Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в закупках с 1 января 2021 года по 44 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Собрали в таблицу основные изменения по 44-ФЗ с 01.04.2021 в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Дата вступления изменений в силу | Суть изменений | Нормативный акт |
---|---|---|
01.04.2021 | Серьезно изменится порядок госзакупок в форме запроса котировок в электронной форме. Вот какой порядок утвердили законодатели:
Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, заказчики перестанут пролонгировать процедуру, они будут сразу подписывать госконтракт с едпоставщиком. |
Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019 |
Разрешат проводить малые закупки в электронной форме до 3 млн рублей. Вот новый алгоритм для таких заказов:
|
Федеральный закон №249-ФЗ от 31.07.2020 |
|
Утвердили порядок, состав и формат предоставления, отправления уполномоченным банком информации и документов в ЕИС гособоронзаказа. | Указание Банка России №5536-У от 28.08.2020 | |
Изменят п. 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика работ по изготовлению акцизных марок для маркировки. |
Федеральный закон №436-ФЗ от 22.12.2020 |
Обзор: «Основные изменения в госзакупках в 2021 году» (КонсультантПлюс, 2021)
Собрали в таблицу изменения, которые вступают в силу 01.07.2021, с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда вступают в силу изменения | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
01.07.2021 |
Когда федеральные заказчики будут планировать ряд госзакупок им придется заполнять больше данных. Так, в плане-графике на 2022 год такие заказчики будут указывать спецкод в графе КБК для закупок, предметом которых выступают:
Нововведения коснутся региональных и муниципальных заказчиков, если расходы на их закупку субсидируются из федбюджета. |
Постановление правительства №1799 от 07.11.2020 |
Изменится порядок внесения информации в РНП. |
Федеральный закон №539-ФЗ от 30.12.2020 |
Собрали изменения в 44-ФЗ с 1 октября 2021 года в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда вступают в силу изменения | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
01.10.2021 | Вводят правило, что через ЕИС заказчики будут получать информацию обо всех предварительных предложениях, которые публикуются на электронных площадках для участия в госзакупках у едпоставщика. | Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019 |
Собрали все изменения в 44-ФЗ с 01.11.2020 в таблицу с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда изменение вступило в силу | Что меняется | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
13.11.2020 |
Направляют меньше сведений в реестр контрактов по отдельным строительным закупкам. |
Постановление правительства №1799 от 07.11.2020 |
27.11.2020 |
Уточнили правила использования КТРУ при закупке радиоэлектронной продукции. |
Постановление правительства №1909 от 24.11.2020 |
27.11.2020 | Применяется новое положение о контрактной службе. Подробнее: «Разрабатываем новое положение о контрактной службе с 27.11.2020». | Приказ Минфина №158н от 31.07.2020 |
30.11.2020 | Вступили в силу поправки к типовому контракту на поставку техсредств для реабилитации инвалидов. |
Приказ Минтруда №508н от 24.08.2020 |
Собрали все изменения в 44-ФЗ с 01.10.2020 в таблице с комментариями и ссылками на нормативные акты.
Когда изменения вступили в силу | Суть изменений | Нормативно-правовой акт | Скачать |
---|---|---|---|
01.10.2020 |
Изменили правила согласования с ФАС сделок с единственным поставщиком по итогам закупок, которые не состоялись. Подробнее об этом — в статье «Как согласовать закупку с ФАС». |
Федеральный закон №449-ФЗ от 27.12.2019 | Скачать |
Определили единственных поставщиков в закупках школьных автобусов в 2020 году. |
Распоряжение правительства №2525-р от 01.10.2020 |
Скачать | |
Заработала новая редакция приказа Минфин №126 от 04.06.2018 об условиях допуска иностранных товаров. |
Приказ Минфина №140н от 10.07.2020 |
Скачать | |
08.10.2020 | Вступили в силу новые правила контроля в госзакупках. | Постановление правительства №1576 от 01.10.2020 | Скачать |
22.10.2020 | Утвердили правила рассмотрения обращений госзаказчиков об определении едпоставщика для госнужд по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. | Постановление правительства №1649 от 10.10.2020 | Скачать |
24.10.2020 | Обновили порядок формирования и направления информации в закрытый реестр банковских гарантий и направления казначейством выписок и протоколов. | Приказ Минфина №118н от 22.06.2020 | Скачать |
Все изменения в 44-ФЗ на 2020 и 2021 годы: таблицы по месяцам
Собрали в таблице изменения в 44-ФЗ с 1 сентября 2020 года с комментариями.
Дата вступления в силу изменений | Суть изменений | Нормативный акт |
---|---|---|
01.09.2020 |
Из аукционного перечня по распоряжению правительства №471-р от 21.03.2016 исключили ОКПД2, связанные со строительной сферой. Это означает, что госзаказчики могут заказывать такие работы как с помощью аукциона, так и в форме конкурсных процедур. А для этих конкурсов разработали специальные правила. |
Постановление правительства №921 от 25.06.2020 |
05.09.2020 | В обязательном порядке применяется типовой контракт на оказание охранных услуг. | Приказ Росгвардии №149 от 01.06.2020 |
08.09.2020 | Утвердили список промышленных товаров, для госзакупок которых в 2020 году устанавливают авансирование не меньше 80%. | Постановление правительства №1289 от 26.08.2020 |
11.09.2020 | Поправили список товаров по приказу Минфина №126н от 04.06.2018 об условиях допуска зарубежной продукции к госзакупкам. |
Приказ Минфина №140н от 10.07.2020 |
17.09.2020 | Изменили положение о примерных условиях госконтрактов по гособоронзаказу. С этой даты расчет цены серийного производства — условие контракта на создание оружия и спецтехники. |
Постановление правительства №1366 от 07.09.2020 |
Собрали последние изменения в 44-ФЗ с 01.08.2020 в табличной форме.
Дата вступления в силу изменений | Суть изменений | Нормативный акт |
---|---|---|
05.08.2020 | Изменили постановление правительства №616 от 30.04.2020 о запретах допуска зарубежной промышленной продукции. Начали страну происхождения для некоторых товаров подтверждать по-другому. |
Постановление правительства №1178 от 04.08.2020 |
06.08.2020 | Уточнили правила госзакупок иностранных кабелей и проводов волоконно-оптических, электронных и электрических. |
Постановление правительства №1116 от 25.07.2020 Сфера применения настоящего Федерального закона
Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
4.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок
Принципы контрактной системы в сфере закупок Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Принципы открытости и прозрачности
Принцип обеспечения конкуренции
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок. С 1 июля изменяются правила включения в РНПНачиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций. Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр. С 1 января увеличение доли госзакупок у СМП и СОНКО и сокращение сроков произведения оплаты по всем контрактамВ третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:
С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:
Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке. В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:
При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.
Напомним, что, как и ранее, в этот перечень входят закупки у единственного поставщика, энергосервисные контракты, закупки с общественным обсуждением, на строительство и реконструкцию, капремонт, закупки отдельными лотами.
Для этого статью 93 Закона 44-ФЗ с 01.04.2021 года (Федеральный закон №449-ФЗ) дополнили частью 12. Начиная с апреля 2021 года, так называемые малые закупки у единственного поставщика (п.п. 4, 5 части 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ), если их проводить на электронной площадке по специальной процедуре, будут ограничены не 600 тыс. руб, а 3 млн. руб. Такие закупки не нужно включать в план-график. Также заказчикам будет необходимо также отчитываться о закупках, которые производятся у МСП и СОНО на основании части 12 статьи 93 Закона 44-ФЗ отдельно от других закупок.
С 01.04.2021 г. начнет действовать новая редакция статьи 82.1 Федерального закона 44-ФЗ, в соответствии с которой НМЦК составит не 500 тыс. руб., как это было ранее, а 3 млн. руб. Максимально допустимое значение СГОЗ по отношению к совокупному годовому объему закупок заказчика осталось прежним – 10 %, однако ограничения по сумме СГОЗ убрали. При этом законом сформулированы подробные требования к извещению о его проведении и к самой процедуре. Основное изменение — срок отмены запроса котировок. Согласно новой редакции п. 1 ст. 36 Закона 44-ФЗ это можно будет сделать не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок (а не за 2 дня, как предусмотрено в предыдущей редакции).
Правило будет действовать в том числе в случае, если субсидии для закупки предоставлены федеральным бюджетом бюджету субъекта (изменения внесены Постановлением Правительства от 30.09.2019 г. № 1279).
Профессиональная переподготовка
Специалист в сфере закупок от 6 843 руб Подробнее Повышение квалификации
Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд от 4 406 руб Подробнее Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг от 3 281 руб Подробнее Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ от 3 656 руб Подробнее Повышение квалификации
Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 4 593 руб Подробнее Повышение квалификации
Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ от 4 593 руб Подробнее Повышение квалификации
Осуществление закупок в здравоохранении по 44-ФЗ и 223-ФЗ от 4 593 руб Подробнее Законом устанавливается, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика. Таким образом, ценовой предел данного способа закупки увеличивается с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей, а также исключается предельное значение для годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, в стоимостном выражении (не более чем сто миллионов рублей). Общая длительность закупочной процедуры, проводимой данным способом, сокращается с 13 до 7 дней. В частности, минимальный срок для подачи заявок сокращен до 4 рабочих дней, а также существенно сокращен срок на заключение контракта. Контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в Единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме. При этом формирование и размещение протокола разногласий в данном способе осуществления закупки не допускаются. Малые закупки, предусмотренные пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, (те, предел по которым раньше составлял 100 тысяч рублей, а сейчас — 600 тысяч рублей) с 1 апреля 2021 года можно будет осуществлять в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей. Закупка будет проходить в следующем порядке. Участники закупки будут вправе сформировать, подписать усиленной электронной подписью и разместить на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров. (Обратите внимание, что речь идет только о товарах). Такое предварительное предложение нужно будет «обновлять» на электронной площадке не реже, чем раз в месяц. Также можно установить конкретный срок его действия и в любой момент отозвать. Предварительное предложение должно будет содержать в себе:
Если вы опубликовали такое предварительное предложение, это означает ваше согласие на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок, то есть предварительное предложение «превращается» в момент его размещения в заявку участника закупки. Важно помнить, что ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки. В свою очередь, заказчик формирует, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать также проект контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В течение одного часа с момента размещения в Единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки. Оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара и направляет их заказчику. Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, заказчик принимает в отношении каждой заявки решение. Присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, где указывает победителя. В случае наличия менее двух заявок на участие в закупке процедура не проводится — об этом заказчика уведомляет оператор электронной площадки. Контракт с победителем заключается в течение 2 рабочих дней, протокол разногласий для данной закупочной процедуры не предусмотрен. Сильно утрируя и упрощая, данная закупочная процедура чем-то должна напоминать осуществление наших повседневных бытовых закупок в различных маркетплейсах. С 1 января 2021 года планировался к вступлению в силу масштабный законопроект Минфина России, во многом меняющий положения Закона № 44-ФЗ. Сам регулятор контрактной системы называет его вторым оптимизационным пакетом поправок в Закон № 44-ФЗ. Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин России внес согласованный со всеми федеральными органами исполнительной власти оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ, поэтому, очевидно, сроки вступления в силу положений законопроекта будут перенесены на более поздний срок. Среди основных изменений, указанных в законопроекте, можно выделить следующие:
Еще одной новацией второго оптимизационного законопроекта стал рейтинг деловой репутации предпринимателей. Регуляторы сообщают о запуске данного механизма не ранее 2023 года. Правила формирования и использования в госзакупках рейтинга деловой репутации должно будет определить правительство Российской Федерации. В положении оптимизационного законопроекта отмечается, что под рейтингом деловой репутации участника закупки подразумевается совокупная оценка опыта участника закупки, формируемая в соответствии с правилами, установленными правительством Российской Федерации на основании данных из реестра контрактов, реестра договоров с госкомпаниями, информации и документов об исполнении контрактов. По замыслу Федеральной антимонопольной службы России, являющейся разработчиком этого предложения, рейтинг должен стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков и рассчитываться автоматически на основании данных единой информационной системы (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, включенных в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.3 Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31. п. 7.1 ч. 1 ст. 31 — это требование к юридическому лицу, согласно которому он, в течение двух лет до даты подачи заявки на участие, не привлекался к административной ответственности по статье 19.28 КОАП. Еще раз обращаем внимание на то, что данное соответствие заказчик в 2021 году должен обязательно проверять! С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию. Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:
Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня. Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика! Новое в закупках по 44 ФЗ с 2 квартала 2021 годаВ 2021 году изменения коснутся и закупок на ЕАТ «Березка». В частности:
Время покажет, как на самом деле будут реализованы все вышеперечисленные функции в 2021 году. Правительство будет осуществлять контроль, в каком объеме заказчики закупают товары из РФ и других стран союза. В правительственном перечне из постановления правительства № 2014 от 03.12.2020 представлено 107 товаров. Для каждого товара рассчитана своя доля: от 50% до 90% от годового объема закупок. Так, для лифтов размер доли составляет 90%. Санкций за несоблюдение квоты пока не предусмотрено, административная ответственность будет введена с 2022 г. Нововведения в правилах планирования, проведения, контроля, мониторинга или аудита закупок будут введены одновременно: с 1 января 2022 г. Однако, если новый закон будет принят после октября, то изменения вступят в силу через год. Его необходимо использовать при строительстве:
Акционера или учредителя компании, чья доля составляет менее 25%, не внесут в реестр. Но при этом в него будут включены все члены правления. Если полномочия одного из членов передадут другому лицу, его тоже включат в реестр. В планах штрафовать за предоставление недостоверных документов и сведений при проведении закупки, а также при заключении или исполнении контракта. Так, за недостоверную информацию о товаре при подаче заявки должностных лиц и предпринимателей оштрафуют на сумму от 10 до 30 тыс. руб., юридических лиц от 50 до 200 тыс. руб. Например, направить жалобу на этапе подачи заявок смогут только те участники, которые соответствуют требованию об «универсальной стоимостной предквалификации». Другой информации пока нет, в том числе нет планов ввести плату на жалобы. Обзор последних изменений в закупочном законодательствеПостановление правительства от 03.12.2020 № 2013 распространяется на 251 товар, среди них инструменты, вычислительная техника, различные категории медицинского оборудования, лифты, мебель и многое другое. Объем доли российского товара в среднем составляет 50-60%. Руководитель отдела образовательных программ Росэлторг. В системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок в качестве поставщика проработала более 5 лет, три из которых – руководила тендерным отделом Государственного университета управления. Кандидат экономических наук.
Федеральный закон от 2 июля 2021 года N 360-ФЗ разрабатывался Минфином России с 2020 года во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также рекомендаций Федерального собрания Российской Федерации. Согласование и проработка осуществлялась более чем с 40 органами и организациями, в числе которых Верховный Суд Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, ЦИК России, МИД России, СВР России. Новации Федерального закона направлены на существенное улучшение состояния контрактной системы путем исключения избыточных и устаревших требований, а также максимальной автоматизации выполняемых процедур и внедрения электронного документооборота. Ключевыми нововведениями стали: сокращение количества конкурентных способов закупок с 11 до 3 и сокращения до минимума выполняемых процедур (с учетом сроков, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе); расширение практики осуществления совместных закупок путем установления возможности их проведения с участием уполномоченных органов нескольких субъектов Российской Федерации; исключение необходимости составления документации о закупке при проведении открытых конкурентных закупок; введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки от планирования до приемки исполнения контракта, включая внедрение электронного контракта и электронного акта приемки; введение новых механизмов недопущения применения иностранными государствами санкционных мер в отношении участников закупок. Федеральным законом для обеспечения отбора заказчиками квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) также вводится «универсальная стоимостная предквалификация». При закупках стоимостью свыше 20 млн рублей устанавливается обязательное требование к участникам о наличии у них успешного опыта исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ или N 223-ФЗ, независимо от предмета контракта и в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены проводимой закупки. При этом во избежание необоснованного ограничения конкуренции предусмотрен шаг «1 к 5», то есть предусматривается возможность участия в закупках, например, при начальной (максимальной) цене контракта свыше 100 млн. рублей при успешном опыте исполнения контракта на 20 млн. рублей, свыше 500 млн. рублей — на 100 млн. рублей. Реализация предусмотренных изменений обеспечит минимизацию срывов при проведении закупочных процедур, прослеживаемость действий участников контрактной системы и снижение рисков при возникновении злоупотреблений. Федеральным законом предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений начиная с 1 января 2022 г. и по 1 июля 2023 г. Более подробно со всеми новациями закона можно ознакомиться на сайте Минфина России в разделе «Контрактная система». Госзакупки упрощены и оптимизированы: — сокращено количество конкурентных способов закупок с 11 до 3, сведены к минимуму выполняемые процедуры; — совместные закупки можно проводить с участием уполномоченных органов нескольких регионов; — не нужно составлять документацию о закупке при проведении открытых конкурентных закупок; — введен электронный документооборот на всем жизненном цикле закупки, включая электронный контракт и электронный акт приемки; — введены новые механизмы недопущения иностранных санкций в отношении участников закупок. Вводится «универсальная стоимостная предквалификация». Законом предусмотрено поэтапное вступление в силу его положений начиная с 1 января 2022 г. и по 1 июля 2023 г. Часть 12 статьи 93 — новая. Она регулирует новый порядок проведения закупки у единственного поставщика. Для некоторых групп заказчиков появились новые возможности для проведения таких закупок. Например,если
то такую закупку с НМЦК не более 3 миллионов рублей можно провести с использованием электронной площадки. Этапы такой закупки:
НМЦК для запроса котировок увеличена с 500 тысяч рублей до 3 миллионов.
К извещению обязательно прикладывается проект контракта. Изменения в такое извещение вносить нельзя. Заявка участника особых изменений не претерпела: необходимо указывать данные об организации – участнике, данные о товаре, информацию о предлагаемой цене. После окончания срока подачи заявок в течение 1 рабочего дня заказчик их рассматривает и определяет победителя. Далее следует этап заключения контракта. Срок максимально сокращен — теперь заказчик будет обязан направить проект контракта на подпись в течение всего 3 часов после размещения итогового протокола. Победителю дается 1 рабочий день на подписание без права разместить протокол разногласий. Заказчику на подписание контракта дается тоже 1 рабочий день. При этом нельзя заключить контракт раньше, чем через 2 рабочих дня после размещения итогового протокола. Также было исключено условие о продлении срока подачи заявок, если на запрос котировок подано менее 2 заявок. Изменен и срок отмены процедуры — теперь отменить запрос котировок можно за 1 час до окончания срока подачи заявок. В данном материале мы рассмотрели ожидаемые изменения с теоретической точки зрения. После вступления этих изменений в силу и появления практики применения новых положений закона, наши специалисты сделают подробный разбор каждого из них. С 1 января 2020 года началась работа по внедрению электронного актирования в закупочный процесс, и 19 млрд заказчиков уже воспользовались этой услугой. Нововведение позволит заказчикам и поставщикам подписывать акты выполненных работ в ЕИС. Это избавит и тех и других от бумажной волокиты и риска утраты бумажных документов, затягивания сроков подписания актов приемки, а также исключит возможность допущения ошибок при формировании документов и позволит добиться прозрачности всех этапов закупки. Переход ЕИС на электронный документооборот. Планируется полный перевод документооборота на электронный. И не только той части, которая касается стандартных документов для всех этапов закупок от планирования до заключения контракта. Это будет и перевод того документооборота, который ведут заказчики и поставщики даже на этапе исполнения контракта. В электронный документооборот войдут: Жалобы станут электронными. Поставщики перейдут в полном объеме на подачу жалобы в ФАС посредством ЕИС. Данные изменения предполагают ограничения для поставщика: регистрация в ЕРУЗ и соответствие требованиям по «универсальной предквалификации», предусматривающей допуск к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. только участников, имеющих опыт исполнения контракта, независимо от его предмета в объеме не менее 20 процентов от НМЦК. Изменения поддержат поставщиков, обладающих опытом участия в закупках, и исключат участие в закупках фирм-однодневок. О «профессиональных» жалобщиках. Изменения исключат обжалование закупок так называемыми профессиональными жалобщиками, а также участниками закупок, в которых они участвовать не имеют права. Также в ЕИС будет осуществляться фиксация уведомлений поставщиков и заказчиков, в том числе уведомления о расторжении контрактов, а сама процедура расторжения контрактов переводится в электронную форму, что позволит существенно сократить срок такой процедуры. Речь идет о доработке функционала ЕИС и интеграции с электронными торговыми площадками. Это необходимо, чтобы реализовать все нововведения в рамках так называемого оптимизационного пакета поправок в Закон о контрактной системе. Вскоре существенно сократится число конкурентных способов закупок до трех наиболее распространенных — конкурс, аукцион, запрос котировок. Казначейство разделяет позицию Минфина, что двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений не востребованы. Они создают сложности для заказчика и поставщика и порождают излишнюю претензионную работу. Все контракты и допсоглашения станут электронными и структурированными, так как будет осуществляться автозаполнение реестра контракта, а также вся информация по исполнению контрактов впервые будет соотнесена в рамках ЕИС с платежами по контрактам. Аналогичная система будет создана и для региональных площадок. Предусматривается дать возможность проведения совместных конкурсов и аукционов несколькими уполномоченными органами различных субъектов РФ. В таблице 1 смотрите, какие еще задачи входят в оптимизационный пакет. Таблица 1. Планы изменений на 2020 год Изменения 2021 года для участников закупок
Провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Ограничение относительно СГОЗ останется почти без изменений: годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10% от СГОЗ, однако отменят действующий сейчас лимит в 100 млн руб. Похожие записи: |