Перечень официально изданных санитарных норм и правил в программе производственного контроля 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень официально изданных санитарных норм и правил в программе производственного контроля 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам, применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального госконтроля, лабораторного контроля на производстве;
  • документацию изготовителя (производителя);
  • эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

СанПиН — 2021: что изменилось для общепита

Организация (ИП) в своём локальном акте определяет номенклатуру, объем и периодичность мероприятий производственного контроля за условиями труда. Этот документ также называют программой производственного контроля.

При этом нужно учитывать:

  • характеристики производственных процессов и технологического оборудования;
  • наличие вредных производственных факторов;
  • степень их влияния на здоровье работника и среду его обитания.

Здесь всё просто: объекты производственного контроля за условиями труда – рабочие места.

Способы проведения контроля на производстве

Производственный контроль за условиями труда возможен посредством проведения (организации):

  • лабораторных исследований (испытаний);
  • измерений факторов производственной среды.

Лабораторные исследования и испытания может проводить как своя лаборатория при предприятии, так и иная аккредитованная лаборатория (центр).

Компания устанавливает программу производственного контроля за условиями труда, которая должна включать:

  • перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
  • перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований.

В программе производственного контроля также должна быть указана информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами. А именно:

  • перечень технологических процессов, при которых используют канцерогенные вещества (с указанием их наименования);
  • количество работников, напрямую контактирующих с данным веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин, с указанием профессий).

Иногда в помещениях в воздухе рабочей зоны практически всегда есть риск формирования загрязнения веществами с остронаправленным механизмом действия, уровень которого превышает гигиенические нормативы. В этом случае производственный контроль таких веществ нужно вести постоянно в автоматическом режиме.

В случаях превышения их допустимого уровня должен быть звуковой и световой сигнал оповещения.

Также допустим контроль воздуха рабочей зоны перед входом в такие помещения.

Он включает контроль за соблюдением гигиенических нормативов по уровням:

  • микроклимата;
  • освещенности;
  • шума;
  • вибрации (общей и локальной);
  • инфразвука;
  • ультразвука;
  • электромагнитного излучения;
  • лазерного излучения;
  • ультрафиолетового излучения;
  • тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах.

В отношении этих факторов номенклатуру, объем и периодичность производственного контроля предприятие устанавливает с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания. Условия обращения внимания на перечисленные факторы:

  • они идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения спецоценки условий труда и/или ранее проведенного производственного лабораторного контроля;
  • их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам.

Также контролировать перечисленные факторы нужно после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.

Вообще рабочие места после замены, модернизации или капремонта оборудования оценивают на соответствие гигиеническим нормативам на основе результатов спецоценки условий труда или производственного контроля.

В основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов.

СанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов.

К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.

В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые.

Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.

Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке.

К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах.

Общепиту нельзя использовать ртутные термометры.

К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.

По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.

Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:

1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.

Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.

2. Определение критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.

3. Определение критических пределов для контрольных точек.

Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.

4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.

Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.

5. Формулировка корректирующих действий.

Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.

6. Ведение и учет документации.

Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.

7. Внедрение процедур проверки документов.

Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.

Новый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления.

  • Допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала. Но при этом вход у него должен быть изолирован от производственных и складских помещений.
  • Возможно хранение сырой и готовой продукции в одном холодильнике. Но есть условие: она должна находиться в закрытых контейнерах.

Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности.

В актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее.

С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс.

ПРОГРАММА производственного контроля 2020

Ко всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний.

До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах.

В новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии.

Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как:

  • мытье посуды (исчезло требование к наличию инструкции по мытью);
  • высота стеллажей для хранения посуды (ранее была определена минимальная высота — 0,5 м от пола);
  • обработка яиц и овощей (если ранее указывались конкретные требования, то сейчас их нет);
  • использование губок (ранее их нельзя было использовать в принципе, с 1 января запрет перестал действовать, но бизнесу нужно позаботиться о смене губок, чтобы в них не скапливались бактерии);
  • использование алюминиевой посуды (ранее ее разрешали использовать только для временного хранения);
  • периодичность генеральных уборок (если ранее это нужно было делать как минимум раз в месяц, то сейчас бизнес сам определяет, как часто проводить тщательную уборку);
  • использование моечных ванн (из правил убрали требования к их количеству, но при этом важно, чтобы столовая, кухонная посуда и подносы для посетителей мылись отдельно);
  • организация кондитерского цеха (из новых правил убрали подробный раздел о кондитерских цехах);
  • работа при отключении водоснабжения (ранее в таком случае нужно было закрыть заведение, сейчас бизнес принимает решение в зависимости от обстоятельств и с учетом возможности соблюдения требований по безопасности пищевой продукции);
  • хранение чистой посуды (ранее были требования хранить ее в перевернутом виде и на перфорированных стеллажах).

Реформа обязательных требований в исполнении Роспотребнадзора и Роструда

С ноября 2020 г. мы ждали ключевого события реформы обязательных требований — создания единого реестра. И в первый день весны Реестр был запущен в опытную эксплуатацию. Это главное событие весны, и именно ему посвящен наш на этот раз нетрадиционный обзор НПА.

Новые СанПиНы по санитарно-эпидемиологической безопасности, принятые в рамках «регуляторной гильотины»

В рамках «регуляторной гильотины» отменено множество санитарно-эпидемиологических норм и введены в действие новые документы. При этом процесс нормативного преобразования еще не завершен, все документы актуализировать в установленный срок не успели и некоторые старые документы «перешли» с нами в 2021 г. Систематизируем действующие документы, кратко проанализируем некоторые СанПиНы.

Н. В. Лебедева

Новые ПОТ: что было, что стало и кому это надо?

Продолжаем публиковать справочный материал, который поможет вам систематизировать сведения о том, какие Правила по охране труда заменены на новые и на кого они распространяются. Так вы сможете сразу определить, нужно ли вам придирчиво изучать текст того или иного документа, и сэкономите время.

С. Г. Подберезина

Работа с инструментами и приспособлениями: знакомимся с нововведениями

В статье мы разъясним, что изменилось в Правилах охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями и как эти нововведения интегрировать в действующую на предприятии систему управления охраной труда.

ХАССП в общественном питании. Как выявить ошибки в разработке и внедрении ХАССП: 6 признаков

О процедурах ХАССП, типовых ошибках внедрения и о процессе разработки самих процедур написано много. Но по-прежнему возникает много вопросов: как проверить уже разработанные и внедренные процедуры? Как выявить ошибки в ХАССП? Как оценить правильность разработки? Как проверить соблюдение процедур? Как определить соответствие процедур ХАССП техническому регламенту ТР ТС 021/2011?

И. А. Позняков, Л. И. Познякова

Плюсы и минусы нового СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для общепита

Продолжаем комментировать новые санитарные правила для общепита СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Из обзора вы поймете, реализованы ли гигиенические и санитарные требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20 в работе вашего предприятия.

А. А. Лопатина

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА 2020-2021 УЧ.ГОД

Новые санитарные и гигиенические требования к медорганизациям

Рассмотрим основные новшества в санитарном законодательстве, касающиеся работы медицинских организаций.

Е. В. Дубель

Промывать гарниры можно, но кормить детей в больнице макаронами по-флотски нельзя: обзор новых санитарных требований для пищеблоков в медицинских организациях

Медицинским организациям при приготовлении и реализации лечебного питания пациентам с 1 января надо руководствоваться СанПиНом 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Из статьи вы узнаете, какие новые нормы нужно соблюдать клиникам, чтобы избежать штрафов со стороны Роспотребнадзора, и на какие уже существовавшие ранее нормы следует обратить особое внимание.

Е. В. Дубель

Новые ПОТ для медиков: основные положения нового документа

1 января 2021 г. вступили в силу новые Правила по охране труда в учреждениях здравоохранения. В документе собраны требования по разным направлениям медицинской деятельности. В предыдущем номере мы рассказали о первых десяти из них. В продолжение темы рассмотрим основные требования по охране труда к оставшимся направлениям медицинской деятельности.

А. П. Ситников

СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»: что изменится в работе?

15 февраля 2021 г. в Минюсте России наконец зарегистрирован документ, в ожидании утверждения которого уже несколько месяцев пребывало все медицинское сообщество. Это СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней». Кратко расскажем о том, что изменилось.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре).

2. Признать утратившими силу:

абзац восьмой пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст. 2999);

подпункт «б» пункта 3 изменений, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 35, ст. 5326);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. № 359 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 15, ст. 2196);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2017 г. № 707 «О внесении изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 25, ст. 3695);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1045 «О внесении изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 36, ст. 5461).

3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологическое агентства, федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, Управления делами Президента Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Плановые проверки, включенные в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, и внеплановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., проводятся Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 сентября 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) (далее — государственный контроль (надзор).

2. Государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 4 настоящего Положения (далее — органы государственного контроля (надзора), направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Для целей настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Для целей настоящего Положения под инспекторами понимаются должностные лица органа государственного контроля (надзора), в должностные обязанности которых в соответствии должностным регламентом или должностной инструкцией входят полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора).

7. Объекты контроля, подлежащие в соответствии с разделом I настоящего документа отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого рисков, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного рисков соответственно при наличии вступивших в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска:

двух постановлений и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или гражданам за совершение административного правонарушения, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, должностными лицами Федерального медико-биологического агентства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанных органов;

решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

8. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с разделом I настоящего документа к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного рисков, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого рисков соответственно при отсутствии при последнем контрольном (надзорном) мероприятии юридического лица или индивидуального предпринимателя предписаний об устранении обязательных требований.

Объекты контроля Категория риска
I. Отдельные объекты государственного контроля (надзора) в организациях и на территориях, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством по категориям риска
Центры ядерной медицины высокий риск
Организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты чрезвычайно высокий риск
Промышленные предприятия, осуществляющие работы с источниками ионизирующего излучения высокий риск
Объекты по уничтожению и хранению химического оружия, бывшие объекты по разработке и производству химического оружия чрезвычайно высокий риск
Предприятия, на которых осуществляется производство, использование, транспортировка, хранение, испытание и утилизация компонентов ракетных топлив, а также изделий с компонентами ракетных топлив чрезвычайно высокий риск
Производственные объекты, научно-исследовательские институты и лаборатории, осуществляющие работы с микроорганизмами 1 — 2 групп патогенности чрезвычайно высокий риск
Производственные объекты, научно-исследовательские институты и лаборатории, осуществляющие работы с микроорганизмами 3 — 4 групп патогенности значительный риск
Объекты подготовки и выполнения космических полетов, осуществляющие деятельность по обеспечению космических полетов чрезвычайно высокий риск
II. Отдельные виды деятельности с особой социальной значимостью по категориям риска
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи высокий риск
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи высокий риск
Деятельность родильных домов, родильных домов в многопрофильных лечебно-профилактических организациях, перинатальных центров чрезвычайно высокий риск
Дошкольное и начальное общее образование чрезвычайно высокий риск
Основное общее и среднее (полное) общее образование чрезвычайно высокий риск
Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе лагеря с дневным пребыванием чрезвычайно высокий риск
Деятельность детских лагерей на время каникул чрезвычайно высокий риск
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания чрезвычайно высокий риск
Деятельность по организации общественного питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг чрезвычайно высокий риск

Разработка программы производственного контроля


Правительство утвердило новое Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре).

Предусмотрено ведение реестров объектов контроля. Установлено, какие сведения в них содержатся.

Как и прежде, применяется риск-ориентированный подход. Информацию о присвоенной категории риска можно узнать на сайтах Роспотребнадзора и ФМБА.

Прописан порядок подачи и рассмотрения заявления об изменении ранее присвоенной категории риска. Контролируемые лица могут его подать на бумажном носителе или в электронной форме. Решение принимается в течение 15 рабочих дней.

Определена периодичность проведения выездной и документарной проверок, рейдового осмотра, выборочного контроля и других плановых мероприятий. Она зависит от присвоенной категории риска.

В числе внеплановых мероприятий — инспекционный визит, выездное обследование, наблюдение за соблюдением обязательных требований, мониторинговая закупка.

Регламентированы профилактические мероприятия. К ним относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.

Постановление вступает в силу со дня опубликования и действует до 1 сентября 2022 г.

Регулярность выполнения проверочных мероприятий зависит от класса опасности и иных параметров контроля, в частности:

  • Объекты 1 класса опасности обследуют 1 раз в 10 дней
  • Участки 2 класса опасности исследуются примерно 1 раз в месяц
  • Территории 3 класса опасности изучают 1 раз в квартал
  • Уровень шума фиксируют ежегодно
  • Показатели микроклимата анализируют каждое полугодие
  • Потенциально опасные электромагнитные поля диагностируют 1 раз в 4 месяца

ППК следует разработать до начала осуществления хозяйственной деятельности. Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо иным уполномоченным лицом.

Срок действия ППК законом не установлен.

Но важно помнить, что при изменениях в работе организации – при изменении вида деятельности, технологии производства, реконструкции, перепрофилировании объекта, реорганизации рабочих мест, изменениях в штатной структуре, в перечне оказываемых услуг и т.д., в ППК также следует внести изменения.

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Они же несут ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля и отчетности по его итогам.

Отчетность по проведению производственного контроля должна быть систематической – вся информация заносится в специальный журнал, предъявляемый при проверке Роспотребнадзора.

Информацию о результатах производственного контроля представляется территориальным органам Роспотребнадзора по их запросу.

КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Перед тем, как переходить к описанию документа, важно понимать, что именно он регулирует. Производственный контроль направлен на то, чтобы на ранних этапах выявить и устранить любые санитарно-эпидемиологические угрозы не только для сотрудников предприятия, но и для граждан в целом. Он должен включать в себя ряд мероприятий, которые могут не допустить потенциально опасных ситуаций или, если возникла необходимость, свести к минимуму негативные последствия. В документе также содержатся данные о лицах, ответственных за их реализацию.

Мероприятия, которые входят в производственный контроль, указаны в СП 1.1.1058-01.

Согласно этому документу предприятие обязано:

  • проводить исследования в лаборатории и испытания сырья, материалов и технологий производства, а также готового продукта;
  • обеспечить гигиеническую подготовку и медицинское обследование персонала;
  • наладить контроль качества сырья, продукции и производственных процессов;
  • организовать предоставление данных о санитарно-эпидемиологической обстановке сотрудникам, государственным органам, населению.

Кроме перечисленных пунктов работодатель также обязан вести учет и готовить отчетность по принятым мерам.

Законом также установлен перечень объектов, в отношении которых необходим контроль. К ним относятся:

  • здания;
  • помещения общего пользования;
  • транспортные средства;
  • технологическое оборудование и процессы;
  • рабочие места;
  • сырье на всех этапах обработки и готовая продукция;
  • отходы.

Производственный контроль невозможен, если нет разработанной и закрепленной программы. Отсутствие этого документа в случае проверки будет считаться нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. Ответственность за подобное нарушение будет нести руководитель предприятия или начальник конкретного подразделения. При этом санкции могут быть применены как к физическому лицу (директору), так и к компании в целом.

Если в ходе проверки выявлены незначительные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, государственные служащие вправе выписать предупреждение и потребовать устранить все недочеты.

Если же претензии к компании более серьезны, то, согласно ст. 6.3 КоАП РФ, может быть выписан штраф:

  • от ста до пятисот рублей для физических лиц;
  • от пятисот до тысячи рублей для должностных лиц (руководителей);
  • от десяти до двадцати тысяч рублей для предприятий.

Наиболее серьезной санкцией, предусмотренной законом, является полное приостановление деятельности компании на срок до 90 дней.

Заведения общепита в первую очередь должны гарантировать своим клиентам безопасность, поэтому законодательством для них предусмотрено обязательное требование по наличию программы производственного контроля (ППК). Основные риски для кафе, ресторанов, столовых и других подобных заведений связаны с отравлениями и распространением инфекционных заболеваний, и задача ППК заключается в их минимизации.

Программа производственного контроля для предприятий общепита обеспечивает контроль за хранением и реализацией продукции, санитарным состоянием предприятия, условиями труда работников, а также регламентирует последовательность и периодичность проведения контрольных и профилактических мероприятий.

Основные и важнейшие моменты, которые в 2021 году детально прописываются в ППК:

• Контроль санитарного состояния предприятия;
• Проверка качества сырья и пищевых продуктов, поступающих на предприятие;
• Ежедневный мониторинг температурного режима холодильного оборудования;
• Схема проверки воды (показатели качества и микробиологической безопасности);
• Контроль санитарной обработки помещений, оборудования, инвентаря, а также соблюдения персоналом правил личной гигиены;
• График прохождения персоналом медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовки;
• Лабораторный контроль за условиями труда на предприятии: ежегодная проверка освещенности, параметров воздуха, уровня шума и вибрации на производстве, проверка параметров микроклимата (2 раза в год);
• Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению ПК и др.

Все процедуры контроля и профилактические мероприятия должны отображаться в документальной форме. Графики уборки, дезинсекции, журналы осмотра персонала, проверки качества фритюрных жиров, учета дезмероприятий и т.д. — все это обязательные документы, являющихся важной частью производственного контроля.

Неукоснительное соблюдение ППК – залог безопасности ваших клиентов и персонала, а также важнейшее условие стабильного развития бизнеса. Нарушение санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм влечет за собой серьезные санкции в виде штрафов, а также полной остановки деятельности заведения.

Пунктом 2.6 санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», определено, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия (введены с 1 января 2002 года).

Т.е. у всех действующих предприятий программа должна быть разработана.

Корректировка в программу производственного контроля вносится:

  • при изменении вида деятельности,
  • при внесении изменений в технологии производства,
  • при других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и предоставляются по запросам в органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор.

Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели (пункт 2.7 санитарных правил).

  1. Утверждение перечня должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля.
  2. Разработка и утверждение перечня должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
  3. Разработка и утверждение перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний) на рабочих местах (РМ): шум, ультразвук, освещенность, температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ, тепловое излучение, неионизирующее излучение, аэроионный состав воздуха,перечень химических загрязняющих веществ.
  4. Разработка и утверждение перечня осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию.
  5. Сбор и применение информации о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами.
  6. Проведение мероприятий, предусматривающих обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.
  7. Разработка плана мероприятий возникновения аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1. Ответственным за осуществление производственного контроля является ________________________________________________________________

(ФИО, должность, телефон)

2. На предприятии имеются в наличии следующие нормативные документы:

— Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (извлечение)

— СанПиН 2.1.3684-21,

— СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

1. Ответственным за осуществление производственного контроля является ________________________________________________________________

(ФИО, должность, телефон)

2. На предприятии имеются в наличии следующие нормативные документы:

— Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

— Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

-Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию»

3. Предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также профессиональной гигиенической подготовке подлежат следующие сотрудники:

Перечень сотрудников с указанием ФИО и занимаемой должности.

4. Потенциальную опасность представляют реализуемые особо скоропортящиеся продукты (молочные продукты, кремовые изделия, колбасные изделия), другие продукты (товары):

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

перечислить

5. Лицом, ответственным за осуществление производственного контроля осуществляются следующие мероприятия:

N п/п

Наименование мероприятий

Периодичность

1.

Проверка температуры воздуха внутри холодильников, холодильных камер, охлаждаемых витрин, другого холодильного оборудования.

ежедневно

2.

Проверка сроков прохождения сотрудниками гигиенической подготовки и медицинских осмотров.

постоянно

3.

Проверка качества поступающей на реализацию продукции — документальная и органолептическая, а также сроков и условий ее транспортировки, хранения и реализации.

постоянно

4.

Проверка качества и своевременности уборки помещений, соблюдения режима дезинфекции, использования средств индивидуальной защиты, соблюдения правил личной гигиены.

постоянно

Программа производственного контроля (примерная)

1. Ответственным за осуществление производственного контроля является ________________________________________________________________

(ФИО, должность, телефон)

2. На предприятии имеются в наличии следующие нормативные документы:

— Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (извлечение)

— Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (извлечение)

— СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

3. Предварительным и периодическим медицинским осмотрам, а также профессиональной гигиенической подготовке подлежат следующие сотрудники:

Перечень сотрудников с указанием ФИО и занимаемой должности.

4. Потенциальную опасность представляют реализуемые особо скоропортящиеся продукты (молочные продукты, кремовые изделия), другие продукты (товары):

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

перечислить

5. Лицом, ответственным за осуществление производственного контроля осуществляются следующие мероприятия:

N п/п

Наименование мероприятий

Периодичность

1.

Проверка температура воздуха внутри холодильников, холодильных камер, охлаждаемых витрин, другого холодильного оборудования.

ежедневно

2.

Проверка сроков прохождения сотрудниками гигиенической подготовки и медицинских осмотров.

постоянно

3.

Проверка качества поступающей на реализацию продукции — документальная и органолептическая, а также сроков и условий ее транспортировки, хранения и реализации.

постоянно

4.`

Проверка качества и своевременности уборки помещений, соблюдения режима дезинфекции, использования средств индивидуальной защиты, соблюдения правил личной гигиены.

постоянно

На основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52 программа производственного контроля должна составляться на всех предприятиях независимо от вида деятельности, форм собственности и иных характеристик. Ее задача — помочь организациям проверять, насколько соблюдаются санитарные правила и гигиенические нормативы, выполняются санитарно-противоэпидемические мероприятия.

Утвердить такой план производственных мероприятий необходимо до начала деятельности предприятия. В некоторых компаниях она будет бессрочной. Менять и дополнять ее по закону полагается в следующих случаях:

  • изменился вид деятельности;
  • была усовершенствована или изменена технология производства;
  • поменялся список используемых материалов.

Часто на практике возникает вопрос, что относить к объектам проверки. В частности, являются ли рабочие места объектами производственного контроля, оборудование и транспорт. На основании СП (санитарных правил) 1.1.1058-01, введенных в действие 11.07.2001 года постановлением Главного санитарного врача №18, рабочие места (используемые для выполнения работ, а также для оказания услуг), так же как и транспорт и технологическое оборудование относятся к объектам ПК. Кроме того, в п. 2.3 СП указаны в этом качестве:

  • общественные и производственные помещения, сооружения и здания;
  • санитарно-защитные зоны;
  • сырье, отходы потребления и производства;
  • зоны санитарной охраны;
  • готовые товары, продукция;
  • технологические процессы;
  • полуфабрикаты.

У ряда предприятий должна быть разработана и программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил: например, у медицинских организаций (в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58), у гостиниц (предъявляется при получении свидетельства о присвоении категории).

В программу производственного контроля включают такие обязательные пункты:

  • перечень действующих в конкретной сфере санитарных правил и методов анализа;
  • перечисление ответственных лиц, которые осуществляют контрольные мероприятия;
  • список потенциально опасных факторов, объектов и работ на производстве, возможных аварийных ситуаций;
  • указание должностей, при занятии которых обязателен медосмотр, гигиеническая подготовка, аттестация;
  • меры по обоснованию и обеспечению безопасных условий труда;
  • список материалов для учета проводимых мероприятий и отчетности в госорганы.

При подготовке документа следует ориентироваться на письмо Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32. В нем представлена типовая программа, включая перечень измерений и исследований, для предприятий:

  • общественного питания;
  • пищевой промышленности;
  • бытового обслуживания;
  • организаций, осуществляющих продовольственную торговлю;
  • лечебно-профилактических учреждений.

В письме Роспотребнадзора дан образец программы производственного контроля на пищевом предприятии и перечислены объекты, где проводить лабораторно-инструментальные исследования не надо. Среди них офисы, аптеки, кинотеатры, гостиницы, магазины, торгующие промышленной продукцией.

Программа производственного контроля 2021 образец

Для разработки документа, регламентирующего производственный контроль, специалисту потребуются специальные знания. Минимальная подготовка включает консультацию в Роспотребнадзоре, но более рациональное решение — обратиться к профессионалам. Алгоритм разработки с этом случае состоит из следующих шагов:

  1. Выбор организации на основании отзывов, опыта, квалификации сотрудников и стажа деятельности самой организации. Также стоит учесть наличие аккредитованного лабораторного центра и возможность выполнения работ под ключ, если производстве еще не запущено (это означает составление одновременно Положения, программы, производство замеров и оформление отчета).
  2. Заключение договора и оплата оказываемых по нему услуги (от лишних услуг сразу же можно отказаться).
  3. Изучение работы организации привлеченными специалистами (проведение лабораторных исследований и замеров при необходимости, если по договору предоставляется комплексная услуга), составление итогового документа и его утверждение руководителем или ответственным лицом.
  4. Получение плана ПК клиентом. Утверждение этого документа осуществляется Роспотребнадзором. В этот надзорный орган необходимо направить отчет о произведенных лабораторных исследованиях (результаты проверок и инструментальных процедур).

Часто на практике возникает вопрос, что относить к объектам проверки. В частности, являются ли рабочие места объектами производственного контроля, оборудование и транспорт. На основании СП (санитарных правил) 1.1.1058-01, введенных в действие 11.07.2001 года постановлением Главного санитарного врача №18, рабочие места (используемые для выполнения работ, а также для оказания услуг), так же как и транспорт и технологическое оборудование относятся к объектам ПК. Кроме того, в п. 2.3 СП указаны в этом качестве:

  • общественные и производственные помещения, сооружения и здания;
  • санитарно-защитные зоны;
  • сырье, отходы потребления и производства;
  • зоны санитарной охраны;
  • готовые товары, продукция;
  • технологические процессы;
  • полуфабрикаты.

У ряда предприятий должна быть разработана и программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил: например, у медицинских организаций (в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58), у гостиниц (предъявляется при получении свидетельства о присвоении категории).

В программу производственного контроля включают такие обязательные пункты:

  • перечень действующих в конкретной сфере санитарных правил и методов анализа;
  • перечисление ответственных лиц, которые осуществляют контрольные мероприятия;
  • список потенциально опасных факторов, объектов и работ на производстве, возможных аварийных ситуаций;
  • указание должностей, при занятии которых обязателен медосмотр, гигиеническая подготовка, аттестация;
  • меры по обоснованию и обеспечению безопасных условий труда;
  • список материалов для учета проводимых мероприятий и отчетности в госорганы.

При подготовке документа следует ориентироваться на письмо Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32. В нем представлена типовая программа, включая перечень измерений и исследований, для предприятий:

  • общественного питания;
  • пищевой промышленности;
  • бытового обслуживания;
  • организаций, осуществляющих продовольственную торговлю;
  • лечебно-профилактических учреждений.

В письме Роспотребнадзора дан образец программы производственного контроля на пищевом предприятии и перечислены объекты, где проводить лабораторно-инструментальные исследования не надо. Среди них офисы, аптеки, кинотеатры, гостиницы, магазины, торгующие промышленной продукцией.

Поручить составить программу производственного контроля и обеспечить ее реализацию одному из отрудников — дело руководителя. Учитывая, что для такой работы потребуется знание и действующих санитарных норм, и специфики производства, задание составить план мероприятий дается хорошо подготовленному лицу, прошедшему определенную подготовку. В крупных компаниях ответ на вопрос, кем составляется программа план производственного контроля, прост: это делают специалисты по охране труда или главный инженер. Небольшие организации и ИП могут обратиться за подобной услугой к третьим лицам. Иногда это намного выгодней, чем самостоятельно изучать всю информацию о санитарных нормах, действующих в конкретной сфере, и разрабатывать полноценный документ.

Для разработки документа, регламентирующего производственный контроль, специалисту потребуются специальные знания. Минимальная подготовка включает консультацию в Роспотребнадзоре, но более рациональное решение — обратиться к профессионалам. Алгоритм разработки с этом случае состоит из следующих шагов:

  1. Выбор организации на основании отзывов, опыта, квалификации сотрудников и стажа деятельности самой организации. Также стоит учесть наличие аккредитованного лабораторного центра и возможность выполнения работ под ключ, если производстве еще не запущено (это означает составление одновременно Положения, программы, производство замеров и оформление отчета).
  2. Заключение договора и оплата оказываемых по нему услуги (от лишних услуг сразу же можно отказаться).
  3. Изучение работы организации привлеченными специалистами (проведение лабораторных исследований и замеров при необходимости, если по договору предоставляется комплексная услуга), составление итогового документа и его утверждение руководителем или ответственным лицом.
  4. Получение плана ПК клиентом. Утверждение этого документа осуществляется Роспотребнадзором. В этот надзорный орган необходимо направить отчет о произведенных лабораторных исследованиях (результаты проверок и инструментальных процедур).

Слесарь по КИПиА, юрисконсульт, техник, главный специалист по экономике и финансам, секретарь руководителя, ведущий экономист, экономист, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, инженер-программист, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, электромонтер канализационных сооружений связи, кабельщик-спайщик, электромонтер охранно-пожарной сигнализации, электромонтер по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин.
Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходимо организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор анализов измерений и их периодичности:

Наименование
источника (выпуска) сбросов

Объем сброса сточных вод, тыс.м3/год

НДС

фактический

1

2

3

Выпуск №1

3,580

3,080

Выпуск №2

3,060

2,987

. . .

. . .

Учет сточных вод и их качества ведется в соответствии с Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

Контроль качества сточных вод (форма 2.1 и 2.2) осуществляется по ежегодно заключаемому договору с лабораторией, имеющей соответствующий аттестат аккредитации по программе проведения измерений качества сточных вод, согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением.

Учет объема сброса определяется осуществляется путем ведения журналов первичного учета водоотведения по форме 1.3, 1.4 и форме 1.5, 1.6:

Наименование источника (выпуска) сбросов

Метод учета

Тип учета

Форма журнала учета

Контроль качества сбросов

1

2

Комплекс проверочных мероприятий, проводимых работодателем, регламентируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно ст. 11 этого нормативного акта, производственный контроль на предприятии представляет собой ряд действий, в том числе лабораторные исследования и испытания, посредством которых оценивается соблюдение на нем санитарных правил и выполнение противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Программа производственного контроля должна составляться и применяться, в соответствии с законодательством, всеми работодателями, независимо от их формы собственности и наличия вредных или опасных условий труда.

Рабочие места подлежат проверке соответствия санитарным нормам (Санитарные правила СП 1.1.1058-01, утвержденные 10.07.2001). Однако рабочее место является далеко не единственным объектом надзора. В их перечень также входят:

  • производственные и общественные помещения;
  • здания и сооружения;
  • санитарно-защитные зоны;
  • территория санитарной охраны;
  • оборудование;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование и процессы;
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция и отходы.

Список объектов в различных организациях варьирует в зависимости от их структуры и специфики деятельности. В связи с этим различаются и программы проверочных мероприятий.

Типовая программа производственного контроля, согласно разделу 3 Санитарных правил СП 1.1.1058-01, учитывает основные сведения о предприятии, определяющие особенности его работы, а, следовательно, методики и значимые показатели для проверки. Документ составляется в свободной форме, но обязательно включает в себя следующие перечни:

  • официально изданных санитарных правил и методов проверки;
  • ответственных за осуществление проверки должностных лиц;
  • потенциально опасных химических, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля;
  • должностей, в обязательном порядке проходящих медосмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
  • потенциально опасных видов производимой продукции, а также работ и услуг, осуществляемых на предприятии;
  • критерии безопасности, безвредности факторов производства и мероприятия по их обоснованию;
  • форм учета и отчетности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 гласит, что работодатели обязаны «разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия» в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. При этом в законодательном акте не уточняется, каким именно должностным лицом данные мероприятия разрабатываются. Следовательно, руководитель предприятия вправе определить на свое усмотрение, кем составляется программа-план производственного контроля. Как правило, данная задача ставится перед сотрудником, ответственным за охрану труда на предприятии и имеющим соответствующую профессиональную подготовку. В организациях, в которых численность работников превышает 50 человек, такой сотрудник занимает должность инженера по охране труда, в соответствии с требованиями ст. 217 ТК РФ.

  • Программа производственного контроля магазина
  • Программа производственного контроля торговля
  • Программа производственного контроля продуктового магазина
  • Программа производственного контроля розничной торговле
  • Программа производственного контроля азс
  • Программа производственного контроля продовольственных магазинов
  • Программа производственного контроля мясного магазина
  • Программа производственного контроля для магазина автозапчастей
  • Программа производственного контроля общественного питания
  • Программа производственного контроля организации питания
  • Программа производственного контроля столовой
  • Программа производственного контроля для общепита
  • Программа производственного контроля кафе
  • Программа производственного контроля ресторан
  • Программа производственного контроля бара
  • Программа производственного контроля для пиццерии
  • Программа производственного контроля за качеством приготовляемых блюд
  • Программа производственного контроля в школе
  • Программа производственного контроля для лагеря
  • Программа производственного контроля детском саду
  • Программа производственного контроля спортивной школы
  • Программа производственного контроля в образовательном учреждении
  • Интернат программа производственного контроля
  • Программа производственного контроля образец доу
  • Программа производственного контроля школе интернате
  • Программа производственного контроля в загородном лагере
  • Программа производственного контроля лдп
  • Программа производственного контроля в школьной столовой
  • Программа производственного контроля в детском оздоровительном лагере
  • Программа производственного контроля в бассейне доу
  • Программа производственного контроля в дол
  • Программа производственного контроля пришкольном летнем лагере
  • Программа производственного контроля колледж
  • Программа производственного контроля пищеблока в доу
  • Программа производственного контроля техникуме
  • Программа производственного контроля дши
  • Программа производственного контроля для дюсш
  • Программа производственного контроля мбоу сош
  • Программа производственного контроля детских домах
  • Программа производственного контроля для музыкальной школы
  • Программа производственного контроля для автошколы
  • Программа производственного контроля ИП
  • Программа производственного контроля отходов
  • Программа производственного контроля атмосферного воздуха
  • Программа производственного контроля сэс
  • Программа производственного контроля бюджетного учреждения
  • Программа производственного контроля водителей
  • Программа производственного контроля дома культуры
  • Программа производственного контроля в банке
  • Программа производственного контроля для учреждений культуры
  • Программа производственного контроля на границе сзз
  • Программа производственного контроля социальное учреждение
  • Программа производственного контроля для администрации сельсовета
  • Программа производственного контроля для очистных сооружений
  • Программа производственного контроля для разработки компьютерных программ

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 13 апреля 2009 года N 01/4801-9-32

О типовых программах производственного контроля


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет для информирования хозяйствующих субъектов и руководства в работе Типовые программы проведения производственного контроля на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях бытового обслуживания населения.

Руководитель
Г.Г.Онищенко

Приложение

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
Г.Г.Онищенко
10 марта 2009 года

1. Объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения;

2. Бассейны, аквапарки, бани-сауны с бассейнами (купелями);

3. Зоны отдыха населения (рекреации);

4. Салоны красоты, кабинеты педикюра, маникюра, кабинеты косметики и косметологии;

5. Прачечные, химчистки;

6. Очистные сооружения хозяйственно-бытовой канализации;

7. Полигоны ТБО;

8. Предприятия пищевой промышленности;

9. Предприятия общественного питания;

10. Организации оптовой и розничной продовольственной торговли;

11. Лечебно-профилактические учреждения;

12. Организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность в области оборота лекарственных средств для медицинского применения;

а именно:

N
п/п

Наименование объекта производственного контроля

Объект исследования и (или) исследуемый материал

Определяемые показатели

Периодичность производственного контроля

Нормативная, нормативно-
техническая и методическая документация, регламентирующая проведение исследований, испытаний и т.п.

1

2

3

4

5

6

  • Сведения о заключенных договорах водопользования и (или) выданных решениях о предоставлении водного объекта в пользование
  • Показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому выпуску и объекту в целом
  • Показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом;
  • Сведения о ведении учета сточных вод (производственных, хозяйственно-бытовых, дождевых, талых, поливомоечных, дренажных вод, отводимых с территории объекта) и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения
  • Сведения об очистных сооружениях, эксплуатируемых на объектах, имеющих сбросы в водный объект
  • Сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения
  • Сведения о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений)
  • Сведения о сроках проведения учета сточных вод.
  • Сведения об отходах, образующихся в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов
  • Сведения об объектах размещения отходов на данном объекте в соответствии с государственным реестром объектов размещения отходов (ГРОРО)
  • Сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49
  • Сроки проведения инвентаризации объектов размещения отходов
  • Наименование подразделений, их полномочия
  • Численность сотрудников подразделений
  • Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений
  • Наименования и адреса собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров)
  • Реквизиты аттестатов аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров) с указанием информации об области их аккредитации
  • План-график контроля стационарных источников выбросов: номер и наименование структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия
  • номер и наименование источников выбросов, загрязняющих веществ
  • загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы (ПДВ), временно согласованные выбросы (ВСВ)
  • с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников,
  • периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки
  • место и методы отбора проб, используемые методы и методики измерений, методы контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников

Примечание. В План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия

  • План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха: o адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения
  • o перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ
  • o методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
  • o периодичность отбора проб атмосферного воздуха
  • Перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
    1. Для чего нужен производственный контроль
    2. Штраф за отсутствие программы производственного контроля
    3. Что такое программа производственного контроля
    4. Кем составляется программа план производственного контроля
    5. Скачать образец плана производственного контроля
    6. Периодичность лабораторных исследований

    Программа производственного контроля — это документ, в котором прописаны все данные и действия, необходимые для осуществления полноценного производственного контроля.

    Документ составляется один раз на этапе открытия организации или предприятия. По факту изменения условий контроля в документ вносятся дополнения и подшиваются к основе. В идеале он должен пересматриваться и дополнятся не реже 1 раза в 2 года, чтобы быть всегда актуальным.

    Программа производственного контроля составляется специалистами, которые владеют знаниями в области гигиены, производственной санитарии, экологии. Часто такие специалисты заканчивают медицинские или биологические факультеты. Во-вторых, специалист должен хорошо разбираться в производстве и знать все процессы, которые там происходят. Без должного знания практически нельзя составить программу, которая буде хорошо функционировать и охватит весь спектр вопросов. Существуют специальные методические пособия по разработке ППК и обучающие курсы от консалтинговых компаний или Роспотребнадзора.

    Для каждой сферы деятельности существуют свои типовые производственные программы, которые можно взять за основу. В них только вносится специфическая информация самого предприятия.

    • Правила производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды
    • Производственный контроль в медицинских организациях и санитарно-эпидемиологическое сопровождение объекта
    • Опасность формального подхода к проведению производственного контроля: эпидемиологическое расследование

    В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

    В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

    • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
    • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
    • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

    Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

    Слесарь по КИПиА, юрисконсульт, техник, главный специалист по экономике и финансам, секретарь руководителя, ведущий экономист, экономист, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, инженер-программист, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, электромонтер канализационных сооружений связи, кабельщик-спайщик, электромонтер охранно-пожарной сигнализации, электромонтер по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин.
    Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходимо организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор анализов измерений и их периодичности:

    Производственный фактор

    Место проведения

    Нормативная документация

    Периодичность исследований

    Шум Рабочее место:1. Слесаря-ремонтника2. Оператора стиральных машин.3. Аппаратчика химической чистки.4. Гладильщика. ГОСТ 12.1.003-86 «Методы измерения шума на рабочих местах», ГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности»,СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах» Один раз в годГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности» пункт 3.3Договор с ЛДЦ «Здоровье»
    Вибрация общая Рабочее место:1. Оператора стиральных машин.2. Аппаратчика химической чистки.3. Гладильщика. ГОСТ 12.1.012-90 «Вибрационная безопасность. Общие требования»,СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация» Один раз в годГОСТ 12.1.012-90 «Вибрационная безопасность. Общие требования» пункт 6.9Договор с ЛДЦ «Здоровье»
    Вредные в-ва в воздухе раб. зоны III-IV кл. опасн. Рабочее место ГОСТ 12.1.005-88«Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» Один раз в годГОСТ 12.1.005-88«Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», пункт 4.2.5,Договор с ЛДЦ «Здоровье»
    Синтетические моющие средства Уборщик производственных помещений
    Тетрахлорэтилен Аппаратчик химической чистки
    Синтетические моющие средства Оператор стиральных машин
    Углеводороды, пыль Приемщик заказов
    Сварочный аэрозоль Слесарь-ремонтник
    Сварочные аэрозоли Электрогазосварщик
    Микроклимат Все рабочие местаВсего 31 р/м ГОСТ 12.1.005-88«Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» Шесть раз в годГОСТ 12.1.005-88«Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», пункт 2.1,Договор с ЛДЦ «Здоровье»
    Освещенность Все рабочие местаВсего 31 р/м ГОСТ 24940-96 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности Один раз в годМУ 2.2.4.706-98/МУ ОТ РМ 01-98 Оценка освещения рабочих местДоговор с ЛДЦ «Здоровье»
    Неионизирующие электромагнитные излучения Рабочие места аппарата управленияВсего 5 р/м СанПиН 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

    Один раз в год

    СанПиН 2.2.2.542-96 Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

    Договор с ЛДЦ «Здоровье»

    п/п Наименование мероприятий Срок выполнения Ответственный за выполнение Примечания
    1 Обеспечение должностными лицами ООО «ХХХ» соблюдения требований санитарного законодательства и нормативных правовых актов по безопасности и безвредности работающих в производственных и административных помещениях. Постоянно в течение года Должностные лица ООО «ХХХ»
    2 Проверка соблюдения требований санитарного законодательства и нормативных правовых актов по обеспечению безопасности и безвредности работающих в производственных и администр. помещениях. По графику согласованному с Центром гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югра Представитель Центра гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югра и представитель ООО «ХХХ». Договор с Центром гигиены и эпидемиологии в ХМАО-Югре
    3 Организация периодического обязательного медицинского осмотра в соответствии с «Перечнем профессий с ВОПФ и работами, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) на По графику Медицинское учреждение.Руководители структурных подразделений ООО «ХХХ» Договор с медицинским учреждением
    4 Подача своевременной информации в ТО ТУ «Роспотребнадзора» об аварийных ситуациях, остановках производства, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. В аварийных ситуациях Главный инженер ООО «Автоматизация и свзь»
    5 Обеспеченность СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами согласно утвержденных Норм Согласно потребности по Нормам Главный специалист по обеспечению производства Договор с предприятием-поставщиком
    6 Химчистка/стирка спецодежды Согласно потребности Главный специалист по обеспечению производства Договор со специализированным предприятием
    7 Утилизация ртутьсодержащих ламп При необходимости Начальник энергетической службы Договор со специализированным предприятием
    8 Вывоз ТБО По мере заполнения тары Главный специалист по обеспечению производства Договор со специализированным предприятием
    9 Поставка воды на объекты Согласно потребности Главный специалист по обеспечению производства Договор со специализированным предприятием
    10 Уборка производственных и служебных площадей (от пыли и других загрязнений) Ежесменно Непосредственные руководители работ

    Программу разработал: А.А. Иванов

    Роспотребнадзор такой вариант программы производственного контроля устроил. Естественно, что для конкретной организации данные будут другие, например:

    • санитарные правила в 1 разделе программы вы будете указывать те, которые актуальны для вашего предприятия;
    • должности/профессии работников подлежащих медицинским осмотрам у вас будут указаны другие, согласно вашему контингенту;
    • факторы для замеров у вас будут свои (вместо шума например вибрация), но микроклимат и освещенность обычно измеряют все.
    • исполнитель по измерениям у вас будет свой. Тот, с кем вы заключите договор.

    четвертый раздел программы может быть универсальным для многих организаций.

    Надеюсь, вам будет полезна эта информация.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.