять инструментальные исследования быстро, качественно и с минимальными затратами;
  • ГК «ЭКО ЦЕНТР» располагает собственным автопарком специализированного транспорта, а также необходимым количеством современного аналитического оборудования;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных и инструментальных методик при определении характеристик выбросов и сбросов в окружающую среду;
  • экологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» находятся в постоянном контакте с органами законодательной и исполнительной власти, первыми узнавая о возможных изменениях требований законодательства и определяя правильную реакцию на эти изменения;
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняет проектные и аналитические работы в области экологии по всей территории РФ);
  • в группе компаний работают признанные эксперты в сфере охраны окружающей среды, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • состав инструментальных исследований и отчет по программе производственного экологического контроля проходят обязательный нормоконтроль, что позволяет минимизировать вероятность вопросов к указанным материалам при прохождении проверок уполномоченными государственными органами;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

Что такое отчет по программе ПЭК

Если организация причислена к одной из категорий ОНВОС, это значит, что до 25 марта каждого года необходимо сдавать в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

При разработке и проведении программы ПЭК используются следующие данные:

  • из проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) предприятия;
  • из проекта о нормативах образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
  • из проекта допустимых сбросов и общих требований по ним.

Осуществление производственного экологического контроля и программа ПЭК очень важны в работе предприятия, которое негативно влияет на окружающую сферу. Наша компания готова в короткий период предоставить услуги и обеспечить не только сопровождение, но и лабораторный контроль. Окружающая среда будет качественно изучена и промониторирована, а также будет создан и вовремя сдан грамотный отчет с результатами ПЭК.

Мы ведем необходимые журналы, составляем статистическую отчетность, декларации об оплате за негативные воздействия, подаем сведения в сводный кадастр, подготавливаем отчет ПЭК и разрабатываем полную отчетность по образованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов. При необходимости создаем и курируем личный кабинет пользователя.

В арсенале есть все необходимые образцы документации и журналов.

ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.

В программе обязаны содержаться следующие разделы:

  1. Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
  2. Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
  3. Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
  4. Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
  5. Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
  6. Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.

Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК)

План ПЭК должен составляться и утверждаться руководством учреждения и ИП, которые функционируют на объектах I, II и III категорий, с образованием отходов, влияющих на окружающую природу.

При изменении технологии производства, установки нового оборудования, сырья, изменяющего влияние на природу, необходимо выполнить корректировку Программы ПЭК на протяжении 30 рабочих дней с даты изменений.

В документе должны содержаться следующие подразделы:

  • Общие положения.
  • Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
  • Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
  • Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
  • Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.

ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

  1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
  2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
  • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
  • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
  • Инструкции для сотрудников.
  1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
  2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
  3. Ответственности за нарушение инструкций.

Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.

Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.

Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки. Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.

Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.

Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии

Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:

  1. Учреждение подвергается штрафу размере от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка работы учреждения до 90 суток.
  2. Должностное лицо подвергается штрафу от 10 000 до 30 000 рублей.
  3. Дли ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановка деятельности ИП до 90 суток

Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:

  • регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
  • постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
  • осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
  • наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
  • обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
  • предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.