Новое в воинском учете в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в воинском учете в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сначала издается приказ об организации воинского учета. Его образец дан в Приложении 4 к рекомендациям. Приказом определяется, кто должен вести воинский учет в организации, а также, кто исполняет эти обязанности в отсутствие ответственного. Кроме приказа есть дополнительные документы. Их перечень дан в IV разделе рекомендаций, п. 39:

  • план работы;
  • личные карточки призывников и запасников;
  • журнал учета проверок ВУ;
  • расписки о приеме военных билетов и др. документов ВУ;
  • документация по вопросам ведения ВУ — папки, дела;
  • документы, издаваемые органами власти разных уровней и справочная информация по ВУ.

Ответственному за воинский учет в организации необходимо явиться в военкомат с приказом и разработанным планом работ (Приложение 17 к рекомендациям) для утверждения. Последующие перемещения, назначения ответственных осуществляются после согласования с военным комиссариатом.

Как отделу кадров организовать воинский учет в 2021 году

Взаимодействие организации и военного комиссариата осуществляется по вопросам предоставления сведений:

  • о сотрудниках — призывниках;
  • числящихся в штате несовершеннолетних 15-16 лет;
  • на запросы об изменении жизненных обстоятельств сотрудников, стоящих на военном учете;
  • другое.

В Приложении 17 дан план, который рекомендуется заполнить и его помощью согласовывать отчеты и сроки их предоставления в военкоматы.

Важно!

На 2021 год план необходимо согласовать не позднее 31 декабря 2020 г

Совет

Ответственные по ВУ должны тесно работать с военными комиссариатами, так как многие вопросы решаются в соответствии с их рекомендациями. Поэтому рекомендуем дату согласования плана работы на 2021 год обсудить с военкоматом.

Отчеты по воинскому учету со сроками сдачи

Сведения

Срок сдачи

О работниках мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет в следующем году.

Приложение 11

Каждый год до 1 ноября

Работники мужского пола 15-16 лет.

Приложение 11

До 15 ноября

О принятых на работу / уволенных работниках, подлежащих ВУ.

Приложение 9

В течение 2 недель после принятия / увольнения

О работниках, состоящих, а также не состоящих, но подлежащих ВУ.

Приложение 10

В течение 2 недель после получения запроса

Об изменениях жизненных обстоятельств, состояния здоровья, и др. граждан, состоящих на воинском учете.

Приложение 13

2 недели после произошедшего изменения

Выявление информации об отсутствии воинского учета у военнообязанного сотрудника.

В течении 2 недель после того, как стала известна информация

Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе.

Форма 6

Готовится на первое число года, следующего за отчетным, сдается не позднее последнего дня отчетного года — не позже 31 декабря.

Есмли на предприятии нет ни брони, ни резервистов, форму 6 можно не сдавать

Карточка воинского учета организации.

Форма 18

Первый раз — в течение двух недель со дня госрегистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ об организации, далее один раз в два года до 31 декабря.

Оповещение сотрудников о повестках, вызовах в военкомат и т.д.

При получении вызова, повестки

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Новые обязанности работодателей по воинскому учету

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.

С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:

  • за непредставление в установленный срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, штраф будет составлять 1000-3000 руб. вместо 300-1000 руб. (ст. 21.1);
  • неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке — 1000-3000 руб. вместо 500-1000 руб. (ст. 21.2);
  • несообщение сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, — 1000-5000 руб. вместо 300-1000 руб. (п. 3 ст. 21.4).

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

Источники:

  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719
  • КоАП РФ

Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
  1. Специальный — на таком учете состоят военнообязанные, кто пребывает в запасе на периоды мобилизации и военного положения, а также те, кто служат в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.
  2. Общий — на таком учете состоят остальные военнообязанные.

Дальше в статье речь пойдет об общем воинском учете и о том, что нужно знать работодателям.

Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2021

Один из самых важных вопросов — как определить, кто из работников подлежит постановке на воинский учет. Работодателю нужно знать, что существует две категории:

  1. Призывники — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
  2. Граждане, пребывающие в запасе, — военнообязанные:
  • граждане мужского пола;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане женского пола с военно-учетной специальностью (приложение к Положению о воинском учете).
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ);
  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола без военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • у которых есть воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

  1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
  2. Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
  3. Запросите документы:
    • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
  • Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
  • Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
  • Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.

Работодатель обязан организовать служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций).

Для этих целей создаются папки. Как правило, их четыре, иногда пять. Ответственный за ведение воинского учета работник на этапе постановки организации на учет в районном военном комиссариате может уточнить названия и количество таких папок для целей отдельного делопроизводства.

Например, это могут быть:

  • Папка № 1 «Законодательные и нормативно-правовые акты по воинскому учету ГПЗ».
  • Папка №2 «Документы по военно-учетному подразделению».
  • Папка № 3 «Документы по ведению воинского учета».
  • Папка № 4 «Переписка с ВК».

Вся переписка с военными комиссариатами регистрируется отдельно и хранится в отдельной папке. В каждой папке рекомендуется хранить опись вложенных документов.

  • Бронирование сотрудников, пребывающих в запасе, ведется с целью обеспечить полноценную работу предприятия в период мобилизации и в военное время.
  • Сведения о том, обязана ли организация бронировать работников и каких именно, предоставляет по запросу территориальная комиссия по бронированию.
  • Удостоверения об отсрочке от призыва выдаются военкоматом и требуют специального воинского учета.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2021 году

Актуально на

Обычно воинским учетом работников занимается человек, ответственный в организации за регламентирование трудовых отношений (кадровик, HR). Его назначает приказом по организации руководитель. Число ответственных лиц прямо зависит от численности работников. Если в организации трудоустроено:

  • до 500 военнообязанных лиц — нужен один уполномоченный сотрудник (разрешено совместительство);
  • от 501 до 2000 военнообязанных лиц — необходим один уполномоченный сотрудник (без совместительства);
  • от 2001 до 4000 военнообязанных — два уполномоченных сотрудника.

Эти сотрудники ведут воинский учет и сдают отчетность по воинскому учету, сроки подачи которой отличаются в зависимости от вида отчетной документации. Установлено, какие сведение предоставлять в военкомат раз в три месяца, а какие ежегодно. Ответственность за их соблюдение, правильность заполнения и корректность данных в них несет лично руководитель компании, вне зависимости от числа назначенных уполномоченных сотрудников.

Отчетность юрлиц в сфере воинского учета, кроме ФЗ «Об обороне», регулируют:

  • положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства №719 от 27.11.2006;
  • методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

В соответствии с ними работодатели должны регулярно направлять в территориальный военный комиссариат отчеты:

  • по форме №6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе»;
  • по форме №18 «Карточку учета организации».

Кроме этого, существуют отдельные бланки для разных организаций. Например, информацию о призывниках и о тех работниках, которые уклоняются от службы в армии, направляют отдельно — это форма 10 по военкомату. Таким образом, как формировать отчетность и по какой форме, зависит от того, какая информация требуется в этот раз. Иногда военные комиссары запрашивают у работодателей дополнительные сведения. Сроки сдачи у этих документов тоже отличаются.

В 2021 году сроки сдачи отчетности в военкомат по месту нахождения компании-работодателя не менялись:

  • ежегодно до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января будущего года сдают отчеты Ф-6 и Ф-18;
  • ежегодно в сентябре — списки работников мужского пола 15- и 16-летнего возраста (приложение №11 к Методическим рекомендациям);
  • ежегодно до 1 ноября текущего года — перечень работников-мужчин, которым в следующем за отчетным годом исполнится 17 лет;
  • в текущем режиме, в течение 2 недель с даты изменения ситуации — информация об изменении семейного положения или Ф.И.О. военнообязанных работников, их места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья;
  • в течение 2 недель со дня получения сведений — данные сотрудников, которые не состоят на воинском учете, но обязаны это делать;
  • в течение 2 недель с даты события — сведения о поступлении на работу и увольнении работников, подлежащих воинскому учету.

Отчет по форме №18 — это карточка организации. Утверждена письмом Минкультуры №344-01-39-ВА от 21.10.2015. Она информирует об организации и ее структуре. В бланке указываем:

  • наименование;
  • данные руководителя (личные и контактные);
  • дату регистрации в ФНС и реквизиты;
  • адреса (юридический, фактический и почтовый);
  • ИНН, ОКПО, ОГРН, ОКВЭД и прочие коды;
  • количество работников по штату;
  • число военнообязанных;
  • число лиц в запасе, в разрезе по воинским званиям;
  • данные о бронировании;
  • данные о подчинении и управлении.

Отчет заверяет личной подписью руководитель организации. Установлены сроки сдачи формы 18 в военкомат для всех юрлиц — в конце отчетного года, обычно в декабре. Конкретную дату устанавливают территориальные военные комиссариаты.

Новый закон ужесточит контроль за отсрочками от призыва

Принят Государственной Думой 20 апреля 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 апреля 2021 года

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Как подготовить отчеты в военкомат о военнообязанных

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

За ведение учетной документации отвечают:

  • директор организации;
  • начальник отдела кадров (или его заместитель);
  • делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается военно-учетный стол — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Ведение документации по военнообязанным сотрудникам в госучреждениях регулируют методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС от 11.07.2017. Учетная работа включает:

  1. Контроль за наличием в паспортах граждан РФ, которые принимаются на должность в организацию, отметок о воинской обязанности.
  2. Заполнение личных карточек (форма Т-2) на основе записей в других документах.
  3. Объяснение сотрудникам порядка исполнения их военных обязанностей.
  4. Информирование военных комиссариатов обо всех изменениях сведений в паспортах сотрудников организации и нарушениях.
  5. Отправку в 2-недельный срок в военные комиссариаты информации о военнообязанных гражданах, которые приняты на работу или уволены.
  6. Ежегодную сверку данных.
  7. Оповещения сотрудников о вызовах в военкоматы и обеспечение их явки.

Проверку выполняет военкомат или органы местного самоуправления. В компаниях численностью более 500 человек проверки проходят обычно раз в году. В небольших юридических лицах проверки разрешено производить не чаще одного раза в три года.

Проверяющие изучают руководящие документы по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в текущем, 2021, году:

  • приказ о ведении воинского учета;
  • план работы по ведению воинского учета;
  • личные карточки военнообязанных граждан;
  • журнал проверок;
  • расписка в приеме от граждан военных документов;
  • служебное делопроизводство.

При проведении проверки контролеры оценивают:

  • организацию учетных мероприятий;
  • полноту и достоверность сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных работников.

Результаты проверки вносятся в журнал.

Ответственный специалист предоставляет в военкомат следующие отчеты:

  1. По принимаемым или увольняемым военнообязанным сотрудникам — в течение 2 недель.
  2. По сотрудникам, состоящим на воинском учете либо по обязанным состоять на воинском учете, — в течение 2 недель с получения запроса.
  3. По лицам мужского пола 15 и 16 лет — раз в году в сентябре.
  4. По лицам мужского пола, встающим на учет на следующий год, — раз в году до 01 ноября.

Воинский учет и гражданская оборона: на что надо обратить внимание

Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.

Для бронирования граждан собирается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Затем перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате) и планом мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.

В России в силу статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положения, утвержденного постановлением правительства РФ от 27.11.2006 № 719 подлежат учету в военкоматах, органах местного самоуправления и организациях-работодателях:

  • все мужчины от 18 до 27 лет (призывники) и мужчины, отслужившие срочную службу или по контракту (военнообязанные);
  • все военнообязанные женщины, имеющие военно-учетные специальности;
  • граждане, которые не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва.

В законах прописано, до какого возраста военная обязанность в России, — зависит от разных факторов: состояния здоровья, звания. Воинский учет — это сбор, систематизация, документирование и контроль всех данных граждан, которых призовут на службу в случае объявления военного положения. Организации обеспечивают документирование на местах и оперативно передают информацию в военкоматы. Пока человек способен нести службу, он подлежит учету, для снятия с него требуются законодательно установленные основания.

ВАЖНО!Военнообязанными признаются только граждане Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), они подлежат учету. Граждане других стран вправе служить в российской армии по контракту, но они не являются военнообязанными.

Дело в том, что с 18 лет граждане РФ мужского пола считаются военнообязанными. Они уже встали на учет в военкомате и теперь ждут момента призыва. Призывным возрастом в России считается период с совершеннолетия и до 27 лет включительно.

Что это значит? Закон “О воинской обязанности и военной службе” указывает на то, что граждане в этот период должны отслужить минимум 1 год в Вооруженных Силах страны. Их забирают в армию.

После этого человек или продолжает военную карьеру, или его увольняют в запас. В мирное время призываться к службе гражданин больше не будет.

Но в случае войны или военных действий в стране его могут забрать для защиты Родины.

Давайте разберемся с тем, кто из граждан относится к военнообязанным. В соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, к военнообязанным относятся граждане, пребывающие в запасе. Указанный документ (Положение о воинском учете) содержит перечень лиц, являющихся военнообязанными.

К ним относятся лица, которые:

  • уволены с военной службы с зачислением в запас;
  • успешно завершили обучение в военных учебных заведениях либо в военных учебных центрах при федеральных государственных вузах и окончили федеральные государственные вузы;
  • не прошли военную службу в связи с освобождением от призыва, предоставлением отсрочек от призыва или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
  • не подлежали призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет;
  • не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по достижении возраста 27 лет;
  • уволены с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставлены на воинский учет в военкоматах;
  • прошли альтернативную гражданскую службу;
  • являются женщинами, имеющими определенные военно-учетные специальности.

Военнообязанных надо отличать от призывников, к которым относятся не пребывающие в запасе мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие либо обязанные состоять на воинском учете.

Есть такое понятие, как воинский учет. Так вот, военнообязанные лица состоят на таком учете. Как только гражданин перестает быть военнообязанным, он снимается с воинского учета.

Снятие граждан с воинского учета производится, когда они достигают определенного возраста.

О том, до скольких лет граждане остаются военнообязанными, мы расскажем в следующем разделе.

Граждане, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе, находятся под наблюдением военных комиссариатов. Они обязаны выполнять их распоряжения, являться на прохождение медосмотров или на военные сборы, объявленные Верховным главнокомандующим. Обязанность сохраняется до достижения предела, в каком возрасте снимают с военного учета, или перевода в отставку по состоянию здоровья.

ВАЖНО! В 2021 году призыв на военные сборы объявлен указом президента РФ № 247 от 26.04.2021. Резервистов призовут в ряды Вооруженных Сил и органы федеральной безопасности.

Сборы проводят ежегодно, но одного резервиста призывают не чаще чем один раз в 3 года. Всего на военных сборах военнообязанный суммарно проводит не более 12 месяцев, а за одни сборы — не более 2 месяцев.

Кроме участия в сборах, граждане в запасе обязаны:

  • информировать военкоматы об изменении места жительства, персональных данных и других важных событиях (срок зависит от события);
  • являться по вызову;
  • бережно относиться к военному билету;
  • проходить медицинские осмотры.

В законодательство внесены изменения, касающиеся первичного воинского учёта

Сколько составляет возраст снятия с воинского учета? По возрасту граждан снимают в определенное время. Но, как показывает практика, в некоторых ситуациях человека досрочно освобождают от воинской обязанности в военное время, не говоря уже о мирном периоде.

Уже было сказано, что не всех призывают в армию. Люди, которые не прошли воинскую службу по состоянию здоровья, увольняются окончательно. Им присваивается категория «Д». Она указывает на полную негодность к службе. А значит, даже в военное время человек не будет служить.

Мы неоднократно напоминаем всем нашим клиентам, что для законного оформления военного билета необходимо пройти ряд обязательных, бюрократических процедур. Они, как правило, включают в себя 3-4 визита в военкомат, прохождение диагностических исследований, медицинского освидетельствования и обследования, а также заседания призывной комиссии.

Таким образом, процесс оформления документа воинского учёта – военного билета может затянуться на 3, 4 и более месяцев.

По непонятным причинам люди достаточно часто продолжают верить «знакомым со связями», но, учитывая горький опыт других знакомых, чаще сначала обращаются за советом к адвокату, до того, как «переступить черту»и пойти на неоправданный риск.

Помните: после получения военного билета вы продолжаете состоять на воинском учёте и вопросы по поводу нарушения закона при его получении могут возникнуть даже спустя несколько лет!

Перед визитом в военкомат, вам нужно будет собрать все медицинские документы

Конечно, перед медицинским освидетельствованием военкомат обязан самостоятельно запрашивать амбулаторную карту, справки из диспансеров и другие сведения, характеризующие ваше состояние здоровья. Но не стоит надеяться на добросовестную работу врачей, поскольку на практике нередко медицинские сведения неоправданно оставались без внимания.

Стоит проявить инициативу. Часто, предварительный анализ документов не позволяет сделать однозначных выводов и наверняка придётся организовать небольшие дополнительные исследования.

Всё дело в том, что категорию годности (а именно её и будут определять врачи военкомата) характеризует не диагноз, а степень ограничения функции органа или системы. И именно для выяснения степени ограничения врачу требуются специальные познания в области военно-врачебной экспертизы, а гражданину – прохождение дополнительных исследований.

Как правило, сбор документов занимает 2-3 недели.

Вам следует знать, что обязательным является личное прохождение медицинского освидетельствования в военкомате

По новым правилам

медицинское освидетельствование включает и обследование, которое придётся пройти вне стен военкомата.

Если у гражданина есть на руках военный билет рядового запаса, это означает, что он уже не подлежит призыву на срочную военную службу, службу в резерве. Это очень важное отличие в случае зачисления в запас до достижения 27 лет по состоянию здоровья.

Злоумышленники могут прибегать к самым коварным уловкам с целью изъять военный билет у такого гражданина. Обман, гипноз, запугивание и даже физическое воздействие — всё это может быть применено к доверчивому рядовому запаса с целью лишить его основного достоинства!

Граждане, зачисленные в запас по состоянию здоровья (рядовые запаса с НГМ), могут найти на странице 19 военного билета сведения о том, когда и каким решением призывной комиссии они были признаны негодными и зачислены в запас. Эти сведения не будет лишним записать где-нибудь или сфотографировать, в частности, дата принятия решения призывной комиссии позволит определить точную дату, с которой можно будет проходить переосвидетельствование, если нет освобождения от него.

Если рядовой запаса освобожден от прохождения переосвидетельствования, то никаких записей об этом, включая запись о сроке проведения следующего переосвидетельствования, в военном билете быть не должно (иногда в нарушение порядка заполнения военного билета такие записи вносятся).

«У меня есть военный билет, потому что я военнообязанный» — верное утверждение, «Я военнообязанный, потому что у меня есть военный билет» — неверное. Потеряв военный билет, вы не перестанете являться военнообязанным, а лишь потеряете документальное подтверждение данного статуса (в связи с чем вам придется срочно обращаться в военкомат с заявлением для выдачи дубликата военного билета либо временного удостоверения).

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Все компании, зарегистрированные на территории РФ, обязаны вести воинский учет своих сотрудников, независимо от формы собственности организации.

Основное предназначение в/у – обеспечение ВС РФ и других войсковых структур людскими ресурсами.

Ведение воинского учета военнообязанных российских граждан осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением российского правительства №719 от 27.11.2006 года (ФЗ №53, ст.8, п.7 от 28.03.1998 г.) и Методических рекомендаций, утвержденных МО России (11.07.2017 г.).

Принцип организации военного учета в организациях можно условно поделить на 2 основных этапа:

  1. Постановка военнообязанных работников предприятия на учет в местном военкомате, т.е. по месту регистрации организации. На данную процедуру предоставляется 5 рабочих дней после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ при переезде либо открытии;
  2. Разработка документации по в/у в организации, в т.ч. разработка инструкции ведения воинского учета и обязанностей для сотрудника, назначенного ответственным за учет военнообязанных работников на предприятии.

Заниматься воинским учетом военнообязанных работников в компании может одновременно несколько сотрудников, при это могут быть как штатные сотрудники по совместительству, так и наемные специалисты сугубо для данной цели. Это зависит от численности штата организации.

Решение о назначении конкретного сотрудника на данную должность принимает руководитель (директор) предприятия. При этом с ответственным за ведение воинского учета обязательно заключается дополнительный договор, кроме основного трудового соглашения. А за выполнение данной работы сотрудникам полагается доплата к основному окладу.

Руководители компаний организовывают воинский учет своих сотрудников на основании действующего российского законодательства, а именно:

  • ФЗ №53 – «О воинской обязанности и военной службе» — 28.03.1998 г;
  • ФЗ №31 – «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» — 26.02.1997 г.;
  • ФЗ №61 – «Об обороне» — 31.05.1996 г.

Дополнительные нормативные документы, на основании которых рекомендуется осуществлять организацию воинского учета сотрудников на предприятии:

  • «Методические рекомендации», утвержденные в 11.07.2017 году МО РФ;
  • «Положение о воинском учете», которое было утверждено 27.11.2006 года постановлением Правительства РФ №719.

На основании выше перечисленных нормативных документов мероприятия по воинскому учету осуществляются и по мужчинам, подлежащим призыву на срочную службу, и по военнообязанным гражданам, пребывающим в резерве ВС РФ.

Составы запаса (воинские звания) Возрастная категория, лет
І разряд ІІ разряд ІІІ разряд
Солдаты (матросы), сержанты, старшины, прапорщики (мичманы) до 35 до 45 до 50
Младший офицерский состав до 50 до 55 до 60
Майоры, подполковники (капитаны ІІ и ІІІ ранга) до 55 до 60 до 65
Полковники (капитаны І ранга) до 60 до 65
Высший офицерский состав до 65 до 70
Штат, человек Число ответственных сотрудников
до 500 На условиях совместительства – 1
500 — 2000 Штатный – 1
2000 — 4000 Штатный – 2

На каждые следующие 3 тыс. работников руководитель организации (предприятия) утверждает еще одного сотрудника для ведения документации по в/у.

Все предприятия обязаны вести воинский учет работников (подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 61-ФЗ). В том числе пребывающих в запасе.

Ответственным за воинский учет в организации по умолчанию – директор. Но он вправе передать свои обязанности другому сотруднику, который и будет ответственным за воинский учет (п. 6 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ и п. 9 Положения, утв. постановлением Правительства России № 719). В таком случае директор издает приказ об организации воинского учета и бронирования и назначает ответственного.

В 2021 году приказ об организации воинского учета граждан составьте по утвержденной форме (приложение 4 к Методическим рекомендациям, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ). Пошаговая инструкция заполнения бланка следующая.

В приказе назначьте ответственного за осуществление работы по воинскому учету граждан. К примеру, это может быть начальник отдела кадров. Поручить такую дополнительную работу можно на условиях совместительства. Но тогда за нее надо доплачивать.

Вы можете поручить бухгалтеру вести воинский учет. Но сначала пропишите такую обязанность в трудовом договоре или должностной инструкции бухгалтера (абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК, письмо Роструда № 4412-6).

В приказе также пропишите, какой сотрудник будет заменять основного специалиста во время его отпуска, командировки или больничного. В такой ситуации основной ответственный должен по акту передать второму сотруднику все документы (п. 22 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ).

Любая организация, которая работников должна вести воинский учет. Поэтому сразу после начала деятельности назначьте ответственного сотрудника и издайте приказ о воинском учете граждан.

Проект приказа согласовывают с военным комиссаром муниципального образования либо с органом местного самоуправления, который ведет первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

В 2021 году выросли штрафы за нарушение правил воинского учета. Также увеличился срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения воинского учета.

На численность специалистов, которые будут вести учет, влияет количество работников организации, которые состоят на учете (п. 12 Положений, утв. постановлением Правительства РФ № 719).

Если военный комиссариат или районная комиссия запросили у организации карточку учета организации по форме № 18, представить ее можно по форме, утвержденной Письмом Минкультуры № 344-01-39-ВА. Такая карточка обычно представляется 1 раз в 2 года до 31 декабря и в ней отражаются сведения по состоянию на 1 января следующего года.

Несмотря на то, что форма была принята 6 лет назад, новая форма 18 карточки учета организации для 2021 года отдельно не утверждалась. Поэтому в качестве формы 18 в военкомат (новой формы) можно использовать «старый» бланк.

Порядок заполнения карточки учета организации приведен в Приложении № 2 к Письму Минкультуры № 344-01-39-ВА.

Отмечается, что карточка учета организации заполняется на двух сторонах листа формата А4.

В п. 4 карточки указывается последняя дата регистрации (перерегистрации) свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, полное наименование налогового органа, выдавшего свидетельство, а также серия и номер этого свидетельства.

При указании общего количества всех работников организации в п. 10 карточки не учитываются работники, оформленные по совместительству. При этом значение в п. 10.1 определяется как сумма значений по пп. «а» и пп. «б» этого пункта.

Количество граждан, отраженных в пп. «б» п. 10.1 карточки, которые имеют категорию годности к военной службе по состоянию здоровья «В», также отдельно показываются в пп. «в».

В пункте 10.4 указывается общее количество граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учете и не пребывают в запасе. В пункте 10.1 эти граждане не учитываются.

Пункты 10.5, 12, 15 заполняют только те организации, которые осуществляют бронирование граждан, пребывающих в запасе.

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями по формам, установленным Министерством обороны Российской Федерации.

В 2021 год каждой организацией (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) приобретаются (получаются) и изучаются настоящие Методические рекомендации, а также разрабатываются (ведутся):

• приказ «Об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе»;
• план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
• картотека личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
• журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации;
• расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
• служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
• другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
• справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Подготовка специалистов в области воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, проводится Институтом специальной подготовки Академии гражданской защиты, реализующим функции головного учебно-методического центра по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области мобилизационной работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.