Берут ли налог за бездетность у мужчин

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Берут ли налог за бездетность у мужчин». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сегодня россиянам беспокоиться не надо. Деньги за отсутствие детей они платить не будут. Налог отменили в январе 1992 года, когда не стало СССР. Советское поколение не было избавлено от подобной необходимости. Холостяков и семьи, в которых дети отсутствовали, налогом обложили в 1941 году. Война стремительно сокращала численность россиян, и новорожденные были необходимы, как и деньги для экономики борющейся с врагом державы.

Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину предъявили плановую версию положения федерального законодательства «О состоянии семей с большим количеством детей в стране». Кроме того, этот проектный документ предлагает добавить налог для семейных пар с малым числом детей. Как сказано в газете «Известия», начальник Института демографии и регионального развития Юрий Крупнов переслал Владимиру Владимировичу Путину документ модернизации государственного закона, который представляет собой ряд решений, помогающих и поддерживающих многодетных. Те, кто разработали эту инициативу, дополнили свое мнение предложением ввести налог на бездетных (не по медицинской причине), а также имеющих всего лишь одного ребенка. Размера суммы налога до сих пор не было объявлено.

Сегодня из-за уже существующего налога семьи без детей или с одним-двумя детьми платят государству куда больше, нежели многодетные. По данным из российской статистики:

  • семьи без детей, которые зарабатывают в месяц 72 400 рублей, налог списывает 9 410 рублей;
  • родители, у которых есть три или более детей платят государству 7 900 рублей, то есть на 1 500 рублей меньше.

Удерживаемый налог попадает на бюджет страны и региона (в пропорциях 85%/15%).

Сумма тратится на:

  • социальную поддержку;
  • образование;
  • строительство дорог;
  • медицину;
  • другие отрасли.

Разработчик этого нововведения планирует отправлять деньги в ныне неработающий «Государственный фонд помощи многодетным семьям», финансы которого будут тратиться исключительно на поддержку многодетных семей (сюда же входят пособия, выплачиваемые им каждый месяц).

Впервые налог «на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» появился в нашей стране в самое, казалось бы, неподходящее время: в ноябре 1941 года.

” С сегодняшней точки зрения событие необъяснимое: немецкие войска стоят под Москвой, вокруг Ленинграда смыкается кольцо блокады, а Президиум Верховного Совета СССР озабочен усовершенствованием налогового кодекса!

Вряд ли речь шла о долгосрочных демографических перспективах, скорее – о быстром способе пополнения государственного бюджета. Когда война подошла к концу, стали очевидны и колоссальные людские потери, которые требовалось восполнить – Указ совершенствуют и дорабатывают в 1944 году.

Итак, кто должен был платить налог на бездетность?

  • Все мужчины от 20 до 50 лет, независимо от семейного положения – 6% от зарплаты.
  • Все замужние женщины от 20 до 45 лет – 6% от зарплаты.
  • Жители села: не имеющие детей 150 рублей в год, одного ребенка — 50 рублей, двух детей — 25 рублей в год (с 1949 по 1952 год).

Минфин исключил введение в России налога на бездетность

На самом деле налог на бездетность у нас в стране есть, только в завуалированном виде – в форме налоговых вычетов «на детей». То есть не у бездетных граждан берут деньги, а налогоплательщикам-родителям немножко возвращают. Однако очередной, 401-й способ «сравнительно честного отъема денег у населения» не дает покоя депутатам.

Первым проявил инициативу депутат Госдумы от Партии «Родина» Александр Чуев в 2003 году. Он полагал, что было бы неплохо «отщипнуть» 3-5% доходов у всех бездетных мужчин и женщин детородного возраста, вне зависимости от их семейного положения.

Спустя пару лет это же предложение прозвучало со стороны сопредседателя партии «Правое дело» и главы общественной организации «Деловая Россия» Бориса Титова. Он вообще оказался очень практично мыслящим политиком. К примеру, предложил позволить юношам, не желающим служить в армии, «вносить компенсацию», то есть, попросту официально откупаться от исполнения священного долга. Что до бездетности, то Борис Титов предлагал обложить 2%-ным налогом только граждан 22–25 лет, доходы которых составляют от 100 тыс. рублей.

Как тут не вспомнить фразу, с которой начинается знаменитый роман «Гордость и предубеждение» Джейн Остен: «Всем известно, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену».

Две попытки, проваленные законодательным собранием, – достаточный повод отказаться от идеи ведения налога, но нет: в 2006 году с аналогичной инициативой выступает зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. На этот раз ВЦИОМ даже провел опрос общественного мнения (69% опрошенных высказались против введения налога), а инициативного депутата попытался урезонить тогдашний председатель Совета Федерации Сергей Миронов, заметивший, что у нас и так молодые семьи откладывают рождение первенца до тех пор, пока не приобретут жилье, и новый налог никак не ускорит этот процесс.

Казалось бы, тут и точку можно поставить. Но в 2013 году внезапно сделал заявление Дмитрий Смирнов, который являлся на тот момент главой синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной церкви.

«Если ты не хочешь идти на подвиг рождения детей… или не можешь, то поучаствуй в этом деньгами, небольшим налогом», – заявил священнослужитель.

Наконец, в 2015 году в ход пошла тяжелая артиллерия: с предложением вернуть шестипроцентный налог к президенту обратился Владимир Жириновский. А, как известно, экстремальные высказывания этого политика часто становятся своего рода «пробными шарами» в отношении спорных инициатив власти.

Последняя глава саги о налоге: с концепцией федерального закона «О статусе многодетных семей в Российской Федерации» выступил председатель Наблюдательного совета некоммерческой организации Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Итак, вернемся к концепции предполагаемого федерального закона (мы сохраняем орфографию авторов).

«В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей».

Мы не знаем, какой именно вариант концепции отправил Юрий Крупнов президенту Путину, но, судя по присутствующим в сети черновым вариантам, лидеру страны предстоит вечер увлекательного чтения: по жанру этот законопроект ближе всего к классическому роману-утопии. Вы можете судить об этом сами – загляните под спойлер.

Концепция федерального закона

«О статусе многодетных семей в Российской Федерации»

В ситуации острого демографического кризиса в Российской Федерации и дальнейшего обезлюживания страны, когда при сохранении существующей демографической политики численность российского населения к концу столетия уменьшится вдвое, единственным инструментом преодоления данного кризиса является существенное, в несколько раз, увеличение количества многодетных семей.

В настоящее время в РФ многодетные семьи составляют 6,5 процентов от всех семей с детьми, однако в них растёт почти 20 % всех российских детей. Для того, чтобы численность населения в Российской Федерации хотя бы сохранялась и не убывала число многодетных семей в стране к 2035 году должно увеличиться в 7 раз и составить примерно половину всех российских семей. Это является своего рода категорическим демографическим императивом для российского государства и общества.

Несмотря на культивируемые до настоящего времени установки на малодетность, более того, поддержание состояния фактически принудительной малодетности, указанный целевой рост числа многодетных семей вполне возможен. В любом случае, главным инструментом и драйвером демографии в России является направленное наращивание числа многодетных семей с помощью всех возможных культурных, гуманитарных, социальных и финансово-экономических усилий государства и общества.

По существу это предполагает перевод социального слоя (страты) многодетных семей из состояния только объекта социальной защиты в состояние элитного социального слоя России. Однако для этого необходимо законодательно определить и обеспечить по аналогии с федеральными законами «О статусе военнослужащих» (N 76-ФЗ) или «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (N 3-ФЗ) особый статус многодетных семей как национального достояния и главного ресурса позитивной демографии.

Именно введение специального статуса многодетных семей как элиты российского населения составляет суть и новизну предлагаемого законопроекта.

Концепция федерального закона «О статусе многодетных семей» разрабатывается в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и в целях кардинального повышения статуса многодетных семей, превращение их в привилегированный социальный слой, что позволит к 2030 году преодолеть ситуацию национальной демографической катастрофы и от суженного коллапсирующего отрицательного воспроизводства перейти как минимум к простому воспроизводству населения, а также создать наилучшие условия для воспитания и социализации детей как в многодетных семьях, так и в тех семьях, что на данный момент являются малодетными, однако готовы к рождению новых детей и перехода в статус многодетной семьи.

Главными заказчиками предлагаемого закона предлагается сделать Минобороны и Минэкономразвития России, поскольку закон призван в государственной перспективе содействовать также и решению проблемы достаточности национальных трудовых и человеческих ресурсов в интересах обеспечения конкурентоспособности и обороноспособности страны.

Ключевыми параметрами реализации предлагаемого законопроекта станет увеличение количества рождаемых гражданами РФ детей в год и повышение к 2035 году суммарного коэффициента рождаемости до 2,5.

Следует отметить, что в Государственную Думу РФ в 1990-2000-е годы вносился федеральный закон «О государственной поддержке многодетных семей», был принят ей 17.11.99, затем одобрен Советом Федерации 23.12.99, но отклонен Исполняющим обязанности Президента РФ 03.01.2000 (N Пр-30) в связи с тем, что та версия Федерального закона не имела собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм уже была на тот момент урегулирована Конституцией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях» и другими законами, а кроме того, ряд положений Федерального закона противоречил требованиям Конституции РФ о недопустимости вмешательства федеральных органов государственной власти в компетенцию субъектов Российской Федерации.

С инициативой ввести новый налог выступила председатель правления общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая. В эфире радиостанции «Говорит Москва» она сказала:

Либо любит детей и рожает, либо не любит и платит за то, что не любит

Она предложила брать налог и с мужчин, и с женщин, которые сознательно отказываются от идеи заводить детей. По предложению Буцкой, налог должен составить 300−500 рублей в месяц (3 600 — 6 000 в год).

Для семей с детьми есть налоговая льгота — стандартный налоговый вычет на ребёнка.

  • на первого и второго — 1 400 рублей;
  • на третьего и каждого последующего — 3 000 рублей;
  • наребёнка-инвалида I и II группы — 12 000 рублей.

Получается, что родитель двух детей при доходе 40 000 рублей получит зарплату больше, чем его бездетный коллега.

Люди, период трудовой деятельности которых пришелся на времена существования СССР, еще помнят такой вид сбора с зарплаты, как налог на бездетность. Налог этот во многом противоречив. Им облагались все холостые работники, не имеющие детей.

Такой налог был призван существенно увеличить рождаемость, стимулировать молодое поколение к рождению детей. Особенно актуальна эта задача стала после окончания ВОВ, когда демографическая ситуация в стране была крайне неблагоприятной.

Налог на бездетность начал действовать с 21 ноября 1941 года. Он являлся дополнительным сбором к НДФЛ. Сколько процентов от зарплаты составлял налог на бездетность в период СССР? Ставка по данному сбору равнялась 6%. Отчислять его должны были:

  • мужчины в возрасте 20–60 лет, не имеющие детей;
  • женщины в возрасте 20–45 лет.

Налог по современным меркам более чем дискриминационный. Во-первых, противоречива сама подоплека сбора: обязанность иметь детей вне зависимости от желания, уровня дохода, семейных обстоятельств и наличия собственной жилплощади налогоплательщика. Во-вторых, даже возрастная планка (для мужчин на 15 лет выше) дискриминирует сотрудников-женщин.

На данный момент в 2015 году налога на бездетность в России не существует. Однако де-факто он есть и скрыт в обычном подоходном налоге. Так, для людей имеющих детей предоставляются льготы (вычеты):

  • 1400 рублей на одного или двух малышей в семье (уменьшение базы для отчисления налога);
  • 3000 на третьего (следующего) ребенка или ребенка с инвалидностью.

Такой вычет, представляющийся в виде льготы, на самом деле является освобождением от так называемого налога на бездетность в современном налогообложении. Сколько же составляет фактический «налог на бездетность» сегодня? Те, кто не имеет детей и льготами не пользуется, отчисляет со своей заработной платы в среднем на 200–400 рублей больше. Конечно, это не ежемесячные 6-процентные удержания в бюджет, как во времена СССР, но по факту тот же сбор на отсутствие детей.

В России периодически пересматривается демографический вопрос. Государство всячески пытается изменить сложившееся положение и простимулировать высокую рождаемость искусственно.

Не так давно Депутат Московской гордумы выступил с предложением к Президенту РФ воскресить некогда существовавший в советский период налог на бездетность в России. По логике законодателей такой налог необходимо ввести для поддержки семей с детьми.

Действительно ли в этом имеется необходимость или нет — попробуем проанализировать.

Обзор бухгалтерских событий: государство не будет вводить налог на бездетность

Глава Минздравсоцразвития и депутаты Госдумы налог на бездетность в России считают эффективным инструментом для существенного увеличения рождаемости и полного преодоления демографического кризиса. Еще с 2006 года Михаил Зурабов настоятельно требовал увеличить фискальную нагрузку на холостяков, а также на семейные пары, не имеющие ребенка в силу каких-либо обстоятельств, однако полноценный законопроект так и не был разработан до сих пор.

Налоговые выплаты смогут не выплачивать люди с диагнозом «бесплодие», а также те, кто берет детей в семью на воспитание или усыновляют их. При этом власти уверены в том, что подобные меры позволят увеличить рождаемость в государстве, потому что россияне могут испугаться еще одной статьи расходов для собственного бюджета и у многих из них возникнет желание завести ребенка.

  1. Налог за малодетность в Советском Союзе
  2. Налоговый вычет на детей
  3. Введение налога в современной России
  4. Налог в других странах
  5. Заключение
  6. Наиболее популярный вопрос и ответ на него по налогу за бездетность
  7. Список законов
  1. В СССР граждане, которые не являлись родителями, выплачивали специальный налог.
  2. Для жителей сельской местности действовала система отчислений за малодетность.
  3. Размер выплат зависел от заработка гражданина.
  4. При наличии детей граждане имеют право частично вернуть перечисленные налоговые средства.
  5. Вернуть уплаченные налоговые средства можно путем обращения к работодателю или в налоговую инспекцию.
  6. Величина вычета зависит от числа подопечных в семье, факта усыновления и инвалидности ребенка.
  7. Налог на бездетность в России 2017 года мог затронуть граждан без детей, а также имеющих одного ребенка.
  8. Инициативы по введению дополнительных перечислений при бездетности не были приняты.
  9. В различных странах мира семьи с детьми имеют право на определенные льготы.

Глава парламента посетовал, что в минувшем году в Башкирии родилось лишь 19 622 ребёнка, хотя в 1950-х рождалось по сто тысяч и более. Толкачёв винит в низкой рождаемости менталитет молодёжи, которая больше думает о личностном росте, чем о росте количества членов семьи. Башкирский политик надеется, что введение налога простимулирует молодых людей плодиться и размножаться.

Пока что предложение не оформлено в законопроект. Но для примера — в СССР налог на бездетных составлял 6% от зарплаты. Его платили бездетные мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины от 20 до 45 лет.

В России предложили ввести налог на бездетность

В 1960-х годах Румыния столкнулась с рекордным снижением рождаемости. Правительство задействовало, кажется, все инструменты, чтобы исправить эту ситуацию. Законодательно запретили разводы. В больницах дежурили полицейские, чтобы не допустить абортов. Бездетные пары обложили налогом. А многодетные, напротив, стимулировали финансово.

Кончилась инициатива тем, что уже в 1970-х количество брошенных детей выросло в несколько раз. Граждане рожали малышей, получали компенсацию и оставляли чад в детских домах. Кампанию пришлось свернуть. В 1980-х годах рождаемость в стране упала вновь.

В Южной Корее рождаемость в наше время снизилась практически до нуля. Всему виной финансовое положение. Жизнь в городах — дорогое удовольствие. И молодые люди очень поздно обретают финансовую самостоятельность. Поэтому мысли о детях посещают их после тридцати лет. И, как правило, после рабочего дня в офисе.

Чтобы поднять боевой дух, правительство ввело «День семьи». Каждую третью среду месяца в 19:00 во всех офисах Южной Кореи выключали свет. Это, по задумке, должно было выгнать работников домой — чтобы там воссоединиться с семьями и начать плодить потомство. На практике всплеска рождаемости не последовало. Но многие уходили с работы раньше и зачастую шли в бар.

Нация живёт долго, но детей не заводит. Япония столкнулась с проблемой, когда процент пожилого населения растёт, а молодых людей не прибавляется. Через пару десятилетий страну ждёт демографическая катастрофа. Бороться с бедой японцы решили фантастическим способом.

Студенты одного из университетов разработали робота-младенца. Пластиковый свёрток хнычет, ворочается, капризничает — словом, делает всё то же, что и обычный живой ребёнок. По проекту, этого младенца хотят выдавать потенциальным родителям для подготовки к будущему отцовству и материнству. Ну, чтобы в руках покрутили и поняли, что их ждёт. По мнению ряда экспертов, метод современный, но слишком уж экстравагантный, чтобы реально сработать даже в Японии.

Сегодня россиянам беспокоиться не надо. Деньги за отсутствие детей они платить не будут. Налог отменили в январе 1992 года, когда не стало СССР. Советское поколение не было избавлено от подобной необходимости. Холостяков и семьи, в которых дети отсутствовали, налогом обложили в 1941 году. Война стремительно сокращала численность россиян, и новорожденные были необходимы, как и деньги для экономики борющейся с врагом державы.

В России продолжаются споры вокруг налога на бездетность, который предложили ввести в Совете матерей. Он должен распространяться на мужчин и женщин репродуктивного возраста, которые сознательно не хотят рожать. Налог может составить около 500 рублей в месяц.

Кстати, идея не нова — в Советском Союзе налог на бездетность ввели в 1941 году как дополнительный сбор к НДФЛ (6%). Считалось, что он должен был стимулировать молодежь к рождению детей и поправить демографическую ситуацию в стране после войны. Налог не платили учащиеся вузов до 25 лет, военнослужащие, Герои СССР и орденоносцы, а также граждане с зарплатой ниже 70 рублей.

В эфире «ОТРажения» эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев назвал такой налог — обременением людей. По его словам, корень всех проблем заключается во внутренней экономике и создании рабочих мест. Работа в этом направлении улучшит благосостояние жителей.

Нужен ли нам налог на малодетность?

Данный законопроект берет свое начало еще в сороковых годах прошлого столетия. Налоговый сбор являлся обязательным для граждан, которые имели небольшое количество детей, либо не имели детей вовсе.

Налогообложение было утверждено, основываясь на Указе Президиума ВС СССР от 21.10.1941 года.

Согласно данному законопроекту, уплачивать такие сборы должны были следующие категории граждан:

  • Мужчины от двадцати до пятидесяти лет, не воспитывающие ребёнка;
  • Женщины от двадцати до сорока пяти лет, не рожавшие детей.

Нормативная часть документа содержала информацию о том, что налогообложение производилось в размере пяти процентов от официально зарегистрированных доходов гражданина. Помимо этого, женщина уплачивала по налогам, если она находилась в официально браке.

С мужчины, не имеющего детей, взносы взымались даже если он не был женат.

Начисление данной дополнительной выплаты никаких благоприятных отзывов не собрало.

Граждан мало интересовали глобальные государственные планы, тогда как налог за бездетность понижал уровень их жизни и заставлял больше работать, либо отказывать себе в каких-то затратах.

Советские люди, не имеющие детей, не хотели уплачивать по налогу по следующим причинам:

  • Они не имели достаточных условий проживания для полноценного проживания детей;
  • Наличие низкого уровня заработка не позволяло полностью обеспечить расходы на малыша;
  • Отказ от навязывания действий, когда человек не хотел делать что-то против собственной воли;
  • Различия в возрасте при определении половой принадлежности плательщика налога.

Помимо этого, законодательством СССР предполагалась система льготного налогообложения на бездетность.

Согласно нормативным документам того времени, отсутствие детей не грозило следующим категориям граждан:

  • Военнослужащие и их жёны;
  • Награжденным почетным званием Героя СССР;
  • Молодые люди до двадцати пяти лет, получающие высшее образование;
  • Пенсионеры;
  • Граждане, потерявшие детей на фронте в период ВОВ. Тогда как в случае смерти ребёнка при других обстоятельствах, взымался стандартный налог за бездетность, вплоть до повторных родов, или усыновления;
  • Лица, награжденные государственными орденами;
  • Люди, признанные экспертной медицинской комиссией, как не способные содержать и воспитывать детей.

Нормативные документы Советского Союза предусматривали пониженные ставки по налогообложению за бездетность.

Таковыми являлись:

  • Снижение сбора до пяти рублей – для граждан, чей заработок не превышал сто пятьдесят рублей;
  • По сто рублей в год – с каждого налогоплательщика села, входящего в состав колхоза. Безработные лица облагались сбором в шестьдесят рублей в год.

Далее произошел рост процентной ставки по налоговому сбору до шести процентов с человека. Льготные преимущества остались только для категорий граждан, зарабатывающих менее девяносто одного рубля.

При суммарной месячной прибыли менее семидесяти рублей человек освобождался от налога вовсе.

В тысяча девятьсот сорок девятом году была произведена индексация по налогу для жителей сёл.

С того момента они выплачивали:

  • Сто пятьдесят рублей в год – на каждого бездетного гражданина;
  • Пятьдесят рублей – при наличии одного ребёнка;
  • Двадцать пять рублей – при наличии двух детей.

Данный законопроект был отменен с распадом Советского Союза.

На момент 2021 года, на территории РФ действует аналог налогу на бездетность. Однако он отличается по системе исчисления. Никаких сборов не производится.

Помимо общеизвестных позитивных и негативных моментов в жизни населения СССР, существует ряд тех, из-за которых не утихают споры экспертов до сих пор. К ним относят и принятие так называемого налога на бездетность. Несмотря на то, что о нем сейчас знают не многие, в свое время он существенно ударил по населению как в финансовом, так и в моральном отношении.

Официальным названием налога на бездетность было «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР». В народе его называли куда более грубо — «налогом на яйца». Такое необычное название было связано с тем, что больше от этого налога страдали именно мужчины. После принятия этого налога мужчины оказались под куда более сильным экономическим и социальным давлением, чем женщины. Причина в том, что мужчина, у которого не было детей, обязан был уплачивать налог, даже если он не был женат. Налог касался женщин лишь в том случае, если они, будучи замужем, не имели детей.

С момента введения и до отмены действия побора его ставка не менялась. Незначительно изменялась лишь суть налога. Главным вопросом был возраст лица облагаемого налогом, а также сколько процентов налог на бездетность составлял от дохода лица, не имеющего детей.

Было решено из заработной платы взимать 6 %. Возраст лиц для уплаты налога также был четко установлен. Уплата налога ложилась на плечи бездетных мужчин от 20 и до 50 лет. В отличие от мужчин женщины его платили с 20 до 45 лет. Если в документах, удостоверяющих личность, не стоял месяц и день рождения, то первое взимание налога производилось в январе того года, когда человеку исполнялось 20 лет. Последнюю выплату налога человек производил в декабре того года, когда ему исполнялось 50 (для мужчин) или 45 (для женщин) лет.

Для подпадающего под действие налога населения ставка налога на бездетность зависела от размера заработной платы. Так для тех, кто зарабатывал в месяц менее 91 рубля, действовала пониженная ставка. Те же, чья зарплата не превышала 70 рублей, налогом не облагались вообще.

Налог на бездетность начал действовать с 21 ноября 1941 года. Он являлся дополнительным сбором к НДФЛ. Сколько процентов от зарплаты составлял налог на бездетность в период СССР? Ставка по данному сбору равнялась 6%. Отчислять его должны были:

  • мужчины в возрасте 20–60 лет, не имеющие детей;
  • женщины в возрасте 20–45 лет.

Налог по современным меркам более чем дискриминационный. Во-первых, противоречива сама подоплека сбора: обязанность иметь детей вне зависимости от желания, уровня дохода, семейных обстоятельств и наличия собственной жилплощади налогоплательщика. Во-вторых, даже возрастная планка (для мужчин на 15 лет выше) дискриминирует сотрудников-женщин.

Через четыре года после победы СССР в Великой Отечественной войне было окончательно подсчитано, насколько серьезный удар был нанесен по демографии СССР и какие слои населения пострадали больше всего.

Ими оказалось население, проживавшее в селах и деревнях. Причиной сложившейся ситуации стало того, что продвигаясь по советской территории, фашисты заходя в села и деревни, сметали все на своем пути, не оставляя в живых ни стариков, ни детей.

Именно по этой причине в конце 1949 года были внесены еще более радикальные поправки, которые касались именно жителей сельских местностей. Жители сел и деревень, которые не имели детей, обязаны были платить государству ежегодно по 150 рублей. Те, у кого был один ребенок, платили 50 рублей в год. Семьи с двумя детьми облагались налогом в 25 рублей.

Несмотря на политику экономического равенства, в Советском Союзе некоторые лица не облагались налогом на бездетность. Так, были освобождены от оплаты лица, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропавшими на полях сражений во время Великой Отечественной войны.

Кавалеры Ордена Славы трех степеней, Герои Советского Союза и лица, проходящие обучение, также обязаны были платить налог, однако для них существовала особая система льгот. Не облагались налогом лица, которые по состоянию здоровья не могли иметь детей.

От налога были освобождены лица, только что вступившие в брак, но эта поправка была внесена лишь в 80-х годах. Освобождение это действовало со дня регистрации брака в течение одного года. Если за год у семьи не рождался ребенок, налогообложение возобновлялось.

При рождении в семье ребенка родители освобождались от уплаты налога на бездетность. Лица, взявшие ребенка на усыновление, также не платили его. Однако в случае смерти или гибели ребенка от несчастного случая обязанность выплачивать налог для родителей возобновлялась.

Если ребенок рождался у родителей, которые не состояли в официальном браке, то от уплаты освобождалась только мать. Отец не облагался налогом лишь в случае наличия совместного заявления родителей в органы ЗАГСа, или вопрос решался в судебном порядке.

Несмотря на откровенную критику и непопулярность данного налога, он все же принес желаемые результаты.

С момента принятия налога и до 1991 года количество населения Советского Союза было увеличено со 195 миллионов до 294. А с того момента, когда налог на бездетность отменили в 1992 году, население уменьшилось (с 1992 до 2020 года) на 145 миллионов, практически в два раза. Поэтому сколько бы ни велись споры по поводу необходимости в СССР вводить такой налог, цифры говорят сами за себя — налог на бездетность выполнил задачу, которая была очень актуальной для послевоенного времени — увеличение численности населения.

Налог на бездетность существовал в СССР как «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» с ноября 1941 года на основании Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 г. (раздел IV «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР») с последующими дополнениями и изменениями.

Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. Меньшая ставка предусматривалась для тех, кто получал менее 91 рубля в месяц. С заработка менее 70 рублей налог не взимался. В 1949 году налог повышен для сельского населения, в результате чего сельчане, не имеющие детей, платили 150 рублей в год, имеющие одного ребёнка — 50 рублей, двух детей — 25 рублей в год, до 1952 года[1]. Освобождались от налога лица, не имевшие возможности завести ребёнка по состоянию здоровья. От уплаты налога освобождались лица, у которых дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Также существовали льготы для учащихся средних специальных и высших учебных заведений (до 25 лет), для Героев Советского Союза, для награждённых тремя степенями ордена Славы, для военнослужащих и членов их семей и т. д.

Указанный налог прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребёнка и вновь продолжали взимать в случае гибели единственного ребёнка. С конца 1980-х годов льготы по налогу получили молодожёны в течение одного года с момента регистрации брака.

В народе этот налог называли «налогом на яйца»[источник не указан 1765 дней], потому что он ставил женщин и мужчин в неравное положение: последние, не имея детей, облагались налогом независимо от своего матримониального положения, женщины же — только если состояли в зарегистрированном браке и не имели детей.

Обсуждения введения налога для бездетных россиян актуализируется из года в год, но реализации они не получают. 12 октября 2020-го с идеей выступила общественная организация «Совет матерей» в лице ее председателя Татьяны Буцкой. По мнению организации, мужчины и женщины репродуктивного возраста, которые по тем или иным причинам отказываются рожать детей и поддерживать демографию страны в целом, должны платить налог за свою свободу. Буцкая даже назвала сумму налога — 500 рублей в месяц за право не становиться родителям. От налога будут освобождены бесплодные и те, кто не может иметь детей по другим причинам.

Не любишь детей — плати. Будет ли в России налог на бездетность?

Несмотря на откровенную критику и непопулярность данного налога, он все же принес желаемые результаты.

С момента принятия налога и до 1991 года количество населения Советского Союза было увеличено со 195 миллионов до 294. А с того момента, когда налог на бездетность отменили в 1992 году, население уменьшилось (с 1992 до 2021 года) на 145 миллионов, практически в два раза. Поэтому сколько бы ни велись споры по поводу необходимости в СССР вводить такой налог, цифры говорят сами за себя — налог на бездетность выполнил задачу, которая была очень актуальной для послевоенного времени — увеличение численности населения.

Сегодня вопрос о восстановлении этого налога поднимается в Государственной Думе практически ежегодно. Причиной тому служит рост уровня смертности и падение уровня рождаемости и, как результат, снижение численности населения. Все попытки стимулировать рост рождаемости, в том числе введение материнского капитала, дают незначительный результат. До сих пор попытки введения налога не находят поддержки в правительстве.

Альбина Комович, уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае

В принципе, я поддерживаю идеи РПЦ, направленные на увеличение деторождения в стране. В частности, запрет на аборты. Однако в данном случае вопрос неоднозначный. Как быть, например, с людьми, которые по состоянию здоровья не могут иметь детей? В крае таких семей очень много, и далеко не все могут позволить себе прибегнуть к операции искусственного оплодотворения. Думаю, если налог на бездетность и вводить, то статус этих людей должен быть специально оговорен.

Что касается восприятия налога обществом, то, конечно, будут несогласные. Хотя, на мой взгляд, эта мера допустима. Возможно, она подтолкнет кого-то к необходимости завести ребенка. В конце концов, каждый человек должен думать о продолжении рода. Лично я, как гражданин, не против такого налога. Я сама в советские времена выплачивала аналогичный налог до рождения ребенка, и считала это вполне нормальным.

Николай Трикман, депутат Заксобрания Красноярского края

Уверен, что на демографическую ситуацию введение налога никак не повлияет. Он станет лишь очередным источником ресурсов для пополнения бюджета. Глупо думать, что и в СССР он как-то подталкивал людей к деторождению. Как вы себе это представляете? Муж говорит жене: «Давай скорее родим, чтобы с нас не вычитывали налог на бездетность»?! Глупости. На уровень рождаемости влияют совершенно другие факторы. В СССР не существовало безработицы, не было проблем с лечением, образованием, жильем, с устройством ребенка в детсад и школу. Были условия для деторождения, вот люди и рожали. Что мы имеем сегодня? В садиках мест не хватает, вузы платные, работы по окончании учебы не найти и т.д. Поэтому, не думаю, что РПЦ со своей инициативой найдет поддержку у граждан. Если рассуждать с точки зрения правовой обоснованности введения налога, то если мы сейчас вступили в ВТО и считаем себя демократическим государством, давайте посмотрим, как с этим вопросом у наших соседей? Назовите, в какой из стран на сегодня существует налог на бездетность?

Марина Добровольская, депутат Заксобрания Красноярского края

Пятеро из шести детей моих знакомых бездетны. Не потому что не хотят, а потому что не могут. У поколения 80-х большие проблемы с деторождением. И тому есть объективные причины — неблагоприятная экология, повальное увлечение новомодными диетами, медицинскими препаратами. Люди сходят с ума от того, что не могут иметь детей, семьи рушатся из-за этого. Давайте еще обложим их налогом, окончательно сделаем изгоями. Это все равно, что публично казнить людей. Иначе как тупостью, не могу назвать такую инициативу.

Поскольку противников возврата к налогу на бездетность больше, то его появление отодвигается на неопределенное время.

Так, председатель Комиссии Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса РФ Елена Мизулина утверждает:

  • подобные инициативы «ошибочны и вредны»,
  • акцент в законотворчестве «должен быть сделан именно на поддержку, а не на дискриминацию определенных категорий».

Детский омбудсмен Анна Кузнецова придерживается аналогичного мнения, утверждая, что гораздо более сильное влияние на демографическое положение в стране, по сравнению с экономическими методами, оказывает именно действующая государственная политика поддержки «многодетных семей».

Глава Минтруда Максим Топилин высказался более категорично, заявив, что Минтруд выступает за действенные меры, которые приведут к повышению рождаемости. Налог на бездетность такой мерой не является. В связи с этим Минтруд отрицательно относится к перспективе введения налога на бездетность.

Подоходный налог на переводы по картам.

Налог на бездетность в России в 2021 году

Улучшение демографических показателей — одна из основных задач социальной политики в последние годы. Об этом, например, говорится в указе Президента от 07.05.2012 № 606. И в умах законодателей появилась идея вернуть налог на бездетность в России 2019.

По мнению сторонников введения сбора, он поможет улучшить демографическую ситуацию в стране, а полученные средства предлагалось направить на помощь многодетным семьям и детским домам. Также существует мнение, что в случае введения нового налога платить его должна только мужская половина населения, поскольку законотворцы считают, что мужчины отвечают за продолжение рода.

Речь идет о налоговом вычете, который получают все, кто воспитывает хотя бы одного ребенка. Сумма вычета на первого и второго ребенка — по 1400 рублей, а на третьего и каждого последующего — 3000 рублей. Такие вычеты положены до наступления 18-летнего возраста или до наступления 24 лет, если ребенок продолжил обучение в ВУЗе или другом учебном заведении.

Кроме этого, семьям, в которых появился второй и каждый последующий ребенок, полагается материнский капитал в размере 453 026 рублей, а малообеспеченные семьи могут рассчитывать на получение ежемесячного пособия на первенца до достижения им возраста полутора лет.

Если отвлечься от анализа плюсов и минусов законодательной инициативы и обратиться к официальным документам, можно сделать вывод, что ни в этом, ни в следующем году налог на бездетность не введут. Об этом, например, говорит Письмо Минфина России от 06.07.2018 № 03-04-05/47109. В документе сказано, что в период с 2018 по 2020 г. введение сбора не планируется. Таким образом, бездетным гражданам нашей страны остается только верить в честность законотворцев.

В России периодически пересматривается демографический вопрос. Государство всячески пытается изменить сложившееся положение и простимулировать высокую рождаемость искусственно.

Не так давно Депутат Московской гордумы выступил с предложением к Президенту РФ воскресить некогда существовавший в советский период налог на бездетность в России. По логике законодателей такой налог необходимо ввести для поддержки семей с детьми.

Президенту РФ представили проектный вариант концепции ФЗ «О статусе многодетных семей». Помимо всего прочего такой нормативный акт предполагает ввести в нашем государстве налог на малодетность .

По сведениям газеты «Известия», главой Института демографии, миграции и регразвития Ю. Крупновым президенту РФ был направлен проект модернизированного федерального законодательства, который предлагает целый комплекс мер, направленных на поддержку многодетных семей.

По мнению разработчиков такой нормотворческой инициативы, дополнительным налогом следует облагать бездетных не по медицинским критериям семейные пары, а также семьи, у которых всего лишь один ребенок .

Конкретные размеры предполагаемого к введению налога никто до сих пор не озвучивал.

Налог на бездетность в России — существует ли сейчас?

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Будет ли налог на бездетность в России в 2017 году

Очередные разговоры о введении налога на бездетность или малодетность в России пошли в 2017 году. Попытки восстановить этот архаичный налог, существовавший в прежние времена, происходят с завидной периодичностью, но, к счастью, у власти пока хватало ума не идти на поводу у маргинальных политиков, священнослужителей и прочих эксцентричных авторов подобных идей. Будет ли введен налог на бездетность в России в 2017 году: чем завершится новая попытка ввести подобный закон, в какой форме этот налог существует в последние годы незаметно для тех, кто его платит.

  • С 1 июля 1990 года ставка налога была уменьшена для тех, чей заработок составлял менее 150 рублей.
  • С 1 января 1991 года отменено взимание налога с женщин, состоящих в браке и не имеющих детей.
  • С 1 января 1992 года планировалась отмена взимания налога с мужчин, состоящих в браке и не имеющих детей.
  • С 1 января 1993 года планировалось перестать взимать его и с холостяков, то есть налог на бездетность должен быть полностью отменён.

Планировалась отмена налога с 1 января 1993 года, на самом деле налог был отменён 1 января 1992 года, с распадом СССР.

В России стандартный налоговый вычет на детей по налогу на доходы физических лиц может считаться аналогом налога на бездетность. Размер вычета в 2012 году составляет 1400 рублей[1] в месяц на первого и второго ребенка и 3000 рублей на третьего и последующих детей, на ребенка-инвалида фиксированная сумма 3000 рублей, а ставка налога — 13 %, поэтому человек, имеющий одного ребёнка, платит налог на 182 рубля в месяц меньше, чем бездетный человек с такими же доходами.

В 351 г. до н. э. вводился в Древнем Риме цензором Камиллом.[2]

В 1909 г. вводился в Болгарии.[3]

24 февраля 2012 года на Украине зарегистрирован законопроект N10112, предлагающий ввести дифференцированные ставки налога на доходы физических лиц, достигших 30-летнего возраста, в зависимости от количества детей. [4]

Ранее на Украине уже предлагали вернуть налог на бездетных. С этой инициативой к президенту в 2010 году обратился тернопольский городской совет, однако тогда предложение депутатов (под которое попадали только мужчины) так и не рассмотрели. [5]

12 октября 2021, 20:40 — Общественная служба новостей — ОСН Для россиян, не желающих иметь детей, придумают новый налог. Все новое — это хорошо забытое старое, а в борьбе за улучшение демографической ситуации все средства хороши, решили в «Совете матерей». Общественная служба новостей собрала информацию о том, кого это может коснуться и где мы это уже видели.

Инициатива «Совета матерей»

Россиян, не желающих заводить детей, стоит обязать платить специальный налог. Такое мнение в эфире радиостанции «Говорит Москва» высказала председатель правления «Совета матерей» России Татьяна Буцкая. По ее словам, речь идет о тех, кто намеренно отказывается от рождения ребенка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.