Спецоценка условий труда штрафы за отсутствие 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Спецоценка условий труда штрафы за отсутствие 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
  • условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Трудинспекторы перешли от слов к делу. Начались штрафы за СОУТ

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

С 30 декабря 2020 г. действует Закон от 30.12.2020 г. № 503-ФЗ, согласно которому скорректированы положения Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ о спецоценке.

Работодатель направляет декларацию по СОУТ в региональное отделение Роструда по результатам проведенной оценки. При этом декларация подается по тем рабочим местам, на которых согласно СОУТ:

  • не найдены вредные или опасные факторы;
  • условия труда определены как оптимальные или допустимые. Исключение — рабочие места, утвержденные в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 2021 г. срок действия декларации СОУТ был 5 лет. Если в компании не было несчастных случаев, нарушения требований по охране труда и профзаболеваний у сотрудников, срок продлевался еще на 5 лет.

С 2021 г. декларация стала бессрочной до тех пор, пока условия по рабочему месту сохраняются на необходимом уровне. Эта корректировка внесена в ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Характеристика бессрочности касается деклараций, внесенных в реестр Роструда до 30 декабря 2020 г. и считавшихся поданными за 5 лет. Этот момент указан в п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Правила представления декларации соответствия СОУТ регламентированы Приказом Минтруда от 07.02.2014 г. № 80н. Ведомство подготовило поправки в эти правила, а также в правила ведения реестра в связи с объявлением деклараций бессрочными.

Отметим, что для отображения СОУТ в учетной системе 1С:ЗУП имеется широкий функционал и все необходимые формы документов. В том случае, если для работы вам требуются индивидуальные формы или настройки, их можно реализовать с помощью специалистов 1С.

СОУТ (специальная оценка условий труда)

В первую очередь специалист кадрового подразделения должен ознакомить сотрудников организации с результатами спецоценки рабочих мест. В том числе кадровик информирует работников:

  • об условиях труда, в которых придется работать;
  • полагающихся льготах и компенсациях;
  • возможных рисках и средствах индивидуальной защиты.

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Для отдельных категорий работников предусмотрены дополнительные льготы и компенсации. Классы вредных или опасных условий труда кадровик должен брать из карты аттестации или спецоценки. Например, если у сотрудника, в соответствии с установленным классом вредности, сокращенная рабочая неделя, а он хочет за доплату работать больше положенного времени, то следует составить дополнительное соглашение, в котором надо указать, сколько у работника будет часов в неделю и какая будет доплата. Изначально в трудовой договор подобную информацию включать нельзя.

В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.

Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.

Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.

Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.

В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.

В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.

Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.

Также ст. 13.12 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение установленного порядка, касающегося персональных данных. Допустим, в обязанности кадровика входит обеспечение их надлежащего хранения, а он этого не выполнил. Штраф составит от 500 до 1 000 рублей.

  • Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
  • Декларацию соответствия условий труда сделали бессрочной
  • Утвердили новый перечень работ, которые связаны с управлением ТС. Работникам из перечня нельзя работать по совместительству по аналогичной профессии
  • Новый порядок паспортизации отходов и отнесения их к классу опасностей
  • МЧС подготовило новые проверочные листы для плановых проверок по пожарной безопасности
  • Обновили порядок разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
  • Продлили действие шести отмененных СанПиНов
  • Правительство предложило вести мониторинг состояния здоровья работников на вредных условиях труда
  • С 1 февраля начнется эксперимент по внедрению системы дистанционного контроля промбезопасности
  • Установили новые критерии отнесения объектов НВОС к категориям
  • ФФОМС уточнил, за чей счет проходит тестирование на коронавирус

Спецоценку проводят все ООО и предприниматели с сотрудниками: даже магазины с одним кассиром или веб-студии с одним только дизайнером. Спецоценка нужна даже тогда, когда в штате есть водители или сотрудники, которые работают с выездом на объект.

Спецоценка не нужна только предпринимателям без сотрудников или с удалёнными сотрудниками.

У новых ООО или ИП есть 12 месяцев на проведение спецоценки. Декларация соответствия условий труда, которую организация подает в трудовую инспекцию по итогам спецоценки, действует бессрочно, если условия труда не меняются. Проведите спецоценку снова, если:

  1. Создали новые рабочие места;

  2. Переехали в другой офис;

  3. У сотрудника появилось заболевание из-за вредных или опасных факторов на рабочем месте.

  4. Сотрудник получил травму на рабочем месте;

  5. Трудинспекция нашла нарушения условий труда.

Если вы зарегистрировали ООО или ИП больше года назад, но еще не провели спецоценку, сделайте это как можно скорее.

ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.

Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.

Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):

  • на руководство фирмы — от 5 до 10 т. рублей;
  • на фирму — от 60 до 80 т. рублей;
  • на предпринимателя — от 5 до 10 т. рублей.

Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.

СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.

Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.

  1. Спецоценку условий труда (СОУТ) подавляющему большинству хозяйствующих субъектов нужно завершить до конца текущего года.
  2. Для малых предприятий исключений не предусмотрено.
  3. Для проведения СОУТ заключают договор со специализированной сторонней организацией.
  4. Цены на услуги спецоценки не столь высоки, как штрафы за нарушение законодательства.
  5. Малые предприятия находятся в выгодном положении, поскольку имеют небольшое количество рабочих мест.
  6. Если в штате МП надомники или дистанционные работники, СОУТ они могут не проводить.
  • новых рабочих местах;
  • изменении технологического процесса;
  • использовании нового сырья;
  • изменении средств защиты;
  • несчастном случае на производстве;
  • профессиональном заболевании.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

  1. определение состава комиссии во главе с работодателем, в неё входят представители профсоюза;
  2. определение перечня проверяемых рабочих мест;
  3. выбор экспертной организации, заключение договора;
  4. идентификация производственных факторов;
  5. проведение измерений факторов вредности, определение классов.
  6. составление отчета.

Законом предусмотрено предоставление отчёта в экспертную организацию не позднее 3 рабочих дней, ознакомление работников с данными отчета в течение 30 дней. СОУТ не проводится для надомников, сотрудников, работающих дистанционно, лиц, оформивших трудовые отношения с работодателями физическими лицами. Не предусмотрена проверка на вакантных рабочих местах.

За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрены административное взыскания. Размеры штрафов в в Москве и по всей Московской области:

  • для должностных лиц и ИП – 5.000–10.000 руб.;
  • для юридических лиц – 60.000–80.000 руб.;
  • при повторных нарушениях для должностных лиц ИП – 30.000–40.000 руб.;
  • в той же ситуации для юридических лиц – 100.000–200.000 руб.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Мы предоставим вам:

  • бесплатное юридическое сопровождение;
  • консультации;
  • оперативное решение проблемы.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2020 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

Спецоценка условий труда: за что штрафуют кадровиков?

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

В своих рекомендациях специалисты Минтруда напомнили всем работодателям основные принципы СОУТ. В частности, о том, что:

  1. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является обязательной и проводится у всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы. В противном случае штраф за отсутствие СОУТ в 2021 году сотрудники Роструда выпишут в обязательном порядке. Но исключения имеются.
  2. По нормам Трудового кодекса РФ, работодатель — это физическое (ИП) либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с физлицом-работником.
  3. Если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные работники по трудовому договору, то специальная оценка у него не проводится.
  4. Если ИП привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т. п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), эти специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то СОУТ у таких предпринимателей не проводится.
  5. Работодатели обязаны подавать декларацию в отношении всех рабочих мест, на которых не выявлены по результатам специальной оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы. Такая декларация подается в Государственную инспекцию труда субъекта РФ (по месту нахождения работодателя). Срок действия поданной декларации — 10 лет, но только при условии, что на декларируемых рабочих местах за этот период не происходили несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания или нарушения, выявленные при проверках ГИТ. Минтруд напомнил, что декларацию о СОУТ можно подать дистанционно на сайте Роструда в интернете.
  6. Организации или ИП-работодатели, образованные в 2021 году, или новые рабочие места должны быть проверены в срок 12 месяцев с момента организации: если в организации появилось новое рабочее место, к примеру, в декабре 2021 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — не позднее декабря 2020 года.

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2021 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Еще один важный момент: кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки? Помимо сотрудников Роструда, правом на проведение проверки наделены:

  • трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
  • специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2019. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.

Процедуру проведения спецоценки следует начать с создания комиссии, в которую войдут:

  • представитель администрации;
  • специалист по охране труда;
  • представитель первичной профсоюзной организации.

Нами указан минимально возможный состав такой комиссии, однако она может быть значительно больше. Главное условие – количество ее членов должно быть нечетным.

Перед тем, как начнется специальная оценка (штраф за спецоценку условий труда достаточно высокий) комиссией утверждается перечень рабочих мест, которые будут проанализированы. В том числе, готовится список аналогичных рабочих мест. Объясняется это тем, что не нужно оценивать все похожие рабочие места. Достаточно оценить лишь 20% (минимум – 2 рабочих места).

В целях проведения специальной оценки рабочих мест признаются аналогичными рабочие места, удовлетворяющие следующим условиям:

  • расположены в одном или однотипных производственных помещениях;
  • данные помещения (производственные зоны) оборудованы однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • персонал, занимающий данные рабочие места, работает по одной и той же профессии (должности, специальности) и имеет одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
  • работники используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Минтруд уже разработал порядок привлечения к ответственности: то есть уже решено, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ. К работодателю, не исполнившему требования из полученного от Роструда предупреждения, применяется механизм административного рассмотрения правонарушения с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 КоАП РФ. А это штраф в размере до 80 000 рублей — за первичное нарушение и до 200 000 рублей — за повторное. Кроме того, возможна приостановка работы организации или ИП на период до 90 суток. Должностных лиц, допустивших повторное нарушение правил спецоценки, могут дисквалифицировать на период от 1 года до 3 лет.

В Минтруде рассчитывают, что такой подход даст возможность добросовестным и ответственным работодателям устранить нарушения без наложения административных штрафов.

В соответствии с положениями нормативных актов, административный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест — не единственное возможное наказание за отсутствие СОУТ. Если в результате несчастного случая причинен тяжкий вред здоровью сотрудника или наступила его смерть, администрацию привлекут по ст. 143 УК РФ. Наказания предусмотрены различные в зависимости от наступивших последствий, среди них есть и серьезные денежные взыскания (до 400 000 рублей) и лишение свободы на продолжительный срок (до 5 лет).

Она предусмотрена специальной статьей КоАП РФ — 4.54. За нарушение порядка спецоценки юрлицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 100 000 рублей, должностным лицам — в размере от 20 000 до 30 000 рублей. За повторное правонарушение санкции предусмотрены более серьезные, причем юрлицу грозит административное приостановление деятельности. Эксперт по данной статье несет ответственность как должностное лицо.

Состав и функции комиссии должны быть утверждены приказом. Ее основные полномочия – это составление списка рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка, и определение аналогичных позиций в этом списке. Проверьте, чтобы число ее членов было нечетным: так будет проще принимать решения анием.

Это должна быть организация, которая соответствует требованиям ст. 19 закона № 426-ФЗ. Важнейшее из них – чтобы проведение СОУТ было ее основным видом деятельности (или хотя бы одним из основных).

Также необходимо, чтобы компания имела собственную лабораторию дляпроведения испытаний и достаточное количество квалифицированных экспертов в качестве штатных сотрудников.

Если все в порядке – заключите с организацией официальный договор.

Обзор новостей по охране труда с 1 по 17 января 2021 года

Получив от исполнителя отчет по спецоценке, тщательно проверьте его. Если Вы не согласны с итогами, приведенными в этом документе, Вам поможет Приказ Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2016 г. № 709н.

В нем подробно описан порядок рассмотрения разногласийв процессе выполнения этой процедуры. Если претензий и разногласий по этому поводу нет, сообщите организации, проводившей СОУТ, об утверждении отчета в трехдневный срок.

Согласно 426-ФЗ предприятия, на которых обнаружены рабочие места, отнесенные к классу оптимальных или допустимых, обязаны информировать об этом Трудовую инспекцию.

Это делается в форме специальной декларации, которая подтверждает соответствие условий труда на таких позициях государственных нормативам. Она составляется по правилам, которые приведены в приказе Минтруда от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Это нужно сделать в течение 30 дней с даты утверждения отчета о СОУТ.

Сотрудники имеют право знать, в каких именно условиях они работают. Поэтому каждого из них необходимо письменно проинформировать о том, к какому именно классу условий труда отнесено его рабочее место. На это отводится 30 дней с даты утверждения отчетности.

Сведения об итогах спецоценки нужно разместить на официальном портале Вашей организации. Это необходимо, чтобы все заинтересованные лицамогли получить к ним доступ в режиме онлайн – например, это могут быть потенциальные работники или контролирующие органы. На это работодателю также дается 30 дней с момента утверждения отчета по СОУТ.

Согласно 426-ФЗ компания, которая проводила спецоценку, обязана в течение десяти дней с момента утверждения отчета передать сведения о результатах СОУТ в Федеральную государственную систему, предназначенную для учета итогов таких работ. Однако работодателю стоит проследить за тем, что эта организация выполнила свою обязанность, поскольку если по каким-то причинам этого не было сделано, передать эти данные придется самому работодателю.

Сведения об итогах СОУТ напрямую влияют на размер тарифов, уплачиваемых работодателем на страхование своих сотрудников от несчастныхслучаев, производственных травм и профессиональных заболеваний. Поэтому такие данные в обязательном порядке должны быть переданы в ФСС.Для этих целей предусмотрена специальная форма 4-ФСС: она утверждена приказом ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381.

426-ФЗ от 28.12.13 — Федеральный закон о специальной оценке условий труда, вступающий в силу с 2021 г с обновленными требованиями. ТК России также отражает процесс проведения СОУТ в 2021 году. Эти и другие официальные постановления информируют, кому нужна оценка рабочих мест в 2021 году, последние изменения, например, дают освобождение от обязательной аттестации официальным религиозным организациям.

Аттестационная оценка рабочего места с 01.01 2021 обязательна для каждой организации, имеющей наемных сотрудников. Поэтому руководителям предприятий будет полезно узнать нюансы этой процедуры. Разберем для начала, что такое СОУТ

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные (опасные) факторы, работодатель в течение 30 дней с момента утверждения отчета подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. Приказом Минтруда от 07.02.2021г. № 80н) (действительна пять лет). По истечении срока действия в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

  • сведения об оцениваемой организации;
  • перечень рабочих мест с указанием установленных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки для каждого рабочего места, содержащие сведения о классе (подклассе) условий труда;
  • протоколы исследований вредных и опасных производственных факторов;
  • протокол оценки эффективности СИЗ для снижения класса (подкласса) условий труда (при наличии);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • заключения эксперта.

В автоматическом режиме предприятия начнут штрафовать с 2021 года. Критерий — наличие рабочих мест, существующих больше года, по которым в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда нет информации.

С 1 января 2021 года организации, не успевшие провести СОУТ, попадают под действие статьи 5.27.1 КоАП РФ, что грозит юридическому лицу штрафом в размере до 80 000 рублей. Большинство малых и средних предприятий не провело специальную оценку условий труда до 31 декабря 2021. Каковы последствия? Всех оштрафуют или можно избежать наказания? Отвечаем на актуальные вопросы.

Нарушения в области спецоценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому в 2021 году штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными.

  • для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
  • для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.

Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2021 году — это мера воздействия на работодателей, которые не исследовали производственные факторы, влияющие на работников. Санкции последуют для должностных и юридических лиц.

Специальная оценка условий труда — это обязательная для всех видов предприятий любой специфики деятельности процедура. Однако возникают вопросы о ее проведении в офисе, ведь вредных факторов тут, кажется, нет. Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы, чтобы не попасть на штраф? Тем более, что в ГИТ уже готовы проводить внеплановые рейды в поисках тех, кто вовремя не провел СОУТ.

Организация обучения членов Комиссии основам проведения и применения результатов СОУТ, в т. ч. основам Методики проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2021 № 33н, не обязанность, а право работодателя. Но лучше его реализовать. Тогда Комиссия сможет не только спрогнозировать ее результаты, но и достичь их. Члены комиссии обязательно должны знать, что и зачем делают, а не работать вслепую, выступая в роле статистов.

  • · Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • · Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • · Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • · Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

31.12.2021 закончился период проведения спецоценки условий труда в России, установленный ФЗ-426. В связи с этим возникали вопросы: когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ? Свои полномочия контролирующие органы уже реализуют в полном объеме: с 01.01.2021 Роструд начал штрафовать работодателей за отсутствие специальной оценки условий труда (СОУТ). Таким образом, штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2021 году последует, если работодатель не имеет на руках результатов проведения СОУТ. Но некоторые из них смогут избежать ответственности, если выполнят рекомендации Минтруда России. Опубликованные министерством разъяснения должны помочь организациям малого бизнеса и ИП в вопросах проведения спецоценки. Рассмотрим подробнее, что советует Минтруд работодателям, чтобы не получить штрафы за отсутствие СОУТ.

Минтруд РФ, основываясь на положениях ФЗ № 426-ФЗ, подготовил разъяснения от 16.01.2021, в соответствии с которыми процедуру проводят все работодатели, которыми по ТК РФ являются физические и юридические лица, имеющие трудовые отношения с сотрудником. Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2021 году грозит работодателям всех форм собственности.

С 2021 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.

При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Если аналогичные рабочие места есть, достаточно провести оценку в отношении 20% от общего числа проверяемых рабочих мест. Но не менее чем в отношении двух. Результаты оценки распространяют на все аналогичные места.

Выявленные в ходе СОУТ вредные или опасные условия факторы могут потребовать внесения изменений в порядок работы компании, а также привести к закупке новых СИЗ, уплате обязательных пенсионных взносов по дополнительным тарифам, назначению работникам доплаты за работу в особых условиях труда и т.д.

16-го января 2021 года Министерство труда РФ дало Разъяснения по вопросам проведения СОУТ индивидуальными предпринимателями и малым бизнесом. Ведомство напомнило, что в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2021, спецоценка условий труда проводится всеми работодателями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.