Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законопроект о социальных сетях 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 1 февраля 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В чем их суть? Нововведения касаются обязанности соцсетей отслеживать и блокировать информацию:
- о способах, методах разработки, изготовления, использования наркотических и психотропных веществ;
- о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- о дистанционной розничной продаже алкоголя;
- о проведении азартных игр;
- направленную на склонение или иное вовлечение детей в совершение противоправных действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровья;
- выражающую в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам;
- о пропаганде порнографии, культа насилия и жестокости;
- содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
- порочащую людей по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка;
- содержащую нецензурную брань.
-
Госуслуги для иностранцев
584 0
В осеннюю сессию Госдумы, еще до конца 2021 г., планируется внести на рассмотрение законопроект, который будет регулировать рекомендательные алгоритмы социальных сетей и видеохостингов, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на заявление депутата Антона Горелкина, члена комитета нижней палаты Госдумы по информационной политике.
По его словам, законопроект, который сейчас находится в разработке, должен предусмотреть возможность отключения рекомендательных алгоритмов соцсетей и видеохостингов. Кроме того, такие алгоритмы должны быть прозрачны, за ними должен осуществляться общественный контроль.
«Нам нужно стремиться к тому, чтобы все рекомендательные алгоритмы… могли быть отключены, и кнопки отключения должны быть, – заявил депутат. – Ребенок, условно, смотрит видео о распаковке киндер-сюрпризов, а потом [включается] автовоспроизведение — и он видит уже экстремистское видео. Таких случаев очень много».
Правовое обоснование инициативы по осуществлению госконтроля над рекомендательными алгоритмами интернет-ресурсов впервые подготовили в московском отделении Ассоциации юристов России. Как рассказал в конце марта 2021 г. Коммерсант», предложения в итоге были сформулированы правкомиссией по регулированию цифровой экономики и направлены в Минцифры, Госдуму и Совет Федерации.
Комиссия выступила с предложением дополнить закон «Об информации» определениями «рекомендательного сервиса» и «оператора рекомендательного сервиса». Кроме того, предлагалось определить показатели аудитории для регулирования определенных интернет-площадок. В предварительной рекомендации предлагалось регулировать площадки с более 100 тыс. пользователей в сутки и обработкой данных более 500 тыс. российских пользователей.
Отдельным пунктом в рекомендациях правкомиссии также предлагалось наделить пользователей правом отключать рекомендательные системы. По мнению главы комиссии Александра Журавлева, алгоритмы создают аномальный интерес к товарам и «погружают человека в информационную оболочку в соответствии с его убеждениями».
Уголовный кодекс дополнен положениями об ужесточении уголовной ответственности за клевету.
Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ изложена в новой редакции. Теперь:
- прямо предусматривается уголовная ответственность за клевету в сети «Интернет»;
- клевета может быть направлена не только против конкретного лица, но и нескольких лиц, как указал законодатель «индивидуально не определенных»;
- клевета в сети «Интернет», СМИ, публичном выступлении, сопряженная с использованием должностного положения, указанием на наличие у потерпевшего опасного для окружающих заболевания или его обвинением в совершении преступления против половой неприкосновенности, тяжкого или особо тяжкого преступления теперь грозит лишением свободы на срок до пяти лет.
Что нельзя размещать в соцсетях с 1 февраля 2021 года?
Уголовное преследование за клевету в интернете теперь проводится в публичном, а не частном, как это было ранее, порядке. Правом на подачу заявления о преступлении фактически обладает любое лицо, которое оценивает публикацию как клеветническую и посчитает себя заинтересованным.
Если предыдущая редакция статьи предполагала, что потерпевший самостоятельно подает заявление в мировой суд, где оно рассматривается в порядке, близком к гражданскому процессу, то по новому закону преследование будет осуществляться правоохранительными органами, а не заявителем.
В том числе поэтому стоит ожидать увеличения количества заявлений и дел о клевете, хотя ранее количество осужденных за клевету было не так уж и велико — 33 человека за первое полугодие 2020 годаСводные статистические сведения о состоянии судимости в России за первое полугодие 2020 года Судебного департамента при Верховном суде РФ № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации» Разд. 3 Гл. 17.
Теперь законодателем определено, что сеть «Интернет» сама по себе является площадкой для распространения заведомо ложных сведений. Но в ходе дознания может возникнуть проблема в доказывании субъекта преступления — лица, распространившего сведения.
Значительное число сайтов в сети «Интернет» принадлежат юридическим лицам, а установить автора публикации возможно не во всех случаях. В России уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена.
В связи с чем, в случае распространение заведомо ложной информации на корпоративном сайте, риск уголовного преследование за данное деяние может возникать для руководства компании.
При этом маловероятно, что закон сам по себе скажется на деятельности анонимных сайтов.
1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.
- Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
- Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
- Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
- Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.
Закон весьма компромиссный, но может привести к двояким результатам для пользователей и бизнеса, в частности.
С одной стороны, социальные сети обязаны самостоятельно вести мониторинг запрещенной информации, хотя такой мониторинг не вел и сам Роскомнадзор (принятие решений об ограничении доступа, как правило, осуществляется на основании поступающих обращений).
С другой, не вводится ответственности за отказ ее блокировать, реагировать необходимо на обращения пользователей, а само принятие решений может быть оставлено Роскомнадзору.
Последнее может привести к тому, что «Закон о социальных сетях» постигнет судьба «Закона о праве на забвение»Статья 10.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: в отсутствие решения компетентного органа социальные сети могут отказывать пользователям в удалении информации или оставлять эти решения регулятору.
Это наиболее вероятный исход, с учетом того, что критерии признания некоторых видов информации не всегда очевидны. Например, в законе предусмотрена обязанность мониторинга сведений о новых потенциально опасных веществах — их перечень не публикуется, постоянно обновляется и известен лишь экспертам МВД России.
Опасность в том, что, обращаясь в Роскомнадзор, социальная сеть обязана временно заблокировать спорную информацию до принятия решения. В этом случае не исключается ситуация, когда на основании обращения пользователя будет заморожена целая рекламная кампания. Ответственность же за злоупотребление не предусмотрена.
Закон связывает возникновение статуса социальной сети с количеством ее российских пользователей — их должно быть не менее 500 тыс.
Такой же критерий раньше использовался при регулировании деятельности блогеров, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов — это значит, что сам закон фактически заработает тогда, когда Роскомнадзор примет все нормативные акты, необходимые для определения посещаемости.
Что изменится в законодательстве об информации в 2021 году
Ранее схожие по своему характеру санкции устанавливались лишь в отношении интернет-провайдеров, контроль за которыми осуществляется в автоматизированном режиме. По данным Роскомнадзора в 2019 году в отношении операторов связи было возбуждено 468 дел об административных правонарушениях, 327 из которых завершились в пользу государстваПубличный доклад Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2019 г., с. 55.
Их деятельность лицензируема, и регулятор мог однозначно установить нарушителя. С новым составом правонарушения не все так очевидно: привлекаемое к ответственности лицо не всегда может иметь хоть какое-то отношение к контенту.
В качестве «иных лиц, обеспечивающих размещение в сети “Интернет” информационного ресурса» Роскомнадзор часто определяет владельцев сетевых адресов (IP), используя при этом общедоступные сервисы типа WHOIS (с августа 2019 года — LookUp). Именно им Роскомнадзор зачастую направляет свои требования.
Но чаще всего владельцами сетевых адресов являются компании по защите от Ddos-атак или информационной безопасности. Если блокировка самого виновного ресурса сказывается на их деятельности незначительно, то угроза административного штрафа создает существенные риски, которые могут сказаться на стоимости конечных услуг.
В свою очередь, установление штрафов вряд ли скажется на деятельности анонимных ресурсов, а именно такие сайты наряду с социальными сетями становятся основным источником тиражирования незаконного контента.
Законодательные изменения направлены на ограничение распространения в социальных сетях противоправной информации аналогично ограничениям, предусмотренным и действующим с 2017 года в отношении организаторов распространения информации Интернете (владельцев сервисов и операторов передачи электронных сообщений — сервисов электронной почты, мессенджеров и т.п.), операторов поисковых систем, владельцев новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов (ст. 10.1, 10.3, 10.4, 10.5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В состав такой противоправной информации новая статья включает аналогично указанным статьям закона сведения, распространяемые с целью совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Ничего ужасного или нового в законе не появилось в части обязанностей обычных пользователей не допускать в своих поступках и сообщениях, адресованных абстрактному сообществу, распространения противоправной информации, в том числе нецензурных выражений, оскорбляющих человеческое достоинство и моральные принципы. Критерии недопустимого «поведения» в социальной сети, т.е. соблюдение общепризнанных норм морали и нравственности, деловой этики и законодательных запретов, не должно отличаться от аналогичных критериев, применимых в обычной жизни (в оф-лайне, так сказать). То, что недопустимо сказать прилюдно, недопустимо писать не только в газете, но также недопустимо писать это у себя на странице в Сети, поскольку это могут читать множество людей, в том числе несовершеннолетних, что владелец страницы в такой Сети не может не осознавать. В этом смысле новая статья Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» никаких новых критериев не устанавливает, но ради общественного блага в дополнение к обязанности каждого индивидуума лично блюсти нормы морали и нравственности обязывает владельцев глобальных ресурсов принять меры к воспитанию своих пользователей и исключению из общего доступа материалов запрещенного характера, если индивидуальная «ответственность» таких субъектов обернулась бессовестностью и попранием общественных и законодательных норм и правил.
Такие критерии установлены в любом обществе, в любой стране на национальном или межнациональном уровне и, как правило, с учетом глобального межграничного характера информационных ресурсов характеризуются принципом экстерриториальности в случае необходимости принятия мер по предотвращению распространения запрещенной информации.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Законом, во-первых, вводится новая категория владельца интернет-сайта – «владелец социальной сети» – и, во-вторых, возлагаются на таких лиц дополнительные обязанности:
- утвердить правила социальной сети, разместить их в общем доступе и информировать пользователей об их изменениях;
- не допускать использования социальной сети для совершения уголовно наказуемых деяний;
- не допускать распространения информации, дискриминирующей граждан по отдельным признакам, а также порочащей их честь, достоинство и деловую репутацию;
- соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о референдумах и выборах;
- соблюдать иные права и законные интересы граждан и организаций;
- установить один из рекомендованных Роскомнадзором счетчиков количества посетителей;
- осуществлять мониторинг информации в социальной сети на предмет выявления информации, запрещенной к распространению, и в случае ее выявления – блокировать такую информацию с уведомлением пользователя, ее разместившего, о блокировке;
- разместить адрес электронной почты и специальную форму для направления жалоб на противоправную информацию;
- ежегодно публиковать отчет о рассмотрении жалоб и блокировке выявленного контента.
Существенная часть введенных обязанностей социальной сети связана с выявлением и блокировкой информации, запрещенной к распространению. Ранее соцсети блокировали такую информацию только на основании судебного решения или решения уполномоченного органа. Теперь же пользователи, судя по всему, будут чаще сталкиваться с блокировкой размещенной ими информации, поскольку у социальной сети намного больше возможностей для ее выявления.
Законом социальная сеть определена как интернет-сайт, соответствующий следующим критериям:
- предназначен или используется для распространения контента с помощью персональных страниц пользователей;
- контент распространяется на русском языке или на ином языке народов России;
- на сайте может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания российских граждан;
- количество посетителей сайта из России составляет более 500 000 в сутки.
Следует отметить, что в Законе не содержатся критерии, связанные с местом хранения данных социальной сети или местом нахождения ее владельца. Соответственно, требования Закона будут распространяться не только на российские, но и на иностранные соцсети, соответствующие указанным выше критериям, например Facebook, Twitter, Instagram.
Закон содержит общее требование к владельцу социальной сети не допускать ее использования для совершения уголовно наказуемых деяний, в том числе для разглашения сведений, составляющих государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, и других экстремистских материалов.
Кроме того, владелец социальной сети обязан не допускать распространения:
- материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
- материалов, содержащих нецензурную брань;
- информации, дискриминирующей или порочащей граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;
- информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций;
- информации, распространяемой с нарушением избирательного законодательства.
Однако обязанность по осуществлению мониторинга и блокировки установлена в отношении лишь некоторых видов информации из указанных выше. Согласно п. 5 ч. 1 и ч. 4 введенной ст. 10.6 Закона об информации владелец социальной сети осуществляет мониторинг и блокировку без участия Роскомнадзора или иного уполномоченного органа только в отношении следующих видов информации:
- детской порнографии и объявлений о привлечении несовершеннолетних к участию в мероприятиях порнографического характера;
- информации о способах изготовления, приобретения и использования наркотиков и иных подобных веществ;
- информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- информации, направленной на привлечение к участию в азартных играх и лотереях, осуществляемых онлайн;
- предложения розничной продажи алкогольной и иной подобной продукции, если такая продажа запрещена законом;
- информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни или здоровья либо для жизни или здоровья иных лиц;
- информации, выраженной в неприличной форме и оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность или проявляющей явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам России, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в России;
- призывов к массовым беспорядкам или участию в несанкционированных массовых мероприятиях;
- призывов к осуществлению экстремистской деятельности;
- fake news (недостоверных сообщений, распространяемых под видом достоверных и представляющих важность для общества);
- информационных материалов нежелательной иностранной или международной неправительственной организации.
Владелец социальной сети также обязан выявлять и блокировать сведения, позволяющие получить доступ к указанной выше информации.
Блокировка информации осуществляется немедленно после ее выявления. Если же владелец социальной сети не может точно установить, относится ли информация к одной из указанных категорий, он все равно должен заблокировать ее и направить запрос в Роскомнадзор, который примет окончательное решение.
Да, причем такое оспаривание осуществляется в несколько этапов.
Изначально пользователь направляет владельцу социальной сети жалобу на блокировку. Это можно сделать в том числе по электронной почте или с помощью специально предусмотренной владельцем социальной сети формы для заполнения. Владелец обязан рассмотреть такую жалобу и направить ответ пользователю в течение 3 дней со дня ее поступления.
Если владелец социальной сети отказался удовлетворить жалобу, пользователь вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением об отмене мер по ограничению доступа к информации.
Кроме того, пользователь вправе обратиться в суд с требованием к владельцу социальной сети об отмене мер по ограничению доступа к информации, а также с требованием о возмещении убытков и компенсации морального вреда. При этом Закон прямо не предусматривает, что до обращения в суд пользователь должен принять указанные выше меры по досудебному обжалованию решения владельца социальной сети.
Как указано выше, с одной стороны, Закон содержит формальное требование к владельцу социальной сети не допускать распространения нецензурной брани. С другой стороны, она не входит в перечень видов информации, подлежащей выявлению и последующей блокировке. Ответственность за само по себе распространение нецензурной брани в социальной сети также не установлена, если только такая брань не связана с оскорблением иного лица. В результате возникает неоднозначная ситуация, когда у владельца социальной сети есть обязанность «не допускать распространения», но нет обязанности выявлять и блокировать нецензурную брань.
При этом, если верить одному из соавторов Закона – депутату А.Е. Хинштейну, принятый Закон «не носит репрессивного характера и направлен на саморегулирование самих соцсетей»1. То есть, судя по всему, владельцу социальной сети, несмотря на установленную обязанность, действительно предлагается самому решать, удалять нецензурную брань или нет. Однако неизвестно, будет ли поддержано такое толкование положений Закона судами.
Что касается оскорбления с помощью нецензурной брани, то нужно учитывать, что в конце прошлого года были внесены изменения в ст. 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), в которой, в числе прочего, предусмотрели ответственность за оскорбление другого лица в интернете. Соответственно, пользователь социальной сети может быть привлечен к ответственности по данной статье, в том числе в случае оскорбления с помощью нецензурной брани.
По этому закону Роскомнадзор сможет получать информацию о владельце соцсети. Служба сначала определит провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение социальной сети в интернете. Затем она направит им электронное уведомление на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца социальной сети.
Роскомнадзор фиксирует дату и время направления указанного уведомления, в течение трех дней провайдер или иное лицо, размещающее соцсеть, обязаны предоставить данные, позволяющие идентифицировать владельца социальной сети. После этого Роскомнадзор уведомляет владельца соцсети о включении его информационного ресурса в реестр социальных сетей.
Если аудитория соцсети на протяжении трех месяцев будет меньше 500 000 пользователей в сутки, ее владелец может направить в Роскомнадзор заявление и ее исключат из реестра соцсетей, о чем владельцу сети направляется соответствующее уведомление. Соцсеть может быть исключена из реестра при отсутствии заявления ее владельца, если доступ к ней на протяжении шести месяцев составляет в течение суток менее 500 000 пользователей.
Закон обязывает владельца социальной сети модерировать и блокировать запрещенную информацию, точный перечень которой указан в этом законе.
В частности, под запрет попадает информация, целью которой является опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями
Также нельзя оставлять доступной информацию, «выражающуюся в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ».
То же касается «информации, содержащей призыв к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка».
Это также касается «недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, а также сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам».
Какого-то конкретного события, которое стало последней каплей для законодателей, нет. К новым запретительным мерам привело вообще поведение блогеров и стримеров в социальных сетях. Наверняка до сих пор у многих на слуху история с блогером Mellstroy, избившим девушку во время прямого эфира на YouTube-канале (до блокировки там было примерно 700 тысяч подписчиков). В декабре зрители стрима блогера Reeflay могли видеть, как за его спиной умирала девушка. И подобного треш-контента — море.
— Проблема состоит в том, что объемы такого деструктивного контента увеличились, — говорит директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. — Увеличился охват этих публикаций, стало больше пользователей сети Интернет как таковой, социальных сетей, мессенджеров, видеохостингов и иных платформ. Особенно в детской аудитории. И объемы этого контента пугают. По нашим данным, порядка 43 миллионов пользователей соцсетей в России состоят в различного рода деструктивных сообществах. Из них порядка 8,5 миллиона — это дети. Какого рода это сообщества? Это сообщества, посвященные, например, кибербулингу (травле и издевательствам), суицидам, шок-контенту, а также треш-стримы и другие виды с особой жестокостью и насилием. Это группы о наркотиках, группы экстремистского и террористического характера. Такого рода деструктивного контента достаточно много, и рост его продолжается.
— На самом деле большая часть таких пабликов, особенно экстремистско-террористического характера, не являются закрытыми группами, — говорит Екатерина Мизулина. — Это открытые группы, и для их продвижения в соцсетях используются абсолютно типичные механизмы, абсолютно коммерческие методы и алгоритмы. Да, часть из них закрытая, но это совершенно не имеет никакого отношения к работе, потому что на данном этапе задача будет у владельца (у администрации соцсетей, мессенджеров и видеохостингов) — самостоятельно такой контент модерировать, самостоятельно его блокировать или удалять и оперативно реагировать на жалобы пользователей, которые к ним поступают. Чего на данный момент они пока не делают.
- Все, что нас не убивает Протестные акции и рекордные задержания 31 января в Москве — глазами спецкоров «Медузы»
- «Обычной жизнью живет Биробиджан» Как устроена обновленная методичка о протестах: 31 января «вышло в разы меньше людей», чем в прошлый раз, — и получился «пшик»
- «Гражданин Навальный — политический проходимец» Интервью Медведева о протестах. Максимально коротко
11111
Фото 602
126526
В России появится новый закон для контроля алгоритмов соцсетей
Фото 12738
Фото 12290
11110
- Израильские врачи: третья доза вакцины снижает риск заражения COVID-19 в 11,4 раза
- Белые сдают позиции. Грибники рассказали, как были «околпачены» под Петербургом
- Экс-баскетболист «Спартака» из Украины не приедет в Петербург по политическим причинам
- «Мужское государство» капитулировало перед сервисом «Яндекс.Еда» после разговора Позднякова с «одним известным человеком»
- «Каждый год мы отдаём всё больше контроля над нашими жизнями». Дуров задумался о потере цифровой свободы
- «Тануки» его. «Мужскому государству» показали зубы
- Умер журналист-международник Всеволод Овчинников, переживший блокаду Ленинграда
- Швейцария отказала РФ в экстрадиции Владислава Клюшина, чья компания готовила аналитику для Кремля
- Минприроды: Петербург — в топе регионов «свалочного риска». Скоро мусор будет некуда девать
- Суд в Петербурге арестовал предполагаемого убийцу продавщицы кондитерской. Он во всём сознался и не протестовал
- Медиакит
- Реквизиты
- График выхода газет
- Правила приёма рекламы
- Авторские права
- Технические требования
- Рекламные площадки
Путин подписал закон об обязанности соцсетей блокировать запрещенный контент
- Новости
- Главное
- События
- Город
- Политика
- Коммуналка
- Спорт
- Культура
- Происшествия
- Авто
- Путешествия
- Умилятор
- Наши проекты
- Фоторепортажи
- Видео
- Истории, блоги
- Письма и мнения
- Новости бизнеса
- Астропрогноз
- Берёзовский простился…
- Главное
- Истории
- Спецпроекты
- Справочник
- Справка
- Службы экстренного реагирования
- Расписание движения автобусов
- Участковые нашего города
- Афиша
- Бизнес — справочник
- Список организаций
- Новости организаций
- Категории справочника
- Добавить организацию
- Справка
- Объявления
- Вакансии
- Реклама
- Медиакит
- Рекламные площадки
- График выхода газет 2020
- Правила приёма рекламы
- Технические требования
- Реквизиты
- Авторские права
Под новое понятие попадают традиционные соцсети, такие как: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Яндекс.Дзен, МойМир. Сюда же относятся сайты с объявлениями типа Avito и Юла. YouTube и TikTok, само собой. Даже некоторые мессенджеры, например Telegram, соответствуют признакам соцсети — там можно создавать свои каналы (страницы).
Сложносочиненное понятие соцсети спрятано в часть 1 пункта 1 статьи 10.6:
1) не допускать использование сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации и иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более пятисот тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации (далее — социальная сеть), в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
Многие эксперты уже оценили этот прекрасный пример юридических формулировок. Но моя цель сейчас не покритиковать, а рассказать, какие права у нас, обычных пользователей соцсетей, появятся.
В некоторых случаях я буду приводить примеры, взяв за образец текущие правила соцсети ВКонтакте.
Извлекаю понятие из дебрей канцелярита:
Социальная сеть — это сайт или приложение с посещаемостью более 500 000 пользователей в сутки.
Да, есть еще признаки, которые перечислены в этом законе, но для нас они не столь существенны: пользователи должны находиться в России, язык — русский или народов России, на сайте может размещаться реклама.
Количество пользователей будет определять Роскомнадзор с помощью специальной программы, которую владелец соцсети будет обязан внедрить в свой сайт. Методику подсчета РКН тоже утвердит, но позднее.
Роскомнадзор будет вести реестр соцсетей. Можно будет узнавать о новых популярных площадках у этого ведомства. Но не факт: его могут сделать по аналогии с реестром операторов персональных данных — пока не вобьешь ссылку в специальную форму, не узнаешь.
В некоторых случаях ведомство будет защищать пользователей от необоснованной блокировки. Так что если кого-то забанят, то можно жаловаться в Роскомнадзор (всем, кроме Трампа: он не гражданин РФ).
Каждый заблокированный пользователь может оспорить блокировку, написав владельцу соцсети. В течение трех дней с момента получения жалобы администрация должна ее рассмотреть и дать пользователю ответ по существу.
Если пользователя ответ не устроит, то он вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением об отмене блокировки. Роскомнадзор в свою очередь может направить владельцу соцсети требование о восстановлении доступа к странице.
Обратите внимание! Блокировку можно оспорить только в случае распространения запрещенной информации, перечисленной в законе. Но если пользователя заблокируют за нарушение других правил, например, за нарушение авторских прав или спам, то увы.
Новый закон возлагает на соцсети множество новых требований, часть из них выполнялась раньше добровольно. Сейчас же это обязанности, за неисполнение или нарушение которых предусмотрены огромные штрафы.
Владелец соцсети обязан:
- не допускать использование соцсети для распространения запрещенной информации;
- не допускать нецензурную брань — получается, что мат в соцсетях запрещен;
- не допускать распространение порочащих граждан сведений;
- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;
- соблюдать ограничения предвыборного законодательства;
- разместить специальную форму обращений пользователей для жалоб на контент;
- ежегодно размещать отчет о результатах рассмотрения обращений пользователей;
- осуществлять мониторинг социальной сети для выявления запрещенной информации.
Сейчас мониторинг ВК делает в добровольном порядке:
Как изменятся соцсети с 1 февраля 2021 года: Путин подписал закон
Уже сейчас социальные сети практикуют удаление или блокировку постов, которые так или иначе нарушают внутренние правила сайта или законодательство. Запрет на экстремистские, порнографические, насильственные и подобные материалы действовал и раньше. Например, сториз с голым телом в Инстаграме оборачивались их удалением как порнографический материал. Теперь добавятся еще и публикации с нецензурной бранью.
В связи с нововведениями социальным сетям придется совершенствовать свои системы анализа. Вручную обработать огромное количество информации от пользователей достаточно сложно. Придется научиться в автоматизированном режиме читать нецензурную лексику и распознавать призывы к массовым беспорядкам, критику Конституции и власти. Да-да, социальные сети обязали удалять и такие материалы.
Кроме этого, социальным сетям придется пересмотреть свои пользовательские соглашения и внести в них запрет на нецензурную брань, критику власти и так далее, если до настоящего момента правила сообщества не предусматривали таких ограничений. Одновременно с этим, соглашения будут содержать право администратора социальной сети удалить «без суда и следствия» пост, фотографию, видео, если они противоречат правилам. Это решение администрации соцсети можно будет обжаловать сначала в самой администрации, а потом в Роскомнадзоре.
Публиковать экстремистские, порнографические материалы, призывать к насилию и массовым беспорядкам, критиковать власть и раньше было нельзя. Ответственность была возложена на лицо, которое опубликовало такую информацию, а контроль оставался за профильными органами власти. Теперь контроль за исполнением этих запретов по сути переложили на площадки, где информация публикуется, но где, в отличие, например, от СМИ, нет редактора, который проверяет публикацию на соответствие законодательству.
- Vkontakte
- Одноклассники
выражение предпочтения кандидату или партии, указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель, описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата, информация об определенных кандидатах или партиях с оценочными комментариями.
При этом агитацию можно проводить только за счет средств избирательного фонда и по согласованию с избиркомом.
Агитацией сочтут критические или хвалебные стихи про участника выборов, выражение намерения проголосовать за определенного кандидата, рассказ о Прекрасной России Будущего, которая настанет благодаря политику. Даже селфи с политиком, которое подписано «Приходите на выборы!», могут посчитать агитацией, так как это выделение одного кандидата из множества, говорит бывший председатель Екатеринбургского избиркома Илья Захаров.
По словам Захарова, есть существенная разница между агитацией и выражением собственного мнения перед выборами. Она состоит не только в использованных формулировках, но и в деньгах, которые вы потратите.
В России вводится тотальная цензура в соцсетях
Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», был принят Государственной Думой 23.12.2020 г и одобрен Советом Федерации 25.12.2020 г. (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), вступает в силу 01.02.2021 г.
- В Усть-Узе захоронили останки рядового Ибрагима Бикташева
- Пензенские учителя оценили новый школьный дневник
- В Пензе провели операцию по трансплантации части роговицы
- Пензенским родителям рассказали, кто принимает решение о пятидневке
- Олег Мельниченко: В Пензенской области продолжится капремонт школ
- Коммерческая недвижимость: как выгодно вложить средства
- Пензенцам рассказали, стоит ли ждать введения обязательной вакцинации
- Роман Амстиславский принял участие в космическом марафоне
- Коронавирус: большинство новых случаев выявили в Пензе и 3 районах
- В мэрии Кузнецка назвали адреса расселяемых аварийных домов
Каждый заблокированный пользователь может оспорить ее, написав владельцу соцсети. В течение трех дней с момента получения жалобы администрация должна ее рассмотреть и дать пользователю ответ по существу.
Если пользователя ответ не устроит, то он вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением об отмене блокировки. Роскомнадзор в свою очередь может направить владельцу соцсети требование о восстановлении доступа к странице.
Обратите внимание! Блокировку можно оспорить только в случае распространения запрещенной информации, перечисленной в законе. Но если пользователя заблокируют за нарушение других правил, например, за нарушение авторских прав или спам, то увы.
Новый закон возлагает на соцсети множество новых требований, часть из них выполнялась раньше добровольно. Сейчас же это обязанности, за неисполнение или нарушение которых предусмотрены огромные штрафы.
Владелец соцсети обязан:
- не допускать использование соцсети для распространения запрещенной информации;
- не допускать нецензурную брань — получается, что мат в соцсетях запрещен;
- не допускать распространение порочащих граждан сведений;
- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;
- соблюдать ограничения предвыборного законодательства;
- разместить специальную форму обращений пользователей для жалоб на контент;
- ежегодно размещать отчет о результатах рассмотрения обращений пользователей;
- осуществлять мониторинг социальной сети для выявления запрещенной информации.
2020 год стал для одних годом катаклизмов и падений, а для других – временем роста и масштабирования. Все, кто работает онлайн, сегодня однозначно находятся в более выгодном положении, чем те, кто до сих пор сомневается или не решается перейти в интернет. И, наверное, правильно было бы в преддверии 2021 года говорить о трендах интернет-маркетинга, но… Об этом в следующей статье.
Похожие записи: