ГК РФ опека и попечительство над совершеннолетними

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГК РФ опека и попечительство над совершеннолетними». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Комментируемая статья, посвященная общим вопросам опеки и попечительства, называет цели их установления (п. 1), функции опекунов и попечителей (п. 2), условия установления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних (п. 3), взаимодействие источников правового регулирования (п. 4). До принятия ГК опеку и попечительство регулировало семейное законодательство, сегодня их регулируют: а) правила международных договоров РФ; б) ГК (ст. ст. 32 — 41); в) Закон об опеке и иные принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации; г) СК (гл. 20) и иные акты, содержащие нормы семейного права; д) законы субъектов РФ. Правила международных договоров приоритетны над национальным законодательством (ст. 7 ГК, ст. 6 СК, п. 5 ст. 3 Закона об опеке). О роли ГК в регулировании опеки и попечительства см. ст. 3 ГК. Закон об опеке субсидиарно дополняет ГК: его положения и принятые в соответствии с ним акты Российской Федерации применяются при регулировании вопросов опеки и попечительства в части, не урегулированной ГК (п. 4 ст. 31). Поскольку принятие Закона об опеке не предусмотрено ГК, он не является законом, принятым в соответствии с ГК (а значит, и не входит в состав гражданского законодательства в смысле п. п. 1 и 2 ст. 3 ГК). Семейное законодательство регулирует опеку и попечительство только в отношении несовершеннолетних подопечных, к тому же в отличие от гражданского законодательства оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ср. подп. «о» ст. 71 и подп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции). О роли законов субъектов РФ при регулировании опеки и попечительства (в том числе в отношении несовершеннолетних) см. п. 3 ст. 3 Закона об опеке.

2. Опека и попечительство — юридические формы устройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан в целях обеспечения защиты их прав и интересов, а в соответствующих случаях — и их воспитания. Статья 2 Закона об опеке связывает недееспособность подопечного только со ст. 29 ГК, а неполную дееспособность — со ст. ст. 26, 28, 30 ГК, однако к недееспособным подопечным следовало бы отнести граждан, недееспособных по возрасту и по состоянию здоровья (см. коммент. к ст. ст. 28, 29, 32 ГК), а к не полностью дееспособным — граждан, обладающих частичной и ограниченной дееспособностью (см. коммент. к ст. ст. 26, 30, 33 ГК). Опека и попечительство устанавливаются в отношении разных категорий лиц (ср. п. 1 ст. 32 и п. 1 ст. 33 ГК, подп. 1 и 2 ст. 2 Закона об опеке), что исключает их пересечение и сосуществование в отношении одного и того же лица. У каждого нуждающегося в опеке (попечительстве) гражданина может быть только один опекун (попечитель), одно и то же лицо может быть опекуном (попечителем) только одного гражданина, однако оба эти требования диспозитивны. При необходимости немедленного назначения опекуна (попечителя) опека (попечительство) могут быть предварительными (п. п. 6 — 10 ст. 10, ст. 12 Закона об опеке). ГК формулирует три вида правил об опеке и попечительстве, касающихся всех подопечных (ст. ст. 32, 37, 38 ГК), а также совершеннолетних подопечных и лиц, приобретших полную дееспособность до наступления совершеннолетия согласно п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК (ст. ст. 29, 30, п. 2 ст. 34, п. 5 ст. 36, п. 1 ст. 40 ГК), и несовершеннолетних подопечных. В последнем случае опека и попечительство: а) помимо всего прочего преследуют цель воспитания и обучения подопечных (п. 1 ст. 31, абз. 2 п. 3 ст. 36 ГК); б) регулируются не только гражданским, но и семейным законодательством (п. 1 ст. 31); в) устанавливаются и прекращаются по специальным основаниям (п. 3 ст. 31, абз. 1 п. 1 ст. 39, п. п. 2, 3 ст. 40 ГК); г) подчиняются другим специальным правилам (см. абз. 2 п. 2 ст. 33, абз. 1 п. 2 ст. 36 ГК).

Опека (попечительство) в отношении несовершеннолетних устанавливается в случаях, когда они остались без родительского попечения, т.е. если имеют место: а) отсутствие (смерть) родителей; б) лишение их родительских прав или ограничение в них; в) отсутствие усыновителей; г) иные случаи отсутствия родительского попечения, а также его неэффективность или нецелесообразность (например, признание родителей недееспособными, болезнь или длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания или защиты прав и интересов несовершеннолетних, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию) (п. 3 ст. 31 ГК, п. 1 ст. 121 СК). Опека (попечительство) может устанавливаться по совместному заявлению родителей о назначении их ребенку опекуна (попечителя) с указанием конкретного лица на тот период, когда сами они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности; установление попечительства в отношении несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, возможно по его заявлению с указанием в качестве попечителя конкретного лица (п. п. 1, 3 ст. 13 Закона об опеке). Установление опеки возможно в отношении детей, родители которых — лица моложе 16 лет; вплоть до достижения последними 16 лет и совместно с ними назначенный опекун осуществляет воспитание ребенка, а возникающие при этом разногласия разрешает орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 62 СК) (ср. с п. 2 ст. 29 Закона об опеке).

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2019 N 66-КГ19-8

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Гришиной А.В. о взыскании с государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат N … » недополученной социальной пенсии по случаю потери кормильца за период с октября 2004 г. по 31 декабря 2011 г., суд первой инстанции применил к спорным отношениям положения статей 31, 34, 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 155.2, 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации и статей 6, 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и исходил из того, что школой-интернатом как учреждением, под опекой которого Гришина А.В. находилась с 1 сентября 2003 г. по 31 августа 2015 г., ненадлежащим образом были исполнены обязанности по защите ее прав, поскольку с 2003 по 2008 год учреждением не проводилась работа по установлению местонахождения матери несовершеннолетней, учреждение, направляя запросы об установлении местонахождения и о розыске Гришиной Я.И., не предпринимало мер к получению ответов на них, тем самым не проявило достаточной степени заботливости и внимания к несовершеннолетней Гришиной А.В. По мнению суда первой инстанции, такое бездействие школы-интерната явилось причиной для назначения Гришиной А.В. социальной пенсии по случаю потери кормильца (матери Гришиной Я.И., умершей в 2004 году) только в 2012 году и повлекло для Гришиной А.В. убытки в виде недополученной социальной пенсии по случаю потери кормильца.

Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2017 N 302-ЭС17-17052 по делу N А74-11973/2016

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь § 3 статьи 16, статьей 31 СМГС, статьями 330, 333, 401, 784, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из доказанности факта превышения грузоподъемности отправленных ответчиком вагонов и искажения сведений в железнодорожной накладной, повлекших занижение размера провозных платежей, суд пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, отказав при этом в удовлетворении ходатайства о снижении неустойки.

Информация о Постановлении ЕСПЧ от 03.10.2019 по делу «Николян (Nikolyan) против Армении» (жалоба N 74438/14)

По поводу соблюдения статьи 8 Конвенции. Лишение заявителя дееспособности являлось вмешательством в его право на частную жизнь. Это вмешательство было предусмотрено статьей 31 Гражданского кодекса. Судебное решение о признании заявителя недееспособным было основано исключительно на заключении психиатрической экспертизы. Наличие психического заболевания, даже серьезного, не может быть единственной причиной для полного лишения лица дееспособности. По аналогии с делами о лишении лиц свободы, чтобы оправдать полное лишение лица дееспособности, психическое заболевание должно быть «такого рода или такой степени», чтобы оправдать применение подобной меры. Законодательство Армении не устанавливало каких-либо пределов или возможности личного ответа в таких ситуациях, как в деле заявителя, и проводило разграничение только между дееспособностью и ее отсутствием.

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

[Гражданский кодекс] [ГК РФ ч. 1] [Раздел I] [Подраздел 2] [Глава 3]

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

4. К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О некоммерческих организациях»

    • Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

    • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 20.05.2021 N 301

      «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении» (вместе с «Положением о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы»)

    • Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 29.12.2010 N 566

      «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации, либо приобретенным федеральными бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем»

    Все документы >>>

    Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р (ред. от 27.08.2021)

      «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» (вместе с «Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год»)

    • Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 12.07.2021)

      «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»)

    • Постановление Правительства РФ от 18.06.2021 N 931

      «О государственной поддержке российских организаций на компенсацию части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков, и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2020 г. N 1007 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами

    Все документы >>>

    • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)

      «О видеонаблюдении при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» (вместе с «Порядком применения средств видеонаблюдения при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва», «Рекомендациями по применению в участковых избирательных комиссиях средств видеорегистрации (видеофиксации)»)

    • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 460 (ред. от 27.08.2021)

      «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за ценами и финансами»

    • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/373@ (ред. от 25.08.2021)

      «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»

    Все документы >>>

Относительно статьи 31 ГК РФ устанавливаются следующие правила для опекунов и попечителей:

  1. Принимать опеку над несовершеннолетним или недееспособным лицом может только человек, достигший 18 лет и обладающий соответствующими нравственными и личностными качествами. Кандидат должен быть одобрен органами опеки и попечительства. Желательно наличие доверительных отношений между ним и будущим подопечным (в некоторых случаях требуется также согласие последнего).
  2. Назначение опекуна или попечителя должно осуществляться уполномоченным органом по месту жительства недееспособного или несовершеннолетнего лица. На поиски соответствующего кандидата государство выделяет один месяц. Если же по истечении данного срока попечитель не был найден, его обязанности должен временно принять на себя представитель органов опеки.
  3. При наличии заинтересованных лиц, решение опекунского совета может быть обжаловано в судебном порядке.
  4. Если ребенок или недееспособный гражданин содержится в лечебном, воспитательном заведении или учреждении соцзащиты, то обязанности по поиску его попечителя ложатся на представителей этой организации.

Статья 31 ГК РФ. Опека и попечительство

Законодательство России предусматривает, что каждый гражданин имеет две важные правовые характеристики:

  • Правоспособность – способность иметь права и обязанности, предусмотренные законодательством.
  • Дееспособность – возможность осуществлять эти права, создавать обязанности, выступать самостоятельно в правоотношениях.

Правоспособность установлена для каждого человека, она возникает при рождении и исчезает в момент смерти. А вот с дееспособностью всё совсем по-другому:

  • В полном объёме она появляется лишь с определённого возраста (совершеннолетия);
  • Она может быть ограничена по установленным в законе основаниям. В некоторых случаях человек может её полностью лишиться. Тех, для кого применена процедура лишения, называют недееспособными.

Если человек ограничен в дееспособности или же полностью её лишен, он не может совершать некоторые или все сделки, вступать в правоотношения, обращаться в государственные органы и суд. От его имени действуют специально назначенные представители – попечители и опекуны.

Основания и порядок установления опеки и попечительства регулируются законодательством.

В частности, предусмотрено, что в некоторых случаях ни опекуны, ни попечители не могут быть назначены. Это касается случаев, когда подопечные помещаются в медицинские или социальные учреждения, предназначенные для сирот, психически больных и т. д. В этом случае опеку или попечение над детьми и взрослыми осуществляет администрация таких учреждений, и сама организация осуществляет функции по представлению интересов подопечных. Её полномочия будут теми же, что и у назначенных опекунов или попечителей.

Несмотря на то, что опекуны и попечители выступают в качестве связующего звена между недееспособными или ограниченно дееспособными людьми и другими лицами, их задачи и обязанности существенно различаются.
В основном опека отличается от попечительства следующими признаками:

  • Опека устанавливается над детьми, которые младше 14 лет, а также над гражданами, которых суд в установленном порядке признал недееспособными. В этом случае подопечный сам не совершает никаких сделок, не вступает лично ни в какие правоотношения – от его имени всегда и везде действует опекун;
  • Попечительство устанавливается над детьми, уже достигшими четырнадцатилетнего возраста, но ещё не ставшими совершеннолетними. Также попечители назначаются лицам, чья дееспособность ограничена. Однако подопечный сам действует во всех правоотношениях – попечитель лишь даёт (либо не даёт) своё согласие на осуществление прав и приобретение подопечным обязанностей.
  • Опекун назначается принудительно, а вот попечитель может быть назначен и по просьбе самого лица. В частности, для инвалидов или престарелых, нуждающихся в помощи, возможно использование такой формы опекунства, как патронаж.

Осуществляя свои полномочия, опекуны и попечители руководствуются следующими принципами:

  • Добровольность. Никто не может быть назначен опекуном или попечителем против своей воли, а назначенный вправе в любой момент отказаться исполнять свои функции;
  • Подконтрольность. Деятельность органов опеки и попечительства как раз и состоит в надзоре за тем, как опекуны и попечители реализуют свои полномочия. В частности, попечитель и опекун не имеют права осуществлять или давать согласие на осуществление сделок, в результате которых имущество подопечного уменьшается (продажа, дарение, долгосрочная аренда и т. д.), без согласия органа опеки. Также есть правовые ограничения на осуществление сделок между опекуном или попечителем и подопечным: допускаются лишь те их виды, в результате которых имущество опекуна безвозмездно передается подопечному в дар или пользование;
  • Максимум защиты прав и интересов тех, от чьего имени они выступают, реализуя свои полномочия;
  • Поддержка государством попечителей и опекунов. В частности, в ряде случаев государство выплачивает пособия при опеке над детьми и т. д.

Достаточно часто устанавливается опека и попечительство над несовершеннолетними. Происходит это обычно тогда, когда юные подопечные по каким-то причинам оказываются без родительской помощи: родители умерли, лишены прав или ограничены в них, в силу болезни не могут полноценно заниматься детьми и т. д.

Как уже было сказано, опека устанавливается над детьми до 14 лет, и в полномочия опекуна входит полная замена своих подопечных во всех правоотношениях. После 14 лет и до достижения 18 над детьми устанавливается уже попечительство, при котором на совершение сделок лишь даётся разрешение, а совершает их (и, соответственно, несёт ответственность) уже сам подопечный.

Комплекс мер для несовершеннолетних вводится в месячный срок после того, как соответствующая организация (орган опеки) устанавливает, что ребёнок остался без родительской заботы. В случае, если за указанное время опекун или попечитель не был найден, ребенок передается в воспитательное либо медицинское учреждение соответствующего профиля.

Применительно к опеке и попечительству над детьми нужно упомянуть и о таком варианте, как временная опека или попечительство. В том случае, если родители в течение какого-то времени по уважительным причинам не смогут выполнять свои обязанности, они могут обратиться в орган опеки с просьбой назначить временного опекуна или попечителя. Использование такой формы опеки или попечительства над детьми допускается на срок до 3 месяцев, в исключительных случаях – до полугода.

Также временная опека применяется и в случаях, когда ребёнок временно помещается в одно из специализированных (в частности, медицинских) учреждений, где постоянный опекун не может присутствовать. В этом случае задачи выполняет администрация учреждения. При этом полномочия постоянного опекуна не прекращаются, и после возвращения ребенка он продолжает осуществлять обязанности по опеке.

Кроме опеки над детьми, допускается её установление и над взрослыми. Условия для этого очень просты: подопечный должен быть в судебном порядке лишён дееспособности. Процедура эта проводится в том случае, если человек страдает психическим заболеванием и не может сам отвечать за свои действия.

Полномочия и задачи опекуна при совершеннолетнем подопечном будут следующими:

  • выступать от имени подопечного во всех сделках;
  • обращаться в медицинские учреждения с целью оказания подопечному помощи;
  • требовать выплаты причитающихся подопечному пособий, пенсий и иных выплат;
  • обращаться в суд и другие государственные органы с целью защиты прав подопечного;
  • защищать имущество подопечного;
  • не допускать причинения гражданином вреда самому себе, окружающим либо их имуществу;
  • в случае, если психическое состояние больного улучшилось, и это подтверждает медицинская организация, ходатайствовать о возвращении ему частичной или полной дееспособности.

Опека, попечительство и патронаж в гражданском праве

Как и опека, над взрослыми людьми может устанавливаться и попечительство. Его правовые особенности заключаются в том, что она применяется к подопечным, не лишённым, но ограниченным в дееспособности. Задачи и функции попечителя, назначенного совершеннолетнему подопечному, схожи с теми, что имеет попечитель над подростком, но условия назначения будут совсем другими:

  • попечитель подростку назначается в любом случае, исключительно в силу возраста;
  • взрослому попечитель назначается лишь на основании судебного решения об ограничении дееспособности.

Наконец, существует ещё такая дополнительная форма помощи гражданам, как патронаж. Его особенности заключаются в следующем: взрослый и дееспособный гражданин, который по состоянию здоровья не имеет возможности сам защищать свои права или исполнять обязанности, имеет право воспользоваться услугами помощника, которого ему назначат органы опеки.

При этом назначение помощника производится с обоюдного согласия как самого гражданина, так и лица, которое будет осуществлять патронаж.

Правовые особенности такой формы помощи, как патронаж, заключаются в следующем:

  • В отличие от опеки над недееспособными, помощник совершает действия от имени человека на основании договора. Сам по себе гражданин, которому назначен помощник, дееспособности не лишается и при необходимости имеет право действовать самостоятельно;
  • Помощник может распоряжаться имуществом подопечного лишь с его согласия и лишь в пределах, установленных заключенным между ними соглашением;
  • Помощник назначается лишь с согласия опекаемого. В том случае, когда используется патронаж, опекаемый в любой момент вправе отказаться от его помощи.

Эти особенности во многом связывают патронаж с представительством или оказанием услуг.

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и статью 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в части защиты интересов несовершеннолетнего ребенка» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Федеральный закон о внесении изменения в статью 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве» Внесение изменения в статью 6 ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

1. Институт патронажа над дееспособными гражданами ранее в законодательстве РФ отсутствовал. Необходимость усиления охраны прав, интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии в полной мере о себе позаботиться, обусловила включение норм о патронаже в ГК. Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т.п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия. Такому гражданину нужен только помощник. Потребность в помощнике обычно возникает, если рядом нет близких людей, готовых оказать поддержку, в чем бы она ни выражалась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.