Права уполномоченного доверенного лица по охране труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права уполномоченного доверенного лица по охране труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Деятельность уполномоченного по ОТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 370, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  • Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
  • Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

Уполномоченный по ОТ избирается на общем собрании трудового коллектива путем проведения голосования. Инициировать собрание могут как работники организации (трудовой коллектив), так и профсоюзная организация.

В зависимости от размера организации может быть избрано несколько уполномоченных. Если в организации несколько подразделений, то имеет смысл избрать уполномоченного для каждого подразделения.

Не следует избирать уполномоченными лицами работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за охрану труда (должностные лица, руководители работ).

Когда выбор будет сделан, необходимо оформить соответствующий протокол.

Начать статью нужно с определения, кто такой уполномоченный по охране труда? Это лицо, которое на общественных началах следит за охраной труда, еще его называют доверенным.

Специалист по охране труда и уполномоченный – это совершенно разные люди, и один не может заменять другого. И даже если СОТ не предусмотрен в организации, уполномоченного избрать можно.

Разница в том, что специалиста по охране труда принимают на работу, а уполномоченного выбирает трудовой коллектив. Он является представителем профсоюзной организации.

Положение об уполномоченном лице организации может включать следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Основные задачи уполномоченных.
  • Функции уполномоченных.
  • Права уполномоченных.
  • Гарантии прав деятельности уполномоченных лиц.

Предлагаю вам, коллеги, ниже примерное Положение об уполномоченном лице по охране труда организации, которое вы можете доработать с учетом деятельности своей организации.

Наименование организации

Утверждаю

Руководитель____________Ф.И.О.

«___»___________2016 года

ПОЛОЖЕНИЕ

об уполномоченном лице по охране труда

1.Общие положения

1.1.Положение об уполномоченном лице по охране труда (наименование организации) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, правах, гарантиях их деятельности».

1.2.Положение определяет порядок организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников по охране труда организации. Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации (трудового коллектива) осуществляет общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников организации.

1.3.Уполномоченное лицо избирается на профсоюзном собрании (собрании трудового коллектива) открытым голосованием на срок от двух до пяти лет. Уполномоченным не может быть избран работник занимающий должность, согласно которой несет ответственность за состояние условий и охраны труда в организации.

1.4. Избрание уполномоченного по охране труда оформляется протоколом.

1.5.Уполномоченное лицо профсоюзной организации (трудового коллектива) в соответствии со ст. 218 ТК РФ входит в состав комиссии по охране труда организации.

1.6.Уполномоченное лицо организует свою работу во взаимодействии с руководителями структурных подразделений, службой охраны труда, государственными органами надзора за охраной труда.

1.7.В своей деятельности уполномоченное лицо руководствуется Трудовым кодексом РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ по охране труда.

1.8.Уполномоченный ежегодно отчитывается на профсоюзном собрании (собрании трудового коллектива) о своей работе и может быть отозван до истечения срока действия его полномочий по решению собрания, если он не выполняет возложенных функций или не проявляет необходимой требовательности по защите прав работников по охране труда.

1.9. Количественный состав уполномоченных в организации определяется профсоюзным органом ( собранием трудового коллектива) в зависимости от конкретных условий работ и необходимости обеспечения общественного контроля за состоянием охраны труда в организации.

1.10.Уполномоченный в своей деятельности взаимодействует с техническими и внештатными инспекторами труда профсоюза, органами Федеральной инспекции труда, другими органами надзора и контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда.

2.Основные задачи уполномоченных

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1.Содействие созданию в организации (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда. 2.2.Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3.Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективным договором или соглашением по охране труда.

2.4.Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

3.Функции уполномоченных

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следующие функции:

3.1.Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда.

3.2.Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда.

3.3.Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4.Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

3.5.Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

Законодательство довольно серьезно относится к охране труда. Назначенный на эту должность контролирует соблюдение норм и правил, установленных в данной трудовой сфере, и ведет определенную документацию. Среди законов, регулирующих данный вопрос стоит отметить:

  • Статья 370 Трудового Кодекса. Содержит принципы, позволяющие профсоюзам контролировать работу руководителей по этому вопросу;
  • Постановление Минтруда № 30. Отражает рекомендации для уполномоченных, их обязанности. Также регулирует работу специалистов в сфере охраны труда;
  • ФЗ номер 10. Содержит основные правила и рекомендации по работе профсоюза.

Важно! Профсоюзный уполномоченный является лицом, которое обеспечивает контроль и надзор за тем, чтобы исполнялись законодательные требования, связанные с обеспечением безопасности.

Выбрать могут любого работника конкретной организации, включая членов профсоюза. Главное, сначала нужно выдвинуть кандидата, а затем он должен набрать большинство голосов трудящихся.

Важно! Назначенное лицо нельзя уволить, не согласовав этот вопрос с профсоюзом.

Выбранный работник не будет подчиняться напрямую работодателю. Его руководителем станет профсоюзная организация в первую очередь.

Допускается, что уполномоченный не будет являться сотрудником фирмы, если профсоюз одобрит его кандидатуру на эту должность.

Права уполномоченного (доверенного) лица по охране труда

Данная должность является выборной. Потому, стоит разобраться, как проводится выбор уполномоченных доверенных лиц по охране труда. Организацией занимается профсоюз или другая организация, представляющая интересы работников.

Справка! Если представительных отделов несколько в компании, то каждый из них имеет право претендовать на организацию выборов и участие в них.

Проводятся выборы в рамках общего собрания сотрудников фирмы. Если компания является крупной, допустимо выбирать уполномоченного для каждого структурного подразделения.

Выборы обязательно сопровождаются заполнением протокола. В документ вносят следующие данные:

  • Количество работников, которые участвуют в выборах;
  • ФИО и должность секретаря и председателя собрания;
  • Отмечается повестка собрания;
  • Отражаются все голоса в точном количестве. Обязательно отмечают кто за, кто проголосовал против и воздержался.

Справка! Нет обязательных указаний по количеству уполномоченных в компании. Потому их число не ограничено. Однако, подобные ограничения могут быть прописаны во внутренних нормативных актах компании, где отражается количество лиц, которые могут назначаться на эту должность.

Уполномоченный выбирается на срок максимум 2 года. Дольше заниматься указанную должность сотрудник не может. Также работника могут снять с работы раньше установленного времени из-за нарушений прав или невыполнения обязанностей. Сделать это может представитель профсоюза.

Регламентирует данную должность представитель профсоюза и руководитель компании. Все действия сотрудника должны соответствовать положениям, которые были разработаны в организации по данному вопросу.

Администрация предприятия занимается обучением работника, вступившего в должность, и предоставлением необходимых условий для качественного исполнения обязанностей. Выбранный должен регулярно отчитываться о проделанной работе перед собранием, избравшим его.

Избранный работник обязательно проходит обучение. Сотрудник должен отвечать всем существующим требованиям закона в контексте охраны труда. Без обучения выполнять свои обязанности назначенный не сможет из-за отсутствия необходимых знаний для правильной оценки каждой ситуации.

Выбранный работник отправляется в специальный учебный центр, обладающий нужным разрешением. Обучение включает прохождение определенной программы, как в школе. Это может быть курс по всей охране труда в целом или узкое направление по специальной программе.

Важная информация! Все расходы по обучению должен взять на себя руководитель предприятия.

Отчитывается назначенный перед руководителем и профсоюзом не устно, а заполняя определенные документы. Одним из них является отчет о работе, которая была проделана за установленный период. Допускается составлять этот акт в произвольном виде. Обязательно только, чтобы на бумаге была отражена информация по осуществленным действиям в полном объеме.

На предприятии можно самостоятельно разработать образец отчета и включить его в нормативную базу. Заполнять документ необходимо в конце года. Он является отражением выполнения ранее составленного плана. Затем уполномоченный должен выдать бумагу руководителю для ознакомления.

Деятельность уполномоченного по ОТ регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • ст. 370, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
  • Постановление Минтруда РФ от 08.04.1994 N 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
  • Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3 «О Типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ.

Основная цель работы уполномоченного по охране труда – контроль обеспечения руководителем организации надлежащих условий охраны труда.

Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • регулярное наблюдение за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • контроль исполнения работодателем обязанностей по ОТ;
  • помощь сотрудникам при обращении в надзорные органы по вопросам нарушения прав;
  • контроль за соблюдением работниками требований охраны труда;
  • наблюдение за санитарным состоянием условий труда;
  • выявление нарушений;
  • предложение решений по устранению выявленных недостатков и нарушений.
  • Смотреть за соблюдением прав рабочих лиц.
  • Осуществлять надлежащий контроль на предприятии.
  • Смотреть за тем как работодатель выполняет наложенные на него функциональные обязательства.
  • Представлять интересов рабочих лиц в различных организациях в случае, если возникли трудовые споры.
  • Максимально содействовать в создании организационных мероприятиях касательно безопасных условий труда, соответственно нормативам.
  • Консультировать работников по различным вопросам касательно охраны труда, и предоставлять им помощь в защите правового поля.

Уполномоченный по ОТ избирается на общем собрании трудового коллектива путем проведения голосования. Инициировать собрание могут как работники организации (трудовой коллектив), так и профсоюзная организация.

В зависимости от размера организации может быть избрано несколько уполномоченных. Если в организации несколько подразделений, то имеет смысл избрать уполномоченного для каждого подразделения.

Не следует избирать уполномоченными лицами работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за охрану труда (должностные лица, руководители работ).

Когда выбор будет сделан, необходимо оформить соответствующий протокол.

Составить должностную инструкцию нужно для того, чтобы детально прописать в ней все обязанности специалиста по охране труда в организации. Это делается, чтобы:

1. Сформировать список работ, которые нужно выполнять специалисту. В этом документе перечисляются функциональные обязанности инженера по охране труда, четкое выполнение которых собирается оплачивать работодатель.

2. Обозначить границы зоны ответственности. Подробная должностная инструкция специалиста по охране труда позволяет освободить его от выполнения чужой работы, дает возможность сосредоточиться исключительно на своих профессиональных обязанностях.

3. Определить требования к специалисту. Инструкция содержит указания, что должен знать инженер по охране труда, какое образование и опыт работы иметь, с какой техникой работать, какие производственные процессы хорошо знать, какие отчеты составлять и т.д.

4. Скоординировать работу отделов. В инструкции перечисляется, с какими отделами, в каких ситуациях и по каким вопросам сотрудничает инженер по охране труда. Это поможет ему без помех получать доступ к нужной для работы информации, включать представителей различных отделов в комиссии, самому принимать участие в работе комиссий, проведении мероприятий. Списки лиц, которые подчиняются инженеру по охране труда, и лиц, которым подчиняется он сам, также существенно упрощают совместную работу специалистов разных направлений.

5. Быстро передать информацию. Чтобы не тратить время на разъяснения своих должностных обязанностей, специалист по охране труда может просто предложить ознакомиться с его должностной инструкцией.

6. Быстро ввести в курс дела нового сотрудника. Предложив соискателю в ходе собеседования ознакомиться с инструкцией по интересующей его должности, работодатель страхует себя от претензий типа: «А мне об этом ничего не говорили».

7. Обосновать правильность штрафа или другого наказания. Если специалист по охране труда должностные обязанности выполняет плохо или не выполняет совсем, проще всего будет доказать этот факт, сравнив выполненный по факту объем качественной работы с тем, что требует инструкция.

Права уполномоченного по охране труда:

  • контролировать соответствия условий труда законодательству;
  • участвовать в работе комиссии по приемке оборудования, вводимого в эксплуатацию;
  • получать от работодателя информации о состоянии охраны труда в организации;
  • требовать приостановления производства работ на участке, на котором были выявлены нарушения несущие угрозу здоровью и жизни работников;
  • требовать устранения нарушений, выявленных в ходе проверок;
  • направлять обращения в надзорные органы о нарушениях условий труда;
  • участвовать в рассмотрении трудовых споров;
  • участвовать в работе комиссии по расследованию несчастного случая.

Обязанности уполномоченного по охране труда:

  • принимать участие в создании безопасных условий труда, соответствующих требованиям российского законодательства;
  • контролировать исполнение руководителем организации требований трудового законодательства в области охраны труда;
  • выявлять и фиксировать нарушения требований охраны труда;
  • представлять интересы работников организации в спорах, касающихся охраны труда;
  • консультировать работников по вопросам охраны труда.

Являясь одной из сторон трудовых отношений, работники, согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ, вправе для переговоров с работодателем и контроля за соблюдением достигнутых соглашений выбирать своих представителей. Интересы сотрудников может представлять профсоюз либо, если его не имеется, доверенное лицо, выдвинутое коллективом.

Порядок избрания, а также права таких представителей регулируются ст. 370 ТК РФ. Данная статья выделяет 2 группы представителей:

  1. Инспекторы труда, выдвинутые профсоюзом.
  2. Уполномоченные лица по охране труда.

Задачи и делегируемые права для их выполнения у обеих категорий сходны. В частности, представители вправе:

  • осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • расследовать несчастные случаи;
  • проводить экспертизу условий работы;
  • требовать устранения нарушения норм охраны труда (при наличии угрозы жизни работников — приостановления работы организации);
  • принимать участие в разборе трудовых споров;
  • участвовать в разработке нормативных и локальных актов в сфере труда и т. д.

Принципиальным различием между инспекторами и уполномоченными является порядок их выдвижения. Инспектор является представителем соответствующей инспекции, которая может быть создана, согласно ч. 2 и 3 ст. 370 ТК РФ, только общероссийской, территориальной или межрегиональной ассоциацией профсоюзных организаций.

Что же касается уполномоченного, то он вправе представлять любую профсоюзную ячейку. Более того, уполномоченный, согласно пункту 1 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» № 30 от 08.04.1994, вправе также избираться от любого коллектива сотрудников, в том числе и не членов профсоюза, а по согласованию с работодателем — также из числа не работающих в организации специалистов (п. 1.4).

Базовым положением, на нормах которого и основывается работа уполномоченного, являются вышеозначенные рекомендации. Причем они актуальны как для профсоюзных, так и общественных уполномоченных.

Поскольку профсоюзы структурированы в единую организацию — ФНПР (Федерацию независимых профсоюзов России), работа профсоюзных уполномоченных регулируется также типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома ФНПР «О Типовом положении…» № 4-3 от 18.10.2006, а также документами территориальных и отраслевых ассоциаций профсоюзных организаций.

Охрана труда важна не только для работодателя, но и для работников на предприятии, поскольку она обеспечивает безопасность работы.

Поэтому сотрудники для контроля над соблюдением законодательства в области охраны труда имеют право выбрать уполномоченное лицо, которое будет контролировать соблюдение всех норм безопасности на производстве.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

[3]

Уполномоченный по охране труда — это не ответственное, а доверенное лицо, которое осуществляет надзор и контроль на предприятии и действует в интересах работников и сотрудников.

Их действия опираются на определённую нормативную базу, в том числе: Трудовой кодекс РФ, рекомендации Министерства Труда и некоторые местные правовые акты.

Памятка уполномоченному по охране труда

Являясь одной из сторон трудовых отношений, работники, согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ, вправе для переговоров с работодателем и контроля за соблюдением достигнутых соглашений выбирать своих представителей. Интересы сотрудников может представлять профсоюз либо, если его не имеется, доверенное лицо, выдвинутое коллективом.

Порядок избрания, а также права таких представителей регулируются ст. 370 ТК РФ. Данная статья выделяет 2 группы представителей:

  1. Инспекторы труда, выдвинутые профсоюзом.
  2. Уполномоченные лица по охране труда.

Задачи и делегируемые права для их выполнения у обеих категорий сходны. В частности, представители вправе:

  • осуществлять контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • расследовать несчастные случаи;
  • проводить экспертизу условий работы;
  • требовать устранения нарушения норм охраны труда (при наличии угрозы жизни работников — приостановления работы организации);
  • принимать участие в разборе трудовых споров;
  • участвовать в разработке нормативных и локальных актов в сфере труда и т. д.

Принципиальным различием между инспекторами и уполномоченными является порядок их выдвижения. Инспектор является представителем соответствующей инспекции, которая может быть создана, согласно ч. 2 и 3 ст. 370 ТК РФ, только общероссийской, территориальной или межрегиональной ассоциацией профсоюзных организаций.

Что же касается уполномоченного, то он вправе представлять любую профсоюзную ячейку. Более того, уполномоченный, согласно пункту 1 рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ «Об утверждении…» № 30 от 08.04.1994, вправе также избираться от любого коллектива сотрудников, в том числе и не членов профсоюза, а по согласованию с работодателем — также из числа не работающих в организации специалистов (п. 1.4).

Базовым положением, на нормах которого и основывается работа уполномоченного, являются вышеозначенные рекомендации. Причем они актуальны как для профсоюзных, так и общественных уполномоченных.

Поскольку профсоюзы структурированы в единую организацию — ФНПР (Федерацию независимых профсоюзов России), работа профсоюзных уполномоченных регулируется также типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома ФНПР «О Типовом положении…» № 4-3 от 18.10.2006, а также документами территориальных и отраслевых ассоциаций профсоюзных организаций.

Помимо перечисленных документов правовой основой работы уполномоченного являются внутренние документы организации, коллективные договоры и приложения к ним.

Уполномоченный по охране труда — это лицо, которому было доверенно представлять интересы работников организации.

Уполномоченный по охране труда может быть как от профсоюзной организации, так и от трудового коллектива организации.

Так как профсоюзные организации — это явление уходящее (особенно во время кризиса), рассматривать данную тему будем в контексте трудовых коллективов.

Выборы уполномоченного по охране труда проходят на общем собрании работников. Для ведения собрания необходимо сначала избрать председателя и секретаря собрания. Далее озвучивается повестка дня: избрание уполномоченного по охране труда от трудового коллектива сроком на три года (или не менее двух лет). На повестке дня как правило кто-то из знающих (специалист по охране труда например) выступают с сообщениями типа: в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации для осуществления контроля за соблюдением работодателем и его представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и охраны труда, выполнением ими условий трудовых договоров, соглашений, необходимо избрать уполномоченного по охране труда и т.д. Далее предлагаются кандидаты из числа работников, прямо или косвенно не заинтересованных в нарушении прав работников, не связанных с организацией работ на рабочих местах (в т.ч. организацией охраны труда) и т.д. Происходит голосование.

Выборы уполномоченного по охране труда должны отражаться в соответствующем протоколе. Пример протокола общего собрания работников организации вы сможете скачать ниже. Данный протокол, например, является неотъемлемой частью материалов по расследованию несчастного случае, если уполномоченный по охране труда принимал участие в комиссии по расследованию несчастного случая. Контрольно-надзорные органы запрашивают его в обязательном порядке.

Для легитимности работы уполномоченного по охране труда, ему необходимо будет пройти обучение по охране труда в учебном центре как уполномоченному и получить соответствующее удостоверение. Разумеется за счёт средств работодателя.

Законодательство довольно серьезно относится к охране труда. Назначенный на эту должность контролирует соблюдение норм и правил, установленных в данной трудовой сфере, и ведет определенную документацию. Среди законов, регулирующих данный вопрос стоит отметить:

  • Статья 370 Трудового Кодекса. Содержит принципы, позволяющие профсоюзам контролировать работу руководителей по этому вопросу;
  • Постановление Минтруда № 30. Отражает рекомендации для уполномоченных, их обязанности. Также регулирует работу специалистов в сфере охраны труда;
  • ФЗ номер 10. Содержит основные правила и рекомендации по работе профсоюза.

Важно! Профсоюзный уполномоченный является лицом, которое обеспечивает контроль и надзор за тем, чтобы исполнялись законодательные требования, связанные с обеспечением безопасности.

Процесс выбора и назначения уполномоченного представителя в сфере охраны труда на предприятии будет включать в себя следующие действия работодателя:

  1. Сначала ответственным лицом должно быть создано официальное положение. В нем указывается основная информация относительно прав и обязанностей, которыми будет наделен специалист, а также иные важные нюансы.
  2. Далее руководителю необходимо будет собрать общее собрание. На нем может быть выдвинуто несколько кандидатур, которые рассматриваются сотрудниками. Решение, которое было принято на собрании, обязательно должно быть занесено в официальный протокол данного мероприятия.
  3. После официального назначения уполномоченный представитель может приступать к своей работе. Вся его дальнейшая деятельность должна проходить в строгом соответствии с установленными нормами в сфере трудового законодательства.

Состав комиссии по проверке знаний по охране труда

Основными задачами таких лиц являются:

  • Помощь в создании безопасных условий на рабочем месте, которые полностью соответствуют существующим нормам;
  • Контроль за соблюдением законов, интересов сотрудников предприятия, касающихся охраны труда;
  • Представление интересов сотрудников в вопросах трудных споров, защита их прав;
  • Проведение консультаций для работников по охране труда.

Среди функций можно отметить обязательный, тщательный и постоянный контроль за соблюдением установленных норм безопасности работодателем. Уполномоченный участвует в комиссиях, выступая представителем работников. Подобные собрания проводятся по вопросам безопасности условий труда, предоставляемых организацией.

Кроме этого, контролирует, чтобы работодатель своевременно сообщал о произошедших ЧП на производстве. Принимает участие в мероприятиях по предотвращению несчастных случаев, входит в состав комиссии по расследованию ЧП по поручению профкома или профсоюза, занимается организацией оказания первой помощи. Следит за соблюдением всех норм безопасности и сообщает руководителям подразделений о возможных нарушениях.

Деятельность уполномоченных лиц по охране труда регулируется:

  • Постановлением Минтруда России «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного )лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» от 04.1994 № 30.
  • Трудовым кодексом Российской Федерации.
  • Федеральным законом «О профессиональных союзах, правах, гарантиях их деятельности».
  • Документами ФНПР, отраслевых профессиональных союзов и других профсоюзных органов. Например: Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 N 4-6«О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов». (

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Для эффективной работы уполномоченных лиц по охране труда на основе действующих нормативно – правовых документов в организации разрабатывается Положение об уполномоченном лице по охране труда организации.

Кто такой уполномоченный по охране труда?

Должностная инструкция специалиста по охране труда

Про обязанности было упомянуто выше. Стоит разобраться в правах работника на такой должности. Среди них:

  • Получать данных о состоянии трудовых условий на предприятии и в конкретном подразделении;
  • Требовать остановку работы от должностных лиц, если существует риск получения травмы или возникновения ЧП;
  • Выдавать рекомендации по улучшению ситуации с условиями труда и безопасностью руководителям;
  • Обращаться в соответствующие инстанции и просить привлечь к ответственности сотрудников компании, действия которых повлекли нарушения в сфере охраны труда.

В права также входит все, что касается обязанностей работника, включая участие в комиссиях, трудовых спорах, контролирование и проверка соблюдения всех норм.

Выбрать могут любого работника конкретной организации, включая членов профсоюза. Главное, сначала нужно выдвинуть кандидата, а затем он должен набрать большинство голосов трудящихся.

Важно! Назначенное лицо нельзя уволить, не согласовав этот вопрос с профсоюзом.

Выбранный работник не будет подчиняться напрямую работодателю. Его руководителем станет профсоюзная организация в первую очередь.

Допускается, что уполномоченный не будет являться сотрудником фирмы, если профсоюз одобрит его кандидатуру на эту должность.

Просмотр в документе Word 242Кб

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее «Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательного учреждения профсоюзных организаций находящихся на профобслуживании Рязанской областной организации Профсоюза» (в дальнейшем «Положение») разработано в соответствии с Федеральными законами «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации, «Положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательного учреждения», утвержденного постановлением Президиума ЦК Профсоюза от 03 марта 2004г. № 21, «Типовым положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза», утвержденного постановлением исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 № 4-3.

Положение определяет порядок организации общественного (профсоюзного) контроля за соблюдением законных прав и интересов работников по охране труда в образовательных учреждениях системы Минобразования России, в которых созданы профсоюзные организации находящихся на профобслуживании районных, городских организаций Профсоюза, а также высших и средних учебных заведений и организаций, состоящих на профобслуживании Рязанской областной организации Профсоюза.

1.2. Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профсоюзной организации образовательного учреждения (в дальнейшем «Уполномоченный») является представителем профсоюзного комитета (профкома) учреждения и осуществляет постоянный контроль за соблюдением работодателем законодательства и иных нормативных актов по охране труда.

1.3. Уполномоченный избирается открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников образовательного учреждения на срок полномочий выборного профсоюзного органа.

1.4. Уполномоченным не может быть избран работник, не являющийся членом Профсоюза или занимающий должность, согласно которой несет ответственность за состояние условий и охраны труда учреждения.

1.5. Работодатель (администрация) и профсоюзный комитет обязаны обеспечить выборы уполномоченных, оказывать необходимую помощь и поддержку уполномоченному для выполнения возложенных на него обязанностей.

1.6. Уполномоченные в своей деятельности взаимодействуют с технической инспекцией труда Рязанской областной организацией Профсоюза, техническими и внештатными техническими инспекторами труда Профсоюза, Государственной инспекцией труда в Рязанской области, другими органами надзора и контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда, органами государственной власти и местного самоуправления в области охраны труда, а также с руководителями и иными должностными лицами организации (структурного подразделения), службой охраны труда и другими службами организации, комитетом (комиссией) по охране труда, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение надзора и контроля.

1.7. Уполномоченный по охране труда руководствуется в своей работе Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовым кодексом РФ, Законами РФ «О коллективных договорах и соглашениях», положениями, правилами и нормами по охране труда, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и её выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда и настоящим Положением.

1.8. Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются о своей работе на общем профсоюзном собрании или на заседании выборного органа первичной профсоюзной организации. Уполномоченные представляют отчет о своей работе в выборный орган первичной профсоюзной организации (приложение № 1).

1.9. По решению профсоюзного собрания или выборного органа первичной профсоюзной организации уполномоченный может быть отозван до истечения срока действия своих полномочий, если он не выполняет возложенные на него функции и не проявляет необходимой требовательности по защите прав и интересов работников на безопасные условия труда.

1.10. Численность уполномоченных, устанавливаются в зависимости от конкретных условий производства, а также необходимости обеспечения профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда на рабочих местах, и может регулироваться положениями коллективного договора, локальных нормативных актов.

В учреждении с числом избранных уполномоченных два и более из членов выборного органа первичной профсоюзной организации избирается старший уполномоченный по охране труда, который, как правило, является заместителем руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации.

В высших и средних специальных учебных заведениях из числа избранных в подразделениях уполномоченных выбирается старший уполномоченный (доверенное) лицо по охране труда профсоюзного комитета, который координирует их деятельность и является внештатным техническим инспектором труда. Внештатный технический инспектор труда [старший уполномоченный (доверенное) лицо по охране труда], наряду с настоящим положением, руководствуется разработанным для него и утвержденным в установленном порядке положением.

1.11. Выборный орган первичной профсоюзной организации и работодатель (должностное лицо), а также техническая инспе��ция труда Рязанской областной организации Профсоюза оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченным по выполнению возложенных на них обязанностей.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОЛНОМОЧЕННОГО ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В целях реализации статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, организации общественного контроля на предприятиях, в учреждениях и организациях за состоянием охраны труда и оказания необходимой помощи трудовым коллективам в этой области Министерство труда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива согласно приложению.

2. Рекомендовать предприятиям, учреждениям и организациям обеспечить возможность осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах со стороны уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3. Органам труда республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт — Петербурга оказывать необходимую помощь в организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Министр труда
Российской Федерации
Г.МЕЛИКЬЯН

Приложение
к постановлению Министерства труда
Российской Федерации
от 8 апреля 1994 г. N 30

Как проходят выборы уполномоченного по охране труда?

1.1. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

1.2. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

1.3. Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

1.4. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

1.5. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

1.6. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

1.7. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде Российской Федерации, законодательными и иными нормативными актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

1.8. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

4.1. Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.

4.2. Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

4.5. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления (рекомендуемая форма представления в Приложении N 1) об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

5.1. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

5.2. Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовывать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.3. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение (рекомендуемая форма удостоверения в Приложении N 2).

5.4. Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

Приложение N 1
к Рекомендациям по организации работы
уполномоченного (доверенного) лица по
охране труда профессионального союза
или трудового коллектива, утвержденным
постановлением Министерства труда
Российской Федерации
от 8 апреля 1994 г. N 30

1.1. Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

1.2. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.

1.3. Профсоюз(ы), иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

1.4. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда на предприятии.

1.5. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

1.6. Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда и другими службами предприятия, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.

1.7. Уполномоченные в своей деятельности должны руководствоваться Кодексом законов о труде Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором или соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией предприятия.

1.8. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Основными задачами уполномоченных являются:

2.1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.

2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

2.3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

4.1. Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.

4.2. Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

4.5. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления (рекомендуемая форма представления в приложении № 1) об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

4.7. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

5.1. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

5.2. Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовать обучение по специальной программе на курсах при территориальных органах по труду, других организациях за счет предприятия (с сохранением среднего заработка обучаемому).

5.3. Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение (рекомендуемая форма удостоверения в приложении № 2).

5.4. Уполномоченным для выполнения возложенных на них функций рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2006 г. N 4-3

О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ (ДОВЕРЕННОМ) ЛИЦЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА

В целях реализации статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществления профсоюзного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, защиты прав и законных интересов работников на безопасный труд Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1. Утвердить Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (прилагается).

2. Признать утратившим силу Постановление Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30 мая 1996 г. N 3-8 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда».

Председатель ФНПР

М.В.ШМАКОВ

Приложение

к Постановлению

Исполкома ФНПР

от 18 октября 2006 г. N 4-3

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ (ДОВЕРЕННОМ) ЛИЦЕ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА

1. Общие положения

1.1. Типовое положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации и определяет основные направления деятельности, права и обязанности уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза (далее — уполномоченный) по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее — организация), в которых работают члены профсоюза.

1.2. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется требованиями охраны труда, настоящим Положением, постановлениями (решениями) первичной профсоюзной организации и ее выборных органов, коллективным договором и (или) соглашением, локальными нормативными актами по охране труда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.