УСН статья налогового кодекса 346

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УСН статья налогового кодекса 346». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Порядок и сроки представления налоговой декларации

Налоговая декларация предоставляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

  • Организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • Индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
  • Налогоплательщик — не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность по УСН
  • Налогоплательщик — не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право применять УСН

За налоговый период до 2021 года налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме.

Начиная с налогового периода за 2021 год налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@ «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@» (Зарегистрирован 20.01.2021 № 62152).

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения (ст. 346.11 — 346.25.1)

Ст. 346 НК РФ отменена, а вопросы относительно нее часто оказываются связаны с упрощенкой. Упрощенная система налогообложения очень популярна среди бизнесменов среднего и малого звена благодаря простоте налогового учета и сниженной налоговой нагрузке. Налогоплательщикам изначально важно определиться, какой объект налогообложения они выбирают — от этого напрямую зависит, какие расходы можно будет учесть при расчете налога и можно ли их учесть в принципе.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Упрощенная система налогообложения

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

В России шесть систем налогообложения, которые отличаются размером налогов и количеством отчётности. Упрощённая система или УСН — самая распространённая среди небольшого бизнеса. Она подходит почти всем и делает жизнь предпринимателя проще: один налог заменяет несколько, отчитываться нужно раз в год и есть способы платить меньше.

О других системах и выгоде каждой из них мы рассказали в статье «Как выбрать систему налогообложения».

Из налога можно вычесть страховые взносы за ИП и сотрудников. Для этого соблюдайте два главных правила:

  • ИП без сотрудников может уменьшить налог полностью, а ИП с сотрудниками и все ООО — только наполовину.
  • Налог уменьшают только те взносы, которые вы заплатили в том же периоде, за который считаете налог. Например, 18 марта вы заплатили 10 тысяч рублей страховых взносов. На эту сумму вы уменьшите налог УСН за I квартал.

О нюансах уменьшения налога читайте в статье «Как уменьшить сумму налога на УСН».

УСН платят каждый квартал:

  • до 25 апреля — за I квартал;
  • до 25 июля — за полугодие;
  • до 25 октября — за 9 месяцев;
  • до 31 марта для ООО, до 30 апреля для ИП — итоговый расчёт УСН за год.

Декларацию УСН сдают один раз в год — до 31 марта ООО, до 30 апреля ИП. Если срок выпадает на выходной или праздник, то он сдвигается на следующий рабочий день.

Кроме этого нужно вести книгу учёта доходов и расходов. Её вы не сдаёте в налоговую, пока она сама не попросит.

Глава 26.2 НК РФ. Упрощенная система налогообложения (действующая редакция)

Как платят налоги организации: налог на игорный бизнес (КонсультантПлюс, 2020)

Ставки налога на игорный бизнес в субъектах Российской Федерации

Приказ Минфина РФ от 08.04.2005 № 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес»

Налогообложение игорного бизнеса: проблемы и перспективы (Малис Н.И.) («Налоговый вестник», 2019, № 2)

Какие КБК указать в платежном поручении на уплату налога на игорный бизнес (КонсультантПлюс, 2020)

Ответ из файла и подпись ОСНО и УСН расшифровываются как общая и упрощенная системы налогообложения. С начала нового года фирма может начать применять вместо общей налоговой системы упрощенную, если она соответствует двум критериям: численность её работников меньше 25 человек и сумма дохода за 9 месяцев предыдущего года не выше 45 млн. руб (с 2017 года — не выше 59,805 млн. рублей). Применяя упрощенку, фирма может учитывать расходы на приобретение (покупку или постройку) основных средств, и вычитая сумму потраченную на них, уменьшать налогооблагаемую базу. Фирма путем реорганизации меняет форму (например, становится ООО вместо ИП) и производит переход с ОСНО на УСН. Как же учитывать стоимость тех ОС (основных средств), которые приобретались еще до перехода на упрощенку, но не были оплачены? Стоимость таких ОС включается в расходы фирмы в следующем порядке:

  • когда время полезного использования ОС — до 3-х лет, то их цена засчитывается в расходы фирмы в течение 1-го года применения УСН;
  • когда время полезного использования ОС — от 3 до 15 лет, то 50% их цены засчитывается в расходы фирмы в течение 1-го года применения УСН, 30 % — в течение 2-го, и 20% — в течение 3-го;
  • когда время использования ОС — более 15 лет, то их цена засчитывается в расходы фирмы в течение 10 лет применения УСН равными суммами.

Налоговым периодом признаётся год по календарю, и расходы на ОС в течение года равными частями распределяются по отчётным периодам. Отчётными периодами на упрощенке являются 3 месяца, 6 месяце и 9 месяцев. Как учитывать стоимость ОС, оплаченных до перехода на УСН? Если средства были оплачены перед переходом на упрощенку, то их остаточная стоимость на момент перехода, отображается как разница между ценой и суммой начисленной амортизации. При преобразовании фирмы в другую форму путем реорганизации, её обязательства в отношении других лиц, в том числе и налоговых органов, не изменяются. Поэтому фирма, осуществившая переход с ОСНО на УСН, и прошедшая при этом процесс реорганизации, осуществляет учёт основных средств в указанном выше порядке.

  • Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.05.2018 N 14-40/28427 (ред. от 02.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 20.08.2014 N 14-40/39460 (ред. от 02.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 26.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «УПРОЩЁННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ» Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2014 год

    Комментируемая статья устанавливает порядок перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН. Пункт 1 статьи 346.13 НК РФ устанавливает, что если названные субъекты желают перейти на данный специальный режим налогообложения со следующего календарного года, то они должны уведомить по установленной форме налоговый орган о данном. Уведомлению подлежит налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

    При этом комментируемая норма устанавливает срок уведомления — не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

    Обращаем внимание, что формат представления уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1) в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@.

    Абзац второй пункта 1 комментируемой статьи устанавливает, что в уведомлении о переходе на УСН обязательно должен указываться объект налогообложения. Кроме того данная норма устанавливает, что организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

    Важно!

    Пункт 1 комментируемой статьи стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

    Судебная практика.

    Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы физического лица на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 4 статьи 346.13 НК РФ.

    По мнению заявителя, предусмотренные в оспариваемых законоположениях условия применения упрощенной системы налогообложения содержат неопределенность, которая может приводить к неблагоприятным последствиям в виде невозможности сохранения права на использование такой системы налогообложения. В связи с этим он просит признать данные законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2) и 34.

    Конституционный Суд, в свою очередь, дал следующие разъяснения.

    Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 346.13 НК РФ следует, что право перейти на упрощенную систему налогообложения предоставляется организации с учетом размера ее дохода по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В то же время право индивидуальных предпринимателей на переход на упрощенную систему налогообложения с таким условием не связывается, что фактически создает для данной категории налогоплательщиков более благоприятные условия реализации права на переход на упрощенную систему налогообложения.

    При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Следовательно, налогоплательщик — индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно на основе собственной оценки своего экономического положения принять решение о подаче уведомления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения.

    Предусмотренный же пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ случай утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения в связи с превышением предельного размера дохода, дающего право на применение данного специального режима налогообложения, не влечет необоснованное ухудшение его правового положения.

    Таким образом, пункты 1 и 4 статьи 346.13 НК РФ не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

    Пункт 2 статьи 346.13 НК РФ устанавливает порядок направления уведомления о переходе на УСН вновь созданной организацией и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, а также порядок их перехода на упрощенную систему налогообложения.

    Данная норма устанавливает, что, вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ.

    Также законодатель в пункте 2 комментируемой статьи уточняет, что в таком случае вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель признаются применяющими УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

    Официальная позиция.

    В письме ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8232@ «О применении упрощенной системы налогообложения» указывается, что юридические лица, а также индивидуальные предприниматели с даты постановки их на учет в налоговом органе вправе применять УСН в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

    Актуальная проблема.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете

      • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

      Все документы >>>

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

        «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

      Все документы >>>

      • Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

        «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

      Все документы >>>

      НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

      Как разъяснила ФНС России в письме от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@, положения главы 26.2 НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по поданному налогоплательщиком заявлению.

      В этой связи у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСН.

      В то же время, учитывая заявительный порядок перехода на данный режим налогообложения, в случае, если налогоплательщиком заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения представлено в более поздний срок, чем установлено в НК РФ, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи.

      Аналогичный подход должен быть и в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, изъявивших желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

      В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что в настоящее время в Минфин России на согласование направлены проекты приказов ФНС России об утверждении новых форм документов для применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не рекомендуется использовать форму N 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения» и форму N 26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения». На это указано в письме ФНС России от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@.

      В письме от 02.12.2009 N ШС-22-3/906@ указано, что в случае, если налогоплательщик, совмещающий два режима налогообложения, не получает в отчетном (налоговом) периоде доходы от предпринимательской деятельности, не подпадающей под налогообложение единым налогом на вмененный доход (не осуществляет иные виды предпринимательской деятельности), он не утрачивает права на применение упрощенной системы налогообложения.

      • Арбитражный процессуальный кодекс

      • Бюджетный кодекс

      • Водный кодекс

      • Воздушный кодекс

      • Градостроительный кодекс

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

      • Жилищный кодекс

      • Земельный кодекс

      • Кодекс административного судопроизводства

      • Кодекс внутреннего водного транспорта

      • Кодекс об административных правонарушениях

      • Кодекс торгового мореплавания

      • Лесной кодекс

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс

      • Таможенный кодекс Таможенного союза

      • Трудовой кодекс

      • Уголовно-исполнительный кодекс

      • Уголовно-процессуальный кодекс

      • Уголовный кодекс

      • ФЗ об исполнительном производстве

        Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

      • Производственный календарь 2017

        Для пятидневной рабочей недели

      • Закон о коллекторах

        Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

      • Закон о национальной гвардии

        Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

      • О правилах дорожного движения

        Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

      • О защите конкуренции

        Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

      • О лицензировании

        Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

      • О прокуратуре

        Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

      • Об ООО

        Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

      • О несостоятельности (банкротстве)

        Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

      • О персональных данных

        Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

      • О контрактной системе

        Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

      • О воинской обязанности и военной службе

        Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

      • О банках и банковской деятельности

        Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

      • О государственном оборонном заказе

        Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

      • Закон о полиции

        Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6 (ред. от 26.12.2017)

        «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам»

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15

        «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

      • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56

        «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 300-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О рекламе»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 297-ФЗ

        «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 04.06.2014 N 151-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 294-ФЗ

        «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ

        «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ

        «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ

        «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ

        «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 301-ФЗ

        «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 290-ФЗ

        «О международных компаниях»

      Задайте вопрос дежурному юристу,

      Доходы, которые не учитывают при определении объекта налогообложения, приведены в статье 251 Налогового кодекса. Вот некоторые из них:

      • имущество, полученное в форме залога или задатка. Однако если за поставленный товар продавец удерживает оплату из средств полученного задатка, то соответствующие суммы следует включить в налоговую базу по УСН на дату проведения зачета (удержания) средств в счет погашения задолженности за реализованный товар (письма Минфина России
        от 22 июня 2015 г. № 03-11-06/2/36071, ФНС России от 30 декабря 2014 г. № ГД-4-3/27235@);
      • имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал или вклада в совместную деятельность;
      • суммы, поступившие посреднику при исполнении обязательств по договору комиссии, агентскому договору или договору поручения (за исключением посреднического вознаграждения);
      • деньги и имущество, полученные по кредитному договору или договору займа
        (в том числе по договору цессии новым кредитором) в порядке погашения основного долга;
      • имущество, полученное фирмой в рамках целевого финансирования. При этом фирма должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
      • капитальные вложения арендатора в форме неотделимых улучшений арендованного имущества;
      • проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам, облагаемые налогом
        на прибыль организаций (п. 4 ст. 284, п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
      • проценты по вкладам в банках, получаемые индивидуальными предпринимателями;
      • доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным
        на основании ипотечных сертификатов участия;
      • дивиденды. Заметим, что дивиденды, полученные «упрощенцем», не учитываются и при определении предельного размера доходов для применения УСН. Связано это с тем, что доходы в виде дивидендов, облагаемые налогом на прибыль, не признаются доходами
        при УСН (п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). На это указал Минфин России в письме от 25 августа
        2014 года № 03-11-06/2/42282;
      • поступления от деятельности, облагаемой ЕНВД.

      ПРИМЕР

      В IV квартале прошлого года ООО «Пассив», будучи плательщиком ЕНВД, занималось оказанием бытовых услуг. В текущем году фирма применяет УСН. В оплату услуг, оказанных
      в прошлом году, часть денежных средств поступила в текущем году. Поскольку услуги были оказаны «Пассивом» в период применения ЕНВД, доходы от их реализации, поступившие
      во время работы на «упрощенке», при определении налоговой базы по УСН не учитываются.

      В перечень доходов «упрощенца» не включают также положительные курсовые разницы, поскольку они просто не образуются. Дело в том, что при кассовом методе выручкой считается именно та сумма, которую покупатель заплатил. В момент же отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) выручку в налоговом учете не отражают. То же самое и с расходами –
      они не могут быть больше или меньше той суммы, которую «упрощенец» фактически перечислил партнеру.

      Получается, что суммы авансов, полученные от покупателей, должны учитываться в «упрощенных» доходах. Это правило не относится к просроченной кредиторской задолженности по авансам, подлежащей списанию. Связано это с тем, что доход в сумме предоплаты (аванса) уже был учтен в целях налогообложения на дату ее поступления (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, решение ВАС РФ от 20 января 2006 г. № 4294/05). Поэтому повторно признавать эту сумму доходом при списании ее по истечении срока исковой давности или по другим основаниям не нужно
      (письмо Минфина России от 14 марта 2016 г. № 03-11-06/2/14135).

      Определение Верховного Суда РФ от 01.04.2019 N 308-ЭС19-1008 по делу N А63-23241/2017

      Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь статьями 146, 164 — 168, 346.12 — 346.17, 346.25 Налогового кодекса, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу, в соответствии с которым налоговым органом доказан факт получения предпринимателем необоснованной налоговой выгоды путем дробления бизнеса совместно с взаимозависимым лицом — обществом с ограниченной ответственностью «ЕвроСтандарт» с целью минимизации налогообложения.

      Определение Верховного Суда РФ от 28.10.2019 N 303-ЭС19-18874 по делу N А04-5977/2018

      Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 146, 169, 171, 172, 346.12, 346.13, 346.25 Налогового кодекса, учитывая разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», пришли к выводу о законности решения инспекции в оспариваемой части и обжалуемых действий, с чем согласился суд округа.

      Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2019 N 307-ЭС19-14265 по делу N А13-13943/2015

      В силу пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса, не превысили 60 миллионов рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 данного Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

      Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2019 N 304-ЭС19-3151 по делу N А03-384/2018

      Оценив представленные доказательств, руководствуясь положениями статей 41, 250, 246.12, 346.18, 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, а также исходили из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды признали оспариваемое решение налогового органа законным и обоснованным.

      Упрощенную систему налогообложения (УСН) могут применять налогоплательщики (компании и ИП), которые соответствуют требованиям, установленным Налоговым кодексом РФ, а именно:

      • доход за налоговый (отчетный) период — не более 150 млн. руб.
      • остаточная стоимость основных средств в соответствии с данными бухгалтерского учета — не более 150 млн. руб.
      • средняя численность работников за налоговый (отчетный) период — менее 100 человек

      Для компаний установлены дополнительные требования:

      • доля участия в уставном капитале других организаций – не более 25%
      • отсутствие филиалов (представительства разрешены)

      Юрист готов ответить на ваш вопрос!

      Критерии использования УСН в 2019 году для АО, ООО и ИП

      1) Число работников

      Не более 100 человек

      2) Остаточная стоимость ОС — для перехода на УСН и для применения УСН.

      Внимание! ИП применяют этот лимит только для применения УСН. ИП переходят на УСН даже если стоимость их ОС первышает предел.

      Не более 150 млн руб

      3) Доля участия других юрлиц (для ИП нет)

      Не более 25%

      4) Лимит для применения УСН по доходам, полученным за весь налоговый период (2019 год) — для применения УСН в 2018 году

      Не более 150 млн. рублей

      5) Лимит для АО и ООО по доходам для перехода на УСН, полученным за январь-сентябрь 2018 года — для перехода на УСН с 1 января 2019 года

      Внимание! Этот лимит для ИП не применим, они переходят на УСН даже если их доходы первышают предел.

      Не более 112,5 млн. рублей

      6) Наличие филиалов

      Не должно быть филиалов (представительства разрешены)

      При невыполнении какого-либо критерия — применять УСН нельзя.

      Лимиты по УСН устанавливаются, как на компании, планирующих переход на спец режим, так и для уже действующих организаций. Переход на «Упрощенку» зависит от величины доходов, которые не должны быть выше установленного предельного значения.

      Стоит обратить внимание, что данное ограничение распространяется только на организации. Индивидуальных предпринимателей оно не касается в соответствии с письмами Минфина России. (от 11.12.2008 г. № 03-11-05/296, 05.11.2013 г. № 03-11-11/47084 и др.)

      Кому запрещено применять УСН

      Упрощенная система под запретом для:

      • компаний с филиалами
      • банков
      • страховщиков
      • ломбардов
      • негосударственных пенсионных фондов
      • инвестиционных фондов
      • профессиональных участников рынка ценных бумаг
      • ломбардов
      • компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров, а также добычей и продажей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых)
      • компаний, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр
      • нотариусов, занимающихся частной практикой
      • адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований
      • компаний, являющихся участниками соглашений о разделе продукции
      • компаний и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог
      • компаний, в которых доля участия других организаций составляет более 25% (за исключением:
      • организаций, уставный капитал которых состоит на 100% из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в расходах на оплату труда — не менее 25%
      • некоммерческих организаций (в том числе организации потребительской кооперации), хозяйственных обществ, единственным учредителем которых являются потребительские общества и их союзы
      • хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, учрежденных бюджетными и автономными научными учреждениями
      • образовательных организаций, учрежденных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и являющихся бюджетными и автономными учреждениями
      • хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным организациям, учрежденным в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и являющимися бюджетными и автономными учреждениями
      • компаний и индивидуальных предпринимателей, среднесписочная численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек
      • компаний, остаточная стоимость основных средств которых согласно данным бухгалтерского учета превышает 150 млн. руб.
      • казенных и бюджетных учреждений
      • иностранных организаций
      • организаций и индивидуальных предпринимателей, не уведомивших налоговые органы о переходе на УСН, в установленные Налоговым кодексом РФ сроки
      • микрофинансовых организаций
      • частных агентств занятости, осуществляющих деятельности по предоставлению труда работников

      Теперь подробнее поговорим о лимитах по доходам и условиям для перехода на упрощенку ООО, АО и ИП. Существуют два лимита по доходам.

      1) Лимит для применения УСН

      Доход упрощенцев не должен превышать установленный лимит — УСН. Если в каком-либо из периодов 2018 года доходы организации превысят установленный максимальный оборот, упрощенец теряет возможность работать на УСН.

      До 2020 года лимит по УСН установленный на 2019 год для ООО в части общей величины годового дохода (150 млн. руб.) будет применяться, не подвергаясь индексации.

      При подсчете доходов для проверки соответствия с лимитом, стоит отметить, что учитываются только доходы от реализации, поступившие авансы и внереализационные доходы. Другими словами – доходы, которые отражаются в книге учета.

      Не учитываются:

      • доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ;
      • временные доходы;
      • поступления от контролируемых ин. Компаний, облагаемые налогом на прибыль и др.

      2) Лимит для перехода на УСН с 1 января 2019 года

      Переход на спецрежим с ОСН возможен с 1 января 2019 года. Вновь созданная компания вправе перейти на УСН со дня создания.

      Для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, организации необходимо учитывать, что существует особый регламентированный доход, устанавливаемый Налоговым Кодексом.

      Лимит УСН на 2019 год для ООО таков: доход организации за 9 месяцев 2018 года – не должен превышать 112 500 000 рублей (максимальная выручка). Это правило вступило в силу и воспользоваться им смогут те организации, которые планируют переход на «упрощёнку» в 2019 году. Как уже было замечено ранее, данный лимит не будет подвергаться индексации вплоть до 2020 года. А это значит, что не смотря на текст ст. 346.13 и 346.12 НК РФ применение коэффициента- дефлятора к значениям лимита УСН на 2019 год для ООО не осуществляется.

      Лимит выручки УСН на 2019 год исходит из статьи 346 НК РФ. Согласно п 4 ст. 346.13 НК РФ лимит выручки (доходов) для организаций индексируется на определенный коэффициент-дефлятор, устанавливаемый каждый год в РФ и учитывающий изменение потребительских цен на товары и услуги.

      В 2016 году коэффициент-дeфлятoр был равен 1,329, согласно приказу Минэкономразвития России от 20.10.2015 №772. Для того чтобы посчитать лимит по УСН на 2016 год необходимо было умножить, максимально разрешенный доход (60000000) на коэффициент-дефлятор (1,329).

      Итого, полученный лимит по УСН на 2016 год был равен 79 740 000 руб.

      В 2017 году коэффициент-дефлятор равен 1,425, согласно приказу Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698. А с 1 января 2017 года предельный доход по УСН увеличился до 150 млн рублей. Если действовать по схеме применяемой в 2016 году – для того, чтобы узнать лимит по УСН на 2018 год, необходимо умножить предельный доход на коэффициент-дефлятор. НО! С 1 января 2017 года произошло приостановление действия п. 2 ст. 346.12 НК РФ до 1 января 2020 года. А это значит, что индексация на коэффициент-дефлятор не применяется, а соответственно умножать на него предельный доход в 2019 году не нужно.

      Установленные лимиты по выручке в 2019 году выглядят так: компания только переходящая на «упрощенку» должна иметь определенный лимит, не превышающий 112 500 000 рублей.

      Сравнивая ограничения по выручке при УСН в 2019 году с предыдущими годами, можно сказать, что система стала намного лояльнее, благодаря тому, что лимит увеличился практически в два раза по сравнению с прошлым годом. Данные изменения можно увидеть в абзацах, расположенных выше.

      Если предприятие за отчетный период превысит установленный лимит УСНО по выручке, то необходимо перейти на общую систему налогообложения с начала отчетного года, пересчитав налоги, от которых освобождает УСНО: налог на прибыль для организаций НДФЛ для предпринимателей, НДС и налог на имущество. Для того, чтобы избежать данной ситуации каждой компании необходимо составить четкий финансовый план, предусмотреть все возможные варианты развития событий и составить предположительные способы их решения.

      Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения

      1 вариант — налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенку в налоговую инспекцию одновременно с документами для постановки на учет.

      2 вариант — налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенку позднее, нежели документы на регистрацию. Если второй вариант оказался предпочтительнее, то уведомление подается в налоговую инспекцию в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

      3 вариант — налогоплательщик переходит на упрощенку с другого режима налогообложения. В таком случае уведомление о переходе на УСН подается до 31 декабря текущего года, так как переход на упрощенку возможен лишь со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

      4 вариант — на упрощенную систему налогообложение переходит плательщик ЕНВД.

      Переход на УСН с ЕНВД осуществляется с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление должно быть представлено в налоговые органы не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате налога на вмененный доход.

      [Налоговый кодекс РФ] [Глава 26.2] [Статья 346.11]

      1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

      2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

      Абзац утратил силу.

      Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

      3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

      Абзац утратил силу.

      Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

      4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

      5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.

      Комментируемая ст. 346.11 НК РФ закрепляет общие положения, касающиеся УСН.

      УСН применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями и применяется наряду с иными режимами налогообложения. А переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном в порядке.

      Сущность УСН и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Заметим, что УСН дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов.

      Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ действуют в новых редакциях.

      Так, п. 2 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривает, что применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

      а) налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по

      налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

      б) налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов

      недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

      При этом организации, применяющие УСН, по-прежнему не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

      Пункт 3 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») предусматривает, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

      а) НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ);

      б) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

      Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, как и ранее, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

      Также согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

      Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

      В соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие:

      а) порядок ведения кассовых операций. Центральным банком Российской Федерации утверждены Указание от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» и Указание от 7 октября 2013 г. N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», которые вступили в силу с 1 июня 2014 г.;

      б) порядок представления статистической отчетности. Порядок представления первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета урегулирован в ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

      Приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. N ММВ-7-3/829@ утверждены формы документов для применения УСН. Приказом ФНС России от 16 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/878@ утвержден Формат представления в налоговый орган документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме.

      Существуют определенные организации, которые даже при соответствии вышеуказанным требованиям не могут пользоваться этой системой. Применение упрощенной системы налогообложения запрещено для таких предприятий:

      • компании, обладающие открытыми филиалами;
      • банки и страховые фирмы;
      • ПФ, являющиеся негосударственными;
      • инвестиционные фонды;
      • фирмы, выступающие участниками на рынке ценных бумаг;
      • бюджетные учреждения;
      • ломбарды;
      • фирмы и ИП, специализирующиеся на изготовлении подакцизных товаров или добыче и продаже полезных ископаемых (исключением являются общераспространенные минералы);
      • предприятия, организующие азартные игры;
      • компании и ИП, работающие на ЕСХН;
      • специалисты, обладающие частной практикой, причем сюда относятся нотариусы или адвокаты;
      • фирмы, участвующие в соглашении о разделе продукции;
      • компании, в которых участвуют другие предприятия, доля которых превышает 25 %;
      • фирмы с количеством работников больше 100 человек;
      • предприятия, стоимость ОС которых свыше 100 млн. руб.;
      • иностранные фирмы;
      • фирмы, получающие доход в год, который превышает 150 млн. руб.
      • предприятия, которые соответствуют всем требованиям УСН, но при этом они своевременно не подали заявление на переход.

      До 2016 года в этот список входили представительства, но теперь они могут применять УСН.

      Какую упрощенку выбрать: «Доходы» или «Доходы минус расходы»

      Использование УСН обладает многими неоспоримыми плюсами. В связи с применением упрощенной системы налогообложения предприниматели и организации пользуются преимуществами:

      • заменяются единым сбором другие значимые налоги, к которым относится НДС, НДФЛ и сбор на имущество, но исключением будет ситуация, если в отношении определенного имущества установлена кадастровая стоимость, поэтому за него придется уплачивать налог на имущество;
      • значительно упрощается учет, так как требуется только вести КУДиР и ежегодно сдавать декларацию, поэтому нередко просто отсутствует необходимость в услугах профессионального бухгалтера, так как сам предприниматель легко справляется с этой задачей;
      • ИП могут уменьшить налог на страховые взносы в размере 100 %, если отсутствуют официально трудоустроенные работники, а если есть наемные специалисты, то уменьшается сбор на 50 % от страховых перечислений;
      • уменьшается платеж в ФНС на торговый сбор;
      • если предприниматель при первичной регистрации сразу переходит на УСН, то он может воспользоваться специальными налоговыми каникулами, поэтому в течение двух лет может работать со ставкой в 0 %.

      Особенно привлекательным для каждого предпринимателя является плюс, позволяющий в течение двух лет работы не уплачивать сбор. Это позволяет эффективно развиваться новой компании.

      Допускается применять этот режим не только предпринимателям, но и компаниям. Упрощенная система налогообложения по НК РФ может использоваться фирмами с учетом правил:

      • переход допускается с момента регистрации компании в течение 30 дней после регистрации или с начала нового года, причем следует уведомить ФНС о переходе до 31 декабря;
      • о намерении работать по этому режиму требуется составлять и передавать в ФНС соответствующее уведомление;
      • если нарушаются сроки подачи уведомления, то невозможно будет пользоваться системой;
      • ООО, применяющие УСН, могут пользоваться теми же методами бухучета, что и при ОСНО.

      Остальные требования и условия являются одинаковыми как для компаний, так и для ИП. Упрощенная система налогообложения для ООО обычно выбирается новыми на рынке фирмами, так как отсутствуют сведения о том, каков будет примерный размер доходов и расходов.

      Все предприниматели, планирующие открытие собственного бизнеса, должны заблаговременно подумать о том, какая система будет ими использоваться для расчета налогов. Важно заранее уведомить ФНС о том, что будет применяться упрощенная система налогообложения. Налоговый период по этой системе равен календарному году, поэтому допускается переход только с начала следующего года.

      Изначально при регистрации фирмы или ИП можно сразу с документами на регистрацию передавать уведомление о переходе.

      Если до конца текущего года предприниматель не сможет уведомить ФНС о том, что в будущем году планируется работа по УСН, то пользоваться этим режимом будет невозможно. Перед подачей уведомления следует убедиться, что компания полностью соответствует требованиям режима.

      Налоговым периодом по этому режиму выступает год, а вот отчетным считается квартал. Если используется упрощенная система налогообложения, то рассчитывается налог нарастающим итогом с начала года. Поэтому в течение года требуется перечислить 3 авансовых платежа за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев. Оставшаяся сумма перечисляется в следующем году за вычетом авансовых платежей. В это же время сдается декларация.

      Для упрощения расчетов можно пользоваться онлайн-калькуляторами или приглашать квалифицированных специалистов.

      Упрощённая система налогообложения в 2021 году

      Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ)

      Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ)

      Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса. (В редакции Федеральных законов от 31.12.2002 № 191-ФЗ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 21.07.2005 № 101-ФЗ; от 17.05.2007 № 85-ФЗ; от 22.07.2008 № 155-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 27.11.2010 № 306-ФЗ; от 02.04.2014 № 52-ФЗ; от 24.11.2014 № 376-ФЗ; от 30.03.2016 № 72-ФЗ; от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

      (Абзац утратил силу — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

      Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. (В редакции Федеральных законов от 21.07.2005 № 101-ФЗ; от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

      Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса. (В редакции Федеральных законов от 31.12.2002 № 191-ФЗ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 21.07.2005 № 101-ФЗ; от 17.05.2007 № 85-ФЗ; от 22.07.2008 № 155-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 27.11.2010 № 306-ФЗ; от 24.11.2014 № 366-ФЗ; от 29.11.2014 № 382-ФЗ; от 30.03.2016 № 72-ФЗ; от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

      (Абзац утратил силу — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

      Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. (В редакции Федеральных законов от 21.07.2005 № 101-ФЗ; от 30.11.2016 № 401-ФЗ)

      Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ)

      (Статья введена — Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ)

      С учетом требований норм гл. 26.2 НК РФ объект для начисления налога при рассматриваемом спецрежиме необходимо определять одним из 2 способов:

      • доходы;
      • доходы минус расходы.

      Для первого способа вопрос расходов для целей налогообложения значения не имеет, а для второго играет очень важную роль.

      О том, как сменить объект налогообложения на упрощенке, читайте в этой статье.

      П. 1 ст. 346.16 НК РФ выделяет следующие расходы при УСН — доходы минус расходы:

      • издержки по закупке, производству и установке основных средств;

      О порядке списания основных средств на расходы при УСН читайте здесь.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.